ПОЗИТИВ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО ОПЫТА ВКЛЮЧЕННОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ДЕЛО БОРЬБЫ МИРОВОГО СООБЩЕСТВА С ЛЕГАЛИЗАЦИЕЙ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ (НА ПРИМЕРЕ ИНТЕРПОЛА)
А.В. Водянов
Кафедра прав человека и международного права Московский университет МВД России
ул. Академика Волгина, 12, Москва, Россия, 117437
Статья посвящена анализу включенности правоохранительных органов Российской Федерации в международное полицейское сотрудничество по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем. В рамках исследования проведен анализ нормативной правовой базы Российской Федерации, регламентирующей вопросы международного полицейского сотрудничества, предметно рассмотрены механизмы и возможности Интерпола, а также их практическое применение правоохранительными органами Российской Федерации в ходе расследования и раскрытия преступлений, связанных с легализацией преступных доходов.
Ключевые слова: легализация преступных доходов, Интерпол, международное полицейское сотрудничество.
Сегодня всему мировому сообществу очевидно, что противостоять таким преступлениям международного характера, как легализация преступных доходов, можно только сообща, выстраивая общую стратегию и тактику, координируя совместную деятельность и расширяя рамки оказания взаимопомощи. В этом видится основное предназначение Интерпола — объединение полицейских из разных стран, даже если между этими странами не установлены дипломатические отношения.
В структуре МВД России с 1991 г. функционирует Национальное центральное бюро Интерпола, основными задачами которого в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 июля 1996 г. № 1113 и приказом МВД России от 31 марта 2012 г. № 305 являются: организация и участие в формировании основных направлений государственной политики в области обеспечения взаимодействия правоохранительных органов Российской Федерации с Интерполом и Европолом; обеспечение эффективного международного обмена информацией об уголовных преступлениях; оказание содействия в выполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации; организационно-методическое обеспечение
деятельности территориальных подразделений НЦБ Интерпола МВД России; наблюдение за исполнением международных договоров Российской Федерации по вопросам борьбы с преступностью.
Российская Федерация присоединилась к Группе разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее — ФАТФ) в 2003 г. и приняла на себя ряд обязательств в сфере борьбы с легализацией преступных доходов, в том числе и обязательства по осуществлению эффективного международного сотрудничества. В порядке добросовестного выполнения принятых в рамках системы ФАТФ международных обязательств Россия предприняла соответствующие меры в направлении создания ведомства по борьбе с легализацией преступных доходов и начала соответствующую работу по международному сотрудничеству по заявленной проблематике. Таким ведомством в России стала Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), которая осуществляет самое непосредственное сотрудничество с международными организациями, в том числе и с Интерполом.
Благодаря предпринятым мерам Российская Федерация в настоящее время опережает многие страны по качественному уровню в деле борьбы с легализацией преступных доходов и всегда открыта к международному сотрудничеству [4].
Как было справедливо замечено В.А. Зубковым, первым руководителем Федеральной службы по финансовому мониторингу Российской Федерации, важной составляющей успешного противодействия легализации преступных доходов является полноправное участие правоохранительных органов Российской Федерации в международном полицейском сотрудничестве [6].
В связи с изменениями последних десятилетий в экономике Российской Федерации и мировой финансовой системе сотрудники российских правоохранительных органов все чаще и чаще сталкиваются с необходимостью проведения проверочных мероприятий в отношении физических и юридических лиц, осуществляющих свою хозяйственную деятельность, либо на бумагах имитирующих таковую, за пределами Российской Федерации.
Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, путем обмена оперативной информацией относится к числу приоритетных задач, стоящих перед НЦБ Интерпола на современном этапе [1]. Этому способствует тот факт, что в последнее время наблюдается устойчивый рост как удельного веса, так и суммарного ущерба, причиняемого российской экономике преступлениями международного характера экономической направленности, в том числе и легализации преступных доходов [13].
В целях эффективной работы по раскрытию и расследованию преступлений, связанных с легализацией преступных доходов, практические сотрудники правоохранительных органов Российской Федерации призваны учитывать возможность осуществления международного полицейского сотрудничества посредством каналов Интерпола на каждом этапе. Так, обмен информацией в порядке запросов о проведении проверочных мероприятий является основной формой двустороннего международного полицейского сотрудничества по каналам Интерпола [9].
На настоящий момент российским правоохранительным органам в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации предоставлены надлежащим образом юридически оформленные механизмы для осуществления полного спектра международного полицейского сотрудничества посредством каналов Интерпола в рамках раскрытия и расследования преступлений, связанных с легализацией преступных доходов.
Институционно-правовой формат включенности правоохранительных органов Российской Федерации в дело по обеспечению законности и правопорядка включает в себя следующие направления своей предметной деятельности, в сфере оперативно-розыскной деятельности: обмен информацией, оказание помощи в выявлении юридических лиц, связанных с легализацией преступных доходов, обмен сотрудниками, проведение совместных операций. В сфере осуществления уголовного правосудия: получение свидетельских показаний и заявлений отдельных лиц, содействие в доставке задержанных или других лиц для дачи показаний или оказания помощи в осуществлении расследований, проведение мероприятий по розыску и аресту имущества, предоставление информации и копий соответствующих материалов и документов, проведение мероприятий по замораживанию и аресту имущества, которое впоследствии может стать объектом запроса о конфискации, осуществление конфискации имущества, являющегося доходом от преступной деятельности. В сфере технической поддержки: материальная, финансовая и техническая помощь в целях поддержки усилий стран по эффективному противодействию легализации преступных доходов, консультативная помощь, в том числе и проведение международных форумов и конференций, совместные исследовательские проекты, подготовка кадров [1].
Особую практическую значимость для российских правоохранительных органов приобрело разграничение оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной сфер международного полицейского сотрудничества. Взаимодействие органов предварительного следствия в системе МВД России с правоохранительными органами иностранных государств осуществляется в соответствии с Европейской конвенцией о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г., Дополнительным протоколом к ней от 17 марта 1978 г., Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г., Протоколом к ней от 28 марта 1997 г. и двусторонними договорами, а также гл. V Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. В качестве основной процессуальной формы сотрудничества рассматривается поручение в форме запроса, ходатайства или поручения, об оказании правовой помощи.
По некоторым оценкам ежегодно направляется на исполнение в компетентные органы зарубежных стран более 3000 поручений [3].
Значительная часть ходатайств, за исключением просьб о проведении следственных действий, как правило, включает в себя вопросы установления места нахождения лиц и организаций, принадлежности телефонных номеров и 1Р-адресов,
наличия счетов в банках и недвижимости на территории запрашиваемого государства, а также предоставления другой информации, необходимой для дальнейшего исполнения поручения в полном объеме.
На концептуальном и практическом уровнях, как справедливо отмечают на этот счет ряд авторитетных представителей официальных органов Российской Федерации, ответы на перечисленные выше вопросы могут быть получены только в рамках оперативно-розыскных мероприятий, которые, по их мнению, не входят в предусмотренный требованиями уголовно-процессуального законодательства и нормами международного права объем правовой помощи по уголовным делам и относятся к компетенции Интерпола, то есть речь идет о проверках в рамках оперативно-розыскной деятельности [5].
Однако, как показывает практика НЦБ Интерпола МВД России, в большинстве случаев ответы на запросы подобного рода могут быть получены от иностранных государств исключительно в рамках международного поручения об оказании правовой помощи, что объясняется внутренним законодательством иностранных государств. В то же время направление международных поручений об оказании правовой помощи без таковой информации может стать причиной его возврата без исполнения.
Таким образом, в сложившейся ситуации российским правоохранительным органам необходим механизм получения указанной информации предварительно, до направления поручения, что несомненно будет способствовать подготовке более конкретизированных поручений и позволит запрашиваемой стороне исполнять их качественно и в сжатые сроки. Такими механизмами могут стать неформальные сети, например КАРИН и СтаР, функционирующие в формате включенности в деятельность Интерпола, и перспективы использования которых будут проанализированы ниже.
Прежде чем направлять поручение об оказании правовой помощи, считается целесообразным получение следующих уточняющих и справочных сведений в том, что касается: граждан — это установление места регистрации, в том числе временной, и/или фактического проживания, наличие/отсутствие гражданства или вида на жительство, сведения о наличии в собственности недвижимого или иного имущества, наличия аффилированности с коммерческими организациями, счетов в банковских учреждениях, проверка по оперативным учетам и выявление фактов привлечения лица к ответственности за совершение преступлений/правонарушений в различных сферах деятельности.
Применительно к юридическим лицам — это установление их юридического адреса и фактического места нахождения исполнительного органа, сфер ведения хозяйственной деятельности, данных по учредителям и руководителям, даты первичной регистрации. В параметрах сферы высоких технологий устанавливается востребованность определения фактов принадлежности телефонных номеров, в том числе и сотовой связи, различной информации, связанной с использованием Интернета — сетевых адресов, серверов, мест нахождения и регистрации провайдеров и дистрибьюторов сетевых и телекоммуникационных
услуг. Что касается позиционирования иной оперативной информации, то ее получение осуществляется посредством направления запроса по каналам Интерпола.
Постановочно Межведомственная инструкция содержит исчерпывающий перечень информации, получение которой возможно по каналам Интерпола, а также определяет механизмы международного полицейского сотрудничества и порядок их использования при розыске и идентификации лиц, выявлении, пресечении и раскрытии преступлений, связанных с легализацией преступных доходов. Вместе с тем в рамках материалов уголовных дел, оперативных проверочных материалов, дел оперативного учета далеко не вся информация, необходимая для направления запроса об оказании правовой помощи, может быть получена посредством обмена информацией по каналам Интерпола.
К сожалению, это подтверждает практика НЦБ Интерпола МВД России [2]. В таких случаях, когда для направления запроса об оказании правовой помощи сведений недостаточно, а официально получение такой информации по каналам Интерпола невозможно, как уже было отмечено выше, имеется возможность использовать неформальные сети — Инициатива СтаР и проект КАРИН.
Принимая во внимание тот факт, что контактными пунктами СтаР и КАРИН являются сотрудники правоохранительных органов, то сотрудникам российских правоохранительных органов не придется подвергать сомнению достоверность полученной по таким каналам информации. НЦБ Интерпола МВД России в случае отсутствия возможности предоставления таковой информации по любому из доступных механизмов, как формальных, так и неформальных, информирует инициатора о причинах.
При этом нельзя не отметить, что в некоторых запросах в порядке проведения проверки содержатся вопросы, ответы на которых возможно получить исключительно в порядке направления запроса об оказании правовой помощи по уголовным делам, то есть в ходе процессуального сотрудничества, в то время как по каналам Интерпола может быть направлена лишь копия такого запроса для ускорения его исполнения.
Несмотря на явное несоответствие компетенций российские правоохранительные органы продолжают направлять подобные запросы, ожидая официальный ответ из НЦБ Интерпола зарубежного государства о том, что для предоставления такой информации требуется направление ходатайства о правовой помощи по дипломатическим каналам.
При оценке эффективности работы НЦБ Интерпола МВД России ключевым показателем является результативность использования информации, полученной по каналам Интерпола. В таком подходе видится исключительная направленность на практический результат от международного полицейского сотрудничества российских правоохранительных органов. Так, по сведениям НЦБ Интерпола МВД России, информация, полученная различными правоохранительными органами Российской Федерации посредством каналов Интерпола в 2010 г., была использована при расследовании преступлений по 170 уголовным
делам (как в качестве доказательств, так и сведений, способствующих установлению источника доказательств) и способствовала принятию важных уголовно-процессуальных решений (избрание меры пресечения в виде заключения под стражу, предъявление обвинения, направление уголовного дела в суд) [13]. В 2011 г. показатели немного выросли, и информация, полученная по каналам Интерпола, способствовала возбуждению 211 уголовных дел (в Нижегородской области — 30, г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области — 28, Сахалинской — 26, Самарской — 18, Новгородской — 9) [14]. Как показывает практика, каналы Интерпола достаточно активно используются при оперативном сопровождении и расследовании уголовных дел по преступлениям в сфере экономики в целом и связанным с легализацией преступных доходов в частности, однако, принимая во внимание масштабы Российской Федерации и объем международного полицейского сотрудничества, видится огромный потенциал роста эффективности реализации полученной по каналам Интерпола информации.
Увеличение объема передаваемой по каналам Интерпола информации предвидится и при условии принятия поправок к законодательству Российской Федерации в части ввода обязательного условия о раскрытии юридическими лицами всей цепочки собственников, вплоть до бенефициаров, в момент открытия счетов в банковских учреждениях. Наличие такого рода сведений у российских правоохранительных органов в совокупности с поступающей по каналам Интерпола проверочной информацией могут представлять достаточную доказательственную базу и стать ключевым звеном в процессе раскрытия и расследования дел по фактам легализации преступных доходов [8].
По замыслу законодателей, под бенефициарами следует понимать физических лиц, которые прямо или косвенно, самостоятельно или с аффилированными лицами могут определять действия компании, причем критерии отнесения лиц к таковым будут определены Правительством Российской Федерации [10].
Еще одним фактором, который позитивно отразится на качестве и объеме международно-правового сотрудничества правоохранительных органов Российской Федерации по каналам Интерпола в процессе раскрытия и расследования дел, связанных с легализацией преступных доходов, станет принятие поправок в Уголовный кодекс Российской Федерации в части отнесения к числу предикатных преступлений, составы которых установлены ст. 193, 194, 198-199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Следует заметить, что согласно международно-правовым документам, в частности Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности (ст. 6), договаривающиеся государства вправе самостоятельно решать какие преступления рассматривать в качестве предикатных, а какие — нет. В то же время каждое государство должно стремиться к регламентации самого широкого круга предикатных правонарушений. Таким образом, никаких юридических препятствий к включению составов преступлений, установленных ст. 193, 194, 198-199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, в число предикатных нет, и на сегодняшний день законодательство Российской Федерации приве-
дено в соответствие с международно-правовыми актами и рекомендациями международных организаций, деятельность которых направлена на борьбу с легализацией преступных доходов [1].
В структуре расследуемых (с привлечением механизмов Интерпола) транснациональных экономических преступлений легализация преступных доходов входит в тройку наиболее часто совершаемых преступлений, наряду с мошенничеством и хищением денежных средств и ценных бумаг [13]. Начиная с 80-х гг. прошлого столетия российская организованная преступность осуществляет масштабную «экспансию» на зарубежные рынки, главным образом вкладывая преступные доходы в недвижимость, гостиничный и ресторанный бизнес и т.д. На преступные сообщества работают люди с высшим экономическим, юридическим и финансовым образованием, что помогает им разрабатывать схемы перевода денежных средств и их дальнейшего размещения (вложения) таким образом, что установить их истинное происхождение и бенефициара крайне затруднительно, а при отсутствии доступа к международным механизмам полицейского сотрудничества — просто невозможно.
Возникновение необходимости в координации взаимодействия правоохранительных органов стран — членов Интерпола в деле противодействия легализации преступных доходов обусловлено порой существенными различиями в законодательстве стран — членов Интерпола и отсутствием единого подхода к методам и процессам сотрудничества в официальной (уголовно-процессуальной) сфере. Таким образом, названные объективные международно-правовые факторы предметно определили необходимость координирующей роли Интерпола и НЦБ Интерпола МВД России при осуществлении международного полицейского сотрудничества российскими правоохранительными органами по делам о легализации преступных доходов.
Международное сотрудничество посредством каналов Интерпола позволяет решить проблему по обеспечению взаимодействия между юрисдикциями стран — участников МОУП Интерпол. Альтернативные механизмы сотрудничества позволяют оперативно получить необходимую информацию, наличие которой позволяет кардинальным образом изменить порядок дальнейших действий в процессе раскрытия и расследования преступлений, связанных с легализацией преступных доходов. Информация, полученная на вполне законных основаниях, но без направления запроса об оказании правовой помощи, соответственно, гораздо эффективнее с точки зрения качества ее реализации при проведении оперативно-розыскной деятельности.
Безусловным преимуществом неофициального сотрудничества является оперативность и отсутствие большого числа формальностей, а полученная информация может являться основанием для направления запроса об оказании правовой помощи, результаты которого уже могут быть использованы в суде в качестве доказательств.
К сожалению, альтернативные формы сотрудничества используются нечасто, что, в свою очередь, позволяет надеяться на повышение качества и объема
такого сотрудничества в дальнейшем, ибо порой даже небольшой объем информации может явиться основанием для проведения проверки, и в случае выявления признаков уголовно наказуемого деяния в дальнейшем возбуждения уголовного дела.
Решение о вступлении Российской Федерации в инициативу СтаР пока не принято, но учитывая крайнюю актуальность данной тематики и, соответственно, необходимость повышения эффективности получения сведений о похищенных активах, выведенных за пределы Российской Федерации (проверка недвижимости, проверка наличия банковских счетов), с позиции повышения качества международного сотрудничества правоохранительных органов Российской Федерации представляется необходимым принятие мер, направленных на вступление в данный проект.
Использование инициативы СтаР может позволить российским правоохранительным органам получать информацию, предоставление которой по каналам Интерпола невозможно ввиду ограничений, установленных национальным законодательством. Проект СтаР на сегодняшний день рассчитан, в основном, на оказание методической и консультативной помощи.
Принимая во внимание тот факт, что Российская Федерация до сих пор не присоединилась к совместному проекту ООН и Всемирного банка «СтаР-Инициатива», национальные контактные пункты, действующие в рамках данного проекта для обмена информацией при решении вопросов, связанных с возвратом похищенных активов, не имеют соответствующего юридического статуса. Участие Российской Федерации в данном проекте Интерпола и использование базы данных СтаР несомненно привнесет положительный результат для правоохранительных органов Российской Федерации при раскрытии и расследовании уголовных дел, связанных с легализацией преступных доходов. Запрос сведений в базе данных СтаР посредством информационно-коммуникационной сети Интерпола 1-24/7 позволит значительно ускорить получение неофициальной информации о находящихся за пределами Российской Федерации активах, полученных в результате преступной деятельности, главным образом коррупционной направленности. Оперативное получение интересующей оперативные органы и следствие информации позволяет, таким образом, ускорить подготовку соответствующих запросов об оказании правовой помощи и документов, необходимых для получения соответствующих санкций в суде.
В целях решения вопросов при раскрытии и расследовании преступлений, связанных с легализацией преступных доходов, российским правоохранительным органам предоставлен широкий круг возможностей по использованию механизмов специализированных уведомлений Интерпола.
Следует отметить, что в своей деятельности по противодействию легализации преступных доходов российские правоохранительные органы активно используют лишь некоторые уведомления. Так, наиболее часто используется уведомление с красным углом, в отношении лиц, разыскиваемых за совершение таких преступлений, и уведомления с зеленым углом — в отношении лиц, в от-
ношении которых имеется информация об причастности к преступной деятельности, но недостаточно доказательств для предъявления обвинения.
По фигурантам уведомлений с зеленым углом НЦБ Интерпола получает от иностранных коллег информацию об их перемещении, криминальных и деловых связях, в то же время в НЦБ Интерпола зарубежных государств, на территории которых фигурант осуществляет предпринимательскую деятельность, предоставляется информация и сведения, которые могут представлять для них интерес, и послужить основанием для проведения проверки и выявления фактов противоправной деятельности фигуранта на территории соответствующего государства. Обмен такими сведениями позволяет подтвердить или опровергнуть факты осуществления фигурантом преступной деятельности, связанной с легализацией преступных доходов как на территории Российской Федерации, так и в иностранном государстве.
По запросам правоохранительным органов Российской Федерации, связанным с преступлениями, связанными с легализацией преступных доходов, Генеральным секретариатом Интерпола могут быть изданы специальные уведомления: 1) с «красным углом» — в отношении лиц, разыскиваемых по каналам Интерпола по обвинению в совершении преступлений, связанных с легализацией преступных доходов, с целью ареста и выдачи фигуранта (экстрадиции или депортации — как уже было сказано выше, некоторыми странами уведомления с «красным углом» признаются в качестве основания для помещения фигуранта под предэкстрадиционный арест); 2) с «синим углом» — в отношении лиц, имеющих процессуальные статусы подозреваемых или обвиняемых по делам, связанным с легализацией преступных доходов, либо имеющих связи с такими лицами, и разыскиваемых по каналам Интерпола с целью установления их местонахождения; 3) с «зеленым углом» — в отношении лиц, предположительно связанных с деятельностью организованных преступных формирований, причастных к легализации преступных доходов, лиц ранее привлекавшихся к уголовной ответственности за совершение преступлений, связанных с легализацией преступных доходов, а также склонных к совершению такой противоправной деятельности; 4) с «желтым углом» — о международном розыске лиц, пропавших без вести, в том числе и лиц, имеющих отношение к подозреваемым и обвиняемым по делам, связанным с легализацией преступных доходов, место нахождение которых неизвестно, но недостаточно сведений для издания в отношении них уведомлений с красным, синим или зеленым углами; 5) с «черным углом» — об идентификации неопознанных трупов в рамках комплексных расследований, в том числе и преступлений, связанных с легализацией преступных доходов; 6) с «пурпурным углом» — о новом способе совершения преступления, связанного с легализацией преступных доходов; 7) уведомления о розыске похищенных предметов, представляющих культурную или историческую ценность, которые могут попытаться реализовать под видом законно приобретенного в одной из стран-членов Интерпола, а полученный доход использовать в легальном хозяйственном обороте; 8) совместные уведомления Интерпола и ООН в отношении физических
лиц и организаций, являющихся фигурантами резолюций Совета Безопасности ООН в связи с их причастностью к международной террористической деятельности, в том числе финансированию терроризма, легализации преступных доходов, для дальнейшего использования в целях финансирования терроризма.
Для предметного обеспечения эффективного международного полицейского сотрудничества в Российской Федерации существует уникальная структура территориальных подразделений НЦБ Интерпола, которая заключается в том, что они являются структурными подразделениями органов внутренних дел на уровне субъекта Российской Федерации и входят в состав полиции, но при этом функционируют в интересах всей системы правоохранительных органов Российской Федерации. В рамках организации эффективного сотрудничества правоохранительных органов Российской Федерации по каналам Интерпола с зарубежными коллегами, в субъектах Российской Федерации в МВД по республикам, ГУ МВД России, УМВД России по иным субъектам Российской Федерации функционируют территориальные подразделения НЦБ Интерпола, обеспечивающие информационное сотрудничество российских правоохранительных органов по каналам Интерпола на региональном уровне. По состоянию на ноябрь 2012 г. территориальные подразделения НЦБ Интерпола функционируют в 78 регионах.
Являясь важным звеном в системе международного полицейского сотрудничества, НЦБ Интерпола МВД России и его территориальные подразделения обеспечивают информационное сопровождение борьбы с легализацией преступных доходов и способствуют эффективной скоординированной работе по розыску лиц, причастных к совершению преступлений, связанных с легализацией преступных доходов, и обмену информацией в процессе раскрытия и расследования фактов легализации преступных доходов.
Как показывает анализ сложившегося режима межведомственного взаимодействия, в отдельно взятых регионах возможности обращения к механизмам Интерпола недостаточно активно используются территориальными подразделениями правоохранительных органов России. В этой связи НЦБ Интерпола МВД России ставит своей задачей проработать меры, направленные на информирование соответствующих подразделений о таких механизмах, и осуществить дальнейшую координацию взаимодействия по направлению противодействия легализации преступных доходов.
Одной из наиболее остро стоящих проблем при международном полицейском сотрудничестве по каналам Интерпола по противодействию преступлениям международного характера в целом, и легализации преступных доходов в частности, является качественная и всесторонняя проверка фактов и дальнейшая реализация информации, поступающей по каналам межгосударственного сотрудничества.
Формальный подход к проверкам не позволяет выявить порой лежащие на поверхности факты преступной деятельности, как по предикатным преступлениям, так и относящиеся к дальнейшей легализации полученных от их совер-
шения доходов. В большинстве случаев, к сожалению, проверка сводится к проверке по информационно-справочным учетам граждан и юридических лиц — объектов запросов [9]. Решение проблемы недостаточно эффективного использования полученной из-за рубежа информации, с нашей точки зрения, возможно путем повышения координирующей роли НЦБ Интерпола МВД России, в том числе и посредством проведения на базе НЦБ криминального анализа поступающей информации, непосредственного участия в реализации комплекса сведений, полученных в результате такого анализа и выявленных закономерностей. Распространение результатов проведенного в НЦБ криминального анализа по заинтересованным территориальным подразделениям НЦБ Интерпола и правоохранительным органам также положительно повлияет на работу по противодействию легализации преступных доходов.
При осуществлении международного полицейского сотрудничества по каналам Интерпола следует обращать внимание и на организационную составляющую — соблюдение административных процедур, установленных действующим законодательством Российской Федерации. Это значительно повышает качество такого сотрудничества.
Учеными и практиками выделяются следующие проблемные организационно-административные моменты при обращении к механизмам Интерпола, в том числе и связанные с нарушением положений Межведомственной инструкции: неопределенная или слабая оценка судебной перспективы уголовных дел при условии наличия иностранного элемента (факт легализации недоказуем без документального подтверждения, а полученные по каналам Интерпол сведения не являются доказательством); неопределенные сроки получения информации, что порой не позволяет органам осуществляющим проверку, уложиться в отведенные для такой проверки сроки (несмотря на то, что в Межведомственной инструкции четко определены сроки проверок); обращение к механизмам Интерпола при отсутствии оснований к таковому, то есть исключительно в целях продления сроков проверки; недостоверное и неполное изложение картины преступления в отрыве от предмета проверки, отсутствие в запросе информации об основаниях проведения проверки и ее инициаторе, что в свою очередь, затрудняет зарубежным правоохранительным органам исполнение такого запроса либо является причиной увеличения сроков проверки; отсутствие копий документов, которые позволяют упростить проведение проверки; отсутствие полных установочных данных проверяемых физических и юридических лиц; отсутствие причинно-следственной связи между проводимой проверкой и необходимостью получения запрашиваемых сведений; несоответствие содержания запросов требованиям как международных соглашений, заключенных Российской Федерацией, так и внутреннему законодательству — зачастую запрашивается информация (копии документов), предоставление которой возможно лишь посредством направления международного следственного поручения, либо информация, не относящаяся к числу исследуемых фактов в рамках предоставленной в запросе фабулы дела; отсутствие готовности оперативно и досконально прово-
дить проверочные мероприятия по запросам, поступающим из НЦБ иностранных государств [9].
Реализуя задачи, поставленные перед органами внутренних дел, НЦБ Интерпола МВД России активно осуществляет информационное сопровождение проверочных материалов и уголовных дел по фактам легализации преступных доходов. В целях повышения эффективности использования поступающей от зарубежных коллег информации НЦБ Интерпола проводит работу по разработке и внедрению системы контроля за реализацией оперативно-значимой информации, поступающей по каналам Интерпола в отношении граждан и юридических лиц, подозреваемых в легализации преступных доходов, и использованием информационных ресурсов Организации. В территориальных подразделениях запрашивается ежеквартальное предоставление соответствующих сведений, однако, помимо сбора информации, представляется необходим и наличие обратной связи с оперативными подразделениями, непосредственно отрабатывающими такие запросы.
В целях повышения уровня информированности российских правоохранительных органов о механизмах и порядке осуществления международного сотрудничества по каналам Интерпола НЦБ Интерпола МВД России и его территориальные подразделения регулярно организуют проведение занятий с личным составом.
Нельзя не отметить и активное участие Российской Федерации в повышении уровня подготовленности правоохранительных органов стран — членов Интерпола. Так, в ходе 77-й сессии Генеральной Ассамблеи Интерпола, состоявшейся в октябре 2008 г. в г. Санкт-Петербурге, Президентом Российской Федерации В.В. Путиным было выдвинуто предложение о создании Международного учебного центра под эгидой Интерпола на базе Всероссийского института повышения квалификации МВД России. Данная инициатива получила единогласное одобрение делегатов Генеральной Ассамблеи.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. № 1359-р соответствующее Соглашение было подписано 15 октября 2009 г. в ходе 78-й сессии Генеральной Ассамблеи Интерпола в Сингапуре. В целях практической реализации Соглашения в структуре ВИПК МВД России был создан Международный учебный центр под эгидой Интерпола, и все страны — члены Интерпола напрямую проинформированы об открытии Международного учебного центра.
В ходе статутных международных мероприятий Интерпола, таких как сессии Генеральной Ассамблеи, европейские региональные конференции, встречи глав НЦБ, неоднократно упоминается об использовании возможностей данного Центра для подготовки сотрудников правоохранительных органов стран — членов Интерпола.
В настоящий момент учебный центр является одной из ключевых площадок для проведения обучающих мероприятий Интерпола в Восточной Европе.
В целях выявления путей и способов совершенствования работы, помимо проведения учебных мероприятий, следует обратить внимание и на положи-
тельную практику межгосударственного сотрудничества Российской Федерации по линии обеспечения международной законности и правопорядка [14]. В Российской Федерации законодательно определены операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю путем предоставления финансовыми агентами сведений в Росфинмониторинг. Так, согласно ст. 6 Федерального закона от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» операция подлежит специальному контролю через Росфинмониторинг, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей, либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей.
Сделки с недвижимым имуществом подлежат обязательному контролю в случае, если результатом ее совершения является переход права собственности на такое недвижимое имущество, и сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 млн руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 млн руб., или превышает ее.
Обязательному контролю подлежат операции с денежными средствами или иным имуществом, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.
В режиме объективной констатации в Российской Федерации подлежит обязательному контролю обширный перечень операций, и проведение качественных проверок по ним с большой вероятностью позволит выявить преступное происхождение имущества, в том случае если таковое имело место быть. В случае выявления в результате проведения мероприятий Росфинмониторинга по обязательному контролю названных выше операций, что операция или сделка связаны с легализацией преступных доходов, Росфинмониторинг направляет соответствующие информацию и материалы в правоохранительные органы Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Таким образом, в Российской Федерации законодательно определен перечень сделок, подлежащих контролю в целях выявления фактов легализации преступных доходов и передачи материалов в правоохранительные органы, которые, в свою очередь, обращаются к механизмам Интерпола в случае наличия иностранных элементов в обнаруженной схеме. Такая информация, в том числе и полученная по каналам Интерпола, тщательно анализируется и проверяется на наличие достаточных оснований для возбуждения правоохранительными органами Российской Федерации уголовного дела.
Примечателен опыт и по проведению совместных операций, направленных на комплексный контроль лиц и организаций, занятых в конкретной сфере, особо подверженной к вовлечению криминальной составляющей, связанной с ле-
гализацией преступных доходов. Так, в ходе проекта Зум были проведены проверки агентств недвижимости и аудиторских компаний, в дальнейшем проводились проверки пунктов обмена валют и организаций, занятых в торговле драгоценными металлами [14].
Задачи, стоящие перед НЦБ Интерпола, нашли свое отражение в Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции».
В современных условиях основным требованием, предъявляемым к НЦБ Интерпола и его территориальным подразделениям, является усиление оперативной составляющей их деятельности посредством участия в сопровождении конкретных уголовных дел, дел оперативного учета и проверочных материалов по делам, связанным с легализацией преступных доходов, находящихся в производстве российских правоохранительных органов.
Подводя итоги, следует заметить, что несмотря на то, что НЦБ Интерпола МВД России образовано сравнительно недавно, за годы своего существования в системе правоохранительных органов Российской Федерации оно успело по праву завоевать заслуженный авторитет и уважение.
Интерпол проводит широкомасштабную работу по противодействию преступлениям международного характера и при этом активно способствует поддержанию законности и правопорядка, обеспечению безопасности личности, общества и государства. НЦБ Интерпола МВД России твердо стоит на страже национальных интересов России, и от его работы во многом зависит успешное решение важнейших государственных задач, эффективное противодействие международной преступности.
В целях повышения эффективности сотрудничества российских правоохранительных органов с правоохранительными органами иностранных государств — членов Интерпола, сокращения сроков и повышения качества исполнения запросов, в том числе и запросов об оказании правовой помощи по уголовным делам, считаем необходимым проведения следующих шагов: формирование справочника, содержащего статистические сведения по странам — членам Интерпола, и распространение его по заинтересованным подразделениям, в том числе обзор методов и правил обмена информацией; организация и проведение совместных совещаний с заинтересованными подразделениями в целях определения конкретных практических шагов, принятие которых позволит повысить качество работы сотрудничества.
Одним из возможных направлений, который позволил бы дать позитивный импульс международному сотрудничеству по противодействию преступлениям, связанным с легализацией преступных доходов, является обмен посредством каналов Интерпола соответствующими статистическими сведениями, включение которых в аналитический процесс позитивным образом сказывается на его качестве.
Необходима выработка мер по повышению международного сотрудничества по каналам Интерпола и активизации мер, направленных на профилактику и противодействие преступлениям, связанным с легализацией доходов, полученных преступным путем.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Быстрова Ю.В., Зимин О.В., Ивлиева Н.В., Пинашина А.Ю. Государственная политика Российской Федерации по противодействию легализации (отмыванию) преступных доходов: Монография. — М.: ВНИИ МВД России, 2010.
[2] Иващук В.К., Шишова Т.В. Использование каналов Интерпола в целях международного розыска денежных средств, полученных преступным путем // Информационный бюллетень НЦБ Интерпола МВД России. — 2011. — № 2.
[3] Жубрин Р.В. Борьба с легализацией преступных доходов: теоретические и практические аспекты. — М.: Волтерс Клувер, 2011.
[4] Жубрин Р.В. Противодействие легализации преступных доходов (зарубежный и российский опыт): Монография. — М.: АПКиППРО, 2010.
[5] Зацепин А.М., Пермяков М.В. Деятельность органов внутренних дел по противодействию легализации (отмыванию) преступных доходов: Монография. — Екатеринбург: Изд. дом «Ажур», 2012.
[6] Зубков В.А., Осипов С.К. Международная система противодействия отмывания денег и финансированию терроризма: Учеб. пособие / Общ. ред. И.А. Гончаренко. — М.: Финансы и статистика, 2008.
[7] Интервью начальника НЦБ Интерпола МВД России генерал-майора полиции А.В. Прокопчука «Об итогах работы Российского бюро Интерпола», 14 февраля 2012 г. // Официальный сайт МВД России. URL: http://www.mvd.ru.
[8] Компании могут заставить раскрывать банкам всю цепочку собственников вплоть до физлиц // Ведомости. — 2012. — 28 авг.
[9] Милякина Е.В. Организационные проблемы взаимодействия подразделений ОВД с компетентными органами иностранных государств по вопросам борьбы с налоговыми и иными экономическими преступлениями // Российский следователь. — 2006. — № 1.
[10] Проект Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Официальный сайт Российской газеты. URL: http://www.rg.ru/2012/04/06/gk-popravki-site-dok.html.
[11] Рапецкая А.Л. Транснациональная организованная преступность: Учеб. пособие. — Иркутск, 2005.
[12] Россия хочет возглавить организацию по борьбе с отмыванием доходов // Ведомости. — 2011. — 13 дек.
[13] Терроризм, организованная преступность и коррупция // Информационный бюллетень НЦБ Интерпола МВД России. — 2011. — № 1.
[14] Le blanchiment d'argent au coeur de l'Europe analyse du cadre légal Belgique, France, Italie et Suisse. A. Cesoni. — Larcier, Paris, 2012.
THE POSITIVE OF THE INTERNATIONAL LEGAL EXPERIENCE OF THE INVOLVEMENT OF THE LAW ENFORCEMENT AGENCIES OF RUSSIAN FEDERATION INTO THE FIGHT AGAINST LEGALIZATION OF CRIMINAL PROCEEDS (ON EXAMPLE OF INTERPOL)
A.V. Vodyanov
The Department of Human Rights and International Law Moscow University of the Ministry of Interior
12, Ak. Volgina st., Moscow, Russia, 117437
The article is dedicated to the analysis of the involvement of the law enforcement agencies of Russian Federation into the international police cooperation on the fight against the laundering of criminal proceeds. Within the scope of the study the legal base of the international police cooperation of Russian law enforcement agencies has been studied, as well as Interpol's tools and its capacity. Practical conclusions have been made on its use by Russian law enforcement agencies while solving and investigating crimes connected with the legalization of criminal proceed.
Key words: legalization of criminal proceeds, Interpol, international police cooperation.