УДК 37.01
В. В. Журавлев
Южно-Уральский государственный университет, Челябинск
А. А. Журавлева
Челябинский государственный университет, Челябинск
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО УРОВНЯ БАКАЛАВРОВ СФЕРЫ ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА
Исследуется медиаобразование в качестве фактора совершенствования образовательного процесса подготовки бакалавров экономики и менеджмента. Представлены основные подходы к процессу медиаобразования применительно к сфере бизнес-педагогики. Рассмотрены возможности медиаменеджмента в педагогическом процессе обучения экономистов и менеджеров. Изучены инструменты медиапедагогики и их влияние на формирование и развитие профессиональных компетенций будущих участников предпринимательской деятельности. На примере экономических направлений подготовки высших учебных заведений города Челябинска рассмотрены особенности медиаобразовательных технологий в образовательном процессе.
Ключевые слова: медиаобразование; медиакультура; маркетинговые коммуникации; менеджмент; компетенции; прибыль; рентабельность; экономическая эффективность.
Современное состояние развития мировой и российской экономики характеризуется в экономических исследованиях как состояние неопределенности, что подразумевает повышенный риск деятельности, неуравновешенность спроса и предложения и снижение экономической эффективности предприятий. В связи с этим особое внимание в бизнес-среде уделяется поиску новых инструментов сохранения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов.
Сегодня для всех очевидна роль человеческого фактора в успешном поступательном развитии экономики и конкретных предпринимательских структур. Изначально профессиональные компетенции, необходимые для устойчивого функционирования предприятий в сфере бизнеса, формируют в соответствующих образовательных учреждениях. На наш взгляд, российская образовательная система использует далеко не все имеющиеся возможности для повышения качества обучения бакалавров экономических направлений.
В данной статье мы обратились к медиао-бразовательному аспекту подготовки студентов высших учебных заведений в сфере экономики и менеджмента, так как практическое использование технологий, методов и приёмов медиаобразовательного менеджмента в обучении будущих капитанов и рулевых отечественного бизнеса до сих оставляет желать лучшего.
Медиаменеджмент является интегрирующей системой, которая объединяет в единое
целое информационно-коммуникативные процессы, способствует развитию медиакультуры, овладение которой, как показывает практика зарубежных компаний, способствует увеличению паблицитного капитала, стоимости бизнеса, налаживанию отношений с клиентами и повышению экономической устойчивости предприятий [2].
По мнению Б. Н. Головко, Н. Б. Кирилловой, А. В. Федорова, медиакультура является посредником между властью, потребителями и бизнесом. Мы согласны с этим, но отмечаем, что медиакультура также является инструментом повышения эффективности предприятий, прибыльности и рентабельности бизнеса. Именно это должны чётко усвоить студенты экономических направлений и овладеть соответствующими компетенциями.
Проблемы медиаменеджмента, медиакуль-туры довольно полно и детально рассмотрены в трудах Б. Н. Головко, С. И. Гуревича, В. В. Егорова, Н. Б. Кирилловой, Н. А. Лопати-ной, В. П. Попова, В. Н. Фатеева, А. В. Федорова, А. Н. Шарикова и др.
Вопросам медиапедагогики, педагогической деятельности посвящены работы О. А. Баранова, Я. Н. Засурского, А. А. Новиковой, В. Ф. Олешко, Г. А. Поличко, И. А. Фатеевой, О. В. Шлыковой и др.
Однако медиаобразовательные аспекты процесса подготовки личности к экономической деятельности представлены в отечествен-
ных исследованиях недостаточно полно. В образовательных стандартах высшей школы по экономике и менеджменту медиаобразование практически отсутствует.
Основываясь на анализе работ К. Разлогова, Б. Дункана, Л. Мастермана, С. Фейлитзе-на, можно утверждать, что медиаобразование - это исследовательский процесс, связанный с познанием того, как создаются и распространяются медиатексты, развивающий аналитические способности для интерпретации и оценки их содержания, препятствующий манипуля-тивному воздействию на человека [5].
С медиаобразованием очень тесно связано понятие медиаграмотность, скрупулезно рассмотренное в исследовании Н. Б. Кирилловой [4]. Под медиаграмотностью следует понимать способность осваивать, интерпретировать, анализировать, оценивать, использовать и передавать сообщения в различных формах и при помощи разнообразных средств.
В рамках статьи, с точки зрения совершенствования экономического образования, были изучены и проанализированы существующие в настоящее время методологические подходы к медиаобразовательной деятельности. Педагогическая практика, особенно за рубежом, предлагает довольно широкий спектр разнообразных и весьма прогрессивных обучающих систем.
Так, согласно теории репрезентативной парадигмы Л. Мастермана, медиаобразование должно быть построено на принципах диалога, под которым понимается и диалог культур, и процесс общения между педагогом и студентом. Следует изучать не только медиатексты, но и поле взаимодействия медиа и человека, научиться понимать и правильно представлять реальность. Данный подход интересен представителям бизнес-педагогики тем, что студента учат критическому мышлению, умению противодействовать манипулятивному воздействию маркетинговых коммуникаций. Также нужно честно признать, что большая часть аудитории бакалавров экономики и менеджмента недостаточно разбирается в художественных достоинствах медиатекстов, поэтому рассмотренный подход, безусловно, позволяет прежде всего ускорить развитие узкопрофессиональных экономических и управленческих компетенций [6].
Культурологическая теория медиаобразова-ния, продвигаемая в работах Э. Харта, Б. Дункана и ряда других зарубежных и отечественных
исследователей, предусматривает обучение студентов оценке и критическому анализу ме-диатекстов. Если оставить несколько в стороне чисто литературоведческие методы и приёмы анализа текстов, предлагаемые представителями культурологического подхода, которыми вряд ли способны массово овладеть бакалавры экономики, то нацеленность на практические вопросы вызывает неподдельный интерес. Тексты предлагается оценивать по ключевым вопросам, позволяющим выявить суть реальности текста, явный и тайный смысл, возможность текста влиять на потребительские ценности населения.
Особый интерес вызывает семиотическая теория медиаобразования, в основе которой находятся работы В. Библера, Ю. Кристевой, Ю. Лотмана, М. Ямпольского. Главной задачей медиаобразования является обучение расшифровке текстов, пониманию языка медиа, его кодов и приёмов. В отличие от представителей культурологического подхода, семиотики утверждают, что медиа не отражают реальность, а переосмысливают её, облекая в новые формы. С точки зрения бизнес-педагогики, привлекает внимание сугубо практическое исследование текстов рекламного, маркетингового характера, которые окружают потребителя буквально везде - в магазине, на улице, в транспорте, в лифте, въедаются в сознание людей помимо их воли и желания. Владение алгоритмом семиотического анализа, как отмечают многие авторитетные представители бизнес-среды, позволяет легко вычленять рациональное зерно в текстах маркетинговой направленности.
Чрезвычайно важна практическая направленность подготовки экономистов и менеджеров, однако нельзя забывать и о формировании у бакалавров экономики ценностей и компетенций более возвышенного порядка, мира художественных чувств, художественного вкуса. Бизнесмен, не владеющий художественными ценностями, видящий во всём только выгоду и практический интерес, может привести социум к регрессу, уничтожению природной экосистемы, традиционных скреп общества и государства. На эту проблему указывали в своих великих произведениях и философских трудах Н. Гоголь, М. Салтыков-Щедрин, А. Чехов, М. Горький, Н. Бердяев, А. Леонтьев, К. Маркс и многие другие. Необходимо использовать концепцию эстетического подхода к медиаобразованию, причем в России следует её сочетать с идеологическим подходом, опо-
рой на духовные традиции, что, возможно, в будущем не позволит Западу легко влиять на представителей значительной части российской бизнес-элиты, оторвавшейся от своих национальных корней, утративших чувство ответственности перед страной и народом [3].
Идеологическая концепция медиаобразова-ния активно развивалась, начиная с 20-х годов прошлого века. Причем формирование идеологического подхода происходило в процессе активного, даже ожесточенного противостояния двух систем, двух образов жизни - советского и американского. Суть данного подхода заключается в целенаправленном воздействии на общественное мнение граждан в интересах определенного слоя социума, соответствующей политической системы. В настоящее время мы видим, что идеологический подход применяется с новой силой, медиа большинства стран политизированы, ангажированы и воздействуют на умы людей в очень агрессивной форме, применяя практику двойных стандартов и довольно грубые формы манипулятивных коммуникаций. Произошла серьезная трансформация идеологической концепции медиаобразования, когда в основу взаимодействия в информационном пространстве стали закладывать социально-политический, религиозный, национальный подходы с целью вовлечения представителей разных стран в мир либерально-демократических ценностей либо, наоборот, ограждения от них своих сограждан.
Педагоги сферы экономического образования, конечно же, не могут обойти стороной потребительскую теорию медиаобразования. Согласно теории потребления, студенты могут и должны сами выбирать виды и формы медиа в соответствии со своими нуждами, желаниями, увлечениями. Данный подход философски очень близок и экономической теории потребления, и концепции современного маркетинга, и самой экономике потребностей, модель которой получает все большее распространение в России [1].
Образовательный процесс обучения экономике и менеджменту обязательно должен базироваться на использовании инъекционного подхода к медиаобразованию. Принципы, условия, методы данной концепции в применении к российской системе обучения в высшей школе представлены в работах А. В. Федорова, А. А. Новиковой, И. В. Челышева. Согласно авторитетным мнениям данных исследователей, негативным медиатекстам должны быть
противопоставлены подлинные общемировые ценности, от защиты молодого сознания следует переходить к активному наступлению, прививать молодежь от бацилл пошлости, хамства, бескультурия, радикализма. В этом аспекте отечественные маркетологи, копирайтеры, специалисты по рекламе и связям с общественностью должны ещё многому поучиться у западных специалистов, чья реклама зачастую выгодно отличается от российской культурологической, эстетической, этической направленностью, нацеленностью на формирование гармоничных, высокохудожественных медиа-тексов, медиаобращений.
Таким образом, для выстраивания успешного и эффективного медиаобразовательного процесса в высшей школе необходим синтез имеющихся педагогических подходов. Процесс подготовки бакалавров экономики и менеджмента должен включать в себя теорию и практику медиапедагогики и носить системный, комплексный, деятельностный характер. Обучение студентов необходимо строить на основе междисциплинарных связей, а практическое овладение компетенциями медиакуль-турной направленности должно происходить на основе идеи сквозного обучения. Рассмотрим подробнее высказанные предложения на примере медиаобразовательной практики ряда экономических факультетов известных вузов города Челябинска - ЮУрГУ, РБИУ, ЧФ УРАО.
Проанализировав тенденции социально-экономического, политического развития, внимательно изучив опыт зарубежного медиаобразования, потребности общества, мировой и отечественной экономики, было сделано предположение, что в процесс подготовки студентов высшей школы к экономической деятельности следует внести определенные компоненты, технологии медиаобразования, так как это может повысить уровень подготовки, сформировать необходимые современному российскому предпринимателю, экономисту, менеджеру компетенции, что постепенно приведет к большей устойчивости экономики и её эффективности. В данной работе принимали самое активное участие сотрудники ряда вузов -Е. И. Антипова, Н. Ю. Варкова, И. В. Ионова, Е. С. Пищулина, В. Н. Фатеев, К. С. Цеунов.
В условиях бесконечного реформирования системы высшего образования и соответствующих требований образовательных стандартов выполнить поставленные задачи было непросто, но, с другой стороны, требования государ-
ства к качеству экономического образования и набор формируемых компетенций позволяли надеяться на определенный успех.
Были проведены опросы студентов, которые обучались по направлениям подготовки «Экономика» и «Менеджмент» в тех группах, где работали преподаватели, внедрявшие в педагогический процесс формы и приёмы меди-аобразования. Результаты опросов позволили выявить следующее:
- многие студенты знают, что существуют инструменты анализа текстов, художественных произведений, могут приблизительно разъяснить их смысл и назначение (54%);
- на практике данные инструменты умеют применять лишь немногие из обучающихся на экономических специальностях (19%);
- способны понимать выгоду медиасообще-ния для заказчика, истинную цель данного текста далеко не все студенты (32%);
- выделяют реальность сообщения, умеют его концептуализировать (28%);
- понимают, в чем заключается суть и техника манипулирования сознанием в медиатек-стах (26%);
- хорошо представляют разницу между высокохудожественными и эстетически сниженными медиаобращениями и признают необходимость установления высокой культуры медиатекстов (43%);
- признают возможность использования ненормативной лексики, эстетически сниженных, грубых, жестких форм и приёмов подачи медиаматериалов в целях повышения эффективности бизнеса (39%).
Опросы, решение кейсов, общение со студентами продемонстрировали низкий уровень компетентности в области медиакультуры у бакалавров экономики и менеджмента.
Данные, полученные в результате диагностики, позволили поставить следующие цели медиаобразования в педагогическом процессе подготовки экономистов и менеджеров:
- развитие способностей студентов к художественному, эстетическому пониманию меди-аобращений, оценке их качества;
- развитие способностей критического осмысления медиаобращений;
- развитие умений анализа и декодирования медиаобращений;
- обучение студентов пониманию реальности, истинного смысла медиаобращений;
- развитие коммуникативных компетенций бакалавров экономики и менеджмента;
- овладение инструментами интерпретации и создания медиаобращений.
Исходя из того, что стандарты высшего образования по экономике и менеджменту не способствуют полноценному внедрению всего комплекса методов и средств медиа-образования, педагогический процесс носил характер сквозного обучения культуре медиаменеджмента. Были выделены дисциплины, где можно применять инструменты медиа-образования и формировать соответствующие компетенции, вытекающие из поставленных нами целей медиаобразования и требований государственного образовательного стандарта. Данные дисциплины преподаются параллельно либо последовательно, одна предшествует другой, между ними имеются четкие связи, поэтому в рамках соответствующих предметов были разработаны кейсы, задания проектного характера, курсовые, перетекающие из одной дисциплины в другую. Эти задания обязательно предусматривали применение студентами инструментария медиаобразования.
В качестве базовых предметов, где студенты-экономисты получали навыки медиаменед-жмента, развивали медиакультуру, были выделены следующие: «История экономических учений», «Маркетинг», «Менеджмент», «Деловое общение», «Информатика», «Методы разработки управленческих решений», «Методы исследований в менеджменте», «Экономическое обоснование проектов». Логика преподавания данных предметов и последовательность их изучения позволяли успешно и с интересом для студентов задействовать инструменты ме-диаобразования.
В целях введения студентов в систему ме-диаменеджмента и ознакомления с основными технологиями, формами, видами медиа-деятельности в рамках дисциплин по выбору предложили обязательный для изучения спецкурс «Медиаменеджмент в системе предпринимательской деятельности». На этом предмете студенты знакомились с историей, теорией медиакультуры, получали навыки анализа, интерпретации, декодирования, оценки и составления медиаобращений, постигали эстетические основы медиакультуры.
Отмечаем, что развитие медиаграмотности и медиакультуры студентов в рамках сквозного обучения должно базироваться на использовании информационных технологий, на занятиях студенты должны работать с использованием Интернет-пространства, использовать ресур-
сы и услуги электронной среды, желательно владение мультимедийными технологиями, компьютерной анимацией, поэтому необходимо вовлечение в процесс медиаобразования специалистов по информатике и информационным технологиям. В этом случае, как показывает педагогическая практика, сильно повышается интерес значительной части студенческой аудитории к работе с медиаресурсами, повышается инициатива и вовлеченность студентов в жизнь кафедры и вуза. В частности, студенты начинают вполне осознанно, а не за оценки помогать кафедре, факультету формировать имидж учебного заведения, заполнять новостными сообщениями информационное пространство, развивать сайт кафедры. Включаются в деятельность вузовских изданий, вузовского телевещания, иногда, правда, в ущерб целостному процессу подготовки к своей будущей профессии экономиста.
Однако необходимо отметить, что приоритет в обучении студентов экономики медиа-грамотности должен быть отдан прежде всего не формированию технологических навыков, которые имеют прикладное значение, а мировоззренческим и смысловым моментам, связанным с феноменом информации. К сожалению, как отмечает В. Н. Фатеев, именно эти элементы формируются в учебном процессе значительно менее эффективно, кажутся малозначащими для студентов, поэтому нужно стараться смысловые элементы медиаобразования из разряда мировоззренческих перевести в категорию инструментальных (сделать не целью, а средством достижения личностно значимых целей) [7].
Благодаря приобретенным навыкам анализа и создания медиаобращений, формированию новой культуры общения, пониманию смысла экономической реальности студенты поднимаются на гораздо более высокий уровень презентации и защиты конкурсных бизнес-проектов на различных студенческих олимпиадах и конференциях.
Стоит отметить, что за период реализации на кафедре экономики и менеджмента сервиса ЮУрГУ медиаобразовательного компонента в педагогическом процессе подготовки бакалавров экономики и менеджмента значительно увеличилось количество призовых мест и побед на различных межвузовских конференциях, конкурсах, олимпиадах. Сами студенты, на наш взгляд, почувствовали уверенность в своих силах, стали более критичными в оцен-
ке себя и действительности, реальнее смотрят на возможности предприятий, рынка, потребителей продукции. Кроме того, у студентов улучшилось эстетическое восприятие и оценка мира хозяйственно-экономических связей и отношений.
Таким образом, медиаобразование является одним из важных компонентов подготовки бакалавров экономики к будущей профессиональной деятельности, позволяет повысить уровень компетенций выпускника вуза, благоприятно воздействует на формирование личности студента, повышение общей экономико-управленческой культуры.
Список литературы
1. Андреев, А. А. Прикладная философия открытого образования: педагогический аспект [Текст] / А. А. Андреев, В. И. Солдаткин. - М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2002. - 168 с.
2. Журавлев, В. В. Практическая направленность подготовки бакалавров сферы туризма в контексте ценностно-компетентностного подхода [Текст] / В. В. Журавлев // Современная высшая школа: инновационный аспект. -2013. - № 3. - С. 96-100.
3. Журавлев, В. В. Психолого-педагогические аспекты подготовки личности к предпринимательской деятельности: монография [Текст] / В. В. Журавлев. - Челябинск: Рекпол, 2005. - 196 с.
4. Кириллова, Н. Б. Медиаменеджмент как интегрирующая система [Текст] / Н. Б. Кириллова. - М. : Академический проект, 2008. - 416 с.
5. Разлогов, К. Э. Что такое медиаобразование? [Текст] / К. Э. Разлогов // Медиаобразование. - 2005.- № 2.- С. 47-49.
6. Столбникова, Е. А. Особенности социально-психологического воздействия рекламы на студенческую аудиторию [Текст] / Е. А. Столбникова // Медиаобразование. - 2005.
- № 3. - С. 69-95.
7. Фатеев, В. Н. Качество профессиональной подготовки менеджеров и роль медиаобра-зования в его обеспечении [Текст] / В. Н. Фатеев // Знак: Проблемное поле медиаобразования.
- 2014. - № 1 (13). - С. 16-22.
MEDIAEDUCATION AS A FACTOR OF INCREASING THE COMPETENCE LEVEL OF BACHELOR SPHERE ECONOMICS AND MANAGEMENT
Zhuravlev V. V, South Ural State University, Chelyabinsk, [email protected] Zhuravleva A. A., Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, [email protected]
The article investigates the media education as a factor in improving the educational process of preparation of bachelors of economics and management. Presents the basic approaches to the process of media education with reference to the sphere of business education. The possibilities of media management in the pedagogical process of training of economists and managers. Are studied instruments of media education and their influence on the formation and development ofprofessional competencies of future participants of entrepreneurial activity. On example the economic areas of training of Chelyabinsk higher education institutions examined the features of media educational technologies in the educational process.
Keywords: media education; media culture; marketing communications; management; competence; profit margins; economic efficiency.
References
1. Andreev, A. (2002) Prikladnaya filosofiya otkrytogo obrazovaniya: pedagogicheskiy aspekt [=Applied Philosophy of Open Education: aspect pédagogique], Moskow, 168 p. (In Russ.).
2. Zhuravlev, V. (2013) Prakticheskaya napravlennost' podgotovki bakalavrov sfery turizma v kon-tekste tsennostno-kompetentnostnogo podkhoda [=The practical orientation of preparation of bachelors of tourism in the context of value-competency approach], in: Sovremennaya vysshaya shkola: innovat-sionnyy aspekt [=Contemporary Higher Education: Innovative Aspect], no. 3, pp. 96-100. (In Russ.).
3. Zhuravlev, V. (2005) Psikhologo-pedagogicheskiye aspekty podgotovki lichnosti kpredprinima-tel 'skoy deyatel'nosti: monografiya [=Psycho-pedagogical aspects of preparation of personality to the business activity: monograph], Chelyabinsk, 196 p. (In Russ.).
4. Kirillova, N. (2008) Mediamenedzhment kak integriruyushchaya sistema [=Media management as an integrating system], Moskow, 416 p. (In Russ.).
5. Razlogov, K. (2005) Chto takoye mediaobrazovaniye? [=What is media education?], in: Media Education, no. 2, pp. 47-49. (In Russ.).
6. Stolbnikova, Ye. (2005) Osobennosti sotsial'no-psikhologicheskogo vozdeystviya reklamy na studencheskuyu auditoriyu [=Features of the socio-psychological impact of advertising on the student audience], in: Media Education, no. 3, pp. 69-95. (In Russ.).
7. Fateyev, V. (2014) Kachestvo professional'noy podgotovki menedzherov i rol' mediaobrazovani-ya v yego obespechenii [=The quality of vocational training of managers and the role media education in its provision], in: Znak: Problemnoye pole mediaobrazovaniya [=Sign: Problem field of media education], no. 1(13), pp. 16-22. (In Russ.).
Журавлев Владимир Васильевич - кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики и управления на предприятиях сферы услуг, рекреации и туризма, Южно-Уральский государственный университет, Челябинск.
Журавлева Анна Аркадьевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций, Челябинский государственный университет, Челябинск.