РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
Д-р экон. наук О. В. Забелина Д. И. Миненков
ПРАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья посвящена рассмотрению шагов правительства России по выработке и реализации кластерной политики. Авторами проведена систематизация и дана оценка основных мер, предпринятых в рамках проведения кластерной политики на национальном и региональном уровнях.
Ключевые слова и словосочетания: кластер, кластерная политика, инновационный потенциал, конкурентоспособность региона.
Практика реализации целенаправленной кластерной политики уже успела зарекомендовать себя как эффективная модель развития региональной экономки в ряде развитых стран, таких как Финляндия, Италия, Япония, США. Это обусловлено рядом преимуществ, которые получает регион от возникновения на его территории кластерного образования. Одним из главных таких преимуществ является высокая конкурентоспособность кластера.
Основная цель реализации кластерной политики - обеспечение высоких темпов экономического роста и диверсификации экономики за счет повышения конкурентоспособности предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, образующих территориально-производственные кластеры1. Обычно кластерная политика рассматривается как альтернатива препятствующих конкуренции мер традиционной промышленной политики, в рамках которой осуществляется поддержка конкретных предприятий или отраслей.
В России при реализации кластерной политики более эффективна смешанная модель, предполагающая, с одной стороны, активную роль самих регионов и региональных компаний в формировании кластеров, а с другой -поддержку кластерных инициатив со стороны федеральных органов власти. Формирование и развитие региональных кластеров в каждом отдельном случае представляет собой процесс поиска компромисса интересов всех его участников, которых можно свести к триаде «бизнес - государство - наука». В зависимости от степени диверсификации российские регионы нуждаются в различной степени государственной поддержки.
Первые шаги кластерной политики на региональном уровне были предприняты в России в 2005 г. и отражены в постановлении администрации Тверской области. Так, в целях дальнейшего развития инновационной деятельности на территории Тверской области и повышения эффективности использо-
1 См.: Об организации деятельности по формированию инновационных научно-технологических кластеров на территории Тверской области : постановление от 31 марта 2005 г. № 118-па [Электронный ресурс]. - URL: http://www.economy.gov.ru
вания научного потенциала региона Тверскому государственному университету и Департаменту экономики и промышленной политики было рекомендовано сформировать условия функционирования потенциальных кластеров. В этом же постановлении было предложено три потенциальных кластера: полимерной химии (14 участников); программирования (5 участников); кремниевого производства (4 участника).
Элементы кластерной политики на национальном уровне в Российской Федерации заложены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года. Данным документом было предусмотрено, что одним из главных направлений инновационного социально ориентированного типа экономического развития является переход к новой модели пространственного развития российской экономики, а конкретно к формированию новых центров социально-экономического развития, опирающихся на развитие энергетической и транспортной инфраструктуры, и созданию сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий.
Инновационное и социальное направления долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации должны проявляться:
- в развитии научно-технического и образовательного потенциала крупных городских агломераций с высоким качеством среды обитания и человеческим потенциалом, динамичной инновационной и образовательной инфраструктурой;
- формировании территориально-производственных кластеров (не менее 6-8), ориентированных на высокотехнологичные производства в приоритетных отраслях экономики, с концентрацией таких кластеров в урбанизированных регионах;
- формировании территориально-производственных кластеров на сла-боосвоенных территориях, ориентированных на глубокую переработку сырья и производство энергии с использованием современных технологий;
- создании туристско-рекреационных кластеров на территориях с уникальными природными ресурсами и природными ландшафтами, а также богатым историко-культурным наследием.
Особое внимание уделяется развитию Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, где предполагается развитие кластеров на основе природно-сырьевых ресурсов. Так, одно из направлений связано с формированием нефтегазохимического кластера на базе нефте- и газодобычи, базой для создания которого призван стать Тюменский инновационный центр нефти и газа. Также предлагается формирование перспективных территориально-производственных кластеров на базе транспортного, тяжелого, химического, сельскохозяйственного, энергетического машиностроения и приборостроения, производства медицинской техники, металлургии и химии.
Дальнейшее развитие, согласно Концепции, получат основные индустриальные центры Сибири и Дальнего Востока, специализирующиеся на глубокой переработке полезных ископаемых, металлургии, химии и нефтехимии (в том числе Красноярская, Иркутская и Хабаровская агломерации - города Новосибирск, Томск и Омск), а лесные ресурсы Сибири и Дальнего Востока составят сырьевую базу для формирования в них лесопромышленных класте-
ров. Владивостокская городская агломерация, Дальневосточная островная зона, включая остров Сахалин, полуостров Камчатка и Курильские острова, система тихоокеанских портов призваны стать опорными для формирования биоресурсного кластера, основу которого составят добыча и переработка водных биологических ресурсов и марикультура1.
В 2008 г. Минэкономразвития России разработало совместно с НИУ ВШЭ Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации и Методические рекомендации по реализации кластерной политики в северных субъектах Российской Федерации. В данных документах было дано определение категории кластера, которое звучит как объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг2. Также был приведен перечень участников кластера и перечислены характерные признаки кластерных образований. В качестве примера рассматривался опыт развития кластерных инициатив Канады как страны с наиболее похожими географическими характеристиками и природными ресурсами3.
В 2010 г. Министерством экономического развития Российской Федерации была представлена сводная база данных по кластерам России, в которой было выделено порядка 200 кластеров на различных стадиях формирования. Наибольшее количество наблюдалось на территории Приволжского федерального округа - 48 потенциальных кластеров. Почти в каждом субъекте Российской Федерации был выделен туристско-рекреационный кластер4.
Для успешной реализации кластерной политики на региональном уровне было принято решение по созданию центров кластерного развития (ЦКР).
Центры кластерного развития для субъектов малого и среднего предпринимательства создаются в целях содействия принятию решений и координации проектов, обеспечивающих развитие инновационных кластеров субъектов малого и среднего предпринимательства, повышающих конкурентоспособность региона базирования соответствующих инновационных кластеров и кооперационное взаимодействие участников кластера между собой.
С 2010 г. Минэкономразвития России в рамках финансирования стимулирования малого бизнеса на конкурсной основе выделяет субсидии на создание и развитие центров кластерного развития. В 2010 г. были поддержаны семь регионов (Татарстан, Пермская, Калужская, Самарская, Ульяновская, Томская области и Санкт-Петербург), на реализацию проектов создания ЦКР которых было выделено 160 млн рублей из федерального бюджета и примерно
1 См.: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru
2 См.: Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http://www.economy.gov.ru
3 См.: Методические рекомендации по реализации кластерной политики в северных субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http://www.economy.gov.ru
4 См.: Сводная таблица кластеров [Электронный ресурс]. - URL: http://www.economy.gov.ru
50-60 млн рублей из региональных бюджетов. В 2011 и 2012 гг. государственная поддержка центров была продолжена1.
Сегодня функционируют 16 центров кластерного развития в различных субъектах Российской Федерации: Астраханской, Воронежской, Калужской, Курганской, Пензенской, Самарской, Томской, Ульяновской областях, Республиках Башкортостан, Саха (Якутия) и Татарстан, Алтайском и Пермском краях, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Москве и Санкт-Петербурге.
Решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 30 января 2012 г. Минэкономразвития России объявило о приеме предложений по включению программ развития инновационных территориальных кластеров в перечень соответствующих пилотных программ, утверждаемый правительством. Цель формирования перечня - обеспечение эффективной государственной поддержки развития территориальных кластеров с наибольшим научно-техническим и инновационным потенциалом, развития механизмов частно-государственного партнерства в инновационной сфере2. Основными критериями при выборе кластеров были научно-технологический и образовательный потенциал кластера; производственный потенциал кластера; качество жизни и уровень развития транспортной, энергетической, инженерной, жилищной и социальной инфраструктуры территории базирования кластера; уровень организационного развития кластера; оценка текущего уровня, перспектив развития, проработанности мер; равнозначность критериев; экспертная оценка по каждому из критериев.
В Минэкономразвития России были представлены 94 конкурсные заявки. По итогам экспертизы были отобраны программы развития 25 территориальных кластеров, получивших наиболее высокие оценки экспертов по основным направлениям специализации кластеров. В рамках отобранных пилотных программ развития кластеров с учетом оценок их инновационного и производственного потенциала и проработанности представленных программ было выделено 13 кластеров, программы развития которых предполагается поддержать через предоставление субсидий из федерального бюджета субъектам Российской Федерации, на территории которых они базируются. При этом предусматривается выделение из федерального бюджета средств в общем объеме до 5 млрд рублей ежегодно в течение 5 лет начиная с 2013 г.
В числе мер поддержки пилотных инновационных территориальных кластеров предполагается стимулирование участия крупных компаний, реализующих программы инновационного развития, в деятельности пилотных кластеров в целях стимулирования спроса на инновационную продукцию предприятий-участников кластеров. В число таких компаний на сегодняшний день входят ГК «Внешэкономбанк», ОАО «АИЖК», Федеральный фонд содействия
1 Официальный сайт Центра кластерного развития Томской области «Синергия» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.innoclusters.ru/
2 См.: О деятельности Минэкономразвития России по формированию перечня пилотных программ развития территориальных инновационных кластеров : доклад А. Н. Клепача на заседании Координационного совета по взаимодействию с исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации 13 марта 2012 г. [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.economy.gov.ru
развитию жилищного строительства, ГК «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, ОАО «РВК», ОАО «Роснано», Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий, Сколковский институт науки и технологий.
Также предусмотрены налоговые льготы для участников различных кластеров. Например, компании, входящие в кластеры и осуществляющие свою деятельность за пределами инновационного центра «Сколково», но соответствующие установленным критериям и прошедшие отбор, могут быть включены в реестр участников проекта «Сколково» и в полном объеме пользоваться льготами и преференциями, предусмотренными для участников проекта «Сколково» действующим законодательством.
С целью оказания информационно-консультационной поддержки территориальным кластерам Министерством экономического развития Российской Федерации была подготовлена информация о публичных мероприятиях, организуемых в 2013 г., а также предложения по обучающим курсам и семинарам, отражающим актуальную тематику и проблемы развития территориальных кластеров.
Для субъектов РФ, на территории которых функционируют кластеры, предусмотрены межбюджетные субсидии в целях оказания финансовой поддержки исполнения расходных обязательств по финансированию программ, предусматривающих реализацию мероприятий по следующим направлениям:
1) обеспечение деятельности специализированных организаций, осуществляющих методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение развития территориальных кластеров;
2) профессиональная переподготовка, повышение квалификации и проведение стажировок работников организаций, указанных в программе в качестве ее организаций-участников, по направлениям реализации программ (в том числе за рубежом);
3) консультирование организаций-участников по вопросам разработки инвестиционных проектов в инновационной сфере;
4) проведение выставочно-ярмарочных мероприятий, а также участие представителей организаций-участников в выставочно-ярмарочных и коммуникативных мероприятиях (форумы, конференции, семинары, круглые столы) в Российской Федерации и за рубежом;
5) развитие на территориях, на которых расположены территориальные кластеры, объектов инновационной и образовательной инфраструктуры;
6) развитие на территориях, на которых расположены территориальные кластеры, объектов транспортной и энергетической инфраструктуры;
7) развитие на территориях, на которых расположены территориальные кластеры, объектов инженерной и социальной инфраструктуры1.
Помимо вышеизложенных мер по поддержанию кластерных инициатив, также возможно развитие кластерных образований на основе созданных в СССР территориально-производственных комплексов. И. В. Пилипенко отме-
1 См.: Официальный сайт Российской кластерной обсерватории [Электронный ресурс]. - URL: http://cluster.hse.ru
чает, что политика по стимулированию территориально-производственных комплексов может эффективно осуществляться по отношению к отраслям экономики, ориентированным в основном на производителя, в отличие от развития кластерных инициатив, охватывающих отрасли промышленности, преимущественно ориентированные на потребителя, и сферу услуг1.
Вместе с тем несмотря на то, что все доводы относительно создания кластеров носят в большинстве своем положительный оттенок, имеются критики данной политики, которые указывают, что стимулирование кластерооб-разования является такой же субсидией, как и традиционные меры промышленной политики. Концентрация кластерного производства в пределах одной территории не только значительно уменьшает стабильность региональной экономики, но также существенным образом снижает ее диверсифицирован-ность2.
Для более результативного внедрения кластерной политики рекомендуется взаимодействие с университетами и научно-исследовательскими центрами, которые могут предложить компетентные консультации общественным структурам и региональным правительствам, а также непосредственным участникам.
В России пока рано давать оценку проводимой кластерной политики, только через 2-3 года можно ожидать результаты от проводимых государством мер. Однако успешный опыт таких стран, как Финляндия, которая благодаря проводимой дирижистской кластерной политике после глубокого кризиса в 1990 г. вышла к 2005 г. на первое место в рейтинге мировой конкурентоспособности, доказывает эффективность и необходимость последовательных шагов по созданию кластеров для модернизации экономики Российской Федерации.
Список литературы
1. Гагарина Г. Ю. Кластеры как основа обеспечения устойчивого социально-экономического развития российских регионов // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2011. - № 6 (42).
2. Данько Т. П., Куценко Е. С. Кластеры в субъектах Российской Федерации: инновационный путь развития // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2011. - № 5 (41).
3. Тяглов С. Г., Краснокутский П. А. Проблемы реализации кластерной политики как стратегического направления долгосрочного социально-экономического развития регионов // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2011. - № 5 (41).
1 См.: Пилипенко И. В. Проведение кластерной политики в России // Приложение 6 к Ежегодному экономическому докладу 2008 года Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» «Стратегия 2020»: от экономики «директив» к экономике «стимулов» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.biblio-globus.ru/docs/Annex_6.pdf
2 См.: Накаряков Д. П. Преимущества кластерных систем и перспективы их развития в России [Электронный ресурс] // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2012. -Август. - URL: http://ekonomika.snauka.ru/2012/08/1262