Научная статья на тему 'Тенденции развития инициативного бюджетирования в регионах Дальневосточного федерального округа'

Тенденции развития инициативного бюджетирования в регионах Дальневосточного федерального округа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
262
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
инициативное бюджетирование / Дальневосточный федеральный округ / программа поддержки местных инициатив / народный бюджет / специфические инструменты инициативного бюджетирования. / initiative budgeting / Far Eastern Federal District / local initiatives support program / people’s budget / specific instruments of initiative budgeting.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галынис Кирилл Игоревич

Представлен теоретический обзор исследований в сфере инициативного бюджетирования в России. Сделан вывод, что на данный момент теоретическая база механизма вовлечения населения в решение проблем территории своего проживания находится в развитии и дискутируется. Анализ практики инициативного бюджетирования на примере регионов Дальневосточного федерального округа показал, что имеется достаточно уникальных инструментов, которые могут быть внедрены наряду с классическими способами реализации инициативного бюджетирования (программа поддержки местных инициатив) в других регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF THE INITIATIVE BUDGETING IN THE REGIONS OF THE FAR EASTERN FEDERAL DISTRICT

The theoretical review of research in the field of initiative budgeting in Russia has been presented. It has been concluded at the moment, that the theoretical basis of this mechanism, that allows to involve resident population in solving the problems of the territory is developed and discussed. Quite unique tools of initiative budgeting have been considered during analysis practice of initiative budgeting in Far Eastern Federal District. These tools can be implemented along with the classical methods of initiative budgeting (for instance the local initiatives support program) in other regions.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития инициативного бюджетирования в регионах Дальневосточного федерального округа»

УДК 336.14

JEL H72

Галынис Кирилл Игоревич

канд. социол. наук, ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет», г Чита, Российская Федерация

e-mail: [email protected]

Galynis Kirill

Candidate of Sociological Sciences, Transbaikal State University, Chita, Russia

e-mail: [email protected]

DOI 10.26425/1816-4277-2019-8-12-19

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНИЦИАТИВНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В РЕГИОНАХ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Аннотация. Представлен теоретический обзор исследований в сфере инициативного бюджетирования в России. Сделан вывод, что на данный момент теоретическая база механизма вовлечения населения в решение проблем территории своего проживания находится в развитии и дискутируется. Анализ практики инициативного бюджетирования на примере регионов Дальневосточного федерального округа показал, что имеется достаточно уникальных инструментов, которые могут быть внедрены наряду с классическими способами реализации инициативного бюджетирования (программа поддержки местных инициатив) в других регионах.

Ключевые слова: инициативное бюджетирование, Дальневосточный федеральный округ, программа поддержки местных инициатив, народный бюджет, специфические инструменты инициативного бюджетирования.

Цитирование: Галынис К.И. Тенденции развития инициативного бюджетирования в регионах Дальневосточного федерального округа//Вестник университета. 2019. № 8. С. 12-19.

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF THE INITIATIVE BUDGETING IN THE REGIONS OF THE FAR EASTERN FEDERAL DISTRICT

Abstract. The theoretical review of research in the field of initiative budgeting in Russia has been presented. It has been concluded at the moment, that the theoretical basis of this mechanism, that allows to involve resident population in solving the problems of the territory is developed and discussed. Quite unique tools of initiative budgeting have been considered during analysis practice of initiative budgeting in Far Eastern Federal District. These tools can be implemented along with the classical methods of initiative budgeting (for instance the local initiatives support program) in other regions. Keywords: initiative budgeting, Far Eastern Federal District, local initiatives support program, people's budget, specific instruments of initiative budgeting.

For citation: Galynis K.I. Trends in the development of the initiative budgeting in the regions of the Far Eastern federal district (2019) Vestnik universiteta, I. 8, pp. 12-19. doi: 10.26425/1816-4277-2019-8-12-19

Инициативное бюджетирование (далее — ИБ) как механизм привлечения граждан к решению вопросов местного значения в форме непосредственного участия в процессе выбора объекта расходования бюджетных (в том числе и внебюджетных) средств, контроля за их использованием, софинансирования при отдельных разновидностях, получило развитие в Российской Федерации (далее - РФ) с 2007 г.

Несмотря на достаточно длительный период практического использования, теоретическая база данного механизма находится в настоящий момент времени в стадии разработки и активно дискутируется. Большой объем работы в этой сфере сделан Центром инициативного бюджетирования научно-исследовательского финансового института Министерства финансов РФ в лице В. В. Вагина, Н. В. Гавриловой, Н. А. Шаповаловой, И. С. Анцыферовой. В частности, в работах указанных авторов рассмотрены зарубежный, российский опыт, тренды, принципы, социально-экономические эффекты, факторы, возможности, ограничения развития, роль коммуникаций в том числе интернет-порталов в продвижении практик ИБ, представлены наработки в области формирования рабочей программы по обучению государственных служащих инструментам вовлечения граждан в бюджетные инициативы [3; 6; 7; 8; 9]. Достаточно

© Галынис К.И., 2019. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

The Author(s), 2019. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

весомый вклад в развитие теории ИБ внесла М. В. Цуркан, уточнив категории «партисипаторное», «инициативное бюджетирование», проанализировав отечественный опыт ИБ [12; 13]. Исследованию в сфере сбалансированности инициатив, а также совершенствованию финансирования проектов партисипаторного бюджетирования посвящены работы Н. Д. Бублик, И. И. Лукиной, Р. А. Фазлутдинова, Д. В. Чувилина [4; 5]. Зарубежный опыт ИБ, а также сравнение данной формы гражданской активности в сельских и городских муниципалитетах отражено в статьях сотрудников ГАНУ института стратегических исследований Республики Башкортостан К. Г. Качалкиной, Д. А. Гамиловой, Н. Ш. Розе, А. В. Куликова [10; 11].

Стоит отметить, что, несмотря на достаточно обширные исследования в данной сфере, устоявшегося определения для понимания сущности ИБ на данный момент нет. Однако на прошедшем в декабре 2018 г. круглом столе на тему «Инициативное бюджетирование как механизм поддержки местных инициатив и участия населения в решении вопросов местного значения», организованном Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления было предложено законодательно путем внесения поправок в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131 трактовать его следующим образом: «совокупность прав и способов инициативного участия жителей муниципального образования, в том числе путем софинансирования расходов, а также через иные организованные формы осуществления местного самоуправления, в выборе приоритетных направлений развития своей территории, подлежащих обеспечению и финансированию за счет расходов местных бюджетов (в части решения вопросов местного значения и исполнения иных полномочий органов местного самоуправления, предусмотренных отраслевым законодательством, так и относящихся к правам органов местного самоуправления), с возможностью их софинансирования за счет средств регионального и федерального бюджетов, через осуществление, в том числе, общественного контроля за их обеспечением и осуществлением» [1; 15]. При этом важнейшим фактором ИБ должно быть право граждан и их объединений выбирать проекты в рамках вопросов местного значения муниципальных образований.

В рамках федеральных округов распространение ИБ реализуется неравномерно: с запада на восток, причем в ряде субъектов стали формироваться уникальные для России практики вовлечения граждан в решение проблем развития территории. Среди таковых, отдельные субъекты Дальневосточного федерального округа (далее - ДФО), который указом Президента РФ от 3 ноября 2018 г. № 632, расширил свой состав через включение Забайкальского края и Республики Бурятия.

Рассмотрим более подробно тенденции развития инструментов ИБ данного макрорегиона страны в рамках старого субъектного состава [2]. Инструменты ИБ в округе распространяются как через федеральные проекты, так и собственные наработки регионов. Среди федеральных, содержащих элементы ИБ, можно отметить, прежде всего, программу «Устойчивое развитие сельских территорий», особенностью которой является использование классического инструмента — программы поддержки местных инициатив (далее - ППМИ), но для сельской местности и лишь в рамках трех направлений, что может сдерживать более широкое вовлечение граждан:

- создание и обустройство зон отдыха, спортивных и детских игровых площадок;

- сохранение и восстановление природных ландшафтов, историко-культурных памятников;

- поддержка национальных культурных традиций, народных промыслов и ремесел.

Как следует из представленных в таблице 1 данных достаточно продуктивно рассматриваемой программой пользуются органы власти Республики Саха Якутия.

Таблица 1

Данные о реализации программы поддержки местных инициатив в рамках программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 г.» за 2014-2017 гг.

Всего, млн руб. Федераль- Консолидированный Внебюджетные Число,

Регион ный бюджет, бюджет субъекта, источники, реализованных

млн руб. млн руб. млн руб. проектов

Республика Саха (Якутия) 86,95 22,53 36,03 28,39 41

Камчатский край 8,23 2,49 4,50 1,24 4

Окончание табл. 1

Регион Всего, млн руб. Федеральный бюджет, млн руб. Консолидированный бюджет субъекта, млн руб. Внебюджетные источники, млн руб. Число, реализованных проектов

Хабаровский край 2,50 0,30 1,39 0,81 1

Амурская область 4,01 0,48 2,31 1,22 2

Еврейская автономная 5,10 1,28 2,86 0,96 5

область

Чукотский автономный 5,37 1,46 3,37 0,54 2

округ

Источник: [16]

Согласно программе базовые условия следующие:

- размер гранта для поддержки местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, не может превышать 60 % стоимости проекта, а в абсолютном выражении 2 млн руб. При превышении заданной величины, финансирование гранта реализуется за счет средств бюджета субъекта.

- оставшиеся 40 % финансируется за счет средств местного бюджета, а также обязательного вклада граждан и (или) юридических лиц в разнообразных формах.

Признаки ИБ присутствуют также в федеральном проекте «Формирование комфортной городской среды». В частности, граждане имеют возможность выдвигать для голосования и отбирать места массового отдыха, которые необходимо реконструировать в первую очередь, подавать заявку на включение своей дворовой территории в муниципальную программу благоустройства в рамках минимальных и дополнительных видов работ. В региональных программах также могут прописываться условия трудового и (или) финансового участия заинтересованных граждан при проведении дополнительных работ, а иногда и минимальных видов работ. Фактически можно констатировать, что при «формировании комфортной городской среды» прописывается необходимость соучастия граждан в принятии решений о расходовании средств (прежде всего бюджетных), что приближает используемый инструментарий этой программы к партисипаторному бюджетированию, трактуемый М. В. Цуркан «как процесс разработки и утверждения и/или распределения части бюджетных средств муниципального образования в рамках проектного подхода с применением форм общественного участия в реализации местного самоуправления...», за исключением лишь источников финансирования [12, с. 68].

Из таблицы 2 следует, что достаточно весомый вклад в финансирование мероприятий вносится в Республике Саха (Якутии) и Хабаровском крае.

Таблица 2

Данные о реализации инициативного бюджетирования в проекте «Формирование комфортной городской среды» в 2017 г.

Источник финансирования, млн руб.

Регион Благоустроено Бюджет федерации Бюджета региона Бюджет муниципалитета Физические, юридические лица

57 дворовых территорий

Республика Саха (Якутия) (далее - ДТ), 17 общественных территорий 199,43 24,65 134,16 -

(далее - ОТ), 1 место массового отдыха (далее - ММО)

Сахалинская область 5 ОТ, 23 ДТ 58,19 189,59 105,947 -

Камчатский край 42 ДТ, 3 ОТ, 2 ММО 70,74 3,72 0 -

Окончание табл. 2

Источник финансирования, млн руб.

Регион Благоустроено Бюджет федерации Бюджета региона Бюджет муниципалитета Физические, юридические лица

Хабаровский край 169 ДТ, 29 ОТ, 1 ММО 235,38 74,33 41,31 5,7

Амурская область 38 ДТ, 8 ОТ, 1 ММО 154,703 46,214 5,055 -

Еврейская автономная область 12 ДТ, 2 ОТ, 1 ММО 34,356 5,592 0,782 -

Чукотский автономный округ 1 ДТ, 1 ОТ, 1 ММО 10,54 3,87 0,01 -

Магаданская область 9 ДТ, 9 ОТ, 1 ММО 31,04 4,23 1,64 -

Приморский край 289 ДТ, 6 ММО 59 ОТ 394 80,7 20,18 -

Источник: [14]

В развитии проекта «Формирование комфортной городской среды» в Приморском крае в 2018 г. был запущен проект «400 дворов Приморья» (позже переименован в «1 000 дворов»), направленный на выявление приоритетных форм благоустройства придомовых территорий посредством голосования (с последующей разработкой типовых дизайнов), сбором заявок от граждан на реализацию проектов и определение списка победителей (в их число попадали первые 400 правильно поданных заявок, с подписями не менее 20 жителей двора). Финансирование осуществлялось из бюджета региона (около 1,5 млрд руб.), вклада граждан или муниципалитета при этом не требовалось. Фактически, данный проект представляет собой яркий пример пар-тисипаторного участия граждан в распределении заданного объема бюджетных средств.

Подобный по механизму и достаточно уникальный в своем роде является реализуемый с 2017 г. в Сахалинской области проект «Молодежный бюджет», направленный на вовлечение старшеклассников в решение вопросов местного значения. В его рамках школьникам предоставляется возможность предлагать к реализации проекты по обустройству территорий школ и общественных мест внутри муниципалитета. Технология проведения этого проекта предполагает отбор идей от каждого класса, их проработку, предварительную и техническую экспертизу и представление оставшихся после отбора предложений на очное голосование среди учеников 9-11 классов. Причем каждый старшеклассник имеет возможность проголосовать за 2 разных предложения. В дальнейшем вопросами проработки технической документации занимается местная администрация. Финансирование этого проекта предусматривается как минимум из двух источников: бюджета области (до 3 млн руб. на школу) и местного бюджета (не менее 1 % от общей стоимости проекта). Допускается также привлечение спонсорских средств. Срок реализации не более года. Так, на конец 2018 г. по данным портала «Инициативное бюджетирование Сахалин и Курилы» реализовано 98 проектов с объемом поддержки по отраженным данным со стороны областного бюджета в размере 208,7 млн руб. и 8,2 млн руб. со стороны местных бюджетов. По ряду проектов смета не отражена (18 проектов), поэтому данные недостаточно точные, но, тем не менее, выделяемые на школы суммы являются достаточно весомыми. Большинство проектов затрагивают сферу создания и реконструкции спортивных объектов [17].

В 2018 г. в области начал реализовываться проект «Развитие территорий», предполагающий строительство и реконструкцию объектов социальной инфраструктуры при объеме финансирования до 100 млн руб. При этом срок реализации каждого проекта ограничен двумя годами. Механизм отбора идей схож с «Молодежным бюджетом» и включает формулировку предложения от каждого населенного пункта с численностью жителей более 100 человек, отбор 3-х делегатов от поселения, которые будут представлять предложение на общем собрание в рамках городского округа. В рамках собрания отбирают две инициативы, получившие большинство голосов, которые пройдя экспертный анализ, включаются в список областного уровня. На заключительном этапе проходит голосование, где у каждого жителя области есть 2 голоса, которые он может отдать за 2 разных проекта. На данный момент уже запланировано к реализации

11 проектов разной направленности (системы водоснабжения, стадионы, скверы и т. д.) при финансировании со стороны области в размере 972,8 млн руб. и муниципальных бюджетов в размере 9,8 млн руб.

Своеобразным инструментом, реализуемым на уровне муниципальных образований, является «Народный бюджет», который предполагает осуществление отобранных конкурсной комиссией проектов за счет средств муниципального образования и внебюджетных источников. В настоящее время он не получил широкого развития и реализуется в двух муниципалитетах: городском округе «Город Якутск» (с 2014 г.) и городском округе «Город Певек» (с 2017 г.). Вклад граждан при реализации проектов в обоих округах должен быть не менее 20 % от общей стоимости проекта. Так, в Якутске за период с 2014 г. по 2017 г. уже было реализовано 168 проектов. При этом из бюджета на сумму 108,66 млн руб. вклад граждан составил 40,922 млн руб. В 2018 г. реализовали 40 проектов. В Певеке в 2018 г. реализовано 2 проекта, при этом вклад граждан составил 88,89 тыс. руб., средства местного бюджета - 355,4 тыс. руб.

Классическим и наиболее распространенным инструментом является ППМИ, предполагающая реализацию отобранных конкурсной комиссией проектов на средства регионального, местного бюджета и внебюджетных источников (табл. 3).

Таблица 3

Данные о реализации инициативного бюджетирования в рамках Программы поддержки местных инициатив в субъектах Дальневосточного федерального округа

Регион Начало реализации, год Требования по финансированию Итоги реализации проекта

Сахалинская область 2017 Субсидия из средств региона не более 3 млн руб. Вклад из бюджета муниципалитета не менее 1 % от стоимости проекта К началу 2019 г. удалось реализовать 61 проект на общую сумму 200,1 млн руб., из которых 76,54 % - средства областного бюджета, 22,25 % - местного бюджета, 1,21 % - внебюджетные средства

Амурская область 2017 Из местного бюджет не менее 5 % от суммы субсидии. Средства жителей не менее 3 % от субсидии. Объем субсидии не более 1 млн руб. В 2018 г. реализовано 4 проекта. Субсидия из регионального бюджета 4 млн руб., средства местного бюджета - 2, 425 млн. руб., средства населения - 0,169 млн. руб.

Еврейская автономная область 2015 Не менее 7 % из местного бюджета от суммы субсидии. Средства жителей не менее 5 % от суммы субсидии. Размер субсидии не более 700 тыс. руб. Сумма субсидий в 2016 г. 6 млн. руб. По результатам конкурса 9 проектов получили поддержку. Доля софинансирования из местного бюджета и со стороны жителей населенных пунктов составила 35 % от стоимости проектов. В последующие годы финансирование из областного бюджета не предусматривалось

Республика Саха (Якутия) 2017 Размер субсидии из республиканского бюджета варьируется в зависимости от типа муниципалитета и численности населения (от 0,5 млн руб. до 3 млн руб.). Средства местного бюджета не менее 5 % от субсидии. Средства населения не менее 3 % от субсидий За период 2017-2018 гг. Финансирование проектов составило: - 716,969 млн руб. (средства республиканского бюджета); - 182,048 млн руб. (средства местных - бюджетов); - 63,506 млн руб. (средства граждан); - 49,962 млн руб. (вклад спонсоров).

Окончание табл. 3

Регион Начало реализации, год Требования по финансированию Итоги реализации проекта

Чукотский автономный округ 2018 Не менее 1 % от стоимости проекта (средства муниципалитета, населения, юридических лиц). Средства окружного бюджета -не более 99 % На 2019 г. в региональном бюджете предусмотрено 50 млн руб. На один проект не более 5 млн руб.

Хабаровский край 2014 Средства местного бюджета не менее 5 % от субсидии. Средства населения не менее 1 % от субсидий. Средства юридических лиц, ИП, НКО не менее 1 % от размера субсидий. Субсидия не более 2 млн руб. С 2014 г. по 2018 г. реализовано 183 проекта при финансировании: 2,5 млн руб. (средства федерального бюджета); 224,6 млн руб. (средства регионального бюджета); 52,7 млн руб. (средства муниципального бюджета); 91,6 млн руб. (внебюджетные источники).

Составлено автором по материалам исследования

Как следует из таблицы 3, наиболее значительное финансирование в рамках инструмента ИБ наблюдается в Республике Саха (Якутии). Наличие в Хабаровском крае, помимо прочих источников средств федерального бюджета, объясняется тем, что ППМИ начала реализоваться в регионе с 2014 г. первоначально под руководством Министерства экономического развития, а впоследствии - Министерства сельского хозяйства края в рамках программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Хабаровском крае на 2013-2020 годы». Помимо региональной ППМИ с 2017 г. начали выдавать также гранты с привлечением федеральных средств на поддержку местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности.

В целом, сопоставляя тенденции развития инструментов ИБ в рамках федерального округа, можно выделить 3 крупных лидера по объему финансирования: Приморский край, Сахалинскую область, Республику Саха (Якутию). Причина данного факта может быть объяснена активностью региональных, местных властей, бюджетной самодостаточностью в следствие специфики отраслевой экономики (в случае Сахалинской области). Кроме этого, достаточно сильная вовлеченность населения в ИБ, как в формате обсуждения проектов, так и софинансирования отмечается в Якутии. Это может быть обусловлено конкуренцией среди выдвигаемых проектов и методикой их оценки, которая направлена на увеличение софинансирования проектов со стороны населения и муниципалитетов более чем в 3 раза по сравнению с минимальными требованиями для получения высоких балов и поддержки в реализации.

Подводя итог, отметим, что в отдельных регионах Дальневосточного федерального округа возникли достаточно уникальные по своим характеристикам инструменты инициативного бюджетирования, что во многом связано с инициативой органов власти. Достаточно перспективной из них, на наш взгляд, является «Молодежный бюджет», который при транслировании на другие регионы, может стать одним из механизмов формирования гражданского общества и воспитания активного гражданина.

Библиографический список

1. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 01.05.2019 г.) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons (дата обращения: 10.06.2019).

2. Указ Президента РФ «О внесении изменений в перечень федеральных округов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849» от 03.11.2018 № 632 // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons (дата обращения: 10.06.2019).

3. Анцыферова, И. С. Исследование факторов, возможностей и ограничений развития инициативного бюджетирования в субъектах РФ методом экспертных интервью//АНИ: Педагогика и психология. - 2016. - Т. 5, № 4 (17). - С. 446-449.

4. Бублик, Н. Д., Лукина, И. И., Фазлутдинов, Р. А., Чувичилин, Д. В. Методические положения по совершенствованию финансирования проектов партисипаторного бюджетирования на основе моделирования их социально-экономического потенциала//Науковедение. - 2017. - Т. 9, № 2 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/ PDF/30EVN217.pdf (дата обращения: 01.06.2019).

5. Бублик, Н. Д., Лукина, И. И., Фазлутдинов, Р. А., Чувичилин, Д. В. Предпосылки формирования концепции сбалансированных инициатив на основе адаптации партисипаторного бюджетирования к условиям России//Науковедение. - 2016. - Т. 8, № 6. [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://naukovedenie.ru/PDF/60EVN616.pdf (дата обращения: 27.06.2019).

6. Вагин, В. В., Гаврилова, Н. В., Шаповалова, Н. А. Инициативное бюджетирование в России: лучшие практики и направления развития//Финансовый журнал. - 2015. - № 4. - С. 94-103.

7. Вагин, В. В., Шаповалова, Н. А. Информационное сопровождение инициативного бюджетирования: содержание и принципы успешной реализации//Власть. - 2016. - № 12. - С. 63-69.

8. Гаврилова, Н. В. Концепция обучения государственных служащих различного уровня власти инструментам вовлечения граждан в бюджетные инициативы//Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2016. - № 1 (21). - С. 33-40.

9. Гаврилова, Н. В. Анализ зарубежных практик партисипаторного управления (по материалам международной конференции «Innovations in participatory democracy», 8-10 марта 2018 г., Финикс, США)//Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. - 2018. - № 2. - С. 27-34.

10. Качалкина, К. Г., Гамилова, Д. А., Розе, Н. Ш. Опыт реализации инициативного бюджетирования в странах мира// Сборник статей Международной научно-практической конференции «Методы, механизмы и факторы международной конкурентоспособности национальных экономических систем». - Уфа, 2017. - С. 115-119.

11. Розе, Н. Ш., Куликов, А. В. Сравнительный анализ партисипаторного бюджетирования в городских и сельских муниципалитетах/Дискуссия. - 2017. - № 9 (83).- С. 48-56.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Цуркан, М. В. Подходы к определению понятия «партисипаторное бюджетирование»//Вестник ТвГУ. Серия «Экономика и управление». - 2016. - № 1. - C. 67-71.

13. Цуркан, М. В. Влияние партисипаторного бюджетирования на возможности развития территорий/Среднерусский вестник общественных наук. - 2016. - Т. 11, № 3. - С. 150-158.

14. Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sreda.dom.gosuslugi.ru (дата обращения: 06.06.2019).

15. Организационные и информационно-аналитические материалы круглого стола. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://komitet4.km.duma.gov.ru/Sostoyavshiesya-meropriyatiya/item/17222153 (дата обращения: 02.06.2019).

16. Отчет о ходе реализации ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 г. в 2014-2017 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://goo-gl.ru/5Bbc (дата обращения: 02.06.2019).

17. Портал Инициативное бюджетирование Сахалин и Курилы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pib.sakhminfin. ru (дата обращения: 21.06.2019).

References

1. Federal'nyi zakon № 131-FZ «Ob obshchikh printsipakh organizatsii mestnogo samoupravleniya v RF» ot 06.10.2003 (red. 01.05.2009) [The Federal law «On the General principles of the organization of local government in the Russian Federation» dated on October 06, 2003 No. 131-FZ (add. on May 01, 2019)]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_44571 (accessed 10.05.2019).

2. Ukaz Prezidenta RF «O vnesenii izmenenii v perechen' federal'nykh okrugov, utverzhdennyi Ukazom Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 13 maya 2000 g. № 849» ot 03.11.2018 № 632 [Presidental Decree of the Russian Federation «On amendments to the list ofFederal districts approved by the decree of the President of the Russian Federation dated May 13, 2000 № 849» dated on November 03, 2018 № 632]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_310322 (accessed 10.05.2019).

3. Antsyferova I. S. Issledovanie faktorov, vozmozhnostei i ogranichenii razvitiya initsiativnogo byudzhetirovaniya v sub''ektakh RF met-odom ekspertnykh interv'yu [A study of the factors, opportunities and constraints development initiative budgeting in Russia by the expert interview method]. ANI: Pedagogika i psihologiya [Azimuth of research:pedagogy and psychology], 2006, vol.5, I. 4 (17), pp. 446-449.

4. Bublik N. D., Lukina I. I., Fazlutdinov R. A., Chuvichilin D. V Metodicheskie polozheniya po sovershenstvovaniyu finansirovaniya proektov partisipatornogo byudzhetirovaniya na osnove modelirovaniya ikh sotsial'no-ekonomicheskogo potentsiala [Methodical

provisions for improving the financing ofparticipatory budgeting projects based on modeling of their social and economic potential]. Naukovedenie [Science of science], 2017, vol. 9, I. 2. Available at: http://naukovedenie.ru/PDF/30EVN217.pdf (accessed 01.06.2019).

5. Bublik N. D., Lukina 1.1., Fazlutdinov R. A., Chuvichilin D. V. Predposylki formirovaniya kontseptsii sbalansirovannykh init-siativ na osnove adaptatsii partisipatornogo byudzhetirovaniya k usloviyam Rossii [Prerequisites for formation of the balanced initiatives concept based on adaptation ofparticipatory budgeting to Russian conditions], Naukovedenie [Science of science], 2016, vol. 8, I. 6. Available at: http://naukovedenie.ru/PDF/60EVN616.pdf (accessed 27.06.2019).

6. Vagin V. V., Gavrilova N. V., Shapovalova N. A. Initsiativnoe byudzhetirovanie v Rossii: luchshie praktiki i napravleniya raz-vitiya [Participatory Budgeting in Russia: Best Practices and Current Trends in Development], Finansovyi zhurnal [Financial Journal], 2015, I. 4, pp. 94-103.

7. Vagin V. V., Shapovalova N. A. Informatsionnoe soprovozhdenie initsiativnogo byudzhetirovaniya: soderzhanie i printsipy uspeshnoi realizatsii [Information campaign of initiative budgeting: the content and principles ofsuccessful realization], Vlast' [Authority], 2016, I. 12, pp. 63-69.

8. Gavrilova N. V Kontseptsiya obucheniya gosudarstvennykh sluzhashchikh razlichnogo urovnya vlasti instrumentam vovlecheniya grazhdan v byudzhetnye initsiativy [The concept of training civil servants the tools of citizens engagement in budget initiatives], Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom [Professional education in Russia and abroad], 2016, I. 1 (21), pp. 33-40.

9. Gavrilova N. V. Analiz zarubezhnykh praktik partisipatornogo upravleniya (po materialam mezhdunarodnoi konferentsii «Innovations in participatory democracy», 8-10 marta 2018 g., Finiks, SShA) [Analysis of participatory management practices (on materials of international conference «Innovations in participatory democracy», March 8-10, 2018, Phoenix, USA)], Gosudarst-vennoe i munitsipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski [State and municipal management. Scientific notes], 2018, I. 2, pp. 27-34.

10. Kachalkina K. G., Gamilova D. A., Roze N. Sh. Opyt realizatsii initsiativnogo byudzhetirovaniya v stranakh mira [Experience of implementation of initiative budgeting in the countries of the world], Sbornik statei Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Metody, mekhanizmy i faktory mezhdunarodnoi konkurentosposobnosti natsional'nykh ekonomicheskikh sistem» [Collection of articles of the International scientific and practical conference «Methods, mechanisms andfactors of international competitiveness of national economic systems»], Ufa, 2017, pp. 115-119.

11. Roze N. Sh., Kulikov A. V Sravnitel'nyi analiz partisipatornogo byudzhetirovaniya v gorodskikh i sel'skikh munitsipalitetakh [Comparative analysis ofparticipative budgeting in city and rural municipalities], Diskussiya [Discussion], 2017, I. 9 (83), pp. 48-56.

12. Tsurkan M. V Podhody k opredeleniyu ponyatiya «partisipatornoe byudzhetirovanie» [Approaches to the definition of «Participatory budgeting»], Vestnik TvGU. Seriya «Ekonomika i upravlenie» [Bulletin of Tver state university. Series: Economy and management], 2016, I. 1, pp. 67-71.

13. Tsurkan M. V. Vliyanie partisipatornogo byudzhetirovaniya na vozmozhnosti razvitiya territorii [Influence of participatory budgeting on the opportunities of territorial development], Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk [Central Russian Journal of Social Sciences], 2016, vol. 11, I. 3, pp. 150-158.

14. Gosudarstvennaya informatsionnaya sistema zhilishchno-kommunal'nogo khozyaistva [State information system of housing and communal services]. Available: https://sreda.dom.gosuslugi.ru (accessed 06.06.2019).

15. Organizatsionnye i informatsionno-analiticheskie materialy kruglogo stola [Organizational and information-analytical materials of the round table]. Available: http://komitet4.km.duma.gov.ru/Sostoyavshiesya-meropriyatiya/item/17222153 (accessed 02.06.2019).

16. Otchet o khode realizatsii FTsP «Ustoichivoe razvitie sel'skikh territorii na 2014-2017 gg. i na period do 2020 g. v 2014-2017 gg. [Report on the implementation of the Federal target program «Sustainable development of rural areas for 2014-2017 and for the period till 2020» in 2014-2017]. Available: https://goo-gl.ru/5Bbc (accessed 02.06.2019).

17. Portal Initsiativnoe byudzhetirovanie Sakhalin i Kurily [Portal Initiative budgeting of Sakhalin and the Kuril Islands]. Available: https://pib.sakhminfin.ru (accessed 21.06.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.