DOI 10. 23859/1994-0637-2018-6-87-19 УДК 376.0; 378.0
© Кобрина Л. М., 2018
Кобрина Лариса Михайловна
Доктор педагогических наук, профессор, Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина (Санкт-Петербург, Россия) E-mail: [email protected]
Kobrina Larisa Mikhailovna
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Leningrad State University A. S. Pushkin (St Petersburg, Russia) E-mail: [email protected]
ПРАКТИКА ПОВЫШЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА
PRACTICE OF INCREASING ACCESSIBILITY AND QUALITY
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
PERSONS WITH SPECIAL NEEDS IN THE LENINGRAD REGION
OF HIGHER EDUCATION FOR DISABLED PEOPLE AND
Аннотация. В статье представлена Abstract. The article presents the existing
имеющаяся практика повышения доступно- practice of improving the accessibility and quali-
сти и качества высшего образования для ин- ty of higher education for disabled people and
валидов и лиц с ОВЗ на территории Ленин- people with special needs in the territory of the
градской области. Предлагается комплексное Leningrad Region. It offers a comprehensive
решение этой проблемы в инклюзивном об- solution to this problem in an inclusive educa-
разовательном пространстве с учетом специ- tional space, taking into account the specifics of
фики региона и имеющихся практик. the region and existing practices.
Ключевые слова: инклюзивное высшее Keywords: inclusive higher education, per-
образование, инвалиды, доступность и каче- sons with disabilities, accessibility and quality of
ство инклюзивного высшего образования inclusive higher education
Доступность и качество высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов подтверждает уровень социально-экономического и общественного развития и является наиболее значимой составляющей частью жизни общества.
Создание ресурсных учебно-методических центров в образовательных организациях высшего образования Российской Федерации в корне изменило ситуацию выбора профессии для выпускников специальных коррекционных школ и позволило разработать и внедрить условия освоения основных образовательных программ профессионального образования в каждом университете страны [5], [7].
Основная часть
За работу по повышению доступности и качества высшего образования для студентов с ОВЗ и инвалидов в Ленинградском государственном университете имени
Введение
178 Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6
А. С. Пушкина отвечает факультет дефектологии и социальной работы и отдел социальной политики и инклюзивного образования [2], [3], [4].
В первую очередь, специалисты в области дефектологии внимательно анализируют индивидуальные особенности развития студента на начальном этапе освоения образовательной программы высшего образования и приводят в соответствие специальные условия обучения, созданные в образовательной организации.
Нами проанализирован и приведен в соответствие перечень специальностей и направлений, доступных для освоения студентами с ОВЗ и инвалидами; разрабатываются адаптированные основные профессиональные образовательные программы для инвалидов и лиц с ОВЗ с учетом типа нарушения и уровня развития обучающегося.
Освоение студентами с ОВЗ и инвалидностью адаптированных профессиональных образовательных программ профессионального образования происходит в процессе включения в совместную жизнь.
В университете основано волонтерское движение. В группах, где обучаются студенты с ОВЗ, работают волонтеры. Нами разрабатываются программы внеучебных мероприятий, досуговой деятельности, спортивных мероприятий.
Профориентационная работа проводится в специальных коррекционных школах, ППМС центрах, с группами населения, с родителями, в том числе, в социальных сетях; организуются выставки и форумы на базе досуговых учреждений районов Ленинградской области. Эта работа помогла разработать специальные образовательные программы в части их содержания и оснащения; дифференцировать контингент студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов; разработать списки профессий, соответствующих особенностям и возможностям данных категорий обучающихся.
Для сопровождения трудоустройства лиц с ОВЗ и инвалидов разрабатываются антидискриминационные программы, ведется работа с работодателями. Для этого специальная комиссия, созданная на факультете вместе с представителями работодателей, осуществляет определение функционального состояния; составление социально-профессионального досье и заключительного отчета; определение конкретного потенциала для работы каждого соискателя; разработку рекомендаций по индивидуальным программам профессиональной реабилитации инвалидов; описание и создание необходимых условий для реализации обучения.
Нами разработана модель центра совместного проживания студентов с ОВЗ и студентов-инвалидов во время освоения программ профессионального образования, совмещающаяся с программами социальной реабилитации.
Институт информатики университета отвечает за организацию информационного обеспечения комплексной профессиональной, социальной и психологической реабилитации.
Учебно-методическая комиссия обосновывает и утверждает учебные планы, комплексы специальных дисциплин, коррекционно-развивающих блоков дисциплин, коррекционных мероприятий для каждой категории студентов с ОВЗ.
Выпускники с ОВЗ и инвалиды включены в программу сопровождения и поддержки профессионального самоопределения и ориентации в профессии. Для этого в университете создана психологическая служба и Центр психологической поддержки и разгрузки.
Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6
179
Учебно-методическая комиссия и психологическая служба проводят работу по индивидуализации и дифференциации социальной и трудовой интеграции в зависимости от психофизического состояния студента, выбора формы, уровня профессиональной подготовки. Данная работа ведется в рамках внеучебных мероприятий, а также в процессе профориентационной работы и совместных мероприятий с работодателями.
Организация психолого-педагогической поддержки выпускников специальных образовательных организаций в период выбора профессии и профессиональной подготовки предполагает: создание доступной коррекционно-развивающей среды, соблюдение прав обучающихся, доступности учебных материалов и т. п.; создание и описание инструментария для проведения контрольного этапа внедрения, разработка фондов оценочных средств.
Задачи, решаемые данной организацией: разработка и апробация адаптированных профессиональных образовательных программ для инвалидов и лиц с ОВЗ разных категорий и типов нарушения, уровня развития, условий жизнедеятельности; разработка нормативных документов, регламентирующих процесс обучения специальной категории граждан для реализации профессиональных образовательных программ для инвалидов и лиц с ОВЗ; разработка научно обоснованных и практически апробированных рекомендаций по освоению адаптированных программ инвалидами и лицами с ОВЗ разных категорий и уровня развития; разработка «модульного подхода» (в рамках компетентностного подхода) к освоению адаптированных ОПОП инвалидами и лицами с ОВЗ разных категорий и уровня развития; создание дифференцированной адаптивной образовательной среды для освоения адаптированных ОПОП инвалидами и лицами с ОВЗ разных категорий и уровня развития; создание специальных образовательных условий с учетом типа нарушения умственного и/или физического развития и особых образовательных потребностей обучающихся; разработка методических материалов для обеспечения реализации адаптированных образовательных программ, в том числе содержания учебных занятий, наглядных пособий; разработка методических рекомендаций по созданию специальных условий для успешной адаптации на рабочем месте после обучения и трудоустройства выпускников с различными видами нарушений.
В процессе освоения адаптированной программы профессионального образования студенты с ОВЗ должны иметь возможность получения и дополнительного профессионального образования, то есть система высшего и дополнительного профессионального образования в организациях высшего образования должны взаимодействовать при обучении лиц с ОВЗ и инвалидностью.
Чтобы сделать дополнительное образование доступным, нами разрабатываются адаптированные программы дополнительного образования.
Кроме того, профессорско-преподавательский состав, научные работники и сотрудники обучаются на курсах повышения квалификации и курсах переподготовки по основам коррекционной педагогики.
Для контроля качества содержания адаптированных программ, их соответствия ФГОС нами создана экспертная группа, в которую привлекаются специалисты из университетов Российской Федерации и из-за рубежа для осуществления экспертизы результатов освоения основных программ профессионального обучения, контроля качества освоения адаптированных программ профессионального обучения методом независимой оценки и силами привлеченных экспертов.
180 Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина активно сотрудничает в качестве вуза-партнера с Ресурсным учебно-методическим центром Российского государственного университета имени А. И. Герцена, участвуя во всех мероприятиях, организуемых директором Ресурсного центра В. З. Кантором, а отдел социальной политики и инклюзивного образования университета и факультет дефектологии и социальной работы активно взаимодействует со специалистами ресурсного центра [7], [8]. При этом, находясь на территории Северо-Западного федерального округа, университет продуктивно взаимодействует с Ресурсным учебно-методическим центром Череповецкого государственного университета [1].
Выводы
Таким образом, используя рекомендации Федеральных ресурсных учебно-методических центров, образовательные организации высшего образования Российской Федерации создают максимально комфортные и качественные условия для освоения основных образовательных программ высшего образования лицами с ОВЗ и инвалидами [5], [6].
Литература
1. Афанасьев Д. В., Денисова О. А., Леханова О. Л. Специфика взаимодействия ресурсного учебно-методического центра Череповецкого государственного университета с субъектами инклюзивного образования на территории Северо-Западного федерального округа // Развитие инклюзии в высшем образовании: сетевой подход. Сборник статей. Москва, 2018. С. 72-82.
2. Кобрина Л. М. Ресурсный центр профессиональной подготовки как форма социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. Т. 3. Педагогика. 2014. №1. С. 53-60.
3. Кобрина Л. М., Дрозденко И. Г. Профессиональная подготовка как средство интеграции и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья // Специальное образование: Материалы X Международной научной конференции / под. общ. ред. проф. В. Н. Скворцова. СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2014. Т. II. С. 22-25.
4. Кобрина Л. М. Межличностное взаимодействие в условиях инклюзивного образования студентов с ограниченными возможностями здоровья // Российский психологический журнал. 2017. Т. 14. №3. С. 13-30.
5. Межведомственный комплексный план мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2018 гг. (утв. Правительством РФ 23 мая 2016 г. № 3467п-П8). URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc /71322384/# ixzz5XI2NrvlC
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 №1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда на 2011-2020 годы». URL: http://base.garant.ru/71265834/
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 октября 2017 г. №1021 «О внесении изменений в перечень образовательных организаций высшего образования, на базе которых создаются ресурсные учебно-методические центры по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья». URL: https://инклюзивноеобразование.рф/df8f6186-3a87-43d2-a78d-67b754b8416e
8. Указ Президента Российской Федерации от 5 мая 2012 г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». URL: http://base.garant.ru/70170950/
References
1. Afanas'yev D. V., Denisova O. A., Lekhanova O. L. Spetsifika vzaimodeystviya resursnogo uchebno-metodicheskogo tsentra Cherepovetskogo gosudarstvennogo universiteta s subyektami
Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6
181
inklyuzivnogo obrazovaniya na territorii Severo-Zapadnogo federal'nogo okruga [The specificity of the interaction of the resource educational and methodological center of Cherepovets State University with the subjects of inclusive education in the North-West Federal District]. Razvitiye inklyuzii v vysshem obrazovanii: setevoy podkhod. Sbornik statey [Development of inclusion in higher education: a network approach. Digest of articles]. Moscow, 2018, pp. 72-82.
2. Kobrina L. M. Resursnyj tsentr professional'noj podgotovki kak forma sotsial'noj adaptatsii lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Resource center for vocational training as a form of social adaptation of persons with disabilities]. Vestnik LGU im. A. S. Pushkina. T. 3. Pedagogika [Bulletin of Leningrad State University A. S. Pushkin. Vol. 3. Pedagogy]. St Petersburg, 2014, no. 1, pp. 53-60.
3. Kobrina L. M., Drozdenko I. G. Professional'naya podgotovka kak sredstvo integratsii i sotsial'noj adaptatsii lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Vocational training as a means of integration and social adaptation of persons with disabilities]. Special'noe obrazovanie [Special Education]. St Petersburg, 2014, vol. II, pp. 22-25.
4. Kobrina L . M. Mezhlichnostnoye vzaimodejstviye v usloviyah inklyuzivnogo obrazovaniya studentov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Interpersonal interaction in the context of inclusive education of students with disabilities]. Rossijskij psihologicheskij zhurnal [Russian Psychological Journal], 2017, vol. 14, no. 3, pp. 13-30.
5. Mezhvedomstvennyy kompleksnyy plan meropriyatiy po obespecheniyu dostupnosti professional'nogo obrazovaniya dlya invalidov i lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya na 2016-2018 gody [The interdepartmental comprehensive plan of measures to ensure the accessibility of vocational education for persons with disabilities and persons with disabilities for 2016-2018]. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc /71322384/# ixzz5XI2NrvlC
6. Postanovleniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 01.12.2015 №1297 "Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federatsii "Dostupnaya sreda na 2011-2020 gody " [Decree of the Government of the Russian Federation of 01.12.2015. No. 1297 "On Approval of the State Program of the Russian Federation" Accessible Environment for 2011-2020"]. Available at: http://base.garant.ru/ 71265834/
7. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 20 oktyabrya 2017 g. № 1021 "O vnesenii izmeneniy v perechen' obrazovatel'nykh organizatsiy vysshego obrazovaniya, na baze kotorykh sozdayutsya resursnyye uchebno-metodicheskiye tsentry po obucheniyu invalidov i lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya" [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of October 20, 2017. No. 1021 "On Amendments to the List of Educational Institutions of Higher Education, on the basis of which resource training and methodological centers for training disabled people and people with disabilities are created"]. Available at: http://HHHiro3HBH0e06pa30BaHHe.p$/. . . /df8f6186-3a87-43d2-a78d-67b754b8416e
8. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 5 maya 2012 g. № 597 "O meropriyatiyakh po realizatsii gosudarstvennoy sotsial'noy politiki" [Decree of the President of the Russian Federation of May 5, 2012. No. 597 "On measures for the implementation of the state social policy"]. Available at: http://base.garant.ru/70170950/
Для цитирования: Кобрина Л. М. Практика повышения доступности и качества высшего образования для инвалидов и лиц с ОВЗ в Ленинградской области // Вестник Череповецкого государственного университета. 2018. №6 (87). С. 178-182. DOI: 10.23859/1994-0637-2018-687-19
For citation: Kobrina L. M. Practice of increasing accessibility and quality of higher education for disabled people and persons with special needs in the Leningrad region. Bulletin of the Cherepovets State University, 2018, no. 6 (87), pp. 178-182. DOI: 10.23859/1994-0637-2018-6-87-19
182 Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6