ДИСКУССИЯ !
журнал научных публикаций
А. В. Шатров, аспирант,
кафедра социально-гуманитарных дисциплин,
Московский институт открытого образования,
г. Москва, Россия,
ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ КОГНИТИВНО-КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКЕ
В статье анализируется практическое применение компетентностного подхода в современном российском образовании на примере метода проектов. Не являясь новым в мировой педагогической практике, он требует иного осмысления в связи с модернизацией российского образования. Автор показывает формирование когнитивной компетенции на примере использования метода проектов по технологии «час проекта» непосредственно на уроке, определяет значение применения данного метода для учащихся и раскрывает его особенности и преимущества перед другими образовательными технологиями.
В статье выделены этапы работы по проектной технологии и их место в авторской разработке «часа проекта», дано краткое описание этапов исследовательской деятельности учащихся на уроке. Подчеркивается, что данная технология формирует когнитивные компетенции за счет развития у школьников самостоятельных навыков учебной деятельности. Особая роль в этом вопросе отводится учителю, который при помощи инструктажа (вводного, сопутствующего, итогового) постоянно держит под контролем деятельность учащихся. Ключевые слова: компетентностный подход; когнитивные компетенции; метод проектов, технология «час проекта», когнитивно-компетентностная парадигма, самостоятельная работа учащихся.
Наступивший XXI век ознаменован радикальными изменениями в сфере образования, связанными с переходом от индустриального общества к информационному. Постиндустриальное общество требует от образования подготовки качественно нового специалиста, готового не только к использованию полученной за время обучения суммы знаний в своей профессиональной деятельности, но и к социальной мобильности выражающейся в способности быстро ориентироваться на рынке труда. Старая формула «научить учиться» получает качественно новое содержание в свете реализации компетент-ностного подхода в образовании.
Компетентностный подход позволяет формировать у личности необходимые для современной жизни компетенции. В том
числе и когнитивную компетентность, включающую в свою сферу овладение знаниями и их трансляцию, процессы восприятия, внимания, памяти. Следовательно, она становится базой при любом подходе к обучению, но особенную роль играет в «знани-евой» парадигме образования1.
На наш взгляд, метод проектов, соединенный с использованием информационных технологий непосредственно на уроке в школе является оптимальным средством для реализации поставленной обществом задачи — подготовки личности к жизни и работе в условиях неопределенности. Для нас метод проектов интересен тем, что всегда предполагает самостоятельную деятельность учащихся и решение поставленных задач с использованием интегрированных
®
дискуссия
журнал научных публикаций
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
знаний, умений, навыков из различных областей науки и техники. Результаты выполненной работы по проекту, как правило, «осязаемы» для ребенка, то есть конкретны и наглядны, что само :
по себе мотивирует его на самостоятельную творческую работу. «Несомненно, метод проектов весьма эффективен с точки зрения формирования у учащихся того набора компетентно -стей, которые необходимы для успеха их будущих профессиональных занятий», считает М.А. Холодная2. Упор на общее интеллектуальное развитие личности дает неоспоримые преимущества данного метода перед другими образовательными технологиями.
Метод проектов, не являясь чем-то принципиально новым в мировой педагогической практике, в тоже время требует иного осмысления в связи с новыми подходами и возможностями в современном российском образовании. Мы предлагаем, как указывалось выше, использовать этот метод непосредственно на уроке истории под контролем и руководством учителя в виде технологии «час проекта».
Разрабатывая эту технологию, мы отталкивались от того, что информационная сфера становится сегодня средой обитания — каждый человек и человечество в целом уже не просто живут в мире информации, а сами представляют собой объект непрерывного информационного воздействия. Понимание этого факта неизбежно приводит нас к переосмыслению имеющихся общих представлений о методах и ценностных критериях в образовании. Сегодня совершенно по-новому зазвучал лозунг «уметь учиться» современника А.С. Пушкина философа В. Одоевского, то есть овладевать умениям и навыками, самостоятельно искать информацию, анализировать, преобразовывать, транслировать ее. Владение учеником всей суммой компетенций, относящихся к базовым компонентам
Метод проектов интересен тем,
что всегда предполагает самостоятельную деятельность учащихся и решение поставленных задач с использованием интегрированных знаний, умений, навыков из различных областей науки и техники.
Сегодня совершенно по-новому зазвучал лозунг «уметь учиться» философа В. Одоевского, то есть овладевать умениям и навыками, самостоятельно искать информацию, анализировать, преобразовывать, транслировать ее.
ментального (умственного) опыта человека представляет содержание когнитивной компетенции. Поскольку учебная деятельность является основной в школе, то когнитивная компетенция становится ключевой в ее структуре. Таким образом, формирование когнитивной компетенции у школьников становится для учителей ведущим подходом к отбору содержания и форм образования, способов обучения, развития и воспитания, что превращает когнитивную компетенцию в ведущее направление современного отечественного образования3.
Технология «час проекта» представляет собой тематическую завершающе-закрепляющую самостоятельную деятельность ученического коллектива в целом и каждого отдельного ученика в групповом или индивидуальном формате. В научно-педагогической литературе достаточно подробно разработана проектная технология4. Предлагаются следующие этапы работы, которые представлены в табл. 1.
Из нее видно, что разработанная нами технология «час проекта» имеет отличия от общепризнанной теории проектов. Среди них можно указать следующее:
— вся самостоятельная деятельность учеников на уроке проходит под непосредственным контролем учителя при помощи инструктажа;
— вводный инструктаж позволяет учащимся сориентироваться в направлении выбора темы проекта;
- — сопутствующий инструктаж дает возможность корректировать учебную деятельность школьников над проектом непосредственно во время работы;
— итоговый инструктаж позволяет учителю сразу по завершении урока указать на имеющиеся недочеты в самостоятельной учебной деятельности детей, показать их слабые места (неумение работать в группе, неправильное распреде-
дискуссия
журнал научных публикаций
Таблица 1
Этапы работы по проектной технологии и их место в авторской разработке «часа проекта»
Технология работы над проектом Технология работы над «часом проекта»
1. Разработка проектного задания 1. Разработка задания на «час проекта»
1. 0 1.0. Подготовка и проведение вводного инструктажа для учеников
1.1. Выбор темы проекта 1.1. Выбор темы
1.2. Выделение подтем и тем проекта 1.2. Выделение направлений работы в «часе проекта»
1.3. Формирование творческих групп 1.3. Формирование творческих коллективов внутри класса
1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе 1.4. Подготовка материалов для исследования: формулировка вопросов и заданий, на которые нужно ответить, отбор исторических источников
1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности 1.5. Определение форм подведения итогов исследовательской деятельности
2. Разработка проекта 2. Работа по программе «час проекта»
2. 0 2.0. Проведение сопутствующего инструктажа по необходимости
3. Оформление результатов 3. Оформление результатов исследовательской работы
4. Презентация 4. Представление результатов исследовательской работы
5. Рефлексия 5. Предоставление возможности учащимся самим оценить свою исследовательскую деятельность
5. 0 5.0. Итоговый инструктаж учителя
ление времени, неумение выделить главное и, соответственно, сосредоточиться на нем).
В результате анализа педагогической литературы по проектным технологиям и преподавательского опыта автора по применению предложенной технологии в средних общеобразовательных учреждениях г. Москвы, выявлены четыре этапа исследовательской деятельности учащихся по технологии «час проекта» (представлены в табл. 2).
Естественно, выбор цели работы совпадал с выбором темы исследовательской деятельности школьников. Давая ученикам возможность выбирать направление исследования, мы старались активизировать интерес к автономной образовательной дея-
тельности и, стало быть, к самостоятельной учебной деятельности, так как только в таком случае выполнение ученической исследовательской работы будет отвечать своему прямому назначению.
Работа в условиях «часа проекта» требует четкого планирования действий учителя и учеников. После получения задания и определения творческих групп деятельность учителя сводится к отслеживанию временных отрезков и проведению инструктажа по мере необходимости.
Из-за жесткой привязки к времени урока работа по проектной технологии требует от школьника максимального напряжения всех его знаний, умений и навыков и подразделяется на следующие составляющие:
Таблица 2
Этапы исследовательской деятельности учащихся
Этапы Деятельность учащихся
1. Целеопределяющий — определение функциональной задачи в полученном задании
2. Теоретический — изучение, анализ имеющихся исторических документов; — поиск во время творческого обсуждения: новой идеи, нового подхода к решению поставленной задачи, нового видения проблемы
3. Практический — оформление результатов исследовательской работы в соответствии с предложенными учителем правилами
4. Презентационно-рефлекторный — учащиеся должны не только доложить о результатах исследования, но и постараться дать первичную оценку, что по их мнению получилось, а что не получилось
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
— когнитивно-информационную — четкое понимание идеи задания через владение материалом предмета;
— когнитивно-конструктивную — умение конкретизировать направление исследовательской деятельности, используя предоставленные исторические материалы и свои знания по предмету;
— когнитивно-организационную — умение составить план, организовать рабочее место, оценить свои возможности и предоставленный исторический материал и сделать всё это с учетом жестко ограниченного времени учебной деятельности;
— когнитивно-прикладную — умение оформить результаты своей исследовательской деятельности и изложить полученный результат в доступной форме учителю и своим товарищам.
Следовательно, можно сказать, что для формирования когнитивной компетенции в изучении истории необходимы:
— информационные умения, то есть такие умения, за счет которых ученик, владея учебным материалом, способен ориентироваться не только в учебной литературе, но и в исторических источниках;
— конструктивные умения, то есть умения, способствующие (иногда на уровне интуиции) развитию исследовательской деятельности ученика, его способности правильно выбирать направление исследования;
— организационные умения, то есть ученик должен уметь не просто организовать, а суметь спланировать свою работу во времени и пространстве, проявляя при этом такие деловые качества, как усидчивость, сосредоточенность, аккуратность, терпение, толерантность (способность работать в коллективе) и т. п.;
— прикладные умения, то есть такие умения, которые можно использовать не только в школе в виде хорошо оформленного и донесенного понятным языком
до своих одноклассников результата учебной работы на уроке, но и умения, пригодные для использования в реальной общественно-полезной деятельности молодого человека вне школьных стен.
Таким образом, урок, проведенный по технологии «час проекта», позволит составить суждение о сформированности ценностного отношения школьников к самостоятельной образовательной деятельности, о проявлении их активности и инициативности на занятиях, об осмыслении собственной позиции в учебной деятельности, а также о желании школьников использовать полученные знания, умения и приемы действий самостоятельно — как средство личностного роста. А сравнение своих результатов с результатами товарищей создает на уроке ситуацию соревнования и здорового соперничества в детском коллективе, что побуждает школьников к дальнейшему саморазвитию и самосовершенствованию. Следовательно, мы наблюдаем формирование когнитивной компетенции у школьников в изучении истории.
Важно подчеркнуть, что ученики получают элементарные навыки управления самостоятельной образовательной деятельностью посредством выполнения основных функций управления и всё это на уроке, под контролем учителя, то есть возможности классно-урочной системы до конца не исчерпаны.
Из сказанного выше мы можем выделить значение когнитивно-компетент-ностной парадигмы как реализации модели приоритета самостоятельной ментальной (умственной) учебной деятельности, основанной на признании уникальности личности ученика, его самоценности и исключительности. А это адекватный ответ на вызов современности.
Именно таким нам видится путь развития школьного образования — как путь подготовки компетентной личности к самостоятельной деятельности во взрослой жизни. \
Урок, проведенный по технологии «час проекта», позволит составить
суждение о сформированности ценностного отношения школьников к самостоятельной образовательной деятельности, о проявлении их активности и инициативности на занятиях, об осмыслении собственной позиции в учебной деятельности, а также о желании школьников использовать полученные знания, умения и приемы
действий самостоятельно -как средство личностного роста.
ДИСКУССИЯ .
журнал научных публикаций «
Литература
1. Загвязинский В.И., Закирова А.Ф. Педагогический словарь: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2008. С. 61.
2. Равен Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы / пер. с анг. М. «Когито-Центр», 1999. С. 9.
3. Загвязинский В.И., Закирова А.Ф. Педагогический словарь: учеб. пособие для студентов высш. учеб заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2008. С. 48.
4. Кукушин П.С. Педагогические технологии: учеб. пособие для студентов педагогических специальностей. Изд. 4-е, перераб. и доп. Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ»; Феникс, 2010. С. 247—48.
PRACTICAL REALIZATION OF COGNITIVE-COMPETENCE PARADIGM OF EDUCATION ON LESSON
A. V. Shatrov, Postgraduate, Department of Social and Humanitarian Disciplines, Moscow Institute of Open Education, Moscow, Russia, [email protected]
This article analyzes practical application of competence approach to modern Russian education by the example of projects' method. This is not the new method in the world pedagogic practice, but it requires new understanding concerning modernization of Russian education. The author shows the formation of cognitive competence by the example of projects' method application according to «Project hour» at a lesson and separates the meaning of this method application for students and discovers its peculiarities and advantages in comparison with other educational technologies.
This article separates the work stages by projects' technology and theirs place in the author's development «Project hour», gives the brief description of research work stages at a lesson. It is underlined that this technology forms cognitive competence by developing personal skills in educational activity. The key role in the problem is assigned to teacher who uses briefing (introductive, attendant and conclusive) and holds under control the students' activity.
Key words: competence approach; cognitive competence; project method, the technology of «Hour-project», cognitive competence paradigm, independent work of students.
References
1. Zagviazinskii V.I., Zakirova A.F. Pedagogicheskii slovar' [Psychological dictionary]. Moscow, Izdatel'skii tsentr «Akademiia» Publ., 2008. 352 p.
2. Raven J. Pedagogicheskoe testirovanie: problemy, zablu-zhdeniia, perspektivy [Teacher testing: problems, errors, and prospects]. Moscow, Kogito-Tsentr Publ., 1999. 144 p.
3. Zagviazinskii V.I., Zakirova A.F. Pedagogicheskii slovar' [Psychological dictionary]. Moscow, Izdatel'skii tsentr «Akademiia» Publ., 2008. 352 p.
4. Kukushin P.S. Pedagogicheskie tekhnologii [Educational technology]. Rostov na Donu, Izdatel'skii tsentr «MarT» Publ., 2010. 333 p.