Научная статья на тему 'Повышения эффективности управления единым казначейским счетом'

Повышения эффективности управления единым казначейским счетом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
596
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО / ЕДИНЫЙ КАЗНАЧЕЙСКИЙ СЧЕТ / ЛИКВИДНОСТЬ / ДЕПОЗИТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Омаров Ш. М., Назаров В. В.

Статья посвящена проблемам повышения эффективности Единого казначейского счета (ЕКС). Проведен анализ как за последние три года, так и текущего его состояния, определены перспективы. Особое внимание уделено повышению устойчивости функционирования ЕКС. На основе коэффициента ликвидности разработана и предложена система тревожного оповещения об уровне угрозы неисполнения бюджетных обязательств. Рассмотрены результаты внедрения системы размещения свободных остатков денежных средств на банковские депозиты при помощи операций РЕПО и обоснована ее актуальность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышения эффективности управления единым казначейским счетом»

УДК 336.717

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЕДИНЫМ КАЗНАЧЕЙСКИМ СЧЕТОМ

Ш.М. ОМАРОВ, главный специалист-эксперт отдела кассового исполнения федерального бюджета правления обеспечения исполнения федерального бюджета

E-mail: [email protected] В.В. НАЗАРОВ, консультант отдела организации проведения операций Управления финансово-бюджетных операций

E-mail: [email protected] Федеральное казначейство (Казначейство России)

Статья посвящена проблемам повышения эффективности Единого казначейского счета (ЕКС). Проведен анализ как за последние три года, так и текущего его состояния, определены перспективы. Особое внимание уделено повышению устойчивости функционирования ЕКС. На основе коэффициента ликвидности разработана и предложена система тревожного оповещения об уровне угрозы неисполнения бюджетных обязательств. Рассмотрены результаты внедрения системы размещения свободных остатков денежных средств на банковские депозиты при помощи операций РЕПО и обоснована ее актуальность.

Ключевые слова: Федеральное казначейство, Единый казначейский счет, ликвидность, депозиты

Одной из самых важных составляющих финансовой безопасности государства является способность своевременно выполнять взятые на себя обязательства. Для этого Федеральным казначейством был осуществлен переход на функционирование Единого казначейского счета (ЕКС). Согласно Бюджетному кодексу РФ Единый счет бюджета — это счет (совокупность счетов для федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации), открытый (открытых) Федеральному казначейству в учреждении Банка России отдельно по каждому бюджету бюджетной системы Российской Федера-

ции для учета средств бюджета и осуществления операций по кассовым поступлениям в бюджет и по кассовым выплатам из бюджета.

Значение функционирования ЕКС для эффективной деятельности казначейской системы в России определяется не только возможностью концентрации и централизации на нем бюджетных ресурсов и ускорением процесса, повышением оборачиваемости бюджетных средств, эффективности их использования, но и доступностью информации о кассовых поступлениях и кассовых выплатах за счет средств федерального бюджета (рис. 1) [2].

Функционирование ЕКС сопровождается как отсутствием, так и наличием свободного остатка денежных средств. Причиной дефицита является разрыв в сроках поступления средств от плательщиков в доход бюджета и в сроках выплат по обязательствам государства. Такую ситуацию финансисты называют «кассовым разрывом». Федеральное казначейство выполняет большую работу по формированию механизмов, которые позволяли бы бюджетной системе функционировать бесперебойно и избежать кассовых разрывов. Поддержание ликвидности является одной из самых важных задач, стоящих перед данной организацией при выполнении своих функций.

Федеральное казначейство с 2010 г. начало привлекать внебюджетные средства, поступающие во

Федеральное казначейство

Корнеэойсчет

Единого казаначейского счета 40105

Управление Федерального казначейства Счет 40101(01|

Управление Федерального казначейства Счет 40105

Оплата беэналтных плате же йклиентовУФКи Счет 40116 Выдача наличных □фк средств клиентам УФК

Рис. 1. Общая модель функционирования ЕКС в Российской Федерации

временное распоряжение бюджетных учреждений (счет № 40302), и средства на счетах организаций, находящихся в федеральной собственности (счет № 40501), на балансовый счет № 40105 «Средства федерального бюджета», что позволило сократить до минимума вероятность кассовых разрывов (рис. 2).

Общий объем привлеченных за 2010-2012 гг. внебюджетных средств составляет 3 495 781,23 млн руб., из них со счета № 40501 «Счета организаций, находящихся в федеральной собственности. Финансовые организации» — 2 140 871,54 млн руб., а со счета № 40302 «Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений» — 1 354 909,68 млн руб.

Внедрение системы автоматического аккумулирования денежных средств на ЕКС со счетов № 40105 управлений федерального казначейства и привлечение внебюджетных средств со счетов № 40501 и 40302 вкупе с введением Автоматизированной системы Федерального казначейства (АСФК) позволило быстро реагировать на ситуации,

1400 000 1200 000 1000 000 800 000 600 000 400 000 200 000

о

ГЧ1

О rsl

ГЧ|

О

rsl

Рис. 2. Привлечение внебюджетных средств со счетов № 40302 и № 40501 в 2010-2012 гг., млн руб.: 1 — счет № 40501; 2 — счет № 40302

связанные как с отсутствием, так и наличием свободного остатка денежных средств. При наличии свободных остатков денежных средств на ЕКС с 2008 г. Федеральное казначейство стало размещать их на депозиты в коммерческие банки. В результате федеральный бюджет заработал за 5 лет 93 млрд руб.

Всего в 2008-2012 гг. на депозиты было размещено 7 077 821,40 млн руб. Средства федерального бюджета размещаются на банковские депозиты в пределах лимитов размещения средств, рассчитанных для каждой кредитной организации. Расчет лимитов производится путем умножения рейтингового коэффициента кредитной организации на размер собственного капитала кредитной организации. Чем выше рейтинг кредитной организации и размер ее собственного капитала, тем больше средств федерального бюджета она имеет возможность привлечь на депозиты.

Механизм размещения средств федерального бюджета на депозиты в коммерческих банках доказал свою эффективность. За рассмотренный период наблюдалась положительная динамика объема получаемых доходов от размещения средств федерального бюджета (исключением является кризисный период). Необходимо отметить, что в связи с осложнившейся ситуацией на мировых финансовых рынках проведенная Федеральным казначейством работа по размещению средств федерального бюджета на банковские депозиты позволила поддержать уровень ликвидности банковской системы России.

При отсутствии денежных средств на ЕКС возникает вопрос о необходимости принятия мер по предотвращению «кассового разрыва». Как уже было отмечено, одним из самых эффективных средств является сосредоточение всех свободных бюджетных и внебюджетных средств на ЕКС. Для этого нужны самые современные автоматизированные технологии, которые позволяли бы максимально быстро накапливать все свободные средства. Данная практика уже давно с успехом реализуется в Федеральном казначействе (это касается клиентов, обслуживаемых в данной организации). Однако не все государственные компании, госкорпорации и внебюджетные фонды обслуживаются в органах Федерального казначейства.

2 500 2 000 1 500 1 000 500 0

Рис. 3. Остатки иэ1 ЕКС в2011-2013 гг., млрд руб.: 1 — 2011 г.:0 — 2 012 г.; 3 — 2013 г.

Изучение состояния ЕКС показывает, что в 2013 г. остатки наЕдином казначейскомсчете снизили,ьио сравнениюспрошлыми годами. Как сввдетельствуют результаты анализа данныхрис. 3, в первом полугодии 2013 г. остатки были нюке, чем в 2012 г. (в среднем на 367 млрд руб.). Это побуждает ре^рабатывать механизмысовершенство-вашгасистемы акк^мулированияденежныхсредств которые позволят существенноповысить устойчивость бюджетной системы.

Для расчета ликвидности денежных средств обычно используютсятакие пока^атели,как мгновенная, текущая и долгосрочная ликвидность. Анализ показывает, что эти расчеты не всегда имеют практическую ценность относительно государственных финансов, в частности могут не полностью математически отражать состояние ЕКС. Для адекватного отражения состояния ЕКС, по мнению авторов, более подходит расчет коэффициентов оборотной кассовой наличности. Оборотная кассовая наличность — это предлагаемая к установлению при утверждении бюджета соответствующего уровня сумма резерва (до 1/12 расходов федерального бюджета с учетом выплат из источников финансирования дефицита федерального бюджета), предназначенная для покрытия временных кассовых разрывов, подлежащая восстановлению к началу нового года. Рублевый коэффициент ликвидности на основе оборотной кассовой наличности рассчитывается следующим образом:

РКлО на ЕКС / (1/12 РФБГ) + (1/12 ВИФД),

где РКлО на ЕКС — рублевый остаток денежных средств на ЕКС на отчетную дату; РФБГ — расходы федерального бюджета за соответствующий год;

ВИФД — выплаты из источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Для примера рассмотрим расчет оборотной кассовой наличности на начало 2013 г и на конец I квартала 2013 г (см. таблицу). Как показывает анализ данных таблицы, в конце I квартала (по сравнению с началом) 2013 г. наблюдалось существенное снижение оборотной кассовой наличности. На начало 2013 г. рублевый коэффициент ликвидности составлял 0,80 п., а в конце I квартала снизился до 0,54 п. Общий коэффициент ликвидности, в которую включается рублевый остаток на ЕКС плюс депозшы, на начаиогода составлял 1,23, а в конце I квартала сшвиисядо0,4 2. Также стоит заметить, что ликвидность, переданная на банковские депозиты, за исследуемый период снизилась с 0,43 до 0,13.

Исходяизэтогов2013 г. авторами была разра-ботанаипредложена система тревожного опове-щ енияобуров неугрозы неисполнения бюджетных обязательств, на основе расчета коэффициента ликвидности оборотной кассовой наличности. При этом различгшугся ^фивида угрозы в зависимости от значения коэффициента ликвидности Кл:

1) повышенный («синий») уровень угрозы устанавливается по информации, которая требует подтверждения;

Оборот кассовой наличности в начале и в конце I квартала 2013 г., млрд руб.

Показатель На начало 2013 г. На конец I квартала 2013 г.

Изменение остатков - -297 370,0

Средства ЕКС на депозитах 504 017,0 155 731,0

Остатки на ЕКС 923 021,0 628 650,9

Сумма остаток на ЕКС и депозитах 1 427 038,0 490 011,9

Выплаты из источников финансирования дефицита 43 450,0 43 450,0

Оборотная кассовая наличность по БК* 1 115 611,7 1 115 611,7

Коэффициент общей ликвидности 1,23 0,42

Рублевый коэффициент ликвидности ЕКС 0,80 0,54

Коэффициент ликвидности, переданный на депозиты 0,43 0,13

"Бюджетная классификация.

2) высокий («желтый») — при наличии подтвержденной информации о реальной угрозе;

3) критический («крас-ный») — при наличии информации об уже случившемся катаклизме или о непосредственной угрозе катаклизма.

Состояние ЕКС в конкретный период времени и тенденция его развития отражены на рис. 4.

Данная система базируется на математических расчетах и позволяет на основе кассового планирования и прогнозирования выявить критические периоды, в которыевозможен кассовый разрыв, и заблаговременнопредпринять необходимые действия для его предотвращения.

Следует отметить, что при помощи коэффициентов ликвидности не прогнозируются кассовый остаток и возможности кассового р азрыва. Однако на основе прогноза кассового исполнения федерального бюджета просчитывается тренд коэффициентов ликвидности за определенный промежуток времени, который позволяет увидеть общую картину с ликвидностью в Федеральном казначействе.

Важно обратить внимание на то, что существующая практика расчета коэффициентов ликвидности не дает возможности выявить угрозу кассового разрыва на основе прогнозов, но, введя в расчет такое понятие, как «оборотная кассовая наличность», авторы приспособили и доработали существующую практику расчета коэффициентов ликвидности для своих нужд, что можно считать научной новизной.

Итак, методами совершенствования работы механизма аккумулирования средств на ЕКС могли бы стать следующие.

1. Перевод компаний, подконтрольных государству, на кассовое обслуживание в органы Федерального казначейства.

В настоящее время функционируют следующие государственные корпорации, созданные в соответствии с федеральными законами:

— государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов»;

— государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий»;

— государственная корпорация «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»;

Рис. 4. Сведенияобизменениикоэффициенталиквидностирублевой части ЕКС К (2) ЕКС (руб.) в январе — мае 2013 г.

— Государственная корпорация построительс-тву олимпийскихобъектов ир&звитиюгородаСочи как горноклиматического курорта;

— Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехно-логии»;

— Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»;

— государственная компания «Российские автомобильные дороги»;

— Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации.

Государство внесло в уставный капитал этих компаний значительные денежные средства. Для совершенствования механизмов обеспечения поддержания ликвидности на ЕКС необходимо рассмотреть вопрос об изменении законодательства в части открытия счетов госкорпораций и государственных компаний в Федеральном казначействе и введении механизмов привлечения временно свободных остатков их денежных средств на ЕКС (как и в остальных бюджетных и автономных учреждениях).

Следует отметить, что внесенный в Государственную Думу РФ законопроект о публично-правовых образованиях предполагает преобразование этих организаций в новый вид компаний — публично-правовые. По мнению экспертов, данная реформа направлена в том числе и на повышение государственного контроля за деятельностью данных структур. В связи с этим перевод госкорпораций и госкомпаний на обслуживание в Федеральное казначейство становится еще более актуальным.

2. Совершенствование механизма размещения свободных денежных средств ЕКС на депозиты.

В рамках повышения эффективности механизмов размещения средств федерального бюджета на банковские депозиты планируется осуществлять развитие по следующим направлениям:

— совершенствование информационного обмена между Федеральным казначейством и кредитными организациями в части передачи документов в электронном виде;

— организация работы по внесению изменений в соответствующие нормативно-правовые акты в целях увеличения частоты размещения средств федерального бюджета на банковские депозиты;

— развитие информационного взаимодействия с Банком России. Это позволит более оперативно получать информацию о состоянии денежного рынка.

Одновременно ведется работа по внедрению принципиально нового механизма покупки (продажи) ценных бумаг по договорам РЕПО.

При существующем механизме размещения средств Федеральное казначейство предъявляет кредитным организациям довольно высокие требования, в соответствии с которыми они могут быть допущены к аукционам. Суть механизма РЕПО состоит в заключении сделок на покупку ценных бумаг со стороны казначейства у кредитных организаций (это первая часть сделки РЕПО) с правом на определенных условиях их обратного выкупа кредитной организацией у Федерального казначейства (это вторая часть сделки РЕПО) [3].

Таким образом, при осуществлении сделок по предоставлению бюджетных средств казначейство получает в залог ликвидные ценные бумаги. Тем самым обеспечивается страхование рисков. С учетом данного условия требования к кредитным организациям снижаются. Как результат — реализуется возможность по расширению перечня банков, с которыми можно заключить соответствующие генеральные соглашения.

Внедрение механизма РЕПО позволит:

— повысить эффективность управления остатками средств на ЕКС;

—расширить перечень кредитных организаций, заключивших с Казначейством России соглашения, что приведет к повышению спроса на средства, увеличению процентного дохода от размещений;

— проводить более частые размещения средств бюджета (появится возможность создавать более гибкие условия с точки зрения сроков);

— обеспечить более качественный уровень предоставления ликвидности на денежном рынке.

Также в рамках совершенствования процесса управления ликвидностью ЕКС Федеральным казначейством разрабатывается процесс предоставления бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов Российской Федерации. Внедрение отлаженного механизма предоставления бюджетных кредитов бюджетам бюджетной системы России в рамках улучшения процессов управления ликвидностью ЕКС даст возможность [1]:

— обеспечить полное покрытие временных кассовых разрывов, что поможет бесперебойно обеспечивать исполнение местного, регионального бюджетов;

— упразднить риски, возникающие у регионов при получении займов у кредитных организаций;

— в значительной степени расширить систему управления ликвидностью ЕКС;

— обеспечить дополнительную доходность федерального бюджета от управления свободными остатками средств на корневом счете ЕКС;

— повысить эффективность управления финансовыми ресурсами Казначейства России.

Проведенный анализ состояния и перспектив совершенствования ЕКС показывает, что повышение ликвидности ЕКС возможно только при комплексном подходе, включающем следующие механизмы:

— перевод счетов госкомпаний на кассовое обслуживание в органы Казначейства России;

— реформирование системы бюджетных платежей;

— совершенствование механизма размещения средств федерального бюджета на депозиты в коммерческие банки и т.д.

Реализация этих мер позволит государству стать более устойчивым к разнообразным кризисным ситуациям и в полной мере, своевременно выполнять все взятые на себя обязательства.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Назаров В.В. О совершенствовании механизма управления ликвидностью ЕКС // Финансы. 2011. № 7.

2. Прокофьев С.Е. Саранцев В.Н. Единый казначейский счет Федерального казначейства: состояние и перспективы // Финансы и кредит. 2010. № 11.

3. Прокофьев С.Е. Кассовое обслуживание федерального бюджета: итоги и перспективы // Финансы. 2012. № 6.

Finance management

INCREASE OF THE SINGLE TREASURY ACCOUNT MANAGEMENT EFFICIENCY

Shamil' M. OMAROV, Vasilii V. NAZAROV

Abstract

The article considers the problems of efficiency increase of the Single Treasury Account (STA). The authors analyze the last three-year state, current situation and prospects . The special attention is paid to an increase of stability of STA's functioning. The paper develops and offers a system of emergency announcement of the level of threat of the budgetary obligations non-execution on the basis of a coefficient of liquidity. The work considers the results of introduction of a system of placement of balance that is free and clear of all encumbrances on bank deposits by means of repo operations, and it reveals its relevance

Keywords: Federal Treasury, single treasury account, liquidity, deposits

References

1. Nazarov V.V. O sovershenstvovanii mekhanizma upravleniia likvidnost'iu EKS [On improvement of

the STA liquidity management]. Finansy — Finance, 2011, no. 7.

2. Prokof'ev S.E. Sarantsev V.N. Edinyi kaznach-eiskii schet Federal'nogo kaznacheistva: sostoianie i perspektivy [The Federal Treasury's Single Treasury Account: the state and prospects]. Finansy i kredit—Finance and credit, 2010, no. 11.

3. Prokof'ev S.E. Kassovoe obsluzhivanie federal'nogo biudzheta: itogi i perspektivy [A cash service of the federal budget: the results and prospects]. Finansy — Finance, 2012, no. 6.

Shamil' M. OMAROV

Russian Federal Treasury, Moscow, Russian Federation shamil@bk . ru Vasilii V. NAZAROV

Russian Federal Treasury, Moscow, Russian Federation nazarov00@gmail . com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.