СУСРАКСЕОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОДЕЙСТВИЯ САМОРАЗВИТИЮ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК 378.12
Т. А. Вековцева
Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)
В статье представлена праксеологическая технология содействия саморазвитию преподавателя вуза в культурно-досуговой деятельности, которая предполагает педагогически выстроенные совместные действия преподавателей и тьюторов, в специально созданных условиях, детерминирующие желаемое развитие, при сохранении (восстановлении) физических, психических и душевных сил. Рассмотрение саморазвития как системы, процесса и результата обусловило логику построения технологии: саморазвитие как результат зафиксировано целями технологии; саморазвитие как система отражено содержанием технологии; саморазвитие как процесс представлено в формах, методах, средствах и условиях реализации технологии. Выделены этапы осуществления технологии: диагностико-просветительский; мотивацион-но-технологический и оценочно-коррекционный. Особое внимание уделено характеристике развивающе-феликсологической среды жизнедеятельности человека и содержанию комплекса психолого-педагогических условий эффективного содействия саморазвитию преподавателя вуза в культурно-досуговой деятельности. Выявленные психолого-педагогические условия в совокупности представляют необходимые и достаточные условия, которые создают наиболее благоприятную среду для успешного саморазвития преподавателя вуза в культурно-досуговой деятельности. Каждое из представленных условий реализуется на практике при наличии раз-вивающе-феликсологической среды жизнедеятельности, характеризуемой как эмоционально насыщенное единство профессиональной, культурно-досуговой, социальной и семейной сред, оказывающих позитивное влияние разной степени интенсивности на саморазвитие преподавателя вуза в культурно-досуговой деятельности.
Ключевые слова: саморазвитие, культурно-досуговая деятельность, преподаватель вуза, содействие, технология.
T. A. Vekovtseva
South Ural State University (National Research University), The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Prospect Lenina, 76, 454080, Chelyabinsk, Chelyabinsk region, Russian Federation
PRAXIOLOGICAL TECHNOLOGY ASSISTANCE SELF-DEVELOPMENT OF UNIVERSITY TEACHERS IN LEISURE AND CULTURAL ACTIVITIES
The article presents the technology praxeological empowerment teacher of high school in the cultural and leisure activities, which involves pedagogically built by joint efforts of teachers and tutors, in specially created conditions that determine the desired development, while maintaining (recovery of) physical, mental and spiritual strength. Consideration of the self as a system process and the result led to the logic of building technology: self-development as a result of the objectives fixed technology; self-development of the system reflected the content of technology; self-development as a process is represented in the forms, methods, means and conditions of implementation of the technology.
ВЕКОБЦЕБА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА — кандидат искусствоведения, доцент кафедры маркетинговые коммуникации Института экономики, торговли и технологий Южно-Уральского государственного университета (национального исследовательского университета) 215 VECOVTSEVA TATYANA ALEXANDROVNA — Ph.D. (History of Arts), Associate Professor of Department of the marketing communications, Institute of economy, trade and technologies, South Ural State University (National Research University)
e-mail: [email protected] © Вековцева Т. А., 2015
Stages of the technology: diagnostics and educational; technological and motivational assessment and correction. Particular attention is given to the characteristic didactic-feliksologicheskoy protection of human life and the maintenance of the complex psychological and pedagogical conditions for effective empowerment of the teacher of high school in the cultural and leisure activities. Identified psychological and pedagogical conditions in the aggregate represent necessary and sufficient conditions that create the most favorable environment for successful self-development teacher of high school in the cultural and leisure activities. Each of the presented conditions implemented in practice if didactic-feliksologicheskoy living environment, which is characterized as an emotionally-rich unity of professional, cultural, recreational, social and family environments, providing a positive impact of varying intensity in the self-development of the teacher of high school in the cultural and leisure activities.
Keywords: self-development, cultural and leisure activities, high school teacher, promoting the technology.
Преподаватель вуза в современных стрессовых условиях деятельности должен иметь возможность каким-либо образом восстанавливать физические, эмоциональные и интеллектуальные силы, переключаться с одного вида деятельности на другой. Такая возможность в полной мере реализуется в культурно-досуго-вой деятельности, которая направлена на создание устойчивой основы в процессе предотвращения стрессовых ситуаций, на преодоление профессиональных деформаций и других негативных аспектов в профессиональной деятельности преподавателя вуза. Кроме того, анализ научной литературы и педагогической практики, а также собственный опыт педагогической деятельности в высшей школе показывает, что в культурно-досуговой деятельности возможны профессиональный рост преподавателя, совершенствование его профессиональной деятельности, а также профессиональное саморазвитие [5; 6 и др.].
Результаты констатирующего эксперимента, который проводился в Южно-Уральском государственном университете и был направлен на выявление основных направлений культурно-досуговой деятельности преподавателя вуза, подтвердил, что профессиональное саморазвитие преподавателя в данной деятельности занимает наиболее важное место. В частности, подтвердилось утверждение о том, что многие преподаватели во время досуга совершенствуют своё педагогическое мастерство, работают над источниками профессиональных знаний, изучают научную литературу по специальности и т.п. Далее по
значимости, согласно результатам практического исследования, является интеллектуально-творческое развитие в культурно-досуго-вой деятельности.
Саморазвитие человека на практике представляет собой достаточно сложный процесс, который предполагает наличие таких составляющих, как знания, умения и способности. На основании данного утверждения можно предположить, что саморазвитие преподавателя вуза в культурно-досуговой деятельности требует определённого воздействия на данный процесс, которое непосредственно направлено на существенное расширение и обогащение уже имеющихся знаний, трансформацию и модификацию умений, коррекцию и совершенствование навыков, развитие сформированных способностей. такого вида воздействие, как правило, в педагогической науке определяется термином «содействие» и трактуется как средство помощи в сложных ситуациях, а также как условие осуществления эффективной деятельности.
Анализ научных публикаций по данной проблематике показал, что технология содействия имеет некую направленность на определённую категорию или группу людей [5; 6 и др.]. в аспекте нашего исследования в качестве такой категории выступают преподаватели вуза. с учётом специфики профессиональной деятельности рассматриваемой категории под технологией содействия- преподавателям вуза мы понимаем педагогически выстроенные совместные действия преподавателей и их наставников (тьюторов), в специально
созданных условиях (педагогических условиях), детерминирующих желаемое развитие (в данном случае саморазвитие в культур-но-досуговой деятельности), при сохранении (восстановлении) физических, психических и душевных сил.
учитывая цель построения технологии содействия саморазвитию преподавателя вуза в культурно-досуговой деятельности и стремление к расширению и обогащению знаний преподавателей, к совершенствованию навыков, к развитию способностей, мы пришли к выводу о целесообразности использования в данном случае праксеологического подхода [3, с. 25]. Данный подход, как теоретико-методологическая основа эффективной и целенаправленной культурно-досуговой деятельности преподавателя вуза, придаёт рассматриваемой деятельности функциональность и результативность, расширяет её возможности и обеспечивает концентрацию необходимых ресурсов.
саморазвитие преподавателя вуза в куль-турно-досуговой деятельности рассматривается как система, как процесс и как результат. на основе данного утверждения строится логика проектирования праксеологической технологии. результат саморазвития фиксируется целями разрабатываемой технологии, системность саморазвития отражена в содержании праксеологической технологии, процесс саморазвития выражается через формы, методы, средства и специально созданные условия. Поэтому подробнее остановимся на постановке цели разрабатываемой праксеоло-гической технологии, характеристике содержания технологии и выявлении специальных условий.
необходимо отметить, что разрабатываемая технология должна быть целостной и эффективно содействовать саморазвитию преподавателей вуза в культурно-досуговой деятельности на протяжении длительного периода времени. с учётом этого целесообразно выделить этапы её реализации, определив при этом целевой и содержательный компоненты. такой подход к разработке праксеологи-
ческой технологии содействия саморазвитию преподавателей вуза в культурно-досуговой деятельности фиксирует достигнутый результат саморазвития преподавателя.
выявление этапов осуществлялось на основе интеграции позиций А. Д. Жаркова и В. М. Чижикова, раскрывающих особенности технологии организации досуговой деятельности [2, с. 104—106], позиции Л. М. Митиной, демонстрирующей алгоритм конструктивного изменения поведения человека [4], и на основе модели управления изменениями К. левина [8]. В результате мы выделили три основных этапа реализации технологии содействия саморазвитию преподавателей вуза в культур-но-досуговой деятельности:
1 этап — диагностико-просветительский;
2 этап — мотивационно-технологический;
3 этап — оценочно-коррекционный.
Особенностью первого (диагностико-про-
светительского) этапа является его просветительская направленность, предполагающая создание индивидуального маршрута саморазвития для каждого преподавателя. содействие тьютора (опытного наставника, куратора) на данном этапе реализации технологии осуществляется в виде работы по постановке целей саморазвития преподавателя в культурно-досуговой деятельности (специально разработанный алгоритм) и через определение и составление индивидуальных маршрутов саморазвития. Иными словами, данный этап является подготовительным, на котором тьюторское содействие предопределяет успешность применения всей технологии.
Целью первого этапа реализации технологии содействия саморазвитию преподавателей вуза в культурно-досуговой деятельности является построение индивидуальных маршрутов саморазвития преподавателей. содержательное наполнение этапу обеспечивает программа повышения квалификации преподавателей-кураторов по теме «Тайм-менеджмент преподавателя и студента», которая построена по модульному принципу. Модульный подход позволяет осваивать программу в различных вариантах и дифферен-
цировать её содержание. Программа состоит из четырёх основных модулей, обеспечивающих теоретико-методическую основу и интеграцию развития знаний, умений и навыков управления своим временем как студентов, так и самих преподавателей.
Второй (мотивационно-технологический) этап реализации технологии содействия саморазвитию преподавателей вуза в культурно-досуговой деятельности, согласно концепции К. Левина, предполагает активную деятельность преподавателя. Задача тьютора на данном этапе заключается в поддержке предпринимаемых шагов, в одобрении любых (даже незначительных) успехов, в расширении горизонтов культурно-досуговых потребностей. Направления саморазвития представлены различными векторами в соответствии с индивидуальным состоянием и личностными особенностями каждого преподавателя.
Целью второго этапа является освоение преподавателями различных форм и видов культурно-досуговой деятельности, способствующих саморазвитию преподавателя. Данный этап направлен на структуризацию куль-турно-досуговой деятельности преподавателей вуза (на основе выявленных ценностных ориентаций) по нескольким модулям: коммуникативно-познавательный, художественно-эстетический, рекреационный, общекультурный, экстремально-состязательный и спортивно-оздоровительный (реабилитационный). Выбор выделенных модулей, средств и форм культурно-досуговой деятельности осуществляется преподавателями самостоятельно, но во взаимодействии и при поддержке тьютора.
Особенностью третьего (оценочно-коррек-ционного) этапа является становление преподавателей — членов клубов как пропагандистов активного досуга среди студентов, преподавателей кафедры и факультета, иными словами, они становятся «социокультурными аниматорами». Анимация в данном случае осуществляется по нескольким направлениям работы со студентами и взаимодействия с коллегами: движение, общение, успокоение, переживание, творчество, культура.
Целью третьего этапа является повышение эффективности культурно-досуговой деятельности, направленной на саморазвитие преподавателей вуза. Данный этап предусматривает проведение оценки и самооценки произошедших изменений у преподавателей, соотнесение полученных результатов с запланированными и, при необходимости, внесение корректировки в осуществляемую деятельность. Это — этап стабилизации («заморозки») произошедших изменений. На данном этапе роль тьютора также очень значима, так как оценка только тогда будет способствовать дальнейшему саморазвитию преподавателей, когда она адекватно воспринимается, а самооценка — когда она реалистичная. К сожалению, преподавателям вуза адекватности самооценки своей досуговой деятельности явно не хватает, поэтому внешнее содействие будет нивелировать этот недостаток.
Важно отметить, что эффективное саморазвитие преподавателей вуза в культурно-досуговой деятельности происходит только при наличии развивающе-феликсологической среды жизнедеятельности. Такая среда характеризуется как эмоционально насыщенное единство профессиональной, культурно-до-суговой, социальной и семейной составляющих, оказывающих позитивное влияние (разной степени интенсивности) на жизнедеятельность человека, принося ему удовлетворение и удовольствие. Развитие происходит только при уравновешенном сочетании всех четырёх составляющих, то есть зона пересечения и есть развивающая характеристика среды. Безусловно, данный тезис может показаться спорным, однако полагаем убедительным является факт, что доминирование одной из сред в жизнедеятельности человека будет способствовать его развитию, но только в этом конкретном направлении. Оптимальным вариантом является тот, когда развитие является всесторонним, «гармоничным».
Системность саморазвития обусловила необходимость разработки содержательно-методического обеспечения праксеологической технологии содействия саморазвитию препо-
давателей вуза в культурно-досуговой деятельности. содержательно-методическое обеспечение целесообразно рассматривать по трём основным характеристикам: программно-содержательная, организационно-методическая и технологическая [6]. Программно-содержательная характеристика содержит структуру, содержание, программы, планы преподавателей по саморазвитию в культур-но-досуговой деятельности. организационно-методическая характеристика представлена формами реализации содержания процесса в культурно-досуговой деятельности. Технологический уровень представлен методами, педагогическими средствами и приёмами саморазвития преподавателей вуза.
содержательно-методическое наполнение праксеологической технологии содействия саморазвитию преподавателей вуза в культур-но-досуговой деятельности необходимо также рассматривать в соответствии с поставленными целями на каждом из обозначенных ранее этапов реализации данной технологии.
на первом (диагностико-просветитель-ском) этапе содержательно-методическое наполнение представлено программой повышения квалификации преподавателей-кураторов, представляющей собой 72-х часовой курс «Управление временем» (авторская программа, построенная на основе нескольких книг Глеба Архангельского [1 и др.]). Программа построена по модульному принципу: 1 модуль — «Введение»: вводное занятие, тема «отдых преподавателя»; 2 модуль — «Ценностно-мо-тивационная сфера человека»: мотивация к решению сложных задач; ценностные предпочтения; 3 модуль — «Планирование»: организация рабочего дня; планирование времени; расстановка приоритетов; 4 модуль — «Управление временем»: управление информацией; поглотители времени; управление идеями. В процессе реализации данной программы во внутривузовской системе повышения квалификации на каждой лекции приводились примеры восстановления сил, влияния того или иного культурно-досугового мероприятия на физиологические параметры, эмоциональный
и духовный настрой человека. Кроме того, постоянно делались ссылки на проведённые исследования в России и за рубежом о реакции организма человека на музыку, театральные постановки, прогулки по лесу, физкультурные пробежки, занятия йогой, посещение музеев и т.п., то есть говорилось о значении для жизнедеятельности человека культурно-досуговой деятельности.
Содержательно-методическое наполнение второго (мотивационно-технологическо-го) этапа праксеологической технологии содействия саморазвитию преподавателей вуза в культурно-досуговой деятельности базировалось на индивидуальных маршрутах преподавателей. Анализ важнейших ценностей преподавателей позволил структурировать культурно-досуговую деятельность преподавателей вуза по нескольким модулям: коммуникативно-познавательный; художественно-эстетический, рекреационный, общекультурный, экстремально-состязательный и спортивно-оздоровительный (реабилитационный). Модули и формы культурно-досуговой деятельности предлагались преподавателям в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
Третий (оценочно-коррекционный) этап праксеологической технологии содействия саморазвитию преподавателей вуза в куль-турно-досуговой деятельности в аспекте содержательно-методического наполнения по-свящён фиксации достижений преподавателей за год включения активной культурно-досуговой деятельности в своё жизненное пространство, оценке достигнутых изменений и корректировке дальнейших планов. На данном этапе предусматривается становление преподавателей — членов клубов как пропагандистов активного досуга среди студентов, преподавателей кафедры и факультета, иными словами, они становятся «социокультурными аниматорами».
т. н. третьякова выделяет несколько видов анимационной деятельности [7, с. 7], которые полностью подходят к проблеме нашего исследования:
1. Анимация в движении — преподаватели побуждают окружающих (студентов, коллег, членов семьи) к активному отдыху: туристические походы, лесные прогулки, участие в спортивных секциях или спортивных мероприятиях и т.д.
2. Анимация через общение — преподаватели инициируют встречи с новыми людьми, предлагают новые виды деятельности, сопровождающиеся повышенным уровнем коммуникаций.
3. Анимация через успокоение — преподаватели оказывают эмоциональную поддержку окружающим с помощью эмпатического сопереживания, единения с природой, предложения релаксационных форм отдыха.
4. Анимация через переживание — преподаватели оказывают содействие окружающим в получении удовольствия от сделанных находок и открытий, от преодоления трудностей в работе и коммуникациях.
5. Творческая анимация — преподаватели поддерживают естественное стремление окружающих людей к творчеству, установление контактов для сотворчества, развитие способностей и интересов к такой деятельности.
6. Культурная анимация — преподаватели активизируют потребности окружающих в духовном развитии с помощью изучения исторических вопросов, посещения музеев, национальных и религиозных памятников, художественных выставок.
Мы полагаем, что привлечение других людей к культурно-досуговой деятельности может происходить только в ситуации вдохновения, позитивного настроя и убеждения преподавателей в полезности такой работы, следовательно, пропагандируя культурно-до-суговую деятельность, преподаватели усиливают своё представление о ценности подобной деятельности и становятся её приверженцами.
Содержательное наполнение праксеологи-ческой технологии содействия саморазвитию преподавателей вуза необходимо реализовы-вать в специально созданных условиях, которые определяют саморазвитие как процесс.
В педагогической практике условия создаются исходя из двух аспектов: психологического и педагогического, так как необходимо оказывать влияние с помощью специальной среды, обстоятельств или мер воздействия на личность (педагогический аспект), на интересующий феномен с учётом его внутренних характеристик, особенностей и структуры (психологический аспект). Следовательно, целесообразно вести речь о психолого-педагогических условиях, которые мы понимаем как комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер воздействия, направленных на развитие требуемых качеств или характеристик личности.
Разработанный нами комплекс психолого-педагогических условий для эффективного содействия саморазвитию преподавателей вуза в культурно-досуговой деятельности включает следующие условия:
• пропаганда возможностей досуговой деятельности для саморазвития и достижения внутриличностного благополучия преподавателей. К индивидуальным формам пропаганды отнесены: беседа, консультации и разовые индивидуальные занятия. К групповым формам — семинар, лекция-беседа, тренинго-вые упражнения. Среди методов пропаганды предложено использовать как традиционные: метод устной, метод печатной и метод наглядной пропаганды; так и новые, составленные автором: музыкальные аудиозаписи и личный пример культурно-досуговой деятельности руководителей структурных подразделений (зав. кафедрами, деканы);
• создание рефлексивно-инновационной среды, побуждающей преподавателей к общекультурному непрерывному развитию. Рефлексивно-инновационная среда представляет собой сочетание осмысления (рефлексия) и инноваций, творчества (развитие). Такая среда создаётся с помощью культурно-досугового объединения преподавателей вуза. Подобное объединение — крайне редкое явление для вуза, так как вся социокультурная работа направлена только на студентов, а преподаватели могут лишь иногда присоединять-
ся к этой работе. Мы полагаем, что это серьёзное упущение со стороны ректората вуза, и предлагаем данное упущение устранить.
• применение разнообразных методов и средств стимулирования активности и инициативы преподавателей в организации куль-турно-досуговой деятельности. К таким методам были отнесены: а) методы сотрудничества: коллективные творческие проекты; метод «личного примера»; б) игровые методы: игровые тренинги, инсценировки, упражнения; в) методы соревнования: спортивные игры, командно-игровые турниры, соревнования при выполнении упражнений; г) методы визуализации: визуализация данных; визуализация информации; визуализация образа;
• внедрение в вузе педагогической анимации, проводимой руководителями подразделений в виде систематического коучинга, а точнее — коучинга личной эффективности, или коучинга жизни (так называемый лайф-коучинг). Выбор такого метода, как коучинг, обоснован тем, что только коучинг предполагает равные, партнёрские отношения между субъектами взаимодействия. В нашей технологии предусмотрен только индивидуальный коучинг, который по времени длится от 15 до 40 минут, а тематика предопределяется полученными данными в ходе диагностических процедур. Проведение коуч-сессий в нашей технологии имеет целью акцентирование внимания преподавателей на качестве осуществляемой ими культурно-досуговой деятельности, от которого зависят настроение, физическая активность, удовлетворённость жизнью
и т.п.
Выявленные психолого-педагогические условия в совокупности представляют собой необходимые и достаточные условия, которые создают наиболее благоприятную среду для успешного саморазвития преподавателя вуза в культурно-досуговой деятельности. Каждое из представленных условий реализуется на практике при наличии развивающе-феликсологической среды жизнедеятельности, характеризуемой как эмоционально насыщенное единство профессиональной, куль-турно-досуговой, социальной и семейной сред, оказывающих позитивное влияние разной степени интенсивности на саморазвитие преподавателя вуза в культурно-досуговой деятельности.
В заключение отметим, что праксеологи-ческая технология содействия саморазвитию преподавателя вуза в культурно-досуговой деятельности — это педагогически выстроенные совместные действия преподавателей и тьюторов, в специально созданных условиях, детерминирующие желаемое развитие, при сохранении (восстановлении) физических, психических и душевных сил. Представление саморазвития преподавателя вуза как системы, процесса и результата обусловило логику построения данной технологии, в частности, саморазвитие как результат зафиксировано целями технологии, саморазвитие как система отражено содержанием технологии, саморазвитие как процесс представлено в формах, методах, средствах и условиях его успешного осуществления.
Примечания
1. Архангельский Г. А. Формула времени: тайм-менеджмент на Outlook 2013. 8-е изд. Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2014. 221 с.
2. Культурно-досуговая деятельность : учебник / под научной редакцией академика РАЕН А. Д. Жаркова и проф. В. М. Чижикова. Москва : МГУК, 1998. 461 с.
3. Михайлова Е. Н. Праксеологический подход в исследовательской деятельности педагога // Вестник Томского государственного педагогического университета. Серия «Педагогика». 2006. Выпуск 10 (61). С. 25—27.
4. Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности. 2-е изд., стер. Москва ; Воронеж : Издательство Московского психолого-социального института, МОДЭК, 2003. 400 с.
5. Подповетная Ю. В. Концепция развития научно-методической культуры преподавателя вуза : дис. на со-иск. учен. степ. доктора педагогических наук : 13.00.08 — теория и методика профессионального образования / Подповетная Юлия Валерьевна ; Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет). челябинск, 2012. 400 с.
6. Салихова Л. Ф. Организационно-методическое обеспечение проектирования содержания повышения квалификации педагогических кадров в региональных условиях // Проблемы и перспективы развития образования : материалы Международной заочной научной конференции (Пермь, апрель 2011 года). Т. 1 / под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. Пермь, 2011. С. 66—68.
7. Третьякова Т. Н. Анимационная деятельность в социально-культурном сервисе и туризме : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Социально-культурный сервис и туризм». Москва : Академия, 2008. 269 с.
8. Lewin К. Frontiers in group dynamics. New York: Harper & Row, 1947. 153 p.
References
1. Arkhangelsky G. A. Formula vremeni: taim-menedzhment na Outlook 2013 [Time formula: time-management on Outlook 2013]. 8nd edition. Moscow, Publishing house "Mann, Ivanov, Ferber", 2014. 221 p.
2. Zharkov A. D., Chizhikov V. M., ed. Kul'turno-dosugovaya deyatel'nost' [Cultural and leisure activity]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture, 1998. 461 p.
3. Mikhaylova E. N. Praxeological Approach in the Research Activity of Teacher. Tomsk State Pedagogical University Bulletin. Series of issue "Pedagogy". 2006, issue 10 (61), pp. 25—27 (in Russian).
4. Mitina L. M. Psikhologiya razvitiya konkurentosposobnoi lichnosti [Psychology of development of the competitive personality]. 2nd edition. Moscow, Voronezh, Publishing house of the Moscow psikhologo-social institute, Publishing house "MODEK", 2003. 400 p.
5. Podpovetnaya Yu. V. Kontseptsiya razvitiya nauchno-metodicheskoi kul'tury prepodavatelya vuza. Diss. dok. ped. nauk [concept of development of scientific and methodical culture of the teacher of higher education institution. Dr. ped. sci. diss.]. Chelyabinsk, 2012. 400 p.
6. Salikhova L. F. organizatsionno-metodicheskoe obespechenie proektirovaniya soderzhaniya povysheniya kvalifikatsii pedagogicheskikh kadrov v regional'nykh usloviyakh [Organizational and methodical ensuring design of the content of professional development of pedagogical shots in regional conditions]. Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya: materialy Mezhdunarodnoi zaochnoi nauchnoi konferentsii (Perm', aprel' 2011 goda). Tom 1 [Problems and prospects of a development of education: materials of the International correspondence scientific conference (Perm, April, 2011). Vol. 1]. Perm, 2011. Pp. 66—68.
7. Tretyakova T. N. Animatsionnaya deyatel'nost' v sotsial'no-kul'turnom servise i turizme [Animation activity in welfare service and tourism]. Moscow, Publishing house "Academia", 2008. 269 p.
8. Lewin К. Frontiers in group dynamics. New York: Harper & Row, 1947. 153 p.
ОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
СТАНОВЛЕНИЯ ХУДОЖНИКОВ ШИРОКОГО ПРОФИЛЯ В ВУЗЕ УДК 37.014.53 Н. В. Курбатова
Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки
В статье рассматриваются основные концептуальные положения профессионального становления художников широкого профиля в высших учебных заведениях. На примере деятельности Академии живописи и изящных искусств Сергея Андрияки описаны стадии профессионального становления и определены факторы педагогического потенциала профессионального становления студентов. С учётом современных изменений в образовании и культуре представлена педагогическая стратегия, которая реализует в практике научные положения концепции преподавания искусства Сергея Андрияки.
Ключевые слова: профессиональное становление, художник, концепция, ценностные ориентации, образовательная среда, университет, педагогическая стратегия, самореализация.
КУРБАТОВА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА — кандидат педагогических наук, первый проректор Академии ак-222 варели и изящных искусств Сергея Андрияки, г. Москва
KURBATOVA NATALIA VICTOROVNA — Ph.D. (Pedagogical Sciences), First Vice-Rector of the Sergei Andriaka's Moscow State Watercolour and Fine Arts Academy
e-mail: [email protected] © Курбатова Н. В., 2015