ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
PR-дискурс как символический семиозис в коммуникативном пространстве Казиева Д. А.
Казиева Диана Ахматовна /Kaziyeva Diana Akhmatovna - кандидат филологических наук,
Публичное акционерное общество
Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа, г. Пятигорск
Аннотация: в статье рассматривается лингвопрагматическая специфика PR-коммуникаций, а также символический семиозис, реализуемый в информационном пространстве, которые в современных условиях приобретают особую актуальность. Для PR-дискурса оказываются важными не только утилитарные цели, но и социально-этически значимая коммуникация.
Ключевые слова: PR-дискурс, ментальность, информационное пространство, лингвопрагматическая специфика текста.
Публичная коммуникация имеет целый ряд разновидностей, среди которых выделяются: 1) педагогическая и культурно -просветительская деятельность; 2) открытая дипломатия, 3) публичные выступления и дебаты; 4) публичные политические акции; 5) PR-кампании и реклама; 6) массовые представления или шоу (театральные, концертные, спортивные, фестивальные, телевизионные, уличные и др.); 7) религиозные мистерии, ритуалы и обряды; 8) светские (государственные, гражданские, корпоративные) мероприятия и ритуалы. Специфика PR как вида профессиональной публичной коммуникации выявляется на фоне осмысления других её разновидностей.
Лингвопрагматическая специфика PR-коммуникаций определяется особенностями нескольких сфер общественной жизни, в которой она значима: политика, экономика, духовная культура. Наибольшей активностью в публичной сфере характеризуются политические коммуникации, в координатах которых происходит наиболее бурное развитие и PR-дискурса [2, с. 15].
PR-коммуникации представляют собой системы коммуникаций, для которых общественность является основным адресатом, а главной стратегической задачей - воздействие в соответствии с поставленными задачами на ментальные структуры адресата (образ мысли, картины мира, ценностные ориентации, формы и способы идентификации, мнения, символические и знаковые миры и др.).
Дискурсивный подход представлен также в сфере изучения медиа -коммуникаций, что отражается в активном применении термина медиадискурс. Зависимость эффективности PR-деятельность от СМИ обусловливает закономерный интерес к различным медиадискурсам, которые становятся важнейшими компонентами PR-дискурса.
Однако следует подчеркнуть, что современная лингвистическая парадигма пока не имеет целостной теоретической структурно-содержательной модели PR-дискурса, позволяющей использовать весь научный арсенал исследовательских достижений дискурс-анализа масс-медиа. Для PR-дискурса оказываются важными не только утилитарные цели, но и социально -этически значимая коммуникация. Именно такой ракурс формирует особое внимание к PR-дискурсу. Здесь проходит четкая граница между достижением экономически выгодной цели (повышение прибыли) и достижением общественного блага (консолидация социальных групп вокруг социетальных ценностей), а значит, так мы получаем возможность дифференцировать коммерческую и социальную рекламу и их функции в социуме.
60
Для делового мира социетальная коммуникация оказывается важной тогда, когда речь идет о социально-ответственном бизнесе. Повышение социетальной репутации организации, репутационный менеджмент являются в этом смысле приоритетными для PR-дискурса, а государственная политика должна способствовать продуцированию привлекательного имиджа спонсорства, меценатства, благотворительности не только в смысле престижности, но и в плане экономической выгоды.
PR-дискурс реализует свой креативный потенциал посредством ментального дизайна, который способствует созданию ментальных структур - концептов, фреймов, сценариев и пр. Выбор конкретного вида ментальной структуры детерминирован характером знаков, символов, мифологем, идей и ценностей. Ключевые факторы, обусловливающие прагматическую эффективность PR-дискурса, определяются профессиональными и коммуникативными компетенциями PR-специалиста, а также его этическими принципами, который, по возможности, должны исключить из сферы PR «чёрный», «серый» и прочие виды негативного PR.
PR-коммуникация предполагает реализацию нарративных стратегий, которые направлены на некую театрализацию и сюжетность действий PR-акции, которые соответствуют той или иной стилистической модели. Нарративный дискурс определяется рядом стилистическим компонентов, которые с необходимостью реализуют его стратегии.
PR-дискурс представляет собой символический семиозис, осуществляемый в поликультурном коммуникативном пространстве, что детерминирует основной набор его функции - формирование социетальных коммуникативных отношений и дизайна ментальных структур общественного сознания в соответствии с необходимыми для решения PR-задачи коммуникативными стратегиями.
Литература
1. Кожемякин Е. Лингвистические стратегии институциональных дискурсов // Современный дискурс-анализ. Электронный журнал. Вып. 3 (2011). С. 62 -69. URL: http: //discourseanalysis .org/ada3 /st30. shtml.
2. Кривоносое А. Д., Филатова О. Г., Шишкина М. А. Основы теории связей с общественностью. СПб: Питер, 2010. 384 с.
3. Лурье С. В. Изучение этнической картины мира как интердисциплинарная проблема. [Электронный ресурс]. URL:
http://ethnopsyhology.narod.ru/svlourie/articles/interdisciplinary.htm 2009.
61