И.Ю. Кожевникова
ПРАКТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВОСЛАВНЫХ ЛАГЕРЕЙ И КОМПОЗИЦИЯ ПАЛОМНИЧЕСКИХ ЭКСПЕДИЦИЙ КАК МЕТОД ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В настоящее время идет переоценка роли и места религии в истории России, признается ее большое влияние на духовное и нравственное становление человека, поэтому необходимостью времени стала религиозная образованность граждан, знание традиций православия, национальной культуры родного края. Социально-культурный подход содержит большие возможности для реализации существенных требований к системе образования и успешно сосуществует с иными педагогическими системами и технологиями. В данной статье мы обращаемся к проектным методикам, интегративному подходу и педагогическим (воспитывающим) ситуациям.
Ключевые слова: духовное воспитание; паломничество; социально-культурный подход; православный лагерь; педагогическая ситуация.
В наше время распространено мнение о том, что большая часть нашей молодежи дурно воспитана. Сами родители нередко жалуются на неблаговоспитанность своих детей. Недостаток доброго духовно-нравственного воспитания молодого поколения оборачивается сегодня величайшей бедой... Утрачен авторитет старших, родителей. Подорвано доверие к учителям. Все это привело к небывалому духовному кризису. В немалой степени он выражается в сломе системы воспитания, особенно воспитания духовного, патриотического, любви к Родине. В настоящее время идет переоценка роли и места религии в истории России, признается ее большое влияние на духовное и нравственное становление человека, поэтому необходимостью времени стали образованность граждан в сфере истории и практики религиозной деятельности, знание традиций православия, культуры народов нашего края. Все вышесказанное помогает предостеречь человека от духовных подмен и суррогатов массовой культуры.
Образованность сегодня начинает осознаваться обществом как владение технологиями работы с информацией, развитие навыков самообразования, целепола-гания и мотивации собственной деятельности. Поэтому перед современным образованием стоит задача создания условий и механизмов для развития исследовательской деятельности молодых людей как интенсивного пути и способа образования. На наш взгляд, социально-культурный системный подход содержит большие возможности для реализации существенных требований к системе образования XXI в.
Во-первых, он предполагает объединение содержания образования и воспитания в целостный образовательный процесс на основе единой цели, единых социальнокультурных ценностей и технологий эффективного обучения. Во-вторых, он призван обеспечить естественное гармоничное духовно-нравственное развитие личности, объединяя школу, семью и личность учащегося. В-третьих, он развивает образование как открытую организационную систему, способную стать важным фактором как внутрирегионального, так и межрегионального единения.
Важно, что социально-культурный подход направляет развитие индивидуума на самоутверждение в обществе, создает условия для управления внутренними ресурсами, формирует общий социально-культурный стрежень всех участников педагогического процесса.
Социально-культурный подход успешно сосуществует с иными педагогическими системами и техноло-
гиями, переплетаясь с ними и взаимно обогащаясь. В данной статье мы обращаемся к проектным методикам, интегративному подходу и педагогическим (воспитывающим) ситуациям.
Признавая определяющее значение семьи и школы, следует отметить большую роль детских общественных организаций в процессе воспитания личности, становления подрастающего поколения. Сегодня
взрослым действительно гораздо сложнее устроить летний досуг детей, но все же сейчас в России устраиваются летние детские лагеря. Некоторые из них хорошо оборудованы, у них налажен быт, но часто не хватает главного - воспитания, в том числе духовнонравственного. Однако необходимо отметить, что сейчас появились такие лагеря, где данному направлению воспитательной работы уделяется первостепенное значение. Это так называемые православные летние детские лагеря.
Православный летний лагерь - не только прекрасное место отдыха, но и школа воцерковления для детей и взрослых. Более эффективному достижению воспитательных целей способствует летний лагерь, когда дети на какое-то время отрываются от привычной среды с ее укладом и отношениями и соприкасаются с иной жизнью. Вот что пишет о летних православных лагерях С.С. Куломзина: «Летний лагерь - не школа, цель лагеря - не обучать детей теоретически, а дать им пожить в сравнительно небольшой группе сверстников, вне городских условий, в общении с природой. В радостной атмосфере дружбы, доверия. Ответственности, подчиняясь известной дисциплине» [1. С. 54].
Проблема летнего отдыха детей стоит сейчас очень остро. В таких странах, как Америка, Англия, Германия вопрос о летнем отдыхе не только для детей, но и для взрослых нашел широкое распространение. В Америке существует нечто вроде лагерного движения: общественные организации, профессиональные союзы, учебные заведения, церкви, религиозные филантропические организации, десятки сотен частных предприятий организуют отдых в постоянных или передвижных лагерях. Там существуют специальные институты для подготовки инструкторов или руководителей лагерей. Сотни тысяч детей и молодых людей каждое лето оставляют удобства большого города, превращаются хотя бы на месяц в дикарей на природе. В Германии существует известное многим У^еМ Ъеше^^, объединяющее миллионы молодежи под лозунгом «вон из
города». Почти все молодежные движения - соколы, скауты, витязи и др. - организуют летние лагеря как самую существенную часть своей деятельности. Не случайно для русских послереволюционных эмигрантов летние лагеря «были действенным способом сохранять и воспитывать в детях православную веру и приобщать их к родной культуре»[2].
Программа православного миссионерского мобильного лагеря паломнической направленности включает: туристический поход - пеший, лыжный или байдарочный - к определенной цели (какому-либо святому месту); общее православное делание - сооружение Поклонного креста, трудовое послушание в монастыре, миссионерские беседы с местными жителями, общая молитва (в том числе молебны, панихиды) по пути и в святых местах. Участвуя в таком лагере, подростки приобретают опыт молитвы и созидания, навыки жизни в гармонии с природой, познают окружающий мир, глубже узнают историю и культуру своей Родины.
За последние 5 лет подобные миссионерско-паломнические лагеря были организованы в Карелии, на Кавказе, в Новгородской области, на ВладимироСуздальской земле, в Омско-Тарской епархии. Большой опыт данной деятельности имеет Российская православная церковь за рубежом.
Важно, что в мобильном миссионерском паломническом лагере подростки не соревнуются, а вместе созидают, сообща проходят путь и преодолевают трудности.
Еще одно преимущество - материальное. Мобильный лагерь не требует ежегодных затрат на поддержание материальной базы, ремонт и профилактику, стройматериалы и т.п. Основная статья расходов - приобретение палаток и спальных мешков, которых при аккуратной эксплуатации хватит на много лет.
Но главное, конечно, - это та духовная польза, которую подростки, чаще всего сами того не сознавая, получают в подобных лагерях, учась любви, терпению, послушанию, молитве и упованию на помощь Божию.
Паломничество тщательно продумывается и планируется заранее, разрабатывается подробный маршрут. Подготовка начинается заранее, и большое воспитательное значение имеет то, что ребята задолго до лагеря начинают трудиться вместе. Обязательной в подобных лагерях является работа профессионального инструктора.
В данном виде социально-культурной деятельности часто присутствуют элементы религиозного туризма экскурсионной направленности и паломничества. В первом случае путешествующих интересуют экскурсии с посещением монастырей, храмов, музеев и выставок. Паломников привлекает непосредственное участие в религиозных службах, культах. Социально-психологическая база паломнического туризма уже, чем религиозного. Паломники в основном исповедуют ту религию, святым местам которой они приехали поклониться. В рамках религиозного туризма экскурсионнопознавательной направленности предполагается посещение религиозных центров, в которых туристы-экскурсанты смогут увидеть религиозные объекты -действующие культовые и памятные, побывать в музеях и на выставках. Туристы посещают богослужения, принимают участие в крестных ходах и других религиозных мероприятиях.
Соприкосновением с историей и современной жизнью Отечества призвана стать истоковедческая экспедиция [3. С. 227], к которой тщательно готовятся. Ее главная цель - включение учащихся в активное, деятельное изучение родного края. Основной особенностью экспедиции является «погружение» участников в мир русской истории и культуры. Особое внимание уделяется архитектуре и прикладному искусству как основным составляющим среды обитания человека: миру русского города, села, православного монастыря, усадьбы и т.д.
Подготовка экспедиции состоит из нескольких элементов.
Первый элемент включает формирование маршрута и составление программы экспедиции. На данном этапе очень важно определить приоритеты: какие объекты посещать, какому пункту экспедиции уделить больше времени и т.д. Маршрут должен быть составлен на основании общей географической карты, каталогов памятников архитектуры, сведений об епархиальных святынях (местно чтимых иконах, святых источниках и т.д.).
После разработки маршрута следует составление подробной программы экспедиции; в программе должна содержаться вся информация о проводимом мероприятии: цели, задачи, формы работы, программа по дням, ожидаемые результаты, карта маршрута.
Второй элемент подготовки - набор и работа с будущими участниками экспедиции. После составления примерного списка участников можно приступить к предварительным занятиям. В рамках программы экспедиции проводятся лекции, семинары по истории и краеведению, архитектуре и искусству. При этом внимание, прежде всего, уделяется самостоятельным исследованиям участников экспедиций, которые заранее прорабатывают темы своих докладов.
Третьим элементом подготовки экспедиции является непосредственная организация экспедиции. При организации необходимо учитывать следующее: питание, проживание, проезд, гигиена.
Разработка туристского продукта, т.е. создание и организация отдыха и путешествий, является чрезвычайно сложным процессом. Он требует от специалистов, работающих в социально-культурной сфере, не только профессионализма, глубоких знаний туристских ресурсов, организационно-правовых особенностей поездок, психологии и мотивации потребителя, но и педагогических навыков в сфере духовного воспитания, содействующих духовному и нравственному становлению личности.
Единицей педагогического процесса и одновременно единицей педагогической деятельности в сфере духовного воспитания является педагогическая (воспитывающая) ситуация. В исследованиях Н.В. Бочкиной [4], В.С. Ильина [5], В.В. Серикова [6], И.А. Соловцова [7] педагогическая ситуация понимается как часть учебно-воспитательного процесса, позволяющая раскрыть жизнедеятельность человека во всей ее целостности и гармоничности, как своего рода взаимосвязь, скоординированность различных компонентов воспитательного процесса.
Как отмечает Е.А. Крюкова, педагогическая ситуация представляет собой «особый педагогический меха-
низм, который ставит воспитанника в новые условия, трансформирующие ход его жизнедеятельности, вос-требующие от него новую модель поведения, чему предшествует рефлексия, осмысление, переосмысление сложившейся ситуации» [8. С. 61].
Событийный подход к пониманию педагогической ситуации позволяет выделить две ее стороны: объективную (внешние условия бытия субъектов духовного воспитания) и субъективную (переживание ситуации субъектами духовного воспитания), что дает возможность рассматривать бытие участников педагогического процесса во всей его целостности и разносторонности.
Процесс духовного воспитания можно представить как цепочку событий, каждое из которых является единицей бытия (проявлением жизни) и в которых сконцентрированы отдельные проявления бытия. Ситуации духовного воспитания представляют собой образы, «слепки» жизненных проявлений, перенесенные в иную реальность (игровую, виртуальную и пр.). Если такая ситуация проектируется, конструируется и реализуется педагогом специально для достижения целей духовного воспитания, то она становится единицей деятельности педагога, в которой все ее компоненты представлены в их единстве.
Духовное воспитание соотносится со смыслом жизни, с ценностными ориентирами воспитанников, с их бытийственным самоосуществлением. Следовательно, при проектировании и конструировании ситуаций духовного воспитания следует исходить из конкретных проявлений бытия воспитанников (радость, вдохновение, труд, совесть, понимание, любовь, верность, горе, вера, страдание, страх и пр.). Чем богаче палитра проявлений бытия (событий), с которыми сталкивается и в которые оказывается включенным воспитанник, чем шире их диапазон (радость - скорбь, верность - измена, прекрасное - безобразное), тем богаче духовная жизнь ребенка, тем большие возможности открываются для становления его как «человека духовного» [9].
В православной педагогике термином «педагогическая ситуация» оперирует С.Ю. Дивногорцева [10. С. 70]. Под педагогической ситуацией она понимает материальные, психофизические, санитарно-гигие-
нические, морально-психологические и другие условия, сочетание которых порождает конкретные обстоятельства, в которых совершается воспитание.
Каждая ситуация духовного воспитания может рассматриваться как встреча. Понятие «встреча» не входит в круг традиционных понятий светской педагогики; это слово не имеет в педагогической науке статуса термина, не считается принадлежащим педагогическому тезаурусу. Тем не менее в контексте духовного воспитания оно обретает не житейский, а именно педагогический смысл. Наиболее отчетливо этот педагогический смысл выражен в православной педагогике.
Встреча («сретение») в контексте православного миропонимания - это, в первую очередь, встреча Бога и человека. Такая встреча событийно фиксируется в одноименном празднике - празднике Сретения. Поскольку духовное воспитание в православной традиции понимается как восхождение человека к Богу, всякая встреча, ведущая к этой возвышенной цели, рассматривается как событие в жизни человека.
Таким образом, духовное воспитание - это последовательность встреч на пути духовного совершенствования (позитивного духовного становления) человека; каждая встреча содержит в себе возможность перелома в духовном становлении человека, может стать той кризисной точкой, в которой произойдет переход человека с одной стадии духовного становления на другую либо изменится направление и индивидуальная траектория этого становления. Л. В. Сурова, характеризуя процесс духовного воспитания в православной педагогике, отмечает: «Живой движущийся мир и развивающаяся, “дышащая” духовная жизнь в человеке должны каждый раз вступать в новые отношения, ибо каждый раз это есть новая встреча, новые свидетельства промысла Божия». В связи с этим она так формулирует важнейшую задачу педагога: «...не противореча внутреннему развитию, организовать в определенной последовательности встречи души человека со Священным Писанием, с богослужением, с творениями святых отцов, с церковной историей и церковным искусством и, наконец, с жизнью реальной общины, с людьми. Именно организация встреч, способствующих внутреннему духовному развитию, и может считаться основой нашего педагогического процесса» [11. С. 15-16].
Композиция воспитывающих ситуаций представляет собой конструкцию из большего или меньшего количества ситуаций духовного воспитания, объединенных общей ценностью-целью, наполненных определенным культурологическим содержанием и имеющих ту или иную структуру, т. е. определенный порядок расположения ситуаций и характер их отношений между собой.
Вся композиция воспитывающих ситуаций должна быть ориентирована на одну и ту же ценность, но предполагать наряду с этим восхождение воспитанника к культуре, Другому и самому себе.
Первый шаг при проектировании композиции ситуаций духовного воспитания - выбор ведущей ценности, которая определит тему композиции.
Второй шаг в деятельности педагогов и будущих учителей по конструированию композиции ситуаций духовного воспитания - определение при необходимости ключевого события (по аналогии с кульминацией в музыке), представляющего собой своеобразный кризис, могущий вызвать качественные изменения в духовном становлении воспитанника; вокруг этого события будут выстраиваться все воспитывающие ситуации. Это может быть ситуация любого типа, но в ней эмоциональные переживания воспитанника должны достигать наивысшей степени интенсивности. Остальные ситуации должны быть менее сильными по своему воздействию.
Композиция воспитывающих ситуаций предполагает чередование периодов интенсивной смыслотворческой деятельности с периодами созерцания, которые представляют собой «пространство свободного духовного становления» и позволяют воспитаннику осмыслить материальные и нематериальные результаты духовной деятельности. Важность созерцания для позитивного духовного становления человека подтверждается опытом православных святых, отшельников и монахов. О том значении, которое имеет созерцание в духовном становлении, свидетельствует многовековое
существование и огромное влияние в монашестве особого «созерцательного направления» - исихазма. Несмотря на то что созерцание в православии составляет неотъемлемую часть аскетики и носит мистический характер, важность его для духовного становления человека не вызывает сомнения. Эта мысль выказывается в наше время многими философами, психологами, педагогами (Е.П. Белозерцев [12], Д.А. Леонтьев [13], Н.Е. Щуркова [14] и др.).
Необходимость чередования в рамках каждой композиции ситуаций, предполагающих интенсивную смыслотворческую деятельность воспитанников, и ситуаций спокойного созерцания привела нас к мысли о том, что в основе построения композиции ситуаций духовного воспитания лежит принцип контрастности. Это предположение, составившее одну из частных гипотез исследования, было проверено в опытноэкспериментальной работе - при конструировании и реализации педагогами под нашим руководством ком-
позиций ситуаций духовного воспитания. При этом были выявлены и другие возможности для применения данного принципа при конструировании композиции воспитывающих ситуаций.
Корректно сконструированная композиция воспитывающих ситуаций позволяет сделать духовное воспитание более результативным, расширить диапазон событий, в которые оказывается включенным воспитанник, и избежать чрезмерных нагрузок на психику последнего.
Итак, законы духовной жизни человека диктуют необходимость применения в практике духовного воспитания не только и не столько таких ситуаций, которые создают у ребенка «мажорный настрой», но и таких, в которых он сталкивается с трагическими или парадоксальными проявлениями бытия. Основой ситуаций духовного воспитания является смыслотворческая деятельность. Ситуации духовного воспитания целесообразно объединять в композиции, каждая из которых «группируется» вокруг какой-либо одной ведущей ценности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Куломзина С.С. Воспоминания о летних лагерях // Православная культура: Учеб.-метод. пособие. М.: Редакция еженедельника «Воскресная
школа», 2004. 368 с.
2. Бюллетень религиозно-педагогической работы с православной молодежью // Париж. 1938. № 2.
3. Спиридонова О.А., Денисламова И.В. Истоковедческие экспедиции // Урал. Человек. Истоки: Педагогический альманах. Екатеринбург:
Учебная книга, 2004. Кн. 1. 240 с.
4. Бочкина Н.В. Ситуация выбора - «единица» процесса формирования самостоятельности личности школьника // Формирование личности
школьника и студента в условиях демократизации, гуманизации образования: Сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 1992. Ч. 2. С. 48-58.
5. Ильин В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс). М.: Педагогика, 1984. 144 с.
6. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем. М., 1999.
7. Соловцова И.А. Ситуационный подход к организации духовного воспитания школьников // Духовно-нравственное воспитание: от методоло-
гии к педагогической деятельности: Сб. науч. и метод. тр. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2005. С. 56-66.
8. Крюкова Е.А. Личностно-развивающие образовательные технологии: природа проектирование, реализация. Волгоград: Перемена, 1999.
С. 61.
9. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М.: Пед. общество России, 2000. 117 с.
10. Дивногорцева С.Ю. Теоретическая педагогика: Учеб. пособие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2004. 195 с.
11. Сурова Л.В. Православная школа сегодня. Книга для учащихся и учащих. М.: Изд-во Владимирской епархии, 1996. С. 15-16.
12. Белозерцев Е.П. Образование: историко-культурный феномен. Курс лекций. СПб.: Юридический центр ПРЕСС, 2004. 704 с.
13. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999.
14. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М.: Пед. общество России, 2000. 117 с.
Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 7 мая 2009 г.