S0Ci0-EC0N0MiC DEVELOPMENT
Хайретдинова О. А. Khairetdinova О. А.
аспирант,
старший преподаватель кафедры «Туризм, гостиничный и ресторанный сервис» Института экономики и сервиса,
ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация
УДК 338.484.6
ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗРАБОТКИ КОМПЛЕКСНОЙ ТУРИСТСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
Данная статья посвящена актуальным инструментам и методам информационного обеспечения в туризме и их влиянию на развитие привлекательности туристического региона. В статье представлены результаты исследования информационного обеспечения туристов в городе Уфе. Предложено концептуальное решение организации комплексной информационной туристской системы.
Актуальность и практический аспект информационно-коммуникационных технологий в индустрии туризма и гостеприимства связаны с тем, что современные тенденции роста производительности в туристской отрасли напрямую зависят от ее информационно-коммуникационных возможностей и ресурсов. Актуальность темы статьи связана со значительным распространением исследуемого явления и заключается в необходимости разработки рекомендаций по совершенствованию работы в рассматриваемой области.
Информационные технологии на современном этапе развития оказывают значительное воздействие на многие сферы жизнедеятельности общества. Грамотная организация информационного пространства и использование современных информационно-коммуникаци-оннных технологий напрямую влияют на успех и востребованность деятельности различных субъектов общества. Индустрия туризма и гостеприимства в значительной степени зависит от уровня доступности и объективности информационного пространства. Эта тенденция обуславливается тем, что процесс принятия решения о потреблении услуг происходит зачастую заблаговременно и в отдалении от производственного центра.
Ключевые слова: информационные технологии в туризме, маркетинг территории, информационное обеспечение туристов, инструменты развития туристической привлекательности, региональный туризм, туристское ориентирование, информационно-навигационные системы, развитие туризма, брендинг территории, доступность туристской информации.
PRACTICAL ASPECT OF TOURISM INTEGRATED INFORMATION SYSTEM ELABORATION
This article is devoted to actual tools and methods of dataware support of tourism and its impact on the development of the research of dataware of the region. The article presents the results of the study provide information of tourists in the city of Ufa. The conceptual solution of complex informational tourist system organization is suggested.
The topicality and practical aspect of information and communication technologies in the sphere of tourism and hospitality are due to the fact that the modern trends of productivity growth in tourism industry directly depend on its information and communication capacities and resources. The topicality of article topic is concerned with a significant spread of the phenomenon under investigation and with the necessity of working out the recommendations to improve the work in this area.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Nowadays the information technologies influence significantly many spheres of society. Competent organization of information space and the use of information and communication technologies directly affects to the success and relevance of the activities of the different subjects in society. The tourism and hospitality industry depends largely on the level of accessibility and objectivity of the information space. This trend is caused by the fact that the decision-making process of consumption of services often takes place in advance and at a distance from the production center.
Key words: information technologies in tourism, marketing area, dataware for tourists, tools of the development of tourist attractiveness, regional tourism, tourist orientation, information and navigation systems, the development of tourism, branding territory, availability of tourist information.
Туристическая отрасль в информационном плане — чрезвычайно информационно насыщенная сфера. Мировой опыт показывает, что пренебрежение к совершенствованию технологий информационных процессов губительно для любого вида деятельности.
В условиях постоянного роста конкуренции регионов на внутреннем туристическом рынке России маркетинг любой территории, а именно такие маркетинговые категории, как бренд и имидж, имеют большое значение при сравнивании географических зон, находящихся в схожих условиях хозяйствования. В связи с этим все больше субъектов РФ целенаправленно занимаются продвижением своих территорий и формированием собственного бренда, которые обусловливают туристскую привлекательность местности [1].
Также важным фактором информационного продвижения локальных туристических рынков можно выделить рейтинговую оценку регионов по уровню туристской привлекательности, основанную на анализе туристических ресурсов и оценке потенциала, аттрактивности различных территорий. Подобные данные содержатся в информационных базах профильных государственных структур управления, частных агентств, занимающихся продвижением внутреннего туризма и доступны на их сайтах [2].
Тем не менее, нарастающая конкуренция по привлечению туристов потребовала от административно-территориальных образований новых методов и подходов. Одним из наиболее эффективных методов при этом стал брендинг региона как туристской территории [3]. В свою очередь, организация грамотного процесса брендинга, а именно соз-
дание четкого образа и формирование направления коммуникации, немыслима без построения оптимизированной информационной системы. Туризм и информация неразделимы:
• решение о поездке принимается на основе информации;
• сам тур в момент покупки — тоже только информация;
• информацией обмениваются постоянно все участники туррынка [4].
При формировании оптимизированной системы необходимо учитывать следующие основные источники туристской информации:
• эмпирические;
• коммерческие;
• публичные;
• персональные, которые формируются на основании обозначенных источников с применением личных оценок лояльности и заинтересованности [5].
Основные ресурсы и носители туристской информации:
• традиционные печатные издания: путеводители, карты, тематические издания, фотоальбомы, туристские каталоги, рекламные баннеры и статьи в профильных изданиях;
• виртуальные ресурсы: обзорные и тематические интернет-порталы, мобильные приложения-гиды, геоинформационные системы, сообщества в социальных сетях, контекстная и таргетинговая реклама в сети Интернет;
• наружные информационные носители: справочные и имиджевые стенды и баннеры;
• аудиовизуальные материалы: полнометражные и короткометражные фильмы, видеоряды, сериалы и клипы, содержащие
S0Ci0-EC0N0MiC DEVELOPMENT
информацию об историко-культурном и природно-рекреационном потенциале территории;
• эксперты: гиды и экскурсоводы, сопровождающие туриста в период путешествия;
• местные жители.
При формировании информационной структуры системы стоит учитывать тот факт, что не все вышеперечисленные источники и ресурсы поддаются прямому воздействию; источники и ресурсы, основывающиеся на личной оценке и опыте, возможно контролировать и развивать лишь косвенно, используя те же методы и ресурсы, что и для туристов.
Основные преимущества создания информационной системы туристического центра или региона:
• развитие бренда и создание узнаваемого образа территории в удаленном доступе;
• обеспечение доступности, дружелюбности среды обитания и комфортной жизнедеятельности туристов в период путешествия;
• стимулирование вторичного туристского спроса на дополнительные товары и услуги в период путешествия;
• распространение информации об уникальности историко-культурного наследия территории за пределы региона;
• анализ востребованных направлений туристического спроса и активности;
• установление канала обратной связи с целью выявления пожеланий туристов и информационного обеспечения в период после путешествия.
Кратко перечислим основные проблемы, возникающие при отсутствии комплексно-системного подхода формирования информационного пространства региона:
1. В ряде случаев источник дает не всю информацию, а какую-то ее часть. При этом непонятно, где и как можно найти недостающий фрагмент;
2. Часть информации, особенно в некоторых СМИ и в Интернет-ресурсах, представляется сомнительной, а в ряде случаях и ложной. Тем не менее, других источников может не быть, и тогда приходится либо учи-
тывать такую информацию, либо отказываться от нее;
3. Одни источники противоречат другим, причем нельзя однозначно определить достоверный источник;
4. Информация слишком подробна, и на выделение из нее необходимой части туристу приходится прикладывать значительные усилия или вовсе отказаться от нее;
5. Информация из неоптимизированных источников поступает в отличном друг от друга виде, объеме и функциональной значимости, что препятствует освоению ее туристами. Достаточно сложно организовать унификацию такой информации для дальнейшего хранения и использования в ходе путешествия.
Проблеме туристского информационного пространства Республики Башкортостан на кафедре «Туризм, гостиничный и ресторанный сервис» Института экономики и сервиса Уфимского государственного нефтяного технического университета уделяется особое значение [6-11]. Недостаточный уровень развития информационного пространства в сфере социально-культурного сервиса в Уфе негативно сказывается на развитии имиджа города как историко-культурного центра среди туристов и местных жителей.
В октябре 2014 года в студенческом научно-исследовательском сообществе «Клуб экскурсий и путешествий» кафедры «Туризм и гостеприимство» под руководством аспиранта и ассистента Хайретдиновой О.А. началась работа над проектом туристской информационной системы города Уфы под рабочим названием «iUfa». Для разработки и реализации проекта была сформирована инициативно-экспертная группа, в которую вошли преподаватели и студенты направлений подготовки «Туризм» и «Гостиничное дело».
Цель проекта — создание современной и доступной информационно-справочной системы туристского ориентирования и сопровождения в городе Уфе.
В основу исследования целевой аудитории были заложены следующие параметры: цель поездки и средний срок пребывания в Уфе; предпочтения использования информационных ресурсов. На основании полученных
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
данных сформированы следующие целевые группы аудитории и определены их потребительские ценности информационных ресурсов (рисунок 1).
Исследования информационной доступности туробъектов были проведены в ноябре 2014 года, и были выявлены следующие тенденции:
1. в активных зонах туристического спроса города Уфы выявлено наличие дефицита путеводителей по городу и карт местности;
2. на территориях крупных транспортных узлов также выявлено отсутствие наглядных и персональных ресурсов навигации и ориентирования в Уфе;
3. анализ качества мобильных приложений, адаптированных к запросам туристов, и отзывов показал, что пользователям не хватает расширенных сервисов и многофункциональности приложений (на момент публикации статьи на официальных площадках зарегистрировано следующее количество приложений, соответствующих параметрам анализа:GooglePlay — 8, AppStore — 5,WmdowsPhoneMarket — 3);
4. анализ активности ключевых запросов основных поисковых сервисов рунета за три месяца («достопримечательности Уфы», «история Уфы», «гостиницы Уфы», «что посмотреть в Уфе», «путеводитель по Уфе»,
«туристическая карта Уфы» и т.д.) показал динамику роста в среднем в 0,78 %. Среднее количество целевых пользователей в месяц составляет 6 426,2 чел.: запросы с территории РФ — 98 %: из них ПФО — 87 %: Республика Башкортостан — 82 %: Уфа — 65 %; ЦФО — 5 %: Москва — 4 %; УрФО — 2,9 %; СЗФО — 1,1 %; СибФО — 1 %; ЮФО, СКФО, ДФО, КрымФО — 3 %.
В соответствии с потребностями основных целевых групп сформирована модель информационной системы, в которую вошли следующие основные инструменты: виртуальные носители: информационной портал в сети Интернет, приложение для смартфонов «Мобильный гид», фото- и видеоматериалы; традиционные печатные носители: информационная карта города, путеводитель для туристов (развернутая версия) и мини-путеводитель (краткая информация о городе и основных объектах), тематические иллюстрационные издания о культуре, истории и современности города.
На сегодняшний день, в соответствии с планом реализации, начата работа по структурированию и разработке стартового портфеля инструментов для апробации системы «ШТа» на информационном пространстве города Уфы: в заключительной стадии разработки находится туристическая карта города; ведется активная работа по сбору и
цель поездки ик срок пребывания
знакомство с историеи и культурой города, поездка более 3-х суток
осмотр
достопримечательностей и посещение культурно-развлекательных учреждений, средний срок - 2,3 суток
основная цель - бизнес, дополнительная - краткое знакомство с городом, средний срок -1,5 суток
подробная информация
об истории и культурных объектах, развлекательных
учреждениях, географические и социально-демографиче ские сведения
информация об основных достпримечательностях города, развлекательных учреждениях, географические сведения
географические сведения, краткая
информация о городе, справка о сервисных службах
проектирование
маршрутов и информационное сопровождение в режиме реального времени, подробная информация об объектах СКСТ в городе
сервисы навигации, бронировния гостиниц, заказа такси и доставки
еды, информация об основных культурных и исторических достопримечательностях, развлекательных центрах
сервисы навигации, бронировния гостиниц, заказа такси и доставки еды, географические
сведения, краткая информация о городе
подробная и наглядная информация об истории, достопримечательностя
х и культурной жизни города, оформленнная с использованием эксклюзивных фотоматериалов
фотоальбомы и тематические
издания, посвященные определенным направлениям истории и культуре города
иллюстрационные и необъемные издания, содержащие краткую информацию о городе
пользователи традиционных информационных ресурсов
активные пользователи виртуальных ресурсов
потребители сувенирных и эксклюзивных ресурсов
предпочтения информационных ресурсов
Рисунок 1. Основные целевые сегменты аудитории и их потребительские ценности
Socio-EcoNoMic DEVELopMENT
обработке информации, структурированию MVP-ресурсов (демо-версии сайта, мобильного гида и мини-путеводителя с минимальным набором функций и сервисов), а также технико-экономическому и инвестиционному обоснованию проекта.
Вывод
С учетом широкого диапазона источников информации задача субъектов туристического рынка состоит в том, чтобы сделать сведения о себе и предлагаемых услугах как можно более доступными, объективными и привлекательными для потенциальных клиентов. Для этого необходимо использование комплексного подхода формирования инфор-
мационной среды, а именно создание оптимизированной системы ресурсов с учетом требований различных целевых потребительских сегментов. Для того чтобы разработать конкурентоспособную информационную систему, необходимо планировать ее создание. Процесс проектирования должен начинаться с оценки текущей ситуации, определения миссии информационной системы, интенсивности использования информации, пользователей, оценки среды организации, места на рынке, ее сильных и слабых сторон, выработки стратегии, которая должна лечь в основу бизнес-плана по созданию информационной системы.
Список литературы
1. Важенина И.С. Имидж и репутация территории // Региональная экономика. 2006. № 23. С. 2-12.
2. Валиев М.Ш. Анализ и оценка инфраструктурного развития внутреннего регионального туризма // Вестник Томского государственного университета. Томск, ТГУ, 2008. С. 79.
3. Шалыгина Н.П., Селюков М.В., Курач Е.В. О роли брендинга в формировании туристской привлекательности региона // Фундаментальные исследования. 2013. № 8. С. 1165-1168.
4. Михеева Д. Информационные технологии в туризме: реферат [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. webstarstudio.com/train/tr155.htm (дата обращения: 15.12.2014).
5. Источники информации при принятии решений о приобретении туристских услуг: статья [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.maxtourismalldesc.ru/ ригЛа/53.Ыт1 (дата обращения: 21.12.2014).
6. Матвеева Л.Д., Лебедев А.И. Создание республиканской туристической информационной системы и ее роль в формировании имиджа Республики Башкортостан // Вестник УГАЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2012. № 2 (2). С. 37-41.
7. Усманов И.Ю., Матвеева Л.Д., Лебедев А.И. Предложения по реформированию санаторно-курортного комплекса Башкортостана
в рамках развития индустрии туризма и гостеприимства // Наука сегодня: теория и практика: сб. науч. тр. Междунар. заоч. науч.-практ. конф. / Уфимский государственный нефтяной технический университет. Уфа: УГУЭС, 2015. С. 145-148.
8. Усманов И.Ю., Солодилова Н.З., Винкельман Д.А., Гончаров А.С., Лебедев А.И., Шайбакова Э.Р., Абдрахманова З.Р., Матвеева Л.Д. Культурные ландшафты Уфы и туристическая привлекательность города // Вестник академии наук Республики Башкортостан. 2014. Т. 19. № 4. С. 64-70.
9. Величко И.А. Системный подход в сфере регионального туризма // Теоретико-методологические проблемы естественнонаучных методов в гуманитарных науках: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Уфа: ООО «Аэтерна», 2014. С. 552-556.
10. Салишева Э.Г. Формирование организационно-экономического механизма стимулирования развития туризма в Республике Башкортостан // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2011. № 127. С. 91-93.
11. Дегтярев А.Н., Усманов И.Ю., Лебедев А.И. и др. Республиканская информационная система «Туристский навигатор Башкортостана» // Инновационный потенциал туризма на Южном Урале: науч. тр. форума «Инновационный потенциал туризма и сервиса. 2010». Уфа: УГАЭС, 2010. С. 34.
References
1. Vazhenina I.S. The Image and Reputation of the Territory // Regional Economy. 2006. № 23. P. 2-12.
2. Valiev M.S. Analysis and Evaluation of Internal Infrastructural Development of Regional Tourism // Bulletin of the Tomsk State University. Tomsk, TSU.
3. Shalygina N.P., Selyukov M.V, Kurach E.V On the Role of Branding in the Formation of the Tourist Attractiveness of the Region // Basic Research. 2013. № 8. P. 1165-1168.
4. Mikheev D. Information Technologies in Tourism: Summary [Electronic Resource]. Available at URL: http://www.webstarstudio. com/train/tr155.htm (reference date 15/12/2014).
5. Sources of Information when Making Purchasing Decisions of Tourist Services: Article [Electronic Resource]. Available at URL: http://www.maxtourismalldesc.ru/ purcha/53.html (reference date 12/21/2014).
6. Matveeva L.D., Lebedev A.I. Creation of the Republican Tourist Information System and its Role in Shaping the Image of the Republic of Bashkortostan // Herald UGAES. Science, Education, the Economy. Series: the Economy. 2012. № 2 (2). P. 37-41.
7. Usmanov I.Y., Matveeva L.D., Lebedev A.I. Proposals for Reforming the Sanatorium Complex of Bashkortostan in the Development of Tourism and Hospitality Industry // Science
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Today: Theory and Practice. Collection of Scientific Works of the International Correspondence Scientific-Practical Conference. Ufa State Petroleum Technological University. Ufa: USUES, 2015. P. 145-148.
8. Usmanov I.Y., Solodilova N.Z., Winkelmann D.A., Goncharov A.S., Lebedev A.I., Shaybakova E.R., Abdrakhmanov Z.R., Matveeva L.D. Cultural Landscapes Of Ufa and Tourist Attractiveness of the City // Bulletin of Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan. 2014. T. 19. № 4. P. 64-70.
9. Velichko I.A. The System Approach in the Field of Regional Tourism // Theoretical and Methodological Problems of Natural Science Methods in the Humanities. Collection of Articles of the International Scientific-Practical Conference. Ufa: Aeterna LLC, 2014. P. 552-556.
10. Salisheva E.G. Formation of the Organizational-Economic Mechanism to Stimulate the Development of Tourism in the Republic of Bashkortostan // Proceedings of the Russian FederationState Pedagogical University A.I. Herzen. 2011. № 127. P. 91-93.
11. Degtyarev A.N., Usmanov I.Y., Lebedev A.I. and others. Republican System «Tourist Navigator RB» // The Innovative Potential of Tourism in the Southern Urals: Proceedings of the Forum «Innovative Potential of Tourism and Service. 2010». Ufa: USAES, 2010. P. 34.