Леонов П.Ю.,
к.э.н., доцент кафедры финансового мониторинга (№75) Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»
E-mail: [email protected] Завалишина А.К.,
аспирант кафедры финансового менеджмента (№63) Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»
E-mail: [email protected]
ПОЯСНЕНИЯ К ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ КОМПАНИИ КАК СРЕДСТВО СНИЖЕНИЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ
В условиях текущей экономики одним из ключевых источников информации для принятия обоснованных решений заинтересованными пользователями является финансовая отчетность, имеющая высокий уровень достоверности, однако при этом ей свойственна и значительная степень неопределенности.
В бухгалтерском учете в основном снижение неопределенности производится путем устранения причин ее появления. Особое внимание уделяется проблеме повышения исполнительской дисциплины и качества работы сотрудников бухгалтерии. При этом наиболее эффективными способами является внедрение системы внутреннего контроля на предприятии и автоматизация учетной работы с помощью компьютерных технологий.
В связи с неоднородностью требований Российских стандартов бухгалтерского учета (далее - РСБУ) в части раскрытия информации в пояснениях к годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, был проведен сравнительный анализ основных различий требований к содержанию пояснений в соответствии с отечественными (РСБУ) и международными стандартами финансовой отчетности (далее - МСФО), которые введены в действие на территории РФ Приказом Минфина России от 23.11.2016 № 215н «О
введении документа Международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории Российской Федерации».
По итогам сравнительного анализа отмечено, что при всем разнообразии законодательной базы РФ о бухгалтерском учете можно с уверенностью сказать, что требования к раскрытию информации в пояснениях к годовой финансовой отчетности в соответствии с МСФО существенно шире аналогичных требований РСБУ.
В настоящей статье был предложен возможный путь решения проблем, возникающих вследствие анализа неопределенности раскрытия информации для заинтересованных пользователей финансовой отчетности, который после его реализации был признан эффективным в части существенного снижения количества запросов от акционеров общества, тендерного комитета государственного заказчика и кредитного комитета банка, предоставившего кредит.
Ключевые слова: пояснительная записка; раскрытие информации; аудит; финансовая отчетность; бухгалтерский учет; уровень неопределенности.
PU. Leonov, A.K. Zavalishina
NOTES TO THE FINANCIAL STATEMENTS AS A MEANS OF REDUCING THE UNCERTAINTY OF INFORMATION DISCLOSURE
In the modern economy, one of the main sources of information for making informed decisions by interested users is financial statements, which has a high level of reliability, but it also has a significant degree of uncertainty.
Reduction of uncertainty in accounting is made by eliminating the reasons for its occurrence. Particular attention is paid to improving the performance discipline and the quality of work of accounting staff. At the same time, effective rnmethods are the organization of the internal control system at
the enterprise and the automation of accounting using computers.
Due to the heterogeneity of the requirements of the Russian Accounting Standards (RAS) for disclosing information in the notes to the financial statements, a comparative analysis of the main differences in the requirements for the content of the notes in accordance with the Russian (RAS) and International Financial Reporting Standards (Hereinafter referred to as IFRS), which were put into effect on the territory of the Russian Federation by the Order of the Ministry of Finance of Russia of 23.11.2016 No. 215n "On the introduction of the document of International Financial Reporting Standards into effect on the territory of the Russian Federation".
Based on the results of the comparative analysis, it is noted that with all the diversity of the legislative base of the Russian Federation on accounting, it can be said with certainty that the requirements for disclosure of information in explanations to the financial statements in accordance with IFRS are substantially broader than similar requirements of RAS.
This article suggested a possible way to solve the problems arising from the analysis of the uncertainty of information disclosure for interested users of financial statements, which after its implementation was recognized effective in reducing the number of requests from the shareholders of the company, the tender committee of the state customer and the credit committee of the bank that granted the loan.
Keywords: notes to the financial statements; information disclosure; audit; financial statements; accounting; level of uncertainty.
В условиях текущей экономики одним из ключевых источников информации для принятия обоснованных решений заинтересованными
пользователями является финансовая отчетность, имеющая высокий уровень достоверности, однако при этом ей свойственна и значительная степень неопределенности. Данная
неопределенность связана с процессом формирования и представления
финансовой отчетности, а также с принятием на ее основе бизнес-решений пользователями этой отчетности, поэтому ее целесообразно рассматривать с позиций двух сторон: внутренних и внешних пользователей.
Для предприятия неопределенность в бухгалтерском учете заключается в том, что фактические действия, например, его инвесторов, собственников и кредиторов, а также иных пользователей финансовой отчетности, принятые на основе представленной финансовой отчетности для публичного ознакомления, могут носить как позитивный, так и негативный характер. А для внешних пользователей -в том, что полученная ими финансовая отчетность может с разной степенью достоверности отражать фактическое состояние и результаты деятельности предприятия [1].
В бухгалтерском учете в основном снижение неопределенности производится путем устранения причин ее появления. Особое внимание уделяется проблеме повышения исполнительской дисциплины и качества работы сотрудников бухгалтерии. При этом наиболее эффективными способами являются внедрение системы внутреннего контроля на предприятии и автоматизация учетной работы с помощью компьютерных технологий.
На уровень неопределенности в бухгалтерском учете оказывают влияние следующие основные факторы:
• качественный уровень государственного и общественно-профессионального регулирования бухгалтерского учета;
• уровень организации учетной работы на предприятии, позволяющий сформировать финансовую отчетность, максимально снижающую неопределенность для внешних пользователей;
• уровень квалификации пользователей финансовой отчетности,
позволяющий им справедливо оценить состояние предприятия и принять экономические решения, адекватные информации, содержащейся в финансовой отчетности [3]. Регламентация принципов и правил бухгалтерского учета государством и профессиональным сообществом
способствует снижению неопределенности в бухгалтерском учете как для внутренних, так и для внешних пользователей отчетности.
Согласно как международным, так и локальным стандартам и принципам подготовки и составления, финансовая отчетность должна соответствовать следующим основным качественным характеристикам: надежности, уместности (релевантность), сопоставимости,
понятности [1].
Соответствие вышеуказанным
характеристикам обычно обеспечивает составление такой финансовой отчетности, которая в наибольшей степени отвечает определению достоверной и объективной картины или беспристрастного
представления подобной информации. Однако ряд исследователей проблем финансовой отчетности пришли к выводу о том, что выполнение указанных требований в текущих экономических условиях недостаточно для
восстановления и поддержания доверия пользователей
В настоящее время пользователям финансовой отчетности необходима информация не только о результатах прошедшего отчетного периода, но и прогнозная информация о предполагаемых результатах деятельности предприятия, дающая возможность с высокой степенью достоверности оценить будущее инвестиций в ближайшей и среднесрочной перспективе.
Финансовая отчетность, содержащая обозначенную информацию, отвечает требованию прозрачности, она показывает поставщикам капитала реальную картину о будущей деятельности компании. Требование прозрачности направлено на снижение неопределенности в
бухгалтерской информации, поскольку при его выполнении экономический субъект добровольно представляет пользователям дополнительную информацию, не регламентированную бухгалтерскими стандартами. Такой информацией может быть: обзор рынка, стратегия создания стоимости, управление стоимостью и стоимостная база. Так, крупные предприятия газовой отрасли для снижения неопределенности раскрывают в годовом отчете информацию, которая, по их мнению, может повлиять на решения заинтересованных пользователей, в том числе основные корпоративные события отчетного года, обзор операционных результатов, анализ финансовых результатов, деятельности в области корпоративного управления, управления рисками, а также устойчивого развития.
Таким образом, наименьший уровень неопределенности в бухгалтерском учете достигается в том случае, когда информация соответствует следующим требованиям: уместности (полезности), достоверности и прозрачности. Первые два требования регламентированы бухгалтерскими стандартами, а последнее является результатом аналитической работы ведущих российских и зарубежных специалистов и отражает тенденции в информационных потребностях современных внешних пользователей финансовой отчетности.
Претворение в жизнь требований уместности, достоверности и прозрачности также определяется и уровнем организации учетной работы на предприятии: учетной политикой, балансовой политикой,
профессиональными качествами
работников бухгалтерии, а также требованиями лиц, ответственных за корпоративное управление, к составу и содержанию финансовой отчетности.
Таким образом, в связи с тем обстоятельством, что формат и структура финансовой отчетности, за исключением Пояснений к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах, жестко регламентированы, то в соответствии с
Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н (ред. от 06.04.2015) «О формах бухгалтерской отчетности организаций», существенную информацию, необходимую заинтересованным пользователям
финансовой отчетности, следует раскрыть в текстовых пояснениях к финансовой отчетности.
Данная форма может быть как самостоятельной формой финансовой отчетности, так и продолжением Пояснений к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах. Главное - представить пользователям информацию в соответствии с требованиями нормативных правовых актов.
Лица, ответственные за
корпоративное управление, создавая регламент подготовки отчетности, должны не только определить перечень значимой информации, но и определить источники и механизмы ее формирования.
Текстовые пояснения к финансовой отчетности должны содержать
существенную информацию об
организации, ее учетной политике и финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности, которые нецелесообразно включать в бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах, но которые необходимы пользователям отчетности для реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении, а также сведения, предусмотренные
законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической
эффективности [5].
Авторами были проанализированы нормативные акты законодательства РФ, подробно разъясняющие, какие существенные сведения целесообразно раскрывать в текстовых пояснениях к финансовой отчетности для
информирования заинтересованных
пользователей и без которых невозможно в полной мере составить объективную картину о финансовом положении и финансовых результатах хозяйственной деятельности различных экономических субъектов.
Проведенный анализ указанных нормативных актов позволил
сформулировать перечень основных информационных аспектов, требующих изложения при подготовке финансовой отчетности [6]. В частности, такими аспектами являются:
- информация об учетной политике экономического субъекта;
- уведомление о событиях после отчетной даты;
- дополнительные сведения относительно информации, указанной в Отчете о финансовых результатах, о прибыли, приходящейся на акцию;
- данные о совокупных затратах экономического субъекта на оплату использованных в течение календарного года энергетических ресурсов;
- другая сопутствующая информация, которая не включена в образцы форм финансовой отчетности.
В связи с неоднородностью требований Российских стандартов бухгалтерского учета (далее - РСБУ) в части раскрытия информации в пояснениях к годовой финансовой отчетности, был проведен сравнительный анализ основных различий содержания пояснений в соответствии с отечественными (РСБУ) и международными стандартами финансовой отчетности (далее - МСФО). При проведении данного анализа были рассмотрены нормативные документы, регулирующие состав финансовой отчетности в РФ, а также Международные стандарты финансовой отчетности (IAS, IFRS).
Таблица 1 - Сравнительный анализ требований к раскрытию информации в пояснениях к финансовой отчетности_
Наименование показателя
РСБУ
МСФО
Функции пояснений
Раскрытие сведений, относящихся к учетной политике организации, и обеспечение пользователей дополнительными данными, которые необходимы для реальной оценки финансового положения организации и финансовых результатов (п.24 ПБУ 4/99)_
Представление информации об основе подготовки финансовой отчетности и об используемой учетной политике.
Раскрытие информации, которая не представляется в других отчетах
Порядок представления информации
Оформляются в табличной и (или) текстовой форме.
Содержание определяется организациями самостоятельно
В п.114 IAS 1 даны рекомендации в отношении порядка представления примечаний к финансовой отчетности
Раскрытие информации учетной политике
об
Существенные способы ведения бухгалтерского учета, а также информация об изменении учетной политики (п.24 ПБУ 1/2008).
Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным (п.25 ПБУ 1/2008)
Краткое изложение важных положений учетной политики (п.117 IAS 1). Раскрытие информации о суждениях, которые принимало руководство в процессе применения аспектов учетной политики (п.122 IAS 1) и раскрытие основных источников информации относительно оценки неопределенности, существующей на отчетную дату (п.125 IAS 1)_
Раскрытие информации в отношении политики управления капиталом
Соответствующие положения отсутствуют
Раскрытие информации в соответствии с п. 135 IAS 1
Раскрытие информации в отношении финансовых инструментов с правом обратной продажи, классифицируемых как долевые_
Соответствующие положения отсутствуют
Обязательное раскрытие информации в соответствии с п.136 IAS 1
Раскрытие информации о совокупных затратах на оплату использованных энергетических ресурсов
Отражение совокупных затрат на приобретение и потребление всех видов энергетических ресурсов, а также затраты на приобретение и потребление на цели производства продукции энергетических ресурсов по видам энергии
Соответствующие стандарты отсутствуют
Раскрытие информации о финансовой отчетности, составленной в гиперинфляционной экономике
Соответствующие положения отсутствуют
Раскрытию подлежит информация, перечисленная в п. 39 IAS 29
Раскрытие информации об объединении бизнеса
Соответствующие положения отсутствуют_
Раскрытие информации в соответствии с пп.59-63 IFRS 3
Раскрытие информации о выплатах, основанных на акциях
Соответствующие положения отсутствуют
МСФО требуют раскрытия в финансовой отчетности информации в соответствии с пп. 44-52 IFRS 2
Раскрытие информации о сегментной отчетности
Раскрытие информации в соответствии с пп.22-31 ПБУ 12/2010
Обязательное раскрытие информации в соответствии с пп.20-21 IFRS 8
Прочие требования к раскрытию информации, направленные на понимание пользователями особенностей деятельности компании
Обязательное раскрытие информации в соответствии с п. 31 ПБУ 4/99. Также в п.39 ПБУ 4/99 даны рекомендации по раскрытию дополнительной информации, сопутствующей бухгалтерской отчетности
Обязательное раскрытие информации по показателям, перечисленным в пп. 137-138 IAS 1
При всем разнообразии
законодательной базы РФ о бухгалтерском учете можно с уверенностью сказать, что
требования к раскрытию информации в пояснениях к годовой финансовой отчетности в соответствии с МСФО суще-
ственно шире аналогичных требований РСБУ, согласно концептуальным основам МСФО значительная часть информации, которую необходимо приводить в пояснениях к отчетности представляется на основании профессионального суждения бухгалтера. Первым и основным различием в представлении информации между РСБУ и МСФО является обязательный характер раскрытия необходимой для пользователей информации. В МСФО четко прописано, какую информацию организация должна раскрыть при составлении пояснений к финансовой отчетности. В то же время в РСБУ только даются рекомендации по представлению указанной информации.
Следующее значительное различие - это отсутствие в РСБУ положений, которые регламентируют раскрытие информации о политике управления капиталом. Представление подобной информации поможет пользователям финансовой отчетности оценить цели, политику и процессы в области управления капиталом.
Третьим весомым различием является отсутствие положения об объединении бизнеса. Поскольку в РФ объединение бизнеса достаточно распространенное явление, которое часто существенно влияет на результаты хозяйственной деятельности многих организаций, то считаем необходимым раскрывать в пояснениях к финансовой отчетности информацию, позволяющую пользователям финансовой отчетности оценить характер и последствия состоявшегося объединения бизнеса.
В соответствии с вышеуказанными требованиями нормативных правовых актов при формировании финансовой отчетности за 2017 год экономического
субъекта ЗАО «ХХХХХ», являющегося строительной организацией, ведущей свою деятельность с 1982 года, была произведена редакция структуры текстовых пояснений. По сравнению с предыдущим отчетным периодом, при подготовке финансовой отчетности за 2017 год были произведены следующие существенные изменения в текстовых пояснениях, представленные на рисунке 1.
Как видно из данных, приведенных на рисунке 1, в скобках после номера раздела текстовых пояснений Общества приводится номер соответствующего раздела текстовых пояснений, раскрытие информации о которых определено требованиями законодательства РФ. Необходимо отметить также, что, несмотря на произведенные изменения, многие разделы все еще остаются неохваченными. При этом раздел 3 «Анализ и оценка структуры Бухгалтерского баланса», раздел 4 «Расшифровка показателей структуры Бухгалтерского баланса», раздел 6 «Оценка финансового состояния Общества» и раздел 7 «Информация о связанных сторонах» были впервые включены в структуру текстовых пояснений. Также необходимо отметить, что информация, которая требуется заинтересованным пользователям
отчетности, не находит своего отражения в требованиях к составу информации, которая должна быть подготовлена на основании данных бухгалтерского учета, что приводит к низкой заинтересованности финансистов финансовой отчетностью. Это связано с тем, что законодательство устанавливает необходимый минимум с точки зрения раскрытия информации, но в силу того что не требуется максимум, никто не стремится подготовить такую отчетность.
Разделы текстовых пояснений Общества за 2016 год
Разделы текстовых пояснений, предусмотренные требованиями законодательства
Разделы текстовых пояснений Общества за 2017 год
I 1 (VI). Общая характери- ] ' стика Общества |
' 2 (I). Основные положе- I
I ния учетной политики I
I Общества I
1 i
3 (III). Основные показа- I
тели деятельности Общества
4 (III, VI). Пояснения к существенным статьям Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах
5 (VI). Информация о динамике изменений стоимости чистых активов Общества
I. Информация об учетной политике экономического субъекта
II. Уведомление о событиях после отчетной даты
III. Дополнительные сведения относительно информации, указанной в Отчете о финансовых результатах, о прибыли, приходящейся на акцию
IV. Данные о совокупных затратах экономического субъекта на оплату использованных в течение календарного года энергетических ресурсов
V. Информация о системе внутреннего контроля Общества
VI. Другая сопутствующая информация, которая не включена в образцы форм бухгалтерской отчетности
I 1 (VI). Общая характери- | ' стика Общества |
2 (I). Организация бух-
галтерского и
налогового учета в ^ Обществе
3 (VI). Анализ и оценка
структуры ^ Бухгалтерского баланса J
1 4 (VI). Расшифровка по- I ' казателей структуры ' ^ Бухгалтерского баланса '
5 (III). Основные показа- I
тели деятельности Общества
6 (VI). Оценка финансо-
| вого состояния Общества '
I 7 (VI). Информация о связанных сторонах
8 (III, VI). Пояснения к существенным статьям Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах
9 (VI). Информация о динамике изменений стоимости чистых активов Общества
Рисунок 1 - Сравнение разделов пояснительной записки
Кроме того, впервые был произведен анализ структуры баланса и на его основании сделаны подробные выводы по следующим показателям:
• коэффициент абсолютной ликвидности;
• коэффициент текущей ликвидности;
• коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами;
• коэффициент рентабельности активов;
• коэффициент общей степени платежеспособности;
• коэффициент автономии (финансовой независимости).
В результате проведения представленных выше изменений главным бухгалтером было отмечено существенное снижение количества запросов от акционеров Общества, тендерного комитета государственного заказчика и
кредитного комитета банка, предоставившего кредит, об уточнении отдельных показателей финансовой отчетности по итогам финансово-хозяйственной
деятельности за 2016 год. На диаграмме 1 представлены основные сведения в отчетности, которые вызвали повышенное внимание у указанных выше заинтересованных пользователей
отчетности в 2016 году и в 2017 году. Зачастую пользователи находили информацию полезной, при этом они признавали у себя отсутствие необходимых знаний для расчета и интерпретации показателей.
Диаграмма 1 - Количество и характер уточнений по бухгалтерской отчетности
за 2016 и 2017 годы
Кроме того, при формировании пояснительной записки в 2017 году для улучшенного визуального восприятия результатов деятельности организации были добавлены графики и диаграммы. Также была раскрыта информация о возможных рисках организации.
При этом необходимо отметить, что, несмотря на произведенную редакцию пояснительной записки и снижение вследствие данного обстоятельства риска неопределенности, на сегодняшний день
все еще остаются пробелы в представлении информации, полезной заинтересованным пользователям при принятии ими экономических решений.
Помимо всего вышеизложенного, сегодня в условиях ограничений, установленных в отношении экономики РФ, существует проблема привлечения капитала (инвестиций), в связи с чем набирает популярность концепция интегрированной отчетности. В настоящее время извлечение выгоды в краткосрочных
периодах преобладает над долгосрочным развитием компании и, как следствие, более агрессивное бизнес-поведение в отношении рисков и принятия управленческих решений. Сторонники концепции интегрированной отчетности полагают, что включение нефинансовых показателей, существенно оказывающих влияние на деятельность организации, позволит улучшить качество отчетности. Целью такой отчетности является создание единой и всеобъемлющей концепции корпоративной отчетности, которая была бы структурирована вокруг
стратегических задач организации, ее модели бизнеса и корпоративного управления.
Особое внимание следует уделить отчету о деятельности в области устойчивого развития. Данный отчет рекомендован к использованию письмом Банка России «О Кодексе корпоративного управления» от 10.04.2014 г. №06-52/2463. Подготовка отчета устойчивого развития или раскрытие информации о корпоративной социальной
ответственности в годовой отчет уже стало нормой как для крупных российских акционерных обществ и
общественно-значимых компаний, в числе которых АО «ФПК», ПАО «Газпром», ПАО НОВАТЭК, ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Татнефть», Госкопорация «Росатом» и другие, так и для представителей среднего бизнеса. Представление такого отчета
заинтересованным сторонам повысит прозрачность и качество представляемой информации пользователям.
В соответствии с п. 39 ПБУ 4/99 организация может представлять дополнительную информацию,
сопутствующую финансовой отчетности, если исполнительный орган считает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии
экономических решений. Например, отдельного рассмотрения требует раскрытие информации о возможных рисках организации. Минфин России рекомендует дополнительно включать в
пояснения к балансу и отчету о финансовых результатах информацию о потенциально существенных рисках хозяйственной деятельности, которым подвержена организация (Информация Минфина России N ПЗ-9/2012). [7]
Риски могут быть сгруппированы по следующим видам:
• финансовые;
• правовые (связаны с изменением валютного и таможенного регулирования, налогового законодательства внутри страны и за ее пределами);
• страновые и региональные (связаны с политической и экономической ситуацией (военные конфликты, забастовки и пр.), географическими особенностями (стихийные бедствия) в странах и регионах, в которых организация ведет свою деятельность);
• репутационные (потери клиентов из-за негативного представления о качестве продукции, участия в ценовом сговоре и пр.) и др.
Информация о финансовых рисках представляется с подразделением на следующие группы:
• рыночные риски,
• кредитные риски,
• риски ликвидности.
При этом организации рекомендуется указать степень влияния риска на хозяйственную деятельность организации, причины возникновения, концентрация риска, механизм управления риска, применяемые процедуры в области управления риска и методы, используемые для оценки риска, изменения по сравнению с предыдущим периодом. Однако включение данной информации в пояснительную записку к бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая способна влиять на принятие управленческих решений
заинтересованных пользователей, требует дополнительной проверки по стороны аудитора организации, что в большинстве случаев увеличивает стоимость
аудиторской проверки. Данное
обстоятельство часто признается невыгодным для экономических субъектов, поэтому руководство некоторых организаций принимает решение раскрыть информацию о рисках в отдельном отчете, который не всегда представляется аудитору при проведении проверки в целях выражения независимого мнения о достоверности финансовой отчетности.
Таким образом, на основании всего вышеизложенного можно сделать следующий вывод: проблема раскрытия достоверной информации в финансовой отчетности, и, в особенности, в пояснениях к отчетности является актуальной для всех заинтересованных групп пользователей финансовой отчетности. Данное обстоятельство порождает необходимость поиска средств и инструментов раскрытия информации в целях снижения неопределенности.
В настоящей статье был рассмотрен пример успешной реализации механизма раскрытия информации в целях снижения неопределенности, возникающей у заинтересованных пользователей
финансовой отчетности посредством модернизации структуры пояснительной записки.
Принимая во внимание все вышеперечисленное, следует
констатировать следующее.
Пояснительная записка как
самостоятельная часть финансовой отчетности является существенным ресурсом в руках бухгалтера в части раскрытия информации, снижения уровня определенности в подаче качественной и количественной информации и
уменьшения рисков принятия неверных решений пользователей отчетности.
«Ресурсоемкость» пояснительной записки, по нашему мнению, обусловлена относительной
«незарегламентированностью», свободой способов, методов и форм представления информации.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Шевелев А.Е., Шевелева Е.В. Риски в бухгалтерском учете: учебное пособие
2-е изд., перераб. и|доп. [Текст] / Шевелев А.Е., Шевелев Е.В., - М.: КНОРУС, 2011. - 304 с.
2. Дипиаза С. (младший), Экклз Р. Будущее корпоративной отчетности. Как вернуть доверие общества. М. : Альпина Паблишер, 2003.
3. Экклз Роберт Дж., Герц Роберт Х., Киган Э. Мэри, Филлипс Дейвид М.Х. Революция в корпоративной отчетности: как разговаривать с рынком капитала на языке стоимости, а не прибыли / пер. с англ. Н. Барышниковой. М.: Олимп-Бизнес, 2002.
4. «Годовой отчет - 2012» (под общ. ред. В.И. Мещерякова) («Международное агентство бухгалтерской информации», 2012) (КонсультантПлюс) [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская (финансовая) отчетность организации» (ПБУ 4/99) [Электронный ресурс]: Утверждено Министерством финансов РФ от 06.07.1999 №43н. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Практический годовой отчет за 2012 год от фирмы «1С». Практическое пособие. М.: «1С Паблишинг», 2012. -1193 с.: ил. + 1 DVD/
7. Информация Минфина России N ПЗ-9/2012 «О раскрытии информации о рисках хозяйственной деятельности организации в годовой бухгалтерской отчетности».
BIBLIOGRAPHIC LIST
1. Shevelev AE, Sheveleva E.V. Risks in Accounting: A Training Manual 2nd ed., Pererab. and additional. [Text] / Shevelev AE, Shevelev EV, - M .: KNORUS, 2011. - 304 P.
2. Dipiasa S. (junior), Eccles R. The future of corporate reporting. How to restore the trust of society. M.: Alpina Pablisher, 2003.
3. Eckles Robert J., Hertz Robert H., Kigan E. Mary, Phillips David M.H. The Revolution in Corporate Reporting: How to Talk to the Capital Market in a Value
Language, Not a Profit. with English. N. Baryshnikova. M.: Olimp-Business, 2002.
4. "Annual Report 2012" (under the general editorship of V.I. Meshcheryakov) ("International Accounting Information Agency", 2012) (ConsultantPlus) [Electronic resource]: Access from the "ConsultantPlus" legal system.
5. Position on accounting "Accounting (financial) reporting of the organization" (PBU 4/99) [Electronic resource]: Approved by the Ministry of Finance of the Russian
Federation of 06.07.1999 №43n. Access from the legal system "ConsultantPlus".
6. Practical annual report for the year 2012 from the firm "1C". Practical manual. M .: 1C Pablishing, 2012. - 1193 p .: ill. + 1 DVD /
7. Information of the Ministry of Finance of the Russian Federation No. PZ-9/2012 "On Disclosure of Information on the Risks of the Economic Activity of the Organization in the Annual Financial Statements."