Научная статья на тему 'О некоторых аспектах подготовки командира спасательного средства в морском вузе'

О некоторых аспектах подготовки командира спасательного средства в морском вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
504
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВАРИЙНАЯ СИТУАЦИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ГИПОТЕРМИЯ / ГОТОВНОСТЬ / ЗНАНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СПАСАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / КОЛЛЕКТИВНЫЕ СПАСАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / НАВЫКИ / ТРЕНИРОВКИ / УМЕНИЯ / EMERGENCY / SAFETY / HYPOTHERMIA / WILLINGNESS / KNOWLEDGE / PERSONAL LIFE-SAVING APPLIANCES COLLECTIVE LIFE-SAVING APPLIANCES / SKILLS / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Туктаров Ринат Равильевич, Томилин Александр Николаевич

Ежегодно на морях в среднем происходят до 100 аварий, связанных с гибелью судов и людей. Высока доля аварийности и на судах Российской Федерации. Так, только в 2015 г. было совершено 72 аварийных случаев и погибло 86 моряков. Причины абсолютного большинства аварийных происшествий с судами: неудовлетворительное техническое состояние судна; ошибки и недоработки в ходе организационно-технологических мероприятий, связанных с судоходством; неблагоприятная гидрометеорологическая обстановка в районе плавания и ее негативное воздействие на судно; отрицательное действие «человеческого фактора». Вступление в действие ряда международных конвенций, кодексов и резолюций Международной морской организации (ИМО), национальных законодательных актов и нормативных документов, связанных с безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения водной среды, безусловно, способствует разрешению указанных проблем. Однако повсеместное сокращение численности экипажей судов увеличило нагрузку на судоводительский состав, и это обстоятельство порой становится фатальной для судна и экипажа. В случае гибели судна моряки могут спастись при помощи индивидуальных и коллективных спасательных средств. Для этого, в соответствии с требованиями ИМО и учебными планами, будущий командный состав транспортных судов проходит специальное обучение еще в морских учебных заведениях, имеющих Береговые учебно-тренировочные центы (БУТЦ), и получают соответствующие сертификаты, подтверждающие их теоретическую и практическую подготовку. В статье анализируется процесс конвенционной подготовки курсантов к действиям в аварийных ситуациях, умения самостоятельно применить индивидуальные и коллективные спасательные средства, управлять дежурной и спасательной шлюпкой и спасательным плотом, организовать выживание людей на спасательном средстве в море

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Туктаров Ринат Равильевич, Томилин Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASPECTS OF THE PREPARATION OF COMMANDERS OF RESCUE EQUIPMENT BOATS IN A MARITIME UNIVERSITY

Every year on the seas, on average, up to 100 accidents occur involving the loss of ships and men. A high proportion of accidents exist for the ships of the Russian Federation. Thus, in 2015, there were 72 emergency cases and 86 sailors died. The reasons for the absolute majority of emergency incidents with ships are unsatisfactory technical condition of the ship; the errors and omissions in the course of organizational and technological activities related to the shipping industry; adverse meteorological situation in the navigation area and its negative impact on the ship; the negative effect of the "human factor". The entry into force of a number of international conventions, codes and resolutions of the International Maritime organization (IMO) and national legislative acts and normative documents related to the safe operation of ships and prevention of pollution of the aquatic environment certainly contributes to the resolution of these problems. However, the widespread reduction in the size of crews increased the load on the navigation composition, and this circumstance sometimes becomes fatal to ship and crew. In case of death of the ship, the sailors can escape with the help of individual and collective rescue means. For this purpose, in accordance with the IMO requirements and curricula, the future command structure of the transport vessels undergoing special training in the Maritime training institutes with the Coastal training centers (BUTTS), and receive appropriate certificates confirming their theoretical and practical training. The article analyzes the conventional process of preparation of the students to act in emergency situations, the ability to apply individual and collective rescue means to manage the duty and lifeboat and life raft, to organize the survival of the people on the rescue means at sea

Текст научной работы на тему «О некоторых аспектах подготовки командира спасательного средства в морском вузе»

УДК 37.035.6

13.00.00 Педагогические науки

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПОДГОТОВКИ КОМАНДИРА СПАСАТЕЛЬНОГО СРЕДСТВА В МОРСКОМ ВУЗе

Туктаров Ринат Равильевич

кандидат технических наук, доцент кафедры Безопасность жизнедеятельности SPIN-код: 4521-3612 e-mail: tukrinat@mail.ru

Государственный морской университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова, Новороссийск, Россия

Томилин Александр Николаевич Профессор кафедры БЖД, доктор педагогических наук, доцент SPIN-код: 4017-8980 e-mail: tomilin.sania2012@yandex.ru Государственный морской университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова, Новороссийск, Россия

Ежегодно на морях в среднем происходят до 100 аварий, связанных с гибелью судов и людей. Высока доля аварийности и на судах Российской Федерации. Так, только в 2015 г. было совершено 72 аварийных случаев и погибло 86 моряков. Причины абсолютного большинства аварийных происшествий с судами: неудовлетворительное техническое состояние судна; ошибки и недоработки в ходе организационно-технологических мероприятий, связанных с судоходством; неблагоприятная гидрометеорологическая обстановка в районе плавания и ее негативное воздействие на судно; отрицательное действие «человеческого фактора». Вступление в действие ряда международных конвенций, кодексов и резолюций Международной морской организации (ИМО), национальных законодательных актов и нормативных документов, связанных с безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения водной среды, безусловно, способствует разрешению указанных проблем. Однако повсеместное сокращение численности экипажей судов увеличило нагрузку на судоводительский состав, и это обстоятельство порой становится фатальной для судна и экипажа. В случае гибели судна моряки могут спастись при помощи индивидуальных и коллективных спасательных средств. Для этого, в соответствии с требованиями ИМО и учебными планами, будущий командный состав транспортных судов проходит специальное обучение еще в морских учебных заведениях, имеющих Береговые учебно-тренировочные центы (БУТЦ), и получают соответствующие сертификаты, подтверждающие их теоретическую и практическую подготовку. В статье анализируется процесс конвенционной подготовки курсантов к действиям в аварийных ситуациях, умения самостоятельно применить индивидуальные и кол-

UDC-37.035.6 Pedagogical sciences

ASPECTS OF THE PREPARATION OF COMMANDERS OF RESCUE EQUIPMENT BOATS IN A MARITIME UNIVERSITY

Tuktarov Rinat Raviljevich

Candidate of technical Sciences, Associate Professor at the Department of Life Safety SPIN-code: 4521-3612 e-mail: tukrinat@mail.ru

State Maritime Academy named after Admiral F. F. Ushakov, Novorossiysk, Russia

Tomilin Alexander Nikolaevich, Professor of BC, doctor of pedagogical Sciences, associate Professor SPIN-code: 4017-8980 e-mail: tomilin.sania2012@yandex.ru State Maritime University named after Admiral F. F. Ushakov, Novorossiysk, Russia

Every year on the seas, on average, up to 100 accidents occur involving the loss of ships and men. A high proportion of accidents exist for the ships of the Russian Federation. Thus, in 2015, there were 72 emergency cases and 86 sailors died. The reasons for the absolute majority of emergency incidents with ships are unsatisfactory technical condition of the ship; the errors and omissions in the course of organizational and technological activities related to the shipping industry; adverse meteorological situation in the navigation area and its negative impact on the ship; the negative effect of the "human factor". The entry into force of a number of international conventions, codes and resolutions of the International Maritime organization (IMO) and national legislative acts and normative documents related to the safe operation of ships and prevention of pollution of the aquatic environment certainly contributes to the resolution of these problems. However, the widespread reduction in the size of crews increased the load on the navigation composition, and this circumstance sometimes becomes fatal to ship and crew. In case of death of the ship, the sailors can escape with the help of individual and collective rescue means. For this purpose, in accordance with the IMO requirements and curricula, the future command structure of the transport vessels undergoing special training in the Maritime training institutes with the Coastal training centers (BUTTS), and receive appropriate certificates confirming their theoretical and practical training. The article analyzes the conventional process of preparation of the students to act in emergency situations, the ability to apply individual and collective rescue means to manage the duty and lifeboat and life raft, to organize the survival of the people on the rescue means at sea

лективные спасательные средства, управлять дежурной и спасательной шлюпкой и спасательным плотом, организовать выживание людей на спасательном средстве в море

Ключевые слова: АВАРИЙНАЯ СИТУАЦИЯ, Keywords: EMERGENCY, SAFETY,

БЕЗОПАСНОСТЬ, ГИПОТЕРМИЯ, HYPOTHERMIA, WILLINGNESS, KNOWLEDGE,

ГОТОВНОСТЬ, ЗНАНИЯ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ PERSONAL LIFE-SAVING APPLIANCES СПАСАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА, КОЛЛЕКТИВНЫЕ COLLECTIVE LIFE-SAVING APPLIANCES, СПАСАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА, НАВЫКИ, SKILLS, TRAINING, SKILLS

ТРЕНИРОВКИ, УМЕНИЯ

Подготовка курсантов к действиям в случае покидания тонущего судна осуществляется в процессе Конвенционной подготовки, предусматривающая изучения учебной дисциплины «Специалист по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимися скоростными дежурными шлюпками» (СШиП). Необходимость данной дисциплины регламентировано требования Правила VI/2 Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками и Раздела A-VI/2, таблица A-VI/2-1 Кодекса ПДНВ-78 [3].

Основные задачи учебной дисциплины предполагают [6]:

- ввести курсантов в круг проблем, связанных с обеспечением человеческой жизни на море;

- овладение учащимся теоретическими знаниями и тактикой использования индивидуальных и коллективных спасательных средств;

- обучить курсантов выполнению спуска и командования спасательной шлюпкой, спасательным плотом или дежурной шлюпкой в аварийных ситуациях, а также управлять шлюпкой на веслах, под механическим двигателем, пользоваться надувным плотом.

Обучающиеся должны знать, как правильно использовать спасательное снабжение и оборудование спасательных средств, и действия которые следует предпринять для спасения жизни [1, 2].

Учебная дисциплина «Специалист по спасательным шлюпкам и плотам» относится к базовой части цикла профессиональных дисциплин по

направлению подготовки 260505 «Судовождение» специализация «Судовождение на морских путях».

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- приобретение теоретических знаний и практических навыков в соответствии с требованиями Правила VI/2 МК ПДНВ-78 поправками и Раздела A-VI/2, таблица A-VI/2-1 [3]:

Компетенции (согласно ПДНВ-78 с поправками) [3]:

- ИК-1 командование спасательной шлюпкой и плотом, дежурной шлюпкой во время и после их спуска на воду;

- ИК-2 эксплуатация двигателя спасательной шлюпки;

- ИК-3 руководство людьми и управление спасательной шлюпкой и плотом после оставления судна;

- ИК-4 использование устройств, указывающих местоположение, включая оборудование связи и сигнальную аппаратуру, а также пиротехнические средства;

- ИК-5 оказание первой медицинской помощи спасенным.

В результате освоения дисциплины «Специалист по спасательным шлюпкам и плотам» профессиональные компетенции формируются в виде знаний и умений. По итогам изучения данной учебной дисциплины курсант должен: Знать:

- конструкцию и снабжение спасательных шлюпок, плотов и дежурных шлюпок;

- типы устройств для спуска на воду спасательных шлюпок, плотов и дежурных шлюпок;

- приемы спуска на воду и подъема спасательных шлюпок, плотов и дежурных шлюпок;

- действия, предпринимаемые после оставления судна; Ы*р://е] .kubagro.ru/2016/06^/56^

- эксплуатацию двигателя спасательной шлюпки;

- управление спасательной шлюпкой и плотом при сильном волнении моря;

- использование снабжения спасательных шлюпок и плотов;

- приемы спасения при помощи вертолета;

- использование дежурных шлюпок и спасательных шлюпок с двигателем для буксировки спасательных плотов и спасения людей, оказавшихся в воде;

- выброс спасательных шлюпок и плотов на береговую отмель;

- использование радиостанций, радиолокационного ответчика и аварийного радиобуя;

- пиротехнические сигналы бедствия;

- оказание первой медицинской помощи в спасательной шлюпке и плоту.

Уметь:

- управлять спуском спасательной шлюпки и плота, спуском и подъемом дежурной шлюпки;

- запускать двигатель спасательной шлюпки и управлять его работой;

- руководить людьми и управлять спасательной шлюпкой и плотом после оставления судна;

- управлять дежурной спасательной шлюпкой;

- использовать устройства, указывающие местонахождение, включая оборудование связи и сигнальную аппаратуру, а также пиротехнические средства;

- оказывать первую медицинскую помощь спасенным людям.

Овладеть:

- навыками организации борьбы за живучесть судна и принятия эффективных мер по оказанию помощи человеку за бортом;

- навыками организации учений по оставлению судна;

- способами выживания на воде в случае оставления судна;

- способами снятия людей с гибнущего судна;

- навыками приведения в действие спасательных плотов и спасательных шлюпок, применения индивидуальных спасательных средств;

- навыками оказания первой медицинской помощи.

Будущий специалист по направлению подготовки «Специалист по спасательным шлюпкам и плотам» должен сформировать следующие компетенции, которые помогут усвоению материала конвенционных дисциплин:

а. Общекультурными компетенциями (ОК):

- умеет быть гибким, готовым адаптироваться к изменяющимся ситуациям, способен оперативно принимать решения, в том числе в экстремальных ситуациях (ОК - 4).

б. Профессиональными компетенциями (ПК):

- способностью и готовностью быстро идентифицировать и оценить риски, принять правильное решение (ПК-4);

- способен и готов исполнять установленные функции в аварийных ситуациях, по охране труда, медицинскому уходу и выживанию (ПК-6);

- способен осуществлять контроль за выполнением установленных требований норм и правил (ПК-14);

- способностью и готовностью осуществлять организацию работы коллектива в сложных и критических условиях, осуществлять выбор, обоснование, принятия и реализации управленческих решений в рамках приемлемого риска (ПК-18).

Для этого учебной программой предусмотрено 38 часов. Из них 19 на лекции и 19 на практические занятия.

Накопленный опыт на кафедре Безопасность жизнедеятельности за последние 10 лет показывает, что этого количества времени вполне достаточно для подготовки квалифицированного специалиста. Знания, получаемые в специализированных учебных аудиториях, а также формирование

первичных навыков и умений эксплуатации коллективных спасательных средств позволяет каждому курсанту достаточно уверенно чувствовать себя в ходе плавательной практике на судах, на достаточно хорошем уровне выполнять возложенные функциональные обязанности наравне с другими членами экипажа. В ходе практике у курсантов продолжается развитие и совершенствование навыков и умений работать со спасательными средствами (индивидуальными и коллективными) и к выпуску из учебного заведения каждый из них соответствует предъявленным требованиям как к специалисту.

Рассмотрим основные позиции овладения знаниями, формирования навыков и умений у курсантов в процессе изучения дисциплины «Специалист по спасательным шлюпкам и плотам» в морском университете.

Основными формами обучения курсантов морского вуза по дисциплине «СШиП» являются лекции и практические занятия.

Анализ посещаемости лекций курсантами-судоводителями за последние четыре года показывает, что практически каждую лекцию посещают от 95 до 98 % учащихся. Абсолютное большинство из них относятся к данной дисциплине с высокой ответственностью и интересом, ведут достаточно подробные личные конспекты. На занятия не присутствуют только курсанты несущие дежурно-вахтенную службу, больные и находящиеся в командировке.

Анализ качества конспектов лекций курсантов обучавшихся в 2015-2016 году приведен в таблице 1.

Таблица 1 - Анализ качества конспектов лекций по дисциплине СШиП

Оценка 121 122 123 124 125 Итого

Всего курсантов 29 25 30 27 27 138

отлично 27,6 44,0 30,0 29,6 22,2 30,4

хорошо 65,5 52,0 56,7 59,3 62,9 59,4

удовлетворительно 6,9 4,0 13,3 11,1 14,8 10,2

Значительный вклад в формировании компетентных специалистов морского транспорта, профессионального обучения курсантов имеют

практические занятия, которые проводятся на материальной базе Берегового учебно-тренировочного центра (БУТЦ). Каждому преподавателю в проведении занятия оказывает помощь высоко подготовленный инструктор. На БУТЦе проводятся практические занятия по обучению курсантов тактике применения индивидуальных спасательных средств: спасательного круга, спасательного жилета, гидрокостюма, теплозащитного средства. Каждый курсант отрабатывает использование индивидуального спасательного средства на берегу, после чего он допускается к прыжкам в воду. Для этого на БУТЦе имеется специализированный бассейн.

Насыщенными и полезными являются практические занятия по отработке навыков и умений использования коллективных спасательных средств: спасательного плота, дежурной шлюпки, спасательной шлюпки. В ходе занятий со спасательным плотом, курсанты отрабатывают навыки посадки в плот из воды и «по сухому», с борта судна, у посадочной палубы или по шторм трапу, а также из воды в плот находящийся на воде.

Занятия по использованию дежурной шлюпки позволяют учащимся вуза овладеть навыками и умениями выполнения обязанностей командира дежурной шлюпки и члена экипажа спасательного средства. В бассейне отрабатывается элемент оказания помощи упавшему за борт судна человеку при помощи дежурной шлюпки. Проведение занятий на спасательной шлюпки позволяют отработать организацию спуска данного спасательного средства, посадку, запуск двигателя, использование оборудования и других механизмов.

К проведению практических занятий курсанты относятся достаточно серьезно, ответственно и с энтузиазмом. Как правило, на такие занятия очень высокая посещаемость. Даже подсменные вахты приходят на занятия.

Выполнение каждого практического занятия на БУТЦе завершается оцениванием персональных навыков и умений курсантов. Индивидуальное

оценивание сопровождается разъяснением допущенных ошибок и недоработок, что повышает учебную значимость занятия, позволяет курсанту уяснить свои недостатки и отработать имеемый недостаток на других занятиях или в ходе плавательной практики на судах. Анализ оценок по выполненным практических занятий по Конвенционной подготовке (дисциплина СШиП) за 2015-2016 учебный год приведен в таблице 2.

Таблица 2 — Анализ успеваемости курсантов на практических занятиях по Кон_венционной подготовке (дисциплина _ «СШиП») за 2015-2016 гг._

Оценка 121 122 123 124 125 Итого

Всего курсантов 29 25 30 27 27 138

отлично 37,9 24,0 40,0 40,7 44,4 37,7

хорошо 62,1 76,0 60,0 51,8 55,6 60,8

удовлетворительно - - - 7,4 - 1,5

Существенную роль в освоении дисциплины «Специалист по спасательным шлюпкам и плотам», вооружению каждого курсанта профессиональными компетенциями отводится подготовке и защите рефератов, тематика которых ежегодно на кафедре обновляется. Анализ оценок по выполненным рефератам курсантами по дисциплине СШиП за 2015-2016 учебный год приведен на таблице 3.

Таблица 3 - Анализ результативности написания курсантами рефератов по дис-

циплине «СШиП» за 2 015-2016 гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оценка 121 122 123 124 125 Итого

Всего курсантов 29 25 30 27 27 138

отлично 34,5 44,0 43,3 51,8 51,8 44,9

хорошо 41,4 32,0 36,7 29,6 37,1 35,5

удовлетворительно 24,1 24,0 20,0 18,5 11,1 19,5

Из анализа табл. 3 видно, что 80,4% курсантов выполняют и защи-

щают свои рефераты на «хорошо» и «отлично». Одновременно анализ результатов защит рефератов показывают, что основные ошибки курсантов при подготовке рефератов - увлечение копированием материала из Интернета, использование старых учебных пособий, отмененных руководящих документов. Встречаются случаи представления рефератов, выполненных в предыдущие годы курсантами старших курсов. Такие рефераты к защите

не допускаются, и курсанты перерабатывают их. В случаях слабой защиты темы реферата проводится повторная защита.

Система контроля за качеством освоения учебного материала курсантами предполагает применение письменных контрольных летучек, содержащие два вопроса, на выполнение которых отводится 10-15 мин. Цель контрольной летучки - проверить уровень овладения пройденным материалом и уровень самостоятельной подготовки курсантов по наиболее важным темам и по усмотрению преподавателя. Контрольные летучки проводятся не более 2-3 раз за семестр. О применение такой формы курсанты оповещаются в начале учебного года.

Анализ оценок по выполненным контрольным летучкам курсантами по дисциплине «СШиП» за 2015-2016 учебный год приведен в таблице 4.

Таблица 4 - Анализ результатов контрольных летучек по Конвенционной подго-

Оценка 121 122 123 124 125 Итого

Всего курсантов 29 25 30 27 27 138

отлично 48,2 44,0 30,0 48,2 333,3 56 (40,6)

хорошо 34,5 48,0 60,0 40,7 55,6 66 (47,8)

удовлетворительно 17,8 8,0 10,0 11,1 11,1 16 (11,6)

Анализ полученных результатов показывает, что в течение семестра 122 курсанта, что составляет 88,4 % , получили отличные и хорошие оценки в процессе овладения тематикой учебного плана, остальные 11,6 % удовлетворительные. Следовательно, в целом курсанты осваивают учебную программу. Вместе с тем, контрольные летучки показывают, что часть курсантов к очередным занятиям не готовятся, слабо знают требования документов ИМО, не владеют профессиональной терминологией, путаются в определениях. Данным курсантам выдаются рекомендации активизировать самостоятельную подготовку, организуется их обязательное посещение плановых еженедельных консультаций на кафедре. В необходимых случаях проводится дополнительные занятия, персональная индивидуальная помощь.

В соответствии с требованиями ИМО важнейшим этапом в овладении знаниями и их демонстрация курсантами является проведение письменного экзамена по изучаемой дисциплине. По результатам такого экзамена каждому курсанту, успешно выдержавшему испытание, выдается сертификат. Экзамен проводится с применением билетов, содержащий четыре вопроса - по одному из каждого изучаемого раздела. Для подготовки ответов выделяется два академических часа. Письменный ответ оценивается преподавателем по пятибалльной системе. Итоги письменных ответов на билеты для получения сертификатов по «СШиП» приведены в табл. 5.

Таблица 5 - Анализ итогов письменного экзамена по Конвенционной подготовке

Оценка 121 гр 122 123 124 125 Итого

Всего курсантов 29 25 30 27 27 138

отлично 6 (20,7) 4 (16,0) 8 (26,7) 5 (18,5) 6 (22,2) 29 (21,0)

хорошо 20 (68,9) 18 (72,0) 18 (60,0) 19 (70,3) 17 (62,9) 92 (66,7)

удовлетворительно 3 (7,6) 3 (12,0) 4 (13,3) 3 (11,1) 4 (14,8) 17 (12,3)

средняя 4,1 4,2 4,26 4,25 4,7 4,08

Письменный ответ учитывается при проведении планового зачета.

По итогам письменного экзамена по курсу «Специалист по спасательным шлюпкам и плотам» 121 (87,6 %) курсант получили отличные и хорошие оценки. Средняя оценка успеваемости курсантов по Конвенционной подготовке (СШиП) по итогам письменного экзамена и проведенного зачета составила 4,08 балла, что по сравнению с предыдущим учебным годом возросла всего на 0,05. Полученные результаты позволяют судить о высокой успеваемости учащихся морского вуза по Конвенционной подготовке.

Тем не менее, часть курсантов - 17 (12,3 %) получили удовлетворительные оценки. Проведенные индивидуальные беседы позволили выявить основные причины этого: бессистемная самостоятельная подготовка, поверхностное изучение положений руководящих документов ИМО, хаотичность при подготовке к итоговому занятию, в ряде случаев отсутствие под-

готовки, основанная на самоуверенности в достаточности знаний и мнимой готовности к итоговым занятиям.

На основе анализа накопленного опыта работы кафедры «Безопасность жизнедеятельности» и педагогической литературы можно сформулировать следующие пути повышения качества знаний и повышения качества и результативности Конвенционной подготовки:

1. Совершенствование учебно-методической и воспитательной работы преподавателей. Усиление ее планомерности и целенаправленности; усиление логического и дидактического единства учебно-воспитательного процесса, устранение дублирования учебно-программного материала, обеспечение его преемственности и непрерывности с позиций формирования профессиональных знаний, навыков и умений выпускников; укрепление связи обучения с судоходными компаниями; улучшение оснащения учебного процесса достаточным учебно-лабораторным оборудованием, техническими средствами обучения, средствами наглядности [4, 5].

2. Повышение профессионального мастерства преподавателей, применения ими инновационных подходов.

С этой целью на кафедре:

- сформированы индивидуальные банки педагогических технологий;

- каждым преподавателем освоена роль преподавателя конвенционной подготовки и соответствие требованиям как инструктора-экзаменатора;

- организована и действует система самообразовательной работы преподавателей [4, 5].

3. Совершенствование учебного процесса по освоению конвенционных дисциплин. Для этого применяется:

- информационный подход, совмещающий в себе тенденции информатизации, массовости, фундаментальности, непрерывности образования. Это подводит к активному использованию элементов дистанционного образования в практике высшей школы, к пересмотру содержания и техноло-

гий обучения. Применение подхода способствует формированию у курсантов способности к эффективному использованию существующего и постоянно пополняющегося огромного массива информационных ресурсов, которыми обладает вуз и кафедра.

- персонифицированный подход, ориентированный на личностное знание как уникальное, присущее определенному человеку и потому особо ценное. Этот подход совмещает в себе тенденции гуманизации образования, ориентации на развитие личности и качество жизни. Важным моментом в реализации подхода является создание условий для процессов преобразования: информация - знание - информация. Этому способствует применение активных педагогических технологий в рамках контекстного обучения курсантов [4, 5].

4. Совершенствование самостоятельной работы курсантов.

Инновационный подход в решении этого вопроса заключается в предоставлении студентам возможности использования интерактивных обучающих систем с использованием базы данных системы «ConsultantPlus», внутриуниверситетской электронной и фондовой библиотечной информации, глобальной сети «Интернет». Возможность самопроверки курсантов достигается применением сетевой программы тестовых заданий [4].

Таким образом, можем констатировать, что эффективность и качество проведения занятий по Конвенционной подготовке, подготовке курсантов к действиям в аварийных и экстремальных ситуациях, формировании готовности к умелому использованию индивидуальных и коллективных спасательных средств, способности правильно и ответственно организовать и возглавить работу по выживанию на море в спасательных средствах определяется не только профессиональным талантом и методическим мастерством преподавателя, но и систематической самостоятельной работой курсантов, что в комплексе позволяет сформировать и расширить

профессиональные компетенции курсантов, их готовность к будущей профессиональной деятельности на судах морского транспорта.

Литература

1. Кузьменко В. А. Судовые спасательные средства: учебное пособие / В.А. Кузьменко, В.Ф. Чернышев. - Новороссийск: ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2013. -142 с.

2. Кузьменко В. А. Спасательные средства транспортного флота: учеб. пособие / В.А. Кузьменко, А.Н. Томилин. - Новороссийск: ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2016. -138с.

3. Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года (ПДНВ-78), с поправками. - СПб.: ЗАО ЦНИИМФ, 2012. - 600 с.

4. Прошкина Р. М. Повышение качества знаний: пути решения проблемы. [Электронный ресурс] http://konf.uiuniver.ru (Дата обращения: 08.06 2016).

5. Томилин А. Н. Анализ успеваемости курсантов по конвенционной подготовке и пути повышения качества знаний / А.Н. Томилин // Материалы XI-ой региональной научно-технической конференции «Проблемы эксплуатации водного транспорта и подготовки кадров на юге России». - Новороссийск: ГМУ имени адмирала Ф.Ф.Ушакова, 2014. - С. 92-93.

6. Чернышев В. Ф. Конвенционная (начальная) подготовка по безопасности и инструктажу в вопросах и ответах: учебное пособие. Ч. 1: Спасательные средства /В. Ф. Чернышев, В. А Кузьменко. - Новороссийск: ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2015. - 142 с.

References

1. Kuz'menko V. A. Sudovye spasatel'nye sredstva: uchebnoe posobie / V.A. Kuz'menko, V.F. Chernyshev. - Novorossijsk: GMU im. adm. F.F. Ushakova, 2013. - 142 s.

2. Kuz'menko V. A. Spasatel'nye sredstva transportnogo flota: ucheb. posobie / V.A. Kuz'menko, A.N. Tomilin. - Novorossijsk: GMU im. adm. F.F. Ushakova, 2016. - 138s.

3. Mezhdunarodnaja konvencija o podgotovke i diplomirovanii morjakov i nese-nii vahty 1978 goda (PDNV-78), s popravkami. - SPb.: ZAO CNIIMF, 2012. - 600 s.

4. Proshkina R. M. Povyshenie kachestva znanij: puti reshenija problemy. [Jelek-tronnyj resurs] http://konf.uiuniver.ru (Data obrashhenija: 08.06 2016).

5. Tomilin A. N. Analiz uspevaemosti kursantov po konvencionnoj podgotovke i puti povyshenija kachestva znanij / A.N. Tomilin // Materialy Xl-oj regional'noj nauchno-tehnicheskoj konferencii «Problemy jekspluatacii vodnogo transporta i pod-gotovki kadrov na juge Rossii». - Novorossijsk: GMU imeni admirala F.F.Ushakova, 2014. - S. 92-93.

6. Chernyshev V. F. Konvencionnaja (nachal'naja) podgotovka po bezopasnosti i in-struktazhu v voprosah i otvetah: uchebnoe posobie. Ch. 1: Spasatel'nye sredstva /V.F. Chernyshev, V.A Kuz'menko. - Novorossijsk: GMU im. adm. F.F. Ushakova, 2015. - 142 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.