Научная статья на тему 'Патриотизм в системе интересов современного человека'

Патриотизм в системе интересов современного человека Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
445
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ / ORGANIZATIONAL FORMS OF WORK WITH YOUTH / ЦЕЛИ И МОТИВЫ УЧАСТИЯ МОЛОДЕЖИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ДВИЖЕНИИ / GOALS AND MOTIVES OF YOUTH'S PARTICIPATION IN THE PATRIOTIC MOVEMENT / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / RESPONSIBILITY AND STAFFING OF PATRIOTIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брагина Зинаида Васильевна, Пономаренко Елена Васильевна

Рассмотрена социальная и экономическая роль патриотизма в социальноэкономическом прогрессе России. Дан сравнительный анализ технологий формирования патриотизма в США, Израиле, Франции. Обозначена роль системы общего и профессионального образования в этом процессе. Предложена система мер по актуализации патриотизма населения России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTISM IN THE SYSTEM OF INTERESTS OF MODERN PEOPLE

The social and economic role of patriotism in the socio-economic progress of Russia is considered in the article. The comparative analysis of technologies of formation of patriotism in the United States, Israel and France is provided. The role of the general and vocational education system in this process is defined. The system of measures to mainstream the patriotism of the population of Russia is proposed.

Текст научной работы на тему «Патриотизм в системе интересов современного человека»

ПАТРИОТИЗМ В СИСТЕМЕ ИНТЕРЕСОВ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

УДК 1. 31б

Зинаида Васильевна Брагина,

д.т.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ, проф. кафедры менеджмента, маркетинга и коммерции Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова Тел.: S (4942) 39-1б-35 Эл. почта: bragzv@ yandex.ru

Елена Васильевна Пономаренко,

к.э.н., докторант Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова Тел. S (92б) S36-63-66 Эл. почта: [email protected]

Рассмотрена социальная и экономическая роль патриотизма в социально-экономическом прогрессе России. Дан сравнительный анализ технологий формирования патриотизма в США, Израиле, Франции. Обозначена роль системы общего и профессионального образования в этом процессе. Предложена система мер по актуализации патриотизма населения России

Ключевые слова: патриотизм, организационные формы работы с молодежью, цели и мотивы участия молодежи в патриотическом движении, ответственность и кадровое обеспечение патриотического воспитания.

Zinaida V. Bragina,

PhD in Technical Sciences, Honored Scientist of Russia, Professor of Management, Marketing and Commerce, Kostroma State University named after N.A. Nekrasov Tel.: S (4942) 39-1б-35 E-mail: bragzv@ yandex.ru

Elena V. Ponomarenko,

PhD in Economics, Doctoral candidate, Kostroma State University named after N.A. Nekrasov Tel.: S (92б) S36-63-66 E-mail: [email protected]

PATRIOTISM IN THE SYSTEM OF INTERESTS OF MODERN PEOPLE

The social and economic role of patriotism in the socio-economic progress of Russia is considered in the article. The comparative analysis of technologies of formation of patriotism in the United States, Israel and France is provided. The role of the general and vocational education system in this process is defined. The system of measures to mainstream the patriotism of the population of Russia is proposed.

Keywords: patriotism, organizational forms of work with youth, goals and motives of youth's participation in the patriotic movement, responsibility and staffing of patriotic education

1. Введение

Изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют нас по-новому взглянуть на патриотизм. В 21 патриотизм - это экономический, социальный, политический и нравственный принцип системы ценностей экономически активного человека. Он проявляется в его созидательной деятельности, в гордости за достижения родной страны, в бережном отношении к народной памяти, к народным традициям. Поэтому на сегодняшний день особенно актуальной является задача осмысления роли патриотизма в системе социальных и экономических интересов современного человека и процесса формирования и накопления этого ресурса общественного производства. Гражданское самосознание человека формируется под неусыпным влиянием семьи и общества. И, тем не менее, определяющую роль в этом процессе выполняет образование как обучение и воспитание. Именно образование, должно способствовать развитию гражданственности и национального самосознания, являясь важнейшей технологией обеспечения социальных и экономических преобразований в стране и в мире. Актуальность проблемы формирования и накопления патриотизма вызвана социальной и экономической необходимостью.

2. Социальная и экономическая роль патриотизма в социально-экономическом прогрессе России

Социальный аспект проблемы патриотизма исследован Потёмкиным А.В. В своем исследовании современного состояния патриотизма молодежи он отмечает [1, с. 69-70] «В последнее время наше общество столкнулось с серьезной проблемой - у молодого поколения наблюдается отсутствие стремления к саморазвитию и самоактуализации, а также нежелание способствовать развитию своей страны. Во многом это связано с тем, что старая система воспитания была развалена, а новая так и не создана. За прошедшие годы средства массовой информации внедрили в сознание подрастающих поколений нелепый образ русского человека как существа неопрятного, нетрезвого и не умеющего работать. Пассивность власти в отношении создания национальной идеи, которая бы смогла консолидировать общество, а также неопределенность, связанная с пропагандой российских общенациональных ценностей, привели к тому, что молодое поколение в большей своей массе перестало гордиться историей своей страны, культурными и научными достижениями своих соотечественников. В результате этого патриотизм стал восприниматься как нечто не модное и даже как совершенно ненужное качество для современного человека».

Критическое состояние этой проблемы актуализируется самой сферой влияния этого свойства человеческой личности. Патриотизм проявляется во всех сферах жизнедеятельности личности (наука, культура, общение, обучение, спорт, трудовая деятельность). Негативные явления, связанные с отсутствием патриотизма, проявляются в каждой из этих сфер. Это приводит к отсутствию позитивных социально значимых жизненных целей, снижению ценности образования, снижению ответственности в труде, деструктивности общения и взаимодействия. Эти факторы порождают такую тенденцию как увеличения числа преступников, наркоманов, безработных и неграмотных среди молодежи. Все это может создать в ближайшие годы трудно исправимое, даже безвыходное положение.

Экономический аспект патриотизма актуализируется в связи с глобализацией экономики. Исследователи проблем глобализации (Субетто А.И Шкирич А.Г) приходят к выводу, что она сопровождается трансформацией человека и окружающего его мира под влиянием и в интересах глобальной экспансии капитала. [2, 3.] Это обостряет вопрос «о сохранении незави-

_

симости и выживании личности, коллектива, народа и государства. Поскольку цели возрастания глоба-листического капитала перманентно и повсеместно (в глобальных масштабах) вступают в противоречие с интересами личности, коллектива, народа и государства, все более актуальной становится проблема защиты этих интересов.» [4.] Рассматривая исторический процесс эволюции и взаимодействия экономического патриотизма производителя и экономического патриотизма потребителя, они приходят к заключению о возникновение экономического эгоизма и активного распространения и даже насаждения экономического нигилизма потребителя по отношению к отечественной продукции. «... экономический нигилизм стал доминирующей характеристикой отношения людей, населяющих постсоветское пространство, к процессу глобализации на рубеже ХХ-ХХ1 веков и продолжает в значительной степени определять их социальное поведение в настоящее время. При этом население стран, играющих активную, направляющую роль в процессе глобализации и успешно адаптирующихся к этому процессу, достаточно устойчиво придерживается позиций экономического патриотизма.

Правящие элиты этих стран, в целом ряде случаев, проповедуют философию крайнего экономического эгоизма, все в большей степени угрожающую экономическим интересам народов мира и целям физического выживания мирового сообщества. Такое положение вещей выводит задачу развития экономического патриотизма в условиях глобализации в ряд важнейших условий успешной адаптации общества к вызовам и последствиям этого процесса и требует организации системной и целенаправленной работы на уровне государства, трудовых коллективов, и семьи, как основы и опоры общества.» [5.]

Исходя из вышеизложенного можно утверждать, что патриотизм -это не только осознание того общеизвестного факта, что личное благополучие зависит от экономического благополучия страны, в которой живешь. Максимальное содействие экономическому прогрессу

государства, которое основывается на реализации потенциальных возможностей рыночной экономики и эффективном использовании всех внутренних и внешних факторов, а также на недопущении их негативного влияния - это повседневные целевые установки, которые должны реализоваться в поведении экономически активного населения.

3. Технологии формирования патриотизма в США, Израиле, Франции

Как формируются эти «повседневные целевые установки»? Сомнительно, что даже очень хорошее знание технологий формирования патриотизма в России вооружит исследователя новыми идеями и аргументами. Такую возможность может обеспечить сравнение. Изучение зарубежного опыта открывает перед исследователем новые аспекты проблемы и способы их разрешения, позволяя при этом глубже и полнее осмыслить состояние проблемы в своей стране, так как специфические черты ее особенно отчетливо проявляются в сравнении. Перейдем непосредственно к сравнительному анализу технологий формирования патриотизма в разных странах. Понимая и принимая все многообразие отличий, остановимся на нескольких аспектах, являющихся наиболее значимыми. К таким аспектам мы относим:

• Организационные формы работы с молодежью, которые ориентированы или специализируются на патриотическом воспитании.

• Цели и мотивы участия молодежи в этих организациях.

• Ответственность и кадровое обеспечение деятельности организаций патриотического воспитания молодежи.

Главное отличие формирования патриотизма каждого поколения молодежи заключается в различных организационных формах, которые специализированы на патриотическом воспитании.

3.1. Формирование патриотизма молодежи в США

В США важный вклад в патриотическое воспитание вносит скаутское движение. (Нельзя не

признать, что скаутское движение копирует лучшие практики пионерских организаций Советского Союза) Организация Американских Бойскаутов (BSA) была создана в Чикаго 8 Февраля 1910 года Уильямом Бойсом. Сегодня американские скауты ежегодно торжественно отмечают в этот день День рождения своей организации. С тех пор более 111 миллионов человек прошло данную программу подготовки. Слово скаут (англ. scout) переводится с английского как разведчик. В 1916 году организация американских скаутов была признана в масштабе всей страны. Это стало результатом общественно-полезной и разнообразной деятельности бойскаутов во всех регионах и штатах страны. Вместе с официальным признанием, бойскауты получили свой собственный устав, который закреплял цели и задачи движения, а также давал его членам право на ношение особого рода униформы. [6.]

Программа BSA построена на системе «патрулирования» группой мальчиков не более 8 человек (8 считалось «естественным числом», на основе теории Дарвина) в возрасте от 11 до 17 лет со «старостой». Движение подразделяется на три возрастные группы. Цели в каждой группе ставятся сообразно возрастным интересам бойскаутов. Мальчики в возрасте от восьми до десяти лет составляют группу Cub Scouts («малышей»), от одиннадцати до тринадцати - бойскаутов, а в четырнадцать и старше скауты переходят в группу Explorers. Скаутов обучают широкому спектру жизненных навыков, включая первую помощь, кемпинг, гражданские права и обязанности. Воспитание по системе скаутов проходит в процессе развлекательных игр, физических упражнений и соревнований, бесед о военной жизни и подвигах разведчиков. [6]

Личный рост участников стимулируют специальные программы, призывающие участников к самосовершенствованию, через развитие, выполнение гражданского и духовного долга, через участие в местных, региональных национальных и международных проектах. Применение новых и старых форм, таких, как

специальности, разрядная система, проектная деятельность, цикловые игры и пр.

Девиз скаутов - «будь готов!» (англ. Be Prepared); по-английски он сокращается до первых букв, так же как фамилия основателя движения скаутов (B.P.). Скаутская эмблема -лилия (трилистник). Три конца лилии представляют три элемента скаутской клятвы: долг перед собой, перед ближними, перед Богом. Скауты во всем мире совершают рукопожатие левой, а не правой рукой, что является знаком особой дружбы и веры.

Первая группа девочек-скаутов была создана 12 марта 1912 года в Саванне, штат Джорджия, Джулиет Гордон Лоу. Женское движение Girl Scouts of America было узаконено Конгрессом США 16 марта 1950 года. На текущий момент в движении насчитывается 2,3 млн. герлскаутов и 890 взрослых добровольцев.

Girl Scouts of America - член Мировой Ассоциации девочек-скаутов и девочек-проводников (World Association of Girl Guides and Girl Scouts (WAGGGS)) насчитывает 10 миллионов девочек и взрослых в 145 странах. [7]

Кроме скаутского движения, к основным формам воспитательной работы патриотической направленности в США относятся: еженедельные групповые занятия по программам: «Командной информации», «Морального наследства и человеческого самосовершенствования», «Равных возможностей», религиозные мероприятия, встречи с представителями НАТО, «Вечера боевой дружбы», празднование дня вооруженных сил США, соревнования за право называться «Лучшим» месяца.

Согласно закону, основными целями скаутского движения является: воспитание в подрастающем поколении чувства гражданства, патриотизма и уважения к обязанности защищать национальные интересы Америки, развитие уверенности в собственных силах, лидерства, улучшение способности общаться и устно, и в письменной форме, повышение уровня физической подготовки. Как говорится в самой программе JROTC, она готовит подростков к

тому, чтобы «лучше служить своей стране в качестве лидеров и подготовиться к военной службе».

«Я будущее Соединённых Штатов Америки» - гласит один из пунктов устава ЖОТС. Достаточно весомый аргумент для представителей юного поколения, чтобы воспитать и поддерживать у них любовь к родине. Школьников учат с особым почётом относиться и к американскому образу жизни, закладывая в систему их ценностей такие понятия, как «родина», «конституция», «национальная безопасность».

В свою очередь школы также заинтересованы, чтобы у них действовали классы ЖОТС. Ведь в этом случае они получают от государства значительные финансовые и материальные средства. Кроме того, официальные исследования показали, что школьники, обучающиеся на курсах ЖОТС, гораздо прилежнее относятся к учёбе и отличаются большей успеваемостью, реже бросают школу и употребляют наркотики, среди них меньше преступников.

Большинство школ предлагает три-четыре года обучения ЖОТС [8] Для этого создаётся специализированный класс, в учебный план которого включают основы гражданственности и физической подготовки, военную историю, военные уставы. Две трети школ предлагают программы по обучению меткой стрельбе. Выезды в учебные лагеря, занятия по стрелковой подготовке, топографии и ориентированию на местности, подрывное дело, вождение техники и прочее повышают рост интереса к классам. Некоторые школы организуют специальные посещения американских военных баз во время школьных каникул. Следует подчеркнуть, что посещение этих классов -дело сугубо добровольное. Тем не менее многие школьники с удовольствием записываются на курсы ЖОТС. Например, для многих подростков немалый интерес представляет возможность быть принятыми в морской кадетский корпус или гражданский воздушный патруль, где занятия проводятся по программе ЖОТС. Там готовят кандидатов для поступления на службу в авиацию или на флот по определённым спе-

циальностям. Кадеты этих школ не только обучаются по выбранным ими профессиям непосредственно в этих заведениях, но часто выезжают на аэродромы боевой авиации и в гавани военно-морских сил. Они участвуют в демонстрационных вылетах, учебных плаваниях на боевых кораблях, что должно заинтересовать их как будущих солдат, матросов, офицеров. Кроме того, они получают достаточно реалистическое представление об авиационной и корабельной службе, о повседневной жизни и быте лётчиков и моряков.

Сегодня в классах ЖОТС обучаются свыше 600 тысяч американских мальчиков и девочек. Хотя попасть в такой класс весьма непросто. С одной стороны, существует большой конкурс - на 140-150 мест поступает, как правило, 2.000 заявок, а с другой - необходимо пройти серьёзные, порой жёсткие испытания на физическую выносливость, например, сделать двадцать и более отжиманий.

Участники ЖОТС имеют такие же звания, как и в настоящих вооружённых силах, только с приставкой «кадет». Знаки различия и форма также отличны от настоящих. Курсанты могут быть награждены лентами, медалями и грамотами как командованием курсов, так и другими организациями, например ассоциацией американских офицеров или американских ветеранов. Награждение победителей проводится в торжественной обстановке с приглашением преподавателей, родителей, ветеранов и других гостей.

О значимости и масштабности ЖОТС говорит и тот факт, что сорок процентов от общего числа генералов армии США начинали карьеру в ЖОТС.

Ответственность за реализацию этой программы возложена на министерство обороны. В связи с этим в Пентагоне, а также в главных штабах видов вооружённых сил созданы специальные управления, которые координируют и организуют деятельность курсов ЖОТС. Ежегодно на эти цели Пентагон выделяет из своего бюджета около 400 млн. долларов. В 2011 году в 50 штатах США действовали 3.229

_

школ с программой ЖОТС. При этом командование сухопутных сил курировало 1.555 школ, ВВС - 724, ВМС - 619, морской пехоты - 260 и береговой охраны - 1. В следующем году планируется иметь уже 3.500 школ с программой ЖОТС. [7, 9]

Министерство обороны обязано предоставлять преподавателей из числа офицеров и сержантов, которые должны иметь, по крайней мере, четыре года военной службы и обладать дипломом средней школы. Хотя, например, на курсы ЖОТС морской пехоты отбирают преподавателей, которые имеют минимум 20 лет действительной службы и физически соответствуют требованиям, предъявляемым к военнослужащим этого рода войск. У авиационных курсов те же требования плюс преподаватель должен иметь степень бакалавра и быть инструктором по лётной подготовке.

Как правило, это отставные военнослужащие, которые продолжают получать пенсию по выслуге лет от федерального правительства. Кроме того, школы оплачивают им разницу от того, что они имели бы, продолжая оставаться на действительной службе. В обязанность министерства обороны входит обеспечение курсов учебными материалами, формой (ношение её обязательно во время занятий) и оружием. Оно также должно предоставлять учебные лагеря для проведения занятий и тренировок учащихся на местности.

3.2. Особенности формирования патриотизма молодежи в Израиле У Израиля особое положение. В Израиле патриотическое воспитание рассматривается как подготовка гражданина к службе в Израильской армии. Необыкновенно высокий -сравнительно с величиной страны и численностью населения - военный потенциал Израиля является результатом необходимости противостоять перманентной военной угрозе со стороны арабских стран. Это заставляет государство поддерживать высокую боеспособности израильской армии -эффективная военная инфраструктура, технологические возможности, которыми не обладает ни одна соизмеримая с Израилем страна в мире,

и богатейший боевой опыт. Вместе с тем незначительность территории и ограниченность людских ресурсов, сосредоточение населения в ограниченном числе городских центров, протяженные границы и отсутствие стратегического сырья делают Израиль уязвимым в военном отношении. Игаль Ядин, начальник Генштаба ЦАХАЛ в 1949-1952 гг. в свое время сказал, что израильтянин - это «солдат, находящийся в отпуске 11 месяцев в году». [10] С тех пор много воды утекло, экономика, население и военная мощь Еврейского государства выросли многократно, но принципы и формы патриотического воспитания, определенные еще при основании государства, остаются неизменными и сегодня.

В Израиле на патриотическое воспитание осуществляется в рамках молодежной военнизированной организации ГАДНА (абревиатура ивритских слов «Молодежные батальоны». Эта израильская добровольческая молодежная организация, готовит подростков 13-18 лет к военной службе. [11] Отряды ГАДНА создаются при средних школах и молодежных клубах. Их члены проходят физическую подготовку, приобретают навыки в обращении с оружием, стрельбе и разведке, участвуют в полевых учениях и походах по стране. Особое внимание уделяется воспитанию чувства товарищества и взаимопомощи, чувства гордости за возможность участвовать в защите национальных интересов Израиля.

ГАДНА была создана в 1948 г. Ей предшествовали еврейские молодежные организации, готовившие своих членов к участию в Хагане. Имеются специализированные морские и военно-воздушные подразделения ГАДНА. На нескольких учебных фермах ГАДНА (в Сде-Бокере и других поселениях) подростки сочетают, как и в частях Нахала, сельскохозяйственные работы с военной подготовкой. Командование ГАДНА издает ежемесячник «Бе-махане Гад-на» («В лагере ГАДНА»). [12.]

Для подростков 13-15 лет (как юношей, так и девушек), решивших получить профессиональную подготовку по специальностям армейского профиля, действует целая сеть из-

раильских аналогов кадетских корпусов. К их числу относятся многочисленные колледжи ВВС, Службы вооружений, военно-морского флота, где готовят будущих армейских и флотских специалистов. Старейшим военно-учебным заведением такого профиля является Школа морских офицеров в Акко, открытая в 1938 году. [13]

По окончании сборов каждый школьник проходит аттестацию, на которой даются заключения об уровне подготовки и рекомендации по выбору армейской специальности.

Главная цель молодежной организации: подготовить гражданина к защите территории и экономических интересов Израиля. Главным мотивом участия молодежи в патриотическом движении является осознанная населением Израиля необходимость защищать свое государство от любых агрессивных внешних воздействий. Вместе с тем действуют и другие мотивы. Так, например, лучшие выпускники колледже Акко могут продолжить обучение в университетах, где получают первую академическую степень. Надо отметить, что для кадетов-выпускников учеба в университетах возможна только по тем специальностям, в которых существует потребность в израильской армии. [13]

Ответственность и кадровое обеспечение несет служба старшего офицера Генерального штаба по вопросам воспитания молодежи. Во главе ГАДНА стоит командование из числа кадровых офицеров израильской армии, координирующее свою деятельность с Министерством просвещения. Ежегодно старшеклассники проходят двухнедельные военные сборы в лагерях. Руководят ими офицеры и сержанты. Во время сборов школьники получают армейскую форму, с ними проводятся занятия по стрелковой, физической и строевой подготовке.

3.3. Французские технологии формирования патриотизма молодежи

Во Франции совершенное иные организационные формы патриотического воспитания молодежи. Они не связывают патриотическое

воспитание с выполнением воинских обязанностей. Уже больше 10 лет как не существует всеобщей воинской обязанности и призыва в армию. На рубеже столетий избавил французских юношей от армейской повинности президент Жак Ширак: в 1996 году он принял решение о постепенном переходе к профессиональной армии и о приостановке призыва. 29 ноября 2011 года во Франции была отменена всеобщая воинская обязанность. С тех пор набор на службу в вооруженные силы страны осуществляется только на контрактной основе. [14, 15, 16]

Тем не менее, воспитанию патриотизма уделяется не меньшее чем в других странах внимание. В 16 лет, все молодые французы обязаны зарегистрироваться в мэрии по месту жительства. 27 мая во Франции проходит ежегодный день обязательных военных сборов для французов в возрасте от 16 до 25 лет. Единственный день, в который юноши и девушки должны отдать свой «священный долг» Родине, называется День обороны и гражданственности. Ежегодно повестки на сборы получает около 700 тысяч молодых французов.

Военные сборы во Франции проходят по военному распорядку - в воинских частях с 9 утра до 17 часов. Содержание мероприятий этих сборов направлено на формирование и оценку гражданской позиции участников. Так, например, начинается всё несколько неожиданно - с тестирования на скорость чтения. Цель проверки - выявить неграмотных молодых людей. По результатам 2011 года, 80% участников военных сборов тест прошли успешно. Примерно 5% были признаны практически неграмотными.

За тестом на грамотность следуют теоретические лекции о задачах обороны страны, о геополитической ситуации в мире и славной истории Франции. Сотрудники «Красного креста» во время сборов обучают молодежь навыкам первой помощи. Поскольку сборы проходят в воинских частях, участников знакомят с военной техникой и военными специальностями. Общие сведения о геополитике, обороне и безопасности, истории Франции, ее роли в

современном мире школьники получают в своих общеобразовательных школах на уроках обществоведения, географии или истории.

Самостоятельным и значимым мероприятием является собеседование, которое проводится индивидуально с каждым участником сборов в завершении однодневной «начальной военной подготовки». На его основании юноши и девушки получают специальные государственные сертификаты. [17]

Во Франции важнейшей целью государства в работе с молодежью является воспитание национально-государственного самосознания и уважения к благородной роли своего государства в развитии цивилизации. Одним из мотиваторов воспитания в себе такого самосознания является сертификат о прохождении сборов. Это важный документ во Франции: без него нельзя получить водительские права, нельзя участвовать в конкурсе на должность госслужащего или поступать в университет.

Ответственность за патриотическое воспитание подрастающего поколения несет система общего и профессионального образования. Кадровое обеспечение систематической деятельности по воспитанию патриотизма возложено на систему образования. При проведении ежегодных сборов расширяется кадровый состав. Для этого приглашают специалистов по геополитике, управлению финансами, средствам связи и праву, являющиеся ведущими сотрудниками университетов и представителями высших органов государства.

4. Заключение

Сравнивая рассмотренные три системы патриотического воспитания можно увидеть несколько тенденций.

1. Организационные формы работы с молодежью в странах различны. Каждая из них адаптирована к особенностям состояния экономики государства и охватывает все население патриотическим воспитанием.

2. В содержании обучения большое внимание уделяется разъяснению достоинств экономики своей

страны, ее значительной роли в мировом сообществе.

3. В каждой стране для молодежи установлены социальные и экономические мотиваторы, побуждающие молодежь к активному участию в патриотическом движении.

Рассмотренные практики воспитания патриотизма, в так называемых, индустриально развитых странах, помогает нам осознать систему наших задач по формированию патриотизма молодежи и всего российского населения. Нам нужно актуализировать систему воспитания гражданственности и патриотизма.

Во-первых, пора организовать распространение идеи экономического патриотизма и разъяснение его сути как социального явления и способа защиты экономических интересов нации через средства массовой информации и корпоративную культуру трудовых коллективов. Вместе с тем, в системе общего и профессионального образования нужно актуализировать проблему формирования гражданственности и национального самосознания в условиях объективно развивающегося процесса глобализации.

Во-вторых, необходима поддержка бизнеса, путем: создания системы экономической мотивации отечественных производителей товаров и услуг, на основе гармонизации законодательства, регулирующего экономические отношения в обществе, и реальных гарантий; равноправия различных форм собственности; создания системы экономической и психологической поддержки проявлений экономического патриотизма в обществе.

В-третьих, создание государственной идеологии, адекватной целям выживания нации в условиях глобализации и поддержание ее в актуальном, соответствующем запросам молодых поколений и тенденциям трансформации современного мира состоянии. Успешное решение этой задачи требует осознания всеобщего и объективного характера процесса глобализации, как определяющей черты развития человеческого сообщества на современном этапе. Понимая важность и

актуальность оперативной консолидации усилий всех слоев общества на основе формирования национальной идеи как идеи выживания нации в глобализирующемся мире; возрождение национальной культуры и традиций как основы идентификации людьми своих коллективных интересов и осознания необходимости консолидации усилий по их защите перед лицом угроз глобалистической экспансии.

Литература

1. Потёмкин А.В. Как мы понимаем патриотизм сегодня // Успехи современного естествознания. -2004. - № 6.

2. Субетто А.И. Капиталократия, (философские и экономические очерки), Избранные статьи и интервью, СПб.: ПАНИ, КГУ им. Н.А. Некрасова, 2000 г., 214 с.

3. Шкирич А.Г. Глобализация -истоки явления. Вестник ассоциации белорусских банков № 35, Мн., 2005 г. Выгоды и негативные последствия глобализации. Вестник ассоциации белорусских банков № 42, Мн., 2005 г.

4. Экономический патриотизм, Блог Андрея Шкирича, [Электронный ресурс]. - Режим доступа http:// a-shkirich.blog.tut.by/2011/03/10/ ekonomicheskiy-patriotizm;

5. Субетто А .И. Глобальный империализм и ноосферно-социа-листическая альтернатива. - СПб. -Кострома: КГУ им. Н.А Некрасова, 2004. - 98с.

6. Бойскауты Америки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.encydia.com/en/

7. Facts about Girl Scouting [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.girlscouts.org/who_we_ are/facts/pdf/facts_gs.pdf

8. To Motivate Young People to Be Better Citizens. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.usarmyjrotc.com/jrotc/dt

9. Головченко Е. Начальная военная подготовка в школах США [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://warfiles.ru/show-20860-

nachalnaya-voennaya-podgotovka-v-shkolah-ssha.html

10. Как становятся солдатами ЦАХАЛ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.oborona.ru/includes/periodics/ armedforces/2012/1115/17209534/ detail.shtml

11. Шульман А. Военное обучение в Израиле [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://shaon. livejournal.com/16149.html

12. Электронная еврейская энциклопедия. ГАДНА [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.eleven.co.il/article/11005

13. Электронная еврейская энциклопедия. Государство Израиль. Вооруженные силы Израиля [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eleven.co.il/article/11734

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Во Франции отменена всеобщая воинская обязанность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kommersant.ru/ news/927720;

15. Французы лишились радости воинской службы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zagranitsa.info/article. php?new=80&idart=8016;

16. Национальная повинность во Франции. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. kommersant.ru/doc/244107/prin

17. Теория и практика Воспитания военнослужащих Вооружённых сил Российской федерации: Учебное пособие [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://med-books.info/psihologiya-pedagogika-voennaya/sistema-podgotovki-voennoslujaschih36247.html.

References

1. Potemkin A.V. How we understand patriotism today. Uspehi sovre-mennogo estestvoznaniya. - 2004. -№ 6

2. Subetto A.I. Capitalocracy (philosophical and economic essays) Selected articles and interviews, SPb.: PANI, KGU,2000, 214 s.

3. Shkirich A.G. Globalization - the origins of the phenomenon. Vestnyk as-

sociacii belorusskih bankov №35, Mn., 2005. Vygody i negativnye posled-stviya globalizacii. Vestnyk associacii belorusskih bankov №42, Mn., 2005.

4. Shkirich A.G. Economic patriotism. Available at: http://a-shkirich.blog. tut.by/2011/03/10/ekonomicheskiy-patriotizm

5. Subetto A.I. Global imperialism and noosphere-socialist alternative. SPb.-Kostroma: KGU im. N.A Nekrasova, 2004.- 98s.

6. Boy Scouts of America. Available at: http://ru.encydia.com/en/

7. Facts about Girl Scouting. Available at: http://www.girlscouts.org/ who_we_are/facts/pdf/facts_gs.pdf

8. To Motivate Young People to Be Better Citizens. Available at: https:// www.usarmyjrotc.com/jrotc/dt

9. Golovchenko E. Basic military training in U.S. schools. Available at: http://warfiles.ru/show-20860-nachal-naya-voennaya-podgotovka-v-shkolah-ssha.html

10. How to become the IDF soldiers. Available at: http://www.obo-rona.ru/includes/periodics/armedforc-es/2012/1115/17209534/detail.shtml

11. Schulman A. Military training in Israel. Available at: http://shaon. livejournal.com/16149.html

12. Gadna. Electronic Jewish encyclopedia. Available at: http://www. eleven.co.il/article/11005

13. The State of Israel. Israeli armed forces. Electronic Jewish encyclopedia. Available at: http://www.eleven.co.il/ article/11734

14. Conscription was abolished in France. Available at: http://www.kom-mersant.ru/news/927720

15. The French lost the joy of military service. Available at: http://www.zagranitsa.info/article. php?new=80&idart=8016

16. National service in France. Available at: http://www.kommersant. ru/doc/244107/prin

17. Theory and Practice of training of Armed Forces of the Russian Federation: Study guide. Available at: http:// med-books.info/psihologiya-peda-gogika-voennaya/sistema-podgotovki-voennoslujaschih36247.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.