УДК 343.278
ЭДУАРД ВЛАДИМИРОВИЧ ЛЯДОВ,
кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовно-исполнительного права
(Академия ФСИН России), e-mail: [email protected]
ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ ПРАВА ЗАНИМАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ ИЛИ ЗАНИМАТЬСЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Реферат: на основе данных правоприменительной практики проанализированы особенности применения уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Выявлен ряд проблем при исполнении данного вида наказания. Указано на встречающиеся в практике случаи назначения двух дополнительных наказаний одновременно - в виде лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью, что противоречит требованиям закона. Обращено внимание на декларативность ст. 38 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации «Ответственность за неисполнение приговора суда о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью» применительно к осужденным, однако в статье указывается на возможность привлечения к ответственности осужденных, нарушающих требования приговора, действующим уголовным законодательством такая ответственность не предусмотрена. Единственным негативным последствием для осужденного является невключение периода занятия запрещенной деятельностью в срок наказания.
Ключевые слова: лишение права занимать определенные должности, лишение права заниматься определенной деятельностью, уголовное наказание, исполнение уголовного наказания.
В соответствии с ч. 2 ст. 45 УК РФ уголовное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью применяется в качестве как основного, так и дополнительного вида наказания. В п.11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 2015 г. № 58 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» отмечается, что за одно и то же преступление осужденному не может быть назначено одновременно лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью. Это правило распространяется на назначение как основного, так и дополнительного наказания за одно преступление. Осужденному за одно преступление указанные наказания не могут быть назначены одновременно в качестве основного и дополнительного.
Вместе с тем при назначении наказания по совокупности преступлений или приговоров допускается одновременное назначение лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью, если эти наказания назначены за разные преступления или по разным приговорам. Кроме того, в таких случаях не ис-
© Лядов Э. В., 2016
ключается назначение лишения права занимать несколько определенных должностей и заниматься несколькими видами определенной деятельности, если запреты касаются разных должностей или сфер деятельности.
По данным ФСИН России, наблюдается тенденция ежегодного увеличения удельного веса осужденных к наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью по отношению ко всем осужденным, прошедшим по учетам УИИ. Отмеченная динамика указана на рисунке.
Данный вид наказания включает в свое содержание две разновидности лишения прав: 1) лишение права занимать определенные должности; 2) лишение права заниматься определенной деятельностью. Основанием его применения является невозможность сохранения за лицом, совершившим преступление, права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью. Вывод о такой невозможности должен вытекать из обстоятельств, характеризующих как совершенное преступление, так и личность виновного [1].
200") 2005 2006 2007 2008 2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015
■ Удельный вес осужденных к ЗЗД
Рис. Удельный вес осужденных к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью от общего количества лиц, состоявших на учете УИИ в отчетном периоде
В обвинительном приговоре указывается род или вид профессиональной, хозяйственной или социальной деятельности, заниматься которой осужденному запрещено. Если запрет на право занимать определенные должности распространяется на сферу государственной (в широком смысле) службы (служба в государственных органах и органах местного самоуправления), то лишение права заниматься определенной деятельностью имеет общесоциальный адресат. Однако необходимо отметить судебный подход к порядку применения ч. 1 ст. 47 УК РФ.
Так, в Апелляционном определении Московского городского суда от 26 февраля 2014 г. по делу № 10-1454/2014 было отмечено, что лишение права занимать определенные должности не предполагает запрет занимать какую-либо конкретную должность, а в приговоре должен быть указан не перечень, а определенная конкретными признаками категория должностей, на которую распространяется запрет. Еще более конкретно разъясняется данное обстоятельство в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 2015 г. № 58 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания», в котором указывается, что в приговоре необходимо называть не конкретную должность (например, главы органа местного самоуправления, старшего бухгалтера) либо категорию и (или) группу должностей по соответствующему реестру должностей (например, категорию «руководители», группу «главные должности муниципальной службы»), а определенный конкретными признаками круг должностей, на который распространяется запрещение (например, должности, связанные с осуществлением функций представителя власти, организационно-распорядительных и (или) административно-хозяйственных полномочий).
Законодатель при формулировании данного вида наказания использует термин «определенные». Под определенными должностями следует понимать те должности, которые обозначены в соответствующих нормативных актах либо обладают соответствующими идентификационными характеристиками, позволяющими установить сущность судебного запрета.
В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» государственная служба Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.
Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская; военная; государственная служба иных видов.
Помимо возможности лишения права занимать должности государственной службы ч. 1 ст. 47 УК РФ предусматривает назначение наказания в виде лишения права занимать определенные должности в органах местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах орга-
низации местного самоуправления в Российской Федерации» под должностным лицом местного самоуправления понимается выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления; выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Исходя из изложенного при назначении наказания в виде лишения права занимать определенные должности в органах местного самоуправления суду необходимо предварительно установить, во-первых, занимал ли подсудимый какую-либо должность в том или ином органе местного самоуправления, во-вторых, совершено ли им такое преступление, что исключена возможность сохранения за ним права занимать определенную должность в органах местного самоуправления [2].
Необходимо обратить внимание на предусмотренное ч. 1 ст. 47 УК РФ наказание в виде лишения права заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.
Под профессиональной деятельностью того или иного лица понимается трудовая деятельность в соответствии с полученным лицом профессиональным образованием [3, с. 566], то есть это такой вид деятельности, для осуществления которого необходима профессиональная подготовка, либо эта деятельность включает в себя виды работ, требующие специальной подготовки или позволяющие совершать определенные действия либо принимать решения, характер которых устанавливается нормативными правовыми актами [4, с. 110].
К профессиональной деятельности относятся педагогическая, врачебная, управление железнодорожным, водным и воздушным транспортом по договору найма и т. д.
Как основной данный вид наказания применим в следующих случаях: когда этот вид наказания прямо предусмотрен в качестве основного в санкции инкриминируемой нормы; при назначении более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление (в порядке ст. 64 УК РФ); при
замене неотбытой части наказания более мягким видом (в соответствии со ст. 80 УК РФ).
Следует отметить то обстоятельство, что к данному виду наказания могут прибегнуть суды кассационной или апелляционной инстанций, назначая его вместо лишения свободы или в случаях, когда наказание, назначенное судом первой инстанции, условно.
Часть 3 ст. 47 УК РФ гласит, что «лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного вида наказания и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью». Об этом же говорится в п. 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 г. №58 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания». Для применения ч. 3 ст. 47 УК РФ не имеет значения, предусмотрен ли соответствующей статьей Особенной части УК РФ другой вид дополнительного наказания (например, в случае назначения по ч. 3 ст. 160 УК РФ наказания в виде лишения свободы со штрафом допускается назначение и лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью).
Если санкция соответствующей статьи предусматривает лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного наказания только к отдельным видам основного наказания, то в случае назначения другого вида основного наказания такое дополнительное наказание может быть применено на основании ч. 3 ст. 47 УК РФ.
Подводя итог рассмотрению данного вида наказания, хотелось бы остановиться на некоторых его проблемных моментах.
Во-первых, п. «г» ч. 2 ст. 34 УИК РФ установлено, что работодатель, у которого работает осужденный, обязан в случае увольнения осужденного, не отбывшего наказание, внести в его трудовую книжку запись о том, на каком основании, на какой срок и какую должность он лишен права занимать или какой деятельностью лишен права заниматься, а в соответствии с ч. 2 ст. 35 УИК РФ органы, правомочные аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью, не позднее 3 дней после получения копии приговора суда и извещения УИИ обязаны аннулировать разрешение на занятие той деятельностью, которая запре-
щена осужденному, изъять соответствующий документ, предоставляющий данному лицу право заниматься ею.
Указанные положения закона не исключают полностью возможности устройства лица на работу, на которую в соответствии с приговором суда он лишен права трудоустройства. Реализация такой возможности происходит в случае, например, невыполнения администрацией организации требований п. «г» ч. 2 ст. 34 УИК РФ.
В случае увольнения осужденного с прежнего места работы УИИ в 30-дневный срок с момента получения сообщения об увольнении осужденного: 1) устанавливает новое место работы, должность осужденного или род его деятельности; 2) направляет по новому месту работы копию приговора суда и извещение; 3) проверяет наличие в его трудовой книжке записи, соответствующей приговору суда.
Хотя в соответствии с п. 19 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей работодатель и обязан при прекращении трудового договора с работником, осужденным в соответствии с приговором суда к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и не отбывшим наказание, внести в трудовую книжку запись о том, на каком основании, на какой срок и какую должность он лишен права занимать (какой деятельностью лишен права заниматься), на практике это осуществляется далеко не всегда. При отсутствии записи в трудовой книжке осужденного инспекция должна принять меры к ее занесению. Фактически она, как указано в п. 36 Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, направляет информацию в органы прокуратуры. Указанная проблема является достаточно актуальной и требует дополнительной проработки с учетом как уголовно-исполнительного, так и трудового законодательства.
Во-вторых, необходимо отметить декларативность ст. 38 УИК РФ «Ответственность за неисполнение приговора суда о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью» применительно к осужденным. В статье указывается на возможность привлечения к ответственности осужденных, нарушающих требования приговора, однако дейст-
вующим уголовным законодательством такая ответственность не предусмотрена. Единственным негативным последствием для осужденного является невключение периода занятия запрещенной деятельностью в срок наказания.
При установлении факта нарушения осужденным требований приговора суда инспекция уточняет время, в течение которого он занимал запрещенную должность или занимался запрещенной деятельностью, запрашивает соответствующие документы, подтверждающие данный факт, и выносит постановление о незачете в срок наказания определенного периода. Постановление начальника уголовно-исполнительной инспекции объявляется осужденному под роспись (п. 39 Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества).
О незачете в срок наказания времени, в течение которого осужденный занимал запрещенную для него должность либо занимался запрещенной для него деятельностью, инспекция информирует заинтересованные службы органов внутренних дел, территориальный орган Федеральной миграционной службы, военный комиссариат, администрацию организации и орган, правомочный аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, запрещенной осужденному, а также делает отметку в журнале учета и учетной карточке.
В-третьих, хотя в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 2015 г. № 58 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» отмечено, что за одно и то же преступление осужденному не может быть назначено одновременно лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью, в практике такие случаи встречаются. Так, суд первой инстанции (постановление президиума Московского городского суда от 20 марта 2009 г. по делу № 44у-0068/2009) назначил Л. по п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ сразу два дополнительных наказания, а именно: в виде лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью, что противоречит требованиям закона, и повлекло за собой в итоге изменение приговора суда и исключение надзорной инстанцией данного дополнительного наказания.
Список литературы
1. Лядов Э. В. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью: отдельные вопросы правовой регламентации // Человек: преступление и наказание. 2012. № 3. С. 66.
2. Лядов Э. В. Назначение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью // Современное право. 2006. № 2. С. 37.
3. Уголовно-исполнительное право : учебник : в 2 т. / под общ. ред. Ю. И. Калинина ; науч. ред. А. Я. Гришко, М. П. Мелентьев. Рязань, 2005. Т. 2 : Особенная часть. 600 с.
4. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / науч. ред. А. С. Мих-лин. М., 2008. 422 с.
EDUARD VLADIMIROVICHLJADOV,
phd in law, associate professor, professor of the department of penal law (Academy of the FPS of Russia), e-mail: [email protected]
PRACTICE OF APPLICATION OF CRIMINAL PENALTY IN THE FORM OF DEPRIVATION OF RIGHT TO HOLD SPECIFIC POSTS OR TO BE ENGAGED IN A CERTAIN ACTIVITY
Abstract: the author analyzes peculiarities of application of criminal penalty in the form of deprivation of right to hold specific posts or to be engaged in a certain activity on the basis of data of law enforcement practice. A number of problems at execution of this punishment type is revealed. Also the author indicates that there are cases in practical work of two additional punishments together - in the form of deprivation of right to hold specific posts and to be engaged in a certain activity, and it contradicts the law requirements. The author also draws our attention to declarativity of Art. 38 of the Penal Code of the Russian Federation « Liability for nonperformance of a sentence about deprivation of right to hold specific posts or to be engaged in a certain activity» in relation to convicts. Though in this article the author points out to the prosecution of convicts violating requirements of a sentence, however such responsibility isn't provided by the current criminal legislation. The only negative consequence for the convict is the non-inclusion of the period of engaging by the prohibited activities of punishment term.
Key words: deprivation of the right to hold specific posts, deprivation of the right to be engaged in a certain activity, criminal penalty, execution of criminal penalty.
References
1. Ljadov Е. V. Lishenie prava zanimat' opredelennye dolzhnosti ili zanimat'sja opredelennoj de-jatel'nost'ju: otdel'nye voprosy pravovoj reglamentacii [Deprivation of the right to hold certain positions or to be engaged in a certain activity: single questions of a legal regulation]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie -Man: crime and punishment, 2012, no. 3, p. 66.
2. Ljadov Е. V. Naznachenie nakazanija v vide lishenija prava zanimat' opredelennye dolzhnosti ili zanimat'sja opredelennoj dejatel'nost'ju [Assignment of punishment in the form of deprivation of the right to hold certain positions or to be engaged in a certain activity]. Sovremennoe pravo - Modern law, 2006, no. 2, p. 37.
3. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo [Penal law]. In 2 vol. Under the general editorship of Ju. I. Kalinin. Under the scientific editorship of A. Ja. Grishko, M. P. Melent'ev. Ryazan, 2005. Vol. 2 Osobennaja chast' [Special part]. 600 р.
4. Kommentarij k Ugolovno-ispolnitel'nomu kodeksu Rossijskoj Federacii [The comment to Penal code of the Russian Federation]. Under the scientific editorship of A. S. Mihlin. Moscow, 2008. 422 р.
© Ljadov Е. V., 2016