УДК 656.51.08
Tomilin A.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Life Safety State Marine University n.a. Admiral F.F. Ushakov (Novorossiysk), E-mail: www.aumsu.ru
Tuktarov R.R., Cand. of Sciences (Engineering), Head of Department of Life Safety State Marine University n.a. Admiral F.F. Ushakov (Novorossiysk), E-mail: www.aumsu.ru
PRACTICE AND WAYS OF THE DEVELOPMENT OF CONVENTIONAL TRAINING AMONG CADETS OF A MARITIME UNIVERSITY. The trend of growth of accidents on marine transport vessels shows that most of them occur due to a human error. Among the reasons of erroneous actions of the personnel of the courts is dominated by the lack of professional competence and a low level of personal readiness to act in emergency situations. The article analyzes the practice of formation at cadets of a maritime university some personal preparedness for emergency situations in the process of conducting theoretical and practical training in conventional training.
Key words: emergency, action, study, conventional discipline, cadet at maritime university, personal willingness, process, formation.
А.Н. Томилин, д-р пед. наук, проф. каф. Безопасности жизнедеятельности, Государственный морской университет им. адм. Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: www.aumsu.ru
Р.Р. Туктаров, канд. техн. наук, нач. каф. Безопасности жизнедеятельности, Государственный морской университет им. адм. Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: www.aumsu.ru
ПРАКТИКА И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНВЕНЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ МОРСКОГО ВУЗА
Конвенционная подготовка стала одним из ведущих блоков профессионального обучения курсантов в морском вузе. В современных условиях каждый курсант как будущий морской специалист должен быть всесторонне подготовленным к действиям в аварийным и чрезвычайным ситуациям; знать и уметь эффективно действовать в экстремальной ситуации, при покидании судна; знать и уметь сохранить как свою жизнь, так и жизнь своих подчиненных и пассажиров на спасательном средстве до прибытия спасателей. В статье анализируется практика конвенционной подготовки курсантов на кафедре «Безопасность жизнедеятельности», раскрывается некоторые аспекты педагогического опыта, акцентируется внимание на имеемые проблемы и предлагаются пути совершенствования учебного процесса по конвенционным дисциплинам.
Ключевые слова: конвенционная подготовка, конвенционные дисциплины, курсант морского вуза, обучение, практика, процесс, совершенствование, формирование.
Высокая аварийность на судах морского транспорта потребовала повысить качество профессионального обучения и конвенционной подготовки будущих морских специалистов [1]. Ныне, в соответствии с требованиями Международной конвенция о подготовке и дипломированию моряков и несения вахты (МК ПДНВ-78) с поправками [2] конвенционная подготовка является важнейшим компонентом морского образования. Под термином конвенционная подготовка понимается целенаправленное и систематизированное обучение курсантов, а также переподготовка морских кадров по основным и дополнительным образовательным программам рекомендуемых Международной морской организацией (1МО).
В соответствии с требованиями 1МО такая конвенционная подготовка организована и проводится в морском вузе. Практически все кафедры плавательных специальностей осуществляют конвенционную подготовку по 3 - 5 учебным дисциплинам.
К примеру, на кафедре «Безопасность жизнедеятельности» проводиться конвенционная подготовка по пяти учебным дисциплинам: «Начальная подготовка по безопасности», «Подготовка специалиста по спасательным шлюпкам, спасательным плотам и дежурным шлюпкам, не являющимися скоростными дежурными шлюпками», «Подготовка по охране», «Подготовка к борьбе с пожаром по расширенной программе», «Подготовка по оказанию первой помощи».
Новый импульс активизации и усиления качества конвенционной подготовки придало принятие Манильских поправок к Международной конвенции ПДНВ-78 [3], которые по сути и содержанию означают новую редакцию этого стержневого документа, регламентирующего подготовку и дипломирование морских специалистов.
Какие же результаты достигнуты на кафедре Безопасность жизнедеятельности в плане повышения конвенционной компетентности курсантов, с учетом новых требований МК ПДНВ-78 с поправками?
Следует отметить, что ныне на кафедре:
1. Манильские поправки изучены со всеми преподавателями кафедры и курсантами плавательных специальностей.
2. Обновлены программные документы конвенционной подготовки с курсантами морских специальностей:
- разработаны новые варианты рабочих учебных программ
[4];
- качественно переработаны и откорректированы учебно-методические комплексы, по читаемым на кафедре конвенционным дисциплинам, в соответствии с Типовыми дополнительными профессиональными программами [5].
3. Усовершенствована система методической подготовки преподавательского состава, включающая: а) систематизацию методической подготовки профессорско-преподавательского состава кафедры; б) организацию обмена опытом работы и взаимного посещения занятий преподавателями, с последующем информированием коллег об имеемых положительных моментах и недостатках при проведении занятий; в) внедрена практика заслушивания молодых преподавателей о процессе их профессионального становления.
4. Установлена система контроля над состоянием повышения профессиональной переподготовки преподавателями.
5. Организовано взаимодействия с руководством и инструкторами Берегового учебно-тренировочного центра в плане всесторонней подготовки и качественного проведения практических занятий.
6. Осуществлена специализация учебных кабинетов кафедры в соответствии с читаемыми конвенционными дисциплинами.
7. Реализовано требование об оснащении учебных аудиторий современными компьютерно-телевизионными комплексами, позволяющие применение интерактивных методов обучения курсантов.
8. Должным образом поддерживается тесная связь с командованием факультетов и курсантских рот в интересах обеспечения организованности, высокой посещаемости и повышения успеваемости курсантов.
Эти и другие меры позволили добиться значительных результатов в учебной и учебно-воспитательной работе.
Важным показателем повышения уровня подготовки курсантов стало успешная подготовка курсантов к зачетам и экзаменам. Более 91% курсантов в ходе экзаменационной сессии с первого раза сдают положенные зачеты, с высоким качеством выполняют письменный экзамен для получения соответствующего сертификата.
Изучение результативности освоения курсантами конвенционных дисциплин показано на таблице 1.
Таблица 1
Результативность освоения курсантами конвенционных дисциплин за период с 2013 по 2017 годы
Наименование дисциплины Успеваемость «качество» по дисциплинам/ средний балл
№ пп Год Обучения Всего обучающихся В т.ч. получившие оценки
отлично хорошо удовлетворительно
I Начальная подготовка по безопасности
1 2013 576 6 182 388 3,33
2 2014 289 7 159 123 3,59
3 2015 497 71 302 124 3,89
4 2016 351 59 221 71 3,96
Всего 1713 143 864 706 66,3%/3,69
II Подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимися скоростными дежурными шлюпками
5 2013 265 4 108 153 3,43
6 2014 461 27 228 206 3,61
7 2015 163 25 108 30 3,96
8 2016 293 19 230 44 3,91
Всего 1182 75 674 433 70%/3,73
III Подготовка к борьбе с пожаром по расширенной программе
9 2013 203 30 75 98 3,66
10 2014 207 22 73 112 3,56
11 2015 249 20 75 154 3,46
12 2016 94 10 26 58 3,48
Всего 753 82 249 422 52,6%/3,54
IV Подготовка по оказанию первой помощи
13 2013 244 17 118 109 3,62
14 2014 358 51 144 163 3,68
15 2015 398 31 222 145 3,71
16 2016 529 49 253 227 3,66
Всего 1529 148 737 644 65,6%/3,67
V Подготовка по охране
17 2013 - - - -
18 2014 65 11 24 30 3,70
19 2015 129 13 82 34 3,83
20 2016 313 165 130 18 4,46
Всего 507 189 236 82 88%/4,0
Итого 5684 637 2760 2287 67,4%
Вместе с тем, следует отметить, что за анализируемый период средняя оценка по изучаемым конвенционным дисциплинам составляет: Начальная подготовка по безопасности - 3,69; Подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам -3,73; Подготовка по борьбе с пожаром по расширенной программе - 3,54; Подготовка по оказанию первой помощи - 3,67; Подготовка по охране - 4,0.
По сравнению с предыдущим пятилетием (2005-2010 гг.) имеется рост на 3%. В первом полугодии 2017 года средняя оценка поднялась на 0,2% по таким дисциплинам как НПБ и ПС по СШиП, во втором полугодии на 0,3%.
В то же время общий анализ табл. 1 позволяет резюмировать:
- на кафедре Безопасности жизнедеятельности активизировалась деятельность по повышению качества конвенционной подготовки;
- результативность учебной работы свидетельствует о повышении качества профессионализма, как преподавательского состава, так и углублении профессиональных компетенций курсантами плавательных специальностей;
- рост успеваемости курсантов стабилен и охватывает все учебные дисциплины;
- наиболее качественных результатов достигнуто по таким дисциплинам как «Начальная подготовка по безопасности», «Подготовка специалиста по спасательным шлюпкам, и плотам», «Охрана судна»;
- преподаватели кафедры особое внимание уделяют теоретической и практической подготовки курсантов по покиданию аварийного судна и выживания на море [6].
Проведённый опрос и индивидуальные беседы с курсантами показали, что такая результативность в учебе стало возможной вследствие высокой требовательности преподавательского состава, а также более серьезного отношения самих курсантов к ведению конспектов, качеству подготовки рефератов, заинтересованному участию при проведении лабораторных и практических занятий, обстоятельной подготовке к итоговой аттестации.
Критически анализируя достигнутые результаты, хотя и имеющие положительную динамику, мы считаем их не вполне соответствующими высоким требованиям ИМО, Минтранса РФ и руководства ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова. Эта проблема стала предметом серьезного разговора на заседании кафедры в начале 2017 - 2018 учебного года. Взвешенный и принципиальный обмен мнениями и взглядами сотрудниками, позволил сформировать единый план деятельности кафедры на предстоящий учебный год, выявить слабые участки работы, на которые направлены общие усилия коллектива, наитии имеемые резервы, что позволит добиться новых, положительных результатов в подготовке компетентных специалистов для морской индустрии.
Междисциплинарный и системный подход позволяют включать решение вопросов комплексной безопасности и предупреждения ЧС во все выпускные квалификационные работы,