46 (139) - 2011
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
УДК 330.101
ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В ТРУДОИЗБЫТОЧНОМ РЕГИОНЕ
B. В. СМИРНОВ,
кандидат экономических наук, доцент кафедры отраслевой экономики E-mail: walera712006@mail. ru
Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова
C. П. САЛТАНОВА,
помощник депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации E-mail: saltanova_svetla@bk. ru
В статье рассмотрены теоретические аспекты существования рынка труда, раскрыты основные условия функционирования социально-экономического комплекса «занятость и безработица», установлена сущность государственного регулирования рынка труда, показан процесс организации государственной службы занятости (ГСЗ), и выявлены условия ее эффективной работы, определены основополагающие направления стратегии управления ГСЗ в трудоизбыточном регионе и возможности для оптимизации механизма ГСЗ.
Ключевые слова: адаптация, безработица, государственная служба занятости, регулирование, рынок труда, стратегия, трудоизбыточный регион, управление, частные агентства занятости.
Социальная ориентация посткризисного этапа экономических преобразований в Российской Федерации порождает необходимость детального рассмотрения вопросов, связанных с институ-ционализацией процесса содействия занятости населения в трудоизбыточных регионах. При этом установка на данную институциональную составляющую функционирования рынка труда является важнейшим шагом к достижению нового качества развития социально-трудовых отношений. В связи с этим возникают вопросы соотношения рыночных и государственных начал в социально-трудовых отношениях как факторов,
влияющих на форму института содействия занятости населения в наиболее проблематичных (трудоизбыточных) регионах.
Полномасштабный рынок труда в РФ начал формироваться после проведения экономической реформы 1990-х гг., предопределившей переход к рыночной экономике. Первым индикатором, установившим появление трудовых отношений рыночного характера, стала безработица, появление которой было зарегистрировано сразу после проведения реформ. До настоящего времени в этой сфере существует незаконченность переходных процессов, определяемых как сочетание рыночных отношений, подчиняющихся законам спроса и предложения, и советских трудовых отношений.
Формирование институциональной среды требует длительного временного интервала, в течение которого происходит наложение друг на друга формализованных и неформализованных институтов, позволяет во многом объяснить тенденции функционирования рынка труда в условиях трансформации социально-трудовых отношений. Качественные видоизменения институциональной среды оказывают влияние на детерминанты развития рынка труда. При этом в условиях изменения институциональной среды, на этапе постиндустриальной стадии развития экономики, возникает потребность в детальном анализе социально-трудовых отношений в целях
-67
формирования оптимального института содействия занятости населения.
До настоящего времени проблема институци-онализации процесса содействия занятости населения и ее роли в общественном воспроизводстве лишь констатировалась и является недостаточно исследованной в качестве самостоятельного объекта. Не соответствует значимости проблемы уделяемое внимание со стороны научного сообщества к исследованию институциональных аспектов данного процесса. Остается нерешенным вопрос о перспективной форме содействия занятости населения.
Специфика институционализации процесса содействия занятости населения обусловлена степенью гармонизации взаимосвязей социальной, экономической, политической и др. подсистем, формирующих как профиль национальной экономики, так и обусловливающих траекторию ее развития. Новизна и сложность вопроса институционализации процесса содействия занятости населения в трудоизбыточных регионах ставит перед экономической наукой задачу глубокого и всестороннего теоретико-методологического осмысления сложившейся ситуации и ее возможных сценариев развития. В этой связи назрела задача создания комплексной системы экономико-правовых механизмов (способствующих эффективной занятости населения в трудоизбыточном регионе), гарантирующих защиту социально-трудовых прав работников, поддерживающих баланс интересов субъектов трудовых отношений.
Для комплексного исследования изложенной задачи рассмотрим взаимообусловленный ряд положений, а именно:
1) теоретические аспекты существования рынка труда, раскрывающие сущность экономических взаимоотношений, возникающих между собственником рабочей силы и ее покупателем;
2) основные условия функционирования социально-экономического комплекса «занятость и безработица»;
3) сущность государственного регулирования рынка труда в форме совокупности экономических, административных, организационных, законодательных и иных мер, позволяющих оптимизировать процесс взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти при формировании методов регулирования занятости населения;
4) процесс организации ГСЗ и условия ее эффективной работы;
5) основополагающие направления стратегии управления ГСЗ в трудоизбыточном регионе;
6) условия оптимизации механизма ГСЗ в трудоизбыточном регионе: основные функции, задачи и критерии оценки оптимальности его функционирования.
Проведем анализ теоретических аспектов функционирования рынка труда. Рынок труда—это система социально-экономических отношений между государством, работодателями и трудящимися по поводу всего комплекса трудовых отношений, купли-продажи трудовых услуг, включающая подготовку, переподготовку, повышение квалификации и вовлечение людей в процесс производства. Термин «рынок труда», по существу, означает, что в качестве товара наемный работник предлагает владельцу рабочего места свой труд, а не рабочую силу, т. е. способность к труду. Труд — это деятельность человека, реальный процесс между ним и средствами производства, имеющий промежуточный или конечный результат [2].
Рынок труда обеспечивает функционирование рыночной экономики на основе действия закона спроса и предложения. Его основная функция состоит в обеспечении через сферу обращения перераспределения рабочей силы между отраслями и сферами производства и в обеспечении работой не занятого в данный момент населения.
Предложение рабочей силы качественно и количественно изменяется в зависимости от изменений в возрастной структуре населения, в системе профессиональной и общей подготовки, от силы влияния внешнего рынка труда на внутренний и т. д. Совокупный спрос на рабочую силу определяется числом и структурой рабочих мест, существующих в экономике и требующих заполнения.
Конкуренция — это неотъемлемая составляющая механизма любого рынка, представляющая собой наличие большого числа независимых покупателей и продавцов рабочей силы и возможность для них свободно входить на рынок труда и покидать его. Конкурентоспособность на рынке труда — это соответствие качества предлагаемой рабочей силы спросу работодателя [5].
Рынок как совокупность экономических отношений возникает между собственником рабочей силы и ее покупателем (предпринимателем) по поводу конкретного рабочего места, на котором
будут производиться товар или услуга. Для владельца рабочей силы создается возможность получить рабочее место, на котором он может трудиться, проявить способности, зарабатывать деньги, необходимые ему для воспроизводства своей рабочей силы. Для предпринимателя возникают экономические условия получения прибыли. Складываются экономические отношения занятости. Именно они определяют истинное содержание рынка труда как рынка занятости.
Дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда всегда означает отступление от условий полной и эффективной занятости. Если предложение превышает спрос, то имеет место явная безработица, а при превышении спроса над предложением и реальной потребностью — скрытая безработица. Следовательно, занятость и безработица — это взаимообусловленные социально-экономические категории. Их соотношение отражает наиболее синтетическую характеристику политики на рынках труда. При этом необходимо учитывать, что и занятость, и безработица возникают по инициативе как работодателей — субъектов спроса, так и работников — субъектов предложения.
Рассмотрим основные положения формирования условий для занятости и безработицы. При этом отметим, что занятость как социально-экономическая категория характеризует различные формы участия трудоспособного населения в общественно полезной деятельности с получением соответствующих доходов.
Занятое население — это активная часть трудовых ресурсов, задействованная в общественном производстве. Согласно международному определению термина «занятость», к занятым причисляют всех лиц старше возраста, установленного для измерения экономически активного населения, которые в течение определенного краткого периода (одна неделя или один день) относились к занятым по найму и на собственном предприятии. Разграничение работы по найму и работы на собственном предприятии призвано подчеркнуть, что занятость — это не только работа за заработную плату или жалованье, но также работа для получения прибыли или семейного дохода, включая производство для собственного потребления.
Изменившиеся условия хозяйствования требуют все более гибких форм трудоустройства и использования рабочей силы. В результате формируются новые подходы к занятости, нашедшие
выражение в новой концепции — глобальной занятости. Современный подход к решению проблем занятости в условиях низких темпов развития рассматривается как процесс вовлечения всех лиц трудоспособного возраста в расширенную сферу экономически и социально полезной трудовой деятельности с жестким нормированием каждому лицу объема работы и с установлением минимального универсального дохода.
Совокупное предложение труда, превышающее совокупный спрос на него, обусловливает возникновение безработицы. Безработица — это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занято в производстве товаров и услуг.
В теоретическом плане безработица представляет собой экономическую категорию, выражающую отношения между наемными работниками и работодателями по поводу осуществления естественного права человека — права на труд, реализации его способности к труду, причем не только в плане обеспечения средств к существованию, необходимых для сохранения и воспроизводства самой жизни, но и в плане реализации данной от природы потребности в труде как форме жизнедеятельности. В чисто экономическом плане безработица — это отсутствие занятости по экономическим причинам у определенной, большей или меньшей в каждый данный момент, части населения страны, способной и желающей трудиться [2].
Человеческий материал, из которого рождаются те или иные пропорции между спросом и предложением, поступает из источников, находящихся за пределами рынка труда (сфера материального и нематериального производства, сфера обращения). Такие пропорции складываются, по существу, стихийно и фиксируются рынком труда. Рынок труда обнаруживает их, делает безработицу видимой, осязаемой для общества. Это дает возможность государству регулировать безработицу, решать с той или иной степенью результативности проблемы переквалификации безработных и их трудоустройства, смягчения социально-экономических последствий безработицы.
Отразим сущность государственного регулирования рынка труда в форме совокупности экономических, административных, организационных, законодательных и иных мер, позволяющих оптимизировать процесс взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти при
формировании методов регулирования занятости населения и усилить направления, которые ориентируют на рост эффективности труда и ускорение структурных сдвигов в занятости.
Неразвитость практики государственной поддержки отдельных слоев и категорий работников требует разработки и реализации целевых социальных программ в целях смягчения негативных последствий индивидуализации трудовых отношений. Ослабление социальных гарантий работников может преодолеваться за счет установления государством ряда норм для всех работников независимо от того, являются ли они постоянно или временно занятыми. Во всех случаях государство должно контролировать развитие гибких форм занятости, в противном случае последует нарастание социальной нестабильности, и государство окажется перед необходимостью значительного увеличения социальных выплат или применения репрессивных мер против недовольных.
Вследствие многообразия внутренних регуляторов, а также в силу социальной важности функционирования и развития рынка труда проявляется потребность в его регулировании. Следовательно, создание целесообразной системы регулирования в сфере занятости трудоизбыточного региона — это одна из основных социальных задач.
Решая проблемы занятости, необходимо: изучать конъюнктуру рынка труда; организовать научно обоснованную систему профориентацион-ной работы и профессиональной переподготовки; активизировать влияние государства на систему общего образования, профессиональной подготовки, общественных работ, создания новых рабочих мест, налаживания сотрудничества служб занятости со службами персонала. При этом следует избегать чрезмерной централизации и «огосударствления» политики занятости. Государству должна принадлежать ключевая роль в организации сотрудничества и взаимодействия работодателей, профсоюзов и местных органов власти для обеспечения возможно более высокой и эффективной занятости.
Регулирование занятости рассматривается как совокупность мер государственного прямого и косвенного воздействия на рынок труда. Прямое влияние на рынок труда оказывает законодательство: о социальном обеспечении, о трудовых отношениях, о равных гражданских правах и т. п. Меры косвенного регулирования рынка труда одновременно являются и мерами общеэкономического регулирования и
воздействуют на динамику занятости посредством влияния на экономическую конъюнктуру в стране. В данном аспекте государственное регулирование рынка труда трудоизбыточного региона конституируется как комплекс экономических, административных, организационных, законодательных и иных мер.
Рассматривая процедуру взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти в процессе формирования методов регулирования занятости населения, следует подчеркнуть актуальность разработки сбалансированной системы механизма регулирования, элементы которого были бы достаточно эффективны как на федеральном, так и на отраслевом и региональном уровнях, обеспечивая решение не только краткосрочных (оперативных), но среднесрочных и долгосрочных задач [3, 4].
При обосновании политики занятости необходимо исходить из того, что экономика страны вышла на траекторию экономического роста. В данных условиях в политике занятости следует усилить те направления, которые ориентируют на рост эффективности труда и ускорение структурных сдвигов в занятости. При таком подходе изменятся механизмы управления занятостью и регулирования рынка труда, поскольку, если и далее ставить во главу угла политику занятости и сдерживание массовой безработицы, то можно ожидать стагнации в сфере занятости и рынка труда.
Процесс организации государственной службы занятости и условия ее эффективной работы. Государственная служба занятости возникла в промышленно развитых странах в конце XIX в. как реакция на социально-экономические последствия безработицы. Политические, экономические и социальные предпосылки для возникновения бирж труда были созданы к концу XVIII в. В марте 1790 г. в Департамент общественных работ Парижа был представлен доклад о необходимости учреждения бирж труда. Из-за бюрократических проволочек вопрос об организации бирж труда решился только в 1887 г. Основные услуги, оказываемые биржами труда того периода, были следующие [2]:
1) поиск работы для безработных;
2) выплаты пособий по безработице и на переезды по направлению биржи, а также иная материальная помощь, оказываемая в случае несчастного случая;
3) консультирование по юридическим, социальным, трудовым вопросам и вопросам профессионального обучения;
4) организация профсоюзов, кооперативов и новых рабочих мест;
5) обсуждение вопросов возможности и организации забастовок, формирование фондов стачек и т. д.
Финансирование мероприятий по содействию занятости происходило за счет субсидий из местных бюджетов, вносов рабочих, сборов с участников профессиональных собраний. Региональные биржи стремились к финансовой независимости за счет основания обществ взаимопомощи (первое из них было создано в Бресте в 1898 г.), которые осуществляли сбор денежных средств и раздачу пособий, поскольку субсидии из местных бюджетов были крайне недостаточны для их полноценного функционирования.
В России первые биржи труда появились в начале XX в. в промышленных центрах страны. Они были ориентированы на поиск рабочей силы по заявкам фабрикантов и заводчиков. Первая Московская биржа («Морозовская биржа труда») находилась в ведении городского самоуправления. Ее деятельность была направлена на обеспечение занятости низкоквалифицированных и сезонных рабочих. Квалифицированные кадры проводили поиск работы через свои отраслевые профессиональные союзы. Функции бирж стали более разнообразны: изучение профессионально-квалификационного, демографического и территориально-отраслевого состава безработных; проведение социологических исследований; регистрация и учет безработных; выплата пособий.
В условиях неустойчивой мировой экономики проявляется потребность использовать потенциал ГСЗ более эффективно. Эффективная организация работы ГСЗ связана с вопросами подотчетности и взаимоотношений между ГСЗ и заинтересованными в ее деятельности сторонами на политическом уровне. В планах, согласованных на основе стратегического и оперативного планирования, обычно указываются определенные цели, которые должны быть включены в меры по обеспечению эффективной организации работы ГСЗ.
Одной из наиболее очевидных тенденций в работе современных ГСЗ является децентрализация полномочий и ответственности. Вторая важная организационная проблема, стоящая перед ГСЗ, заключается в решении о том, как следует интег-
рировать услуги, чтобы обеспечить эффективность действия программ на рынке труда. При этом настоятельная необходимость в повышении эффективности государственного сектора приводила в ряде случаев к переводу предоставления услуг ГСЗ на конкурентную основу.
Определим спектр основополагающих направлений стратегии управления ГСЗ в трудоизбыточном регионе, а именно в Чувашской Республике. Чувашская Республика занимает особое место в экономике РФ, являясь трудоизбыточным регионом и малым по площади территориальным образованием [6, с. 34—37].
Экономика Чувашской Республики обладает достаточным потенциалом и устойчивой структурой общественных отношений, определяющих меру социально-экономического роста. В последние годы в развитии экономики преобладали позитивные тенденции. Вместе с тем влияние мирового финансового кризиса отразилось на замедлении темпов роста основных макроэкономических показателей, на реализации намеченных планов. Изменение экономического положения Чувашской Республики на макроуровне характеризуется динамикой и структурой ВРП, пропорции которого отражают сдвиги в сферах производства, распределения и использования создаваемых в экономике товаров и услуг (табл. 1) [8].
Ведущее место в экономике Чувашской Республики занимает промышленный комплекс, который включает три вида экономической деятельности (ОКВЭД): добычу полезных ископаемых (раздел С), обрабатывающие производства (раздел D) и производство и распределение электроэнергии, газа и воды (раздел Е). Организации промышленного комплекса республики обеспечивают более 30 % ВРП, около 45 % налоговых поступлений в бюджетную систему РФ и свыше 65 % сальдированного финансового результата. Каждый четвертый работающий в республике трудится в промышленном комплексе.
Следует отметить, что в Чувашской Республике сохраняется относительно стабильный уровень экономической активности и уровень занятости населения (табл. 2) [9, с. 30].
В структуре распределения численности безработных по возрастным группам в Приволжском федеральном округе (ПФО) Чувашская Республика лидирует в возрастной группе 30—39 лет, т. е. в наиболее трудоспособной категории (табл. 3) [9, с. 132].
Таблица 1
Структура валового регионального продукта Чувашской Республики в 2004—2009 гг., %
ОКВЭД 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Раздел А. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 14,7 13,7 11,5 7,8 7,9 9,7
Раздел В. Рыболовство, рыбоводство 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
Раздел С. Добыча полезных ископаемых 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1
Раздел D. Обрабатывающие производства 23,4 23 25,5 28 29,4 24,9
Раздел Е. Производство и распределение электроэнергии, 6,2 7,5 5,9 5,6 5,2 6,7
газа и воды
Раздел F. Строительство 11,8 10,5 9,9 10,3 10,0 7,9
Раздел G. Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных 16,2 14,3 14,6 16,4 15,3 14,2
средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования
Раздел Н. Гостиницы и рестораны 0,7 1,0 0,7 0,7 0,9 0,9
Раздел I. Транспорт и связь 7,6 8,1 8,8 8,5 8,3 7,3
Раздел J. Финансовая деятельность 0,1 0,3 0,0 0,3 0,1 0,4
Раздел К. Операции с недвижимым имуществом, аренда 5,1 5,7 6,8 7,0 7,7 8,6
и предоставление услуг
Раздел Ь. Государственное управление и обеспечение 3,2 4,6 5,7 5,4 5,4 6,8
военной безопасности; социальное страхование
Раздел М. Образование 4,5 4,6 4,2 3,8 3,8 5,1
Раздел N. Здравоохранение и предоставление социальных услуг 5,1 4,9 4,8 4,7 4,6 5,9
Раздел О. Предоставление прочих коммунальных, социальных 1,3 — — — — 1,5
и персональных услуг
Таблица 2
Численность экономически активного населения Чувашской Республики с 2000 по 2009 г. (в среднем за год), %
Показатель 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Численность экономически актив- 676,1 657,4 670,0 662,3 650,4 661,6 680,7 679,0 682,6 687,6
ного населения, всего, тыс. чел.
Из них:
— занятые в экономике 614,8 594,9 606,9 605,9 585,9 586,3 622,0 619,1 627,3 608,4
— безработные 61,3 62,5 63,1 56,4 64,6 75,3 58,6 59,9 55,3 79,2
Уровень экономической активности 68,3 66,1 67,2 66,1 64,9 65,8 67,6 67,5 68,0 68,8
Уровень занятости 62,1 59,8 60,8 60,5 58,4 58,3 61,8 61,6 62,5 60,9
Уровень безработицы 9,1 9,5 9,4 8,5 9,9 11,4 8,6 8,8 8,1 11,5
Таблица 3
Распределение численности безработных по возрастным группам ПФО в 2009 г. (в среднем за год), %
Регион Всего В том числе в возрасте Средний возраст, лет
до 20 лет 20—29 лет 30—39 лет 40—49 лет 50—59 лет 60 и более лет
Приволжский федеральный округ 100 5,9 34,2 20,7 20,9 16,9 1,5 35,6
Республика Башкортостан 100 5,3 37,2 23,7 22,5 11,3 0,0 33,9
Республика Марий Эл 100 4,6 30,6 21,2 21,4 17,4 4,8 37,8
Республика Мордовия 100 2,3 33,3 17,7 27,6 15,7 3,3 37,8
Республика Татарстан 100 9,3 31,3 20,6 20,8 17,0 1,1 35,4
Удмуртская Республика 100 8,3 35,1 14,7 20,2 21,5 0,2 35,6
Чувашская Республика 100 5,8 32,0 24,7 22,5 14,2 0,8 35,0
Пермский край 100 7,6 34,4 20,2 18,3 16,8 2,6 35,4
Кировская область 100 6,0 31,3 18,7 20,9 20,8 2,3 37,2
Нижегородская область 100 6,9 38,5 16,9 18,1 17,2 2,4 34,8
Оренбургская область 100 5,8 35,4 24,6 22,8 11,0 0,4 34,4
Пензенская область 100 1,8 34,6 21,2 24,6 16,8 0,9 36,3
Самарская область 100 4,8 37,1 20,7 14,6 19,3 3,5 35,9
Саратовская область 100 2,6 29,0 19,8 23,2 24,4 1,0 38,3
Ульяновская область 100 3,5 34,0 21,8 24,1 15,8 0,9 36,2
Таблица 4
Распределение численности безработных по способам поиска работы в ПФО в 2009 г. (в среднем за год), %
Регион Всего В том числе
обращались в ГСЗ обращались в коммерческую службу занятости подавали объявления в печать или откликались на объявления обращались к друзьям, родственникам, знакомым непосредственно обращались к работодателю другие способы
Приволжский федеральный округ 100 40,5 4,4 22,6 57,7 26,2 9,1
Республика Башкортостан 100 35,2 4,3 19,3 64,1 26,4 7,0
Республика Марий Эл 100 27,4 5,2 26,4 61,8 28,5 7,1
Республика Мордовия 100 38,9 1,1 10,3 59,0 19,2 16,9
Республика Татарстан 100 39,6 8,4 31,8 71,6 21,1 4,2
Удмуртская Республика 100 48,4 3,0 29,4 57,3 37,3 5,3
Чувашская Республика 100 25,5 1,1 19,7 73,5 25,5 4,5
Пермский край 100 48,4 4,8 26,8 48,4 34,5 6,0
Кировская область 100 50,8 1,0 15,5 46,6 23,5 4,3
Нижегородская область 100 39,9 3,4 19,2 52,2 27,6 12,4
Оренбургская область 100 39,4 2,6 18,7 59,3 30,1 10,7
Пензенская область 100 33,4 6,0 10,7 54,5 23,7 17,3
Самарская область 100 40,9 11,3 44,3 68,8 23,7 13,4
Саратовская область 100 34,1 2,3 17,2 43,2 24,6 20,0
Ульяновская область 100 67,8 0,2 2,8 35,3 12,9 5,1
В структуре распределения численности безработных по способам поиска работы в ПФО Чувашская Республика лидирует в категории «обращение к друзьям, родственникам, знакомым», а ГСЗ Чувашской Республики имеет наименьшую востребованность (табл. 4) [9, с. 144]. Следовательно, среди безработного населения Чувашской Республики существует недоверие к реальным возможностям ГСЗ, что отражает ее неэффективность с точки зрения функциональности.
Для оптимизации функционирования ГСЗ Чувашской Республики определим стратегию управления в формате спектра основополагающих направлений, а именно: управление качеством, обеспечение информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ), эффективное планирование и управление деятельностью по развитию персонала [7].
Управление качеством ГСЗ Чувашской Республики представляет собой стратегически ориентированный интегрированный набор организационных принципов и практики управления, предназначенных для удовлетворения потребностей клиента (как правило, не только безработных). Цель управления качеством — добиться, чтобы клиент остался доволен, т. е. нашел необходимую работу.
Управление качеством включает оценку и анализ потребностей клиентов, анализ и реструктури-
зацию взаимодействия организации и клиентов, а также разработку норм обслуживания, обеспечивающих высокий уровень и мониторинг их соблюдения. Процесс управление качеством ГСЗ Чувашской Республики должен быть сориентирован на клиента. Следовательно, планирование и оказание услуг ГСЗ должно осуществляться таким образом, чтобы в центре внимания организации стоял клиент.
В современных условиях ИКТ модифицируют работу ГСЗ, происходят изменения в методах, с помощью которых организация использует информацию и средства коммуникации в собственной работе и изменения в методах, с помощью которых предоставляет клиентам прямой доступ к информации [1].
Внедрение новых технологий дает много преимуществ, но этому процессу сопутствуют стрессовые ситуации, неизменно возникающие в организации при крупных переменах. Чтобы свести их к минимуму и гарантировать достижение успеха, необходимы глубокий анализ, тщательное планирование и привлечение высококвалифицированного персонала, чтобы таким образом обеспечить успех нововведений.
Эффективное планирование и управление деятельностью по развитию персонала ГСЗ Чувашской Республики играют важную роль в обеспечении эффективной ее работы. При этом особое значение
- 73
имеют профподготовка персонала и его отношение к делу. Потребность в профподготовке персонала и воспитательной работе с ним особенно возросла из-за высоких темпов происходящих изменений.
Движение к ориентированным на клиента услугам происходит в контексте повсеместного перехода ГСЗ на принципы управления качеством. Это, в свою очередь, ведет к преобразованию целого ряда процессов внутреннего управления, а именно: внедрению совершенных методов управления, непрерывному обучению персонала, позитивным внутренним взаимоотношениям, современным способам использования ИКТ и управления ресурсами.
С самого зарождения ГСЗ Чувашской Республики было очевидно, насколько важны ее тесные взаимоотношения с организациями работодателей и трудящихся, что нередко находило отражение в составе руководящего органа ГСЗ Чувашской Республики. Государственная служба занятости Чувашской Республики рассматривалась как самодостаточная организация, которая часто занимала монопольное положение на рынке труда. При этом ГСЗ всегда испытывала соблазн стать не только самодостаточной, но и самодовлеющей организацией, особенно, если на нее возлагалась непопулярная роль по проведению проверок занятости в связи с назначением пособий по безработице.
В настоящее время, напротив, ГСЗ редко занимает монопольное положение. Вместо этого ей приходится действовать на рынке труда в качестве лишь одного из многих игроков, и ее успех во многом зависит от того, каким образом она строит свои отношения с другими организациями. Наиболее заметная перемена произошла в отношениях ГСЗ с частными агентствами занятости (ЧАЗ). Однако помимо ЧАЗ ей приходится иметь дело и со многими другими организациями. Это изменение объясняется, главным образом, тремя факторами. Во-первых, рост влияния экономического либерализма и глобализация поставили под вопрос роль государственного сектора и обусловили необходимость стимулирования конкуренции в целях повышения экономической эффективности. Во-вторых, сложность современного рынка труда требует для работы на нем столь многообразных знаний, опыта и возможностей, какими в одиночку не обладает ни один центральный или местный орган. В-третьих, общепризнано, что такие явления, как безработица и социальная изоляция, возникают не сами по себе,
а связаны с широким кругом социально-экономических проблем, требующих интегрированных или совместных решений при участии самых различных заинтересованных организаций.
Трудно дать обобщающую оценку того, какая форма взаимосвязи ГСЗ с социальными партнерами наиболее продуктивна, так как ее выбор во многом зависит от традиций и сложившихся взаимоотношений в Чувашской Республике. Однако очевидно, что развитие тесных взаимоотношений с социальными партнерами соответствует интересам ГСЗ республики. Например, официальное соглашение ГСЗ республики с центральной организацией работодателей может способствовать тому, что последняя будет поощрять своих членов к сотрудничеству со службой занятости.
Одна из основных задач ГСЗ республики — это осуществление программ адаптации безработного к рынку труда, однако характер этих программ изменяется. Если прежде Правительство Чувашской Республики проводило программы узкого охвата, предлагающие услуги определенной целевой группе, то в настоящее время реализуются программы широкого охвата, направленные на решение ряда взаимосвязанных проблем. Это не только безработица, но и проблемы, связанные с социальной изоляцией и бедностью: зависимость от пособий, отсутствие жилья, состояние окружающей среды, употребление наркотиков, преступность, здравоохранение и образование. Государственная служба занятости Чувашской Республики не может решить этих проблем в одиночку, поэтому требуется участие не только службы занятости, работодателей и профсоюзов, но и различных других государственных учреждений. Кроме того, в решении этих проблем участвуют муниципальные органы власти, государственные и частные организации, ведающие вопросами развития, национальные добровольные (общинные) ассоциации, занимающиеся социальными проблемами, образованием, культурой и состоянием окружающей среды. Таким образом, успех зависит от привлечения к сотрудничеству (в рамках партнерских отношений) многих директивных и политических органов, а также государственных и частных поставщиков услуг, отвечающих за деятельность во всех этих областях.
Государственная служба занятости Чувашской Республики и ЧАЗ постепенно закладывают основу для сближения и интенсификации деятельности, ориентируясь скорее на взаимодополняемость, со-
Надсистема
Рис. 1. Кибернетическая модель организации
трудничество, партнерство и взаимопомощь, чем на конкуренцию. В связи с этим обнаружено, что ГСЗ республики в своей новой роли предприятия по оказанию услуг является движущей силой этого процесса сотрудничества.
Раскроем основные возможности для оптимизации механизма Государственной службы занятости Чувашской Республики. В данном контексте определим основные функции и задачи, а также выявим критерии оценки оптимальности функционирования данного механизма.
Оптимизацию механизма ГСЗ республики следует рассматривать как возможность систематизации множества функциональных взаимосвязей организации. Чтобы показать такую возможность, воспользуемся некоторыми правилами системного подхода. Во-первых, речь идет о системе целей и системном взаимодействии. Во-вторых, следует представить сложную систему организации в виде кибернетической модели (рис. 1).
В соответствии с темой исследования наиболее значимым является параметр состояния, который отражает функциональные изменения организации и определяется с учетом законов системологии, а именно: саморазвития, трансформации, интеграции, относительности, приоритетов, гармонизации и системности. В соответствии с законами сис-темологии, чтобы описать этот параметр состояния, следует отразить множество элементов системы, множество связей этих элементов и множество свойств элементов и связей.
В качестве системы можно рассматривать любое мно-
жество событий, при этом выделяемые одними системы не всегда могут быть понятны другим. Один из путей оптимизации модели состоит в расширении и определении содержания и параметров каждого из блоков.
Таким образом, следует разумно подбирать элементы всех трех блоков входа, состояния (параметра преобразования) и выхода в зависимости от целей исследования для последующего анализа. Определение компонентов, элементов, внешних и внутренних границ системы всегда находится в прямой зависимости от целей анализа и точки зрения отдельной личности или группы, проводящих исследование. При этом надо отметить то, что выход системы дает критерии отбора существенных элементов входа и процесса преобразования.
Согласно экономической теории основными элементами системы являются живой труд, прошлый труд и капитал в его денежной форме. Структура элементов свойств и связей в сложной экономической системе представлена в табл. 5.
В контексте исследования возможности оптимизации механизма ГСЗ республики авторов в большей степени интересует такой элемент, как «живой труд», «количество и качество (квалификация) живого труда», организационные формы взаимодействия людей и коллективов. В целях формирования адекватных параметров ГСЗ республики представим ее функциональные взаимосвязи в виде модели Д. Надлера (рис. 2).
Рис. 2. Функциональные взаимосвязи ГСЗ Чувашской Республики в виде модели Д. Надлера
Таблица 5
Структура элементов свойств и связей в экономической системе
Элементы финансово-экономической системы Свойства элементов Связи элементов
Живой труд Количество и качество (квалификация) живого труда Организационные формы взаимодействия людей и коллективов
Прошлый труд Количество и качество (технический уровень) средств производства Множество технологических процессов и операций
Капитал в денежной форме Количество и качество основной валюты Множество финансовых потоков в системе
Для эффективной оптимизации механизма ГСЗ республики существует необходимость формирования неизменного набора показателей и регулярного расчета на его основе интегральной оценки состояния уровня занятости и активности предпринимательских структур. При этом следует прослеживать динамику хозяйственных, экономических, социальных и иных системообразующих процессов на основании неизменного набора критериев. Очевидной трудностью является подбор и обоснование эффективности использования конкретного набора критериев оценки. Также представляет известную сложность интерпретация результатов, полученных в результате оценки. Не всегда за итоговым интегральным значением можно увидеть причинно-следственные связи и тенденции развития ГСЗ республики.
В процессе оптимизации механизма ГСЗ республики необходимо корректно определить основные функции и задачи организации. При этом методическое обеспечение по оценке оптимальности функционирования ГСЗ республики формируется по мере появления задач, требующих своего решения.
Для того чтобы государственная политика в области занятости была эффективной, она должна быть корректно скоординирована и последовательно ориентирована на конкретного человека. В данном контексте ОЭСР И ЕС подчеркивают необходимость использования интегрированного подхода, который увязывал бы деятельность учреждений, ведающих пособиями по безработице, и учреждений, оказывающих помощь в поиске работы. Полная институциональная интеграция представляется в ряде отношений идеальным решением, но на практике может оказаться неосуществимой.
В целом для оценки уровня институционали-зации процесса содействия занятости населения в трудоизбыточном регионе основными критериями должны стать: объем услуг нового типа, современ-
ные задачи перед руководящими работниками и персоналом, изменение стиля работы и постоянное стремление к повышению эффективности и качеству услуг, т. е. конечным критерием успешной деятельности ГСЗ республики должно быть соотношение реальных результатов и задействованных ресурсов. Государственной службе занятости Чувашской Республики нужны четко сформулированные цели и задачи, выполнение которых должно оцениваться на основе высоких, но достижимых показателей.
Список литературы
1. Зиновьева О. А. Необходимость проведения активной политики государства по формированию трудового потенциала телекоммуникационной отрасли. Петрозаводск, 2003. 52 с.
2. Карташов С. А, Одегов Ю. Г. Рынок труда: проблемы формирования и управления (на примере г. Москвы). М.: Финстатинформ. 1998. 694 с.
3. Одегов Ю. Г., Руденко Г. Г., Бабынина Л. С. Экономика труда. В 2 т. Т. 1. М.: Альфа-Пресс. 2007. 760 с.
4. Одегов Ю. Г., Руденко Г. Г., Бабынина Л. С. Экономика труда. В 2 т. Т. 2. М.: Альфа-Пресс. 2007. 924 с.
5. Одегов Ю. Г., Руденко Г. Г., Лунева Н. К. Рынок труда (практическая макроэкономика труда). М.: Альфа-Пресс. 2007. 900 с.
6. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010: Стат. сб. / Росстат. М., 2010. 996 с.
7. Фан Т., Хансен Э., Прайс Д. Государственная служба занятости в условиях меняющегося рынка труда / Международное бюро труда. Женева, 2001. 228 с.
8. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: официальный сайт. URL: http://www. gks. ru.
9. Экономическая активность населения России (по результатам выборочных обследований). 2010: Стат. сб. / Росстат. M., 2010. 171 с.