УДК 811.111:378.662.168:004
А. В. Баластов
ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОМУ ОБЩЕНИЮ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ НЕЛИНГВИСТИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Рассматривается проблема профессионально ориентированного обучения иностранному языку преподавателей нелингвистических специальностей, а также феномен «мультимедиа», который может выступать в качестве дидактического средства, способствующего более быстрому и качественному, по сравнению с традиционными средствами, обучению иноязычному профессионально ориентированному общению.
Ключевые слова: информационные технологии, мультимедиа, взрослые обучающиеся, английский язык, обучение, профессионально-ориентированное общение.
Одна из основных трудностей в реализации информационных образовательных технологий для обучения иноязычному профессионально ориентированному общению преподавателей нелингвистических специальностей состоит в том, что, с одной стороны, еще недостаточно разработана психоло-го-педагогическая теория обучения и технология компьютерного обучения, а с другой - многие существующие положения педагогической психологии, андрагогики и дидактики не могут быть взяты за их основу. Отсюда вытекает необходимость разработки теоретических основ компьютерного обучения с применением средств мультимедиа.
Исходя из того, что в состав информационных образовательных технологий для обучения иноязычному профессионально ориентированному общению преподавателей нелингвистических специальностей должен входить комплекс средств, обеспечивающих системную интеграцию средств мультимедиа в образовательный процесс в вузе, мы проанализировали, какие дидактические возможности компьютера могут быть использованы для реализации самостоятельного обучения в вузе.
Анализ работ многих исследователей (например Э. Г. Азимова. Н. В. Клемешовой, И. П. Павловой, Е. С. Полат и др.) позволил сделать вывод, что оптимальная организация учебного процесса обучения иноязычному профессионально ориентированному общению преподавателей нелингвистических специальностей зависит от рационального использования обучающим дидактических возможностей компьютера при включении в учебный процесс мультимедиа программ, потенциала инфо-телекоммуникационных технологий, планирования, организации и управления самостоятельной работой обучающихся.
Дидактические свойства технических средств обучения, в том числе и компьютера, подразделяются Е. С. Полат на технические, технологические качества объекта, подразумеваются его стороны, аспекты, которые могут быть использованы в процессе обучения иноязычному профессионально
ориентированному общению преподавателей нелингвистических специальностей, будучи информационными технологиями, по самой своей сути несут огромный дидактический потенциал, предлагая «расширение интеллектуальной потенции человека на основе овладения информацией и превращая ее в знание» [1, с. 50].
Необходимо отметить тот факт, что компьютер по сути своей представляет собой инструмент для переработки информации, позволяет ускорять и развивать процессы обработки и дальнейшего предоставления данных в той либо иной форме. Основными характеристиками компьютера как ТСО можно назвать следующие:
- значительный объем памяти (как оперативной, так и долговременной);
- высокое быстродействие;
- способность получать информацию извне, обрабатывать ее, а также передавать на другие устройства;
- возможность работы с разнообразными формами информации (текстовым рядом, графическими изображениями, видео и звуковым рядом);
- наличие обратной связи.
Многие специалисты (В. Я. Ляудис, О. К. Тихомиров и др.) полагают, что компьютер позволит осуществить качественные изменения и в системе образования, включая и обучение иноязычному профессионально ориентированному общению преподавателей нелингвистических специальностей. Подобные утверждения не лишены оснований, поскольку базируются на знании специфики компьютера как одного из новейших типов технических средств обучения.
Исследование Е. Л. Калер позволило нам выделить критерии пригодности технических средств обучения (за исключением компьютеров) и контроля для использования на занятиях по иностранному языку. Они должны были:
- способствовать повышению производительности труда и эффективности учебного процесса в вузе;
- обеспечивать немедленное и постоянное подкрепление правильности действий каждого обучающегося;
- повышать сознательность и интерес к обучению иноязычному профессионально ориентированному общению;
- обеспечивать незамедлительную обратную связь и контроль выполняемых действий всех обучающихся.
Анализ литературы по практическому использованию мультимедиа в российских и зарубежных вузах позволяет говорить о дисбалансе между той степенью интенсивности, которая характерна для внедрения нового компьютерного дидактического средства в учебный процесс, и недостаточными темпами осмысления этого процесса специалиста-ми-теоретиками. Иными словами, существует противоречие между сложившейся в педагогической науке потребностью в использовании потенциала мультимедиа и состоянием в реальной практике, где эта потребность не находит удовлетворения.
Проблема использования ТСО с применением мультимедиа в учебном процессе высшей школы достаточно нова как для отечественной психологопедагогической науки, так и зарубежной. В основном исследовалась роль мультимедиа с точки зрения его возможностей при формировании навыков и умений. Следует отметить, что в педагогической науке и особенно в практике российского вузовского преподавания наблюдается недооценка возможностей компьютерных средств обучения, в том числе и мультимедиа. Связано это прежде всего со сложностью и недостаточной разработанностью в теории самого понятия мультимедиа как дидактического средства.
Технология мультимедиа (от англ. multi - много и media - среда) рассматривается нами как информационная технология обучения, интегрирующая аудиовизуальную информацию нескольких сред (текст, видео, аудио, графика, анимация и др.), реализующая интерактивный диалог обучающегося с системой и разнообразные формы самостоятельной деятельности. При этом, как показали исследования, эффективность восприятия материала резко возрастает и, соответственно, в несколько раз возрастает эффективность обучения иноязычному профессионально ориентированному общению преподавателей нелингвистических специальностей.
Однако не следует забывать, что обычный учебник был и еще долгое время останется основным «орудием» обучающегося. Большинство текстовой информации значительно удобнее изучать в напечатанном виде, чем на экране монитора. Поэтому при создании электронного пособия или учебника следует задаться вопросом, целесообразно ли создавать электронный вариант учебника, если уже
есть обычный. При этом нужно использовать весь арсенал технологических средств, предоставляемых современными информационными коммуникационными технологиями, в частности мультимедиа. Мультимедиа-пособие будет эффективно, когда оно:
- представляет хорошо структурированную информацию по выбранному предмету или курсу;
- включает возможность копирования выбранной информации, ее редактирования в блокноте и распечатки без выхода из самого учебника;
- сопровождает дополнительной аудио- и видеоинформацией те разделы курса, которые трудно понять в текстовом изложении;
- не просто выводит текстовую информацию на экран, но и рассказывает, показывает, моделирует и т. д. - именно здесь проявляются возможности и преимущества мультимедиа-технологий (принцип наглядности и доступности);
- обеспечивает практически мгновенную обратную связь (свойство интерактивности);
- существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым ссылкам;
- позволяет быстро, но в темпе, наиболее подходящем для конкретного индивидуума, проверить знания по определенному разделу (принцип индивидуализации обучения);
- может обновить необходимую учебную информацию, например, с помощью Интернет (принцип актуализации информации).
Завершая описание технических возможностей мультимедиа, нельзя не остановиться на такой неоднократно уже упоминавшейся черте данного компьютерного дидактического средства, как интерактивность. Под этим термином понимается возможность программы изменять свое поведение под влиянием действий, совершаемых обучающимся.
К интерактивным исследователи относят компьютерные дидактические средства, так как только при их использовании в учебном процессе происходит взаимодействие между обучающимися и дидактическим средством.
Мы полагаем, что роль интерактивности компьютерных дидактических средств для учебного процесса нельзя недооценивать. Интеракция является неотъемлемой чертой, присущей учебному процессу как прежде всего диалогу «обучающий-обучающийся». Учебная среда представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, направленных на достижение определенной учебной цели, и эффективность учебного процесса в целом зависит от участия в этом процессе каждого звена. Следовательно, взаимодействие на уровне «обучающийся-компьютер» может способствовать интерактивной целостности всего учебного процесса.
По мнению многих исследователей, мультимедиа, органически сочетая в себе как зрительные, так и слуховые анализаторы средствами текстовой информации, графики, анимации, цвета и звука, оказывает благоприятное влияние на учебный процесс.
Термин «мультимедиа» А. В. Осин переводит как «множество сред», т. е. разнообразие форм представления информации: видеоряд, аудиоряд, текстовая информация, графика [2, с. 78-74]. Анализ научно-практической литературы показал, что видеоряд обучающих мультимедиа-программ, используемых в учебном процессе, воспроизводит явления и процессы, связанные с предметным миром, а также иллюстрирует теоретические понятия и идеи. Они отмечают также, что содержание программ определяется содержанием изучаемого предмета и может предъявляться на уровне наблюдения или на практическом уровне в виде инструктивных указаний и пояснений того или иного практического действия, которое необходимо произвести обучающимся. При визуализации материала на теоретическом уровне в мультимедиа-программах понятия и законы теории трансформируются в зрительно наблюдаемые и наглядные модели.
Таким образом, с помощью мультимедиа-программ появляется возможность представлять учебный материал на всех его уровнях, объединяя абстрактность теоретического знания с конкретикой и предметностью практического и предъявляя те или иные его формы в соответствии с учебными целями. Нам представляется, что эта особенность мультимедиа особенно важна в ситуации послеву-
зовского обучения, когда преподавателям нелингвистических специальностей приходится за короткий срок освоить значительные объемы информации при обучении иноязычному профессионально ориентированному общению. Следовательно, мультимедиа может выступать в качестве дидактического средства, способствующего усвоению обучающимися содержания послевузовского образования. Однако нельзя забывать, что дидактическое средство, взятое в отдельности, не помогает достижению тех или иных педагогических целей. Его использование должно осуществляться в рамках учебной ситуации [3, с. 169].
Тем не менее, по мнению зарубежных исследователей (J. R. Hope, J. Higgins), наглядное представление знания является эффективным только тогда, когда обучающиеся обеспечены внешними средствами, действительно необходимыми им для выполнения соответствующих когнитивных операций [4, 5]. Иными словами, как справедливо указывает Л. Иссинг, мультимедиа оправдана и эффективна там, где она снижает или устраняет когнитивный дефицит обучающегося. С этой точки зрения многие исследователи рассматривают мультимедиа как «дополняющее» средство и подчеркивают, что такого рода внешняя информация должна вводиться в учебный контекст по мере возникновения в ней необходимости с тем, чтобы активизировать процесс усвоения знания. По результатам своих исследований психологи Л. Иссинг и М. Ханнеман отмечают, что образная информация в качестве дополнения к текстовой лучше усваивается и ведет к более прочному запоминанию материала.
Список литературы
1. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Academia, 2001. 271 с.
2. Осин А. В. Мультимедиа в высшем образовании // Высшее образование в России. 2004. № 3. С. 78-84.
3. Баластов А. В. Практическое применение информационных технологий при обучении взрослых профессионально ориентированному иноязычному общению в условиях неязыкового вуза // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 4.
4. Higgins J., Johns T. Computers in Language Learning. L., 1994. 192 p.
5. Hope G. R., Taylor H. F., Pusack J. P. // Computergestutzter Fremdspracheminterricht. Langenscheidt KG. Berlin, 1995. 128 p.
Баластов А. В., ст. преподаватель.
Национальный исследовательский Томский политехнический университет .
Пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634034.
E-mail: Lexius@rambler.ru
Материал поступил в редакцию 15.03.2013.
A. V Balastov
THE PROBLEM OF IMPLEMENTING INFORMATION EDUCATIONAL TECHNOLOGIES FOR TRAINING FOREIGN LANGUAGE PROFESSIONALLY ORIENTED COMMUNICATION OF THE LECTURERS OF NONLINGUISTIC EDUCATION PROGRAMMES
We consider the problem of professionally oriented training foreign language of the non-linguistic specialties lecturers as well as the phenomenon of “multimedia,” that can act as didactic means, facilitating faster and higher quality than the traditional means of teaching foreign language professionally oriented communication.
Key words: informational technology, multimedia, adult learners, the English language, training, professional-oriented communication.
National Research Tomsk Polytechnic University.
Pr. Lenina, 30, Tomsk, Russia, 634050.
E-mail: Lexius@rambler.ru