Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3
A. Разобщенность между отдельными элементами процесса, слабость его системного качества. Налицо совокупность разрозненных функций и структурных элементов антикризисного управления регионом, которая не может обеспечить полноценную реализацию миссии данного процесса.
Б. Наличие существенных разрывов в правовом поле процесса антикризисного управления территориями. Характерно, что периодически возникающие идеи введения внешнего финансового управления над наиболее «проблемными» для федерального центра регионами так и остаются не реализованными, поскольку просто не имеют под собой соответствующей правовой базы.
B. Асимметрия федеральной и региональной составляющих процесса антикризисного управления территориями. Если в финансово-инвестиционном процессе, социальноэкономической политике и других сферах распределение полномочий и потенциалов соответствует доминирующей роли федерального центра по отношению к регионам, то в территориальном кризис-менеджменте федеральная составляющая представлена несоразмерно слабее.
Г. Несоразмерность между различными функциями антикризисного управления регионами. Если функции обеспечения целостности и обеспечения финансовой самодостаточности регионов в какой-то мере реализуются, то функции мониторинга и создания новых инструментов антикризисного управления регионом остаются практически за пределами данного процесса.
Д. Субъективно обусловленная смена стратегической ориентации антикризисного управления регионами. Стратегия, как правило, меняется не в силу существенных объективных перемен в кризисной ситуации, а по причине персональных изменений в руководстве регионом.
Е. Дефицит инструментов антикризисного управления системой региона. Многообразие инструментов должно соответствовать реально существующим и складывающимся угрозам развитию системы региона, а также составу функций данного процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арриги Дж.Долгий двадцатый век: Деньги, власть и истоки нашего времени. М.: Издат. дом «Территория будущего», 2006.
2. Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. М.: ТЕИС, 2000.
3. Слезингер Г.Э. Социальная экономика. М.: «Дело и Сервис», 2001.
4. Филиппов Ю.В., авдеева Т.Т.Основы развития местного хозяйства. М.: Дело, 2000.
5. WagnerK.C. Economic Development. Manual // UP of Missisipi Research and Development Center. Jackson, 1972.
ТАРХАНОВА Л.А.
повышение уровня жизни населения как фактор стабильного развития средних и малых муниципальных ОБРАЗОВАНИЙ
В последнее время в нашей стране идут активные поиски общенациональной идеи, отражающей ценности и ожидания общества. Между тем местная, локальная идея ничуть не менее важна, чем национальная. Российским городам и селам крайне необходимы плодотворные идеи развития. Как показывает практика, муниципальное управление является эффективным лишь там, где существует собственная стратегия. Важным фактором экономической роста является человеческий капитал. Условия воспроизводства и реализации данного фактора во многом зависят от качества жизни. Повышение качества жизни населения является важнейшим приоритетом и стратегическим выбором на пути обеспечения экономической стабильности.
В предшествующие годы предпочтение отдавалось главным образом трансформации экономических институтов, в то время как задачам социального развития, повышения качества жизни населения не уделялось необходимого внимания. Наблюдается многолетняя тенденция к сокращению численности населения за счет снижения рождаемости и повышения смертности населения. Вызванные этим признаки депопуляции ограничивают возможности экономического развития.
Согласно официальным данным, доля бедных в России оценивается на уровне 20%, среди бедных около 50% составляют лица трудоспособного возраста. Высокое представительство трудоспособных граждан в числе бедных определяется, прежде всего, низким уровнем оплаты труда. Около 30% бедных составляют семьи, где все трудоспособные имеют регулярную оплачиваемую работу. Другим фактором бедности является незанятость или неполная занятость лиц трудоспособного возраста, что обусловливается недостаточным уровнем их образования и состояния здоровья населения.
В период конца 1990-х - начала 2000-х гг. комплексный подход к проблемам социальноэкономического развития получил широкое признание среди российских муниципальных образований.
В настоящее время вопросы, связанные с управлением качеством жизни и разработкой программ по его повышению в увязке с ростом конкурентоспособности экономики, постепенно становится в центре внимания российских исследователей и практиков. Повышение качества жизни происходит во взаимодействии двух тенденций - формирования более развитых личности и общества, а также преобразования внешней среды их жизнедеятельности. Они находятся в диалектическом единстве и противоречии. Так, личность и общество не всегда гармонируют друг с другом, а каждое из них с внешней средой жизнедеятельности.
Главной целью управления социально-экономическим развитием территории муниципального образования является повышение качества жизни населения муниципального образования, следовательно, задачи муниципального управления в области обеспечения качественной жизнедеятельности населения и повышения уровня жизни можно представить в виде схемы управления качеством (рис. 1).
В данном исследовании не ставится задача мониторинга уровня качества жизни, а задача управления качеством жизни. Недостаточно знать ситуацию, необходимо изменить её к лучшему. Динамика качества жизни населения вполне заслуживает того, чтобы стать неи-деологизированным интегральным социально-экономическим критерием эффективности и результативности деятельности власти.
В соответствии с этим логично рассматривать влияние на качество жизни населения следующих факторов:
1. Состояние потребительских сегментов рынка.
2. Производственные результаты в ценовом, натуральном и относительном выражении по срокам, объемам в разрезе по отраслям.
3. Налоговые поступления по срокам и объемам в разрезе по отраслям.
4. Инвестиционная активность по срокам и объемам в разрезе по отраслям.
Кроме того, возникает ряд задач влияния налоговой политики на развитие производственной сферы, объёмы налоговых поступлений, развитие различных сегментов рынка и на качество жизни. Изменение качества жизни рассматривается как важнейший интегральный критерий оценки результативности деятельности администрации муниципального образования. Муниципальное регулирование качества жизни - это целенаправленное воздействие на политические, экономические, хозяйственные и социальные и культурные процессы, определяющие качество жизни населения.
Возникает естественный и закономерный вопрос о том, что же может стать, образно говоря, «тем рычагом, взявшись за который можно перевернуть сложившуюся ситуацию» в пользу создания условий для планомерного устойчивого повышения качества жизни.
Безусловно, для обеспечения стабильного повышения качества жизни населения муниципального образования необходим механизм социального, делового и политического партнерства, а также наличие соответствующей полной, достоверной и объективной информации о динамике этого процесса, а также специальная структура, занимающаяся анализом этой информации и выработкой научно-обоснованных рекомендаций, направленных на повышение
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3
качества жизни. Не панацеей, но одним из приоритетных направлений в данном контексте можно рассматривать процесс управления инвестиционной активностью.
Повышение качества жизни населения через социально-экономическое развитие муниципального образования
Развитие социальной сферы:
- содействие занятости населения;
- укрепление системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров;
- смягчение социальных последствий безработицы;
- повышение заработной платы работников социальной сферы;
- укрепление системы адресной социальной помощи малоимущим слоям населения;
- системы сохранения и укрепления физического и психологического здоровья населения;
- укрепление базы отдыха детей, культурной, спортивной и досуговой жизни в муниципальном образовании;
- обеспечение права на образование и формирование системы социальнопедагогической защиты детей.
Развитие ЖКХ:
- формирование конкурентной среды и эффективной системы управления содержанием и эксплуатацией жилого и нежилого фонда;
- разработка механизмов расселения из ветхого жилья;
- развитие систем экономного потребления энергетических и водных ресурсов, развитие малой энергетики.
Жилищное строительство:
- улучшение жилищных условий малообеспеченных и социально незащищенных граждан;
- организация и развитие рынка муниципального жилья.
Рис. 1. Схема управления качеством жизни населения муниципального образования.
Для стимулирования инвестиционной деятельности, предоставления муниципальной поддержки участникам инвестиционной деятельности, привлечения инвестиций в экономику муниципального образования необходим разработать механизм. Основные принципы это: приоритет интересов населения муниципального образования; поддержки местных товаропроизводителей; обеспечения социальной защищенности населения; адресного применения поддержки; оценка результата произведенных вложений; соблюдения законности; развития конкуренции; обеспечения экологической безопасности; развития муниципального образования в соответствии с генеральным планом.
Предлагаем установить следующие категории участников инвестиционной деятельности:
1. Осуществляющие инвестиционную деятельность на территории муниципального образования, если в результате их инвестиционной деятельности создаются дополнительные высокооплачиваемые рабочие места, в том числе, на которые трудоустраивается молодежь в количестве не менее 10% от общего числа созданных рабочих мест.
2. Инвестирующие средства в обучение или повышение квалификации персонала в учебных заведениях муниципального образования с обязательным последующим предо-
Укрепление правопорядка:
- повышение социальной безопасности личности, семьи, общества;
- укрепление материальнотехнической базы правоохранительных органов;
- предоставление новых видов услуг;
- внедрение современных технических систем обеспечения безопасности;
- повышение безопасности дорожного движения, проведение просветительской работы с молодежью.
ставлением работнику (после окончания обучения) рабочего места на срок не менее пяти лет.
3. Инвестирующие заёмные средства (капитальные вложения) на реконструкцию и ремонт объектов муниципальной инфраструктуры.
4. Инвестирующие средства в программы по благоустройству прилегающих территорий, градостроению, участвующие в социально значимых для города проектах.
5. Осуществляющие инвестиционную деятельность на территории муниципального образования в виде капитальных вложений в инновации, новые технологии, способствующие развитию кооперационных связей.
6. Банки, инвестиционные институты, страховые компании и другие кредитные учреждения при вложении средств в инвестиционные проекты организаций, в том числе в социально значимые для муниципального образования проекты; банки при проведении лизинговых операций и кредитовании сроком не менее одного года, если указанные средства направлены на инвестиции в основные фонды предприятий отраслей материального производства.
Участникам и пользователям могут быть предоставлены следующие формы поддержки и льготы (на период не более 3 лет с момента начала осуществления инвестиционного проекта в соответствии с расчётными показателями бизнес-плана): частичное или полное освобождение от арендной платы в части средств, поступающих в местный бюджет, при аренде земельных участков и имущества, находящегося в муниципальной собственности, с заключением соответствующего договора; отсрочка или рассрочка налоговых и/или иных обязательных платежей; инвестиционный налоговый кредит по местным налогам и сборам; бюджетные инвестиции в размере 1/2 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на момент получения льгот, могут быть предоставлены пользователям, использующим банковский кредит в виде софинансирования (сумма бюджетных инвестиций не может превышать 10% от объёма инвестиций); муниципальные гарантии в качестве обеспечения гражданско-правовых обязательств при соблюдении соответствующих статей Бюджетного кодекса (не должен превышать размер инвестиций); вложение бюджетных средств, объектов муниципальной собственности в размере 10% от объема инвестиций в инвестиционные проекты предприятий-участников (под объектами муниципальной собственности в рамках настоящего предложения имеется в виду передача в аренду земельных участков, зданий, нежилых помещений, основных средств и сооружений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию город Новороссийск, а также прав владения и пользования муниципальными объектами недвижимости на основе концессионных соглашений).
Льготы предоставляются при рентабельности предприятия не ниже 5%. Уровень минимальной оплаты труда работников участника должен быть не ниже минимального прожиточного минимума, регистрируемого на данной территории. Льготы не предоставляются в случае наличия задолженности по налогам и сборам перед бюджетами разных уровней; наличия задолженности по коммунальным платежам; массового высвобождения работников участника инвестиционной деятельности в результате реализации мероприятий, связанных с осуществлением внедренческой и инвестиционной деятельности; нахождения участника инвестиционной деятельности в процессе ликвидации, на стадии реорганизации или банкротства.
Участникам, осуществляющим инвестиционную деятельность на территории муниципального образования предоставляются гарантии: обеспечение правовой защиты инвестиционной деятельности; гарантии компенсации при национализации инвестиций; гарантии от незаконных действий (бездействия) Администрации города и Городской Думы, а также должностных лиц муниципального образования, наделенных полномочиями для решения вопросов инвестирования; гарантии прав инвесторов на земельные участки; гарантии использования доходов.
Эта схема отражена в принципиальной когнитивной модели, которая является основной для использования системно-когнитивного анализа с целью построения формальной семантической информационной модели, отражающей систему детерминации качества жизни в муниципальном образовании (рис. 2), и иллюстрирующей влияние:
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3
1. Инвестиционной политики на качество жизни.
2. Инвестиционной политики на развитие производственной сферы.
3. Инвестиционной политики на налоговые поступления.
4. Инвестиционной политики на развитие различных сегментов рынка.
5. Развития производственной сферы на качество жизни.
6. Объёмов налоговых поступлений на качество жизни.
7. Развития потребительских сегментов рынка на качество жизни.
Рис. 2. Когнитивная модель влияния инвестиционной и налоговой политики
на качество жизни населения.
В соответствии с когнитивной схемой возникают задачи изучения взаимодействия между блоками модели.
Для оценки степени взаимодействия блоков модели для обеспечения стабильности развития муниципального образования на основе повышения качества жизни населения был выбран метод регрессионно-корреляционного анализа.
Метод регрессионно-корреляционного анализа позволяет определить сложные взаимосвязи между анализируемыми факторами, на взаимодействие которых влияют неучтенные случайные величины. Он дает возможность оценить влияние различных факторов на исследуемые процессы. Эта оценка необходима для прогнозирования социально-экономического развития муниципального образования и принятия управленческих решений по повышению эффективности мероприятий, направленных на укрепление повышение качества жизни населения.
Для определения степени тесноты связи между признаками рассчитывают коэффициент корреляции по формуле 1.
ху -х х у п ха,.
(1)
где: ху - среднее значение *у; х,у - средние значения соответственно ^ и у; ах,а - стан-дартноеотклонение для соответственно х и у.
Коэф фициент корреляции принимает значения от -1 до 1. Выражая степень связи, коэффициент позволяет определить тесноту связи по своему значению.
Если |Я| > 0,6, то между признаками существует достаточно сильная связь. Если же |Я| < 0,3, то это говорит о том, что связь слабая.
В случае, если К = 1, то связь прямая, если К = -1 - обратная.
Коэффициент корреляции позволяет определить направление дальнейшего исследования. Если установлено, что связь сильная, то для получения прогнозов находят уравнение регрессии, которое выражает статистическую связь аналитически. Уравнение линейной регрессии имеет вид (формула 2): у = ax + Ь.
Следующим шагом является определение коэффициентов регрессии а и Ь.
Уравнение регрессии также можно представить в виде (формула 3):
Л ~У = ^^ — —~х) (3)
Целью построения таких математических моделей является задача выявления закономерностей и зависимостей, позволяющих использовать полученные математические модели для получения краткосрочных и среднесрочных прогнозов.
Для обоснования взаимосвязи между состоянием экономики и социальным благополучием населения необходимо провести анализ влияния основных экономических показателей на социальные явления.
В ходе анализа были изучены социально-экономические показатели функционирования муниципального образования город Новороссийск, определены структура и содержание понятия «качество жизни», а также конкретизированы количественные частные критерии, влияющие на него. Исследуем влияние на качество жизни следующих основных факторов: производственные результаты, налоговые поступления, инвестиционная активность. Предложена принципиальная когнитивная модель, отражающая иерархическую структуру системы факторов, влияющих на качество жизни, в рамках которой структура и объем инвестиций выступают как экономический регулятор, позволяющий управлять качеством жизни населения муниципального образования на примере г. Новороссийска.
Таблица 1
Динамика объемов произведенной продукции и инвестиций в основной капитал
Показатели 2003 год 2004 год 2005 год 2006 год
Инвестиции в основной капитал (млн. рублей) 6524,2 7660,7 7661,5 9325
Объем произведенной продукции (млн. рублей) 54188,7 66315,1 76704,4 75443,9
Рассчитаем коэффициент корреляции по формуле 1:
= = 0 777966Q6
а ха
x y
Для расчета потребовались следующие показатели:
— = == = 538185782, 8 ; х = — = 7792,85 ; у = = = 68163,025
n n n
а - te--x2 -998,9586 а = J—-у2 -9009,201
V n V n
Коэффициент корреляции R = 0,78 следовательно существует тесная связь между объемом производства и инвестициями в основной капитал.
На основе рассчитанных данных получим уравнение регрессии по формуле 3:
— 9009 20 9009 20
У - 0,78 ’ 0 X + (68168,03 - 0,78 ’ 0 7792,85) - 7,04- +13349,30
х 998,96 998,96
Получив уравнение регрессии можно рассчитать теоретические значения объемов производства в зависимости инвестиций в основной капитал (табл. 2). Для сохранения темпов прироста объемов производства на 10% ежегодно, можно рассчитать необходимый объем инвестиций в основной капитал.
Значения расчетных показателей, представленные в таблице 9, демонстрируют достаточно тесно взаимосвязанную динамику расчетных и фактических показателей объемов производства (валового внутреннего продукта) в зависимости от инвестиций в основной капитал. Действительно, развитие производства и экономический рост невозможен без введения новых мощностей, замены устаревшего оборудования, строительства новых сооружений, следовательно, необходимо привлечение в экономику дополнительных ресурсов.
В результате исследования показателей уровня жизни населения выявлено, что наиболее тяжелое положение в социально-бюджетной сфере, что вызвано в первую очередь низкими заработными платами.
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3
Таблица 2
Прогнозные значения инвестиций в основной капитал и объемов производства до 2010 г.
Инвестиции в основной капитал фактические (млн. руб) Инвестиции в основной капитал теоретические (млн. руб) Объем производства фактический (млн. руб) Объем производства теоретический (млн. руб)
2003 6524,2 5801,0 54188,7 59279,6
2004 7660,7 7523,5 66315,1 67280,6
2005 7661,5 8999,3 76704,4 67286,2
2006 9325,0 8820,2 75443,9 78997,3
2007 - 10447,1 - 86896,7
2008 - 11681,4 - 95586,4
2009 - 13039,2 - 105145,0
2010 - 14532,1 - 115659,5
Поэтому следующим шагом является анализ зависимости между валовым внутренним продуктом и изменениями средней заработной платы на одного работника социально-бюджетной сферы (необходимые данные представлены в табл. 3).
Таблица 3
Динамика объёмов произведенной продукции
и средней заработной платы на одного работника
Показатели 2003 год 2004 год 2005 год 2006 год
Объем произведенной продукции (млн. рублей) 54188,7 66315,1 76704,4 75443,9
Средняя заработная плата в социально-бюджетной сфере (руб.) 2410 2947 4680 6593
Рассчитаем коэффициент корреляции по формуле 1:
= ху-х ху = 0827937J99 а ха
x у
Для этой формулы потребовались следующие показатели:
— Sx v — Sx — Sv
xy = —у — 295600897,9 x = — = 68163,025 y = — = 4157,5
n ____________ n _________ n
ax=——-9009,201 oy -7 -1637,356
Коэффициент корреляции R = 0,83 следовательно связь между заработной платой в социальной сфере и валовым внутренним продуктом очень тесная.
Рассчитаем результат уравнения регрессии, который включает рассчитанные ранее составляющие по формуле 3:
У - 0,83 1637,36 x + (4157,5-0,83 1637,36 68163,03) = 0,15x-6124,67 x 9009,20 9009,20
Рассчитаем теоретические средней заработной платы в зависимости от изменения объемов производства (табл. 4).
Значения расчётных показателей, представленные в таблице 14, демонстрируют достаточно тесно взаимосвязанную динамику расчетных и фактических показателей. Например, если в 2007 году по отношению к 2006 году ВВП увеличится на 7900 млн. руб. - темп роста равен 110%, то заработная плата увеличится на 1900 руб. - темп роста 121%. Таким образом при увеличении валового внутреннего продукта на 10% рост заработной платы в социальной сфере составляет 20%.
Таблица 4
Прогнозные значения средней заработной платы в социально-бюджетной сфере
и объёмов производства до 2010 г.
Объем производства фактический (млн. руб) Объем производства теоретический (млн. руб) Средняя заработная плата фактическая (руб.) Средняя заработная плата теоретическая (руб.)
2003 54188,7 59279,6 2410 2767,3
2004 66315,1 67280,6 2947 3967,4
2005 76704,4 67286,2 4680 3968,3
2006 75443,9 78997,3 6593 5724,9
2007 - 86896,7 - 6909,8
2008 - 95586,4 - 8213,3
2009 - 105145,0 - 9647,1
2010 - 115659,5 - 11224,3
Необходимо отметить, что работа промышленных предприятий и предприятий сферы услуг во многом определяют общее экономическое положение в городе и наполняемость доходной части местного бюджета. Поэтому целесообразным является рассмотреть зависимость доходной базы бюджета и валового внутреннего продукта (необходимые расчетные данные представлены в табл. 5).
Таблица 5
Динамика изменений объемов произведенной продукции и доходной базы
муниципального бюджета
Показатели 2004 год 2005 год 2006 год
Объем произведенной продукции (млн. рублей) 66315,1 76704,4 75443,9
Собственные доходы муниципального бюджета (млн. руб.) 1269,2 1002,8 2058,0
Рассчитаем коэффициент корреляции по формуле 1:
= ху-х х у = 0,85з859545 а ха
x у
Для этой формулы потребовались следующие показатели:
— = =у = 79087460,86 x = = = 54615,855 у = = = 1082,5
n n n
а - —— =31786,3 n=J=- — =735,6316
V n V n
Коэффициент корреляции R = 0,85 следовательно связь между доходной частью бюджета и валовым внутренним продуктом очень тесная.
Рассчитаем результат уравнения регрессии, который включает рассчитанные ранее составляющие по формуле 3:
n'jr /'О П'-У Г /ГО
У = 0,85-----,— х + (1082,5-0,85-------,— 54615,85) = 0,02= + 8,12
31786,^ 31786,3
Рассчитаем теоретические значения собственных доходов муниципального бюджета в зависимости от изменения объемов производства (табл. 6).
Расчет показал, что зависимость между валовым внутренним продуктом и собственными доходами бюджета также достаточно сильная. Изменение объема производства на 10% ведет к увеличению доходной базы на 10%.
Далее следует определить влияние роста доходной части муниципального бюджета на изменение расходов на социальные нужды (данные для анализа представлены в табл. 7).
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3
Таблица 6
Прогнозные значения средней заработной платы в социально-бюджетной сфере
и объёмов производства до 2010 г.
Объем производства фактический (млн. руб) Объем производства теоретический (млн. руб) Собственные доходы муниципального бюджета фактические (млн. руб.) Собственные доходы муниципального бюджета теоретические (млн. руб.)
2004 66315,1 67280,6 1269,2 1353,7
2005 76704,4 67286,2 1002,8 1353,8
2006 75443,9 78997,3 2058,0 1588,1
2007 - 86896,7 - 1746,1
2008 - 95586,4 - 1919,8
2009 - 105145,0 - 2111,0
2010 - 115659,5 - 2321,3
Таблица 7
Динамика изменений собственных доходов муниципального бюджета и расходов
на социальную сферу
Показатели 2004 год 2005 год 2006 год
Собственные доходы муниципального бюджета (млн. руб.) 1269,2 1002,8 2058,0
Расходы на социальную сферу (млн. руб.) 885,9 616,74 1148,36
Рассчитаем коэффициент корреляции по формуле 1:
= ху хху = 0,985678з04 y axa
w х w y
Для этой формулы потребовались следующие показатели:
— Ут v — Ух — yv
xy = —— = 1026544,008 х = —- = 1082,5 y = — = 662,75
n n n
Z Z ¡Zy2 ~2
ох=,—-x =735,6316 ст=..—--y =426,3119
V n V n
Коэффициент корреляции R = 0,99, очевидно, что чем больше доходная база, тем больше возможность увеличения расходов на социальную сферу.
Рассчитаем результат уравнения регрессии, который включает рассчитанные ранее составляющие по формуле 3:
У = 0,99 426,31 х + (662,75 - 0,99 426,311082,5) = 0,57= + 45,73 735,63 735,63
Рассчитаем прогнозные значения расходов на социальную сферу в зависимости от изменения собственных доходов (таблица 8).
Таблица 8
Прогнозные значения расходов на социальную сферу и собственных доходов
местного бюджета до 2010 г.
Собственные доходы муниципального бюджета фактические (млн. руб.) Собственные доходы муниципального бюджета теоретические (млн. руб.) Расходы на социальную сферу фактические (млн. руб.) Расходы на социальную сферу теоретические (млн. руб.)
2004 1269,2 1353,7 885,9 817,3
2005 1002,8 1353,8 616,74 817,4
2006 2058,0 1588,1 1148,4 950,9
2007 - 1746,1 - 1041,0
2008 - 1919,8 - 1140,0
2009 - 2111,0 - 1249,0
2010 - 2321,3 - 1368,9
Расчёт показал, что связь между собственными доходами бюджета и расходами на социальную сферу также достаточно сильная. Увеличение доходной базы на 10% ведёт к росту затрат на социальную сферу на 9,5%.
Таким образом, проведенный регрессионно-корреляционный анализ свидетельствует о наличии тесных связей между инвестициями в основной капитал, валовым внутренним продуктом, средней заработной платой в социальной сфере на одного работника, доходной базой местного бюджета и расходами на социальные нужды. Это позволяет выработать определенный алгоритм, согласно которому увеличение объемов инвестиций в основной капитал влияет на повышение объемов производства продукции (валового внутреннего продукта), собственных доходов бюджета муниципального образования, рост заработной платы в социальном секторе экономики, а также рост расходов на объекты социальной сферы - образование, культуру, здравоохранение и спорт. Разработанные мероприятия сформируют основу, прочный базис для стабильного функционирования стратегически важных муниципальных систем.
БОЕВ В.Ю.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ фОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В АПК РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В УСЛОВИЯХ РЕфОРМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
На современном этапе развития экономики России в сельском хозяйстве происходят сложные, противоречивые и во многом болезненные преобразования в рамках процесса адаптирования его к рыночным условиям. Формирование единого и полноценного рынка должно происходить с учётом федеративного устройства в России. Это означает перенесение на места центра тяжести по осуществлению экономической реформы при сохранении за центром функций, связанных с формированием и функционированием единого рынка, рыночной экономики.
К функциям сельской местности, отличающимся от функций городских поселений, относятся следующие [1, с. 12]: сельскохозяйственное производство и частично переработка ее продукции; лесное хозяйство и лесозаготовка; охотничье - промысловое хозяйство; часть добывающей и обрабатывающей промышленности, которая не обладает градообразующей силой (небольшие предприятия, ориентирующиеся на местное сырье или сельские трудовые ресурсы и навыки); рекреационное обслуживание населения (главным образом городского); природоохранные мероприятия (заповедники, охранные зоны); пространственно-коммуникационная функция (выделение площадей, трудовых и других ресурсов для создания и эксплуатации линий электропередач, водоводов, нефте- и газопроводов, железных дорог, автомагистралей); место жительства части работающих в городах.
Преобладание тех или иных функций определяет реальные типы сельской местности и перспективы их развития.
Сельская территория является главной геополитической инфраструктурой государства и основой формирования разновидностей сельских поселений.
В Федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2010 года», целью которой является развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований и/или сельских территорий муниципальных образований; создание правовых, административных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских муниципальных образований и реализации Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры предприятий и организаций в ведение органов местного самоуправления; расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности;
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3