Научная статья на тему 'Позиционирование предприятий на основе SWOT-анализа'

Позиционирование предприятий на основе SWOT-анализа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1540
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ВЛИЯНИЕ / ОЦЕНКА / УГРОЗЫ / КАЧЕСТВО / ТЕМП РОСТА / ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ибрашева А. Р.

В статье рассматривается один из методов SWOT-анализа. Основное внимание уделено результатам, позволяющих определить обобщенный обзор сильных и слабых сторон, возможностей и угроз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Позиционирование предприятий на основе SWOT-анализа»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070

4. Воронкова Е.Г. Управление человеческими ресурсами. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 304с.

5. Ермасова Н. Б. Риск-менеджмент организации. Учебно-практическое пособие. — М.: Дашков и К, 2008. — 380 с.

6. Куликова Е. Е. Управление рисками. Инновационный аспект. — М.: Бератор-Паблишинг, 2008. — 203 с.

7. Россинская М.В., Рассохина В.А. Направления повышения эффективности работников Федеральной налоговой службы Российской Федерации // Международное научное издание: Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2015. №3 (18). С. 54-57.

8. Трегулова Н.Г., Солохин С.Ф. Направления создания системы стимулирования труда // Альманах современной науки. 2016. №1-4 (4). С.66-68.

9. Фомичев А. Н. Риск-менеджмент. Учебник. — М.: Дашков и К, 2008. —376 с.

© Зоря Н.В., Бугаева М.В., 2016

УДК 338.27

А.Р. Ибрашева

Студент группы 13Эк(б)БУА-1 Финансово-экономический факультет Оренбургский государственный университет Г. Оренбург, Российская Федерация

ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ОСНОВЕ SWOT-АНАЛИЗА

Аннотация

В статье рассматривается один из методов SWOT-анализа. Основное внимание уделено результатам, позволяющих определить обобщенный обзор сильных и слабых сторон, возможностей и угроз.

Ключевые слова

Экономический анализ, влияние, оценка, угрозы, качество, темп роста, технологии.

Денежные средства в наличной и безналичной формах являются основным оборотным активом любой организации. Поскольку в процессе своего обращения они обеспечивают возможность осуществления основной деятельности экономического субъекта и получение им прибыли. Ввиду столь важной роли денежных средств в деятельности любой организации за их потоками необходим постоянный контроль для оперативного принятия управленческих решений, направленных на повышение эффективности их использования. Для этого используют такой инструмент стратегического управления как SWOT-анализ. Он позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны компании, а также потенциальные возможности и угрозы. Достигается это за счет сравнения внутренних сил и слабостей своей компании с возможностями, которые дает рынок.

Обобщая вышесказанное и опираясь на мнение таких авторов как: Витковская А.С. [1], Голубков Е.П. [2], Иночкина Н.В. [3], Круцко В.Г. [4], Нагернюк Д.В. [5], Носов В.В. [6], Прокофьев В.А. [7], Цыпин А.П. [8], Шестов А. [9] и др. рассмотрим особенности проведения SWOT-анализ на примере ООО «СПЕКТР-ГРУПП».

Сильные стороны компании определяются: накопленным опытом; наличием отработанных технологий; квалификационным составом сотрудников; возможностями использования компетенции каждого сотрудника по максимуму; возможностями координации индивидуальных усилий каждого для достижения общих целей.

Анализ слабых сторон помогает выявить те особенности фирмы, которые мешают ей эффективно функционировать. Для более объективного анализа можно оценить каждый фактор с помощью весов (от 0 до 1) и шкалы Лайкерта (Оценки силы фактора) от 1 до 9.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_

Под оценкой в таблице понимается экспертная оценка силы фактора. Вес означает оценку веса фактора, т.е. вероятность наступления события или вероятность усиления значимости фактора. Вне зависимости от того сколько будет факторов, взвешенная оценка будет находиться между 1 и 9 (если использовалась рейтинговая шкала от 1 до 9). Оценка значительно ниже 5 говорит о внутренне слабом бизнесе, оценка значительно выше - внутренне сильном бизнесе (Таблица 1).

Проиллюстрируем возможности данного метода на конкретном примере. В этой связи в качестве объекта исследования выберем ООО «СПЕКТР-ГРУПП», которая является инжиниринговой компанией полного цикла, предоставляющая услуги в сфере электроэнергетики.

Оптимальная стоимость предлагаемых услуг, материалов и оборудования (1;9) является наиболее сильным фактором, так как он является одним из факторов играющих ведущие роли на рынке, потребители выбирают по цене и качеству, если цена оптимальна, а качество высокое, то потребитель выбирает эту продукцию. Имея за плечами большой опыт работы в сфере электроэнергетики, ООО «СПЕКТР-ГРУПП» всегда готов предложить самое оптимальное и экономически целесообразное решение.

Таблица 1

Оценка силы фактора и веса для сильных сторон бизнеса

Показатели Вес фактора для рынка Оценка силы фактора

1. Оптимальная стоимость предлагаемых услуг, материалов и оборудования 1 9

2. Всегда четкое выполнение сроков 1 8

3. постоянное освоение и внедрение передовых технологий 0,9 9

4. Оборудование и материалы ведущих российских и мировых производителей 0,7 8

5. Строгое соблюдение всех стандартов и нормативных требований 0,6 6

6. Высокопрофессиональные специалисты 0,5 7

7. Наличие хорошей материально-технической базы 0,5 6

Всегда четкое выполнение сроков (1;8) - это также является очень значимым фактором на рынке, так как пунктуальность очень ценна в экономических отношениях. Для максимального выполнения работы на объекте, необходимо сотрудничать с большим кругом различных организаций. Поставщики материалов и оборудования, подрядные организации - важные звенья большого строительного процесса. Ответственность к формированию партнерских отношений и стремление организовать диалог так, чтобы совместная деятельность была комфортна всем сторонам.

Постоянное освоение и внедрение передовых технологий (0,9;9). Продукция должна быть качественной, а также необходимо вовремя, т.е. быстро, выполнять заказы, также важно не отставать от конкурентов, а для этого необходимо использовать передовые технологии, поэтому данный фактор имеет значительную силу влияния и вес на рынке.

Оборудование и материалы ведущих российских и мировых производителей (0,7;8). От качества материалов, от работоспособности оборудования зависит качество продукции, а это один из важнейших факторов влияния на рынке.

Строгое соблюдение всех стандартов и нормативных требований (0,6;6) - это критерий влияния фактора, от которого зависит качество продукции, так как соблюдение стандартов важно, также выполнение всех нормативных требований не приведет к необходимости разрабатывать и внедрять в уже имеющиеся технологии свои нормы и регистрировать их в государственных соответствующих органах.

Высокопрофессиональные специалисты (0,5;7). Главная ценность компании - люди, которые здесь работают. Высокопрофессиональные специалисты ООО «СПЕКТР-ГРУПП» - залог конкурентоспособности всего предприятия. Создать равные условия для развития и профессионального роста каждого сотрудника -главная политика предприятия в отношении персонала.

Наличие хорошей материально-технической базы (0,5;6), так как это нужный и важный компонент для создания продукции, на что и нацелена компания, так как достижение главной стратегической цели компании - это войти в число лидеров российского рынка строительства сетей электроснабжения, состоит именно из высококачественной продукции, произведение которой невозможно без хорошей материально-технической базы.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_

Анализ слабых сторон помогает выявить те особенности фирмы, которые мешают ей эффективно функционировать. (Таблица 2).

Отсутствие инвестирования в маркетинг за исключением минимально необходимых средств на размещение рекламы. Узкая интерпретация функции маркетинга, только коммуникационная (0,8;6). Это очень важный фактор и является наиболее сильно влияющим на данную компанию, а также имеет значительный вес и на рынке, необходимо срочное улучшение ситуации. Важна реклама, наличие отличного сайта мало в продвижении своей продукции и услуг на рынке.

Таблица 2

Оценка силы фактора и веса для слабых сторон бизнеса

Показатели Вес фактора для рынка Оценка силы фактора

1.Отсутствие инвестирования в маркетинг за исключением минимально необходимых средств на размещение рекламы. Узкая интерпретация функции маркетинга, только коммуникационная. 0,8 6

2.Низкий уровень подержания баз данных компании, отсутствие их анализа 0,3 3

Низкий уровень поддержания баз данных компании, отсутствие их анализа (0,3;3) - это недостаток компании и ее слабость, но так как и вес на рынке и сила фактора незначительна, то необходимо лишь проводить периодический контроль и не допустить стать этой слабости более сильной.

Возможности и угрозы неподвластны фирме, но могут существенно повлиять на ее деятельность. Основная задача фирмы - быть готовой воспользоваться возможностями и ликвидировать последствия угрожающих событий. (Таблица 3,4.)

Таблица 3

Оценка силы фактора и веса для возможностей компании

Показатели Вес фактора для рынка Оценка силы фактора

1 .Расширение ассортимента с целью удовлетворения потребностей более широкого круга потребителей 0,9 9

2.Обслуживание дополнительных групп потребителей 0,8 6

З.Выход на новые рынки или сегменты 0,7 5

Расширение ассортимента с целью удовлетворения потребностей более широкого круга потребителей (0,9;9), так возможности компании увеличатся, как и денежные потоки и предприятие приблизится к своей стратегической цели.

Обслуживание дополнительных групп потребителей (0,8;6) также увеличит возможности предприятия и благоприятно скажется как на объеме работы предприятия, так и даст возможность увеличить рабочие места, создание большего количества продукции, оказания услуг в сфере энергоснабжения и получение большей прибыли, что не мало важный компонент работы любой коммерческой организации.

Выход на новые рынки или сегменты (0,7;5) - именно тут можно найти дополнительный круг потребителей, заказчиков, а также и конкурентов, поэтому важно заранее изучить новые рынки и для выхода на какой-либо из них провести анализ потребностей данного рынка, конкурентов.

Оценка угроз помогает компании заранее подготовиться и разработать действия по нейтрализации возникающих проблем.

Таблица 4

Оценка силы фактора и веса для угроз компании

Показатели Вес фактора для рынка Оценка силы фактора

1.Приход на данный рынок иностранных конкурентов с более низкими издержками производства; 0,9 7

2.Некоторые конкурирующие компании используют неофициальные каналы ввоза товара, что снижает конкурентоспособность цен компании; 0,7 7

З.Относительно низкий темп роста рынка; 0,5 5

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_

Приход на данный рынок иностранных конкурентов с более низкими издержками производства (0,9;7). Так как на сегодняшний день в связи с вступлением России в ВТО это очень актуальная проблема, иностранные конкуренты могут стать большой проблемой в работе компании.

Некоторые конкурирующие компании используют неофициальные каналы ввоза товара, что снижает конкурентоспособность цен компании (0,7;7). Данная информация не имеет доказательств, но как одна из угроз может выступать, так как российский менталитет с амбициями и «большими» желаниями за «маленькие» деньги может привести некоторых предпринимателей к такому мошенничеству ради достижения собственных целей.

Относительно низкий темп роста рынка (0,5;5) - это говорит о том, что в России не строятся деревни, куда можно было бы проводить электричество и также села вымирают, и даже ранее обслуживаемые объекты больше в этом не нуждаются.

Сильные стороны следует поддерживать и развивать. Наибольшее внимание уделяется на те характеристики профиля, которые имеют большую значимость для формирования конкурентоспособности ООО «СПЕКТР-ГРУПП». Возьмем для сравнения несколько ведущих промышленных предприятий в Оренбургской области: ООО «ОренЭнергоСтрой», ООО «Сигма-1», компания «Мастер-Электро», ОАО «Оренбургагропромпроект».

Таблица 5

Влияние сильных сторон на достижение поставленных целей

Сила фактора (0-10)

Функции Выявленные сильные стороны ООО «СПЕКТР-ГРУПП» ООО «ОренЭнергоСтрой» ООО «Сигма-1» «Мастер-Электро» ОАО «Оренбург-агропром-проект»

Управление Оптимальная стоимость предлагаемых услуг, материалов и оборудования 9 7 6 5 5

Всегда четкое выполнение сроков 8 5 4 6 5

Постоянное освоение и внедрение передовых технологий 9 9 6 7 6

Организация Оборудование и материалы ведущих российских и мировых производителей 8 9 5 8 5

производства Наличие хорошей материально-технической базы 6 5 3 4 5

Строгое соблюдение всех стандартов и нормативных требований 6 6 5 5 5

Кадры Высокопро фессиональные специалисты 7 7 5 6 6

Рассмотрев данную таблицу можно сказать о некоторой стабильности ООО «СПЕКТР-ГРУПП» по сравнению с конкурентами:

1. ООО «СПЕКТР-ГРУПП» - один из лидеров в сфере строительства сетей электроснабжения в Приволжском федеральном округе;

2. Востребованность организации на рынке и большой объем работ гарантируют всем сотрудникам уверенность в завтрашнем дне;

3. Профессиональный коллектив, увлеченно работающий на единую цель;

4. Ежегодное увеличение рабочих мест.

Таким образом, миссия ООО «СПЕКТР-ГРУПП» состоит в улучшении жизни людей. Для этого компания ежедневно модернизирует энергосистему страны, она нацелена на постоянное развитие, улучшение качества продаваемой продукции и предоставляемых услуг.

В заключение следует отметить, что благодаря SWOT-анализу, реализация схемы оценки маркетинговой среды компании позволяет определить вектор ее развития, так как она показывает приоритеты и способы достижения рыночных целей. Системный и комплексный анализ способствует

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_

выработке оптимальных решений как на уровнях гипотезы и планирования, так и на уровне реализации и учета.

Список использованной литературы:

1. Витковская А.С. SWOT-анализ как эффективный инструмент антикризисного управления / А.С. Витковская // В книге: Экономический механизм устойчивого развития экономики России в условиях нестабильной внешней среды. - Ростов-на-Дону: 2013. - С. 186-190.

2. Голубков Е.П. SWOT-анализ: существующие методики и пути их совершенствования / Е.П. Голубков Е.П. // Маркетинг в России и за рубежом. - 2013. - № 1. - С. 5-15.

3. Иночкина Н.В. Анализ развития малого предпринимательства в Оренбургской области / Н.В. Иночкина, А.П. Цыпин // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 12-4 (65-4). - С. 282-287.

4. Круцко В.Г. Использование SWOT-анализа для оценки и прогнозирования работы предприятия / В.Г. Круцко // Международный научный журнал. - 2013. - № 6. - С. 5-11.

5. Нагернюк Д.В. SWOT - анализ как метод определения конкурентных преимуществ / Д.В. Нагернюк // Международное научное издание Современные фундаментальные и прикладные исследования. - 2013. - № 2 (9). - С. 73-76.

6. Носов В.В. Комплексная оценка устойчивости функционирования предприятия / В.В. Носов // В сборнике: Социально-экономические проблемы развития общества в переходный период к рынку Саратов, 1996. - С. 11-17.

7. Прокофьев В.А. Предпосылки и условия развития детерминированного факторного анализа (проблемы науки «экономический анализ») / В.А. Прокофьев, В.В. Носов, Т.В. Саломатина // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. - 2014. - № 4. - С. 133-144.

8. Цыпин А.П. Развитие малого предпринимательства в Оренбургской области / А.П. Цыпин, Л.Р. Фаизова // В сборнике: Наука и образование: фундаментальные основы, технологии, инновации Сборник материалов Международной научной конференции, посвященной 60-летию Оренбургского государственного университета. 2015. - С. 248-252.

9. Шестов А. Эффективность применения SWOT-анализа на предприятии / А. Шестов // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2013. - № 1. - С. 51-55.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Ибрашева А.Р., 2016

УДК 658

И.В.Казьмина

канд. экон. наук, старший преподаватель ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет»

И.В. Смольянинова канд. экон. наук, доцент, АНОО ВО «Воронежский экономико-правовой институт»

Т.В.Щеголева канд. экон. наук, доцент ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет»

Воронеж, РФ

РОЛЬ РЕИНЖИНИРИНГА В СИСТЕМЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА

Аннотация

В статье определены основные направления совершенствования организации производства, указана сущность реинжиниринга, как повышения эффективности функционирования производственной системы

Ключевые слова

Реинжиниринг, совершенствование, эффективность, управление ценностью, управление качеством,

управление материальным потоком

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.