Научная статья на тему 'Практика использования интернет-торговли производителями спортивного питания'

Практика использования интернет-торговли производителями спортивного питания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
200
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛЯ / СПОРТИВНОЕ ПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лозовик Д. С.

Интернет-торговля оказывает масштабное влияние на розничную торговлю различных сегментов рынка по всему миру, охватывая в том числе и рынок спортивного питания. В данной статье рассматривается организация и технологии интернет-торговли отечественного производителя «Pure Protein» и сравнительный анализ с американским конкурентом «Optimum Nutrition».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практика использования интернет-торговли производителями спортивного питания»

ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМИ СПОРТИВНОГО ПИТАНИЯ

ЛОЗОВИКД.С.

Научный руководитель: Авдейчикова Е.В. Омский институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова

Интернет-торговля оказывает масштабное влияние на розничную торговлю различных сегментов рынка по всему миру, охватывая в том числе и рынок спортивного питания. В данной статье рассматривается организация и технологии интернет-торговли отечественного производителя «Pure Protein» и сравнительный анализ с американским конкурентом ««Optimum Nutrition».

Ключевые слова: импортозамещение, интернет-торговля, спортивное питание.

В настоящее время информационная концепция сети начинает отходить на второй план: на первое место выходит использование Интернета в коммерческой деятельности предприятий в целях продвижения своего продукта на рынок.

В 2011 г. Россия в сравнении с зарубежными странами имела невысокую долю удалённой торговли в структуре розничных продаж - всего 4,3%. По данным аналитической компании Euromanitor International, необходимо отметить, что этот показатель увеличился с 2006 г. почти в 2 раза [2, с. 142].

Несмотря на значительные суммы оборота прибылей в российских интернет-магазинах, темпы роста за 2015 г. интернет-продаж заметно спали на фоне темпов роста 2012-2013 гг. Рынок интернет-торговли в России вырос в 2015 г. всего на 3% c поправкой на инфляцию (без ее учета - на 16%) - до 650 млрд руб., по данным Data Insight. Это самый медленный рост за пять лет: еще в 2014 г. рост с поправкой на инфляцию составлял около 8%. Однако доля заказов в зарубежных интернет-магазинах выросла с 24% в 2014 г. до 34% в 2015 г. [3].

Среди причин, побуждающих к совершению покупок в Интернете необходимо выделить следующие:

• около 75% интернет-пользователей, совершавших покупки онлайн, нацелены на приобретение товаров, цена которых ниже своих аналогов, продаваемых в оффлайне. Это свидетельствует о том, что ценовой фактор играет самую значительную роль, опережая фактор удобства совершения покупок в интернете;

• удобство в совершении покупки не выходя из дома отметили 66,7%;

• быстрота распространения информации в Интернете, а также отсутствие каких-либо барьеров для ее получения с точки зрения интернет-пользователей. Это позволяет интернет-пользователям без особых помех легко сравнивать уровень цен, ассортимент и ряд других не менее важных характеристик товаров в интернет-магазинах - 56,2% [1, с. 89].

Экономический кризис и спад объема продаж стал катализатором развития сегмента интернет-торговли во всем мире. Традиционный бизнес компаний

рынка розничной торговли и производства потребительских товаров столкнулся с серьезными трудностями в период беспрецедентной экономической нестабильности. В то же время интернет-подразделения этих компаний испытывают на себе повышенное внимание со стороны как потребителей, находящихся в поиске более выгодных сделок, так и руководства, стремящегося снизить издержки.

Представленные данные свидетельствуют о том, что интернет-торговля охватывает самые разнообразные категории товаров, в том числе и спортивное питание. В топ 5 категорий в 2014 году по обороту вошли следующие сегменты:

• электроника и бытовая техника (147 млрд рублей)

• одежда, обувь (93 млрд рублей)

• компьютеры, ноутбуки, комплектующие (68 млрд рублей)

• автозапчасти (38 млрд рублей)

• мобильные телефоны (32 млрд рублей) [1, с. 85].

Продажа спортивного питания в России через интернет-магазины только развивается, однако рост ее объемов превосходит показатели зарубежных стран. В данной статье проанализируем возможности интернет-магазина отечественного товаропроизводителя спортивного питания «Pure Protein».

Группа компаний Pure была основана в 2008 году в Санкт-Петербурге. Группа занимается производством спортивного питания под собственным брендом, а также функциональными продуктами питания для тех, кто забоится о своем здоровье. Бренд спортивного питания «Pure Protein» появился на рынке в 2011 году. В основу продуктов этой линейки легли отечественные инновационные разработки профессора, доктора медицинских наук, член-корреспондента РАН Евгения Шустова [6].

В настоящее время число дилеров данного бренда достигает почти 3 тысяч, а их география не ограничена только Россией - в списке страны ближнего зарубежья: Белоруссия, Казахстан, Прибалтика. Сегодня «Pure Protein» - лидер отечественного рынка функционального питания и пищевых концентратов.

Инновационное производство группы компаний расположено в Санкт-Петербурге. Сырьевой материал для производства фирменной продукции экспортируется из Германии и Нидерландов. Все поставляемое сырье, а также уже изготовленная продукция проходит тщательную проверку на соответствие высоким критериям качества, обязательную сертификацию, соответствует медицинским и экологическим стандартам, установленным в РФ и Европе.

Цель компании - оставаться двигателем спортивного движения в России, расти вместе с покупателями и быть надежным другом для всех, кто заботится о своем питании и здоровье.

Рассмотрим развитие интернет-торговли спортивным питанием отечественного бренда «Pure Protein», а также сайт наиболее популярного американского бренда «Optimum Nutrition». Сравним цены, способы доставки, ассортимент, а также дополнительные услуги, предоставляемые данными компаниями. Ознакомимся с краткой характеристикой зарубежного бренда.

«Optimum Nutririon» на сегодняшний день признан одним из мировых лидеров в области производства и дистрибуции спортивного питания, является дочерней компанией ведущего производителя сыров и продуктов питания «Glanbia». Бренд «Optimum Nutrition» был основан в 1986 г., первоначально компания называлась «Дистрибуция здоровья от Костелло». Предприимчивые братья Костелло быстро почувствовали возможность значительно улучшить качество и внедрить инновации в индустрию спортивного питания. Бренд «Optimum Nutrition» был создан для этих целей, и после 22 лет успешной работы был достигнут мировой успех. Одно из доказательств успеха - это бестселлер «100% Whey Gold Standard», продукт, который с 2005 года неоднократно получал награды «Добавка года» и «Протеин года» [5]. Для сравнительного анализа двух брендов рассмотрим интернет-магазины обеих компаний.

Оба сайта имеют интуитивно понятный интерфейс, красочное и грамотное оформление, обширно представлена информация по реализуемым продуктам. Эти факторы однозначно имеют высокую степень важности, выступая в роли «витрины и стен» магазина.

Стоимость товара в настоящее время, по причине экономической нестабильности, определенно более выгодна у отечественного производителя: 1 кг сывороточного белка отечественного производителя стоит 1290 рублей, американский бренд осуществляет продажу аналогичного продукта по цене 3900 рублей. Значимым фактором в данной ситуации является изменение курса валют, а также санкционные действия. В настоящее время на Российском рынке появилась особая потребность в отечественных продуктах спортивного питания, поскольку стоимость на импортные аналоги значительно возросла. Рынок отреагировал на возникший спрос следующим образом: за последние два года появилось значительное количество новых российских компаний, специализирующихся на производстве и реализации

спортивного питания. Однако сырье для большинства отечественных производителей приобретается за рубежом, этот факт не допускает низкой цены на российский продукт, но разница в цене все же ощутима. Для дальнейшего развития этого сегмента рынка в России необходимо начать самостоятельное производство сырья для функциональных продуктов и спортивного питания.

Способы доставки заказанных товаров для российского потребителя от исследуемых интернет-магазинов аналогичны: используются услуги «Почты России». Следует отметить, что доставка продукции от американского бренда «Optimum Nutrition» для российского потребителя крайне невыгодна, так как необходимо соблюдать ограничение по весу и цене товара, чтоб не увеличивать итоговую стоимость товара и соответственно пошлины за ввоз продукта в Россию [7]. Бренд «Pure Protein» в крупных городах России имеет официальных представителей, которые принимают заказ и выдачу товара в пункте самовывоза или с помощью курьерской доставки. Кроме того, в Санкт-Петербурге имеется фирменный магазин этого бренда. Приобрести данный продукт также можно в любом магазине спортивного питания, так как данный бренд достаточно широко представлен в специализированных магазинах.

Отдельно стоит рассмотреть способы оплаты в анализируемых интернте-магазинах. Более широкий выбор способов оплаты предоставлен у отечественного производителя:

• оплата наличными в офисе «Pure Protein» [4];

• оплата по факту доставки заказа сотруднику службы доставки;

• оплата через терминалы моментальной оплаты;

• с помощью банковской карты или услуг интернет-банка;

• с помощью электронных денег, терминалов оплаты;

• с помощью операторов сотовой связи.

Тогда как оплата «Optimum Nutrition» производится лишь безналичным способом, а именно банковской картой «Visa».

Ассортимент спортивного питания у сравниваемых компаний достаточно обширен, однако отечественный бренд еще молод по сравнению с анализируемым конкурентом, что обуславливает его небольшое отставание. «Optimum Nutrition» имеет все необходимые продукты в своей ассортиментной линейке, представлены они достаточно давно и никакие изменения не предпринимаются, это проверенный бренд с отличным качеством, не нуждающийся в корректировках. «Pure Protein» за последний год особо заметно пополнил свой ассортимент новыми видами продуктов. Данные действия отечественного производителя демонстрирует импорто-замещение продуктов спортивного питания, а также доказывает ориентированность на российского потребителя.

Перечень дополнительных услуг отечественного производителя: «Pure Protein» также демонстрирует превосходство над зарубежным конкурентом. На сайте данной компании можно провести бесплатную

СИБИРСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ № 2 (23) • 2016

95

консультацию с врачами - мануальным терапевтом, спортивным психологом и диетологом.

Подводя итог, следует указать недостатки бренда отечественного питания. Сайт производителя «Pure Protein» разделен на две площадки: ознакомительную с продукцией и сам интернет-магазин, это может ввести в заблуждение некоторых потребителей. Сайт зарубежного конкурента «Optimum Nutrition» представляет собой один полноценный интернет-магазин, со всей необходимой информацией. Стоит отметить, что обе площадки предоставляют полноценную информацию о своих продуктах, публикуют статьи, оповещают о проведенных мероприятиях. В интернет-магазине «Pure Protein» можно увидеть протоколы испытаний, сертификаты, а также можно ознакомиться с отзывами потребителей.

В целях изучения мнений потребителей о спортивном питании российского производства и зарубежных производителей был проведен опрос-интервью 50 спортсменов города Омска, мужского пола, в возрасте от 16 до 25 лет.

Данные представлены на рисунке 1. Всем респондентам был задан вопрос: «Предпочтение какому

производителю спортивного питания они отдают?»

Более 58% опрошенных отдали предпочтение бренду отечественного производителя «Pure Protein», 21% предпочли зарубежный бренд «Optimum Nutrition», 11% анкетируемых выбирают «Dymatize», 6% ответили «BSN», и лишь 4% отдали свой голос «Ultimate Nutrition». Данные конкуренты являются американскими производителями.

За 5 лет существования компаниж^ге Protein» имеет отличные результаты. По данным пресс-службы «Pure Protein», предприятие в настоящее время осуществляет строительство собственного завода по производству спортивного питания площадью 30 тыс. м2 [4].

Однако несмотря на явное превосходство интернет-магазина отечественного бренда для российских потребителей стоит следовать примеру крупных предприятий - производителей спортивного питания и выходить на мировой рынок, для этого первостепенной задачей является производство собственного отечественного сырьевого материала, а также повышение качества производимого спортивного питания.

6% 4%

Pure Protein

■ Optimum Nutrition

■ Dymatize

BSN

Рисунок 1. Результаты опроса-интервью

Литература

1. DP.ru - новости экономики и финансов СПб, России и мира. - [Электронный ресурс]. - http://www. dp.ru/a/2015/06/15/Pod_Peterburgom_GK_Pure_p/ (дата обращения: 24.04.2016).

2. Optimum Nutrition - true strength. - [Электронный ресурс]. - http://www.optimumnutrition.ru (дата обращения: 24.04.2016).

3. Pure Protein - производитель натурального спортивного питания. - [Электронный ресурс]. - http:// pureprotein.ru/ (дата обращения: 14.04.2016).

4. Авдейчикова Е.В. Развитие инновационных форм торговли в условиях глобальных трансформаций. «V Манякинские чтения: «Опыт, достижения, перспективы торговли и экономики» : материалы международной практической конференции. - Омск. - 348 с.

5. Авдейчикова Е.В., Трубицина С.П., Бургат В.В. Инновации в торговой деятельности: российский и зарубежный опыт. - Омск : Компаньон, 2015. - 270 с.

6. Завгородняя Т.В., Метелев С.Е. Рекламная программа банка. - Омск, 2011.

7. Завгородняя Т.В., Метелев С.Е. Рекламная программа банка. - Омск, 2010.

8. Метелев С.Е., Выров В.М. Интернет в структуре маркетинговых коммуникаций (на примере студии красоты «ЛЕ.КА»). - Омск, 2010.

9. Метелев С.Е., Минеева М.В., Никитина Е.С. Мерчандайзинг как технология продвижения товара. -Омск, 2010.

10. Соловьев А.А., Метелев С.Е., Федоров А.Э. Защита информации и информационная безопасность. -Омск, 2011.

11. Стулов М. Онлайн-торговля замедлила рост / Ведомости. № 3999 от 22.01.2016.

12. Таможня.ру. - [Электронный ресурс]. - http://www.tamognia.ru (дата обращения: 11.05.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.