8. Dryakhlov N.I., Davydenko V.A. Sotsiokul'turnye tsennosti rossiyan [Sociocultural values of Russians]. Sotsis [Socis], 1997, no. 7, pp. 143-149. (In Russ.).
9. Konstantinov N.A. Istoriyapedagogiki [History of pedagogy]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1974.
10. Panchenko A.M. Russkaya kul'tura v kanun petrovskikh reform [Russian culture on the eve of Peter's reforms]. Leningrad, 1984. (In Russ.).
11. Rokich M. Priroda chelovecheskikh tsennostey [The nature of human values]. New-York, Svobodnaya pressa Publ., 1973. 153 p. (In Russ.).
12. Fomkin A.V. Osobennosti realizatsii printsipa naglyadnosti v baletnoy pedagogike [Features of the implementation of the principle of visibility in ballet pedagogy]. Samarskiy nauchnyy vestnik [The Samara's scientific bulletin], 2016, no. 1 (14), pp. 192-196. (In Russ.).
13. Khrestomatiya po istorii pedagogiki [Reader on the history of pedagogy]. Minsk, Vysshaya shkola Publ., 1971. (In Russ.).
УДК 378:023.5
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
Скипор Инна Леоновна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры технологии автоматизированной обработки информации, проректор по учебной работе, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: skiporil@mail.ru
В статье характеризуется роль проектной деятельности библиотечно-информационных учреждений в контексте современных требований. Проектное развитие рассматривается как инструмент инновационного менеджмента, позволяющий решать широкий круг задач по освоению перспективных направлений деятельности библиотек, внедрению новых информационно-библиотечных технологий, совершенствованию форм обслуживания пользователей, привлечению новых источников финансирования.
Анализируется Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) направления подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность» с позиций, закрепленных стандартом профессиональных задач в сфере проектной деятельности и требований к формированию соответствующих профессиональных компетенций. Рассматривается проект модернизированного ФГОС ВО по данному направлению в контексте требований к формированию готовности выпускника к осуществлению проектной деятельности. Приводится состав трудовых функций специалиста в области библиотечно-информационной деятельности, закрепленных соответствующими профессиональными стандартами.
Описывается опыт моделирования образовательных программ по направлению подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность» в Кемеровском государственном институте культуры. Приводится состав учебных дисциплин, направленных на формирование профессиональных компетенций выпускников в области проектной деятельности. Отмечается роль курсового проектирования и выпускных квалификационных работ в формировании готовности выпускников к самостоятельной проектной деятельности в условиях библиотечно-информационного производства.
Ключевые слова: модернизация высшего образования, проектная деятельность библиотек, образовательные программы, Федеральные государственные образовательные стандарты, профессиональные стандарты, кадры библиотечно-информационных учреждений
PROJECT ACTIVITY OF SPECIALISTS OF LIBRARY AND INFORMATIONAL INSTITUTIONS IN THE CONTEXT OF REQUIREMENTS OF PROFESSIONAL AND EDUCATIONAL STANDARDS
Skipor Inna Leonovna, PhD in Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of Automated Information Processing Department, Vice-rector for Academic Affairs, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federetion). E-mail: skiporil@mail.ru
The article characterizes a role of project activity of library and informational institutions in the context of modern requirements. Project development is considered as an instrument of innovation management, enabling to solve a wide range of tasks for the development of perspective directions of library activities, to introduce new library information technologies, to improve services for users, and to attract new financial sources.
The article analyzes Federal State Educational Standard of Higher Education (FSES HE) of the Specialty "Library and Information Activity 51.03.06," according to professional tasks in the field of project activity and requirements for necessary professional competencies, set by the standard. The article examines the project of the modernized FSES HE on this specialty in the context of the requirements for readiness of graduate students to implement project activity. The structure of employment functions of specialists in the field of library information activity, set by the relevant professional standards, is given in the article.
The article highlights the experience of modelling the educational programs on the Specialty "Library Information Activity 51.03.06" in Kemerovo State University of Culture. The article contains the description of structure of educational disciplines, directed on formation of a range of professional competencies of graduate students in the field of project activity. The article points out the role of course projects and gradational projects in readiness of graduate students for independent project activity in the context of library information activity.
Keywords: modernization of higher education, project activity of libraries, educational programs, Federal State Educational Standards, professional standards, professionals for library information institutions.
Модернизация российского высшего образования, сопряжение Федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов, реализация компетентностного подхода при формировании образовательных программ определяют приоритетность учета требований работодателей к уровню подготовки выпускников вузов. Традиционной для вузов культуры является подготовка кадров для библиотечно-информационных учреждений. Определяющим фактором эволюции подготовки кадров для данных учреждений всегда были и остаются потребности библиотечно-информационной практики.
На современном этапе библиотека как социальный институт вынуждена искать новые векторы развития. С одной стороны, в последние годы во всём мире обсуждается проблема библиотеки как социального института - её места, роли и функций. Появились весьма настораживающие суждения об отмирании библиотеки в
век Интернета и её ненужности в информационном обществе. В условиях динамичного развития информационно-коммуникационных технологий создаётся иллюзорное представление о том, что функции библиотек по накоплению и передаче информации можно переложить на компьютер и исключить необходимость библиотекаря [9, с. 48-49]. С другой стороны, происходит трансформация деятельности библиотек, существенно расширяется состав функций, которые возлагаются на современные библиотеки. Так, «Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки» (утвержден 31.10.2014) закрепляет на государственном уровне следующие требования к библиотеке: «Общедоступные библиотеки должны стать центрами культурного просвещения и воспитания, в том числе организовывать культурно-просветительские акции с участием ученых, политиков, педагогов, писателей, библиофилов, в совершенстве использовать современные инфор-
мационно-коммуникационные технологии, предоставлять информационные услуги в различных сферах общественной жизни, создавать собственный краеведческий контент, отражающий местную историю» [2, с. 2]. Особые требования к библиотечно-информационным учреждениям предъявляются и в контексте решения задач построения информационного общества, в котором они играют важную роль. Таким образом, в деятельности библиотечно-информационных учреждений, наряду с традиционными, реализуются новые направления работы, обеспечивающие не только удовлетворение разнообразных потребностей пользователей, но и устойчивое развитие библиотек в условиях динамично изменяющегося общества.
Происходящие в стране экономические, политические, социальные реформы существенно меняют роль библиотеки - она становится активным субъектом рыночной экономики. Все это стимулирует библиотечно-информационные учреждения к внедрению новых форм организации работы. Одной из таких форм в настоящее время является реализация проектной деятельности, которая позволяет решать достаточно широкий круг задач, в том числе:
• осваивать наиболее перспективные направления деятельности;
• обеспечивать эффективное использование новых библиотечно-информационных технологий и информационных ресурсов;
• целенаправленно осуществлять взаимодействие со всеми заинтересованными социальными партнерами;
• выступать как эффективный механизм развития творческой активности библиотечного и информационного сообщества;
совершенствовать формы и методы социального партнерства и привлечения новых источников финансирования.
Проектное развитие библиотечно-инфор-мационных учреждений сегодня рассматривается как ключевой приоритет нового времени, базовый инструмент инновационного менеджмента [3, с. 3].
Принципиально новые требования к кадрам библиотечно-информационной сферы с особой актуальностью выдвигают задачу переосмысления их профессиональной подготовки в современ-
ной высшей школе. Необходимость формирования готовности выпускника направления подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность» к проектной деятельности отражает Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, который закрепляет профессиональные задачи, решаемые выпускником данного направления в сфере проектной деятельности:
• участие в реализации комплексных инновационных проектов и программ развития библиотечно-информационной деятельности;
• участие в проектировании и реализации библиотечно-информационных продуктов и услуг для различных категорий пользователей;
• участие в моделировании развития и модернизации библиотечно-информационных организаций и систем [7].
В соответствии с данными задачами выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями в сфере проектной деятельности:
• готовностью к применению результатов прогнозирования и моделирования в профессиональной сфере (ПК-20);
• готовностью к участию в реализации комплексных инновационных проектов и программ развития библиотечно-информационной деятельности (ПК-21);
• способностью к участию в проектировании библиотечно-информационных услуг для различных групп пользователей (ПК-22);
• готовностью к предпроектному обследованию библиотечных и информационных организаций (ПК-23) [7].
В настоящее время подготовлен проект модернизированного ФГОС ВО по направлению подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность» [8], в котором проектная деятельность также определена в качестве одного из типов профессиональной деятельности выпускника. Следует заметить, что в составе универсальных компетенций в качестве категории (группы) универсальных компетенций выделена «Разработка и реализация проектов», которая определяет необходимость формирования следующей компетенции: «УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптималь-
ные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений». На уровне формирования государственных требований к общепрофессиональным компетенциям в категории (группе) общепрофессиональных компетенций «Профессионализация» определена компетенция «ОПК-1. Способен применять полученные знания в области культуроведения и социокультурного проектирования в профессиональной деятельности и социальной практике». Следует заметить, что в модернизированных ФГОС ВО состав общепрофессиональных компетенций устанавливается для укрупненной группы направлений 51 «Культуроведение и социокультурные проекты». Таким образом, закрепляется требование формирования компетенций в области проектной деятельности к выпускникам по всем направлениям подготовки, входящим в данную группу направлений.
Как известно, разработка модернизированных ФГОС ВО связана с необходимостью сопряжения требований образовательных и профессиональных стандартов.
В соответствии с ФГОС ВО, «профессиональные компетенции, устанавливаемые программой бакалавриата, формируются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников (при наличии), а также, при необходимости, на основе анализа требований к профессиональным компетенциям, предъявляемых к выпускникам направления подготовки на рынке труда, обобщения зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники в рамках направления подготовки, иных источников» [8].
В проекте ФГОС ВО определены следующие профессиональные стандарты, соответствующие профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата по направлению подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность»:
- 01.001 Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;
- 01.003 Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- 01.005 Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания»;
- 06.013 Профессиональный стандарт «Специалист по информационным ресурсам»;
- 07.002 Профессиональный стандарт «Специалист по организационному и документацион-ному обеспечению управления организацией».
Анализ данных профессиональных стандартов показывает, что всеми стандартами предусмотрены трудовые функции, связанные с осуществлением проектной деятельности. Так, профессиональные стандарты 01.001 «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», 01.003 «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», 01.005 «Специалист в области воспитания» устанавливают трудовые функции, связанные с проектированием образовательных программ и созданием программ в области воспитательной деятельности. Профессиональные стандарты 06.013 «Специалист по информационным ресурсам» и 07.002 «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией» определяют перечень трудовых функций, связанных с созданием и использованием информационных ресурсов.
К сожалению, на момент разработки нового ФГОС ВО по направлению подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность» еще не утвержден профессиональный стандарт «Специалист в области библиотечно-информационной деятельности» [4], который прошел процедуру публичного обсуждения и был одобрен библиотечно-информационным сообществом. Анализ содержания проекта данного профессионального стандарта свидетельствует об особом месте проектной деятельности в работе специалиста библиотечно-информационной сферы. Так, из семи обобщенных трудовых функций, определенных данным стандартом, в четырех требования к трудовым функциям, связанным с проектной деятельностью, выражены эксплицитно (см. табл. 1).
Таблица 1
Трудовые функции специалиста в области БИД в сфере проектной деятельности
Обобщенные трудовые функции Трудовые функции
С Организация справочно-поискового аппарата библиотеки • Создание и эксплуатация электронных информационных ресурсов (базы данных, сайты, электронные коллекции, электронные библиотеки, электронные хранилища и др.)
Б Справочно-библиографическое и информационное обслуживание пользователей • Создание информационной продукции библиотеки (библиографической, аналитической, рекламной) в печатной и электронной форматах
Г Предоставление культурно-просветительных и досуговых услуг пользователям библиотеки • Организация и проведение культурно-просветительных и ин-теллектуально-досуговых мероприятий. • Участие в разработке и реализации социокультурных проектов и программ. • Организация и проведение историко-краеведческих акций и мероприятий
О Научно-аналитическая, методическая и консультационная работа в области библиотечно-информационной деятельности • Организация и проведение профильных научных и прикладных исследований (социологических, маркетинговых и пр.). • Разработка текущих и перспективных планов, программ развития, библиотечных нормативных документов
Следует заметить, что в библиотечной сфере в настоящее время действуют «Типовые отраслевые нормы труда на работы, выполняемые в библиотеках» [6], которые на нормативном уровне задают состав работ, выполняемых в различных типах библиотек в условиях как традиционного, так и автоматизированного производства. Анализ состава этих работ позволяет установить, что компетенции в области проектной деятельности необходимы сотруднику библиотеки при реализации большинства библиотечных технологических процессов.
Приведенные выше требования образовательных и профессиональных стандартов, а также социальный заказ библиотечно-информационных учреждений к подготовке современных кадров являются определяющими при разработке образовательных программ по направлению подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность». На факультете информационных и библиотечных технологий Кемеровского государственного института культуры в рамках данного направления осуществляется подготовка по трем профилям: «Информационно-аналитическая деятельность», «Библиотечно-педагогическое сопровождение школьного образования», «Техно-
логия автоматизированных библиотечно-инфор-мационных систем». Следует заметить, что для кемеровской библиотечной школы является традиционным формирование готовности выпускников к проектной деятельности. Методологической базой проведения на факультете научных исследований, моделирования образовательных программ подготовки библиотечно-информационных кадров является технологический подход [5], который предполагает нацеленность, прежде всего, на разработку и активное использование образовательных и проектных технологий.
Моделирование образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС ВО и профессиональных стандартов, потребностями современного рынка труда предполагает соблюдение принципов системного подхода, преемственности, интеграции, дифференциации требований (в контексте подготовки по различным профилям). В связи с этим определение состава учебных дисциплин в целом и обеспечивающих подготовку выпускников к проектной деятельности, в частности, осуществлялось с учетом следующих факторов:
1) необходимость формирования компетенций выпускников в сфере проектной деятельности,
определенных ФГОС ВО по направлению подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность»;
2) учет тенденций развития современных библиотечно-информационных учреждений с позиций реализуемых ими проектов (в том числе социально-культурных, образовательных проектов, проектов автоматизации, создания информационных продуктов и информационных ресурсов, предоставления информационных услуг на основе информационно-коммуникационных технологий и т. п.);
3) потребность подготовки бакалавров, способных квалифицированно выполнять различ-
ные виды работ библиотечно-информационного производства с использованием проектного подхода.
Результаты моделирования образовательных программ в части обеспечения формирования готовности выпускников бакалавриата по направлению подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность» к проектной деятельности отражены в таблице 2.
Реализация требований к формированию профессиональных компетенций в области проектной деятельности осуществляется комплексом учебных дисциплин, предусмотренных образовательной программой
Таблица 2
Учебные дисциплины, формирующие профессиональные компетенции выпускника направления подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность» (уровень бакалавриата) в сфере проектной деятельности
Профиль «Информационно-аналитическая деятельность» Профиль «Библиотечно-педагогическое сопровождение школьного образования» Профиль «Технология автоматизированных библиотечно-информационных систем»
Менеджмент БИД Менеджмент БИД Менеджмент БИД
Маркетинг БИД Маркетинг БИД Маркетинг БИД
Аналитические технологии Автоматизированные библиотечно-информационные технологии
Технологическое проектирование Технологическое проектирование Проектирование АБИС Технологии создания ЭИР
Формирование баз данных Формирование баз данных Проектирование Интернет-ресурсов
Социокультурные технологии Учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности Информационное обеспечение АБИС Лингвистическое обеспечение АБИС Технологическое обеспечение АБИС Программно-техническое обеспечение АБИС
Информационно-аналитические продукты Информационные продукты и услуги АБИС
Как видно из таблицы 2, ряд учебных дисциплин изучается студентами всех профилей и обеспечивает формирование компетенций, предусмотренных ФГОС ВО. В то же время специфика реализуемых профилей определяет необхо-
димость включения в учебный план дисциплин, позволяющих обеспечить дифференциацию подготовки в рамках того или иного профиля.
В наибольшей степени проявление готовности студентов к выполнению проектной дея-
тельности происходит в ходе выполнения курсовых проектов и выпускных квалификационных работ. Все курсовые проекты и выпускные квалификационные работы по направлению подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность» связаны с разработкой и реализацией какого-либо проекта на базе библиотечно-информационных учреждений Сибирского региона. Опыт организации курсового и дипломного проектирования в Кемеровском государственном институте культуры отражен в ряде публикаций [1; 5]. В частности, в них отражается концепция подготовки по профилю «Технология автоматизированных библиотечно-информационных систем». Следует заметить, что образовательная программа по данному профилю нацелена на подготовку специалистов, решающих задачи создания и эксплуатации электронных информационных ресурсов для библиотечно-информационных учреждений различных типов. В связи с этим выполнение выпускной квалификационной работы предполагает не только проектирование, но и создание электронных информационных ресурсов, а также их передачу в опытную эксплуатацию в конкретное библиотечно-информационное учреждение. Таким образом, выпускник должен разработать и представить к защите уже реа-
лизованный на базе конкретного библиотечно-информационного учреждения проект.
Такой подход позволяет обеспечить реализацию требований образовательных и профессиональных стандартов, учет реальных потребностей библиотечно-информационных учреждений при выборе объектов проектирования в рамках выпускных квалификационных работ и непосредственную заинтересованность заказчиков (то есть библиотечно-информационных учреждений) в разработке и внедрении в свою деятельность создаваемых выпускниками вуза электронных информационных ресурсов.
Таким образом, разработанные и реализуемые в Кемеровском государственном институте культуры образовательные программы по направлению подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность», профили: «Информационно-аналитическая деятельность», «Библиотечно-педагогическое сопровождение школьного образования», «Технология автоматизированных библиотечно-информационных систем», в полной мере обеспечивают формирование готовности выпускников к проектной деятельности с позиций требований как Федеральных государственных образовательных, так и профессиональных стандартов.
Литература
1. Колкова Н. И., Скипор И. Л. Дипломное проектирование технологов автоматизированных информационных ресурсов: синтез достижений теории и потребностей практики // Библиосфера. - 2012. - № 3. - С. 27-35.
2. Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки: Рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам муниципальной власти [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rba.ru/cms_rba/news/upload-files/news/2014/04_12/modstandart.pdf.
3. Программно-целевая и проектная деятельность библиотек: метод. рекоменд. - Вологда: ВОЮБ, 2014. - 50 с.
4. Профессиональный стандарт «Специалист в области библиотечно-информационной деятельности» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rba.rU/cms_rba/news/upload-files/news/2014/23_09/4.pdf.
5. Скипор И. Л. Технологический подход как методологическая база проведения научных исследований и моделирования образовательных программ подготовки кадров библиотечно-информационной сферы // Вестн. Ке-меров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2013. - № 22, ч. 1. - С. 32-51.
6. Типовые отраслевые нормы труда на работы, выполняемые в библиотеках [Электронный ресурс]. - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70921222.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/510306.pdf.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ProjFG0SV03++/Bak3++/510306_B_3plus_17072017.pdf.
9. Шунков А. В. Система подготовки кадров для библиотечно-информационных учреждений региона: векторы развития в контексте вызовов современного общества // Научные и технические библиотеки. - 2017. - № 1. -С. 44-51.
References
1. Kolkova N.I., Skipor I.L. Diplomnoe proektirovanie tekhnologov avtomatizirovannykh informatsionnykh resursov: sintez dostizheniy teorii i potrebnostey praktiki [Diploma design of technologists of automated information resources: synthesis of achievements of theory and the needs of practice]. Bibliosfera [Bibliosphere], 2012, no. 3, pp. 27-35. (In Russ.).
2. Model'nyy standart deyatel 'nosti obshchedostupnoy biblioteki: Rekomendatsii organam gosudarstvennoy vlasti sub"ektov Rossiyskoy Federatsii i organam munitsipal'noy vlasti [Model standard for the activities of the public library: Recommendations to government authorities of the constituent entities of the Russian Federation and municipal authorities]. (In Russ.). Available at: http://www.rba.ru/cms_rba/news/upload-files/news/2014/04_12/ modstandart.pdf.
3. Programmno-tselevaya i proektnaya deyatel'nost' bibliotek: metodicheskie rekomendatsii [Programmatic and project activities of libraries: methodical recommendations]. Vologda, VOYuB Publ., 2014. 50 p. (In Russ.).
4. Professional'nyy standart "Spetsialist v oblasti bibliotechno-informatsionnoy deyatel'nosti [Professional standard "Specialist in the field of library and information activities"]. (In Russ.). Available at: http://www.rba.ru/cms_rba/ news/upload-files/news/2014/23_09/4.pdf.
5. Skipor I.L. Tekhnologicheskiy podkhod kak metodologicheskaya baza provedeniya nauchnykh issledovaniy i modelirovaniya obrazovatel'nykh programm podgotovki kadrov bibliotechno-informatsionnoy sfery [Technological approach as a methodological base for conducting research and modeling educational programs for the training of library and information personnel]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University ofCulture and Arts], 2013, no. 22/1, pp. 32-51. (In Russ.).
6. Tipovye otraslevye normy truda na raboty, vypolnyaemye v bibliotekakh [Typical sectoral labor standards for work performed in libraries]. (In Russ.). Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70921222.
7. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniyapo napravleniyupodgotovki 51.03.06 Bibliotechno-informatsionnaya deyatel'nost'(uroven'bakalavriata) [Federal state educational standard of higher education in the field of training 51.03.06 Library and information activities (bachelor's level)]. (In Russ.). Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/510306.pdf.
8. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 51.03.06 Bibliotechno-informatsionnaya deyatel'nost' (uroven' bakalavriata) [Federal state educational standard of higher education in the field of training 51.03.06 Library and information activities (bachelor's level)]. (In Russ.). Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ProjFG0SV03++/Bak3++/510306_B_3plus_17072017.pdf.
9. Shunkov A.V. Sistema podgotovki kadrov dlya bibliotechno-informatsionnykh uchrezhdeniy regiona: vektory raz-vitiya v kontekste vyzovov sovremennogo obshchestva [The system of personnel training for library and information institutions in the region: vectors of development in the context of the challenges of modern society]. Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki [Scientific and technical libraries], 2017, no.1, pp. 44-51. (In Russ.).
УДК 023
ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Сергеева Алина Юрьевна, аспирант, кафедра издательского дела и библиотековедения, Белгородский государственный институт искусств и культуры (г. Белгород, РФ). E-mail: alinasergeeva91@mail.ru
Особая роль во всех сферах общества сегодня отводится средствам массовой информации. Средства массовой информации постепенно начинают занимать доминирующие позиции в смысловом производстве общества, что оказывает огромное влияние на жизнь каждого отдельного человека - на его сознание, эмоции, чувства, на характер его социальных практик и отношений. Однако необходимо учитывать тот факт, что они существуют в определенном специфическом социальном контексте, и на них действуют разного рода факторы и условия. Немаловажная роль в средствах массовой информации отводится профессиональным периодическим издания, которые выступают одной из форм коммуникации. Поэтому в статье рассматриваются российские периодические издания в сфере культуры,