МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
УДК 378.046.4 + 378.189
Т.А. Вековцева
канд. Искусствоведения, доцент, Института экономики, торговли и технологий ЮУрГУ Г. Челябинск, Российская Федерация
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ И УСЛОВИЯ СОДЕЙСТВИЯ ЭФФЕКТИНОМУ САМОРАЗВИТИЮ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
Статья посвящена проблеме саморазвития преподавателей вуза в культурно-досуговой деятельности. В работе выявлены и прописаны педагогические механизмы содествия саморазвитию преподавателя вуза, к которым относятся: фасцинация, аттракция и стимулирование рефлексивного самоуправления
потребностями. В статье прописаны и проанализированы необходимые условия эффективного саморазвития преподавателя вуза в современной образовательной среде.
Ключевые слова
Саморазвитие, культурно-досуговая среда, механизамы педагогического содействия, условия эффективного
саморазвития преподавателей вуза.
В последнее время функции преподавателя вуза значительно расширяются. Кроме основный профессиональной задачи - обучение студентов, преподаватель вынужден выполнять еще ряд очень сложных, творческих и эмоционально затратных задач, к которым относятся воспитательная, аналитическая, коммуникативная и ряд других. Для выполнения подобных задач преподаватели вынуждены заниматься постоянным саморазвитием. Но такое саморазвитие обычно задевает профессиональную сферу, не затрагивая социальную и личностную. Это приводит к дисбалансу между личным и профессиональным развитием преподавателей, что сказывается на их эмоциональном и душевном состоянии, активности и творческих планах.
Культурно-досуговая деятельность, как средство реализации саморазвития содержит большие возможности и необходимые условия, обеспечивающие эффективное саморазвитие преподавателей вуза. Но в последнее время интерес к средствам и приемам повышения саморазвития в культурно-досуговой деятельности значительно снизился.
Теоретический анализ сущности кульутрно-досуговой деятельности, ее форм, механизмом и приемов саморазвития в культурно-досуговой деятельности преподавателей вуза позволил выделить следующие механизмы: фасцинация, аттракция и стимулирование рефлексивного самоуправления потребностями.
Фасцинация - это специально организованное вербальное (словесное) воздействие, предназначенное для уменьшения потерь семантически значимой информации при восприятии сообщения реципиентами, за счет чего повышается возможность ее воздействия на их поведение [1]. В педагогической практике фасцинация представлена тремя средствами: вербальными, невербальными и миджем.
Вербальные средства, к которым относится различные формы речи, её ритмичность, интонации, могут помочь в передаче смысла информации, что повышает заинтересованность преподавателя и его стремление к саморазвитию.
К невербальным средствам относятся визуальные наглядные материалы, поведение человека, знаки.
Имидж - это устойчивый положительный образ преподавателя и имидж культурно-досуговой деятельности, как активной деятельности по развитию собственного «Я».
Аттракция - это дружелюбное восприятие, положительная установка на другого человека. Формирование эмоции на основе устойчивой оценочной реакции является механизмом педагогической аттракции. Именно он обусловливает соответствующее поведение человека. Аттракция может принимать полярные значения и формулируется в рамках оценки саморазвития как «очень нравится» и «нравится».
66
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
Стимулирование рефлексивного самоуправления потребностями - это понятие, затрагивающее не только традиционную рефлексию «на себя», но и рефлексию «на другого» и рефлексию «ситуации». Мысленная смена собственной позиции на позицию другого представляет собой рефлексию «на другого». Своеобразный «фильтр», с помощью которого преподавателем анализируются, оцениваются и осмысливаются происходящие события - это рефлексия «ситуации» Использование таких видов рефлексии позволяет стимулировать самопознание с помощью сравнения совершенных поступков с имеющимися представлениями о себе. Ряд психолого-педагогических упражнений («Монолог от имени ...», «Обмен ролями») стимулируют вышеописанные рефлексивные процессы.
Для постоянного развития способностей преподавателей вуза на протяжении всей жизни необходимы определенные внешние условия. Для этого создается комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер воздействия, направленных на развитие определенных качеств личности. К таким условиям относятся пропаганда возможностей досуговой деятельности для саморазвития и достижения духовного благополучия преподавателей; создание активной инновационной среды, побуждающей преподавателей к общекультурному непрерывному развитию; использование разнообразных методов и приемов стимулирования активности преподавателей в организации культурно-досуговой деятельности; использование руководителями вузов в своей практике педагогической анимации в виде систематических опросов и контроля.
Первым условием является пропаганда возможностей досуговой деятельности для саморазвития и достижения внутриличностного благополучия преподавателей. Пропаганда направлена на распространение знаний, культурных ценностей, норм и правил жизнедеятельности для создания определенных взглядов и убеждений людей. В педагогической практике по содействию саморазвития рекомендуется использовать как традиционные методы пропаганды ( метод устной, метод печатной и метод наглядной пропаганды), так и новые нетрадиционные методы, создающие эмоциональный настрой преподавателей (музыкальные аудиозаписи или личный пример культурно-досуговой деятельности руководителей). Тема пропаганды может быть различной и зависеть от возможностей вуза. Рекомендуется применять различные формы и темы пропаганды, что способствует полноценному развитию личности преподавателя. К таким разнообразным темам пропаганды относятся: физическое совершенство (соревнования и спортивные секции); активный отдых с познанием истории, природы (туристические походы, путешествия, паломничество); художественно-эстетическое развитие (любительские и творческие объединения); эмоциональная разгрузка (прогулки на природе, занятия любимым делом); культурно-досуговые мероприятия (театральные постановки, посещение выставок, концертов, музеев) и т.д.
Вторым условием является создание инновационной среды в вузе, побуждающей преподавателей к непрерывному развитию культурного уровня. Способами создания такой среды могут являться культурнодосуговые объединения преподавателей в вузе. Занятия в объединениях могут проходить как в групповой, так и индивидуальной форме. Однако именно групповые формы обеспечивают комфортные и дружественные отношения между преподавателями.
Третьим условием эффективного саморазвития является применение разнообразных приемов стимулирования активности и инициативы преподавателей в организации культурно-досуговой деятельности [2]. Можно выделить нескольких групп методов, активно применяемых в современном менеджменте. К таким методам относятся методы коммуникативного сотрудничества (коллективные проекты и метод «личного примера); игровые методы (тренинги, инсценировки, упражнения); соревновательные методы (командные игры, различные турниры и спортивные соревнования); методы визуализации информации.
Четвертым условием является внедрение педагогической анимации, которая проводится руководителями вузов (деканами или заведеющими кафедрами), в виде систематического анализа и консультирования. В современном языке существует новое понятие - кочинг, которое отражает трениговые возможности по возрождению полноценной духовной жизни человека (Е.Б. Мамбеков). В педагогической парктике коучинг личной эффективности (или коучинг жизни) является наиболее уместным. Для того, чтобы руководителей структурных подразделений вуза смогли проводить постоянный коучинг преподавателей
67
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
необходимо провести дополнительную работу с ними. Такая работа вовлечет их самих в активную организованную культурно-досуговую деятельность и позволит им овладеть техникой коучинга. Это способствует росту знаний и умений саморазвития в культурно-досуговой деятельности руководителей. Данное обстоятельство является началом технологии содействия саморазвитию преподавателей вуза.
Список используемой дитературы:
1. Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 672 с.
2. Парсонс, Т. Новый аналитический подход к теории социальной структуры / Т. Парсонс // Социальная стратификация. Вып. 2. - М.: РАН, 1992. - С. 50-121.
© Т.А. Вековцева 2015
УДК 378
Е.В. Воронина
к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет»
О.А. Терпугова
ст. преподаватель кафедры физико-математических дисциплин и профессиональнотехнологического образования Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет»
Г. Ишим, Российская Федерация
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ
Аннотация
В статье рассматривается актуальность формирования социальной компетентности как одной из ключевых. Авторы предлагают варианты интерактивных технологий, способствующие формированию социальной компетентности.
Ключевые слова
Компетентностный подход, социальная компетентность, интерактивные технологии
Модернизация современного Российского образования ставит задачу формирования социальных компетенций личности в аспекте ее субъектной самореализации в образовательной среде. Система образования решает эту проблему реализацией идеи компетентностного подхода в обучении, реализованной во ФГОС ВО. Отличительной характеристикой новых стандартов является поворот на практическую жизненную направленность образования.
Сегодня под социальной компетентностью понимают интегративную характеристику, отражающую способность личности вступать в эффективные межличностные и социальные отношения, анализировать, оценивать риски, принимать решения в ситуации неопределенности с учетом интересов, целей и потребностей собственных, Другого и не противоречащим нормам, ценностям общества, в котором он
68