Научная статья на тему 'Познание сущности времени и смысл человеческого бытия'

Познание сущности времени и смысл человеческого бытия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1798
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕМЯ / СМЫЛ ЖИЗНИ / СУЩНОСТЬ / ПАРАДИГМА / КАРТИНА МИРА / ТЕОРИЯ / ЧЕЛОВЕК / ЦЕННОСТЬ / TIME / MEANING OF LIFE / ESSENCE / PARADIGM / WORLD PICTURE / THEORY / PERSON / VALUE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Акимов Рустам Акимович, Бабаева Джамиля Платоновна

Анализируются философские представления о сущности времени и смысле жизни человека мыслителей прошлого (древнеиндийских, древнекитайских, древнегреческих). Показаны цивилизационные различия духовных культур, философских школ, традиций. Авторы предполагают, что формирование метатеоретических концепций устройства мира и его сущностной основы связано со стремлением обрести гармонию и стабильный порядок в жизни человека. Осмысление мира и фундаментальной ценности бытия человека времени приводит к выводу, что ценности человека, как и все существующее, хрупки, непостоянны, подвержены гибели, замене новыми ценностями. Осознание тленности, конечности самого человека ставит проблему поиска смысла человеческой жизни. Каждый решает ее по-своему, для одних это выявление «истинных ценностей человеческого бытия», для других тупик, пессимизм. Мыслители, ученые, философы смысл жизни видят в познании сущности самого времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSCIOUSNESS OF THE ESSENCE OF TIME AND MEANING OF HUMAN BEING

Philosophical concepts of the essence of time and the meaning of human life of thinkers of the past (ancient Indian, ancient Chinese, ancient Greek) are analyzed. The civilizational differences of spiritual cultures, philosophical schools, traditions are shown. The authors suggest that the formation of metatheoretical concepts of the organization of the world and its essential basis is associated with the desire to find harmony and a stable order in human life. Comprehension of the world and the fundamental value of human being-time leads to the conclusion that human values, like everything existing, are fragile, impermanent, subject to death, replacement by new values. The realization of the decay, the finiteness of man himself poses the problem of finding the meaning of human life. Every person solves it in his own way, for some people it is the revealing of the "true values of human existence", for others a dead end, pessimism. Thinkers, scientists, philosophers see the meaning of life in the knowledge of the essence of time itself.

Текст научной работы на тему «Познание сущности времени и смысл человеческого бытия»

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 1

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ PHILOSOPHICAL SCIENCE

УДК 101.1 DOI 10.23683/0321-3056-2018-1-4-9

ПОЗНАНИЕ СУЩНОСТИ ВРЕМЕНИ И СМЫСЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ

© 2018 г. Р.А. Акимов a, Д.П. Бабаева b

a Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия, b Дагестанский государственный медицинский университет, Махачкала, Россия

CONSCIOUSNESS OF THE ESSENCE OF TIME AND MEANING OF HUMAN BEING

R.A. Akimov a, J.P. Babaeva b

a Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia, b Dagestan State Medical University, Makhachkala, Russia

Акимов Рустам Акимович -

доктор философских наук, профессор,

Дагестанский государственный

педагогический университет,

ул. Ярагского, 57, г. Махачкала, Дагестан,

367003, Россия.

Е-mail: rustamakimov@mail.ru

Бабаева Джамиля Платоновна -кандидат химических наук, доцент, Дагестанский государственный медицинский университет,

пл. Ленина, 1, г. Махачкала, Дагестан, 367000, Россия. Е-mail: dgma@list.ru

Rustam A. Akimov -

Doctor of Philosophy, Professor,

Dagestan State

Pedagogical University,

Yaragskogo St., 57, Makhachkala, Dagestan,

367003, Russia.

E-mail: rustamakimov@mail.ru Jamilya P. Babaeva -

Candidate of Chemical Sciences, Associate Professor, Dagestan State Medical University,

Lenina Sq., 1, Makhachkala, Dagestan, 367000, Russia. E-mail: dgma@list.ru

Анализируются философские представления о сущности времени и смысле жизни человека мыслителей прошлого (древнеиндийских, древнекитайских, древнегреческих). Показаны цивилизационные различия духовных культур, философских школ, традиций. Авторы предполагают, что формирование метатеоретических концепций устройства мира и его сущностной основы связано со стремлением обрести гармонию и стабильный порядок в жизни человека. Осмысление мира и фундаментальной ценности бытия человека - времени приводит к выводу, что ценности человека, как и все существующее, хрупки, непостоянны, подвержены гибели, замене новыми ценностями. Осознание тленности, конечности самого человека ставит проблему поиска смысла человеческой жизни. Каждый решает ее по-своему, для одних - это выявление «истинных ценностей человеческого бытия», для других - тупик, пессимизм. Мыслители, ученые, философы смысл жизни видят в познании сущности самого времени.

Ключевые слова: время, смыл жизни, сущность, парадигма, картина мира, теория, человек, ценность.

Philosophical concepts of the essence of time and the meaning of human life of thinkers of the past (ancient Indian, ancient Chinese, ancient Greek) are analyzed. The civilizational differences of spiritual cultures, philosophical schools, traditions are shown. The authors suggest that the formation ofmetatheoretical concepts of the organization of the world and its essential basis is associated with the desire to find harmony and a stable order in human life. Comprehension of the world and the fundamental value of human being-time leads to the conclusion that human values, like everything existing, are fragile, impermanent, subject to death, replacement by new values. The realization of the decay, the fnite-ness of man himself poses the problem offinding the meaning of human life. Every person solves it in his own way, for

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 1

some people it is the revealing of the "true values of human existence", for others - a dead end, pessimism. Thinkers, scientists, philosophers see the meaning of life in the knowledge of the essence of time itself.

Keywords: time, meaning of life, essence, paradigm, world picture, theory, person, value.

Актуальность рассматриваемого вопроса обусловлена стремительным развитием современного общества, информационных технологий, меняющимся мировоззрением людей и ценностными регуляторами их жизни. Ощущение скоротечности жизни человека обусловлено увеличивающимся удельным весом и объемом информационного потока. Философские вопросы, поднимавшиеся в рассуждениях мыслящей части человечества прошлого, вытесняются сегодня вопросами прагматической направленности, отступают на задний план вопросы смысла и цели жизни человека. Смысл жизни неизбежно сопряжен с временностью человеческого существования, а следовательно, с осмыслением фундаментального понятия бытия - времени. Рассуждения мыслителей прошлого о времени имеют глубокие смыслы, формирование которых требует сосредоточенности ума и спокойствия жизненного уклада. Открытие этих смыслов времени для современного технологизированного человека и есть задача статьи. В прагматическом аспекте открытие сущностного знания о времени будет способствовать раскрытию смысла существования личности, формированию его ценностно-ментальных жизненных императивов.

Подобно тому, как в Древней Индии становление философской мысли было связано с разъяснением смысла Вед, философия Древнего Китая берет свои истоки в комментариях «Книги перемен» (И Цзин). Форма преподнесения читателю тех или иных воззрений говорит о приверженности древних китайцев к четкости и порядку. Как правило, в содержание названий разделов книг входит указание количества свойств, которыми обладает обсуждаемый предмет: «О пяти способностях человека», «О трех моральных качествах», «О пяти основаниях времени» и т.д. Приведем пять оснований времени, которые изложены в «Книге истории» (Шу Цзин):

«Первая (основа) - год, вторая - месяц, третья -день, четвертая - (двадцать восемь созвездий) и (двенадцать) знаков Зодиака, пятая - вычисление для устройства календаря» [1, с. 106].

В Ригведе и в Упанишадах время раскрывается через «день», «год», «месяц» и т.д. Однако в китайском варианте указанные представления о времени приобретают статус «оснований» вре-

мени. У древних индийцев же время осмысливается как самодостаточная сущность мира, а «день», «год», «месяц» символизируют лишь его образы в феноменальном мире. Как видно, индийская философия создает более глубокую теорию времени. Можно задаться вопросом: до того как возникло солнце, в космосе существовало время или нет? По-видимому, у китайцев мы бы получили ответ - нет, времени не было, ибо только «круговорот» солнца обусловливает существование года, месяца, дня, а последние представляют основу времени. Индийская теория времени дала бы ответ - да, время существовало, ибо «круговорот» солнца обусловливает существование года, месяца и т.д., которые являются образами времени в сознании человека. Но отсутствие образов времени не есть основание для утверждения об отсутствии самого времени. Это говорит о том, что учение о времени у китайцев сложилось на чувственно-эмпирическом уровне, оно не поднимается до уровня абстрактных, метафизических представлений, что обусловлено спецификой познавательных парадигм в Древнем Китае.

Китай представлял собой цивилизацию с иным, чем в Индии, типом социальной и духовной организации. Древнеиндийская духовная культура в большей степени наполнена абстракциями, метафизическими размышлениями о бытии и человеке. Вектор познания здесь направлен на проблемы метафизического бытия, а способ, которым осуществляется познание, скрыт в самопознании, медитации. Стиль мышления китайцев, как правило, регулировался практикой социальной жизни и нравственных отношений. В этой связи, оценивая древнекитайскую культуру в сравнении с древнеиндийской, можно сказать, что менталитет древних китайцев отличался высокой степенью рациональности и прагматичности.

Значительное влияние на умы китайцев оказывали идеи, формировавшиеся в конфуцианской и даосской школах.

Картина мира у даосов проникнута идеей бесконечного естественного движения и изменения вещей в природе. «Превращения бестелесного, невидимого дао бесконечны и вечны. Оно и мельчайшее, и бесконечное, а его действие неис-

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES.

черпаемо, и оно в бесконечном движении. Находящееся в бесконечном движении не достигает предела» [2, с. 183].

Если сопоставить философские учения о дхарме и дао, то можно выявить следующие общие черты. Для философских школ, признающих авторитет Вед, дхарма осмысливается как всеобщий порядок, закон в природе и социальной жизни. Дао в китайской философии, так же как и дхарма, символизирует номологический порядок. У конфуцианцев - это императивы нравственности, социального долга. Для даосов - это естественный закон всего сущего. Для дхармы и дао свойственна абсолютность существования, невоспринимаемость на чувственном уровне, отрицание возможности определения их в качестве субстанции, а также вневременной статус.

Традиции даосской философии развиты в учении Ле-цзы и дошли до нас через книгу «Ле-цзы», составленной Чжан Чжанем. Вопросы, которые попадают в поле обсуждения Ле-цзы, связаны с проблемой начала времени, его конечности и бесконечности, соотношения времени и материальных вещей. Представления о времени в «Ле-цзы» раскрываются в диалоге правителя Инь-Тан и его слуги Ся Гэ. Инь-Тан спрашивает: «Существовали ли вещи в самой глубокой древности?». На что следует ответ Ся Гэ, что «если бы не было вещей в самой глубокой древности, то как могли появиться те вещи, которые ныне существуют? Разве можно, чтобы последующие поколения отрицали наличие вещей, которые существовали при предыдущих поколениях?». Продолжая беседу, Инь-Тан спрашивает: «Имеется ли разница между вещами предыдущими и последующими?», то есть происходит ли развитие во времени. Ответ Ся Гэ таков: «Процесс возникновения и исчезновения вещей бесконечен и относителен, так как они (постоянно) переходят друг в друга, их границу установить трудно» [3, с. 92-93]. В утверждении, что границу вещей установить трудно, неявно затрагивается вопрос об определении момента настоящего времени и о его выделении в цепи прошлых и будущих событий.

Рассуждения Ле-цзы о времени получают выход в жизненную практику человека в форме сентенций, наставлений. Одно из них гласит: «Процветают только те, которые действуют в соответствии с временем, а терпят неудачу те, которые действуют против течения времени... То, что было полезно в прошлом, может оказаться бесполезным сегодня; то, что бесполезно сегодня, может оказаться полезным в будущем» [3, с. 95].

2018. N0. 1

От учения сообщества философов даосизм возводится до уровня официального мировоззрения царства Ци. Своеобразной Академией наук являлся «Дворец науки» в столице царства Ци, где разрабатывали свои учения представители даосизма и конфуцианства. Наиболее видными представителями даосизма во «Дворце науки» были Сун Цзянь и Инь Вэнь.

Раскрывая соотношение дао и времени, Сун Цзянь и Инь Вэнь отмечают, что дао «как бы существует и (в то же время) как бы не существует. Оно неисчерпаемо в веках. Изменяясь вместе со временем, дао сохраняет (в то же время) свое постоянство. Следуя за постоянно изменяющимися вещами, оно само не изменяется» [3, с. 103-104]. Китайские мыслители в своих высказываниях скорее ставят проблему, чем дают объяснение поднимаемым вопросам. Возможно, что подобный стиль изложения - печать тех времен, когда философия носила эзотерический характер и формулы сентенций и утверждений расшифровывались только «посвященными». Нам же остается строить версии возможных интерпретаций утверждений древних. В нашем понимании приведенное выше высказывание даосских философов можно интерпретировать следующим образом. Видимо, даосские мыслители, определяя дао как универсальный закон мира, пытались найти первосущ-ность природного и социального бытия, регулирующую порядок становления событий. Однако «порядок» может оставаться неизменным только в случае неподверженности дао в процессе течения времени, так как изменение дао повлечет за собой изменение «порядка» в мире, а возможно, воплощения хаоса. Опасение жить в эпоху перемен и хаоса породило китайское проклятие: лучше быть собакой в спокойное время, чем человеком в эпоху перемен. Таким образом, можно предположить, что формирование метатеоретических концепций устройства мира и его сущностной основы связано со стремлением обрести гармонию и стабильный порядок в жизни человека.

Но если дао не подвластно времени, то оно теряет характер естественности своей сущности, на которой так настаивали даосы. Поэтому мыслители и утверждают, что дао и существует, и не существует в одно и то же время. Ведь существование предполагает обязательное изменение во времени, что не должно быть с дао. Если же предположить, что время - это то же дао, вернее способ его проявления, то в этом

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 1

случае рассуждения китайских мыслителей основательны. Действительно, время и существует, и не существует, так как, во-первых, его невозможно увидеть, непосредственно почувствовать, ощутить, во-вторых, оно как номоло-гическая сущность определяет порядок становления вещей в мире, сохраняя неизменной свою сущность [4, с. 51-58].

Интересны высказывания о времени еще одного последователя даосизма Чжуан-цзы. Он четко определяет такие фундаментальные свойства времени, как необратимость и невозможность остановить его: «Пройденные годы нельзя вернуть, (бегущее) время нельзя остановить. (Все вещи постоянно находятся в процессе) увядания и роста, наполнения и опустошения, завершив (один путь), начинают (другой). Жизнь вещей подобна стремительному бегу, она изменяется с каждым движением, перемещается с каждым мигом» [3, с. 122].

Чжуан-цзы отмечает в числе свойств времени -непрерывность течения. Он говорит, что «каждая вещь (в одно и то же время) существует как "другое" и как "это". Как "другое" она не видна, а как "это" познается (легко). Поэтому и говорят: "другое" происходит от "этого", а "это" является следствием "другого"». И еще: «... (шествие времени непрерывно, участь (вещи) не постоянна, начало и конец меняются местами» [3, с. 122123]. Логическими синонимами «другого» и «этого», видимо, являются понятия - «будущее» и «настоящее». Тогда сказанное Чжуан-цзы можно выразить так: будущее воплощено в настоящем, но мы не можем «видеть» его, и, поэтому считаем, что настоящее есть причина будущего. Если продолжить рассуждение об отношении между будущим и настоящим, то можно заключить, что понятия - «прошлое», «настоящее» и «будущее» - это лишь субъективные формы познавательных способностей человека неспособного «увидеть» будущее. Выведя за скобки субъективные представления о времени, время можно представить в виде бесконечного развернутого ряда событий, неразличимого в категориях прошлого, настоящего и будущего. Таким образом, утверждение о непрерывности времени ведет к представлению о времени как некоего развернутого, упорядоченного ряда событий, что получило название статической концепции времени. Чжуан-цзы проецирует данные воззрения в область социальной жизни: социального поведения, жизненных и этических императивов.

Идея бесконечного, непрерывного времени обусловливает формирование мировоззренческих установок человека, воспитывая в нем соответствующее отношение к жизни. Он пишет, что «размеры вещей безграничны; время не останавливается; судьба непостоянна; конец и начало непрочны. Поэтому человек, обладающий великими знаниями, (одинаково) смотрит на далекое и близкое; малое не считает ничтожным, а большое - огромным, так как знает, что размеры (вещей) безграничны; . настоящее и прошлое -(это одно и то же), и поэтому не тоскует по далекому (прошлому) и не пытается схватить близкое (настоящее), так как знает, что время никогда не останавливается» [1, с. 269].

Мысль о том, что настоящее и прошлое неразличимы развивали представители древнегреческой элейской школы. Так, согласно Пармениду, разум выводит нас на идею вечного мира, в котором не существует прошлого и будущего, а существует «вечное настоящее»: круговорот событий мира, обозначаемый знаками - прошлое, настоящее, будущее, - и генерирующей идею времени в форме упорядоченного становления -всего лишь иллюзия чувств. Поэтому (пустым) именем будет все, утверждает Парменид, что смертные установили (в языке), убежденные в истинности этого: «Рождаться и гибнуть», «Быть и не быть», «Менять место» и «Изменять яркий цвет» [5, с. 290].

Платон и Аристотель дали глубокий, фундаментальный анализ идеи времени, сконструировав новые парадигмы его, которые обрели доминирующее значение в познании времени мыслителей последующих поколений, вплоть до наших дней.

Определяя иерархию идей и соответственно иерархию их копий в мирах «истинном» и «неистинном», Платон выделяет различные уровни представления времени в человеческом познании. Картина бытия, по Платону, представима в трех состояниях: первое - мир божественный, не поддающийся осмыслению через категорию времени, так как идея времени еще не была рождена в Божественном уме. В «Тимее» Платон пишет о том, что творится Богом вместе с космосом, а следовательно, сам Бог имеет вневременную сущность. Однако говоря о времени, Платон утверждает, что оно вечно. Получив начало своего существования в мире от Бога, время обретает атрибут вечности. Кроме того, он вводит понятие о времени как длительности движения

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 1

небесных тел, определяемую по законам числовых отношений. Так, рассуждая о понятиях «было» и «будет», Платон пишет: «Нет, - все это -виды времени, подражающего вечности и бегущего по кругу согласно законам числа» [6, с. 447].

Развитие парадигмы времени как порядка числовых отношений проводит Аристотель. «Когда же есть предыдущее и последующее, - пишет он, - тогда мы говорим о времени, ибо время не что иное, как число движения по отношению к предыдущему и последующему» [7, с. 149].

Формирование представлений о пространстве и времени сопрягается с ассоциативным выбором в реальном мире явлений, которые могут служить основой формируемых парадигм. Для пространства ассоциативным аналогом в реальном мире служат тела, обладающие выраженными формами, упорядоченные в определенные конфигурации. Для формирования представлений о времени нет в природе фиксируемого референта. Наиболее близким для времени образом, формирующим явлением в мире выступает движение. В наглядности оно представляется как перемещение в пространстве. Итак, наглядно-образное представление времени связано с упорядоченным, последовательным перемещением в пространстве природных объектов. Так возникла парадигма геометри-зированного времени, в которой время представляется как последовательное становление событий мира, упорядоченно укладывающихся на воображаемой линии, а точки этой линии ассоциируются с моментами времени.

Противоречия, которые возникают в апориях Зенона, есть следствие того, что логические выводы он строил, используя парадигму геометризованного времени. Так, в апории «Дихотомия» Зенон следующим образом доказывает нереальность движения. Он утверждает, что какой-либо конечный интервал пространства в движении невозможно преодолеть в конечное время, так как сначала необходимо пройти половину данного интервала, а перед этим - половину данной половины, и так до бесконечности. При этом представлялось, что точка пространственного континуума делима до бесконечности. Из «Дихотомии» следует, что данный интервал невозможно преодолеть в движении в конечное время. Таким образом, движение - это иллюзия познающего разума. Иллюзорность движения ведет к заключению об иллюзорности, нереальности времени. Кроме того, логика Зенона о необходимости сначала пройти половину требуемого пути леги-

тимна в применении к пространственному континууму, так как пространство обладает свойством изотропности, симметричности. Но время анизотропно. Качественные характеристики времени - необратимость, упорядоченность становления событий только в одном порядке, необратимость - запрещают применять такую же логику, какая применялась Зеноном в отношении пространства [8].

Популярным в XIX в. стало доказательство Мак-Таггартом нереальности времени. Он не считает свой вывод о нереальности времени, получивший название «парадокса Мак-Таггарта», открытием в философии, напоминая, что до него к такому же выводу приходили Спиноза, Кант, Гегель. Однако Мак-Таггарт считает, что размышления, на основании которых он приходит к утверждению о нереальности времени, до него не приводилось ни одним из перечисленных философов [9, с. 9]. Хотя Мак-Таггарт и претендует на уникальность своего способа доказательства нереальности времени, однако схожие элементы доказательства нереальности времени можно обнаружить в дискуссии о времени между вайбха-шиками и саутрантиками в древней Индии, а также у элейцев и скептиков [10, с. 173-180].

Задумываясь о временности своего существования, мыслящий человек доходит до понимания того, что время - это тот «символ», который несет в себе противоречивость созидания и разрушения, приход в жизнь и уход из нее, рождение и смерть.

Человек градирует многообразные события своей жизни и свое отношение к миру вещей, взглядов, идей по шкале выработанных человечеством ценностей - радости и печали, восхищения и разочарования, дружбы и вражды, веры и неверия и т.п. Но глубокое осмысление мира ценностей так или иначе пробивает путь, открывающий человеку главную фундаментальную ценность его бытия - время. Время «говорит», что ценности человека хрупки, непостоянны, как и все существующее, они подвержены трагической гибели, замене новыми ценностями. Осознание конечности, тленности самого человека и мира его ценностей для одних ведет к выявлению «истинных ценностей человеческого бытия»; для других - к тупику, пессимизму в поиске смысла человеческой жизни: коль все находится под властью неизбежного разрушения, то можно ли найти смысл прихода человека в этот мир. Третьи занимаются поиском ценностей, имеющих

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES.

«неземной» статус, неподвластных времени - религиозно-мистических ценностей, требующих принятия соответствующего жизненного кредо. Для четвертых временность человеческого существования наводит на мысль о необходимости психологической подготовки человека к уходу в небытие; родившись, человек уже должен готовиться к смерти; подготовка к смерти - и есть смысл жизни.

Оптимисты призывают решить проблему смысла человеческой жизни служением идее достижения всеобщего блага для будущих поколений людей. Таким образом, человек, уходя из жизни, оказавшись в прошлом, будет присутствовать в будущем своими созидательными делами.

Поиск смысла жизни порой выражается в самопознании. Изречение «Познай самого себя» было начертано на храме Аполлона в Дельфах, автором его по традиции считается один из семи мудрецов древности спартанец Хилон [8, с. 7577]. В этом отношении примечательна мысль Низами Гянджеви, изложенная в стихотворной форме: «Все унесет, все сгубит время, прахом ис-требя. Вечно будет жить познавший самого себя».

И наконец, для ряда мыслителей, философов, ученых смысл жизни заключается в познании самого времени. Познав сущность времени, человек получит ответы на многие вопросы бытия, мира, своего места в этом мире, перспектив, целей и смысла своего существования.

Литература

1. Древнекитайская философия : в 2 т. М. : Мысль, 1972. Т. 1. 363 с.

2. Антология мировой философии : в 4 т. М .: Мысль, 1969. Т. 1 : Философия древности и средневековья. Кн. 1. 587 с.

3. Ян Хин-шун. Материалистическая мысль в древнем Китае. М. : Наука, 1984. 184 с.

4. Акимов Р.А. Номологическая концепция времени // Вестн. Московского ун-та. Сер. 7 : Философия. 1999. № 3.

2018. No. 1

5. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М. : Наука, 1989. 576 с.

6. Платон. Сочинения. Т. 3, ч. 1. М. : Мысль, 1971. 678 с.

7. Аристотель. Сочинения. Т. 3. М. : Мысль, 1981. 610 с.

8. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. 2-е изд. М. : Мысль, 1986. 571 с.

9. McTaggart J.E. The nature of existence. Vol. II / ed. by C.D. Broad. Cambridge, 1927. Republished Michigan, 1968.

10. Щербатский Ф.И. Избранные труды по буддизму. М. : Наука, 1988. 426 с.

References

1. Drevnekitaiskaya filosofiya [Ancient Chinese Philosophy]: in 2 vol. Moscow: Mysl', 1972, vol. 1, 363 p.

2. Antologiya mirovoi filosofii [Anthology of World Philosophy]: in 4 vol. Moscow: Mysl', 1969. Vol. 1. Philosophy of Antiquity and the Middle Ages. Book 1, 587 p.

3. Yan Khin-shun. Materialisticheskaya mysl' v drevnem Kitae [Materialistic Thought in Ancient China]. Moscow: Nauka, 1984, 184 p.

4. Akimov R.A. Nomologicheskaya kontseptsiya vremeni [Nomological concept of time]. Vestn. Mos-kovskogo un-ta. Ser. 7 : Filosofiya. 1999, No. 3.

5. Fragmenty rannikh grecheskikh filosofov [Fragments of the early Greek philosophers]. Ch. 1. Moscow: Nauka, 1989, 576 p.

6. Platon. Sochineniya [Compositions]. Vol. 3, ch. 1. Moscow: Mysl', 1971, 678 p.

7. Aristotel'. Sochineniya [Compositions]. Vol. 3. Moscow: Mysl', 1981, 610 p.

8. Diogen Laertskii. O zhizni, ucheniyakh i izrecheni-yakh znamenitykh filosofov [About life, teachings and from the revelations of famous philosophers]. 2th ed. Moscow: Mysl', 1986, 571 p.

9. McTaggart J.E. The nature of existence. Vol. II. Ed. by C.D. Broad. Cambridge, 1927. Republished Michigan, 1968.

10. Shcherbatskii F.I. Izbrannye trudy po buddizmu [Selected works on Buddhism]. Moscow: Nauka, 1988, 426 p.

Поступила в редакцию / Received 30 января 2018 г. / January 30, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.