УДК 332.146.2 doi 10.29039/2312-5330-2024-2-107-117
Смерницкая Евгения Владимировна,
кандидат экономических наук, доцент,
доцент кафедры государственного и муниципального управления, Институт развития города,
ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» г Севастополь, Российская Федерация. Кудревич Виктория Вадимовна,
кандидат экономических наук, доцент,
доцент кафедры государственного и муниципального управления, Институт развития города,
ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» г. Севастополь, Российская Федерация
Smernitskaya Eugenia Vladimirovna,
Ph.D. in Economics, Associate Professor,
Associate Professor of the Department of State and Municipal Management,
Institute of Urban Development,
Sevastopol State University,
Sevastopol, Russian Federation.
Kudrevich Viktoria Vadimovna,
Ph.D. in Economics, Associate Professor,
Associate Professor of the Department of State and Municipal Management, Institute of Urban Development, Sevastopol State University, Sevastopol, Russian Federation.
ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ ИНИЦИАТИВНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ
PRACTICE OF IMPLEMENTING INITIATIVE BUDGETING PROJECTS IN THE REPUBLIC OF CRIMEA
Развитие и благоустройство территорий городских и сельских поселений, муниципальных районов Республики Крым имеет особое значение в развитии региона. На протяжении уже более 10 лет средства федерального бюджета в различных формах сопровождают развитие республики, однако с 2020 года субъект сам смог участвовать в обеспечении инициативных проектов, предусматривающих получение финансовой поддержки за счет межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Крым, имеющих приоритетное значение для жителей муниципальных образований. Практика инициативного бюджетирования, к сожалению применяется не во всех регионах Российской Федерации и в статье приводятся результаты реализации инициативных проектов в субъекте федерации, обеспечение нормативно-правового и методического сопровождения соучастных проектов, а самое главное обосновывается значимость соучастного финансового обеспечения инициативных проектов по средствам бюджета субъекта федерации, бюджета муниципального образования и взносов граждан, несмотря на статус региона как дотационного. Исследование проводилось по средствам применения таких методов, как: метод дедукции, анализа данных, метод сравнения и синтеза. В процессе исследования были представлены и систематизированы материалы нормативно-правового обеспечения реализации проектов инициативного бюджетирования на уровне федерального и регионального законодательства, обоснована сущность инициативного бюджетирования как процесса обеспечения инициативных проектов, представлен анализ реализованных инициативных проектов в типологии по годам, а также в реализации по территориальному признаку. Отмечается, что практика реализации инициативных проектов является положительной в регионе для благоустройства территорий. Материал исследования может быть полезен для других регионов, начинающих применять и развивать инициативное бюджетирование как в рамках нормотворчества на уровне субъекта федерации, так и положительного опыта реализации проектов инициативного соучастия.
Ключевые слова: инициативные бюджетирование, регион, бюджеты, граждане, благоустройство территории, приоритеты, практика реализации.
107
The development and improvement of the territories of urban and rural settlements, municipal districts of the Republic of Crimea is of particular importance in the development of the region. For more than 10 years, federal budget funds have accompanied the development of the republic in various forms, but since 2020, the subject itself has been able to participate in providing initiative projects providing for financial support from inter-budgetary transfers from the budget of the Republic of Crimea, which are of priority importance for residents of municipalities. Unfortunately, the practice of initiative budgeting is not used in all regions of the Russian Federation and the article presents the results of the implementation of initiative projects in the subject of the federation, providing regulatory and methodological support for participating projects, and most importantly, substantiates the importance of participating financial support for initiative projects from the budget of the subject of the federation, the budget of the municipality and contributions from citizens, despite the status of the region as a subsidized one. The research was carried out using methods such as: the method of deduction, data analysis, comparison and synthesis. In the course of the research, the materials of regulatory support for the implementation of initiative budgeting projects at the level of federal and regional legislation were presented and systematized, the essence of initiative budgeting as a process of providing initiative projects was substantiated, an analysis of implemented initiative projects in typology by year, as well as in implementation on a territorial basis was presented. It is noted that the practice of implementing initiative projects is positive in the region for landscaping. The research material may be useful for other regions that are beginning to apply and develop proactive budgeting both within the framework of rule-making at the level of the federal subject, and positive experience in implementing projects of initiative participation.
Keywords: initiative budgeting, region, budgets, citizens, landscaping, priorities, implementation practice.
ВВЕДЕНИЕ
Достижение социально-экономических показателей стратегии развития государства заключается в реализации соответствующих показателей в каждом конкретном регионе. Причем уровень достижения социальных показателей в значительной мере превышает по значимости показатели экономического развития, что обуславливается первоочередностью уровня развития человека и гражданина. Немаловажным является благоустройство территорий на которых проживают граждане. В Российской Федерации существует множество финансовых механизмов и инструментов достижения развития социальной сферы, развития и благоустройство территорий, где проживают граждане. Инициативное бюджетирование является ярким примером инструмента государственного управления финансов в ряде решения проблем с благоустройством территорий.
Актуальность материала статьи заключается в рассмотрении практики реализации инициативного бюджетирования в Республике Крым, особенностях участия субъектов инициативного бюджетирования в районах республики, механизме соучастия органов местного самоуправления, региональных органов исполнительной власти в лице Министерства финансов Республики Крым, граждан и предпринимателей. Научная составляющая статьи заключается в рассмотрении опыта реализации проектов инициативного бюджетирования в регионе, несмотря на статус субъекта федерации как дотационного. Практическая значимость отражена в результативных и эффективных примерах благоустройства территорий по средствам участия региональных органов власти, муниципальных образований и граждан.
Вопросы инициативного бюджетирования изучали как зарубежные так и отечественные ученные. Такие авторы как Барлыбаев А.А., Сазыкина М.Ю., Мамлеева Э.Р. [1] исследовали социально-экономические эффекты реализации практик инициативного бюджетирования. Вагин В.В. [2] Концепции развития инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации Вагин В.В., Шаповалова Н.А., Гаврилова Н.В. [4] изучили и представили аспекты методики и практики инициативного бюджетирования.
Векерле К.В., Дербенева В.В. [5, 6] занимались изучением развития инициативного бюджетирования в субъектах федерации.
Основополагающими программными документами можно считать стратегии социально-экономического развития субъектов федерации, государственные программы и национальные проекты. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Суть исследования заключается в донесении практики реализации проектов инициативного бюджетирования в субъекте федерации, как инструменте финансового характера достижения социальных показателей развития региона, в реализации проектов инициативного бюджетирования. Значимость материала исследования заключается в освещении положительного опыта реализации проектов инициативного бюджетирования в Республике Крым на протяжении четырёх лет, в то время как, не все регионы России реализуют подобную практику, зная о ней. Данный
108
материал содержит не только описательный и повествовательных характер, но также и научно-методическую составляющую, что при ознакомлении с материалами статьи поможет применить опыт региона в других субъектах федерации.
Целью научного исследования выступает систематизация нормативного, правового и методического обеспечения регламентации инициативного бюджетирования на уровне государства и субъекта федерации, представление практики реализации проектов инициативного бюджетирования в Республике Крым посредством соучастия регионального органа власти, органов местного самоуправления, граждан и субъектов реального сектора экономики.
Задачи:
1. Раскрыть сущность инициативного бюджетирования в благоустройстве территорий и реализации показателей социальной сферы региона.
2. Систематизировать нормативное, правовое и методическое обеспечение инициативного бюджетирования в Российской Федерации и Республике Крым.
3. Проанализировать практику реализации инициативных проектов в регионе, несмотря на статус дотационного.
МЕТОДЫ
При изложении материала статьи были использованы следующие методы:
• метод дедукции в исследовании используется при формировании сущности инициативного бюджетирования, отражении теоретических аспектов исследования при изучении опыта зарубежных и отечественных учёных в теории и практике процессов инициативного бюджетирования;
• метод анализа используется в материалах статьи при формировании информации о нормативно-правовом регулировании обеспечения инициативного бюджетирования правовыми, нормативными актами, а также методическими материалами на уровне федерального и регионального обеспечения;
• метод сравнения используется в показателях реализации проектов инициативного бюджетирования как в разрезе временного фактора по годам за четыре года, так и в разрезе территориального фактора—по районам республики;
• метод синтеза применяется с целью получения обобщенных результатов исследования, формулировки выводов и общих заключений по практике реализации проектов инициативного бюджетирования в регионе.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Впервые результаты внедрения инициативного бюджетирования на территории Российской Федерации можно датировать 2007 годом. Процессы инициативного бюджетирования регламентировались Законом Российской Федерации .№131 от 6 октября 2003 года «Об общих принципах местного самоуправления» [12]. Реализация инициативных проектов осуществлялась на территории муниципальных образований с соответствующим финансированием проектов из бюджетов муниципалитетов, а на тот момент ФЗ .№131 был единственным регламентирующим документом. Процессы инициативного бюджетирования реализовывались на территории муниципалитетов с непосредственным участием жителей соответствующего муниципального образования, значит и применение норм закона о местном самоуправлении было бы достаточно обоснованно. В процессе всё большего опыта внедрения и активного продвижения проектов инициативного бюджетирования, возникала необходимость прописи ряда рекомендательных и алгоритмических пояснений. Многое вопросы оставались непонятными как для самих инициативных жителей, так и для уполномоченных органов на уровне субъекта федерации по распоряжению субсидиарных средств.
Инициативное бюджетирование являясь основной возможностью реализации мнения граждан по благоустройству территорий, благоустройству школ, студенческое инициативное бюджетирование влияет на усиление ответственности органов местного самоуправления. В свою очередь, органы местного самоуправления вынуждены принимать решения основываясь на желании граждан. Всё это способствует плодотворному процессу благоустройства территорий по средствам тесного общения администраций муниципальных образований и его жителей. В каждом населенном пункте не обойтись без проблем, связанных с благоустройством общественной инфраструк-
109
туры, недоблагоустройство территорий сеет в массах населения муниципального образования недовольства и недоверие к органам местного самоуправления. Решение таких проблем должно быть всегда первоочередной задачей для администрации муниципального образования, что повысит уровень благонадежности и коллектива администрации и главы.
Инициативное бюджетирование—ресурс вовлечения граждан в процессы местного самоуправления по управлению бюджетом территорий. Это форма участия жителей в решении вопросов местного значения посредством выдвижения, участия в отборе, реализации и контроля за реализацией инициативных проектов. Граждане выбирают объекты, которые будут являться предметом процесса инициативных проектов, на которые будет выделено финансирование.
На сегодняшний день проекты инициативного бюджетирования активно реализуются в 69 субъектах федерации, что насчитывает 22 тысячи проектов и по развитию территорий поселений, и школьное инициативное бюджетирование и пр. Общая стоимость проектов насчитывает 24 млрд. руб. Основными особенностями реализации проектов инициативного бюджетирования является распределение средств бюджета субъекта федерации касаемо только инициатив граждан, с со-финансированием средств бюджета муниципального образования и субъектов реального сектора экономики.
Результаты реализации проектов инициативного бюджетирования в субъектах федерации дают возможность более эффективно расходовать средства бюджета муниципального образования, бюджета субъекта федерации и денежных средств по средствам инициативных платежей граждан территории и субъектов сферы бизнеса. Такие эффективные решения помогут добиться социальной и экономической эффективности от вложений соответствующих субъектов проектов инициативного бюджетирования. Подобная практика позволит закрепить степень доверия граждан к органам местного самоуправления и повысить уровень взаимопонимания в ходе реализации экономической, технической и составляющей проектов инициативного бюджетирования.
Обеспечение нормативно правовым регулированием процесса и самой категории инициативного бюджетирования свидетельствует о том, что основополагающим документом является стратегия социально-экономического развития региона.
В исследовании практика реализации инициативного бюджетирования представлена на примере Республики Крым. Это в двойне интересный опыт, так как всего за четыре года с 2020, внедрение нового инструмента развития региона, такого как инициативное бюджетирование показало свои результаты. Неотъемлемым фактом является статус Республики Крым как дотационного региона, но несмотря на это Министерство финансов Республики Крым находит возможность субсидирования основной части реализации инициативных проектов. Так как мы рассматриваем механизмы инициативного бюджетирования на примере Республики Крым представим законодательную базу субъекта федерации.
Так как уже было определено выше нормативно-правовое обеспечение и сопровождение реализации проектов инициативного бюджетирования отдано на откуп субъектам федерации, и Республика Крым не является исключением, то можно похвастаться достаточно весомой нормативно-творческой базой, обеспечивающей регламентация процессов инициативного бюджетирования.
В 2020 году в Республике Крым на законодательном уровне утверждена такая форма участия населения в осуществлении местного самоуправления как инициативные проекты.
Финансовое обеспечение проектов инициативного бюджетирования реализуется по средствам бюджета Республики Крым, местных бюджетов, инициативных платежей.
Практики инициативного бюджетирования основаны на единой концепции вовлечения населения в принятие решений о бюджете. Однако механизмы их реализации зависят от конкретных условий территории, типологии субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, местных традиций и многих других факторов. В Крыму для соблюдения и регламентации процессов реализации инициативных проектов эффективно функционирует действенный орган—Центра изучения гражданских инициатив, который активно осуществляет свою работу при содействии Министерства финансов Республики Крым.
110
Таблица 1. Регламентационное обеспечение инициативного бюджетирования на федеральном и муниципальном уровнях *
Федеральное законодательство Региональное законодательство
Федеральный закон от 06.10.2003 №131 -ФЗ (ред. от 06.02.2023) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Статья 56.1. Финансовое и иное обеспечение реализации инициативных проектов Федеральный закон от 20.07.2020 № 236-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Статья 261. Инициативные проекты «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 14.04.2023) (статья 28) Методические рекомендации по подготовке и реализации практик инициативного бюджетирования в Российской Федерации, утв. Минфином России (в ред. от 22.12.2021) Закон Республики Крым от 29.05.2020 года № 77-ЗРК «Об инициативном бюджетировании в Республике Крым» Постановление Совета министров Республики Крым от 16.10.2020 года № 658 «О некоторых вопросах реализации инициативного бюджетирования на территории Республики Крым» Постановление Совета министров Республики Крым от 16.11.2020 года № 703 «О создании Центра изучения гражданских инициатив» Постановление Совета министров Республики Крым от 30.08.2021 года № 501 «Об утверждении Порядка предоставления и распределения субсидий из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на (»финансирование проектов инициативного бюджетирования в Республике Крым» Распоряжение Совета министров Республики Крым от 23.06.2020 года № 851-р «Об уполномоченном органе в сфере инициативного бюджетирования в Республике Крым» Закон Республики Крым от 15.12.2022 № 355-ЗРК/2022 «О бюджете Республики Крым на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов»
* Составлено авторами
Этапы реализации проектов инициативного бюджетирования:
I этап — определение проекта для участия в конкурсе и подготовка необходимой документации.
II этап—участие в конкурсном отборе и, в случае победы, заключение соглашения о предоставлении субсидии.
Ш этап—реализация проекта и предоставление отчета об использовании субсидии на реализацию проекта и отчета об итогах реализации проекта.
Алгоритм реализации инициативного бюджетирования, требования к инициативным проектам, этапы проектов инициативного бюджетирования, а также цикл подготовки проектов инициативного бюджетирования дают возможность обосновать систему функционирования инициативного бюджетирования в регионе.
Реализация проектов инициативного бюджетирования начата с 2020 года в Республике Крым, а о первых результатах инициативных проектов можно говорить, начиная с 2021 года. На протяжении четырех лет республика активно вовлекает граждан во всё новые проекты инициативного соучастия, по улучшению и благоустройству территорий районов Крыма.
Механизм финансового обеспечения не отличается от общепринятого в целом в государстве, уполномоченным органом выступает Министерство финансов Республики Крым. Именно оно и наделено правом предоставлять субсидию из бюджета Республики Крым в размере одного миллиона рублей в период 2020-2023 годов и 1500000 руб. в 2024 году, через главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС), а таковыми являются Министерство спорта Республики Крым, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, Министерство топлива и энергетики Республики Крым. Обоснованно, что именно эти министерства выступают ГРБСами, так как в масштабах инициативного бюджетирования по благоустройству территорий обозначены три основные типологии проектов инициативного бюджетирования, представленные на рисунке 1.
111
Освещенке улиц Объекты благоустройства
Объекты физической культуры, массового спорта
Рис. 1. Типология проектов инициативного бюджетирования в Республике Крым (Составлено
авторами)
Распределение субсидий из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым, осуществляется попроектно, согласно районов Крыма по сферам благоустройства.
Структура соучастия всех возможных субъектов инициативного бюджетирования предполагает ряд обязательных и необязательных требований, в первую очередь это касается долевого участия финансового обеспечения проекта. Обязательным финансовыми источниками являются взносы граждан — не менее 3%, от суммы субсидии, которую выделят Министерство финансов РК, в 2024 году такой размер составил до 1,5 млн руб., субсидия бюджета муниципального образования в размере не менее 5% от регионального размера субсидирования каждого проекта, в то же время взносы субъектов реального сектора экономики и благотворительные поступления не являются обязательными.
Долевое участие финансового обеспечения инициативных проектов представлено на рисунке 2.
3% Ц к.
ВКЛАД ЖИТЕЛЕЙ (ОБЯЗАН лынч V* «И шив ) ВКЛАД СПОНСОРОВ Н1 : * :0' • '.Л'» ; 0 ВКЛАД МЕСТНОГО БЮДЖЕТА | (.'; >1 ^ м 1' г » и л* у V ллпиг} до 1 ООО ООО руб. субсидия из БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ФИНАНСИРОВАНИЕ _
Г
Рис. 2. Финансовое обеспечение реализации проекта (Составлено авторами)
Проекты инициативного бюджетирования в субъекте имеют соответствующую типологию, которая сформирована в зависимости от принадлежности проекта к той или иной сфере жизнедеятельности граждан. Результаты реализации проектов предполагают типологию, что можно проследить в динамике по годам начиная с 2021 года по 2024 год. 2024 год, является текущим, однако проекты в этом году уже выбраны и идет их реализация.
По типологии проектов в общем их количестве наблюдается значительный рост. С первого периода реализации инициативных проектов, до текущего состояния количество проектов увеличилось более чем в два раза, причем с каждым последующим годом показатель растет с отметкой в 10, 28, 32 проекта, наблюдается некая прогрессия.
112
Таблица 2. Практика реализации инициативного бюджетирования в Республике Крым по типологии проектов *
Проекты 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г.1
Монтаж и ремонт уличного освещения 12 11 22 3
Обустройство детских и спортивных площадок 11 15 23 38
Ремонт пешеходных дорожек и тротуаров 4 1 4 11
Благоустройство общественных территорий (благоустройство парковых зон, площадок для отдыха, площадок для мусора, мощение тротуаров, установка декоративных подсветок) 13 14 19 39
Благоустройство территорий кладбищ 4 12 13 18
Объекты физической культуры, массового спорта 9 10 10 14
Общее количество реализованных проектов 53 63 91 123
1 Данные по состоянию на момент проведения конкурса проектов.
* Составлено на основании [14, 15]
Просматривая проекты относительно типологии, нельзя сказать, что присутствует какая-то причинно-следственная связь, однако выделить можно актуальность проектов таких как: благоустройство детских и спортплощадок, благоустройство общественных территорий, территория кладбищ.
Динамика финансового соучастия в проектах также имеет немаловажную роль, рост источников финансирования в проектах характеризует заинтересованность каждого субъекта в практике инициативного бюджетирования.
Таблица 3. Структура финансирования реализации проектов *
Источники финансирования 2021 год 2022 год 2023 год 2024 год
руб. % руб. % руб. % руб. %
Субсидии из бюджета Республики Крым 45 684 000 81 52 3 23 847 78 81 790 000 78 127 030 000 80
Сумма софинансиро-вания из местных бюджетов 6 768 000 12 8 613 893 13 15 100 000 15 17 520 000 12
Вклады спонсоров 2 256 000 4 3 396 010 5 3 170 000 3 5 060 000 3
Инициативные платежи жителей 1 692 000 3 2 888 222 4 4 660 000 4 8 350 000 5
Общая стоимость реализованных проектов 56 400 000 100 67 221 972 100 104 720 000 100 157 960 000 100
* Составлено на основании [14, 15]
На первый взгляд, кажется, что главный субъект, который предоставляет наибольший размер финансирования — Министерство финансов Республики Крым, с каждым последующим годом уменьшает размер финансирования, в общей структуре финансового обеспечения, однако тут можно говорить о том, что наоборот—данная тенденция положительна, с точки зрения увеличения источников финансирования от граждан и бюджетов муниципалитетов. Данные показатели говорят о заинтересованности жителей той территории, которую они проектируют, благоустраивают, проявляют замотивированность. В динамике по годам наблюдается существенный рост по всем составляющим структуры финансирования в разрезе каждого источника в том числе.
Данные и по районам региона помогут разобраться каким образом распределилась практика инициативного бюджетирования на территории Крыма (рис. 3).
Основными точками преткновения в успешной реализации проектов инициативного бюджетирования является умение договориться. Договариваются между собой участники инициативной группы, субъекты финансирования инициативных проектов, органы местного управления с ГРБС,
113
18 16 14 12 10 8 6 4 2 0
«
а
8
0 а
1
О
«
£ о
й &
К
и о
и
I II
8 а о и о ч
д
о а о £ о к
а $
¡т
« й
а С
58
а
О &
2021 год 2022 год 2023 год 2024год Рис. 3. Реализованные проекты инициативного бюджетирования в районах Республики Крым
(Составлено на основании [14, 15])
ГРБС с уполномоченным органом, предоставляющим основную субсидию на реализацию проекта инициативного бюджетирования.
Так как инициативное бюджетирование основано на готовых, предлагаемых направлениях проектов, в данном случае это уже облегчает принятие решений, источники финансирования и механизмы воплощения идеи в результат проекта. Как уже отмечалось выше в регионе разработан и функционирует достаточно эффективный массив нормативно-правовой документации и рамках регламентации процессов и организации инициативного бюджетирования, отметим, что не во всех субъектах разработан и присутствует подобный свод регламентирующих документов. Для обеспечения комфортного коммуникационного и инвестиционного климата в регионе используют принципы, представленные в таблице 4.
Таблица 4. Характеристика принципов обеспечения инвестиционного климата в регионе :
№ Принцип Хар актеристика
1. Равенства Определяет равноправный подход к соучастникам проектов инициативного бюджетирования в границах обозначенных типологией проектов, сфер жизнедеятельности граждан.
2. В овлеченно сти Означает участие субъектов инициативного бюджетирования, как граждан, так и предпринимателей в процессе формирования государственных решений и оценки реализации таких решений
3. Прозрачности Обеспечивает общий доступ к документированной информации органов государственной власти Республики Крым, за исключением информации ограниченного доступа.
4. Лучшая практика Оригнтация на лучшие практики реализации инициативных проектов в регионе.
* Составлено авторами
114
Все вышеперечисленные принципы являются основой коммуникационной составляющей между всеми обязательными и возможными субъектами, вовлеченными в процессы реализации инициативных проектов. Формирование бюджета проекта является основой для тех возможностей и масштабности, которую обеспечат своими объемами финансирования граждане, муниципалитеты, предприниматели, спонсоры, благотворительные организации, в методике соучастия нет ограничений по объемам финансирования, главное соблюсти признак «не менее» В случае недоговоренности и возникновения конфликтных вопросов, всегда можно обратиться к специалистам Центра изучения гражданских инициатив, которые помогут прояснить ситуацию как с точки зрения методики, правового аспекта, так и психологических подходов, инициативы граждан — это в первую очередь про человеческий фактор.
В каждом отдельном субъекте федерации есть свои особенности территориального деления, природных и климатических условий, что не может не влиять на плотность населения, рост показателей демографии, распределение приоритетов в зависимости от ключевых отраслей экономики региона. Так как Республика Крым остаётся в статусе дотационного региона на территории субъекта действуют льготные условия реализации проектов, и федерация и органы государственной власти субъекта идут навстречу гражданам и их инициативам. Данные особенности проявляются в упрощении документооборота, сроках проектирования и оформления различного рода разрешительной документации, все эти удобные и понятные для граждан условия ещё больше способствуют открытости идей, а вместе с тем и реализации проектов.
Четкая увязка всех субъектов процесса инициативного бюджетирования позволит ускорить процессы реализации подобных проектов, устранит ряд вопросов и практике обращений граждан. Практики инициативного бюджетирования основаны на единой концепции вовлечения населения в принятие решений о бюджете. Однако механизмы их реализации зависят от конкретных условий территории, типологии субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, местных традиций и многих других факторов. ВЫВОДЫ
Как показывает практика применения механизма инициативного бюджетирования в развитии региона, вклад самой республики в благоустройство территорий имеет значительный результат. Всё это сопровождается нормативными и правовыми актами самой федерации и конкретного субъекта, инструменты реализации проектов должны быть актуальными для конкретного региона, типология проектов нужной и значимой для граждан.
Заинтересованность можно обеспечить только понятными финансовыми механизмами так чтобы в своё время они были доступны для субъектов проектов инициативного бюджетирования. Необходимо обеспечить решение бюрократических вопросов с минимальным временным и психологическим бременем, что уже работаем в Республике Крым в лице Центра изучения гражданских инициатив. Типология проектов должна предусматривать заинтересованность граждан в решении конкретных проблем их территории, вовлечение предпринимателей и спонсоров также могло бы обеспечивать у таких субъектов льготные налоговые обязательства.
Анализ данных по реализуемым в Республике Крым инициативным проектам, позволил предложить механизм совершенствования процесса реализации инициативного бюджетирования в Республике Крым, который отражен в представленной системе инициативного проектирования в благоустройстве территорий муниципальных образований Республики Крым.
Инициативное бюджетирование — это эффективный способ самостоятельного решения актуальных проблем гражданами государства. Активное развитие этого направления не только повышает финансовую грамотность населения, но также и увеличивает гражданскую активность, что положительно сказывается во многих сферах государственного управления.
Важным аспектом, на который стоит обратить внимание при изучении инициативного бюджетирования, это вопрос повышение уровня взаимодействия и коммуницирования органов государственной власти, которые в свою очередь так же повышают эффективность реализации тех или иных проектов путем совместного оперативного решения существующих задач.
115
Таким образом, исходя их того, что инициативное бюджетирование реализуется через проекты, а каждый проект проходит в своей реализации жизненный цикл, через предметные области, рекомендуемая численность инициативной группы проекта составляет от 10 до 14 человек, предметных областей проекта определенно десять. Именно такое количество людей можно будет целесообразно и достаточно эффективно распределить в соответствующей предметной области.
Так как проблемы, с которыми сталкиваются в управлении проектами инициативного бюджетирования связанны с отсутствием в регионе своеобразного проектного офиса, который будет точкой притяжения для граждан, глав муниципальных образований, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, региональных органов исполнительной власти для решения общей проблемы- важным стоит считать создание регионального проектного офиса, который мог бы стать точкой притяжения каждого из субъектов инициативных проектов, и включать функционал сопровождения проектов, обеспечение необходимыми компетенциями участников инициативного бюджетирования.
Инициативное бюджетирование — это эффективный способ самостоятельного решения актуальных проблем гражданами государства. Активное развитие этого направления не только повышает финансовую грамотность населения, но также и увеличивает гражданскую активность, что положительно сказывается во многих сферах государственного управления.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барлыбаев, А. А. Социально-экономические эффекты реализации практик инициативного бюджетирования / А. А. Барлыбаев, М. Ю. Сазыкина, Э. Р. Мамлеева // Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2020. — № 12-3. — С. 463-468. — DOI 10.17513/vaael.1534. — EDN AVKPFZ.
2. Вагин, В. В. Программы (концепции) развития инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации / В. В. Вагин // Российские регионы: взгляд в будущее. — 2020. — Т. 7, N° 2. — С. 76-104. — EDN GYNPVC.
3. Вагин, В. В. Фискальные эффекты применения методологии инициативного бюджетирования в сфере общественных финансов / В. В. Вагин, М. Р. Пинская // Финансы: теория и практика. — 2022. — Т. 26, № 1. — С. 115-125. — DOI 10.26794/2587-5671-2022-26-1-115-125. — EDN HHIWKW.
4. Вагин, В. В. Мониторинг развития инициативного бюджетирования: методика и практика организации / В. В. Вагин, Н. А. Шаповалова, Н. В. Гаврилова // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. — 2019. — № 2(48). — С. 51-64.—DOI 10.31107/2075-1990-2019-2-51-64. — EDN SRGFEJ.
5. Векерле, К. Перспективы и условия востребованности инициативного бюджетирования в России / К. Векерле, И. Соколов // Экономическая политика. — 2022. — Т. 17, № 2. — С. 34-61. — DOI 10.18288/1994-51242022-2-34-61. — EDN QVZMBQ.
6. Дербенева, В. В. Факторы развития инициативного бюджетирования в России / В. В. Дербенева // Вестник Академии знаний. —2021. — № 43(2). — С. 369-374. — DOI 10.24412/2304-6139-2021-11098. — EDN ZFQRSD.
7. Доклад «О лучших практиках развития инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях». — М.: НИФИ Минфина России, 2020. — URL: docs.yandex.ru/docs/ view?tm=1701447155&tld=ru&lang=ru&name=0570_Doklad_IB_2020_ (дата обращения: 19.06.2024).
8. Доклад о лучшей практике развития инициативного бюджетирования в субъектах Российской Феде-рации и муниципальных образованиях за 2021 год. — М.: Минфин России, 2021. — URL: cmokhv.ru/media/ cms_page_media/2021/9/22/Doklad_o_luchshikh_praktikakh_initsiativnogo_budzhetirovaniya_2021 .pdf (дата обращения: 19.06.2024).
9. Доклад о лучшей практике развития инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях за 2022 год. — М.: Минфин России, 2022. — URL: minfin.gov.ru/ru/ perfomance/budget/policy/proactive_bud?id_65=300374 (дата обращения: 19.06.2024).
10. Методические рекомендации по подготовке и реализации практик инициативного бюджетирования в Российской Федерации, утв. Минфином России (в ред. от 22.12.2021) // СПС Консультант Плюс. — URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372984/ (дата обращения: 19.06.2024).
11. Методические рекомендации «Инициативное бюджетирование. Просто о нужном» в Республике Крым, утв. Министерством Финансов Республики Крым (в ред. от 03. 10.2022). — URL: budget.rk.ifinmon.ru/krym-kak-my-hotim/novosti/412-metodicheskie-rekomendatsii-initsiativnoe-byudzhetirovanie-prosto-o-nuzhnom (дата обращения: 19.06.2024).
12. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 08.07.2024). — URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения: 19.06.2024).
116
13. Центр изучения гражданских инициатив. — URL: budget.rk.ifinmon.ru/krym-kak-my-hotim/centr-initiativ/ 357-tsentr-izucheniya-grazhdanskikh-initsiativ (дата обращения: 19.06.2024).
14. Сводный отчет по итогам представленных муниципальными образованиями Республики Крым отчётов о реализации проектов инициативного бюджетирования за 2023 год / Министерство финансов Республики Крым. — URL: minfin.rk.gov.ru/structure/4d35744f-4581-4af8-bc03-64d7acaa7d50 (дата обращения: 19.06.2024).
15. Протокол заседания республиканской конкурсной комиссии инициативного бюджетирования по проведению конкурсного отбора и рассмотрению проектов инициативного бюджетирования на уровне Республики Крым от 16.04.2024 №2 (+ Приложение 1, приложение 2) / Министерство финансов Республики Крым. — URL: minfin.rk.gov.ru/structure/a7f85368-bd9e-4c36-8f7e-66faf6470615 (дата обращения: 19.06.2024).
SPtSOKLTTERATURY
1. Barlybayev, A. A. Sotsial'no-ekonomicheskiye effekty realizatsii praktik initsiativnogo byudzhetirovaniya / A. A. Barlybayev, M. Yu. Sazykina, E. R. Mamleyeva // Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki i prava. — 2020. — № 12-3. — S. 463-468. — DOI 10.17513/vaael.1534. — EDN AVKPFZ.
2. Vagin, V V. Programmy (kontseptsii) razvitiya initsiativnogo byudzhetirovaniya v sub'yektakh Rossiyskoy Federatsii / V V Vagin // Rossiyskiye regiony: vzglyad v budushcheye. — 2020. — T. 7, № 2. — S. 76-104. — EDN GYNPVC.
3. Vagin, V. V. Fiskal'nyye effekty primeneniya metodologii initsiativnogo byudzhetirovaniya v sfere obshchestvennykh finansov / V V. Vagin, M. R. Pinskaya // Finansy: teoriya i praktika. — 2022. — T. 26, № 1. — S. 115-125. — DOI 10.26794/2587-5671-2022-26-1-115-125. — EDN HHIWKW.
4. Vagin, V V Monitoring razvitiya initsiativnogo byudzhetirovaniya: metodika i praktika organizatsii / V V Vagin, N. A. Shapovalova, N. V Gavrilova // Nauchno-issledovatel'skiy finansovyy institut. Finansovyy zhurnal. — 2019. — № 2(48). — S. 51-64. — DOI 10.31107/2075-1990-2019-2-51-64. — EDN SRGFEJ.
5. Vekerle, K. Perspektivy i usloviya vostrebovannosti initsiativnogo byudzhetirovaniya v Rossii / K. Vekerle, I. Sokolov // Ekonomicheskaya politika. — 2022.—T. 17, № 2. — S. 34-61. — DOI 10.18288/1994-5124-2022-2-34-61. — EDN QVZMBQ.
6. Derbeneva, V. V. Faktory razvitiya initsiativnogo byudzhetirovaniya v Rossii / V. V. Derbeneva // Vestnik Akademii znaniy. — 2021. — № 43(2). — S. 369-374.—DOI 10.24412/2304-6139-2021-11098. — EDN ZFQRSD.
7. Doklad «O luchshikh praktikakh razvitiya initsiativnogo byudzhetirovaniya v sub"yektakh Rossiyskoy Federatsii i munitsipal'nykh obrazovaniyakh». — M.: NIFI Minfina Rossii, 2020. — URL: docs.yandex.ru/docs/ view?tm=1701447155&tld=ru&lang=ru&name=0570_Doklad_IB_2020_ (data obrashcheniya: 19.06.2024).
8. Doklad o luchshey praktike razvitiya initsiativnogo byudzhetirovaniya v sub'yektakh Rossiyskoy Fede-ratsii i munitsipal'nykh obrazovaniyakh za 2021 god. — M.: Minfn Rossii, 2021. — URL: cmokhv.ru/media/cms_page_media/ 2021/9/22/Doklad_o_luchshikh_praktikakh_initsiativnogo_budzhetirovaniya_2021 .pdf (data obrashcheniya: 19.06.2024).
9. Doklad o luchshey praktike razvitiya initsiativnogo byudzhetirovaniya v sub'yektakh Rossiyskoy Federatsii i munitsipal'nykh obrazovaniyakh za 2022 god. — M.: Minfin Rossii, 2022. — URL: minfin.gov.ru/ru/perfomance/ budget/policy/proactive_bud?id_65=300374 (data obrashcheniya: 19.06.2024).
10. Metodicheskiye rekomendatsii po podgotovke i realizatsii praktik initsiativnogo byudzhetirovaniya v Rossiyskoy Federatsii, utv. Minfinom Rossii (v red. ot 22.12.2021) // SPS Konsul'tant Plyus. — URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372984/ (data obrashcheniya: 19.06.2024).
11. Metodicheskiye rekomendatsii «Initsiativnoye byudzhetirovaniye. Prosto o nuzhnom» v Respublike Krym, utv. Ministerstvom Finansov Respubliki Krym (v red. ot 03. 10.2022). — URL: budget.rk.ifinmon.ru/krym-kak-my-hotim/novosti/412-metodicheskie-rekomendatsii-initsiativnoe-byudzhetirovanie-prosto-o-nuzhnom (data obrashcheniya: 19.06.2024).
12. Ob obshchikh printsipakh organizatsii mestnogo samoupravleniya v Rossiyskoy Federatsii: Federal'nyy zakon ot 06.10.2003 N 131-FZ (red. ot 08.07.2024). — URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (data obrashcheniya: 19.06.2024).
13. Tsentr izucheniya grazhdanskikh initsiativ. — URL: budget.rk.ifinmon.ru/krym-kak-my-hotim/centr-initiativ/ 357-tsentr-izucheniya-grazhdanskikh-initsiativ (data obrashcheniya: 19.06.2024).
14. Svodnyy otchet po itogam predstavlennykh munitsipal'nymi obrazovaniyami Respubliki Krym otchotov o realizatsii proyektov initsiativnogo byudzhetirovaniya za 2023 god / Ministerstvo finansov Respubliki Krym. — URL: minfin.rk.gov.ru/structure/4d35744f-4581-4af8-bc03-64d7acaa7d50 (data obrashcheniya: 19.06.2024).
15. Protokol zasedaniya respublikanskoy konkursnoy komissii initsiativnogo byudzhetirovaniya po provedeniyu konkursnogo otbora i rassmotreniyu proyektov initsiativnogo byudzhetirovaniya na urovne Respubliki Krym ot 16.04.2024 №2 (+ Prilozheniye 1, prilozheniye 2) / Ministerstvo finansov Respubliki Krym. — URL: minfin.rk.gov.ru/ structure/a7f85368-bd9e-4c36-8f7e-66faf6470615 (data obrashcheniya: 19.06.2024).
Статья поступила в редакцию 11 июля 2024 года Статья одобрена к печати 5 сентября 2024 года
ll7