Научная статья на тему 'Практика организации проектной деятельности учащейся молодежи в ТГУ имени Г. Р. Державина'

Практика организации проектной деятельности учащейся молодежи в ТГУ имени Г. Р. Державина Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
281
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВНУТРИВУЗОВСКИЕ КОНКУРСЫ / СТУДЕНЧЕСКИЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / ИННОВАЦИОННЫЕ ИДЕИ И РАЗРАБОТКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Передков В. М.

В статье приводится утверждение о том, что проектная деятельность является одним из наиболее эффективных механизмов повышения конкурентоспособности будущего специалиста. Подтверждением этому является практика организации и проведения на базе ТГУ имени Г.Р. Державина внутривузовских конкурсов на лучший студенческий инновационный проект и инновационных идей и разработок. Представлены порядок организации и проведения конкурсов и их итоги в 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практика организации проектной деятельности учащейся молодежи в ТГУ имени Г. Р. Державина»

Краткие сообшения

1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

УДК 378.147

ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В ТГУ ИМЕНИ Г.Р. ДЕРЖАВИНА

В.М. Передков

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Россия, г. Тамбов.

e-mail: [email protected]

В статье приводится утверждение о том, что проектная деятельность является одним из наиболее эффективных механизмов повышения конкурентоспособности будущего специалиста. Подтверждением этому является практика организации и проведения на базе ТГУ имени Г.Р. Державина внутриву-зовских конкурсов на лучший студенческий инновационный проект и инновационных идей и разработок. Представлены порядок организации и проведения конкурсов и их итоги в 2014 г.

Ключевые слова: проектная деятельность, внутривузовские конкурсы, студенческие инновационные проекты, инновационные идеи и разработки.

Одним из наиболее эффективных механизмов повышения конкурентоспособности будущего специалиста является проектная деятельность. По мнению авторов статьи «Проектная деятельность студентов и школьников на основе кластерного подхода» [1, с. 248], проектная деятельность включает в себя следующие блоки: I - погружение в теорию проектной деятельности; II - создание проекта по теме; III - исследовательская деятельность; IV - представление результатов; V - рефлексия. Данная педагогическая технология приводит к развитию познавательного интереса учащейся молодежи в проектной деятельности.

Подтверждением этому является практика организации и проведения на базе Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, начиная с 2007 г., ежегодно проводимого конкурса на лучший студенческий инновационный проект, а с 2010 г. -конкурса «Инновационные идеи и разработки».

Порядок проведения конкурсов и отбора победителей определялся конкурсной комиссией в соответствии с утвержденными Ученым советом положениями о проведении внутривузовских конкурсов.

До 2014 г. победители определялись заочно, без их личного участия и без процедуры защиты проекта. Достаточно было подать заявку в виде информационной карты проекта с соответствующими приложениями. В этом году порядок проведения конкурсов и отбора проектов изменился. Поданные на конкурс работы прошли предварительный отбор и наиболее перспективные были рекомендованы для участия в финальном конкурсном отборе.

На предварительный этап конкурса было подано 80 работ: 68 студенческих инновационных проектов и 12 - в виде инновационных идей и разработок. Для участия в финале конкурсная комиссия рекомендовала 20 работ, из них: 13 инновационных проектов и 7 инновационных идей и разработок.

Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, № 2 (24), 2014

Отобранные проекты, идеи и разработки направлены на решение проблем Тамбовского региона по различным направлениям развития науки и техники, образования, социальной сферы, экономики, на создание единого информационно-образовательного пространства региона.

Финал конкурсного отбора лучших инновационных студенческих проектов и инновационных идей и разработок прошел 21 мая 2014 г. на Молодежном галдымском саммите «МГС-2014», поддержанном Министерством образования и науки РФ по Программе развития деятельности студенческих объединений ТГУ имени Г.Р. Державина.

К экспертизе были привлечены ведущие специалисты университета. Эксперты оценивали научную новизну, актуальность, техническую или социальную значимость работы, план реализации проекта, перспективу коммерциализации, оценку возможностей конкурсантов. Победители были определены экспертной комиссией через процедуру защиты проектов молодыми исследователями.

Победителями конкурса на лучший студенческий инновационный проект 2014 г. признаны:

Кириллова Полина - студентка 4-го курса Института физической культуры и спорта с инновационным проектом «Оздоровительный туризм как средство адаптивной физической рекреации детей с умственной отсталостью» (научный руководитель - к.п.н., доцент Г.И. Дерябина);

Мешкова Екатерина - студентка 3-го курса Института экономики с инновационным проектом «Разработка бизнес-плана инновационного проекта создания нового предприятия (на примере аквапарка «Жемчужина»)» (научный руководитель - к.э.н., доцент О.Н. Горбунова).

Второе место поделили:

Онищенко Юлия - студентка 4-го курса Института социальных и образовательных технологий с инновационным проектом «Формирование пространственных представлений у дошкольников со стертой дизартрией в процессе развития графомоторных навыков» (научный руководитель - к.п.н., доцент Л.А. Боровцова) и Янина Елена -студентка 5-го курса Института филологии с инновационным проектом «Разработка упа-

ковки продукции ООО «Диарит» (научный руководитель - к.филол.н., доцент А.В. Прохоров).

Дипломами за 3 место награждены:

Сарычева Юлия - студентка 6-го курса Института культуры и искусств с инновационным проектом «Дизайн-концепция интерь-ерного пространства центра социальной помощи семье и детям «Жемчужина леса» (научные руководители - к.искусствоведения, профессор И.В. Татаринцева, старший преподаватель В.В. Черемисин);

Маркова Дарья - студентка 5-го курса Института социальных и образовательных технологий и Атикова Анна - студентка 3-го курса Института культуры и искусств с инновационным проектом «Стендовое моделирование как средство развития ориентировки в пространстве у слабовидящих дошкольников «Город моей мечты» (научный руководитель -к.псих.н., доцент А.А. Андреева).

По итогам защиты проектов конкурса «Инновационные идеи и разработки» в номинации «Изобретения. Полезные модели» места распределились следующим образом.

Первое место занял Воробьев Максим -аспирант 3-го года обучения Института математики, физики и информатики с инновационным проектом «Разработка новых высокоскоростных наноиндентометров» (научный руководитель - к.ф.-м.н., доцент А.И. Тюрин).

Второе место - Шуварин Иван, аспирант 3-го года обучения Института математики, физики и информатики с инновационным проектом «Разработка новых высокотехнологичных наноструктурированных циркониевых керамик» (научный руководитель -к.ф.-м.н., доцент А.И. Тюрин).

Третье место - Пирожкова Татьяна, аспирант 1-го года обучения Института математики, физики и информатики с инновационным проектом «Разработка установки для производства износостойких керамических мелящих тел малых размеров» (научный руководитель - к.ф.-м.н., доцент А.И. Тюрин).

В номинации «Базы данных. Программы для ЭВМ» победил Крючков Алексей - студент 5-го курса Института математики, физики и информатики с инновационным проектом «Разработка универсального аппарата построения интеллектуальных экспертных систем с использованием облачных вычис-

Краткие сообщения

лений» (научный руководитель - д.т.н., профессор А.А. Арзамасцев).

Дипломом за второе место отмечен Жи-гачев Александр - студент 4-го курса Института математики, физики и информатики с инновационным проектом «Программное обеспечение для прогнозирования извлекаемости маг-нетит-гематитовых руд» (научный руководитель - к.ф.-м.н., доцент А.В. Шуклинов).

Третье место было присуждено Барановой Василисе - студентке 4-го курса Института гуманитарного и социального образования с инновационным проектом «База данных: Проекты железных дорог в России в 1830-60-е гг.» (научный руководитель -к.и.н., доцент Р.Б. Кончаков).

Студентам и аспирантам, победившим в конкурсах и занявшим призовые места, выплачены премии в следующих размерах: за 1 место - 5 тыс. рублей, за 2 место - 4 тыс. рублей, за 3 место - 3 тыс. рублей. По одной тысяче рублей получили также и участники финального отбора, чьи работы не попали в списки победивших.

Литература

1. Чванова М.С., Малышева Н.В., Киселева И.А., Передков В.М., Самохвалов А.В. Проектная деятельность студентов и школьников на ос-

нове кластерного подхода // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. Тамбов, 2009. № 9 (77). С. 240-253.

References

1. Chvanova M.S., Malysheva N.V., Kiseleva I.A., Peredkov V.M., Samohvalov A.V.Proektnaya deyatel'nost' studentov i shkol'nikov na osnove klasternogo podhoda // Vestnik Tambovskogo universiteta. Ser.: Gumanitarnye nauki. Tambov, 2009. № 9 (77). S. 240-253.

PRACTICE OF THE PROJECT ACTIVITIES STUDENTS IN TSU NAMED AFTER G.R. DERZHAVIN

V.M. Peredkov

Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia. e-mail: [email protected]

This article provides an allegation that the project activity is one of the most effective mechanisms for improving the competitiveness of future specialists. Proof of this assertion is the practice of organizing and holding on the basis of TSU named after GR Derzhavina intrahigh competitions for best student project innovation and innovative ideas and developments. Presented the organization and conduct of competitions and their results in 2014.

Key words: project activities Intrahigh contests, student innovation projects, innovative ideas and developments.

УДК 004.7

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

НИ. Исупова

Вятский государственный гуманитарный университет, Россия, г. Киров e-mail: [email protected]

В данной работе рассматриваются возможности повышения эффективности электронных образовательных ресурсов в условиях применения инновационных технологий обучения.

Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, информационные технологии, интерактивные технологии обучения.

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) достаточно широко внедряются в образовательный процесс современной общей и высшей школы. Обусловлено это тенденциями развития информационного общества, основные требования которого отображены в Федеральном государственном стандарте. Как показывают психолого-педагогические исследования в этой области, именно использова-

ние ЭОР в учебном процессе позволяет педагогу реализовать на практике инновационные идеи и направления индивидуализации и информатизации образования, например такие, как построение учащимися индивидуальных образовательных траекторий, внедрение в учебный процесс принципов компетентно-стного подхода, повышение самостоятельной активности учащихся и др. [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.