Научная статья на тему 'Практика работы школьной библиотеки по повышению качества образования посредством внедрения и интеграции инновационных и информационных технологий'

Практика работы школьной библиотеки по повышению качества образования посредством внедрения и интеграции инновационных и информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
925
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
качество образования / инновации / информационные технологии / информационно-библиотечный центр. / quality of education / innovations / information technologies / Library and Information Centre.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т В. Рязанцева

Решение проблемы повышения качества общего образования предусматривает внедрение и интеграцию инновационных и информационных технологий в образовательную деятельность. Имеющийся в образовании опыт преимущественно связан с профессиональной деятельностью учителей в рамках учебного процесса. При этом недостаточное внимание уделяется школьным библиотекам, которые имеют значительные ресурсы длявнедрения и интеграции инновационных и информационных технологий декларативного, сетевого и справочно-информационного типа в образовательную деятельность.В статье представлен опыт работы образовательной организации по обозначенной проблеме.Приводятся примеры сетевых информационных технологий, разработанных и/или реализуемых работниками школьной библиотекигимназии No 11 (путеводители по интернет-ресурсам «Поэты и писатели в Сети», «ЛитРес: Школа», блог «Гимназист читающий»). Результатами работы являютсяповышение мотивации к познавательной деятельности, высокий уровень познавательных универсальных учебных действий у 95% обучающихся; развитие технологического мышления, умение самостоятельно планировать свою образовательную деятельность и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Т В. Рязанцева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL LIBRARY’S PRACTICE ON RAISING THE QUALITY OF EDUCATION BY MEANS OF INTRODUCTION OF INNOVATIVE AND INFORMATION TECHNOLOGIES

The solution of the problem of raising the quality of the general education involves the introduction and integration of innovative and information technologies into educational practice. The experience available in educational practice refers mainly to professional teachers’ activities during the teaching and learning process. Whereas a school librarian, who has mighty resources to introduce innovative and information technologies of declarative, cyber and reference type into educational process, suffer from the lack of attention. The author of the article presents some experience of the educational organization on the abovementioned problem and gives examples of cyber information technologies worked out and/ or used by the staff of the school library of gymnasium No. 11 (the cyber resources guide “Poets and Writers in the Net”, “LitRes: School”, blog “A reading high-school student”) The result of such work is the growth of motivation to cognitive activity and high level of universal learning skills among 95% of students; the development of technological thinking, the ability to plan their own educational practice and so on.

Текст научной работы на тему «Практика работы школьной библиотеки по повышению качества образования посредством внедрения и интеграции инновационных и информационных технологий»

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.022

ПРАКТИКА РАБОТЫ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ

ВНЕДРЕНИЯ И ИНТЕГРАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Решение проблемы повышения качества общего образования предусматривает внедрение и интеграцию инновационных и информационных технологий в образовательную деятельность. Имеющийся в образовании опыт преимущественно связан с профессиональной деятельностью учителей в рамках учебного процесса. При этом недостаточное внимание уделяется школьным библиотекам, которые имеют значительные ресурсы длявнедрения и интеграции инновационных и информационных технологий декларативного, сетевого и справочно-информационно-го типа в образовательную деятельность.В статье представлен опыт работы образовательной организации по обозначенной проблеме.Приводятся примеры сетевых информационных технологий, разработанных и/или реализуемых работниками школьной библи-отекигимназии № 11 (путеводители по интернет-ресурсам «Поэты и писатели в Сети», «ЛитРес: Школа», блог «Гимназист читающий»). Результатами работы являютсяповышение мотивации к познавательной деятельности, высокий уровень познавательных универсальных учебных действий у 95% обучающихся; развитие технологического мышления, умение самостоятельно планировать свою образовательную деятельность и др.

Ключевые слова: качество образования, инновации, информационные технологии, информационно-библиотечный центр.

Т. В. Рязанцева

Библиотекарь нетипового муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 11», г. Анжеро-Судженск E-mail:[email protected] Tatyana V. Ryazantseva Librarian of the Gymnasium No. 11, Anzhero-Sudzhensk, Russia

Проблема повышения качества российского образования на всех его уровнях не теряет актуальности на протяжении многих лет, при этом приоритетной

Как цитировать статью: Рязанцеваа Т. В. Практика работы школьной библиотеки по повышению качества образования посредством внедрения и интеграции инновационных и информационных технологий // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2, № 2(49). С.85-91.

задачей является достижение его эффективности не только за счет обновления содержания, но и за счет внедрения и интеграции инновационных и информационных технологий в образовательную деятельность.

Разделяя мнение О. С. Разумовского, под инновацией мы понимаем любое, даже незначительное изменение-отклонение объекта деятельности людей от известного, стандартного, общепринятого, которое ведет к желательным результатам, соответствующим поставленным целям [5].

С точки зрения Г. М. Коджаспирова и А. Ю. Коджаспирова, информационная технология — совокупность технических и программных средств сбора, обработки, хранения и передачи информации [2]. К программным средствам работы с информацией относятся традиционные информационные технологии (основаны на использовании книг и другой книгоиздательской продукции). Современные технические информационные технологии предусматривают применение кино, аудио- и видеотехники, компьютера [6].

Таким образом, под внедрением и интеграцией инновационных и информационных технологий мы подразумеваем любые изменения объекта педагогической деятельности, предусматривающие применение современных информационных технологий, открывающих новые возможности в оптимальных формах образовательной деятельности.

Актуальность внедрения и интеграции инновационных и информационных технологий в образовательную деятельностьобосновывается следующим:

- новая парадигма современного образования в соответствии с ФГОС требует выработки принципиально новых механизмов организационно-методического, научного и информационного обеспечения образовательной деятельности;

- ориентация на развитие единого информационно-образовательного пространства как необходимого условия повышения качества образования способствует как предоставлению каждому обучающемуся новых возможностей для усвоения содержания учебных предметов, так и достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с ФГОС.

Проблема повышения качества образования, управления образовательной деятельностью на основе реализации инновационных и информационных технологий достаточно широко представлена в научных работах отечественных и зарубежных исследователей: А. Г. Абросимова, С. Л. Атанасян, Н. Е. Астафьевой, М. Ю. Бухаркиной, С. Г. Григорь-ева, А. Л. Денисовой, A. Schoenfeld, И. Г. Захаровой, О. В Зиминой, М. В. Моисе-евой, М. И. Нежуриной, С. В. Панюковой, Е. С. Полат, И. В. Роберт, М. С. Чвановой и др.

Несмотря на широкий спектр рассматриваемых учеными вопросов, в основном они затрагивают аспект внедрения и интеграции инновационных и информационных технологий в учебный процессс позиции применения их учителями конкретных учебных предметов. При этом требует дополнительного внимания такой аспект в решении проблемы повышения качества образования,

как внедрение и интеграция инновационных и информационных технологий в деятельность школьных библиотек.

В настоящее время, в связи с введением и реализаций ФГОС, школьные библиотеки должны стать ресурсным информационно-библиотечным центром, способствующим формированию у обучающихся личностных и метапред-метных результатов при освоении основных образовательных программ всех уровней, где приоритетное внимание уделяется достижениюумения быстро ориентироваться в информационном пространстве, развитию способности находить, анализировать, обрабатывать и преобразовывать, обобщать, сохранять и передавать информацию [1; 3; 7; 9].

В муниципалитете опыт по внедрению и интеграции инновационных и информационных технологий в деятельность школьных библиотек с целью повышения качества образования накоплен НМБОУ «Гимназия № 11», являющейся базовой стажировочной площадкой по апробации модели создания информационно-библиотечных центров в Кемеровской области.

Уделяя особое внимание вопросам развития информатизации школьной библиотеки, администрацией гимназии в качестве приоритетной цели было определено обеспечение организационно-методического, научного и информационного процессов новыми видами информационных ресурсов на основе использования компьютерных сетей и их информационного наполнения, а также новыми информационно-коммуникационными технологиями.

Опыт гимназии по достижению заявленной цели свидетельствует о том, что результативность деятельности во многом зависит от созданных условий.

Во-первых, внедрение и освоение новых инновационных и информационных технологий, позволяющих открыть новые возможности школьных библиотек образовательных организаций, требуют специальной профессиональной подготовки школьных библиотекарей.

Непрерывное обучение библиотекарей гимназии через такие формы, как курсы повышения квалификации «Основы профессиональной компетентности по внедрению ИКТ в деятельность школьных библиотекарей», постоян-нодействующие семинары «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в образовательной деятельности», конференции (конференция-семинар «ИКТ-компетенции современного педагога»), самообразование, способствовало повышению уровня их готовности к использованию информационных технологий в профессиональнойдеятельности. Показателями результативности являются не только овладение школьными библиотекарями методикой применения информационных технологий, но и развитие навыков самообразования в данной области.

Во-вторых, эффективность внедрения и интеграции информационных технологий в деятельность школьных библиотек зависит от созданной информационно-образовательной среды.

В гимназии созданная в соответствии с требованиями ФГОС информационно-образовательная среда включает: комплекс информационных образо-

вательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ-оборудование (веб-камеры, спутниковое телевидение и пр.), коммуникационные каналы [4].

Следует отметить, что библиотека гимназии работает в телекоммуникационном режиме с удаленными информационными и образовательными ресурсами. Обеспечен доступ к источникам информации на любых носителях, в том числе к печатным, мультимедийным и цифровым коллекциям, а также к множительной технике для тиражирования учебных и методических материалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся.

Библиотека гимназии предоставляет педагогам и обучающимся доступ к федеральным электронным библиотекам.

Опыт работы школьной библиотеки свидетельствует, что повышению качества образования способствует интеграция информационных технологий следующих типов:

— декларативных, предусматривающих предъявление обучающимися определенной доли учебной информации (компьютерные учебники, учебные видеофильмы, технология презентаций);

— сетевых, ориентированных на самостоятельный выбор последовательности изучения материала и обмена информацией на расстоянии технология, ИТМЬ-технология, мультимедийные учебники, телеконференции);

— справочно-информационных, позволяющих самостоятельно находить необходимую информацию (базы данных, справочные системы).

Характеризуя уровни внедрения и интеграции инновационных и информационных технологий в деятельность школьной библиотеки, необходимо отметить, что на первом уровне работники применяют только элементы компьютерных технологий, предусматривающие изменение формы представления познавательного (учебного) материала из печатного в электронный вид.

На втором уровне разрабатываются и внедряются программы, позволяющие проводить активное исследование объектов, процессов, систем. Так, например, работникамибиблиотекидля обучающихся и педагогов был разработан путеводитель по интернет-ресурсу «Поэты и писатели в Сети». В нем собраны адреса сайтов, блогов, проектов, литературных музеев. Путеводитель применяется при подготовке к урокам литературы, внеклассным мероприятиям, внеурочным занятиям, написанию исследовательских и проектных работ. Алфавитный способ систематизации записей в путеводителе делает поиск необходимых источников простым и понятным. За три года существования блога количество посещений составило более 9 500 раз.

С 2015 года образовательная организация является участником и координатором проекта «ЛитРес: Школа» общеобразовательных организаций, расположенных на севере Кемеровской области. Данный проект реализуется в соответствии с планом мероприятий «Федеральной целевой программы

развития образования на 2016-2010 гг.» [8]. В рамках проекта учебно-познавательная и художественная литература в соответствии с программным материалом учебных предметов для гимназистов 8-11-х классов, учителей гуманитарных предметов доступна не только в привычном печатном варианте, но и в электронном виде на компьютере, планшете или смартфоне. Для этого участники проекта прошли необходимую регистрацию, получили персональный логин и пароль, скачали на свои мобильные устройства специальное бесплатное приложение для чтения электронных изданий. Все это позволило им самостоятельно выбирать книги с помощью иллюстрированного каталога.

Внедрение инновационного информационного проекта «ЛитРес: Школа» позволило не только обеспечить необходимой литературой обучающихся 8-11-х классов, но и предоставить им альтернативный источник доступа к познавательной литературе, пополнить библиотечный фонд электронными изданиями гражданско-патриотической направленности; расширить читательский кругозор обучающихся, предоставив доступ к 5 000 книг, рекомендованных Российской государственной детской библиотекой (РГДБ) и Российской государственной библиотекой для молодежи (РГБМ).

Разработанный и реализуемый работниками библиотеки муниципальный проект «Инфотека» (систематизированная коллекция образовательных интернет-ресурсов) способствует обеспечению образовательной деятельности интерактивным образовательным электронным контентом по всем учебным предметам.

Основная цель проекта «Инфотека» — содействие процессу самообразования обучающихся, формированию у них информационной культуры.

«Инфотека» как мультимедиа-технология позволяет обучающимся получить доступ к разнообразной информации, так как на страницах блога представлены ссылки на интернет-ресурсы по учебным предметам, позволяющие провести междисциплинарное исследование в рамках рассматриваемой проблемы.

Для учителей в «Инфотеке» имеются ссылки на методические интернет-ресурсы, сайты и блоги учителей-предметников, педагогические порталы, коллекции цифровых образовательных ресурсов.

Повышению качества образования с позиции формирования читательской компетентности как значимого планируемого результата освоения основной образовательной программы [10] способствовал и разработанный библиотекарями инновационныйинформационный ресурс — блог «Гимназист читающий».

Блог «Гимназист читающий» — это виртуальная площадка, способствующая формированию читательской культуры обучающихся на лучших примерах отечественной и зарубежной литературы.

Широкие возможности интерактивных сервисов и инструментов Web 2.0 позволили работникам школьной библиотеки в рамках данной виртуальной площадки создавать интерактивные игры, виртуальные и звуковые выставки, викторины и тесты.

Отличительной особенностью виртуальных и звуковых выставок является

не только то, что они знакомят обучающихся с творчеством писателей и поэтов, книгами-юбилярами или тематической подборкой, но и дают возможность увидеть экранизацию произведений (театральную постановку, мультфильм), услышать в записи голос писателя, посетить памятные места, литературные музеи и др.

Занимательные интерактивные игры, тесты и викторины позволяют создать развивающее и комфортное книжное пространство за пределами стен школьной библиотеки, делают посты блога лишенными назидательности, пробуждают у обучающихся интерес к еще непрочитанной книге.

В заключение отметим, что положительным результатом в направлении повышения качества образования при внедрении и интеграции инновационных и информационных технологий в практику работы школьных библиотек можно считать:

— повышение доступности общего образования, с расширением форм получения образования;

— существенное расширение и совершенствование организационного обеспечения образовательной деятельности («Инфотека», «Гимназист читающий» и пр.);

— независимость образовательной деятельности от места и времени обучения;

— совершенствование методического и программного обеспечения образовательной деятельности;

— повышение мотивации к познавательной деятельности, высокий уровень познавательных универсальных учебных действий у 95% обучающихся;

— развитие технологического мышления у обучающихся, умения самостоятельно планировать свою образовательную деятельность.

Литература

1. Илларионова Н. Ф. Школьная библиотека — учебно-информационный центр: теория и практика // Школьная библиотека сегодня и завтра. 2015. № 8. С. 61-66.

2. КоджаспироваГ. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный). Ростов н/Д: МарТ, 2005. C. 111.

3. Кузнецова Н. В. От школьной библиотеки к информационно-библиотечному центру: внедряем ФГОС основного общего образования // Школьная библиотека сегодня и завтра. 2015. № 8. С. 49-60.

4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 // Информационно-правовой портал «Гарант.ру»: [сайт]. Режим доступа: http://www.garant.ru/ (дата обращения: 10.12.2017).

5. Разумовский О. С. Диалектика оптимального и неоптимального в научных и технических инновациях // Методологические проблемы создания новой техники и технологии. Новосибирск, 1989. 296 с.

6. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994. 205 с.

7. Третьяков А. Л. Информатизация школьных библиотек современной России как приоритетное направление государственной образовательной политики // Школьные библиотеки нового поколения. 2017. С. 51-57 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://Irbis.gnpbu.ru/Aref_2017/School_Library-2.pdf. (дата обращения: 10.12.2017).

8. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы [Электронный ресурс] // Министерство образования инауки Российской Федерации: [сайт]. Режим доступа: http://минобрнауки. рф/ (дата обращения: 25.10.2017).

9. Цымбалюк Т. Г. Библиотечно-информационная деятельность в условиях ФГОС // Школьные би-

блиотеки нового поколения. 2017. С. 97-101 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://Irbis.gnpbu.ru/ Aref_2017ZSchool_Library-2.pdf (дата обращения: 10.12.2017).

10. Чудинова В. П. Развитие интереса к чтению у детей и подростков с помощью электронных ресурсов: опыт разных стран // Школьные библиотеки нового поколения. 2017. С. 30-31 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://Irbis.gnpbu.ru/Aref_2017/School_Library-2.pdf. (дата обращения: 10.12.2017).

SCHOOL LIBRARY'S PRACTICE ON RAISING THE QUALITY OF EDUCATION BY MEANS OF INTRODUCTION OF INNOVATIVE AND INFORMATION TECHNOLOGIES

The solution of the problem of raising the quality of the general education involves the introduction and integration of innovative and information technologies into educational practice. The experience available in educational practice refers mainly to professional teachers' activities during the teaching and learning process. Whereas a school librarian, who has mighty resources to introduce innovative and information technologies of declarative, cyber and reference type into educational process, suffer from the lack of attention.

The author of the article presents some experience of the educational organization on the above-mentioned problem and gives examples of cyber information technologies worked out and/ or used by the staff of the school library of gymnasium No. 11 (the cyber resources guide "Poets and Writers in the Net", "LitRes: School", blog "A reading high-school student")

The result of such work is the growth of motivation to cognitive activity and high level of universal learning skills among 95% of students; the development of technological thinking, the ability to plan their own educational practice and so on.

Keywords: quality of education, innovations, information technologies, Library and Information Centre.

References

• Cymbaljuk T. G. Bibliotechno-informacionnaja dejatel'nost' v uslovijah FGOS // Shkol'nye biblioteki novogo pokolenija. 2017. S. 97-101 [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://Irbis.gnpbu.ru/Aref_2017/School_ Library-2.pdf (data obrashhenija: 10.12.2017).[In Rus].

• ChudinovaV. P. Razvitie interesa k chteniju u detej i podrostkov s pomoshh'juj elektronnyh resursov: opyt raznyh stran // Shkol'nye biblioteki novogo pokolenija. 2017. S. 30-31 [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://Irbis.gnpbu.ru/Aref_2017/School_Library-2.pdf. (data obrashhenija: 10.12.2017).[In Rus].

• Federal'naja celevaja programma razvitija obrazovanija na 2016-2020 gody [Jelektronnyj resurs] // Ministerstvo obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii: [sajt]. Rezhim dostupa: http://minobrnauki.rf/ (data obrashhenija: 25.10.2017). [In Rus].

• Illarionova N. F. Shkol'naja biblioteka — uchebno-informacionnyj centr: teorija i praktika // Shkol'naja bibliote-ka segodnja i zavtra. 2015. № 8. S. 61-66.[In Rus].

• Kodzhaspirova G. M., Kodzhaspirov A. Ju. Slovar' po pedagogike (mezhdisciplinarnyj). Rostov n/D: MarT, 2005. C. 111.[In Rus].

• Kuznecova N. V. Ot shkol'noj biblioteki k informacionno-bibliotechnomu centru: vnedrjaem FGOS osnovnogo obshhego obrazovanija // Shkol'naja biblioteka segodnja i zavtra. 2015. № 8. S. 49-60. [In Rus].

• Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obshhego obrazovani-ja: Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki RF ot 17 dekabrja 2010 g. № 1897 // Informacionno-pravovoj portal «Garant.ru»: [sajt]. Rezhim dostupa: http://www.garant.ru/ (data obrashhenija: 10.12.2017).[In Rus].

• Razumovskij O. S. Dialektikaoptimal'nogoineoptimal'nogo v nauchnyh I tehnicheskihinnovacijah // Metodologicheskie problemy sozdanija novoj tehniki i tehnologii. Novosibirsk, 1989. 296 s.[In Rus].

• Robert I. V. Sovremennye informacionnye tehnologii v obrazovanii: didakticheskie problemy, perspektivy ispol'zovanija. M.: Shkola-Press, 1994. 205 s.[In Rus].

• Tret'jakov A. L. Informatizacija shkol'nyh bibliotek sovremennoj Rossii kak prioritetnoe napravlenie gosudarst-vennoj obrazovatel'noj politiki // Shkol'nye biblioteki novogo pokolenija. 2017. S. 51-57 [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http://Irbis.gnpbu.ru/Aref_2017/School_Library-2.pdf. (data obrashhenija: 10.12.2017).[In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.