FIRE SAFETY OF BUILDINGS OF PUBLIC ADMINISTRATIVE
INSTITUTIONS
12 3
Mukhanov M.S. , Donik A.V. , Tavbulatov A.X. (Russian Federation) Email: Mukhanov566@scientifictext.ru
1Mukhanov Murat Seitmoldaevich - Undergraduate;
2Donik Anton Vladimirovich - Undergraduate; 3Tavbulatov Ashab Khusainovich - Undergraduate, DEPARTMENT OF FIRE SAFETY OF BUILDINGS AND AUTOMATED FIRE EXTINGUISHING SYSTEMS, FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION SAINT-PETERSBURG UNIVERSITY OF STATE FIRE SERVICE OF THE MINISTRY OF EMERGENCIES OF RUSSIA,
ST. PETERSBURG
Abstract: the article discloses the requirements for choosing a system such as automatic fire alarms for buildings used for offices (public and administrative purposes). The basic elements of a fire alarm system are shown. criteria for the number and installation location of automatic fire detectors. Also analyzed are the requirements for a warning system which serves to timely inform people about the occurrence of a fire and (or) the need and escape routes. created to implement evacuation plans.
Keywords: automatic fire alarm, warning system, pre-heating.
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЗДАНИЙ ОБЩЕСТВЕННО-АДМИНИСТРАТИВНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
1 2 3
Муханов М.С. , Доник А.В. , Тавбулатов А.Х. (Российская Федерация)
1Муханов Мурат Сейтмолдаевич - магистрант; 2Доник Антон Владимирович - магистрант; 3Тавбулатов АсхабХусаинович - магистрант, кафедра пожарной безопасности зданий и автоматизированных систем пожаротушения, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,
г. Санкт-Петербург
Аннотация: в статье раскрыты требования к выбору системы типа автоматической пожарной сигнализации для зданий, используемых под офисы (общественного и административно-бытового назначения). Показаны основные элементы системы пожарной сигнализации, критерии к количеству и месту установки автоматических пожарных извещателей. Также проанализированы требования к системе оповещения, которая служит для своевременного информирования людей о возникновении пожара и (или) необходимости и путях эвакуации, создаваемой с целью реализации планов эвакуации. Ключевые слова: автоматическая пожарная сигнализация, система оповещения, пожарная безопасность.
По статистике, в зданиях общественно-административных учреждений каждый год происходит примерно 2 тысячи пожаров. Основная причина пожаров - неосторожное обращение с огнем (в частности - курение), а также нарушение правил устройства и эксплуатации электроустановок - электроотопительных приборов, оргтехники и т.п. В условиях нечестной
конкурентной борьбы возможен также поджог. Наиболее характерные места возникновения пожара в зданиях административного назначения представлены на рис. 1.
Рис. 1. Характерные места возникновения пожара
В соответствии с действующими нормами пожарной безопасности (СП 5.13130.2009) здания, используемые под офисы (общественного и административно-бытового назначения), независимо от площади и этажности, а также помещения административного и общественного назначения, в том числе встроенные и пристроенные, обязательно должны быть оборудованы автоматической пожарной сигнализацией. Это же относится и к помещениям, в которых размещаются персональные ЭВМ на рабочих столах пользователей.
Система (установка) пожарной сигнализации, представляет собой совокупность технических средств, установленных на защищаемом объекте, для обнаружения пожара, обработки, представления в заданном виде извещения о пожаре, специальной информации и (или) выдачи команд управления на автоматические установки пожаротушения и другие технические устройства.
В настоящее время используются разнообразные системы, различные по составу технических средств, структуре построения, виду каналов сбора и передачи информации, условиям эксплуатации. Основными отличительными характеристиками являются применяемый способ определения места расположения (адрес) извещателя, а также вид передаваемой извещателем информации в приемно-контрольный прибор, которые в значительной степени определяют тактико-технические возможности системы пожарной сигнализации. В связи с этим выделяют безадресные, адресные и адресно-аналоговые системы.
Безадресные системы применяют дискретный способ передачи информации от извещателя в прибор приемно-контрольный, при котором решение о возникновении пожара принимается в извещателе и передается в прибор в виде извещения «Пожар». Такие системы, как правило, имеют радиальную структуру построения с относительно небольшим количеством непосредственно подключаемых к прибору шлейфов сигнализации.
Адресные системы позволяют определять адрес сработавшего извещателя и, соответственно, точное место возникновения пожара. Наиболее перспективными являются адресно-аналоговые системы. В них, кроме адресации, предусмотрены передача пожарными извещателями информации о количественной характеристике одного или нескольких факторов, сопутствующих пожару; сбор данных о параметрах среды, передаваемых извещателями в приемно-контрольный прибор. Прибор, имея текущую информацию о значениях контролируемого параметра в любом месте защищаемого объекта, устанавливает наличие пожара, основываясь на сигналах от нескольких извещателей, расположенных в
16
одной зоне. Это обеспечивает наиболее раннее обнаружение пожара при низкой вероятности ложных тревог.
В настоящее время наибольшее распространение получили адресно-аналоговые системы с кольцевым шлейфом сигнализации. Такие системы устойчивы к неисправностям в шлейфе сигнализации в виде обрыва или короткого замыкания. В них осуществляется контроль параметров функционирования пожарных извещателей с формированием извещения о неисправности. Применение управляющих адресных модулей, включаемых в общий кольцевой шлейф сигнализации, позволяет управлять оповещателями, системами пожаротушения, дымоудаления, вентиляции и т.п.
Выбор вида системы пожарной сигнализации определяется типом и назначением здания, в котором расположен офис. Так, если для небольших офисов, расположенных в арендуемых нежилых помещениях, система может быть построена как простая автономная, для многофункциональных высотных зданий такая система должна входить в состав комплексной системы безопасности на базе единого информационного пространства с использованием самостоятельных структурированных кабельных сетей.
При этом здания, сооружения и помещения, подлежащие оборудованию установками охранной и пожарной сигнализации, рекомендуется защищать охранно-пожарной сигнализацией.
Основным элементом системы пожарной сигнализации является пожарный извещатель. Он представляет собой устройство, формирующее сигнал о пожаре. По способу приведения в действие извещатели подразделяют на автоматические и ручные. Автоматический пожарный извещатель реагирует на факторы, сопутствующие пожару. Его срабатывание происходит при достижении установленного порогового значения контролируемого параметра. В качестве контролируемых признаков пожара могут быть повышенная температура воздуха, выделение продуктов горения, турбулентные потоки горячих газов, световое излучение и др.
В соответствии с этим автоматические пожарные извещатели разделяют на дымовые, пламени, газовые и комбинированные. В зданиях и помещениях, используемых под офисы в автоматической пожарной сигнализации следует применять, как правило, дымовые пожарные извещатели.
Наиболее распространенный оптический (оптико-электронный) дымовой пожарный извещатель реагирует на продукты горения, воздействующие на поглощающую или рассеивающую способность излучения в инфракрасном диапазоне спектра.
Количество и место установки автоматических пожарных извещателей определяется необходимостью надежного обнаружения загораний на контролируемой площади помещений офиса. В каждом защищаемом помещении устанавливают, как правило, не менее двух пожарных извещателей.
Максимальное расстояние между извещателями, извещателем и стеной определяется, в основном, площадью и высотой помещения и установлена в соответствующих нормативных документах.
В системах пожарной сигнализации офисов, кроме автоматических, используют также ручные извещатели. Перевод такого извещателя из дежурного режима в режим выдачи тревожного извещения осуществляется механическим воздействием человека на приводной элемент извещателя (рычаг, кнопку, хрупкий элемент или иное приспособление).
Ручные пожарные извещатели обеспечивают постоянную передачу в шлейф пожарной сигнализации тревожного извещения при включении приводного элемента. Приводной элемент расположен со стороны лицевой поверхности, контрастно выделяясь на фоне корпуса, окрашенного в красный цвет. На приводном элементе или на лицевой поверхности извещателя нанесены знаки, однозначно определяющие место и направление приложения усилия для срабатывания ручного пожарного извещателя. На лицевой поверхности извещателя, как правило, расположен оптический индикатор также красного цвета.
Ручные пожарные извещатели устанавливают в коридорах, холлах, вестибюлях, на лестничных площадках, у выходов из здания.
Действующие нормы пожарной безопасности не требуют обязательной установки в зданиях общественного и административно-бытового назначения автоматических систем пожаротушения. Однако наличие таких систем существенно повышает пожарную безопасность офиса. При этом автоматические установки пожаротушения выполняют одновременно и функции автоматической пожарной сигнализации.
Оповещение может быть организовано с помощью звуковых сигналов, передачей специальных речевых текстов, световых сигналов различного вида (мигающих указателей, оповещателей "Выход", статических и динамических указателей направления движения).
Система оповещения служит для своевременного информирования людей о возникновении пожара и (или) необходимости и путях эвакуации. Такая система создается с целью реализации планов эвакуации.
Требования пожарной безопасности - это специальные условия, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Контроль за соблюдением этих требований возложен на органы Государственного пожарного надзора РФ. В целях такого контроля граждане должны предоставлять государственным инспекторам по пожарному надзору возможность проводить обследования и проверки принадлежащих им помещений и строений. Вместе с тем Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ограничивает периодичность посещений контролирующих организаций и устанавливает сроки, например, для проверок Госпожнадзором - не чаще одного раза в два года. И если администрация проверяемого объекта считает, что закон нарушается, то она может обжаловать как действия инспектора, так и результаты проверки.
Список литературы /References
1. Членов А.Н. Пожарная безопасность офиса // Услуги и цены. М.: Деловой мир. № 1 (241). Январь, 2007. С. 32-34.
2. Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме».
3. СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования».
4. СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности».