Научная статья на тему 'Познание сущности рынка труда'

Познание сущности рынка труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
769
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / БЕЗРАБОТИЦА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ / РАБОЧАЯ СИЛА / РЫНОК ТРУДА / СПРОС / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / ЧАСТНЫЕ АГЕНТСТВА ЗАНЯТОСТИ / ADAPTATION / UNEMPLOYMENT / EMPLOYMENT PUBLIC SERVICE / LABOUR / LABOUR MARKET / DEMAND / MANPOWER / PRIVATE AGENCIES OF EMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Салтанова Светлана Павловна, Смирнов Валерий Владиславович

Рассмотрены теоретические аспекты рынка труда, отражены основные положения теории занятости и безработицы, раскрыта сущность процесса организации государственной службы занятости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KNOWLEDGE OF ESSENCE OF THE LABOUR MARKET

Theoretical aspects of a labour market are considered, substantive provisions of the theory of employment and unemployment are reflected, the essence of process of the organization of public service of employment is opened.

Текст научной работы на тему «Познание сущности рынка труда»

Литература

1. Будагов А.С. Формирование системы управления инновационно-инвестиционным развитием регионов: концептуальные и методические положения. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, 2010.

2. Кроливецкий Э.Н. Оценка результативности научно-исследовательской деятельности хозяйствующих субъектов: препринт. СПб.: Диалог, 2009.

3. Шлёнскова Е.С. Стратегическое управление социально-экономическим развитием сферы услуг: теоретические и концептуальные положения. СПб.: Диалог, 2010.

ОЛЬНЕВ ОЛЕГ КОНСТАНТИНОВИЧ - директор, ОАО «Государственная страховая компания “Югория”» Санкт-Петербургский филиал, Россия, Санкт-Петербург ([email protected]).

OLNEV OLEG KONSTANTINOVICH - director, St.-Petersburg Branch of Insurance Company «UGORIA», Russia, St. Petersburg.

УДК 330.101

С.П. САЛТАНОВА, В.В. СМИРНОВ ПОЗНАНИЕ СУЩНОСТИ РЫНКА ТРУДА

Ключевые слова: адаптация, безработица, государственная служба занятости, рабочая сила, рынок труда, спрос, трудовые ресурсы, частные агентства занятости. Рассмотрены теоретические аспекты рынка труда, отражены основные положения теории занятости и безработицы, раскрыта сущность процесса организации государственной службы занятости.

S.P. SALTANOVA, V.V. СМИРНОВ KNOWLEDGE OF ESSENCE OF THE LABOUR MARKET Key words: adaptation, unemployment, employment public service, labour, labour market, demand, manpower, private agencies of employment.

Theoretical aspects of a labour market are considered, substantive provisions of the theory of employment and unemployment are reflected, the essence of process of the organization of public service of employment is opened.

Переход от централизованной системы хозяйствования к рыночной обусловил возникновение деформации в сфере социально-трудовых отношений и обострение проблем занятости. Видоизменение социально-трудовых отношений способствовали росту социальных ожиданий общества относительно централизованного государственного регулирования рынка труда.

Важнейшим элементом формирующейся рыночной экономики стало управление занятостью, которое в органическом сочетании механизма саморегуляции и государственного регулирования создало условия для развития трудовых ресурсов и повышения экономической активности. При этом проявилась потребность во взаимодействии федеральных органов власти с региональными и муниципальными структурами, курирующими вопросы разработки и внедрения адекватной системы регулирования занятости населения.

Процесс познания сущности рынка труда несёт в себе принципиальную черту, выраженную в особенности его составляющих элементов, а именно людей, которые не только выступают носителями рабочей силы, но и наделены специфическими особенностями: психофизиологическими, социальными, культурными, религиозными, политическими и др. Эти особенности оказывают существенное влияние на мотивацию и степень трудовой активности людей и отражаются на состоянии рынка труда.

В экономической литературе существуют понятия «рынок труда», «рынок рабочей силы» и «рынок трудовых ресурсов». Все эти понятия чаще всего употребляются как синонимы. В то же время рабочая сила представляет собой потенциальную способность к труду, а труд - функционирующую способность, функционирующую рабочую силу. Поэтому понятия «рынок труда» и «рынок рабочей силы» имеют определённые отличия [2. С. 7].

Понятие «рынок рабочей силы» включает не только отношения по поводу занятых, но и отношения по поводу незанятых работников, активно ищущих работу, т.е. охватывает занятых и безработных, и прежде всего, зарегистрированных в службе занятости. Рынок рабочей силы раздвигает границы социальнотрудовых отношений до масштабов экономически активного населения.

«Рынок трудовых ресурсов» охватывает трудовые ресурсы общества, т.е. в рыночные отношения вовлекается не только экономически активное население, но и близкий к нему трудовой резерв, представленный выпускниками общих, профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений, а также той частью занятых в домашнем хозяйстве, неустойчивое материальное положение которой побуждает их выходить на рынок для продажи своих способностей к труду.

Рынок труда - это система социально-экономических отношений между государством, работодателями и трудящимися по поводу всего комплекса трудовых отношений, купли-продажи трудовых услуг, включающая подготовку, переподготовку, повышение квалификации и вовлечение людей в процесс производства. Термин «рынок труда» по существу означает, что в качестве товара наёмный работник предлагает владельцу рабочего места свой труд, а не рабочую силу, т.е. способность к труду. Но труд на рынке продавать нельзя, ибо в момент продажи рабочей силы он еще не существует. В действительности на рынке предлагается не труд, а рабочая сила. Труд - деятельность человека, реальный процесс между ним и средствами производства, имеющий промежуточный или конечный результат. Он характеризует отношения в сфере занятости [2. С. 7].

Рынок «трудовых ресурсов» является более общим понятием по сравнению с понятиями «рынок труда» и «рынок рабочей силы». Рынок трудовых ресурсов -это не только совокупность отношений по поводу найма и использования работников, но и определённый исторически сложившийся механизм, регулирующий определённый круг социально-трудовых отношений, способствующий установлению и соблюдению баланса интересов между трудящимися, предпринимателями и государством [2. С. 8].

В соответствии со ст. 3 ФЗ РФ «О занятости населения в Российской Федерации» - безработными признаются трудоспособные граждане, которые в рассматриваемом периоде по не зависящим от них причинам не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней [6]. Важно подчеркнуть, что к безработным обычно относят не только уволенных по различным причинам, но и лиц, добровольно оставивших работу и предпринимающих попытку найти новую. При этом безработицу порождает не рынок труда сам по себе, а рыночная экономика в целом.

Существует несколько концепций, трактующих феномен безработицы. В марксистской теории она обычно связывается с процессом накопления капитала, при котором потребность в живом труде (переменном капитале) увеличивается медленнее, чем в машинах и оборудовании (постоянном капитале). В западной экономической науке господствует точка зрения, согласно которой безработица в своей основе отражает экономическую целесообразность использования ресурсов, подобно тому, как, скажем, степень загрузки производственных мощностей отражает целесообразность и эффективность использования основного капитала [5].

Из числа западных теорий безработицы, причин её возникновения и путей преодоления широкое распространение получила теория Дж.М. Кейнса. Решающей причиной безработицы, по Кейнсу, выступает недостаточный объём «эффективного спроса», составными элементами которого, с одной стороны, является спрос на товары личного потребления, а с другой - спрос на инвестиционные товары (средства производства). Главную причину недостаточности платежеспособного спроса на потребительские товары (личного потребления) Кейнс усматривал

в возрастающей склонности людей к сбережению и, соответственно, в убывающей их склонности к потреблению, а причину низкого спроса на товары производительного потребления - в недостаточности стимулов к инвестициям [2. С. 109].

Монетаристы во главе с М. Фридменом выдвинули концепцию «естественной безработицы» и, соответственно, «естественного уровня безработицы», который жестко определён условиями рынка рабочей силы и не может быть изменен мерами государственной политики. К естественной безработице монетаристы относят так называемую фрикционную безработицу. Её суть состоит в том, что в процессе производства и функционирования рынка рабочей силы порой возникают какие-то трения, шероховатости, сбои, те или иные ситуации, ставящие работников в затруднительное положение и создающие временные трудности, связанные для них с невозможностью продолжать трудовую деятельность на данном предприятии в конкретных условиях. Подобные естественные ситуации приводят к увольнениям работников и возникновению естественной безработицы [3, 4].

В современных условиях неразвитость практики государственной поддержки отдельных слоёв и категорий работников требует разработки и реализации целевых социальных программ в целях смягчения негативных последствий индивидуализации трудовых отношений. При этом государство должно контролировать развитие гибких форм занятости, в противном случае последует нарастание социальной нестабильности, и государство окажется перед необходимостью значительного увеличения социальных выплат или применения репрессивных мер против недовольных [1].

В современных условиях управление государственной службой занятости (ГСЗ) становится всё более сложным процессом. Характер государственного планирования политики на рынке труда меняется, приобретая стратегический характер, большее значение придаётся гибкости, конкурентоспособности, децентрализации и большей ориентированности на потребности как клиентов, так и рынка труда. С точки зрения центрального управления ГСЗ представляется лишь одним из множества потенциальных поставщиков услуг, а эффективность деятельности ГСЗ зависит от сложных партнерских и договорных отношений [7. С. 99].

ГСЗ всё чаще вовлекается в стратегическое и оперативное планирование не только для того, чтобы увязать своё внутреннее планирование с политикой государства в области экономики и занятости, но и для того, чтобы согласовать эти планы с реалиями рынка труда и требованиями других заинтересованных сторон. При этом настоятельная необходимость повысить эффективность государственного сектора привела в ряде случаев к переводу предоставления услуг ГСЗ на конкурентную основу.

Спектр основополагающих элементов стратегии управления ГСЗ должен включать: управление качеством; информационные и коммуникационные технологии; планирование учреждений и используемых средств и управление ими; внутренние связи; профессиональная подготовка и повышение квалификации персонала [7. С. 115].

Существует ряд причин, в силу которых сегодня ГСЗ гораздо больше, чем в прошлом, заинтересованы в совершенствовании методов управления. Прежде всего, услуги, которыми ведает ГСЗ, стали многообразными, и выбор услуг, которые должны оказываться, во всё большей степени определяется не правовым мандатом, а планированием, ориентированным на клиентов. Во-вторых, ГСЗ всё чаще действуют на конкурентном рынке, что требует повышения качества и надёжности, особенно при оказании услуг работодателям. В-третьих, на деятельность ГСЗ оказывают влияние внешние факторы, такие как повсеместное повышение качества управления. И последнее, но не менее важное - доступность новых информационных и коммуникационных технологий даёт действенные рычаги для преобразования рабочих процессов и обеспечения клиентам доступа к информации.

Сегодня, напротив, ГСЗ редко занимает монопольное положение. Вместо этого ей приходится действовать на рынке труда в качестве лишь одного из многих игроков, и её успех во многом зависит от того, каким образом она строит свои отношения с другими организациями. Наиболее заметная перемена произошла в отношениях ГСЗ с частными агентствами занятости (ЧАЗ).

На пороге XXI в. одним из самых насущных вопросов для ГСЗ стал характер взаимоотношений с ЧАЗ. Европейская комиссия определила три возможных типа взаимоотношений в рамках общеевропейских структур: во-первых, сотрудничество в области информации, предоставления основных услуг по подбору работников на имеющиеся вакансии, в области активного посредничества и адаптации к рынку труда; во-вторых, взаимодополняемость в отдельных сегментах рынка труда или в предоставлении отдельных видов услуг; в-третьих, конкуренция в предоставлении услуг работодателям с возможностью взимания платы за услуги ГСЗ.

ГСЗ и чАз постепенно закладывают основу для сближения и интенсификации деятельности, ориентируясь, скорее, на взаимодополняемость, сотрудничество, партнерство и взаимопомощь, чем на конкуренцию. В связи с этим обнаружено, что ГСЗ в своей новой роли предприятия по оказанию услуг является движущей силой этого процесса сотрудничества.

В современных условиях ГСЗ должна рационально и эффективно перестраивать характер своих услуг и адаптировать их к изменяющимся внешним условиям, внедряя новшества не в ущерб собственной стабильности. Примерами удачной реакции ГСЗ на изменение внешних условий могут служить адаптация услуг к потребностям растущего числа лиц, работающих неполный день, имеющих временную работу или самозанятых, а также разработка новых средств и методов с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Для того чтобы государственная политика в области занятости была эффективной, она должна быть хорошо скоординирована и последовательно ориентирована на конкретного человека. При этом необходимо использовать интегрированный подход, который увязывал бы деятельность учреждений, ведающих пособиями по безработице, и учреждений, оказывающих помощь в поиске работы. Полная институциональная интеграция представляется в ряде отношений идеальным решением, но на практике может оказаться неосуществимой.

Литература

1. Зиновьева О.А. Необходимость проведения активной политики государства по формированию трудового потенциала телекоммуникационной отрасли. Петрозаводск, 2003. 52 с.

2. Карташов С.А., Одегов Ю.Г. Рынок труда: проблемы формирования и управления (на примере г. Москвы). М.: Финстатинформ, 1998. 694 с.

3. Одегов Ю.Г, Руденко Г.Г., Бабынина Л.С. Экономика труда: в 2 т. М.: Альфа-Пресс, 2007. Т. 1. 760 с.

4. Одегов Ю.Г, Руденко Г.Г., Бабынина Л.С. Экономика труда: в 2 т. М.: Альфа-Пресс, 2007. Т. 2. 924 с.

5. Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Лунева Н.К. Рынок труда (практическая макроэкономика труда). М.: Альфа-Пресс, 2007. 900 с.

6. Система Гарант - законодательство РФ с комментариями [Электронный ресурс]: официальный сайт. Режим доступа: http://www.garant.ru.

7. Фан Т., Хансен Э, Прайс Д. Государственная служба занятости в условиях меняющегося рынка труда. Женева: Международное бюро труда, 2001. 228 с.

САЛТАНОВА СВЕТЛАНА ПАВЛОВНА - помощник депутата, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Россия, Москва ([email protected]).

SALTANOVA SVETLANA PAVLOVNA - assistant to the deputy, State Duma of Federal Meeting of the Russian Federation, Russia, Moscow.

СМИРНОВ ВАЛЕРИЙ ВЛАДИСЛАВОВИЧ - кандидат экономических наук, доцент кафедры отраслевой экономики, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).

SMIRNOV VALERIY VLADISLAVOVICH - candidate of economics sciences, assistant professor of Industrial Economy Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.