ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА
БАГОМЕДОВ М.А.
ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРИОРИТЕТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СЕВЕРОКАВКАЗСКИХ РЕГИОНОВ
Обоснованы актуальность цель и задачи, раскрыто содержание и результаты исследования, проведенного в 2012 году по проблеме повышения позитивного влияния социальной сферы на безопасность стратегических планов социально-экономического прорыва регионов СКФО к новому качеству жизни.
ВАООМЕБО УМ. А.
RESEARCH OF STRATEGIC PRIORITIES OF THE SOCIAL SPHERE IN ENSURING ECONOMIC SAFETY OF DEVELOPMENT OF PROBLEM
NORTH CAUCASIAN REGIONS
The purpose and tasks are proved an urgency, the contents and results of the research, which has been carried out in 2012, on a problem of increase of positive influence of the social sphere on safety of strategic plans of social and economic break of regions of NCFR to new quality of life is opened.
Ключевые слова: региональная экономика, северокавказские республики, проблемные регионы, стратегические планы, безопасное социально-экономическое развитие, стандарты жизни.
Keywords: regional economy, North Caucasian republics, problem regions, strategic plans, safe social and economic development, life standards.
В силу объективных природно-исторических различий северокавказских регионов, особенностей сформировавшихся в них производственных и социально-экономических структур, отношений, сложившихся у региональных элит с центром, выбранной ими тактики проведения экономических преобразований, и результаты реформирования социальной сферы, и ситуация с социально-экономической безопасностью в каждом конкретном регионе оказались во многом уникальными.
В этой связи проблемы учета региональных особенностей при формировании национальной макроэкономической политики выработки региональных приоритетов и акселераторов социально-экономического развития, взаимоприемлемых и согласованных с региональными субъектами экономической жизни вариантов такой политики и способов ее реализации до сих пор
не нашли ни теоретического, ни практического разрешения в вопросах обеспечения безопасности социально-экономического развития.
Многочисленные попытки разработать и внедрить в технологию экономического регулирования развития СКФО региональную политику обеспечения безопасности как систему мер, инструментов и процедур, преследующих строго определенные цели превышения пороговых значений для определенных территорий не подтвердились успешной практикой в сфере создания и распределения дохода, экономического роста, распределения ресурсов, развития институтов занятости, до настоящего времени на Северном Кавказе не увенчались успехом.
Несмотря на существенный технико-технологический прогресс, привносимый глобализацией по всему мировому хозяйству и приводящий к повышению социально-экономической безопасности в последнее десятилетие, тем не менее, далеко не все проблемы безопасности устойчивого развития республик Северного Кавказа уже решены. Мировое экономическое пространство обретает новое качество - трансформируется в целостную глобальную систему, в которой национальные хозяйства становятся составными частями единого экономического организма, управляемого несколькими взаимосвязанными финансовыми группами.
В результате стирается грань между внутренней и внешней средой деятельности, меняется соотношение влияния эндогенных и экзогенных факторов на траекторию развития отдельных национальных хозяйств, но принципиальное значение приобретают степень и методы эксплуатации национальных экономик и доступ к современным технологиям производства и обеспечения высокого уровня качества жизни в отдельных регионах, приводящие к опережающему или проблемному их развитию, и уже эти вопросы выходят на повестку проблем национальной социально-экономической безопасности.
В связи с этим, исключительное значение приобретает структурный аспект обеспечения безопасности взаимодействия экономик северокавказских регионов через экономику России с экономикой глобальной. Возникает необходимость в подходе к проблеме обеспечения социально-экономической безопасности страны, во главу угла которого поставлена стратегическая задача по формированию социально-ориентированного государства, чьим главным приоритетом должно быть достижение качества жизни российских граждан на уровне стандартов жизни постиндустриальных стран. На эту стратегическую цель накладывается объективная воспроизводственная трансформация региональных экономик в процессе преобразования национальной и мировой экономик в единое пространство, развивающееся по своим законам. Такой подход особенно важен в связи с тем, что усиление интеграции России с мировым экономическим пространством в настоящее время сопровождается усилением неравенства и эксплуатации трудовых и природных ресурсов северокавказских регионов России и негативной для проблемных экономически проблемных регионов трансформацией региональной структуры российского производства.
Без учета территориальных закономерностей безопасного развития экономики страны на фоне глобальной экономической системы, тенденций ее развития и факторов дифференциации экономик отдельных регионов по уровню развития в её рамках все разработки по стратегическим проблемам экономической безопасности регионов России будут малоэффективными. Практическая и теоретическая значимость проблемы обеспечения социально-экономической безопасности стратегических планов РФ через догоняющее развитие её экономически проблемных регионов, а также необходимость ее разработки с учетом структурного взаимодействия российской экономики с глобальной экономикой и обусловили актуальность темы данного исследования, предпринятого в 2012 году в ИСЭИ ДНЦ РАН.
Объектом исследования является модификация механизма влияния развития проблемных территорий (регионов) на уровень социально-экономической безопасности страны в условиях глобализации экономики. Предметом исследования являются воздействие глобализационных приоритетов социальной ориентации экономики на механизм обеспечения социально-экономической безопасности России в её проблемных экономически проблемных регионах; экономические методы защиты стратегических интересов смены структурных приоритетов догоняющего социально-экономического развития проблемных регионов в целях обеспечения стратегической безопасности РФ.
В результате исследования осуществлена разработка концепции обеспечения социально-экономической безопасности проблемных регионов в условиях продолжающегося реформирования федерального устройства России, в частности формирования Северо-Кавказского федерального округа, с учетом стратегических приоритетов глобализации экономики, способствующей нахождению эффективных возможностей решения этой проблемы для РФ. Проведенное исследование позволило:
❖ определить сущность, значение и критерии отнесения к категории проблемные регионы (по критерию «неразрешимые» в течение десятков лет проблемы: в Дагестане и Ингушетии - низкая трудовая занятость молодежи, в Чечне - потеря трудового потенциала, в Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской республике и в Северной Осетии межнациональные конфликты и недостаток производственных инвестиций, во всех республиках - межконфессиональные конфликты, во всех регионах СКФО - прочие денежные доходы -главный источник денежных доходов населения, реально низкий уровень качества услуг социальной сферы);
❖ проанализировать уровень социально-экономической безопасности развития СКФО РФ и входящих республик в связи с их проблемно-стью (во всех регионах СКФО неразрешимые при существующих условиях проблемы во всех отраслях социальной сферы не позволяют рассчитывать на безопасную реализацию стратегических планов догоняющего передовые страны развития региональной экономики);
❖ с учетом конкретизации механизма обеспечения социально-экономической безопасности в проблемных регионах обосновать адекватную ему структуру экономической безопасности (ее компоненты) и систему индикаторов (анти коррупционные и анти клановые меры в региональном управлении, стимулирование повышения занятости, объёмов производства, реализации и потребления товаров и услуг, повышение инвестиционной привлекательности, развитие механизмов конкуренции. Обычно для оценки уровня развития региона используется критерий ВРП на душу населения. Однако данный показатель отражает по сути уровень развития и только стоимостную оценку рыночного оборота (производства) товаров и услуг. Более уместным представляется комплексный показатель, состоящий из отдельных блоков: отставание развития реальной экономики, эффективность инвестиций, мультикультурная аутентичность населения, эффективность занятости, уровень доступности занятости, значение теневой экономики и уровень застойности в кадрах управления, - в каждом из которых отражается обеспечение тех видов безопасности, которые, являясь относительно мало изученными компонентами экономической безопасности, но составляют в сумме представление о явлении проблемности);
❖ определить специфику обеспечения социально-экономической безопасности проблемных северокавказских регионов страны в условиях стратегии перехода к постиндустриализму в России и встраивания в процессы глобализации экономики и конкретизировать механизм ее обеспечения (специфика заключается в том вопросе, как сохранить режим свободной конкуренции в условиях кланового монополизма в управлении региона и для этого нужны антиклановые региональные законы о замещении высших государственных и муниципальных должностей);
❖ выделить наиболее явные угрозы в региональных экономиках СКФО с учетом закономерностей ее трансформации вследствие взаимодействия экономики России с мировой хозяйственной системой (снижение конкурентоспособности региональных товаров сельского хозяйства и легкой промышленности, замещение местной рабочей силы иностранной, эмиграция в развитые страны золотой молодежи);
❖ определить приоритетные направления стратегии социально-экономической безопасности СКФО на современном этапе ( а)повышение объемов и качества услуг социальной сферы на основе коммерциализации в бюджетной сфере с целью доведения до стандартов развитых стран; б)увеличение демографических инвестиций, в т.ч. через предоставление всей незанятой молодежи образовательных ваучеров и льготных кредитов на создание дела; в) легализация незарегистрированного предпринимательства и антикоррупционные
меры; передача региональных отраслей социальной сферы под прямое федеральное кправление).
Научная состоятельность проведенного исследования, характеризуемая как новизна может быть определена следующими положениями:
❖ сформирована система индикаторов отнесения регионов к категории проблемные по состоянию развития, состоящая из отдельных блоков: отставание развития реальной экономики, эффективность инвестиций, мультикультурная аутентичность населения, эффективность занятости, уровень доступности занятости, значение теневой экономики и уровень застойности в кадрах управления, - в каждом из которых отражается обеспечение тех видов безопасности, которые, являясь относительно мало изученными компонентами экономической безопасности, но составляют в сумме представление о явлении про-блемности;
❖ систематизированы существующие теоретические подходы к определению социально-экономической безопасности региона и предложен новый как совокупности условий и мер решения проблем его развития, обеспечивающих демократизацию управления, реализацию планов повышения качества жизни населения региона и гарантирующих место в развитии мировой (российской) экономики;
❖ выявлен официальный государственный подход к механизму обеспечения социально-экономической безопасности в проблемных регионах, заключающийся в устранении административными и финансовыми мерами последствий конфликтов от существующих угроз во всех сферах по факту их возникновения; аргументирована его неэффективность в условиях глобализации, и обоснован. основной научный подход концептуальной ориентированности механизма обеспечения социально-экономической безопасности стратегических целей развития через выявление и решение узловых проблем данного региона, учитывающих тенденции развития геоэкономического пространства;
❖ обоснована необходимость выделения в стратегиях социально-экономического развития Северокавказских регионов двух взаимосвязанных направлений. Первое, приоритетное, выражающее наступательный характер стратегии, заключается в обеспечении структурного преобразования региональной экономики с целью ее специализации в системе МРТ на подготовке высококвалифицированных кадров, производстве наукоемкой высокотехнологичной продукции и сферы услуг и должно реализовываться посредством технологической безопасности. Второе направление должно обеспечивать необходимую степень экономической независимости и реали-зовываться посредством обеспечения мультикультурной, продовольственной, энерго-сырьевой и финансовой безопасности повышения качества жизни населения;
❖ предложен теоретико-методологический подход к классификации угроз и формированию системы индикаторов экономической безопасности в проблемных регионах, позволяющий получить представление не о состоянии самой экономики, а об уровне экономической безопасности, то есть о защите тех сфер экономики, возникновение угроз в которых определяет проблемность социально-экономической ситуации в целом и стиавит под угрозу выполнение стратегических планов.
Основные выводы, полученные в результате исследования вопроса:
1. Обоснована теоретическая и практическая необходимость и определено понятие проблемный регион России - к ним относятся находящиеся на цивилизационных стыках Республики СКФО, Калининградская область, республики, края и области, граничащие с Монголией, Китаем, Японией и США.
2. Недоплата бюджетникам при ключевом мультипликативном значении социальной сферы региона для формирования валового регионального продукта экономически проблемного региона, служит причиной внутрирегиональных и межрегиональных противоречий. Сохраняющееся в три раза отставание фактического уровня оплаты от необходимого является причиной проблем в социальной сфере, оказывающей существенное значение на сохраняющуюся проблемность региона.
3. Происходящая модернизация социальной сферы региона в виде роста зарплаты бюджетников и инвестирование социальной инфраструктуры позволяет Дагестану увеличивать ВРП самыми быстрыми в России темпами.
4. Существующие значительные резервы развития за счет новых мировых технологий производства, общественного воспроизводства и ЖКХ здесь пока неприменимы из-за засилья в региональных экономиках кланового монополизма и коррупции.
В заключение обобщим и систематизируем основные выводы и предложения, полученные в исследовании.
Исторический и пространственный анализ эволюции подходов к выделению проблемных регионов Северного Кавказа и значению устранения узловых причин проблемности их догоняющего развития для стратегической социально-экономической безопасности страны позволил обосновать тезис, что его важнейшей основой является выполнение стратегических планов догоняющего социально-экономического развития всех ее экономически проблемных регионов, через формирование специальных антикризисных механизмов для проблемных территорий.. Рассмотрение соответствия темпов развития Северокавказских регионов общероссийским и общемировым вызовам позволяет предположить, что экономическая ситуация вокруг регионов усложняется. Обосновывается необходимость корректировки модификации подхода к определению угроз социально-экономической безопасности с учетом мультикультурных конфликтов в условиях глобализации экономики.
Возможности решения узловых проблем региональной социально-экономической безопасности в геоэкономическом пространстве Севеного Кавказа рассматриваются через призму демографических и других ресурсных проблем мирового и национального хозяйства России. В контексте характера взаимозависимости между участниками глобальной экономики дается оценка факторов формирования «неразрешимых» проблем развития региональной экономики. Определяются основы и приоритеты обеспечения решения узловых проблем в стратегиях региональных экономик.
Анализ тенденций угроз стратегической социально-экономической безопасности России при сохранении «неразрешимости» проблем отставания регионов Северного Кавказа, показывает возможность негативного влияния на положение в более благополучных регионах как за счет стихийных миграций, так за счет осложнения террористической опасности. В процессе работы были исследованы компоненты социально-экономической безопасности, обеспечивающие необходимую степень экономической независимости регионов, позволяющие проводить экономическую политику решения «неразрешимых» проблем, а также характеризуются пороговые значения такими покажзателями, как мультикультурная, межэтническая, стратификационная безопасность. При определении сущности и значении упомянутых порогов социально-экономической безопасности должна быть обоснована система показателей для их мониторинга, затем должна быть проанализирована степень устойчивости их обеспечения и выделены главные угрозы.
_Литература_
1. Багомедов М.А.Уровень оплаты труда как индикатор модернизации в экономике региона // «Вопросы структуризации экономики» ISSN 1813-3528, Махачкала, 2012, №3, с. 22-29.
2. Багомедов М.А. Методологические подходы к анализу ресурсного потенциала экономики отстающих регионов.// Вопросы структуризации экономики, ISSN 1813-3528, 2011, №2, с. 4-14.
3. Амирова Э.А. Трудовой потенциал региона как социально-экономическая категория// «Вопросы структуризации экономики» ISSN 1813-3528, Махачкала, 2012, №3, с. 30-32.
4. Багомедов М.А. Социально-экономическая депрессивность южных регионов и угрозы развитию России // РППЭ, ISSN 1812-7096, 2009, №4, с.248-259
5. Багомедов М.А. Причины кризиса мировой и российской экономик и меры выхода // «Вопросы структуризации экономики» ISSN 1813-3528, Махачкала, 2009, №1, с. 5-9.
6. Дохолян С.В., Петросянц В.З., Садыкова А.М. Методические подходы к оценке и анализу конкурентоспособности региона // «Вопросы структуризации экономики» ISSN 1813-3528, Махачкала, 2009, №1, с. 74-83.
7. Кутаев Ш.К., Гордеев О.И. Направленность и условия реализации эволюционной модернизации на современном этапе развития экономики региона
// Вопросы структуризации экономики. - Махачкала, 2011. - №3. - С. IIIS.
8. Гимбатов Ш.М. Проблемы социально-экономического развития республик Северного Кавказа // «Вопросы структуризации экономики» ISSN 18133528, Махачкала, 2012, №3, с. 113-116.
9. Хаджалова Х.М. Занятость и безработица населения в обеспечении социальной стабильности // «Вопросы структуризации экономики» ISSN 18133528, Махачкала, 2012, №3, с. 246-248.
10. Абдулманапов П.Г. Роль миграции в обеспечении регионального развития // «Вопросы структуризации экономики» ISSN 1813-3528, Махачкала, 2012, №3, с. 44-48.
11. Сагидов А.К. Роль государства в формировании экономики инновационного типа. // Вопросы структуризации экономики, ISSN 1813-3528, 2011. - № 1. - С. 14-18.