ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
51
Владимир Васильевич Журавлев, Екатерина Олеговна Черепашкина
Институт спорта, туризма и сервиса Южно-Уральского государственного университета
ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО И КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДОВ
В статье рассмотрены вопросы, связанные с инновационными аспектами подготовки менеджеров и экономистов сферы индустрии гостеприимства. Показывается актуальность инноваций в образовательном процессе.
Ключевые слова: инновация, менеджмент, туризм, компетенция.
Подготовка специалистов социокультурной сферы, сферы обслуживания населения продолжает привлекать пристальное внимание педагогов высшей школы, представителей бизнес-сообщества, общественных организаций. В связи с продолжающимися реформами в образовании и постоянно возрастающими требованиями к подготовке кадров высшая школа уделяет огромное внимание применению и развитию инновационных технологий в процессе обучения студентов. Учет инновационного фактора является непременным условием современного эффективного образования.
В данной статье мы рассматриваем инновационные аспекты подготовки специалистов социокультурной сферы, сферы туризма и гостиничного хозяйства. Основная цель статьи заключается в привлечении внимания бизнесменов, преподавателей высшей школы, представителей государственного и муниципального управления к проблемам практической направленности обучения, развития инструментальных ценностей у будущих специалистов индустрии гостеприимства.
Туризм признан экономическим феноменом столетия, глобальным социально-экономическим явлением, так как для многих государств мира он стал одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей экономики. Главным источником дохода для 38 % государств выступает туризм, а для 83 % стран он же является одним из пяти основных источников дохода. В мире за последние десять лет в туризме объем прибыли увеличился почти на 40 %, доля доходов на 30 % [5. С. 49].
На протяжении второй половины ХХ в. и начала ХХ! в. наблюдается ускорение темпов инноваций и роста масштабов инновационной деятельности во всех секторах экономики. Не стал исключением и туризм, который в настоящее время функционирует в условиях весьма жесткой конкуренции, что заставляет предприятия туриндустрии стремится искать новые пути повышения привлекательности и доступности своих услуг, пути повышения конкурентоспособности. На наш взгляд, самым важным условием повышения конкурентных позиций является профессиональная подготовка кадров [6].
Работая над темой статьи, мы обратились к исследованиям отечественных и зарубежных авторов, таких как Г. Минцберг, Р. Моборн, У Чан Ким, И. В. Зорин, В. В. Журавлев, В. А. Квартальнов, Л. В. Львов, И. П. Морозов, А. М. Новиков. Все они, в той или иной степени, указывают на необходимость развития у студентов соответствующих компетенций, без которых трудно рассчитывать на инновационное, поступательное развитие туристских предприятий [4, 5, 7, 8].
© В. В. Журавлев, Е. О. Черепашкина, 2013.
52
ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2013 № 4 (25)
Рассмотрим теоретические аспекты подготовки бакалавров социокультурной сферы в рамках культурологического и компетентностного подходов. В высшей школе в последнее время значительное внимание уделяют ценностным аспектам профессиональной подготовки будущих специалистов управленческо-экономического направления. Не является исключением и процесс учебно-воспитательной деятельности в сфере социокультурной деятельности.
Гносеологический аспект формирования профессиональной культуры специалиста социокультурной сферы предусматривает рассмотрение культуры, ее содержательносмысловой стороны посредством выделения особенностей качественных изменений предметных характеристик ценностей на основных этапах их развития в ходе процесса подготовки будущего специалиста [2. С. 56].
Содержательно-смысловая сторона культуры представляет культуру как знаковую реальность (В. И. Плотников), выражающую значимость и значение выстраиваемых человеком отношений с действительностью, смысл его жизни. Развитие ценностного мира человека осуществляется через закономерное изменение его персональной идентичности. Транзитивность и оборачиваемость составляют основу процесса социально-культурного развития (В. И. Плотников, А. Б. Невелев, Г. Г. Шлет и др.), как индивида, так и человечества в целом, так как обеспечивают перенос захваченности человека (человечества) не только с культурного средства на предмет, но и переход с одной предметности мира на другую [2. С. 86].
Подготовка менеджера нового типа, ориентированного на предпринимательское мышление, предполагает восприятие студентом мира культуры и соответствующих ценностей, отражающих специфику управленческой и предпринимательской деятельности и бизнес-отношений как особой мировоззренческой системы. Это означает нацеленность на преобразования, изменения, самосовершенствование, активное приращение все новых и новых ценностей, что отражает суть предпринимательства, являющегося деятельностью новаторской, ориентированной на комбинирование различных экономических факторов, созидание и распространение материальных и иных благ, а также на реализацию смыслотворческих потенций активной человеческой личностью.
Образовательный процесс выдвигает на первое место познавательную деятельность студентов. Познание в учебно-воспитательном процессе выступает как отражение в сознании обучаемого реальной действительности в форме представлений, понятий, идей, категорий, познание имеет методологическую основу [8].
Принимая во внимание особенности феномена «профессиональная культура специалиста социокультурной сферы» и специфику его профессиональной деятельности, мы считаем, что понятие «профессиональная культура специалиста социокультурной сферы» может быть определено как синтез профессиональной компетенции, профессионально важных качеств, мотивационно-ценностного отношения к профессии, специфических видов деятельности и способов поведения, которые обеспечивают творческое решение профессиональных задач, стоящих перед будущим специалистом.
Теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической, философской, социологической, экономико-управленческой литературы позволяют раскрыть содержание профессиональной культуры специалиста социокультурной сферы через аксиологический, технологический, личностный, когнитивный, рефлексивный, деятельностный, диагностико-коррекционный, организационно-управленческий компоненты, а также определить уровневые характеристики и критерии сформированности профессиональной культуры будущих специалистов социокультурной сферы [10. С. 112].
Гносеологический аспект формирования профессиональной культуры менеджера-предпринимателя социокультурной сферы предполагает рассмотрение культуры, ее содержательно-смысловой стороны посредством выделения особенностей качественных
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
53
изменений предметных характеристик ценностей управленческо-предпринимательской деятельности в сфере сервиса на основных этапах их развития в ходе осуществления педагогической деятельности.
Педагогическая деятельность - это социокультурное явление, процесс взаимодействия преподавателя с учащимися, подчиненный передаче социального опыта, социализации личности, развитию творческого потенциала, ее образования.
Педагогический процесс проектирования и формирования менеджерско-предпринимательской культуры специалиста социокультурной сферы выступает как средство реализации педагогической деятельности, основывается на взаимодействии участников и признании ведущей роли познавательной деятельности личности.
Основанный на знаниях тип экономики предъявляет новые требования к выпускникам вузов, среди которых все больший приоритет получают требования системно организованных интеллектуальных, коммуникативных, рефлексирующих, самоорганизующихся, моральных начал, позволяющих успешно организовывать деятельность в широком социальном, экономическом, культурном контекстах.
Анализ психолого-педагогических исследований, проведенный Л. В. Львовым, позволяет констатировать, что именно компетентностный подход является доминирующим при определении возможных направлений модернизации профессионального образования [8]. Наиболее полно, последовательно методологические основы модернизации представлены в трудах таких ученых как: В. И. Байденко, В. А, Болотов, А. А. Вербицкий,
Э. Ф. Зеер, И А. Зимняя, Г. К. Селевко, В. А. Сластёнин, А. М. Новиков, Е. В. Яковлев и Н. О. Яковлева [2, 3, 4, 9].
По мнению авторов, исследовавших проблемы профессиональной компетентности, в основе профессионального развития лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, приводящий к высшей форме жизнедеятельности личности - ее творческой самореализации [3. С. 27].
Нам импонируют следующие аспекты компетентностного подхода, выделенные в работах Л.В. Львова:
- содержание образования предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнение ключевых (т. е. относящихся ко многим сферам) функций, компетенций (В. А. Болотов, В. В. Сериков) [9. С. 27];
- построение цели и отражение субъективных компонентов человеческих культуры в содержании образования на концепции компетенций как основе формирования у обучающихся способностей решать практические задачи воспитания личности в целом [3];
- раскрытие желаемого результата образования через совокупность различного вида компетенций (Ю. Г. Татур);
- стимуляции перехода на новую систему оценки качества образования, исключение авторитаризма в отношениях между обучающимися и педагогами, отведение ведущего места их партнерству в учебной деятельности (Т. И. Шамова);
- приоритетная ориентация на цели-векторы образования: обучаемость, сомоопределение, самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности [8].
Таким образом, компетентностный подход - это приоритетная ориентация на цели образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализацию, социализацию и развитие индивидуальности - путем создания условий для овладения системой компетенции, обеспечивающей способность и готовность выпускника к выживанию, устойчивой жизнедеятельности и профессиональной успешности в современном социально-экономическом пространстве.
Компетентностно-контекстный подход - это приоритетная ориентация на цели образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализацию, социализацию и разви-
54
ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2013 № 4 (25)
тие индивидуальности путем создания условий для овладения сквозной, разноуровневой системой учебных, учебно-профессиональных и профессиональных компетенций в процессе последовательного осуществления соответствующих видов деятельности, обеспечивающей способность и готовность выпускника к профессиональной успешности, конкурентоспособности и социально-профессиональной мобильности [8, 9].
Итак, результаты обобщенного анализа основных точек зрения на понятие компетентность выглядят следующим образом:
1) социальный заказ на уровень образованности;
2) потребность к адаптации;
3) системный результат профессионального образования;
4) совокупность проявленных компетенций;
5) интегративное качество личности.
Исходя из представленного выше, можно с уверенностью констатировать, что многие учебные заведения стремятся развивать компетенции студентов, базируясь на данных понятиях компетентностного подхода. Не являются исключением и такие известные вузы, как ЮУрГУ, ЧелГУ, РБИУ. Тем не менее, вопрос практического развития знаний, умений, навыков продолжает оставаться актуальным и волновать умы руководителей и преподавателей высших учебных заведений.
Передовые вузы города Челябинска внедряют разнообразные инновационные формы, технологии, методы, приемы образовательной деятельности: стратегическое партнерство с иностранными учебными заведениями, зарубежные практики, проектное обучение, базовые управленческие комплексы, элективные курсы, лекции-презентации, лекции-конференции, интерактивные практические занятия, насыщают учебный процесс современной техникой. Все делается для того, чтобы студент реально, практически овладевал нужными для его будущей деятельности компетенциями.
Системное применение новых форм обучения, с учетом социальных реалий, безусловно, принесет свои плоды, но необходимо точно расставить приоритеты, определить объем и направленность образовательных технологий, иначе их эффективность может быть невысокой. Мы не претендуем на абсолютизацию наших взглядов, а просто хотим привлечь внимание к некоторым проблемам инновационного аспекта образования, приглашаем преподавателей высшей школы подключиться к диалогу, дискуссии, - и пусть в спорах рождается истина.
По заказу кафедры экономики и менеджмента сервиса ЮУрГУ студенты, обучающиеся по направлениям «Экономика» и «Менеджмент», провели опросы среди учащихся Института спорта, туризма и сервиса ЮУрГУ на предмет популярности и эффективности применения инновационных форм подготовки бакалавров.
На вопрос о том, помогают ли инновационные формы обучения студентам повышать свой уровень знаний, умений, навыков, были получены следующие ответы (рис. 1).
15% 5% Пне помогает-15%
■ помогает-52%
■ частично
28% 52% помогает-28%
□ не знаю-5%
Рис. 1. Влияние инновационных форм обучения на повышение эффективности обучения
Безусловно, большинство студентов выступают за инновации в образовании и считают, что они позволяют повышать эффективность обучения. Но опросы также выявили и недостатки, которые необходимо учитывать при внедрении образовательных новшеств.
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
55
Так, например, на вопрос «Как вы относитесь к представлению лекций в виде презентаций?» были получены довольно неоднозначные ответы.
11% 17%
22%
50%
Рис. 2. Эффективность применения лекций-презентаций
50 % студентов подчеркнули, что лекции-презентации помогают им лучше воспринимать лекционный материал. 22 % студентов отметили, что они не слушают лектора, а просто механически переписывают все, что представлено на слайдах. 17 % студентов хотят, чтобы презентаций было меньше, чем «живых» лекций. 11 % студентов заявили, что они фотографируют презентации, а потом с удовольствием болтают друг с другом. Таким образом, далеко не всем студентам подобная форма помогает в их обучении.
В последнее время руководство кафедр и многие преподаватели проявляют интерес к проведению интерактивных форм обучения, таких, например, как базовые управленческие комплексы в РБИУ. Подобные формы, только с другим наполнением и иной тематикой занятий, применяли и на факультете сервиса и туризма ЮУрГУ. Однозначно можно сказать следующее: данная форма занятий студентам интересна, привлекает внимание, предоставляет возможность реализоваться ученику, формирует определенные навыки. Однако опрос студентов показал, что помимо интереса думающим студентам необходима практическая направленность таких занятий на решение настоящих производственных проблем (рисунок 3).
4%
11%
15%
Рис. 3. Отношение студентов к проведению интерактивных курсов
Большая часть опрошенных - 47 % - заявила, что подобные курсы являются замечательными и современными. 23 % студентов отметили, что курсам не хватает четкой практической нацеленности на конкретный результат в виде решения реальной производственной задачи для конкретной организации. 15 % студентов отметили веселый, чисто игровой характер подобных курсов. 11 % заявили, что «им без разницы».
Не будем приводить другие диаграммы, но суть в том, что опросы позволили еще раз подтвердить необходимость увязывания воедино инноваций в образовательном процессе с практической направленностью обучения для решения реальных производственных или социальных проблем.
Мы считаем, что при внедрении в учебный процесс инновационных форм обучения необходимо соблюдать баланс между традиционными методами и новыми, необычными, чтобы не происходило перенасыщения студентов, переходящего в синдром усталости от переизбытка инноваций. Также инновации желательно внедрять постепенно, без рывков, чтобы у студентов не складывалось впечатления о неподготовленности преподавателей, ненужности новых приемов. Наконец, самое важное, на наш взгляд, желательно отдавать приоритет не количеству инноваций, а их направленности на решение реальных
56
ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2013 № 4 (25)
проблем, что позволит развить и нужные специалисту сферы туризма компетенции [7].
Так, на кафедре экономики и менеджмента сервиса ЮУрГУ постепенно в последние три-четыре года складывается следующая система практической подготовки студентов с использованием инновационных форм подготовки бакалавров социокультурной сферы. Правда, не будем лукавить, все-таки это пока затрагивает не всех студентов, а активных, ищущих, трудолюбивых. Но цель поставлена - вовлечь в данный процесс всех студентов кафедры.
1. Студенты первого и второго курсов активно участвуют в конференциях других вузов, принимают участие в различных форумах, олимпиадах, деловых играх. Часть данных мероприятий носит популяризаторский, игровой характер, так как у первокурсников нет необходимых экономических знаний и навыков, позволяющих им создавать реальные проекты в сфере туристской деятельности. По мере вовлечения студентов в научную деятельность, возникновения подлинного интереса, они начинают с помощью студентов старших курсов, работая в одной команде, создавать реальные проекты, обсчитывать бизнес-процессы. При этом студенты берут за основу дипломные проекты выпускников и продолжают развивать темы этих работ, исправлять ошибки, вносить новое.
2. Кафедра несколько раз в учебном году организует встречи со стратегическими партнерами («Пегас-тур», ГРК «Солнечная Долина», Гранд-Отель «Видгоф» и др.), на которых представители этих фирм рассказывают ребятам о проблемах турбизнеса и предлагают темы реальных проектов, нужных данным компаниям.
3. Все заинтересованные в практической деятельности студенты получают практику на предприятиях-партнерах или приглашение на работу.
4. Курсовые работы по основным дисциплинам, без которых не может состояться настоящий экономист или менеджер, носят сквозной интегративный характер. Определенный раздел предыдущей курсовой работы входит составной частью в последующую курсовую. Итоговой работой, обычно, является бизнес-план. Те студенты, которые проходят подобное обучение, как правило, испытывают затем незначительные проблемы при подготовке дипломного проекта.
5. Студенты кафедры выполняют дипломные работы по заказу стратегических партнеров кафедры, проводят реальные обсчеты проектов.
6. Преподаватели кафедры используют методы, приемы менеджмента, создавая рабочие группы, команды по разным направлениям научно-исследовательской деятельности студентов. Во главе рабочей группы находятся два-три активных студента старших курсов, владеющих соответствующими компетенциями. Они возглавляют работы по интересным для партнеров кафедры и студентов бизнес-проектам.
7. В январе, после завершения сессии, преподаватели, студенты выезжают на Тургояк, к стратегическим партнерам кафедры и в течение трех дней защищают разработанные проекты, обсуждают различные идеи, проходят тренинги, участвуют в семинарах и немножко отдыхают на замечательном уральском курорте. Все это придает дополнительные импульсы творческой активности студентов, мотивирует к дальнейшей учебе, позволяет выявить новые таланты.
На первый взгляд, подобное инновационное образование не отличается большим разнообразием, но оно имеет системный характер, используется определенный комплекс форм и методов обучения, сама подготовка носит ярко выраженную практическую направленность, позволяющую формировать нужные экономистам и менеджерам сферы туризма компетенции. Итогом наших усилий являются не только восторженные или положительные отзывы руководителей фирм-партнеров, но и воплощенные в жизнь бизнес-проекты в фирме «Пегас-тур», в курорт-отеле «Золотой пляж» и др. Студенты и выпускники кафедры сами создают данные проекты и сами же воплощают их в жизнь в качестве руководителей данных проектов и начинающих предпринимателей.
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
57
Таким образом, подготовка будущих специалистов социокультурной сферы должна иметь системный, ярко выраженный практический, творческий характер, опираться на культурологический, компетентностный подходы.
Список литературы
1. Алехина, Н. В. К вопросу о необходимости формирования дискурсивно-ценностной компетенции будущих лингвистов [Текст] / Н. В. Алехина // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2013. - № 30. - С. 65-69.
2. Дуранов, М. Е. Педагогический процесс и педагогическая деятельность: проблемы, исследование и организация : монография [Текст] / М. Е. Дуранов. - М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 246 с.
3. Зеер, Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход : учеб. пособие [Текст] / Э. Ф. Зеер. - М. : Московский психлолого-социальный институт, 2005. - 216 с.
4. Зимняя, И. А. Компетентностный подход: каково его место в системе современных подходов к проблемам образования сегодня [Текст] / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 4. - С. 20-27.
5. Журавлев, В. В. Возможные направления роста и развития предприятий сферы туризма и гостиничного хозяйства Южного Урала [Текст] / В. В. Журавлев // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. - 2012. - № 4. - С. 48-52.
6. Журавлев, В. В. Развитие детского туризма как направление диверсификации социально-экономического потенциала Челябинской области: социологический аспект [Текст] / В. В. Журавлев, И. А. Малышева // Челябинский гуманитарий. - 2012. - № 4 (21). - С. 85-93.
7. Журавлев, В. В. Практические основы подготовки бакалавров сферы туризма в контексте ценностно-компетентностного подхода [Текст] / В. В. Журавлев // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2013. - № 3. - С. 96-101.
8. Львов, Л. В. Технология формирования учебно-профессиональной компетентности (концепт) [Текст] / Л. В. Львов. - Челябинск : ЧГАУ, 2007. - 151 с.
9. Новиков, А. М. Методология образования [Текст] / А. М. Новиков. - М. : Эгвес, 2006. - 488 с.
10. Цеунов, К. С. Обзор модели формирования межкультурной компетенции будущих специалистов по связям с общественностью [Текст] / К. С. Цеунов // Мир науки, культуры, образования. - Горно-Алтайск, 2013. - С. 110-114.
Referencies
1. Alehina, N. V. K voprosu o neobhodimosti formirovanija diskursivno-cennostnoj kompe-tencii budushhih lingvistov [Tekst] / N. V. Alehina // Lichnost’, sem’ja i obshhestvo: voprosy pedagogiki i psihologii. - 2013. - № 30. - S. 65-69.
2. Duranov, M. E. Pedagogicheskij process i pedagogicheskaja dejatel’nost’: problemy, issledovanie i organizacija : monografija [Tekst] / M. E. Duranov. - M. : Gumanitarnyj izd. centr VLADOS, 2009. - 246 s.
3. Zeer, Je. F. Modernizacija professional’nogo obrazovanija: kompetentnostnyj podhod : ucheb. posobie [Tekst] / Je. F. Zeer. - M. : Moskovskij psihlologo-social’nyj institut, 2005. - 216 s.
4. Zimnjaja, I. A. Kompetentnostnyj podhod: kakovo ego mesto v sisteme sovremennyh podhodov k problemam obrazovanija segodnja [Tekst] / I. A. Zimnjaja // Vysshee obrazovanie segodnja. - 2006. - № 4. - S. 20-27.
5. Zhuravlev, V. V. Vozmozhnye napravlenija rosta i razvitija predprijatij sfery turizma i gos-tinichnogo hozjajstva Juzhnogo Urala [Tekst] / V. V Zhuravlev // Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij. Ural’skij region. - 2012. - № 4. - S. 48-52.
58
ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2013 № 4 (25)
6. Zhuravlev, V V. Razvitie detskogo turizma kak napravlenie diversifikacii social’no-jekonomicheskogo potenciala Cheljabinskoj oblasti: sociologicheskij aspekt [Tekst] / V V. Zhuravlev, I. A. Malysheva // Cheljabinskij gumanitarij. - 2012. - № 4 (21). - S. 85-93.
7. Zhuravlev, V V Prakticheskie osnovy podgotovki bakalavrov sfery turizma v kontekste cennostno-kompetentnostnogo podhoda [Tekst] / V. V Zhuravlev // Sovremennaja vysshaja shkola: innovacionnyj aspekt. - 2013. - № 3. - S. 96-101.
8. L’vov, L. V. Tehnologija formirovanija uchebno-professional’noj kompetentnosti (kon-cept) [Tekst] / L. V. L’vov. - Cheljabinsk : ChGAU, 2007. - 151 s.
9. Novikov, A. M. Metodologija obrazovanija [Tekst] / A. M. Novikov. - M. : Jegves, 2006. -488 s.
10. Ceunov, K. S. Obzor modeli formirovanija mezhkul’turnoj kompetencii budushhih spe-cialistov po svjazjam s obshhestvennost’ju [Tekst] / K. S. Ceunov // Mir nauki, kul’tury, obrazovanija. - Gorno-Altajsk, 2013. - S. 110-114.