Условия для развития социально-эмоционального компонента развития
Козлова Ольга Владимировна ГБОУ Школа 1106
Ключевые слова:
социальная компетентность, эмоциональная компетентность, раннее детство, поддержка родительства
В последнее время в практике и теории обучения детей раннего возраста всё большее развитие получают представления о необходимости как можно раньше включить ребёнка в образовательный процесс, широко распространяется практика раннего обучения, появляется большое число пособий и центров раннего развития. В соответствии с актуальностью этого запроса в городе Москве создаются новые формы дошкольного образования, главной целью которых является подготовка групп детей раннего возраста к поступлению в детское образовательное учреждение. Предлагаемый во многих программах развития материал носит абстрактный характер, далёкий от процесса жизнедеятельности ребёнка, игнорируются присущие детям этого возраста непроизвольность, эмоциональность, стремление к предметно-практическим действиям и игре. Наряду с этим остается актуальным запрос адаптации ребенка при вхождении в новую среду развития: можно зафиксировать некоторые сложности возможной дезадаптации ребенка, в связи с разлукой с матерью и необходимостью принимать и усваивать новые правила поведения.
Поэтому остается открытым вопрос разработки такой модели обучения детей раннего возраста, которая бы учитывала факторы риска, связанные с проблемой адаптации ребенка к новой среде и его разлуки с матерью, а также включала бы в себя создание благоприятных условий не только для формирования познавательных аспектов развития, но и формирования социально-эмоционального компонента развития.
Целью данной работы являлся поиск условий для развития социального и эмоционального компонента детей раннего возраста с помощью организации взаимодействия ребенка с матерью. Задачи: изучить подходы социально-эмоционального развития детей раннего возраста, анализ имеющихся программ и технологий развития детей раннего возраста, построение и внедрение цикла развивающих занятий для раннего возраста, основанного на развитии социальной и эмоциональной компетентностей. Он был предложен испытуемым экспериментальной группы, и состоял из занятий, основанных на методах контактной и танцевальной импровизации.
Теоретические и концептуальные основы данного исследования исходят из концепции общения Майи Ивановны Лисиной, деятельностного подхода Даниила Борисовича Эльконина и психоаналитической теории Зигмунда Фрейда. Также в основу работы положены представления Джона Боулби о теории привязанности и концепция Рене Шпица.
В исследовании принимали участие 52 пары матерей и детей возраста от 1,2 до 2 лет. Количество испытуемых в экспериментальной группе 52 человека (26 пар) пар, количество испытуемых в контрольной группе 52 человека (26 пар).
Исследование проводилось с применением количественно-качественных методов, таких как: наблюдение; беседа; анкетирование родителей и педагогов; видеозапись занятий в том числе, специально организованных эпизодов взаимодействия матери с ребенком; опросник Эмоционального взаимодействия матери с ребенком Е.И. Захаровой, методика измерения уровня тревожности Тейлора адаптация Т. А. Немчинова, рисуночный тест «Я и мой ребенок» М.Е. Ланцбург.
Различия в результатах между группами по методике измерения уровня тревожности во втором срезе являются статистически достоверными на уровне значимости р < 0,05.
Достоверные статистические различия на уровне значимости р < 0,05 между экспериментальной и контрольной группами по методике ОДРЭВ были обнаружены по следующим шкалам: «понимание причин состояния», «способность к сопереживанию», «безусловное принятие», «оказание эмоциональной поддержки», «умение воздействовать на состояние ребенка».
Достоверные статистические различия на уровне значимости р < 0,05 были обнаружены по следующим наблюдаемым показателям между группами: «контакт глаз», «телесный контакт», «эмоциональный контакт».
Обработка результатов исследования позволила проследить общие тенденции экспериментальной группы к усилению материнской чувствительности и общего эмоционального блока после внедренного цикла занятий. Также прослеживается рост усиления стремления матерей к телесному контакту и зрительному контакту с детьми. Кроме того, прослеживается тенденция к снижению тревожности в экспериментальной группе после внедренного цикла.
Список литературы:
1.Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. - Ярославль: Академия, 2006.
2.Богуславский М.В., Сороков Д.Г., Юлия Фауст: 30 лет методу Монтессори.- М. 2000г.
3.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2008.
4.Болотна Л.Р., КомароваТ.С., Баранов С.П. Дошкольное педагогика: учебное пособие. -М., 2007.
5.Воспитание, образование и развитие детей 2-3 лет в детском саду. Методическое руководство для воспитателей, работающих по программе "Радуга" / Сост. Т.Н. Доронова. - М., 2005.
6.Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного до трех лет. - М.,
2005.
7.Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Педагогика детей раннего возраста. - М.: Владос, 2007.
8.Галигузова Л.Н., Голубева Л.Г., Гризик Т.И. Воспитание и развитие детей от 1 года до 2 лет: метод, пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2007.
9. Дети раннего возраста в детском саду / С.Н. Теплюк, Г.М. Лямина, М.Б. Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.
10.Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред.
Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 2005.
11.Дошкольная педагогика: в 2-х ч. / Под ред. В.И.Логиновой, И.Г.Саморуковой. - М.,
2006.
12.Зауш-Годрон Ш. Социальное развитие ребенка.- СПб, 2004.
13.Клименов Л.Н. Мониторинг нервно-психического развития детей раннего возраста: Пособие для студентов, интернов и клин. ординаторов / Л.Н. Клименов, В.В. Гордеев;
Алт. гос. мед. ун-т. - Барнаул, 2005
14.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2006.
15.Корпетов Г.Б. На пути к педагогике свободы // Школьные технологии. 2006. № 4.
16.Кроха. Программа воспитания, обучения и развития детей до трех лет в условиях семьи.
Г.Г.Григорьева, Д.В.Сергеев, Н.П.Кочетова и др. - М., 2005.
17.Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. - Изд.: Питер, 2009.
18.Макарова Н.В. Организация психолого-педагогической помощи детям раннего возраста
в условиях дошкольных образовательных учреждений. - Ростов Н/д
19.Мария Монтессори. Разум ребенка. Главы из книги / Под ред. Хилтунина Е., Лаптевой
О. М.: Грааль 2003г.
20.Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя детского сада.
- СПб.: Акцент, 2006.
21.Монина Г.Б., Лютова Е.К. Проблемы маленького ребенка. - СПб.: Речь, 2002.
22.Монтессори в России. Новый взгляд./ Под ред. Сумнительного К.Е. - М., 2001г. Вып. 1
23.Мухина В.С. Психология дошкольника. - М.: Педагогика, 2005. 24.Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 2006. 25.Орлова Д. Большая книга Монтессори. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. 26.Осмоловская И. Страна, где правят дети // Семья и школа. 1997. № 2.
27.Павлова Л.Н. Развивающие игры - занятия с детьми от рождения до трех лет: Пособие
для воспитателей, родителей. - М.: Мозаика-Синтез, 2003.
28.Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста.
Е.О.Смирнова, Л.Н.Галигузова, С.Ю.Мещерякова. - М.: Мозаика-Синтез, 2007-2008.
29.Петровский А.В., Кларина Л.М., Смывина Л.А. и др. Построение развивающей среды в
дошкольном учреждении. - М., 2003.
30.Подласый И.П. Педагогика./Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений.- М.,
2004г.
31.Программа «Истоки». Базис развития ребенка-дошкольник / Алиева Т. И., Антонова Т.
Н., Арнаутова Е. П. - М., 2002.
32.Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой. - М.,
2007.
33.Программа воспитания и развития детей в детском саду «Детство» / В.И.Логинова,
Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др. - М., 2006.
34.Раннее детство: познавательное развитие / Л.Н. Павлова, Е.Б. Волосова, Э.Г. Пилюгина:
Методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
35.Смирнова Е.О, Мещерякова С.Ю. Ермолова Т.В. Игры и игрушки для детей раннего
возраста. - М., 2004.
36.Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет. - М.: МГППУ, 2003.