УДК 811.111: 378.147.88:004.9
А. В. Баластов
ПРАКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Использование информационных и мультимедиа-технологий в образовании способно коренным образом изменить существующую систему обучения иностранному языку. Уникальные возможности информационных технологий позволяют более качественно и быстро развивать умения и навыки более высокого уровня владения иностранным языком, включающие способность к рефлексии, сопоставлениям, синтезу и анализу, выявлению связей и нахождению путей решения комплексных проблем, планированию и групповому взаимодействию. Роль обучающего постепенно меняется: он перестает быть единственным источником знания и становится советчиком и помощником обучающихся в образовательном процессе. Обучающимся предоставляется возможность самостоятельно искать нужные знания в быстро меняющемся мире, для них требуется значительное количество индивидуальных стратегий обучения, которые позволили бы каждому из них стать активным участником учебного процесса.
Ключевые слова: информационные технологии, мультимедиа, самостоятельная работа, обучающиеся,
иностранный язык, обучение, информация, ШеЬСТ.
Понятие «самостоятельная работа» трактуется различными авторами по-разному. Различные трактовки зависят прежде всего от того, какое содержание вкладывается в слово «самостоятельный». В основном встречаются три значения этого понятия:
- обучающийся должен выполнять работу сам, без непосредственного участия обучающего;
- от обучающегося требуются самостоятельные мыслительные операции, самостоятельное ориентирование в учебном материале;
- выполнение работы строго не регламентировано, обучающемуся предоставляется свобода выбора содержания и способов выполнения задания.
В вузе обучающий лишь организует познавательную деятельность обучающихся. Обучающийся сам осуществляет познание. Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы. Эффект от самостоятельной работы обучающегося можно получить только тогда, когда она организуется и реализуется в учебно-воспитательном процессе в качестве целостной системы, пронизывающей все этапы обучения в вузе.
В процессе самостоятельной деятельности обучающийся должен научиться выделять основные познавательные задачи, выбирать способы их решения, выполнять операции контроля за правильностью решения поставленной задачи/задач, совершенствовать навыки реализации теоретических знаний. Формирование навыков и умений самостоятельной работы обучающегося может протекать как на сознательной, так и на бессознательной -интуитивной основе. Самостоятельная работа под руководством обучающего протекает в форме делового взаимодействия: обучающийся получает непосредственные указания, рекомендации об организации самостоятельной деятельности, а обуча-
ющий выполняет функцию управления через учет, контроль и коррекцию ошибочных действий.
Функциональное предназначение самостоятельной работы обучающихся в процессе практических занятий по овладению иностранным языком заключается в самостоятельном прочтении, просмотре, прослушивании, наблюдении, осмыслении, запоминании и воспроизведении определенной информации на иностранном языке (в нашем конкретном случае имеется в виду английский язык). Цель и планирование самостоятельной работы обычно определяет сам обучающийся.
В настоящее время в вузах существуют две общепринятые формы самостоятельной работы. Традиционная, т. е. собственно самостоятельная, работа обучающихся, выполняемая самостоятельно в произвольном режиме времени в удобные для них часы, часто вне аудитории, а когда того требует специфика дисциплины, в лаборатории или компьютерном классе. Другой вид самостоятельной работы - аудиторная, под контролем обучающего, у которого в ходе выполнения задания можно получить пояснения. Организационная структура занятия позволяет увеличить время самостоятельной работы обучающихся, а это способствует обучению приемам самостоятельной работы, самоконтролю и самоанализу, развитию познавательной самостоятельности и творческих способностей обучающихся.
Для понимания роли информационных технологий в вузе необходимо рассмотреть суть данного понятия.
«Информационные технологии - это совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами и способ сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте».
Информационная технология - это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (видеографические, текстовые, аудиальные и сам «технический носитель» - в данном случае это персональный компьютер) для работы с информацией.
Под средствами информационных технологий понимаются программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке и передаче информации.
Компьютерные технологии - это вспомогательные средства в процессе обучения, так как передача информации - это не передача знаний [1].
В зарубежной практике принята следующая классификация компьютерных технологий обучения:
программное обучение обеспечивает реализацию механизма с помощью соответствующих компьютерных программ;
изучение с помощью персонального компьютера: самостоятельная работа по изучению нового материала с помощью различных средств;
изучение на базе персонального компьютера: использование программных средств, обеспечивающих эффективную самостоятельную работу обучаемых;
обучение на базе персонального компьютера: всевозможные формы передачи знаний обучаемым;
оценивание с помощью персонального компьютера: передача знаний при наличии специальной системы оценки качества усвоения знаний;
компьютерные коммуникации: программные
средства информационных технологий обучения и образовательных технологий выстраиваются в качестве подсистем.
Основным потенциалом современных компьютеров являются: во-первых, огромные возможности глобальной сети Шете!; во-вторых, прикладное программное обеспечение, в нашем случае это платформа WebCT. Необходимо рассмотреть свойства Шете!:
источник различного рода информации (знаний), способствующий расширению информационного поля. Он дает возможность для самообразования и приобретения новой информации;
возможность быстро и качественно обмениваться информацией между обучающимися посредством гиперссылок, е-шаП, Web-блогов, специализированных чатов, форумов [2].
Таким образом, применение новых информационных технологий в обучении иностранным языкам
имеет два основных аспекта: компьютер как предмет изучения и как средство обучения. Эти аспекты тесно взаимосвязаны в процессе обучения, так как любое общение с компьютером предполагает то и другое, хотя мы склоняемся к тому, что компьютер -это скорее средство, чем предмет изучения.
Применение информационных технологий при обучении иностранным языкам оправданно тогда, когда они эффективны, т. е. позволяют при одних и тех же затратах субъектов образовательного процесса получать более высокий практический образовательный результат или получать тот же результат при меньших затратах субъектов образовательного процесса.
В настоящее время формы взаимодействия человека с компьютером стали составной частью образования. Персональный компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения иностранному языку: при введении, например, нового лексического материала, закреплении уже пройденного грамматического материала, повторении и в текущем/итоговом контроле. При этом он берет на себя (частично либо полностью) различные функции: обучающего, прикладного инструмента, объекта обучения. Например в функции обучающего компьютер представляет собой некий источник учебной информации (частично или полностью заменяющий обучающего), наглядное пособие (качественно нового уровня со всеми возможностями мультимедиа, а также с возможностями Шете!), индивидуальное информационное пространство и, самой важное, средство диагностики и контроля. В функции прикладного инструмента компьютер выступает как средство подготовки информации и ее наглядной демонстрации [3]. Функцию объекта обучения компьютер выполняет во время:
- подготовки обучающих программ,
- создания программных продуктов,
- применения различных информационных сред.
Применение информационных технологий не
только активизирует познавательную деятельность обучающихся, но и создает условия для индивидуальной работы обучающего с каждым обучающимся на занятии, что в должной мере не обеспечивается при традиционной системе обучения. Каждый обучающий знает, как трудно добиться, чтобы все обучающиеся регулярно выполняли все задания, трудно вести занятие, если не все готовы к нему; знает, что более сильному необходимы задания, соответствующие его уровню развития, чтобы продвигаться дальше, в то время как более слабые обучающиеся требуют к себе постоянного внимания, чтобы как-то подтянуть их до уровня средних. Постепенно происходит ориентация на «среднего обучающегося»: происходит усреднение, выравни-
вание сильных. Технологии Internet, а конкретно платформа WebCT (Web Course Tools) и созданные на ее основе лабораторные работы позволяют каждому обучающемуся работать самостоятельно, в индивидуальном темпе, который соответствует его индивидуальным психологическим особенностям, при аудировании, чтении, письме, выполнении прочих практических заданий. При традиционной системе обучения обучающий дает обучающимся дифференцированные задачи, распределяя их между обучающимися на основе своей субъективной оценки их возможностей. Объем и трудности заданий увеличиваются от уровня к уровню. Главным при выполнении подобных заданий в лабораторных работах является включение механизмов саморегуляции. Обучающиеся начинают с начального уровня, а затем каждый из них сам решает, стоит ли ему/ей после выполнения минимального количества заданий (например, достаточно сделать лабораторную работу на 60 %), переходить к выполнению заданий следующего уровня для получения более высоких баллов. Время для выполнения заданий у всех одинаковое, но каждый обучающийся продвигается от уровня к уровню со своей скоростью. Главным достоинством подобных заданий является полная занятость всех обучающихся, самостоятельно переходящих от уровня к уровню.
Сегодня различные средства мультимедиа-технологий расширяют возможности обучающего, оптимизируют изучение иностранных языков, делают его увлекательным процессом открытия неизведанного мира иностранного языка и иноязычной культуры. Использование мультимедиа-ресурсов в преподавании иностранных языков имеет следующий ряд достоинств:
- создается более естественная атмосфера для общения;
- данные технологии позволяют работать практически со всеми видами информации (например графической, видеографической, текстовой, ауди-альной);
- по ходу работы обучающиеся могут возвращаться к пройденному материалу (например, при помощи гиперссылок) и предыдущим заданиям или идти вперед, не ожидая когда остальные доделают задания.
Дидактические свойства мультимедиа базируются на двух важнейших функциях - информационной и коммуникативной (тексто-графическая презентация информации, визуальная информация, аудиальная презентация информации, получение и передача информации, хранение информации, классификация и структурирование информации). Обучение с применением информационных технологий требует личностно ориентированного подхода. Этот подход базируется на выработке
критического и творческого видов мышления, которые можно формировать при наличии ситуативно-проблемной подачи материала, поиска необходимой информации, сравнения сходных и противоположных точек зрения на проблему/трудность, поиска оптимального или эффективного решения задачи и т. д. Дидактические задачи могут быть решены отбором и организацией материала, его классификацией и структуризацией, отбором методов, соответствующих поставленной задаче, организационных форм обучения, форм контроля и оценки изученного материала [4].
Самостоятельная работа обучающихся организована при помощи платформы WebCT. Весь информационно-образовательный ресурс, поддерживаемый WebCT, размещен на основном рабочем сервере. WebCT предоставляет возможность разместить теоретический (например грамматических правил) материал, содержащий не только текстовую информацию, гиперссылки, но и графические, видеографические, а также аудиоматериалы. В процессе создания информационно-образовательного ресурса учитывались все требования, предъявляемые к его содержанию, дизайну и техническим характеристикам:
- достоверность информации и фактов,
- систематичность обновления материала,
- актуальность,
- соответствие уровню владения иностранным языком обучающихся,
- четкость в структурировании и подаче материала,
- максимальная реализация возможностей мультимедиа-средств,
- удобная навигация.
Можно прийти к заключению, что мультимедиа и предлагаемая платформа WebCT - это некий легкодоступный универсальный путь, который позволит решить большинство стоящих перед нами задач, но это, конечно же, не так. Первым аргументом служит факт наличия соответствующих ресурсов и навыков, необходимых для эффективной работы. Составителям следует отбирать только те фрагменты мультимедиа, которые соответствуют задачам обучения. Го -раздо более эффективным будет использование в инструкционных материалах одного, но хорошо выполненного фрагмента, чем применение плохо выполненного мультимедиа-обеспечения [5].
По определению среда обучения всегда является неизведанным комплексным пространством. Следует использовать мультимедиа, чтобы помочь обучающимся найти пути решения задачи. Если для этого требуется использование множественной мультимедиа и сложного содержания, предлагается использовать все возможности - как программные, так и дизайнерского плана для концентра-
ции внимания обучающегося на наиболее важной информации. Логичные и последовательные элементы навигации позволят четко понять, каков должен быть следующий шаг. Необходимо помочь обучающемуся определить, как сделать выбор, не ограничивая его возможностей до тех пор, пока это не станет необходимым. Пошаговая, строго огра-
ниченная навигация, например, может в большей степени вызвать у обучаемого чувство отторжения, чем обучения, с отсутствием контроля полученных знаний. Создание электронного образовательного ресурса предполагает личный креативный подход обучающего, а также требует особых, пусть и небольших технических знаний.
Список литературы
1. Масяйкина Е. А. Информационно-образовательная среда как фактор развития информационной компетентности будущих педагогов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2006. Вып. 10. С. 22-24.
2. Титова С. В. Ресурсы и службы Интернета в преподавании иностранных языков. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003.
3. Клишин А. П., Стась А. Н. Оболочка для создания и использования компьютерных тестов // Математическое моделирование. 2002.
Т. 14. № 9. С. 24-26.
4. Богомолов А. Модели виртуальной среды обучения иностранному языку // Высшее образование в России. 2008. № 7.
5. Горисев С. А., Ситникова О. В. WebCT для начинающего: инструменты коммуникаций, обучения, оценки знаний для студентов и препо-
давателей. Томск: Изд-во ТПУ, 2007.
Баластов А. В., ст. преподаватель.
Томский политехнический университет.
Пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 24.10.2011.
A. V Balastov
PRACTICAL APPROACH IN ORGANIZATION OF THE SELF-STUDY IN THE FOREIGN LANGUAGE WITH THE HELP OF IT
The use of IT and multimedia in education can fundamentally change the present system of the foreign language learning. Unique possibilities of the IT can let us faster and more intensely develop skills of much more proficient foreign l-ge level of communication, which includes the ability to reflection, comparison, synthesis and analyses, find connections between phenomenon and any possible ways of solving complex problems, including planning and intergroup interaction. The role of a tutor is gradually changing: this person is no more the only source of knowledge; he or she becomes an advisor or helper in the process of education. There appear to be a real possibility for the learners to get any necessary knowledge by themselves in self-study, in our rapidly changing world, the need of more individualized educational strategies which could let them be the active member of the educational process.
Key words: IT, multimedia, self-study, learners, foreign l-ge, education, data, WebCT.
Tomsk Polytechnic University.
Pr. Lenina, 30, Tomsk, Russia, 634050.
E-mail: [email protected]