ISSN 0321-3056 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИМ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ._2018. № 4
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 4
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ PHILOSOPHICAL SCIENCE
УДК 130.2; 3-05 DOI 10.23683/0321-3056-2018-4-5-9
КУЛЬТУРНО-ВРЕМЕННОЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ
© 2018 г. Ю. С. Бекурина a
a Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь, Россия
THE CULTURAL-TEMPORAL APPROACH TO THE STUDY OF LIFE STRATEGIES OF MODERN RUSSIAN YOUTH
Yu.S. Bekurina а
a North-Caucasus Federal University, Stavropol, Russia
Бекурина Юлия Сергеевна - Yulia S. Bekurina -
аспирант, Postgraduate,
кафедра философии, Department of Philosophy,
Гуманитарный институт, Institute of Humanities,
Северо-Кавказский федеральный университет, North-Caucasus Federal University,
ул. Пушкина, 1, г. Ставрополь, 355009, Россия. Pushkina St., 1, Stavropol, 355009, Russia.
Е-mail: y.bekurina@yandex.ru Е-mail: y.bekurina@yandex.ru
Раскрывается сущность культурно-временного подхода в изучении жизненных стратегий молодежи. Устремленность молодого человека в будущее зависит не только от его возраста, но и от умения соответствовать вызовам времени, а также от собственной культуры. Показано, что в современном обществе молодые люди вырабатывают приоритетные потребности и ценности под влиянием социальной жизни, картины мира и идеологии. Также они формируют новый тип мышления с главным принципом - свобода выбора.
Предлагается к рассмотрению модель культуры времени, представляющая собой трехгранную пирамиду в шаре. На трех гранях объекта располагаются образы времени: фигуры времени, формы, паттерны времени. Вершину занимает образ пространственно-временной ситуации, обобщающий три первых образа и действительно анализируемый наблюдателем. Шар, в котором находится пирамида, является глобальной информационной культурой. Раскрывается влияние изучаемого принципа на будущее молодежи.
Ключевые слова: устремленность во времени, информационный отбор, цивилизационный выбор, культурно-временной подход, жизненные стратегии, современная молодежь, жизненный путь, самоопределение личности.
The article reveals the essence of the cultural-temporal approach in the study of life strategies of young people. The aspiration of a young man to the future depends not only on his age, but also on the ability to master time, as well as on his own culture of time. In modern society, young people develop priority needs values under the influence of social life, a picture of the world and ideology.They also form a new type of thinking with the main principle - freedom of choice.
The author also focuses on the model of culture of time, which is a three-sided pyramid in a sphere. Three sides of the object are the images of time: the shape of time, figure of time, pattern of time. The top is occupied by the image of the space-time situation, generalizing the first three images and really analyzed by the observer. The sphere in which the pyramid is located is a global information culture. The influence of the studied principle on the future of youth is revealed.
Keywords: aspiration over time, information selection, civilizational choice, cultural and temporal approach, life strategies, modern youth, life path, self-determination of the individual.
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 4
В современной научной литературе активно исследуются проблемы молодежи: жизненный путь, ценностные ориентации и стратегии. Существуют разнообразные концепции и подходы к определению «жизненные стратегии», которые неотъемлемо связывают с понятием «молодежь».
Актуальность темы обусловливается недостаточным вниманием, уделенным в вопросах философии проблеме формирования жизненных стратегий современной российской молодежи в условиях глобализации. В настоящее время общественное развитие провоцирует формирование у молодежи кризисного сознания. Проблема состоит в том, чтобы найти способы и средства формирования у нового поколения такого сознания, благодаря установкам и приоритетам которого россияне смогли бы в дальнейшем выработать правильные жизненные стратегии.
Не стоит забывать о понятии «время», которое выступает одним из основных регуляторов этого процесса. Л.А. Штомпель указывает на то, что время индивидуализируется благодаря новым условиям бытия в современном обществе. То есть оно выстраивает свою собственную индивидуальную стратегию жизни. Именно такая индивидуализация времени способствует автономной жизни [1].
Понятие «молодежь» имеет много аспектов в своем толковании: это и подростки, и молодые люди, обремененные семейными заботами. Одно из первых определений было дано в 1968 г. В.Т. Лисовским: «Молодежь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет» [2, с. 48].
Постоянные социально-экономические трансформации в России влияют на все сферы жизни общества. Утилитарность современной жизни тесно связана с индивидуальными планами молодых людей, как ближайшими, так и долгосрочными. По мнению К.А. Абульхановой-Славской, «жизненная стратегия в самом общем виде — это постоянное приведение в соответствие своей личности (её особенностей) и характера и способа своей жизни, построение жизни сначала исходя из своих индивидуальных возможностей и данных, а затем с теми, которые вырабатываются в жизни. Стратегия жизни со-
стоит в способах изменения, преобразования условий, ситуаций жизни в соответствии с ценностями личности...» [3, с. 67].
По мнению Л.В. Сохань, жизненная стратегия - это личностные предпочтения жизненного самоопределения и самореализации [4], т. е. это процесс, возникающий в ходе жизнедеятельности между человеком и обществом. Конечной целью самоопределения выступает направленность на достижение назначенного социального статуса в социальной структуре общества. Через механизмы общественного сравнения и общественного обмена происходит выбор социального статуса, благодаря которому современная российская молодежь проявляет весь свой внутренний потенциал [5].
В культурном дискурсе жизненная стратегия представляет собой продолжительную линию поведения молодого человека, его личностные стремления, нормы и ценности.
Жизненные стратегии не только ориентируют, но и направляют поведение современной российской молодежи в течение длительного времени. Такие стратегии являются идеализированным отражением будущего жизненного пути, включающего в себя не только устремление, но и способы реализации в будущем.
Говоря о жизненной устремленности молодежи, стоит выделить такое понятие, как «жизненный мир». Э. Гуссерль представил его как мир со своей структурой, единством научного и обыденного, осознанием жизненного опыта, учета исторически сложившихся социальных форм существования людей; это не просто мир, а «духовное образование в нас и в нашей исторической жизни» [6, с. 141]. Имея в виду, что существующее в материалистической философии, естествознании представление о том, что внешний мир непосредственно дан нашему сознанию, ошибочно. Гусссерль полагает, что даны только вещи, отдельные процессы, а фрагменты мира предстают лишь в качестве горизонтов, т. е. свойств сознания.
В современном обществе молодые люди вырабатывают приоритетные социальные потребности: общественное признание, игры и эксперименты, интеллектуальное накопление и др. Также они формируют такой тип мышления, как темпоральный или пространственно-временной. В обеспечении свободы выбора индивидуального рисунка жизни и заключается развитие потребностей молодых людей через темпоральный тип мышления [7]. Потребность общественного
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES.
признания в молодом возрасте проявляется для идентификации себя как индивида с окружающим миром.
В исследовании жизненных стратегий современной российской молодежи особое внимание необходимо уделить культурно-временному подходу. При этом понятие «культура времени» стоит воспринимать как способ отношения ко времени и организации своей жизни в том или ином обществе.
О.В. Каширина разработала авторскую концепцию культуры времени. В ней она расчленила внешние, т. е. цивилизационные, факторы организации общественного самосознания цивилизаци-онного субъекта - на метавнешние и локально-региональные, т. е. культурно-личностные. Анализ подхода проходит через два аспекта: культура и время, опираясь на тройственность модусов времени (прошлое, настоящее, будущее), паттернов времени (ускорение, замедление и ожидание) и троякость форм времени: внутреннего, внешнего и метавнешнего. Также учитываются факторы времени сквозь призму цивилизации: внутренние (культурно-личностные и культурно-индивидуальные), внешние (локально-региональные) и метавнешние (глобальные, со-циоприродные и социокультурные) [8].
В современных работах для исследования временной перспективы личности все чаще используется методика Ф. Зимбардо и Дж. Бойда [9]. Они рассматривают временную перспективу как постоянную черту личности, которая всегда подвергается влиянию со стороны: общества, экономики, культуры, религии и т.д.
В процессе развития общества можно выделить тенденции в формировании жизненных стратегий современной российской молодежи. Одним из главных факторов, влияющим на все процессы, является глобализация. Трансформация российского общества выдвигает роль индивида в социальной сфере, а технологический прогресс стимулирует потребность в постоянном росте квалификации. Поэтому у современных людей ценностная ориентация в первую очередь устремлена на получение образования, построение карьеры и дальнейшее материальное благосостояние.
Говоря о глобализации, нельзя забывать о современном обострении информационных войн и борьбе за контроль над сознанием и формированием жизненных стратегий молодежи. Информационный поток, поступающий в общество, не только может помочь в формиро-
2018. No. 4
вании жизненных стратегий, но и в корне изменить их, преобразить или укрепить в сознании.
Следующую по важности ценностную группу можно определить как семейную. В условиях выбора между профессиональной карьерой и созданием семьи выбор среди современной молодежи зачастую отдается первой из упомянутых ценностей, что ведет к противоречиям между семейными и профессиональными ролями супругов.
Ученые все чаще задаются вопросом, почему современные молодые семьи столь непрочны? Крепость брака зависит не только от жизненных приоритетов и ценностей, но и от готовности молодых людей к семейной жизни. Именно в таких отношениях брак понимается как система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально-положительную связь к семейному образу жизни [10].
Немаловажным для формирования ценностных ориентаций современной российской молодежи становится ее психоэмоциональное состояние. В первую очередь оно зависит от социально-экономической ситуации в стране. Эта сфера психологически давит на современную молодежь и заставляет действовать с определенными социальными предписаниями. Также психоэмоциональное состояние и жизненные установки определяют социальный институт СМИ. Сквозь призму личностных образов и норм поведения, которые распространяются через каналы масс-медиа, молодежь подсознательно принимает модели поведения не только положительные, но и отрицательные.
Нельзя опустить такой немаловажный фактор формирования жизненных стратегий среди молодежи, как ослабление духовно-культурных ценностей. Все больше молодых людей перестают уделять должное внимание народному искусству, художественным произведениям, отечественной классике и религии.
Как написал Н.А. Вторушин, ценностные ориентации личности необходимо формировать для активной жизненной позиции человека. «Противоречивость в ценностных ориентациях порождает непоследовательность в поведении; неразвитость ценностных ориентаций - признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности, непосредственного воздействия объекта стремления на потребность и самое главное - отчуждение» [11, с. 244-245].
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES.
Исходя из вышесказанного, среди ценностных ориентаций молодежи следует выделить основные (образование, карьера и благосостояние) и второстепенные (семья, мировоззрение и культура).
На основе культурно-временного подхода можно построить широкоуниверсальную модель культуры времени. Ее можно представить при помощи образа трехгранной пирамиды, вписанной в шар. На трех гранях пирамиды располагаются образы времени: модусы, формы, паттерны. Вершину занимает образ пространственно-временной ситуации, обобщающий три первых образа и действительно анализируемый наблюдателем. Шар, в который заключена пирамида, является глобальной информационной культурой.
Исходя из приведенной модели, культурно-временной подход в изучении жизненных стратегий современной российской молодежи можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, в теоретической философии, при которой подход основан на времяцелостном взаимоотношении культуры самосознания, культуры индивидуальных и коллективных действий. Таким образом, создается разносторонняя модель культуры времени в современной картине мира (трехгранная пирамида, вписанная в шар), которая отражает сущность понятия «пространственно-временная ситуация». Во-вторых, формирование культурно-временного императива в практической философии подразумевает раскрытие установок и тактические пути их выполнения в пространственно-временной ситуации.
В целом анализ жизненных стратегий современной российской молодежи должен основываться на глубоком изучении культурно-временных изменений в стране. Д. Лоуэнталь писал, что «способность вспоминать и идентифицировать себя с собственным прошлым придает существованию смысл, цель и ценность» [12, с. 99]. Память о прошлом или прошлых этапах жизни становятся решающим для индивида в формировании ценностей и стратегий жизни. Прошлое помогает не только проследить изменения ценностных ориентиров, но и спрогнозировать возможные приоритеты для будущего поколения.
Таким образом, изучение жизненных стратегий личности предполагает использование методологического потенциала культурно-временного подхода в изучении жизненных стратегий современной российской молодежи.
2018. N0. 4
Именно это позволит не только просмотреть развитие (прогрессивное и регрессивное) ценностей и устремлений молодежи, но и дать гипотетическую картину будущих предпочтений молодых людей.
Литература
1. Штомпель Л.А. Индивидуализация времени // Хронос и темпус (Природное и социальное время: философский, теоретический и практический аспекты) : сб. науч. тр. / под ред. В.С. Чуракова (серия «Библиотека времени». Вып. 6). Новочеркасск : НОК, 2009. 356 с.
2. Лисовский В.Т. Социология молодежи : учеб. пособие. СПб. : Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1996. 460 с.
3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М. : Мысль, 1991. 299 с.
4. Жизненный путь личности (вопросы теории и методологии социально-психологического исследования) / отв. ред. Л.В. Сохань. Киев : Наукова думка, 1987. 279 с.
5. Иванченко Г.В. Самоопределение личности как открытый проект // Человек. 2005. № 3. С. 5-17.
6. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. СПб. : Наука, 2013. 496 с.
7. Каширина О.В. Культура времени как мировоззренческая парадигма и интеллектуальная технология практической философии // Социально-гуманитарные знания. 2013. № 1. С. 258-272.
8. Каширина О.В. Формирование нового типа мышления молодежи в контексте культуры времени // Философия в современном мире: диалог мировоззрений : материалы VI Российского философского конгресса. Нижний Новгород, 2012. 467 с.
9. Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь. СПб. : Речь, 2010. 352 с.
10. Иванова О.А. Особенности современных взглядов молодежи на семью // Молодежная политика в регионе: проблемы и перспективы / под общ. ред. А. А. Харченко. Орел : Изд-во ОРАГС, 2009. С. 199-203.
11. Вторушин Н.А. Отчуждение как один из определяющих факторов развития современного общества и человека // Актуальные проблемы гуманитарных наук : сб. науч. тр. студентов, аспирантов и молодых ученых 21-22 апреля 2011 г., Томск / Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ). Томск : Изд-во ТПУ, 2011.
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 4
12. Лоуэнталь Д. Прошлое - чужая страна / пер. с англ. А.В. Говорунова. СПб. : Владимир Даль, 2004. 624 с.
References
1. Shtompel' L.A. [Time Individualization]. Khronos i tempus (Prirodnoe i sotsial'noe vremya: filosofskii, teoreticheskii i prakticheskii aspekty) [Chronos and Tempus (Natural and Social Time: Philosophical, Theoretical and Practical Aspects)]. Collection of Scientific Work. Ed. V.S. Churakov. Novocherkassk: NOK, 2009, 356 p.
2. Lisovskii V.T. Sotsiologiya molodezhi [Sociology of Youth]. Training manual. Saint Petersburg: Izd-vo S.-Peterburgskogo un-ta, 1996, 460 p.
3. Abul'khanova-Slavskaya K. A. Strategiya zhizni [Strategy of Life]. Moscow: Mysl', 1991, 299 p.
4. Zhiznennyi put' lichnosti (voprosy teorii i metod-ologii sotsial'no-psikhologicheskogo issledovaniya) [Personal Life Path (questions of theory and methodology of socio-psychological research)]. Ed. L.V. Sokhan. Kiev: Naukova dumka, 1987, 279 p.
5. Ivanchenko G.V. Samoopredelenie lichnosti kak otkrytyi proekt [Self-Determination of an Individual as an Open Project]. Chelovek. 2005, No. 3, pp. 5-17.
6. Gusserl' E. Krizis evropeiskikh nauk i transtsendental'naya fenomenologiya [Crisis of European Sciences and Transcendental Phenomenology]. Saint Petersburg: Nauka, 2013, 496 p.
7. Kashirina O.V. Kul'tura vremeni kak mirovozz-rencheskaya paradigma i intellektual'naya tekhnologiya
prakticheskoi filosofii [Culture of Time as a Worldview Paradigm and Intellectual Technology of Practical Philosophy]. Sotsial'no-gumanitarnye znaniya. 2013, No. 1, pp. 258-272.
8. Kashirina O.V. [Formation of a New Type of Thinking of Youth in the Context of the Culture of Time]. Filosofiya v sovremennom mire: dialog mirovozz-renii [Philosophy in the Modern World: a Dialogue of Worldviews]. Proceedings of the 6th Russian Philosophical Congress. Nizhny Novgorod, 2012, 467 p.
9. Zimbardo F., Boid Dzh. Paradoks vremeni. No-vaya psikhologiya vremeni, kotoraya uluchshit vashu zhizn' [The Paradox of Time. A New Time Psychology That Will Improve Your Life]. Saint Petersburg: Rech', 2010, 352 p.
10. Ivanova O.A. [Features of Modern Views of Youth on a Family]. Molodezhnaya politika v regione: problemy i perspektivy [Youth Policy in the Region: Problems and Prospects]. Ed. by A.A. Kharchenko. Orel: Izd-vo ORAGS, 2009, pp. 199-203.
11. Vtorushin N.A. [Alienation as One of the Determining Factors of Modern Society and Human Development] . Aktual'nye problemy gumanitarnykh nauk [Actual problems of the humanities]. Col. sc. works of students, postgraduates and young scientists. Apri 21-22, 2011. Tomsk / National Research Tomsk Polytechnic University (TPU). Tomsk: Izd-vo TPU, 2011.
12. Louental' D. Proshloe - chuzhaya strana [The Past is a Foreign Country]. Transl. from English A.V. Govorunov. Saint Petersburg: Vladimir Dal', 2004, 624 p.
Поступила в редакцию / Received 18 августа 2018 г. /August 18, 2018