Научная статья на тему 'Повышение устойчивости предприятия в условиях конкурентной среды'

Повышение устойчивости предприятия в условиях конкурентной среды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2527
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кулагина Елена Вячеславовна

Актуальность проблемы заключается в переходе на качественно новый уровень управления, предполагающий адаптацию предприятия и повышение его устойчивости посредством инновационной активности, гибкого реагирования на колебания рынка. Описаны уровни управления устойчивостью, дано понятие устойчивости и управления устойчивостью предприятия. Одним из инструментов обеспечения устойчивости предприятия является инновационный путь развития, а критерием оценки устойчивости уровень нововведений. В рамках концепции управления инновациями автор характеризует инновации и новшества, инновационный процесс, виды инновационной деятельности, инновационную сферу. Определена концепция повышения устойчивости предприятия в конкурентной среде как преобразование предприятия на основе технологии, финансов, управления с целью удовлетворения потребностей каждого потребителя. Библиогр. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING OF ENTERPRISE STABILITY IN COMPETITIVE ENVIRONMENT

The problem of increasing of enterprise stability in competitive environment is enunciated in the introduction. The urgency of the problem lies in passing on to a new level of management which aims at enterprise adaptation and stability increasing by means of innovative activity and flexible response to the market instability. The levels of stability management and the definition of stability are considered in the main part of the article. One instrument to ensure the enterprise stability is the innovative way of development and the criterion of its estimation is the level of innovation. The author defines innovations and novelties, the innovation process, the types of innovation activity and the innovation field in the context of innovation management concept. In conclusion the concept of increasing of enterprise stability in competitive environment is defined as an enterprise transformation in terms of technology and finances to satisfy every consumer's needs.

Текст научной работы на тему «Повышение устойчивости предприятия в условиях конкурентной среды»

ББК 65.290-21

Е. В. Кулагина АО «Астраханский морской рыбный порт»

ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ

В последнее время все больше внимания уделяется вопросам управления предприятием в условиях среды, характеризующейся переходом от традиционной экономики к «новой».

В условиях рыночной экономики при постоянном появлении новых технологических возможностей особенно остро встает проблема управления повышением устойчивости предприятия в конкурентной среде.

Актуальность проблемы заключается в переходе на качественно новый уровень управления, который направлен не на выживание предприятия, а на его адаптацию и повышение устойчивости к инновациям, гибкое реагирование на колебания рынка и удовлетворение потребностей настоящего времени.

Любое предприятие или организацию можно рассматривать как единство равновесия (устойчивости) и изменения (развития). Устойчивость в данном случае может не только проявляться в форме равновесия, но и быть характеристикой развития, т. е. само развитие может быть устойчивым и неустойчивым. При этом неустойчивость является состоянием, противоположным устойчивости. В этом состоянии нарушается равновесие между предприятием и внутренней и внешней средами его функционирования в такой точке или периоде времени, когда состояние исходного равновесия еще не сформировано, т. е. не получило своей завершенной формы устойчивости [1].

Устойчивость предприятия зависит от большого количества разнообразных факторов, как внутренних, так и внешних.

Внешние факторы, такие как будущее изменение цен на сырье или конечную продукцию, появление конкурирующих видов продукции, товаров и услуг, изменение законодательства и многое другое в той или иной степени влияют на возможность достижения предприятием поставленных целей. Однако решающее значение в обеспечении повышения устойчивости предприятия играют внутренние факторы - управленческие решения, принимаемые в каждый момент времени.

Основными понятиями, которые относятся к управлению устойчивостью предприятия и образуют структурный уровень данного процесса, являются понятия «равновесие», «устойчивость», «переходное состояние» и «периодическое состояние».

««Равновесие является важнейшей характеристикой предприятия и означает соответствие внутренней среды, строения или способов деятельности организации внешней среде или управленческий императив, нарушение которого может рассматриваться как организационная патология, угроза целостности организации, подлежащая ослаблению или устранению» [2, с. 19].

Общая теория функционирования и развития социальных систем исходит из того, что содержание процесса развития социального объекта есть достижение и сохранение состояния равновесия между объектом и его средой, а всякое развитие направлено на достижение равновесия (адаптации) [3].

В настоящее время равновесие в экономической теории рассматривается как фундаментальное решение проблемы соотношения неограниченных потребностей и ограниченных ресурсов, как установление рыночного баланса между спросом и предложением на основе колебания цен (равновесная цена). «Равновесие есть одна из трех фундаментальных аксиом, которая гласит: предельная экономическая эффективность находится в областях равновесных и устойчивых состояний в экономике и окружающей среде, или, что то же самое, - всякое состояние максимальной эффективности одновременно является состоянием равновесия. Значит, равновесие выступает как отражение степени эффективности деятельности компании» [2, с. 23]. Рынок товаров находится в состоянии равновесия, когда при действующем уровне цен величина предполагаемого выпуска продукции равна совокупному спросу или планируемым совокупным расходам. Рыночное равновесие устанавливается при определенном наборе цен, что устраняет избыточный спрос как по товарам, так и по услугам.

Экономическое равновесие есть такое состояние системы, при котором сумма действующих на нее внешних и внутренних сил равна нулю. В широком смысле равновесие есть гармоничное соотношение экономических состояний, величин и сил в процессе их взаимодействия с целью достижения заданных параметров деятельности [2].

В экономической литературе термин «устойчивость» имеет несколько определений.

По утверждению Г. В. Бережнова, «устойчивость есть состояние подвижного, динамического равновесия предприятия как системы, сохраняющее равновесие путем противодействия нарушающим это равновесие внешним и внутренним факторам» [3, с. 30].

Устойчивость есть равновесие системы на протяжении длительного периода времени или способность экономической системы обеспечивать переход из одного равновесного состояния в другое за счет своего приспособления к равновесию и устойчивости внешней среды.

Предприятие является открытой системой, которая, как каждая система, стремится к сохранению своей стабильности. После получения сигнала об изменениях, угрожающих системе, включается устройство противодействующих факторов, которое работает до тех пор, пока предприятие не вернется к равновесным количественным параметрам деятельности. Таким образом, устойчивость - это такое состояние системы или ее отдельных элементов, при котором они поддерживают равновесие внутренней структуры в каждый отдельный промежуток времени. Другими словами, при отклонении от своих устойчивых параметров деятельности система сохраняет свою целостность путем противодействия угрожающим внешним и внутренним факторам.

Устойчивость - это также способность экономической системы обеспечивать переход из одного равновесного состояния в другое за счет своего приспособления к равновесию и устойчивости внешней среды.

«Устойчивость как процесс есть либо переход из одного состояния равновесия в другое, либо отклонение от устойчивости состояния или развития с последующим возвращением в первоначальное состояние без потери целостности» [3, с. 56].

Процесс, связанный с переходом системы из одного равновесного состояния в другое, называется переходным. Иначе говоря, это изменение уровня устойчивости предприятия.

Периодическим состоянием называется состояние системы, когда происходит отклонение от устойчивости при стабильной динамике параметров системы с последующим восстановлением исходного состояния

Неустойчивость есть состояние предприятия, когда нарушено состояние исходного равновесия, а новое равновесие еще не сформировано. Предприятие, находящееся в таком состоянии на протяжении длительного периода, не сможет долго противостоять угрожающим внешним и внутренним факторам, поскольку это приведет к разрушительным последствиям. Состояние неустойчивости, или становления, относится только к процессам сознательного, планового совершенствования деятельности.

Исходя из вышеизложенного, можно дать следующее определение понятия «устойчивость предприятия»: это способность предприятия сохранять свою целостность в переходных и периодических состояниях посредством противодействия угрожающим внешним и внутренним воздействиям.

Необходимо отметить, что равновесие и устойчивость связаны с управлением состоянием и развитием системы. Управление обеспечивает достижение поставленной цели при равновесии и устойчивости системы в ее переходных и периодических состояниях.

Целью управления устойчивостью является достижение устойчивых конкурентных преимуществ на основе сочетания стабильности и изменений.

Элементами управления устойчивостью предприятия являются такие формы, как мониторинг, маркетинг, контроллинг, стратегическое планирование и бизнес-планирование.

Функциональный уровень управления устойчивостью предприятия складывается из трех стадий.

Первая стадия характеризуется способностью системы управления устойчивостью достигать качественных параметров, которые определяются через активность, мобильность, гибкость, надежность.

Вторая стадия определятся внутренними факторами, которые позволяют поддерживать способность организации к устойчивости и выражаются через организованность, универсальность, результативность, управляемость.

На третьей стадии формулируются нормативные параметры финансового, технологического, социального развития, а именно: формы и методы обслуживания, доходы, социальное и медицинское страхование сотрудников.

Для эффективного управления устойчивостью предприятия необходимо обеспечивать информационные предпосылки (аналитическую, прогнозную и фактическую информацию). Система информации должна удовлетворять таким требованиям, как целевая направленность, интегрированность вокруг принципа устойчивости и соответствующих показателей, целостность и полнота, гибкость и устойчивость.

Учитывая вышесказанное, попытаемся дать определение понятия «управление устойчивостью предприятия»: это процесс, направленный на достижение предприятием гибкости и адаптивности к влиянию внешних и внутренних факторов с целью сохранения целостности предприятия как системы для достижения текущих целей предприятия, не ставящих под угрозу возможность достижения целей в будущем.

Одним из главных факторов устойчивости предприятия в условиях рынка является инновационная активность, которая возможна как при изыскании собственных финансовых ресурсов, так и за счет привлечения отечественных и зарубежных инвестиций при достаточно высоком уровне менеджмента и стратегического планирования, направленных не на сравнительные, а на конкурентные преимущества.

Для организации процесса управления развитием инновационной деятельности необходимо четко сформулировать цель управления (реализация идеи, решение проблемы и т. д.), оценить свои возможности, сильные и слабые стороны, методы управления, разработать организационную и производственную структуры и решить ряд других вопросов.

Наиболее полно проблема управления предприятием представлена в концепции управления инновациями. Инновации, как целенаправленное содержательное изменение экономического или социального потенциала предприятия за счет применения новых идей и процессов для решения имеющихся проблем и создания новых возможностей, несомненно, характеризуют развитие предприятия. В этом случае суть управления состоит в том, чтобы инициировать, генерировать, контролировать новые идеи в масштабах всей организации и выводить полученные результаты на рынок [3].

В современных условиях, характеризующихся глобальной конкуренцией на все более интегрирующихся мировых рынках, динамизм и масштабность инновационного развития превратились в решающий фактор экономического роста, повышения конкурентоспособности и устойчивости предприятия в условиях рынка. Прогресс всех цивилизаций всегда был связан с новыми технологиями и товарами, рожденными на основе нового знания. В основе развития лежат инновации.

Целесообразно дать определения основным понятиям, и прежде всего необходимо разграничить понятия «новшество» и «инновация».

Понятие «новшество», происходящее от английского invention, принято определять как новую идею, которая в процессе разработки может быть реализована в новый продукт, новую технологию, новый метод и т. п. Понятие «инновация», в английском innovation, следует понимать как новый или усовершенствованный продукт или технологию, созданную в результате использования новшества и реализуемую на рынке или внедренную в производственную, управленческую или иную деятельность.

Таким образом, инновация - это конечный результат внедрения новшества с целью улучшения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научнотехнического или другого вида эффекта. Новшество - оформленный результат фундаментальных и прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество - становится нововведением (инновацией).

В экономической литературе нет единого толкования понятия «инновация». Однако можно выделить два подхода к пониманию этого термина: узкий и широкий. Достаточно часто в научной литературе инновация трактуется на предприятиях узко, только с технической точки зрения. Узкий подход идентифицирует инновацию с промышленным производством, особенно с его новой техникой, технологией, изделиями. При широком подходе инновации рассматриваются как новый продукт или услуга, способ их производства, новшество в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах.

Термины «инновация» и «инновационный процесс» близки, но не однозначны.

Инновационный процесс - это деятельность по созданию, реализации и распространению инноваций в общественном производстве; это деятельность, представляющая собой цепь взаимосвязанных стадий, в ходе которых формируется инновация, - от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги, распространяющихся на хозяйственную практику; это процесс последовательного превращения идеи в товар через этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства, сбыта. Но вместе с тем реализация этого процесса невозможна без правовых и управленческих аспектов. Этот процесс не прерывается и после внедрения, т. е. по мере его распространения (диффузии) инновации совершенствуются, становятся более эффективными, приобретают новые потребительские свойства.

Характеристика процессов инновации включает в себя понятие «жизненный цикл», означающее стабильность, последовательную цепь событий, в ходе которых нововведение вызревает от идеи до конкретного продукта.

Инновационный процесс, создавая новые технологии и производства, поднимает экономику на более высокую ступень.

В рамках инновационного процесса осуществляются все виды инновационной деятельности:

- подготовка и организация производства (приобретение производственного оборудования, необходимого для создания нового технологического процесса);

- предпроизводственные разработки, включающие в себя модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования;

- маркетинг новых продуктов;

- приобретение лицензий, торговых марок, конструкций, моделей;

- производственное проектирование (разработка планов, чертежей).

Все эти виды деятельности, а также маркетинговые исследования рынков сбыта и поиск новых потребителей, информация о возможной конкурентной среде и потребительских свойствах товаров конкурирующих фирм, поиски новаторских идей и решений, партнеров по внедрению инновационного проекта представляют собой инновационную сферу, т. е. область деятельности производителей и потребителей инноваций, включающую в себя их создание и распространение.

Трудности в реализации инновационного потенциала связаны с нехваткой собственных средств у предприятий, ограниченного бюджетного и внебюджетного финансирования, в том числе заемных и привлеченных средств.

Перелом сложившейся тенденции возможен только на основе активизации инновационной деятельности. Для предприятий нужен особый режим нововведений: страхование рисков, венчурные фонды, инновационная инфрастуктура, без которых нельзя обеспечить инновационный прорыв как государственных предприятий, так и организаций других форм собственности.

Инновационный процесс включает в себя следующие стадии: наука - техника - производство -потребление. Инновационный процесс охватывает цикл обработки научно-технической идеи до ее реализации. Инновационные процессы напрямую связаны с рыночными отношениями. Основная масса инноваций ориентирована на рынок, на конкретного потребителя или потребность.

Развитие инновационных процессов на предприятии, действующем при соответствующей поддержке инновационной сферы и инфрастуктуры, - залог инновационной активности - главного индикатора состояния и конкурентоспособности.

В современном мире инновационный путь развития является безусловным фактором устойчивости предприятия и конкурентоспособности любых социально-экономических систем. Задачи развития научной базы, повышения инновационной активности являются первостепенными в развитии как отдельного предприятия, так и региона в целом.

Основным критерием оценки устойчивости предприятия является уровень нововведений. Инновации как целенаправленное содержательное изменение экономического или социального потенциала предприятия за счет применения новых идей и процессов для решения имеющихся проблем и создания новых возможностей, несомненно, характеризуют развитие предприятия. В этом случае суть управления состоит в том, чтобы инициировать, генерировать, контролировать новые идеи в масштабах всей организации и выводить полученные результаты на рынок. И. Нанака и Х. Такеучи отмечают, что нововведения - залог успеха для многих процветающих японских компаний. Ключом к пониманию такого успеха они называют процесс трансформации

знаний из внешней и внутренней деятельности предприятия, что позволяет постоянно вводить новшества, которые, в свою очередь, помогают получить конкурентные преимущества, обеспечивающие развитие. В основе такого подхода лежат инновационные концепции развития. В них организация рассматривается как искусственная система, а организационное развитие определяется процессом нововведений, под которым понимается инициируемый менеджером, планируемый и управляемый процесс внедрения в организацию качественных изменений [7].

Таким образом, концепция повышения устойчивости предприятия в условиях рынка - это не только способность своевременно реагировать на его конъюнктурные изменения, но и осу-ществять инновационные преобразования предприятия на основе технологии, финансов, управления с целью удовлетворения потребностей каждого потребителя.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бережнов Г. В. Развитие и саморазвитие предприятия. Методолог. очерк: Учеб. пособие. - М.: Изд. дом «МЕЛАП», 2004. - 184 с.

2. Бережнов Г. В. Стратегия развития предприятия в многопрофильной конкурентной среде . - М.: Изд. дом «МЕЛАП», 2002. - 336 с.

3. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения. Американская социологическая мысль. - М.: МУБП, 1996. - С. 494-526.

4. Микроэкономика в таблицах и цифрах / Б. В. Прыкин, П. Б. Прыкина, Н. Д. Эриашвили, С. В. Захаров. - М.: Финансы, 1998. - 504 с.

5. Бережнов Г. В. Позитивное и креативное развитие предприятия. - М.: Изд. дом «МЕЛАП», 2005. - 519 с.

6. Срика В. Управление инновациями // Информационные технологии в бизнесе. - СПб.: Питер, 2002. - 1120 с.

7. Нонака И., Такеучи Х. Компания - создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах / Пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп - Бизнес», 2003. - 384 с.

Статья поступила в редакцию 29.08.2006

INCREASING OF ENTERPRISE STABILITY IN COMPETITIVE ENVIRONMENT

E. V. Kulagina

The problem of increasing of enterprise stability in competitive environment is enunciated in the introduction. The urgency of the problem lies in passing on to a new level of management which aims at enterprise adaptation and stability increasing by means of innovative activity and flexible response to the market instability. The levels of stability management and the definition of “stability” are considered in the main part of the article. One instrument to ensure the enterprise stability is the innovative way of development and the criterion of its estimation is the level of innovation. The author defines innovations and novelties, the innovation process, the types of innovation activity and the innovation field in the context of innovation management concept. In conclusion the concept of increasing of enterprise stability in competitive environment is defined as an enterprise transformation in terms of technology and finances to satisfy every consumer’s needs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.