SUMMARY
E. AYAPOV
SOCIO - PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF IMPROVING GOVERNANCE BY PUBLIC HEALTH ORGANIZATIONS
the regional blood center, Kyzylorda city
The article presents the idea that to improve the effectiveness of health care organizations should pay special attention to social and psychological aspects.
As well as an analysis of the psychological side of health management, we give some practical advice.
С.М. БЕКЕЖАНОВ
ПРАКТИКА ВНЕДРЕНИЯ ЕДИНОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (ЕНСЗ) В ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ ПОРТАЛА БЮРО ГОСПИТАЛИЗАЦИИ
Областная клиническая больница г. Уральск
Аннотация. В данной статье раскрываются преимущества внедрения Единой национальной системы здравоохранения, а именно портала Бюро госпитализации на примере работы приёмного отделения терапии областной клинической больницы Уральска Западно-Казахстанской области.
В своих ежегодных посланиях Глава государства уделяет особое внимание вопросам охраны здоровья граждан, отнеся их в ранг государственных приоритетов, что отражено в послании 2010 года «Сегодня мы готовим к внедрению систему финансирования и оплаты медицинских услуг ориентированную на результаты».
Система здравоохранения, ориентированная на результат, доказала свою эффективность в международной практике. Принцип следования финансовых средств за пациентом является ведущим стимулом для поставщиков медицинских услуг повышать качество и расширять спектр предоставляемых услуг
Внедрение Единой национальной системы здравоохранения (ЕНСЗ) явилось результатом критической оценки предыдущих реформ и было введено в практическое здравоохранение в 2010 году по поручению Главы государства.
Областная клиническая больница Уральска Западно-Казахстанской области является единственной бюджетной многопрофильной больницей данного региона и оказывает хирургическую и терапевтическую помощь, включая высокоспециализированную, и одной из первых внедрила в свою работу продукт
Единой национальной системы здравоохранения - портал госпитализации плановых больных. Больница госпитализирует плановых больных всех профилей, кроме гинекологического и кардиологического, а также осуществляет круглосуточный ежедневный приём экстренных больных со всего города и области. Больница представлена десятью хирургическими, семью терапевтическими, реабилитационным, двумя приёмными отделениями, рядом диагностических и вспомогательных подразделений.
До внедрения ЕНСЗ заведующий приёмным отделением вёл учёт плановых больных и ставил их на очередь для плановой госпитализации. Происходило это так: больной должен был, пройдя обследование у себя в поликлинике ( городские больные) или в областной консультативной поликлинике (сельские), для чего нужно было приехать в областную больницу, и у заведующего ПОТ записаться на плановую госпитализацию. Очередь доходила до 3-х месяцев.
„ , _I I „„ _________Батыс Казахстан медицина журналы №4 (32) 2011 ж. 87
Медицинский журнал Западного Казахстана №4 (32) 2011 г. \ _____!_
КОГАМДЬЩ ДЕНСАУПЬЩ СА^ТАУ САПАСЫНЬЩ ПРОБПЕМАПАРЫ МЕН КЕЛЕШЕГ1
В 2009 году плановая госпитализация из-за отсутствия мест была отложена 2089 терапевтическим больным, тогда как уже в 2010 году после внедрения ЕНСЗ всего 187 больным пришлось ждать плановой госпитализации больше одной недели. С начала 2011 года по настоящее время отсрочки госпитализации плановых больных из-за отсутствия мест не отмечалось. Теперь хроническому больному из отдалённого района нет необходимости дважды приезжать в областной центр и длительно ждать плановой госпитализации. Достаточно правильно оформить направление по месту жительства и чётко ввести в портал госпитализации сведения о больном, после чего явиться в установленные сроки в областную больницу уже сразу на госпитализацию. Сейчас ошибки в основном происходят из-за некомпетентности и слабой подготовки врачей первичного звена, которые допускают направление необследованного больного, направление больного не по профилю, направление больного, не подлежащего стационарному лечению. Также задержка происходит на уровне первичного звена из-за медленного первичного обследования на уровне поликлиник. Так например:
- не полностью обследованными в 2010 году были направлены 131 больной, которые после дообследования были госпитализированы;
- из-за расхождения направительного и госпитального диагноза было отказано 157 больным, 86 из них госпитализированы после корректировки диагноза.
- отказано по медицинским показаниям в связи с сопутствующим острым заболеванием было 111 больным, 92 из них госпитализированы по выздоровлении.
Одной из ошибок плановой госпитализации является введение в портал больных, требующих экстренной стационарной помощи: так например, вводятся больные с воспалением лёгких, подлежащие экстренной госпитализации или лечению в поликлинике. По мере работы с порталом эту ошибку можно будет ликвидировать.
Второй ошибкой является направление больных, не требующих лечения в областном стационаре. Эта ошибка должна сама по себе отпасть в результате дифференцированной оплаты труда медицинских работников.
Третьей ошибкой является недисциплинированность самих больных, являющихся на плановую госпитализации через несколько дней после указанного срока. Это также должно уйти в прошлое по мере функционирования портала госпитализации.
Неоспоримым плюсом внедрения единой национальной системы здравоохранения и портала Бюро госпитализации является простота, общедоступность и главное прозрачность в вопросе госпитализации плановых больных. В несколько раз сократились сроки ожидания госпитализации плановых больных как в стационары нашего региона, так и направляемых в стационары г Астаны и г. Алматы для оказания высокоспециализированной медицинской помощи.
За короткое время своего существования ЕНСЗ зарекомендовала себя только с положительной стороны, позволила наиболее эффективно использовать имеющийся коечный фонд, сократить и перепрофилировать невостребованные койки, сберечь финансовые и кадровые ресурсы здравоохранения.
Вся система ЕНСЗ в целом ориентирована на конечный результат. Её дальнейшее совершенствование позволит поднять отечественную систему здравоохранения на должный уровень, повысить качество оказываемых медицинских услуг и заложит основы для устойчивого развития здравоохранения республики Казахстан.
Все имеющиеся просчёты происходят из-за банальной общей и компьютерной неграмотности медицинского персонала и самого населения, которые по мере обучения среднего медицинского персонала и всего населения компьютерной грамоте уйдут в прошлое.
Введение ЕНСЗ в практическое здравоохранение - это большой шаг в будущее. Список литературы:
1. Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения», утвержденный Президентом Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года №193-!У ЗРК Астана, Акорда.
2. Постановление Правительства РК от 15.12.2009г. №2136 «Об утверждении перечня гарантированного обьёма бесплатной медицинской помощи»
3. Приказ МЗ РК №860 от 21.12.2011 г. «Об утверждении Инструкции по организации плановой госпитализации в стационар в рамках ГОБМП»
4. Приказ МЗ РК №869 от 25.01.2009г. «О создании Республиканского БГ Региональных БГ»
5. Приказ МЗ РК №336 от 13.05.2010г. «О внедрении портала Бюро госпитализации»
6. Приказ МЗ РК №492 от 03.07.2010г. «Об утверждении инструкции по организации плановой госпитализации в стационар в рамках ГОМБ через портал бюро госпитализации».
7. Приказ МЗ РК №983 от 20.12.2010г. «О внесении изменений и дополнений в приказ МЗ РК №492 от
88 Батыс Казахстан медицина журналы №4 (32) 2011 ж. / ' '
__/ Медицинский журнал Западного Казахстана №4 (32) 2011 г.
03.07.2010г. «Об утверждении Инструкции по организации плановой госпитализации в стационар в рамках ГОБМП через портал Бюро госпитализации» 8. Приказ МЗ РК №166 от 31.03.2011г. «О внесении дополнений в приказ МЗ РК от 03.07.2010г. №492 «Об утверждении Инструкции по организации плановой госпитализации в стационар в рамках ГОБМП через портал Бюро госпитализации».
TY^4
С.М. БЕКЕЖАНОВ
БКО Б1РЫНГАЙ ¥ЛТТЬЩ ДЕНСАУЛЬЩ САКТАУ ТЭЖ1РИБЕС1Н ЕНГ1ЗУ ОРАЛ ЦАЛАСЫНЫИ ОБЛЫСТЬЩ АУРУХАНАСЫНДА ЖYЗЕГЕ АСЫРУДА
Батыс Казахстан облыстык клиникалык емханасы, Орал каласы
Денсаулык сактаудыц бiрычFай акпараттык жYЙесiн жэне ауруханага жаткызу порталын кYнделiктi жумыска eHri3y наукастарды жоспарлы ауруханага жаткызуды ресiмдеудi оцайлатты, емделуфч KYTy Mep3iMiH кыскартуга мYмкiндiк бердi. Крлда бар кереует корын тиiмдi колдану жэне сураныска ие емес кереyеттердi езгеше колдану денсаулык саласыныц каржылык жэне кадрлык ресурсын сактауга мYмкiндiк бередг
SUMMARY
S.M. BEKEZHANOV
WKR URALSK TOWN REGIONAL HOSPITAL THERAPY RECEIVING DEPARTMENT HEAD INTEGRATED NATIONAL HEALTH SERVICE SYSTEM IMPLEMENTATION PRACTICE IN WKR BY THE EXAMPLE OF THE WORK OF
the therapy receiving department hospitalization portal of WKR Uralsk town regional hospital
Integrated information health service system viz hospitalization portal daily work implementation streamlined patents registration for planned hospitalization and also it allowed to reduce treatment waiting period which certainly positively affected all health service system in modern technologies usage sphere. Effective use of bed space, reduction and reprofiling of non-demanded bed space, saving of financial and human resources of Health Service.
УДК: 614.4:616.9-00.5
И.А. САБИРОВА, Д.С. ДИЛЬМАГАМБЕТОВ, А.Е. УМАРОВА
ОРГАНИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ИНФЕКЦИОННОМУ КОНТРОЛЮ В ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНОМ ДИСПАНСЕРЕ
Актюбинский областной противотуберкулезный диспансер, Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова, г. Актобе
Аннотация. На современном этапе система инфекционного контроля доказала свою эффективность в противотуберкулезных организациях (ПТО) республики. Для снижения риска нозокомиальной трансмиссии инфекции среди больных туберкулезом, выявления проблем, связанных с профессиональным здоровьем сотрудников ПТО, организовано эпидемиологическое наблюдение.
„ , _I I „„ _______ ^^ Батыс Казахстан медицина журналы №4 (32) 2011 ж. 89
Медицинский журнал Западного Казахстана №4 (32) 2011 г. \ _____!_