2. Инструкция по авиационной охране лесов, утверждена приказом Федеральной службы лесного хозяйства России 22 сентября 1997 г. № 122.
3. Коршунов H.A., Котельников Р.В. Борьба с лесными пожарами: проблема информационного обеспечения авиасредствами и ее решение // Пожарная безопасность. -2008. -№1. - С. 125-129.
4. Коршунов H.A., Котельников Р.В. Роботы над лесом // Лесная Россия. - 2006. -№2. - С. 34-38.
5. Лесной кодекс Российской Федерации, утвержден Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
6. Правила организации и осуществления авиационных работ по охране и защите лесов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2007 г. № 385.
7. Приказ Минсельхоза России от 16 декабря 2008 года № 532 "Об утверждении классификации природной пожарной опасности лесов и классификации пожарной опасности в лесах по условиям погоды, а также требований к мерам пожарной опасности в лесах в зависимости от целевого назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах по условиям погоды".
УДК 342.536.5
Х.В. Пешкова
ФГБОУВО «Центральный филиал Российского государственного университета правосудия»
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В РОССИИ: ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ И ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ
Статья посвящена общим вопросам установления в законодательстве России гарантий проведения мероприятий в сфере обеспечения пожарной безопасности.
Ключевые слова: пожарная безопасность, финансовое законодательство, бюджет, закон о бюджете.
Ch. V. Peshkova
FIRE SAFETY IN RUSSIA: FINANCIAL AND CIVIL LAW GUARANTIES
The article describes characteristics of Russian legislation regulation of guaranties of fire
safety.
Keywords: fire safety, financial law, budget, law about budget.
Меры по обеспечению пожарной безопасности в государстве - важнейший элемент содержания публичных задач и функций государства перед населением. И для реального обеспечения должного уровня пожарной безопасности, как и безопасности государства и населения вообще, необходимо установление и соблюдение разного рода гарантий - как организационных, так и узкоотраслевых (финансово-правовых, гражданско-правовых, административно-правовых и др.). Только их сочетание, взаимодополнение создадут нужный результат.
На прямую взаимосвязь уровня пожарной безопасности в России и качества финансово-правового и иного отраслевого регулирования, исполнимости финансового законодательства в литературе и средствах массовой информации обращается внимание периодически.
В 2010 году в журнале «Финансовое право» за 2010 год (№ 12) опубликована статья
докт. юрид. наук, профессора О.Н. Горбуновой «Экологическая катастрофа и проблемы финансового права». Автор анализирует сложившуюся в период лета 2010 года ситуацию, когда пожарная безопасность в Российской Федерации оказалась очень и очень низкого уровня: температура в центральных районах России регулярно превышала 36-40 градусов Цельсия, в результате чего начинали гореть поля и леса, пламя причинило существенный вред целым населенным пунктам, гибли люди. По причине пожаров упала урожайность, как следствие - возросли цены на сельско-хозяйственную продукцию, т.е. сложившаяся ситуация повлияла и на гражданско-правовые отношения в фермерстве и в конечном счете социально-экономическую обстановку для населения. Одна из причин возникновения пожаров и нейтрализации их негативных последствий - некачественные противопожарные мероприятия. Недолжный уровень их качества обусловлен и финансовыми предпосылками (нехватка денег на нужное оборудование, сокращение нужных работников и подразделений в целях экономии и др.).
В СМИ, прессе пожарная безопасность - также один из злободневных вопросов, о чем свидетельствуют периодические обзоры системно представленной на сайте информации (https://newsland.eom/tag/l 1424).
Таким образом, пожары в России - не редкость, и 2010 год в числе современных особо пожароопасных периодов - не единственный. Пожары случаются ежегодно, что требует незамедлительного реагирования государства в лице уполномоченных в нейтрализации чрезвычайных ситуаций органов, как и осуществления периодических и даже непрерывных мероприятий по устранению пожароопасной обстановки. Широкая повсеместность пожаров в Российском государстве даже послужила фактором того, что факты пожаров и уничтожение домов, объектов товарооборота в гражданско-правовых отношениях от пожара - одни из первых страховых рисков и, своего рода, «повод» для формирования хорошо организованной системы страхования. В 1827 г. в России было учреждено Первое Российское страховое от огня общество. Это знаменовало начало формирования специализированных организаций страхования.
Важно заметить, ситуацию с пожарной безопасностью следует оценивать не только с позиций организационно-охранительных гарантий, но и с позиции гарантий финансово-правовых, гарантий гражданско-правовых.
Лесной кодекс Российской Федерации не предусматривает никаких финансовых гарантий охраны лесов, в том числе и от пожаров. Ответ на вопрос о финансово-правовых гарантиях противопожарной безопасности кроется в законе о бюджете, предусматривающем финансирование соответствующих мероприятий и организаций, задействованных в их осуществлении. Например, Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. № 362-ФЭ (ред. от 3 июля 2018 г.) «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» предусматривает субвенции на осуществление полномочий субъектов РФ по решению вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, организацию тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы (приложение 6). Также из федерального бюджета предоставляются денежные средства на реализацию Государственной программы РФ «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах». Механизм реализации программы - организационные и финансовые меры - утверждены Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 300 (ред. от 30 марта 2018 г.).
Не меньшее значение имеют гражданско-правовые гарантии пожарной безопасности. О юридическом установлении таких гарантий можно сделать по анализу нормативной базы регламентации разного рода противопожарных мероприятий и сопутствующих им мер как прямого, так и косвенного действия. Например, в числе гражданско-правовых мер и гарантий:
- производимая продукция должна соответствовать требованиям пожарной безопасности (см. Правила оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2009 г. № 304);
- требования к качеству услуг по монтажу, ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (услуги оказываются в том числе по гражданско-правовым договорам) (Приказ МЧС России от 30 октября 2017 г. № 478 «Об утверждении минимального перечня оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, для выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений»);
- требования к лицензированию деятельности по монтажу и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. № 1225 «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений») и др.
Таким образом, уровень пожарной безопасности в государстве - следствие соблюдение гарантий и условий разных видов, которые в неразрывном единстве обеспечивают общественное спокойствие.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. № 362-ФЭ (ред. от 3 июля 2018 г.) «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» // СЗ РФ. -2017. -№ 50. - Часть 1. - Ст. 7533.
2. Правила оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска: утв. Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2009 г. № 304 // СЗ РФ. - 2009. - № 15. -Ст. 1836.
3. Приказ МЧС России от 30 октября 2017 г. № 478 «Об утверждении минимального перечня оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, для выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» // URL -http://www.pravo.gov.rn (дата обращения: 30.11.2017).
4. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. № 1225 «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» // СЗ РФ. - 2012. - № 2. - Ст. 298.
5. Горбунова О.Н. Экологическая катастрофа и проблемы финансового права // Финансовое право. 2010. № 12.
УДК 109.343
A.B. Пилипяк, Г.И. Сметанкина, О.В. Дорохова
ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ГПН
Анализируется правовая ответственность за административные правонарушения, которые посягают на общественные отношения, в сфере обеспечения пожарной