Научная статья на тему 'Практическая адаптация функций менеджмента торгового предприятия'

Практическая адаптация функций менеджмента торгового предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1175
343
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / МЕНЕДЖЕР / ФУНКЦИЯ / ПРЕДПРИЯТИЕ / ПЛАНИРОВАНИЕ / МОТИВАЦИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ / КОМПЕТЕНЦИЯ / MANAGEMENT / MANAGER / FUNCTION / ENTERPRISE / PLANNING / MOTIVATION / ORGANIZATION / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Санталова Марианна Сергеевна, Николаева Юлия Равильевна, Бунина Елена Алексеевна

Функция менеджмента – это вид деятельности руководителя по воздействию на объекты управления. Именно функции составляют основу содержания управленческого труда. В теории менеджмента существуют различные взгляды на виды функций руководителей, их количество. Впервые базовые функции менеджмента определил А. Файоль (планирование, организация, контроль, мотивация, координация), Г. Десслер и Д. Адаир расширили перечень функций. В практике менеджмента важнейшей задачей является определение для каждого предприятия набора функций, их содержания и распределения по уровням управления. В статье приведены результаты исследования функций менеджеров ЗАО ЦВ «Протек» по нескольким научным подходам, раскрыто их содержание и особенности реализации на предприятии. Проведенный анализ функций по научным подходам А. Файоля, Г. Десслера и Д. Адаира выявил cемь основных функций менеджеров ЗАО ЦВ «Протек». В статье определены компетенции менеджеров, и обоснована важность их развития для успешной практической адаптации функций менеджеров на предприятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL ADAPTATION OF FUNCTIONS OF MANAGEMENT OF TRADE ENTERPRISE

Function of management is a kind of activity of the head of impact on objects of management. Functions make a basis of the content of administrative work. In the theory of management there are different views on types of functions of heads, their quantity. For the first time basic functions of management were defined by H. Fayol (planning, the organization, control, motivation, coordination), G. Dessler and D. Adair expanded the list of functions. In practice of management the major task is definition for each enterprise of a set of functions, their contents and distribution on management levels. Results of research of functions of managers of JSC Implementation Center «Protek» on several scientific approaches are given in article, their contents and features of realization at the enterprise is opened. The carried-out analysis of functions on A. Fayol, G. Dessler and D. Adair's scientific approaches revealed seven main functions of managers of JSC Implementation Center «Protek». In article competences of managers are defined and importance of their development for successful practical adaptation of functions of managers at the enterprise is proved.

Текст научной работы на тему «Практическая адаптация функций менеджмента торгового предприятия»

ПРАКТИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

М. С. САНТАЛОВА, Ю. Р. НИКОЛАЕВА, Е. А. БУНИНА

Функция менеджмента - это вид деятельности руководителя по воздействию на объекты управления. Именно функции составляют основу содержания управленческого труда. В теории менеджмента существуют различные взгляды на виды функций руководителей, их количество. Впервые базовые функции менеджмента определил А. Файоль (планирование, организация, контроль, мотивация, координация), Г. Десслер и Д. Адаир расширили перечень функций. В практике менеджмента важнейшей задачей является определение для каждого предприятия набора функций, их содержания и распределения по уровням управления. В статье приведены результаты исследования функций менеджеров ЗАО ЦВ «Протек» по нескольким научным подходам, раскрыто их содержание и особенности реализации на предприятии. Проведенный анализ функций по научным подходам А. Файоля, Г. Десслера и Д. Адаира выявил семь основных функций менеджеров ЗАО ЦВ «Протек». В статье определены компетенции менеджеров, и обоснована важность их развития для успешной практической адаптации функций менеджеров на предприятии.

Ключевые слова: менеджмент, менеджер, функция, предприятие, планирование, мотивация, организация, компетенция.

Функции менеджеров разного уровня системы управления играют важную роль в развитии торгового предприятия. Их теоретическое изучение и практическая адаптация позволяют совершенствовать функциональные обязанности руководителей.

Рассмотрим функции менеджеров торгового предприятия ЗАО ЦВ «Протек». Исследуемое предприятие входит в группу компаний «Протек», которая является крупнейшим фармацевтическим предприятием России. Группа компаний «Протек» представляет собой холдинговую структуру во главе с компанией ОАО «Протек». ЗАО Центр внедрения «Протек» - основная операционная компания Группы, одна из крупнейших российских дистрибьюторов фармпрепаратов и товаров для красоты и здоровья. Компания представлена

во всех 83 регионах страны, имеет около 900 поставщиков и 18000 тысяч клиентов (44000 розничных точек) [3].

На исследуемом предприятии существует два уровня управления - высший (топ-менеджмент) и средний (руководители структурных подразделений). К топ-менеджменту относятся члены Совета директоров, правления, региональные директора и директора филиалов, к менеджерам среднего звена относятся начальники отделов филиалов. Определим функции менеджеров ЗАО ЦВ «Протек», используя теории А. Файоля, Г. Десслера, Д. Адаира (табл. 1, 2, 3), используя такой важный момент в практической адаптации теоретических подходов, как распределение функций по уровням менеджмента.

Таблица 1

Функции менеджеров ЗАО ЦВ «Протек» по методике А. Файоля

№ Функция Кем выполняется Содержание функции

1 Планирование Членами совета директоров, правления и директорами филиалов Организациям необходимо планирование, характеризующееся единством, точностью и гибкостью. Планирование призвано придать уверенность в том, что цели каждой части организации взаимосвязаны

2 Организация Членами совета директоров, правления и директорами филиалов Создание организационной структуры, которая даст возможность реализовать деятельность оптимальным образом, должно быть ясное определение ответственности, принятие адекватных решений

№ Функция Кем выполняется Содержание функции

3 Мотивация Менеджерами всех уровней управления Управление мотивацией обеспечивает активность, заинтересованность персонала в результатах деятельности, постоянный рост производительности труда

4 Координация Членами совета директоров, правления и директорами филиалов Достижение координации усилий посредством постоянного циркулирования информации и организации регулярных встреч руководителей с персоналом, согласованности реализации всех функций управления

5 Контроль Менеджерами всех уровней управления Контролируется соблюдение установленных правил, распоряжений, контроль должен осуществляться быстро и по определенной процедуре, необходим текущий, итоговый контроль

Функции планирования, организации и координации выполняются топ-менеджерами - членами совета директоров и правления на уровне всего предприятия, региональными управляющими на уровне региона (регион включает 6-8 филиалов), директорами филиалов, соответственно, планируется и организуется работа филиала. Планирование и организация деятельности филиала обязательно согласуются с региональным управ-

ляющим. Функции мотивации и контроля реализуются и на высшем и среднем уровнях управления. Функции А. Файоля являются базовыми в управлении, и все обязательно выполняются менеджерами ЗАО ЦВ «Протек».

Разделяя точку зрения А. Файоля о наличии пяти основных функций управления, в свою очередь Г. Десслер приводит свой набор функций, определяя их содержание (табл. 2).

Таблица 2

Функции руководителя по методике Г. Десслера

№ Функция Кем выполняется Содержание функции

1 Планирование Членами совета директоров, правления и директорами филиалов Постановка целей, определение стандартов, правил деятельности и ее планирование

2 Организация Членами совета директоров, правления и директорами филиалов Постановка задач коллективу, формирование организационной структуры, делегирование полномочий, распределение обязанностей, разработка процедур управления

3 Управление персоналом Менеджерами всех уровней управления Определение требований к работникам, отбор, оценка, управление мотивацией, обучение и развитие работников

4 Координация Членами совета директоров, правления и директорами филиалов Координация выполнения всех функций управления

5 Контроль Менеджерами всех уровней управления Контроль за соблюдением правил, выполнением распоряжений, контроль должен осуществляться быстро и по определенной процедуре

Как видно из таблицы 2, Г. Десслер добавил функцию управления персоналом в отличие от А. Файоля, определившего функцию мотивации основной в руководстве персоналом. Функция управления персоналом имеет важное значение на исследуемом предприятии реализуется на всех уровнях управления, так как персонал выступает главным объектом управления. Функция управления персоналом в ЗАО ЦВ «Протек» включает управление мотивацией, карьерой, распределение обязанностей, оценку, адаптацию, обучение, развитие, отбор, увольнение персонала.

Топ-менеджеры и менеджеры среднего звена преимущественно выполняют функции мотивации, распределения обязанностей, а служба управления персоналом по их распоряжению осуществляет отбор, обучение, оценку персонала.

В отличие от А. Файоля и Г. Десслера, Д. Адаир - автор методики функционального руководства, описанного в его книге «Эффективное руководство», - считает, что менеджер осуществляет восемь основных функций [2], которые также реализуются в деятельности менеджеров ЦВ «Протек» (табл. 3).

Как видно из таблицы, Д. Адаир расширил управленческие функции, добавив такие функции как личный пример, инструктаж, оценка работы. Данные функции выполняются топ-менеджерами и менеджерами среднего звена ЗАО ЦВ «Протек» ежедневно. Функция личный пример оказывает существенное влияние на мотивацию персонала, инструктаж и оценка необходимы для повышения эффективности их труда.

Таблица З

Функции руководителя по методике Д. Адаира

№ Функция Кем выполняется Содержание функции

1 Определение задания Членами совета директоров, правления и директорами филиалов Осуществление этой функции должно дать ответ на вопрос, что делать для достижения цели, цель необходимо разбить на несколько конкретных заданий, задание следует разбить на три этапа: определение конечной цели, определение путей решения, постановка конкретной задачи каждому исполнителю

2 Планирование Членами совета директоров, правления и директорами филиалов Руководителю необходимо творческое мышление, умение понять идеи подчиненных, предвидеть варианты развития ситуации

З Инструктаж Менеджерами всех уровней управления После определения того, что делать для достижения цели, необходимо сформулировать как это сделать - руководитель должен уметь проводить собрания, давать четкие инструкции

4 Контроль Менеджерами всех уровней управления Контроль руководитель должен начинать с себя - необходимо продумать собственную систему контроля

5 Оценка работы Менеджерами всех уровней управления Необходимо подводить итоги работы и осуществлять разбор выполненного задания. Важно, чтобы руководитель умел ценить и отмечать хорошую работу, оценка должна состоять из следующих этапов: оценка результатов, оценка работы коллектива

б Мотивация Менеджерами всех уровней управления Применение теорий мотивации на практике, изучение мотивации сотрудников, разработка системы поощрений

7 Организация Членами правления и директорами филиалов Создание структуры, позволяющей коллективу эффективно выполнять свою работу, при наличии большого коллектива целесообразно разбить коллектив на группы по 515 человек

8 Личный пример Менеджерами всех уровней управления Основным залогом успеха являются поведение, цели и установки руководителя, пример может быть положительным или отрицательным

На основании проведенной теоретической и по уровням управления функции менеджеров

практической оценки определены и распределены ЗАО ЦВ «Протек» (табл. 4).

Таблица 4

Основные функции менеджеров ЗАО ЦВ «Протек» по исследуемым методикам А. Файоля, Д. Адаира, Г. Десслера

№ Функция Кем выполняется Содержание функции

1 Планирование Членами совета директоров, правления и директорами филиалов Постановка целей, определение стандартов, правил деятельности и ее планирование, прогнозирование

2 Организация Членами совета директоров, правления и директорами филиалов Постановка задач коллективу, формирование организационной структуры, делегирование полномочий, распределение обязанностей, разработка процедур управления

З Управление персоналом Менеджерами всех уровней Определение требований к работникам, отбор, оценка, управление мотивацией, обучение и развитие работников

4 Координация Членами совета директоров, правления и директорами филиалов Достижение координации усилий посредством постоянного циркулирования информации и организации регулярных встреч руководителей с персоналом

5 Контроль Менеджерами всех уровней Контроль руководитель должен начинать с себя -необходимо продумать собственную систему контроля. Контроль за соблюдением правил, выполнению распоряжений, контроль должен осуществляться быстро и по определенной процедуре

№ Функция Кем выполняется Содержание функции

6 Оценка работы Менеджерами всех уровней Необходимо подводить итоги работы и осуществлять разбор выполненного задания, важно, чтобы руководитель умел ценить и отмечать хорошую работу, оценка должна состоять из следующих этапов: оценка последствий, оценка работы коллектива оценка последствий

7 Личный пример Менеджерами всех уровней Основным залогом успеха выступает поведение, цели и установки руководителя, пример может быть положительным или отрицательным

Проведенное исследование показало, что функции планирования, организации и координации выполняются топ-менеджментом ЗАО ЦВ «Протек», а такие функции, как личный пример, оценка работы, контроль, управление персоналом реализуются на всех уровнях управления.

По мнению авторов, определение функций менеджеров и распределение их по уровням управления на предприятиях методически необходимо, так как труд руководителя осуществляется именно в процессе выполнения его функций, то есть функции управления составляют основное содержание управленческого труда. Именно в процессе выполнения функций менеджеры достигают целей организации (получение прибыли, выход на новые рынки и т. д.). Каждая функция менеджмента представляет собой определенную сферу действия процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности - это совокупность взаимосвязанных функций управления.

Для реализации своих функций менеджерам необходимо обладать набором компетенций. Так как именно благодаря компетенциям менеджеры могут адаптировать различные теоретические подходы к практике управления и эффективно выполнять свои функциональные обязанности. Под компетенцией понимается подлежащая оценке характеристика индивида и поведенческие аспекты, причинносвязанные с эффективностью деятельности. Компетенция - это совокупность личностных, мотивационных качеств менеджера, профессиональных знаний, умений, навыков, необходимых для успешного выполнения трудовой деятельности, проявляющихся в поведении и подлежащих оценке.

Изучив подходы к компетенциям Р. Бояциса, Д. Гоулмена, С. Магура, С. Курбатова и других ученых, были отобраны при одинаковом содержании 11 компетенций топ-менеджеров и 8 компетенций менеджеров среднего звена ЗАО ЦВ «Протек».

К компетенциям менеджеров высшего звена отнесены:

1. Лидерство - способность вдохновлять работников, прикладывать все силы для достижения желаемых результатов и поддерживать эффективные взаимоотношения с отдельными работниками и группой в целом.

2. Стратегическое видение - способность видеть работу организации целиком и свое место в ней, ориентация на долгосрочные перспективы.

3. Планирование - выбор направления деятельности, гарантия того, что ресурсы для ее осуществления имеются в наличии, разработка плана действий, необходимых для достижения намеченного результата.

4. Оптимизация процесса управления - организация деятельности предприятия, определение численности штата, необходимого для выполнения работы, постановка целей и определение приоритетов в работе, определение полномочий и ответственности исполнителей.

5. Решение проблем - анализ информации, ситуации, диагностика проблемы, выявление ключевых вопросов, оценка альтернативных направлений деятельности, умение принимать логичные, практичные и приемлемые решения.

6. Коммуникации - способность делать сообщения, передавать информацию ясно и последовательно, в устной и письменной формах, вести переговоры, дискуссии, умение владеть своими эмоциями, самоконтроль.

7. Работа в команде - сотрудничество с другими членами группы, полностью понимая свою роль в ней, письменные распоряжения и отчеты, личное общение, проведение совещаний.

8. Инновационность (гибкость) - способность быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.

9. Мотивация высоких результатов труда подчиненных - способность воодушевить подчиненных на достижение поставленных целей; умение использовать средства материального и морального стимулирования; создание мотивирующей среды, таких рабочих условий, которые повышают уровень удовлетворенности персонала, желание работать с высокой отдачей.

10. Ориентация на достижение/результат -стремление получать хорошо выполненную работу и способность ставить и достигать цели, создавать собственную меру совершенства и постоянно искать пути повышения эффективности деятельности.

11. Деловая осведомленность - способность видеть и использовать благоприятные коммерческие возможности, понимать их и приоритеты организации, постоянно гарантировать, что организация успешно их использует.

Для менеджеров среднего звена определено 8 основных компетенций - коммуникации, работа в команде, инновационность (гибкость), лидерство, мотивация высоких результатов труда подчиненных, ориентация на достижение/результат, работа в команде, решение проблем.

Вышеперечисленные компетенции для менеджеров среднего и высшего звеньев управления необходимы для эффективной управленческой деятельности, то есть для выполнения своих функций.

Литература

1. Албастова Л. Н. Технологии эффективного менеджмента. М., 2007.

2. Николаева Ю. Р., Санталова М. С., Бунина Е. А. Управление интеллектуальным капиталом предприятия: монография. Воронеж, 2011. С. 65.

3. Официальный сайт ЗАО «ЦВ Протек» URL: http://www.protek.ru

* * *

PRACTICAL ADAPTATION OF FUNCTIONS OF MANAGEMENT OF TRADE ENTERPRISE

M. S. Santalova, Yu. R. Nikolayeva, Ye. A. Bunina

Function of management is a kind of activity of the head of impact on objects of management. Functions make a basis of the content of administrative work. In the theory of management there are different views on types of functions of heads, their quantity. For the first time basic functions of management were defined by H. Fayol (planning, the organization, control, motivation, coordination), G. Dessler and D. Adair expanded the list of functions. In practice of management the major task is definition for each enterprise of a set of functions, their contents and distribution on management levels. Results of research of functions of managers of JSC Implementation Center «Protek» on several scientific approaches are given in article, their contents and features of realization at the enterprise is opened. The carried-out analysis of functions on A. Fayol, G. Dessler and D. Adair's scientific approaches revealed seven main functions of managers of JSC Implementation Center «Protek». In article competences of managers are defined and importance of their development for successful practical adaptation of functions of managers at the enterprise is proved.

Key words: management, manager, function, enterprise, planning, motivation, organization, competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.