ALL-RUSSIAN IDENTITY: REGIONAL ASPECT OF FORMATION *
Gritsenko Galina Dmitrievna, DSc of Philosophical science, Professor, Chief Researcher, Southern Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, Stavropol
The article deals with the problems of the formation of the all Russian identity of the inhabitants of the North Caucasus. On the basis of an expert survey, the most significant structures and actors of its formation were identified: federal authorities, the media, educational and cultural institutions, public organizations. In the course of the analysis of the research results, it was found that in modern conditions, patriotism becomes the basis for strengthening the all Russian identity.
Keywords: ¡{ Russian identity; the North Caucasus: actors of strengthening identity; patriotism. DOI 10.214933/2.305-875 7.202 »-7.6
ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ **
В статье рассмотрены проблемы формирования общероссийской идентич-> юепш жителей Северного Ка.вказа. И а оа шве эксперт] юго опроса определены наиболее значимые структуры и акторы ее становления: органы федеральной власти, СМИ, институты образования и культуры, общественные организации. В ходе анализа результатов исследования установлено, что в современных условиях основой укрепления общероссийской идентичности становится патриотизм.
Ключевые слова: общероссийская идентичность; Северный Кавказ; акторы укрепления идентичности; патриотизм.
УДК 316.752 ВАК 22.00.04
© Гриценко Г Л., 2021
О
о
К,
о 01
Z щ
«3
W) <Л
Г
61
Укрепление общероссийской гражданской идентичности остается Ключевой темой для нашей страны, как и для любой страны мира. Проблемам, с которыми по-прежнему сталкивается российское общество в этой сфере, уделяется приоритетное внимание как на политическом уровне, так и в научном дискурсе. Это нашло отражение* с одной стороны, в "Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года" [13], с другой - в возрастании числа эмпирических исследований, констатирующих уровень сформированное™ общероссийской идентичности в отдельных регионах или в масштабах страны [12].
Позитивные результаты в формировании общероссийской идентичности достигнуты и в таком сложном в этнокультурном плане и проблемном с точки зрения эт1 юполитической стабильности регионе, каким является Северный Кавказ | з]. В то же время следует констатировать противоречивость ситуации, которая обусловлена "конкуренцией идеи точностей", характерной для жителей северокавказского региона [ш]. Становление общероссийской гражданской идентичности на Северном Кавка-
ГРИЦЕНКО Галина Дмитриевна, доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник, ФИЦ "Южный научный центр РАН", Ставрополь
* The publication was prepared as part of the implementation of the State Research Center of the Russian Academy of Sciences, no. gr. 0256-2019-0035 of the project no. gr. AAAAAi 9-1190111.90170-5.
** Публикация подготовлена в рамках реализации Г'З ЮНЦ РАН, М-гр. 0256-2019-0035 проекта N2 гр, AAAAAi 9-119011:190170-5.
зе проходи т сложно и противоречиво. Именно поэтому важно уделять этому процессу пристальное внимание. В этом аспекте нё-обходимо целенаправленно отслеживать, как проходит формирование и укреплен не общероссийской идентичности. С этой целыо был проведен опрос экспертов, являющихся специалистами в области идентификационных процессов в своих северокавказских регионах. Одним из значимых вопросов был воп-
рос о структурах (акторах), которые играют или могут играть ведущую роль в нарастании общероссийских компонентов в "портфеле" идентичностей жителей Северного Кавказа.
Важно отметить, что эксперты указывают на сложность "однозначно ответить на этот вопрос". Но, несмотря на это обстоятельство, систематизация спветов позволила выстроить следующую иерархию акторов (см. табл.).
Таблица - Акторы, которые должны принимать участие в формировании общероссийской
идентичности (по мнению экспертов)
3® КОЛИ'КС'ЮО ответов / % Судеты формирования российской идентичности Ответы -поят вержде! 11 !я
I 18/21,7 СЦЩаны федеральной власти Прежде всего, федеральная власти глава государства, руководители профильных ШБШстерстт! и ведомств. ... работа Правительства, профильных министерств РФ должна быть направленна на консолидацию н укрепление общности интересов жителей Северного Ка ] е ;. с;-,! в целой
2 15 18,2 Институты образования Упор должен делаться на подрастающее поколение, активная работа должна вестись среди учащихся ейгцеобразователвных учреждений и среди молодежи
3 12/14,4 СМИ В условиях информационного общества прйоргпетной становится роль СМИ 14 ннформацггонных технологий. Они манипулируют массовым сознанием, которое ситуационно подстраивается под факты, предлагаемые интернет-сетями и СМИ
4 И/ 13.2 Общественные организации И все общественные организации региона таюкс должны вести натриошче-скуШ работу с молодежно. Именно через патриотизм, через знание и;тории народов п страны, и гфая люди становился настоящими гражданами России, Также нужно ... участвовать в выборах, в голосованиях по важным вопросам развития государства
3 8 / 9,7 Институты культуры Бе*, культуры пет нации!
<5 5 / 6,0 Органы региональной власти
7-9 3/3,6 Семья
Религиозные организации Луководитслнконфессиональных ... организаций... призваны усиливать российский правовой; граннанско-патриотический компонент деятельности
Спортивны^ йр гага иаЦо! Ща данный момент подобную роль ¡»ржи спортивные.... структуры
10-11 2/2,4 Трад тронные инспггутй Совет с гарейшин МёКК-Кхе^народный суд.
Местное самоуиравлемв- МСУ региона, а также ге\ руководители.
п 1 / 1,2 Политическая элита региона Политическая элита рег иона призвана к прочным и привлекательным компетенциям гражданского характера, 1; правовой грамотности, а также г; пониманию этногенеза народов, прожггваюгщг; на территории края
Итого 83/100
Согласно результатам экспертного опроса, органы государственной федеральной власти: "федеральная власть, глава государства, руководители профильных министерств и ведомств" - были названы в качестве самого важного субъекта формирования и укрепления общероссийского компонента в "портфеле" идентичностей жителей (неверного Кавказа: 18 ответов, или 21,7% от общего количества ответов. При этом "...самым главным субъектом российской политики, - по мнению ряда экспертов,- является Президент РФ". Такой подход экспертов к определению акторов, обеспечивающих процесс развития и укрепления
общероссийской идентичности, в значительной степени согласуется с политикой, которую проводит президент в сфере межнациональных отношений. Так, во исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. "Об обеспечении межнационального согласия" был Образован совещательный и консультативный орган при главе государства: Совет по межнациональным отношениям при Президенте РФ (5 июня 2012 г.). Цель его создания - "совершенствование государственной политики в области межнациональных отношений и ... обеспечение взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государ-
ственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопро-сов, связанных с реализацией государственной национальной политики Российской Федерации" [ц]. Об особой значимости Северного Кавказа для многонациональной России может свидетельствовать тот факт, что заседание Совета в 2019 году было проведено в одной из столиц северокавказского региона, а именно столице Кабардино-Балкарии - Нальчике (29 ноября 2019 года). Отмечая, что "здесь веками бок о бок живут представители многих народов нашей страны...и народы Кавказа не раз делом доказывали свою готовность ... встать как один на защиту нашего общего большого Отечества, на защиту России", президент потребовал от руководителей субъектов федерации постоянного внимания, последовательной и серьёзной работы в сфере межнациональных отношений и укрепления общероссийской идентичности: "Это как здоровье человека - нужно заниматься этим постоянно" [3].
Среди органов федеральной власти представители экспертного сообщества выделяют "само государство как главный политический институт", поскольку, полагают эксперты, "все держится на государственных структурах, ибо "...только верховная власть может обеспечить справедливость и все условия для того, чтобы люди в этой стране любили свою Родину, работали и приносили пользу обществу, жили достойно". Именно поэтому "работа Правительства, профиль-ных министерств РФ" должна быть направлена"на консолидацию и укрепление общности интересов жителей Северного Кав-
каза и России в целом", что находит отражение в проводимой согласно "Стратегии государствен ной наци он альной политики Российской Федерации на период до 2025 года" национальной политике.
К наиболее значимым структурам государственной федеральной власти эксперты отнесли министерство образования и министерство культуры, курируемые системы которыми занимают второе и пятое места (см. табл.). Итак, следующее место в иерархии акторов, играющих ведущую роль в наращивании общероссийской составляющей системы идентичностей жителей се верокавказского сообщества, отводится системе образования: образовательным учреждениям, школе, вузу. Отметили данную структуру 15 экспертов, что составляет 18,2% от общего числа ответов. По мнению представителей экспертного сообщества, начинает формироваться общероссийская идентичность, как и любая другая, в раннем возрасте, поэтому "упор должен делаться на подрастающее поколение, активная работа должна вестись среди учащихся общеобразовательных учреждений и среди молодежи", приоритетной сферой жизнедеятельности которых и является система образования.
Подтверждением важности роли образования в укреплении общероссийской гражданской идентичности в нашей многонациональной, многоконфессиональной стране может являться то, что одним из основных докладов на заседании Совета при Президенте по межнациональным отношениям 30 марта 2021 года стал докл ад министра просвещения РФ "Об образовании как инструменте гармонизации м ежи ацйо и ал ьны й отношений...", в котором подчеркнуто, что
ПРЕЗИДЕНТ ПОТРЕБОВАЛ ОТ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТОЯННОГО ВНИМАНИЯ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЙ И СЕРЬЁЗНОЙ РАБОТЫ В СФЕРЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И УКРЕПЛЕНИЯ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: "ЭТО КАК ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА -НУЖНО ЗАНИМАТЬСЯ ЭТИМ ПОСТОЯННО"
именно ¡з школе "Закладываются главные ценностные установки в сфере межэтнического общения, принципы взаимопонимания и уважения друг к другу представителей различных этносов и конфессий, ...возникают те прочные защитные барьеры, которые на протяжений всей жизни оберегают человека от различных деструктивных влияний" [8]. С целью усиления воспитательной составляющей в системе образования, как отмечено, создается институт советников по воспитанию, в рамках подготовки которых предусмотрено "изучение темы межнациональных отношений, включая защиту и развитие общероссийских ... культурных традиций, ... исторических особенностей" российского общества как единого социокультурного пространства [8].
Следующее, третье место по употребляемости экспертами возможных акторов формирования общероссийской идентичности занимают СМИ (пресса, телевидение, общероссийские телеканалы, медиа). Это обусловлено, по утверждению представителей экспертного сообщества, тем, что "... в условиях информационногооЩества СМИ с помощью информационных технологий манипулируют массовым сознанием, которое ситуационно подстраивается под факты, предлагаемые интернет-сетями и СМИ". Именно поэтому,убеждены эксперты, "органы власти должны правильно формировать информационную политику", исходя из которой СМИ "должны быть патриотичными".
Именно на этот аспект процесса формирования общероссийской идентичности обратил внимание на последнем заседании Совета по межнациональным отношениям В.Г. Газзаев, председатель Комитета Государственной Думы по делам национальностей. Он указал: "Наша задача ... на самую ближайшую перспективу - обеспечить закрепление в законодательстве конституционных норм о патриотическом воспитании, о сохранении исторической памяти..,". Газзаев также выразил сожаление, что "... деятельность большинства Интернет-ресурсов
направлена на разрушение традиционных для нашего государства и общества основ воспитания. Молодёжные Интернет-сайты и социальные сети пропагандируют наркотики, насилие, разврат, суицид. Всему этому должны противостоять посредством эффективных инструментов - образования и патриотического воспитания молодёжи. Мы должны передать нашим детям, внукам, правнукам здоровые и традиционные для нашей страны представления о семье, о традициях, богатейшей многовековой истории нашего государства, о героизме многонационального Народа и, конечно же, о любви к своему Отечеству" [5].
Четвертое место в рейтинге структур, которые играют или могут играть ведущую роль в расширении общероссийского компонента в системе идентичностей жителей Северного Кавказа, принадлежит различным общественным организациям: Общероссийскому Народному Фронту, волонтерским организациям, национально-культурным организациям, НКО, некоммерческим общественным организациям и т.д. Их высокое место в ранжированном ряду субъектов формирования общероссийской идентичности обусловлено, с точки зрения представителей Экспертного сообщества, тем, что "... все общественные организации региона ... должны вести патриотическую работу с молодёжью. Именно через патриотизм, через знание истории народов и страны, и края люди становятся настоящими гражданами России".
Функционируя вусловиях сложных современных систем, которые характеризуются ге-терогеннщми структурами, включающими людей разных национальностей и этносов, религий и конфессий, статусов, поколений, социальных групп и слоев, общественные организации, как правило, выражают, манифестируют, защищают, отстаивают интересы различных социокультурных сообществ [Щ. Именно такое многообразие общественных организаций может помочь сегодняшней молодежи, которая "находится в поис-
ках ориентиров, смыслов", ответить "на вопрос: ЧТО значит по-настоящему любить свою Родину и уважать память наших предков?", исходя из ценностей Общероссийской цивилизации. Тем более, сожалеют эксперты."... нашей молодёжью целенаправленно занимаются те, кто с усердием навязывает им новых кумиров и чуждую нашей цивилизации идеологию и ценности" [5].
В данном контексте следует вспомнить о различных общественных организациях, движениях, деятельность которых так или иначе связана с историей Великой Отечественной войны, которую многие эксперты, расценивают как главный инструмент, главный фактор формирования общероссийской: идентичности, основное звено гражданской идентичности [9]. Это й движений "Бессмертный полк", и проект "Без срока давности", и поисковые движения, и определение Севастополя патриотической столицей России, и многое другое. Постепенно благодаря деятельности общественных организаций фокус государственного внимания по поводу патриотического воспитания как основы общероссийской идентичности постоянно смещается в сторону отдельных людей, приобретая личностный, персонифицированный аспект. Такое движение, например как "Бессмертный полк", - это свидетельство перехода истории войны с официально государственного уровня фактически на семейный [9]. Сохранение исторической памяти, как полагают эксперты, должно стать смыслом общественной деятельности, честью и долгом для общественных организаций [7].
Эксперты в качестве структур, обеспечивающих нарастание общероссийской составляющей в обобщенной системе идеи тич ноете й, назвали также институты культуры (министерство культуры, деятели культуры /Гергиев/, культурно-просветительские учреждения, творческие работники, литература, кинематограф, культурные учреждения). Об этом заявили восемь экспертов, что равно 9,7% от общего числа ответов. "Без
культуры нет наци и!", утверждают экспер- ^, ты. Культура, в отличие от других структур, последовательно формирует общероссийс- с! кую идентичность, начиная с погружения *) подрастающего поколения "в Колорит свое- ~ го народа, в непрерывный процесс получе- Ц ния знаний о его истории и культуре". Рас- — ширяя словарный запас родного языка, •• ' более глубоко проникая в смысл ритуалов и •• ' обрядов, молодежь, по утверждению экспер- " тиого сообщества, "укрепляет родовые и се-мейные связи. В итоге происходит переда- Д ча традиционных знаний от старшего поколения к младшему" [5]. Одним из та- $ ких знаний, полагают эксперты, является ^ память о Великой Отечественной войне, 21 "ведь в каждой российской семье есть гор- ^ дость за своих предков, которые внесл и свой | вклад в победу над нацизмом, в каждой семье есть люди, о которых благодарные потомки помнят и никогда не забудут" [2]. в5 Именно так формируется у человека ощущение собственной принадлежности к своему народу, своей стране, своему государству, то есть происходит становление гражданского самосознания, общенациональной, общероссийской идентичности. Постепенно этот процесс "подкрепляется правовыми и уставными нормами, такими как присяга в армии или клятва при получении гражданства, возможность занятия высоких должностей в государстве!!ных органах. Эксперты отмечают, что "в вопросе обобщероссийской идентичности важно понимать, что в сложной по составу населения России существуют две основные, не исключающие друг друга формы самосознания, - по стране и по своей этнической Принадлежности: я и русский, и россиянин" [4]. Это и есть связующий элемент российской национально-культурной, а значит и общегражданской идентичности. В данном контексте уместно вспомнить и процитировать слова советского поэта Расула Гамзатова: "В Дагестане я аварец, в Москве я дагестанец, а за границей я русский".
Также экспертами была отмечена важ-ность органов региональной власти в становлении общероссийской идентичности: "в формировании и развитии общероссийской идентичности играет роль внутри региональная политика", одним из субъектов которой является, например: "Народное собрание - Парламент". Чтобы выполнять данную роль, "политическая элита региона", как полагают эксперты, должна обладать "прочными компетенциями гражданского характера, Правовой грамотностью* а также пониманием этногенеза народов, проживающих на территории" региона. Их деятельность сопряжена не только с изданием норматив-но-правовых актов, но и реализацией основ национальной пол ити ки в регионах, не тол ь-ко с сохранением этн конфессиональных особенностей, но и развитием чувства сопричастности с многонациональной, многоконфессиональной страной, ответственности за ее судьбу и процветание.
Некоторые эксперты к структурам, играющим определенную роль в увеличении общероссийского компонента в структуре иден-тичностей жителей Северного Кавказа, отнесли семью, религиозные и спортивные организации, органы местного самоуправления, а также традиционные институты, таких как "Мекх-Кхел - народный суд" и "Совет старейшин". По мнению представителей экспертного сообщества, "руководители конфессиональных ... организаций... призваны усиливать российский правовой, гражданс-ко-патриотический компонент деятельности". "На данный момент подобную (формирование общероссийской идентичности) роль играют спортивные ...структуры", считают эксперты. Заниматься формированием и развитием общероссийской идентичности, как считает эксперты, должны и "органы МСУ региона, их руководители за счет принятия и воплощения продуманных, достоверных решений".
Подводя итоги, следует отметить, что большая часть экспертов из всех субъектов федерации СКФО полагает, что самыми важ-
ными структурами укрепления общероссийской идентичности на Северном Кавказе являются органы федеральной власти, от политики которых зависит степень консолидации и укрепления общности интересов как жителей Северного Кавказа, так и России в целом. Именно органы центральной власти определяют информационную политик реализатором которой выступают СМИ, и образовательную политику, реализуемую представителями системы образования. Практически все представители экспертного сообщества СКФО указали на значимость этих структур в процессе укрепления общероссийской идентичности, по-скольку от их деятельности зависит уровень патриотизма, являющегося основой гражданского самосознания, общероссийской идентичности. Остальные акторы, названные экспертами, играют определенную роль в этом процессе, но, судя по частоте упоминаемое™ в ответах, не определяющую.
Итак, идентичность fie даётся при рождении, она формируется моделями и образами поведения, которые закрепляются государством, транслируют средства массовой информации, реализуются в образовательной и культурной средах и осуществляются общественными организациями. Всё это наравне с традициями семьи вносит вклад в формирование российской идентичности, общенационального самосознания, основой которых в настоящее время остается патриотизм.
Примечания;
1. Авксентьев ВА., Аксюмов Б.В., Гриценко Г.Д., Иванова СЖ., Шульга М.М. Институциональные рамки формирования общероссийской идентичности в северокавказском регионе: трудности и достижения // Общество: политика, экономика, право.- 2020.- № 12 (89). - С. 1.3-20.
2. В режиме видеоконференции состоялось заседание Ответа при Президенте РФ по межнациональным отношениям: Комиссия но вопросам и нформ а гшо и но то сон ро вожде;) ш государствен -ной национальной политики; 30 марта 2021 г., Москва [Электронный ресурс], - Режим доступа; https ^/sovetnational.rú/ information-support/ news/ v - rexh i m e-vi d eokon ferencii-s ostoy a! os - zas edanié -
so veta-pr i -prezidente- rf-po- mezhnacionainym-otnosheniyam.html
3. Выступление В. Пугина на заседании Совета ио межнациональным отношениям // Заседание. Совета по межнациональным отношениям: Комиссия по вопросам информационного сопровождения государственной национальной политики; 29 ноября 2019 г., Нальчик [Электронный ресурс]^ - Режим доступа: https://sovetiMional.ru/sovet/ materialy-zasedaniy-IÉtéta/materialy-zaseclaniy 10.html.
4. Выступление В.А. Тиижова на заседании Совета по межнациональнымотношениям // В режиме видеоконференции состоялось заседание Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям: Комиссия но вопросам информационного сопровождения государственной национальной политики; 30 марта 2021 г., Москва | Электронный ресурс]. - Режим flonyna:https:// sovetnational.ru/information-support/news/v-re zhime - v i d eoko n íer e n с í i - so s t oy a ) o s - za seda nie -so veta-pr i -prezidente- rf-po- mezhnacionainym-otnosheniyam.html
5. Выступление В.Г. Газзаева на заседании Совета tío межнациональнымотношениям // В режиме видеоконференции состоялось заседание Совета при Президен те РФ по межнациональным отношениям: Комиссия по вопросам информационного сопровождения государствен ной национальной политики; 30 марта 2021 г., Москва | Электронный ресурс). - Режим доступа: https:/ / sovetnational.ru/infor mation-support / news/v-re zh i me - v i deoko n fer ene ii - so stoy al о s - zaseda n ie -so veta-pr i-prezidente-rf-po- mezb nacional ny m-OtJioshemyam.htrnl.
6. Выступление Г'.К. Куценко на заседании Совета по межнациональнымотношениям //В режиме видеоконференции состоялось заседание Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям: Комиссия по вопросам информационного сопровождения государственной национальной политики; 30 марта 202:1 г., Москва [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https:// sovetnational.ru/information-support/news/v-re zhime - v i d eoko n íer e n с í i - so s toy aI o s - za seda nie -so veta-pr i -prezidente- rf-po- mezhnacionainym-otnosheniyam.html
7. Выступление С. Кандыбйвича на заседании Совета по межнациональным отношениям // В режиме видаййонференции состоялось заседание Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям: Комиссия но вопросам информационного сопровождения государственной национальной политики; 30 марта 202:1 г., Москва [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https:// sovetnational.ru/information-support/news/v-
rezhime-videokonferencii-sostoyaios-zasedame-so veta-pr i -prezidente- rf-po- mezhnacionainym-otnosheniyam.html
8. Выступление С Кравцова на заседании Совета по межнациональным отношениям// В режиме видеоконференции состоялось заседание Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям: Комиссия ¡то вопросам информационного сопровождения государственной национальной политики; 30 марта 2021 г., Москва [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https:// sovetnational.ru/information-support/news/v-rezhime-videokonferencii-sostoyaios-zasedame-so veta-pr i -prezidente- rf-po- mezhnacionainym-otnos heniyam.html.
9. Выступление ЮА Петрова на заседании Совета по межнациональнымотношениям // В режиме видеоконференции состоялось заседание Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям: Комиссия по вопросам информационного сопровождения государственной национальной ш)ли гаки;зо марта 2021 г.,Москва [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// sovetnational.ru/infor mation-support / news/v-re zh i me - v i deoko n fer ene ii - so stoy al о s - zaseda n ie -soveta-pri-prezidente-rf-po- mezb nacional ny m-ot nos heniyam.h t ml.
Ю.Гриценко Г.Д. Национальная идентичность -фактор стабилизации или напряженности в по-лизтничном регионе// Социально-политические и исторшсо-культурные аспекты современной геополитический ситуации : материй1:ы ÍÍE Международной научно-практической конференции и круглого стола; 09-и апреля 2019 года, Сочи / отв. ред. В.Щ Бобылев. - Вып. 3.- М.: Перо, 2019.-С. 296-300.
п. Данакари P.A. Национальные общественные организации и их роль в формировании новой общероссийской идентичности// PrimoAspectu. 2017. - № 1(29). - С. 7-11.
13.Дробижева Л.М. Российская идентичность: поиски определения и динамика распространения // Социологические исследования. - 2020.-№ 8, - С.37-50.
ТЗ.О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года // Указ Президента Российской Федерации от 6 декабря 2018 г. № 703 [Электронный ресурс]. - Режим доступ® http://docs.cntd.ru/ docu men t/9023873 60.
14.Совет при Президенте РФ по межнациональным отношениям // Комиссия по вопросам ин-фортцШмшого сопровождения государственной национальной политики [Электронный ресурс].
Режим доступа: Ettps://sovetnational.ru/SoveEfí