Научная статья на тему 'Познание Вятского края ресурсами краеведения во внеурочной деятельности гимназии (из опыта работы МОАУ «Гимназия имени А. Грина» г. Кирова)'

Познание Вятского края ресурсами краеведения во внеурочной деятельности гимназии (из опыта работы МОАУ «Гимназия имени А. Грина» г. Кирова) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
326
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / РЕСУРСЫ КРАЕВЕДЕНИЯ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОГРАММА / PROJECT / LOCAL HISTORY RESOURCES / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / PROGRAMME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юдина Елена Владимировна, Амосова Екатерина Александровна

В статье представлен опыт работы гимназии по духовно-нравственному воспитанию учащихся на краеведческом материале в рамках проекта «Вятский край. Краеведение».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юдина Елена Владимировна, Амосова Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cognition Viatka edge resources in local history extracurricular activities gymnasium (From experience MOAU "Gymnasium named after A. Green" Kirov)

The article describes the experience of the Gymnasium in the field of the pupils’ spiritual and moral education on the base of local history, within the project “Vyatsk Territory. Local History”.

Текст научной работы на тему «Познание Вятского края ресурсами краеведения во внеурочной деятельности гимназии (из опыта работы МОАУ «Гимназия имени А. Грина» г. Кирова)»

УДК 374.1; 908; 379.822

Е. В. Юдина, Е. А. Амосова

ПОЗНАНИЕ ВЯТСКОГО КРАЯ РЕСУРСАМИ КРАЕВЕДЕНИЯ

ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГИМНАЗИИ (из опыта работы МОАУ «Гимназия имени А. Грина» г. Кирова)

В статье представлен опыт работы гимназии по духовно-нравственному воспитанию учащихся на краеведческом материале в рамках проекта «Вятский край. Краеведение».

The article describes the experience of the Gymnasium in the field of the pupils' spiritual and moral education on the base of local history, within the project "Vyatsk Territory. Local History".

Ключевые слова: проект, ресурсы краеведения, духовно-нравственное воспитание, программа.

Keywords: project, local history resources, spiritual and moral education, programme.

Культура начинается с памяти.

.. .Краеведение оживляет опыт прошлых поколений в непосредственной, конкретной, наглядной форме.

В. Г. Маранцман

Задача, которую поставил перед собой педагогический коллектив гимназии, заключалась в том, чтобы пробудить интерес к своему Вятскому краю, желание способствовать его возрождению, продолжать жить и работать на своей малой родине, гордиться своим прошлым.

Поскольку в городе и области отсутствовала единая концепция краеведческого образования, был решено разработать проект «Вятский край. Краеведение», который мог способствовать формированию целостной картины культурной, исторической, экономической и литературной жизни региона и помогал осуществить цели, поставленные в Стандарте нового поколения, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Гимназия реализует проект в течение трех лет. Проект позволил осуществлять в системе духовно-нравственное воспитание

учащихся на краеведческом материале, поддерживающем разные предметные области, воспитывать и развивать человека нравственного, культурного; гражданина, усвоившего общечеловеческие и национальные ценности на примере культуры и ценностей вятского народа.

Его реализация активизировала инновационную деятельность всех педагогических работников гимназии и области через освоение новых программ проекта «Литература Вятского края», «Народные промыслы», «Искусство Вятки», «История Вятского края», «Природа Вятского края». Внедрение проекта в поливариантную образовательную среду гимназии расширило ее границы и сферы деятельности в части дополнительного образования.

Познавательная деятельность: занятия, лекции, семинары -помогает освоению истории и культуры Вятки; творческо-практи-ческая и музейно-экскурсионная деятельность связана с интеллектуально-творческой работой гимназистов; оздоровительная деятельность (пешеходные экскурсии, прогулки, поездки) развивает физическую составляющую личности учеников гимназии.

Принципиальная особенность проекта - это разработка учебно-методического комплекта по разным краеведческим курсам. Комплект состоит из программы, моделей занятий, хрестоматии, рабочих тетрадей, презентаций к занятиям. Такой комплект разработан полностью по краеведческому курсу «Литература Вятского края» для 1-4-х и 5-11-х классов.

Он получил экспертное заключение института развития образования Кировской области и апробируется в гимназии. Практическая значимость комплектов особенно актуальна при реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.

Разработанные учебно-методические комплексы краеведческих курсов «Краеведение. Вятский край» могут быть востребованы как часть программы духовно-нравственного развития и воспитания в начальных классах и как часть программы духовно-нравственного развития для факультативов, кружков и элективных курсов в основной и средней школе.

Научная новизна проекта заключается в том, что учебно-методические комплексы краеведческого курса «Краеведение. Вятский край» будут первыми в области полными комплексами, не имеющими аналогов, способствующими решению задач духовно-нравственного развития и воспитания учащихся с учетом культурно-ис-

торических, этнических, социально-экономических, демографических особенностей региона (Вятки).

Для того чтобы инновационная работа педагогов была успешной, следовало оптимизировать методическую службу образовательного учреждения. Оптимизация методической службы гимназии прошла в соответствии с требованиями современности. В первую очередь была осуществлена многомерность методической работы, во-вторых, в работе использовалось сочетание традиций и инноваций. Эти направления способствовали инновационно-педагогической деятельности коллектива, изменили педагогическое мышление. В управлении инновационными процессами эффективными оказались методы создания работающих творческих, исследовательских групп (отдельные кафедры) - кафедра гуманитарных наук, кафедра начальной школы. Методы мотивации (стимулирование, создание креативного поля, мотивирующий контроль). Методы создания условий для профессионального роста членов педагогического коллектива, осуществление информационного обеспечения инновационной деятельности.

Первым в гимназии был разработан учебно-методический комплект по «Литературе Вятского края». Программа курса разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, соответствует идеям Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Содержание программы «Литература Вятского края» способствует усвоению каждым школьником базовой системы ценностей: личностных (жизнь, добро, честь, истина, красота, любовь, др.) и общественных (семья, творчество, труд, терпимость, гражданственность, патриотизм, справедливость). Курс содействует воспитанию уважения к самобытной культуре Вятского края, к родному языку.

Программа выполняет две основные функции: информационно-методическую, что позволяет всем участникам дополнительного образования получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного курса;

организационно-планирующую: чётко представляет выделение этапов обучения, структурирование учебного материала по классам, разделам и темам.

Программа имеет разделы: «Пояснительная записка», «Учебно-тематический план», «Содержание», «Требования к уровню подготовки учащихся», «Список литературы». Пояснительная записка определяет ценности и цели, ради достижения которых вводится данный курс.

Цель курса - способствовать духовно-нравственному воспитанию и развитию личности школьников на литературно-краеведческом материале Вятского края.

Предметом содержания является оригинальный подбор мало изученного литературного краеведческого материала от фольклора до современной литературы.

Литературные произведения подобраны по тематическому и содержательному признакам, обладают большими познавательными возможностями, благодаря чему учитель может целенаправленно формировать у школьников круг знаний о природе и жизни человека в Вятке. Значительное место занимают фольклорные тексты разных жанров: не только традиционно изучаемые в начальной школе -сказки, пословицы, загадки, но и потешки, небылицы, прибаутки, сказания, легенды, народные песни. Программа дает возможность для формирования умений проектной и исследовательской деятельности школьников на литературно-краеведческом материале.

Программа позволяет проводить краеведческую работу в трёх основных формах: урок - в учебном плане это региональный компонент, занятие - во внеурочной деятельности (факультатив, кружок, электив).

Формы занятий предусматриваются как традиционные, так и нетрадиционные. Традиционные: уроки, практические занятия, экскурсии. Нетрадиционные: литературные праздники, викторины, утренники, встречи с писателями, поэтами, конкурсы исследовательских и проектных работ, читательские конференции и др.

Варианты форм контроля: тесты, кроссворды, презентации, творческие работы и др. Результаты освоения в соответствии с новыми образовательными стандартами планируются трех видов: личностные, метапредметные и предметные.

Структура и содержание программы учитывает возрастные особенности учащихся

Особо хотелось остановиться на алгоритме разработки программы дополнительного образования учащихся «Литература Вятского края» 1-4, 5-11-е классы.

Шаги алгоритма:

1) Приказ о создании временной творческой группы педагогов по разработке дополнительной образовательной программы.

2) Программирование деятельности основных мероприятий временной творческой группы педагогов совместно с научным руководителем.

3) Изучение нормативно-правового аспекта создания программ дополнительного образования для детей (ст. 9 Закона Российской Федерации «Об образовании»; Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844).

4) Разработка структуры программы.

Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:

Титульный лист.

Пояснительную записку.

Учебно-тематический план.

Содержание изучаемого курса.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

Список литературы.

5) Выбор содержания, распределение заданий, исходя из содержания курса с определением сроков выполнения заданий.

6) Обсуждение выполненных заданий с научным консультантом; уточнение и коррекция.

7) Подготовка материалов к печати.

8) Научное рецензирование и экспертиза подготовленных материалов.

9) Уточнение и коррекция.

10) Публикация программы.

В разработке программы «Литература Вятского края» принимали участие сразу две кафедры: гуманитарных предметов и кафедра начальной школы, таким образом, осуществлялось межкафедральное взаимодействие и сотрудничество в процессе освоения нового краеведческого содержания. Были учтены возрастные особенности учащихся, сохранена преемственность.

Новшеством программы является раздел «Требования к уровню подготовки учащихся 1-го класса, 2-го класса, 3-го класса, 4-го классов». Результаты освоения курса «Литература Вятского края

прописаны в соответствии с требованиями ФГОС НОО - это личностные, метапредметные и предметные результаты.

Комплект «Литература Вятского края» (1-4-е классы) был представлен на Всероссийский международный конкурс «Золотой компас» - 2012. Совместная работа гимназии и КОГОАУ ДПО (ПК) «Институт развития образования Кировской области» по проекту «Литература Вятского края» получила высокую оценку в номинациях: «Учебники», «Учебные пособия», «Программы» и «Методические пособия».

Дальнейшая работа по проекту продолжится по курсу исторического, географического и художественного краеведения Вятского края. Разрабатываются аналогичные учебные комплекты, которые помогут педагогам в освоении курса, а учащимся дадут возможность в процессе самостоятельной работы получить краеведческие знания.

Опыт педагогического коллектива гимназии - один из подходов в организации школьного краеведения с разнообразными формами работы в поисковой и исследовательской деятельности.

УДК 376.64; 908; 37.047; 372.891

Л. Н. Макарова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ ГЕОГРАФИИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ

Одним из самых логичных и вполне ожидаемых путей в процессе социализации детей-сирот средствами туристической деятельности нам представляется обращение к предметным областям «География» и «Краеведение». Мы апеллируем к этим учебным предметам и как к источнику принципиально необходимых знаний для погружения воспитанников интерната в тему туризма, и как к способу создания соответствующей атмосферы детской увлечённости романтическими настроениями путешествий по родной стране, привития любви к малой родине.

One of the most logic and quite expected way in the process of orphans' socialization by tourist activities tools is appeal to subject areas of "Geography" and "Local lore". We appeal to these academic subjects as to the source of fundamentally essential knowledge for dipping boarding-school pupils into tourism topic,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.