КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14574 УДК 372.8
Ханнанова-Фахрутдинова Л. Р. Практический опыт внедрения дидактических игр в подготовке бакалав-ров-конструкторов изделий легкой
промышленности в технологическом вузе // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 06. - ART 14574. -0,41 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14574.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
Ханнанова-Фахрутдинова Лилия Рафаилевна,
кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», г. Казань
Практический опыт внедрения дидактических игр в подготовке бакалавров-конструкторов изделий легкой промышленности
в технологическом вузе
Аннотация. В статье рассматривается практика внедрения дидактических игр в процессе подготовки бакалавров-конструкторов изделий легкой промышленности в условиях технологического вуза.
Ключевые слова: дидактическая игра, образование, инновации, конкурентоспособность, проектирование.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Образование как целенаправленный процесс обучения и воспитания человека в интересах личности, общества и государства является важнейшим генератором главного ресурса человечества, поскольку именно оно формирует новый качественный состав населения различных стран. Смена государственно-политического устройства и социально-экономического строя в России создала принципиально новую ситуацию в сфере высшего образования. За последние десятилетия высшее образование превратилось в источник стратегических ресурсов государства, в котором объединены достижения интеграции общественных, научных и производственных сил общества.
Образовательная деятельность высших учебных заведений России в настоящее время реализуется в следующих параллельно развивающихся процессах: реализация образовательных программ на основе двух принципиально различающихся поколений образовательных стандартов и изыскание образовательных технологий формирования компетенций, обеспечивающих профессиональную деятельность выпускников, соответствующую целям инновационного развития страны.
В последнее время конкурентная и экономическая роль образования стремительно возрастает, и в начале XXI века она стала составляющей для дальнейших перспектив развития человечества. Потребность современного рынка труда в специалистах легкой промышленности, способных эффективно действовать в условиях рыночной экономики, готовых к преобразованию производства, производственных, экономических и иных общественных отношений, участию в управлении, должна найти адекватное отражение в содержании профессиональной подготовки.
Система высшего образования развивается в настоящее время в контексте рыночных преобразований, поэтому становится возможным и необходимым применять к ее функционированию некоторые экономические категории, такие как «рынок», «товар», «спрос», «предложение», «конкуренция», «конкурентоспособность», «маркетинг», «мобильность».
Попробуем рассмотреть взаимосвязи этих понятий применительно к главному результату деятельности вузов - выпускнику, будущему специалисту.
Среди разнообразных потребностей рыночной экономики наиболее интересующими современное общество являются прежде всего потребности в интеллектуальном, культурном, физическом и нравственном развитии и самореализации личности,
r\j Л r\j
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал
ART 14574 УДК 372.8
Ханнанова-Фахрутдинова Л. Р. Практический опыт внедрения дидактических игр в подготовке бакалав-ров-конструкторов изделий легкой
промышленности в технологическом вузе // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 06. - ART 14574. -0,41 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14574.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
т. е. в компетентном и конкурентоспособном специалисте. Подготовка такого специалиста является основной задачей системы российского образования.
Так, по мнению А. В. Хуторского, «компетенция - это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [1].
Следует отметить, что указанные процессы осуществляются на фоне вступления России во Всемирную торговую организацию, что, с одной стороны, кардинально меняет степень автономности видов экономической деятельности, усиливая их ориентацию на внешний рынок, с другой стороны, требует существенной корректировки моделей профессиональной подготовки специалистов, образовательного процесса. Легкая промышленность является одной из немногих сфер экономической деятельности, изменения в которой происходят буквально ежесезонно. Соответственно, конкурентоспособность бакалавров - конструкторов новых образцов современной одежды определяется способностью принимать оптимальные решения в условиях большого количества факторов и неопределенности, готовностью руководствоваться требованиями эргономики, эстетики, прогрессивных технологий производств, умениями управлять и оперативно организовывать работу производственного коллектива.
Наибольшими прогностическими и технологическими возможностями в повышении качества подготовки в вузах, на наш взгляд, обладает деятельностная теория усвоения социального опыта.
Практически любая профессиональная деятельность осуществляется в кооперации с другими видами деятельности. Моделирование в игре таких процессов, как коммуникация и кооперация, дает возможность воссоздать межпрофессиональный и социально-психологический контекст той или иной профессиональной деятельности и тем самым формировать профессиональные умения.
Современный динамично меняющийся рынок труда предъявляет высокие требования к личным и профессиональным качествам специалистов разного уровня. Важно уметь быстро ориентироваться в обстановке, переключаться с одного вида деятельности на другой, оперативно включаться в решение профессиональных задач и выполнение профессиональных обязанностей, т. е. быть мобильным.
С каждым годом становится все более очевидным, что в XXI веке для России будут важны не природные ресурсы, а именно «человеческий капитал», уровень конкурентоспособности специалистов будет все более значимым и определяющим для развития фирм и организаций.
Так, В. И. Андреев считает, что учебная, научная, спортивная и профессиональная деятельность имеет свои специфические цели, ценности, содержание, формы, методы, средства и результаты. В контексте каждого из этих видов деятельности может происходить конкуренция, то есть борьба за лидерство, а может таковой и не быть. Иными словами, конкурентная деятельность всякий раз носит контекстный характер. Она осуществляется параллельно, но при условии, если поставлена задача победить своего соперника, конкурента и добиться максимально возможного результата и успеха [2].
Конкурентная деятельность всякий раз носит ситуативный характер, то есть она контекстно вписывается в любую деятельность, где осуществляется борьба за качество деятельности и лидерство.
IV О rw
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14574 УДК 372.8
Ханнанова-Фахрутдинова Л. Р. Практический опыт внедрения дидактических игр в подготовке бакалав-ров-конструкторов изделий легкой
промышленности в технологическом вузе // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 06. - ART 14574. -0,41 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14574.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
Понятие «конкурентоспособность» достаточно широко используется в теории и практике современного менеджмента.
Например, Р. А. Фахрутдинов дает определение: «конкурентоспособность -свойство объекта, характеризующееся степенью удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке» [3].
С учетом вышеперечисленного конкурентоспособная личность - это личность, для которой характерно стремление и способность к высокому качеству и эффективной деятельности, а также к лидерству в условиях состязательности, соперничества и напряженной борьбы со своими конкурентами [4].
Понятие конкурентоспособности специалиста, на наш взгляд, обладает достаточной степенью конструктивности и может быть положено в основу проектирования всей образовательной деятельности.
Наиболее прогностическими и технологическими возможностями в повышении конкурентоспособности подготовки в вузах, на наш взгляд, обладает деятельностная теория социального опыта (А. Н. Леонтьев, Л. В. Занков, П. Я. Гальперин, Д. Б. Элько-нин, В. В. Давыдов, Н. Ф. Талызина, И. Я. Зимняя и др.).
Одним из вариантов развития деятельностного подхода в вузах является игровая технология. Такой подход к процессу обучения требует переориентации дидактической системы с преимущественно информационного типа на обучение, позволяющее выявить и развивать познавательные и творческие способности студентов. Только такое обучение создает условия для формирования «самостоятельности», и в этом процессе совершенствуются волевые и профессиональные свойства личности, обеспечивающие самостоятельную, активную и профессиональную деятельность студентов [5].
По данным многочисленных исследований установлено, что процент усвоения информации в ходе игры составляет около 90%, в то время как традиционная лекционная подача материала дает лишь около 20%. Игровые методы обучения позволяют уменьшить время, отводимое на изучение учебного материала, на 30-50% при большем эффекте усвоения. Это особенно важно в условиях введения новых учебных дисциплин, расширения перечня специальностей с учетом развития промышленного производства и потребностей обучающихся.
В ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» накоплен большой опыт создания и применения игр в вузовском учебном процессе.
С точки зрения теории игрового обучения дидактическая игра не более чем один из видов учебных игр вообще. В отличие от других видов, она имеет комплексный характер, т. е. объединяет в себе черты соревновательной имитационной и ролевой игр [6].
Сущность дидактической игры как средства обучения состоит в ее способности служить целям обучения и воспитания, а также в том, что она переводит указанные цели в реальные результаты.
В рамках нашего исследования были спроектированы и внедрены соревновательная, ситуационная и технологическая игры (см. таблицу). При проектировании дидактических игр, направленных на формирование профессиональных компетенций специалистов легкой промышленности, нами были определены основополагающие свойства конкурентоспособности:
- четкость целей и ценностных ориентаций;
- трудолюбие;
IV 3 ^
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал
ART 14574 УДК 372.8
Ханнанова-Фахрутдинова Л. Р. Практический опыт внедрения дидактических игр в подготовке бакалав-ров-конструкторов изделий легкой
промышленности в технологическом вузе // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 06. - ART 14574. -0,41 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14574.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
- творческое отношение к делу;
- способность к риску;
- независимость;
- способность быть лидером;
- способность к непрерывному саморазвитию;
- способность к непрерывному профессиональному росту;
- стремление к высокому качеству конечного продукта;
- стрессоустойчивость.
Комплекс дидактических игр
Основные характеристики комплекса дидактических игр Тип дидактических игр
Соревновательная игра Технологическая игра Ситуационная игра
Профессиональные компетенции ПК-10, ПК-11, ПК-15 ПК-10, ПК-11, ПК-16 ПК-10, ПК 11, ПК-13
Имитация профессиональной деятельности специалиста Производственно-конструкторская и организационно-управленческая Производственно-конструкторская и организационно-управленческая Производственно-конструкторская и организационно-управленческая
Моделирование производственных отношений Специалист-специалист, специалист-менеджер Специалист-специалист, специалист-рабочий Специалист-специалист, специалист-рабочий
Воспроизведение способов решения профессиональных задач Эвристический, аналитический, творческий и диалоговый Эвристический, аналитический, творческий и диалоговый Эвристический, аналитический, творческий и диалоговый
Личностный смысл игры Мотивация Процесс Механизм
Развитие личностных качеств Четкость целей и ценностных ориентаций, лидерство, стрессоустойчивость, стремление к профессиональному росту и высокому качеству продукта своего труда Четкость целей и ценностных ориентаций, лидерство, стрессоустойчивость, стремление к профессиональному росту и высокому качеству продукта своего труда Творческое отношение к делу, стремление к непрерывному саморазвитию, стрессоустойчивость, творческое отношение к делу, трудолюбие
В структуре дидактической игры обычно предусматривают несколько стадий: подготовительный этап, вводную часть, собственно дидактическую игру, анализ результатов и подведение итогов игры.
Дидактические игры вводятся в учебный процесс как один из методов активного обучения. Особенность игр в том, что они организуются как совместная деятельность преподавателя и студентов. Сотрудничество в игре развивается как взаимодействие, при котором происходит переход от максимальной помощи преподавателя в решении учебных задач к последовательному нарастанию активности обучающихся, вплоть до полного саморегулирования действий и появления позиции партнерства. В силу этого на практике наиболее существенным моментом дидактической игры является сохранение ее своеобразия как игровой деятельности, в которой максимально проявляется самостоятельность, инициатива, активность и творчество как личные качества ее участника.
IV ^ rw
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14574 УДК 372.8
Ханнанова-Фахрутдинова Л. Р. Практический опыт внедрения дидактических игр в подготовке бакалав-ров-конструкторов изделий легкой
промышленности в технологическом вузе // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 06. - ART 14574. -0,41 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14574.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
При проектировании дидактических игр, направленных на развитие профессиональной деятельности и мышления бакалавра - конструктора изделий легкой промышленности, вузовскому преподавателю важно, с одной стороны, представить все элементы (цель, формы игры, способы включения в них студентов и др.) как единое целое, а с другой стороны, выявить главные звенья, оказывающие доминирующее воздействие на функционирование всей системы. Спроектированные дидактические игры представляют собой взаиморасположение таких элементов, как цель учебно-игровой деятельности, педагогические задачи, субъекты игры (преподаватель - студент), организационно-деятельностные составляющие дидактических игр, социально-педагогические условия успешности осуществления игровой учебной деятельности студентов и личностно-психологические условия развития профессиональной деятельности и мышления специалиста легкой промышленности.
В рамках дисциплины «Конструкторско-технологическая подготовка производства» в 2005-2012 годах, в соответствии с программой и учебно-тематическим планом, были проведены игры, направленные на готовность студентов к реализации профессиональных функций.
В ходе сбора информации в опросах приняло участие 215 человек очной и очно-заочной форм обучения (IV, V и VI курсов) факультета легкой промышленности и моды, факультета дизайна и программной инженерии Казанского государственного технологического университета.
Оценивая целесообразность применения игр в образовательном процессе университета, в большинстве своем студенты (94,4%) высказывались за использование их в учебном процессе. Так, 69% одобряет применение игр целиком, 25% одобряет частично, 6% студентов не стремятся и не понимают необходимости в такой форме учебной работы.
Рассуждая о степени участия преподавателя в подготовке и проведении игр, студенты видят преподавателя в следующих ролях: ведущего - 26%, участника наравне со студентами - 24%, арбитра - 22%, организатора - 21,3%, наблюдателя - 4,6%, болельщика - 2,1%. Характерно, что значительная часть опрошенных (75%) полагает, что преподавателю стоит доверять студентам подготовку и проведение игры.
При этом студенты хотели бы выполнять в дидактической игре разные по степени адекватности и самопроявления личности роли: руководителя - 22,5%, конструктора - 27%, технолога - 16%, художника - 22,2%, эксперта - 12,3%, в том числе 12,1% изъявили желание выступать в нескольких ролях: руководителя и эксперта. Как видно, игровые роли капитана и эксперта, в которых проявляются важные социально-коммуникативные качества личности, готова взять на себя значительная доля студентов [7].
Далее, с помощью методики О. Ф. Потемкиной проводилось диагностирование социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере. Состоит она из двух блоков, один из которых выявляет социально-психологические установки, направленные на «альтруизм - эгоизм», «процесс - результат», второй - социально-психологические установки, направленные на «свободу -власть», «труд - деньги». Цель ее проведения состоит в выявлении степени выраженности данных социально-психологических установок [8].
В основе анализа лежит сравнение групп, принимавших участие в дидактических играх (109 человек) и не принимавших (106 человек).
В группе, не принимавшей участие в дидактических играх, выражена ориентация на «альтруизм», «эгоизм» и «свободу». У участников дидактических игр мотивация
(V С rw
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал
ART 14574 УДК 372.8
Ханнанова-Фахрутдинова Л. Р. Практический опыт внедрения дидактических игр в подготовке бакалав-ров-конструкторов изделий легкой
промышленности в технологическом вузе // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 06. - ART 14574. -0,41 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14574.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
ориентирована на «процесс» и «власть», что для выпускника вуза далеко немаловажно. По мнению студентов, после окончания университета они имеют достаточный багаж знаний, уверенность в себе, потенциал и способность руководить, что даст, по их мнению, самореализацию. Поэтому стремление к власти здесь, скорее всего, нужно рассматривать как положительную характеристику.
При проведении дидактических игр также необходим анализ организаторских способностей студентов. С помощью методики Р. С. Немова выявления лидерских качеств личности было проведено диагностирование выделенных ранее групп [9].
Качества лидера у группы, принимавшей участие в игре, выше, чем у не игравшей группы. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что использование дидактических игр в учебном процессе способствует полному развитию у студентов качества лидера.
Реализация предложенных дидактических игр показывает, что игровая ситуация создает у студентов интерес к самой деятельности, ее содержательной стороне. Инновационной составляющей дидактических игр является создание основных закономерностей реализации профессиональной деятельности и профессионального мышления при совместном решении участками игры общих проблем. Участие студентов в играх позволяет усвоить не только предметное содержание учебной дисциплины, но и опыт социального поведения, адекватного будущей профессиональной деятельности бакалавра - конструктора изделий легкой промышленности.
Ссылки на источники
1. Хуторской А. В. Современная дидактика: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.
2. Андреев В. И. Конкурентология. Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. - Казань: Центр инновационных технологий, 2009. - 468 с.
3. Фахрутдинов Р. А. Инновационный менеджмент. - М.: Бизнес-школа, Интел-Синтез, 2000. - 573 с.
4. Андреев В. И. Указ. соч.
5. Сафин Р. С., Сучков В. Н. Новые технологии подготовки инженеров строительных специальностей: монография. - Казань: КГАСА, 2000. - 252 с.
6. Занько С. Ф., Тюнников Ю. С., Тюнникова С. М. Игра и учение. Теория, практика и перспективы игрового обучения: в 2 ч. - М., 1992. - 269 с.
7. Ханнанова-Фахрутдинова Л. Р., Хацринова О. Ю., Иванов В. Г. Проектирование и реализация дидактических игр в технологическом вузе: учеб. пособие. - Казань: КГТУ, 2008. - 108 с.
8. Немов Р. С. Практическая психология: пособие для учащихся. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 320 с.
9. Там же.
Liliya Hannanova-Fakhrutdinova,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, Kazan National Research Technological University, Kazan [email protected]
Practical experience in implementation the didactic games in training process of bachelors-constructors of light industry products in technological university
Abstract. The author discusses the practice of introducing the didactic games in training process of bachelors-constructors of light industry products in technological university.
Key words: didactic game, education, innovation, competitiveness, designing.
References
1. Hutorskoj, A.V. (2001) Sovremennaja didaktika: uchebnik dlja vuzov, Piter, St. Petersburg, 544 p. (in Russian).
2. Andreev, V.I. (2009) Konkurentologija. Uchebnyj kurs dlja tvorcheskogo samorazvitija konkurentosposob-nosti, Centr innovacionnyh tehnologij, Kazan', 468 p. (in Russian).
3. Fahrutdinov, R.A. (2000) Innovacionnyjmenedzhment, Biznes-shkola, Intel-Sintez, Moscow, 573 p. (in Russian).
4. Andreev, V.I. (2009) Op. cit.
5. Safin, R.S., Suchkov, V.N. (2000) Novye tehnologii podgotovki inzhenerov stroitel'nyh special'nostej: monografija, KGASA, Kazan', 252 p. (in Russian).
6 ~
КОНТ тнпт
научно-методический электронный журнал ART 14574 УДК 372.8
6.
7.
8.
9.
Ханнанова-Фахрутдинова Л. Р. Практический опыт внедрения дидактических игр в подготовке бакалав-ров-конструкторов изделий легкой
промышленности в технологическом вузе // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 06. - ART 14574. -0,41 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14574.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
Zan'ko, S.F., Tjunnikov, Ju.S., Tjunnikova, S.M. (1992) Igra i uchenie. Teorija, praktika i perspektivy igrovogo obuchenija: v 2 ch., Moscow, 269 p. (in Russian).
Hannanova-Fahrutdinova, L.R., Hacrinova, O.Ju., Ivanov, V.G. (2008) Proektirovanie i realizacija di-dakticheskih igr v tehnologicheskom vuze: ucheb. posobie, KGTU, Kazan', 108 p. (in Russian).
Nemov, R.S. (2002) Prakticheskaja psihologija: posobie dlja uchashhihsja, VLADOS, Moscow, 320 p. (in Russian).
Ibid.
Рекомендовано к публикации:
Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, профессором, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала ««Концепт»
(V Т rw