REFERENCES
1. Kostyuchenko V. F. (2013), "Composed trainer's success of graduates of Lesgafta University", Messenger of the Baltic pedagogical academy, Issue 109, pp. 6-16.
2. Jing, Hao (2007), "Principles of sports education of the Chinese pupils and student's youth", Messenger of the Baltic pedagogical academy, Vol. 77, pp. 93-96.
3. Saosue, Сhzhan and Volkov, O.I. (2013), "Sports, physical training of youth, health of workers in a state policy of national China", Messenger of the Baltic pedagogical academy, Vol. 109, pp. 7183.
4. Saosue Сhzhan. (2013), "Student's attitude to sports as the future coaching career", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 98, No. 4, pp. 151-155.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 31.03.2014.
УДК 378
МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ КУРСАНТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС РФ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ПРИКЛАДНОЙ
ГИМНАСТИКИ
Евгений Геннадьевич Тыщенко, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России
Аннотация
В работе рассмотрен процесс физической подготовки слабоуспевающих курсантов по прикладной гимнастике в начальный период обучения. В адаптационный период курсантов предлагается методика выполнения групповых упражнений командно-соревновательным методом. Актуальность применения предлагаемой методики заключается, в формировании социальной устойчивости способствующей повышению качества обучения и служебной деятельности. Данная методика позволяет, создавать социальное взаимодействие в достижении положительных результатов в прикладной гимнастике, и повышении показателей определяющих социальную устойчивость, функциональные возможности которые в значительной степени влияют на адаптационные процессы курсантов. Проведенные исследования подтверждают эффективность методики использования групповых упражнений командно-соревновательным методом в начальный период обучения курсантов Государственной противопожарной службы МЧС России.
Ключевые слова: начальный период обучения, адаптационные процессы, уровень физической подготовленности, функциональные возможности, социальное взаимодействие, социальная устойчивость, прикладная гимнастика, методика.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.03.109.p169-174
IMPROVEMENT METHODOLOGY FOR THE LEVEL OF THE CADETS SOCIAL STABILITY IN THE PUBLIC FIRE SERVICE OF THE MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION IN AN INITIAL STAGE OF TRAINING BY MEANS OF THE APPLIED GYMNASTICS
Evgeny Gennadievich Tyshchenko, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, St. Petersburg State University Russian Ministry for Emergency Situations
Annotation
The article addressed the process of physical training of the poorly advanced cadets in the applied gymnastics at an initial stage of the training. During the adaptation period the cadets are offered with the technique of performance of the group exercises by the team and competitive method. Relevance of the application of the offered technique includes the formation of the social stability promoting the improvement of quality of training and office activity. This methodology allows creating the social interaction at
achievement of the positive results in applied gymnastics, and increase of the indicators defining the social stability, functionality which substantially influence on the adaptation processes of cadets. The conducted researches confirm efficiency of the technique of the group exercises application with the team and competitive method at an initial stage of the training of the cadets of the Public fire service of Emercom of Russia.
Keywords: initial learning period, adaptation processes, level of physical fitness, functionality, social interaction, social sustainability, applied exercises, technique.
ВВЕДЕНИЕ
Учебная программа подготовки специалистов в вузах Государственной противопожарной службы (ГПС) МЧС России направлена на формирование высококвалифицированных инженеров противопожарной безопасности способных решать сложные служебные задачи в тушении пожаров и спасении людей [1-12].
Выпускники средних школ, поступившие в вузы ГПС МЧС России сталкивается со специфическими условиями обучения. Они характеризуются особыми условиями -соблюдением распорядка дня, несением дежурств обеспечивающих быт и жизнедеятельность курсантов и служебными отношениями связанные с подчиненностью, выполнением приказов и распоряжений [1-12]. Обучаясь в этих условия, у курсантов начинается процесс адаптации к учебному процессу и служебной деятельности. Несомненное процесс адаптации у каждого из них проходит по разному, он зависит от развития интеллекта, социальной устойчивости и физической подготовленности.
Интеллект - относительная устойчивая структура умственных способностей индивида. Социальная устойчивость - интегральное образование, которое сочетает в себе совокупность качеств, проявляющихся как психологическое выражение состояний личности, обуславливает её направленность, активность, ответственность и обеспечивает творческую реализацию [8, 11]. Главной задачей педагогического руководства в период адаптации является, создание условий для социального взаимодействия формирующего социальную устойчивость курсантов.
Учебная программа по физической подготовке, направлена на формирование и совершенствование профессионально значимых качеств, навыков и умений. Прикладная гимнастика является одним из главных разделов физической подготовки, имеющих профессионально прикладную направленность для специалистов ГПС МЧС России.
Цель исследования разработать эффективную методику, позволяющую сократить сроки адаптации у слабоуспевающих курсантов, повышающую уровень физического подготовленности и способствующую формировать социальную устойчивость к будущей профессиональной деятельности.
МЕТОДИКА, ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось (2012-2013 гг.) на базе Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России с курсантами 1 курса факультета пожарной безопасности, слабо успевающими по физической культуре. Были сформированы две группы экспериментальная (ЭГ), контрольная (КГ). В КГ входило 24 курсанта, из них 12 девушек, в ЭГ вошли 23 курсанта, из них 11 девушек.
Содержание исследования заключалось в том, что в процессе физической подготовки курсантов ЭГ применялась разработанная методика выполнения групповых упражнений командно-соревновательным методом и использованием бальной системы оценки учебных нормативов по прикладной гимнастике. Курсанты КГ продолжали обучение по существующей программе.
В процессе исследования ЭГ разделялась на команды, в которых физическая тренировка и прием нормативов производился командно-соревновательным методом. Команде выводилась средняя оценка и начисление баллов каждому курсанту. Создавалась эмоциональная атмосфера соперничества между подразделениями. В исследуемом пери-
оде изучалось социальное взаимодействие курсантов при выполнении поставленной задачи.
Анализ результатов, данных в таблице 1 показывает, что по всем тестам у курсантов ЭГ уровень физической подготовленности выше, чем в КГ.
Таблица 1
Физическая подготовленность курсантов контрольной и экспериментальной групп
после педагогического эксперимента, Х±т
Группы курсантов
Показатель Пол Экспериментальная Контрольная Р
До После До После
эксперимента эксперимента эксперимента эксперимента
Сгиб. разгиб. рук в М 15±0,32 24±025 19±0,32 22 ±0,32 <0,01
упоре лежа кол. Р Ж 11±0,49 16±0,37 13±0,49 14±0,49 <0,01
Подтягивание кол-во М 11±0,32 17±025 12±0,32 15±0,32 <0,01
раз. Ж 10±0,49 22±0,37 12±0,49 19±0,49 <0,01
Подъем тул. за 1 мин. М 30±0,06 40±0,04 32±0,06 37±0,06 <0,01
кол-во раз Ж 22±0.03 38±0,04 24±0,03 34±0,03 <0,01
Вис на гим. ст. (угол) М 10±0,06 14 ±0,04 11±0,06 14±0,06 <0,05
кол-во раз Ж 06±0.03 17±0,04 08±0,03 11±0,03 <0,01
Комп. сил. упр. кол-во М 03±3,17 07±2,15 04±3,17 05±3,17 <0,01
раз Ж 33±3,52 36±2,78 34±3,52 36±3,52 <0,05
Таким образом, целенаправленное применение командно-соревновательной метода позволило, наблюдать повышение в первую очередь, физических качеств у слабоуспевающих курсантов, которые значительно отставали в своем развитии, что способствовало выравниванию физических качеств по отношению к успевающим. Уровень функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем курсантов экспериментальной и контрольной групп представлен в таблице 2.
Результаты, представленные в таблице 2 указывают, что функциональные возможности экспериментальной группы намного выше, чем у контрольной группы. Наибольшая разница наблюдалась при пробах Штанге и Генчи, ЖЕЛ. Повышение функциональных возможностей курсантов экспериментальной группы мы также связываем с эффективным применением командно-соревновательного метода.
Таблица 2
Функциональные возможности курсантов контрольной и экспериментальной
группы после педагогического эксперимента (Х±т)
Показатели Пол Группы курсант ив Р
Экспериментальная Контрольная
До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента
ЧСС, уд/мин М 73,15±1,39 73,07±1,25 73,15±1,39 73,12±1,39 >0,05
Ж 76,59±1,77 76,13±1,54 76,59±1,77 76,45±1,77 >0,05
Систолическое артериальное давление, мм.рт.ст М 124,11±2,09 124,01±2,03 124,11±2,09 124,09±2,09 >0,05
Ж 110,23±2,34 109,54±2,27 110,23±2,34 110,14±2,34 <0,05
Диастолическое сериальное давление М 78,48±1,15 72,12±1,03 78,48±1,15 76,37±1,15 <0,05
Ж 72,29±2,03 71,39±2,18 72,29±2,03 72,02±2,03 <0,05
Проба Штанге, с М 71,12±1,21 78,42±1.15 71,12±1,21 71,47±1,21 <0,05
Ж 61,37±0,9 64,31 ±0,73 61,37±0,9 61,96±0,9 <0,05
Проба Генчи, с М 37,53±0.62 45,37±0,54 37,53±0,62 39,48±0,62 <0,05
Ж 29,57±0,53 34,22±0,55 29,57±0,53 30,78±0,53 <0,05
ЖЕЛ, л М 4,07±1,13 4,59±1,11 4,07±1,13 4,12±1,13 <0,05
Ж 3,10±1,71 3,72±1,23 3,10±1,71 3,26±1,71 <0,05
На ряду с этим улучшились показатели влияющие на формирование социальной устойчивости (табл. 3). Результаты сопоставимы с полученными в [8, 11].
Таблица 3
Изменение показателей определяющих социальную устойчивость, у курсантов ЭГ и
КГ за опытный период (данные представлены в 9-ти балльной шкале)
Наименование качеств Группа Средние значения показателей (балл) Р
х!±Ш1 х2±ш2
Способность к межличностной коммуникации ЭГ 7,0±0,05 7,9±0,02 0,01
КГ 7,1 ±0,04 7,3±0,03 0,05
Социальная активность ЭГ 6,7±0,04 7,4±0,02 0,01
КГ 6,8±0,03 7,1±0,03 0,05
Уверенность в своих силах ЭГ 7,0±0,06 8,0±0,04 0,01
КГ 7,1±0,08 7,6±0,06 0,01
Настойчивость и упорство в достижении поставленной цели ЭГ 6,4±0,04 7,8±0,04 0,01
КГ 6,5±0,05 7,0±0,03 0,01
Выдержка и самообладание ЭГ 6,7±0,04 7,9±0,03 0,01
КГ 6,8±0,03 7,4±0,02 0,01
Смелость и решительность ЭГ 7,1±0,04 8,0±0,03 0,01
КГ 7,2±0,03 7,4±0,02 0,01
Личный статус ЭГ 7,6±0,02 8,4±0,02 0,01
КГ 7,9±0,04 8,2±0,03 0,01
Справедливость ЭГ 7,7±0,02 7,8±0,04 -
КГ 7,8±0,03 7,8±0,01 -
Дружелюбие ЭГ 8,2±0,05 8,5±0,02 0,01
КГ 8,3±0,04 8,2±0,03 -
Дисциплинированность ЭГ 6,6±0,03 6,8±0,02 -
КГ 6,7±0,04 6,8±0,03 -
Честность ЭГ 7,6±0,04 8,3±0,03 0,01
КГ 7,6±0,05 8,1±0,04 0,01
Как видно из таблицы 3, в ЭГ курсантов произошли достоверные положительные сдвиги по всем изучаемым качествам социальной устойчивости, по сравнению с КГ. Очевидно, целенаправленное использование предлагаемой методики большей степени повлияло на уровень развития именно таких качеств, которые необходимы специалистам ГПС МЧС России при выполнении служебных задач.
Таким образом, исследование показало высокую эффективность применения предложенной методики выполнения групповых упражнений командно-соревновательного методом с использованием балльной системы оценки учебных нормативов по прикладной гимнастике. Данные проведенного исследования является основанием для внедрения в практику работы вузов ГПС МЧС России.
ВЫВОДЫ
1. Обучения курсантов на 1 и 2 курсах сопровождается адаптационными процессами в этот период необходимо своевременно выявить слабоуспевающих и создать группы социального взаимодействия.
2. В процессе учебных занятий по прикладной гимнастике подбор групповых упражнений и применение командно-соревновательного метода.
3. При использовании командно-соревновательного метода перед группами обязательно ставить задачи в достижении результата, а балльную систему использовать для мотивации слабоуспевающих курсантов к росту своих показателей.
4. Необходимо анализировать педагогическое руководство социальной взаимодействие по показателям социальной устойчивости.
5. Использование методики выполнения групповых упражнений командно-соревновательным методом эффективно формирует социальную устойчивость у курсантов, необходимую для дальнейшего обучения на старших курсах и подготовке к дальнейшей службе в ГПС МЧС России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алдошина, Е.А. Педагогическая технология применения тренировочных комплексов в процессе профессиональной подготовки членов добровольных пожарных дружин сельскохозяйственных объектов / Е.А. Алдошина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 2 (60). - С. 3-6.
2. Болотин, А.Э. Педагогическая модель обеспечения физической готовности выпускников вузов ПВО (ВКО) к боевой деятельности / А.Э. Болотин, О.С. Зайцев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 9 (91). - С. 38-42.
3. Болотин, А.Э. Требования, предъявляемые к выпускникам вузов внутренних войск МВД России к эффективному выполнению служебно-боевых задач / А.Э. Болотин, А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10 (92). - С. 30-35.
4. Бурняшев, А.А. Педагогическая технология применения тренировочных комплексов в процессе профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности водных судов /
A.А. Бурняшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 10 (80). - С. 4549.
5. Григорьев, В.И. Компетентностный подход к проектированию индивидуальных образовательных траекторий физического развития студентов / В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко,
B. А. Чистяков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 1 (71). - С. 35-41.
6. Кондыков, А.В. Педагогические условия, необходимые для повышения эффективности подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований / А.В. Кондыков, Н.Н. Северин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 12 (82). - С. 143-146.
7. Переверзева, И.В. Педагогическая технология применения тренировочных комплексов в процессе профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности аэродромной службы / И.В. Переверзева, Л.А. Рыжкина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2010. - № 8 (66). - С. 70-74.
8. Переходко, Ф.Г. Развитие профессиональных личностных качеств у будущих офицеров ВВ МВД в процессе физической и боевой подготовки / Ф. Г. Переходко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 8 (30). - С. 76-78.
9. Руденко, Г.В. Модельные характеристики психофизической подготовленности выпускника - горноспасателя / Г.В. Руденко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 110-113.
10. Титушина, Н.В. Педагогическая технология поэтапного профессионального развития личности студента, вуза нефтегазовой отрасли / Н.В. Титушина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 1 (35). - С. 89-93.
11. Тыщенко, Е.Г. Методика повышения уровня социальной устойчивости курсантов государственной противопожарной службы МЧС России в начальный период обучения средствами ускоренного передвижения и легкой атлетики / Е.Г. Тыщенко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 2 (108). - С. 177-181.
12. Чистяков, В.А. Факторная структура психофизической подготовленности выпускника -горноспасателя / В.А. Чистяков, Г.В. Руденко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 5 (87). - С. 159-163.
REFERENCES
1. Aldoshina, E.A. (2010), "Pedagogical technology of application of training complexes in the course of vocational training of members of voluntary fire teams agricultural objects", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 60, No. 2, pp. 3-6.
2. Bolotin, A.E. and Sivak, A.N. (2012), "Requirements shown to graduates of higher education institutions of Internal Troops of the Ministry Of Internal affairs of Russia for effective implementation of office and fighting tasks", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 92, No. 10, pp. 30-35.
3. Burnyashev A.A. (2011), "Pedagogical technology of application of training complexes in the course of vocational training of experts of fire safety of water vessels", Uchenye zapiski universiteta imeni
P.F. Lesgafta, Vol. 80, No. 10 pp. 45-49.
4. Grigoriev, V.I., Davidenko D.N. and Chistyakov V.A. (2011) "Competence-based approach to design of individual educational trajectories of physical development of students, Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 71, No. 1 pp. 38-42.
5. Bolotin, A.E. and Zaitsev, O.S. (2012), "Pedagogical model of ensuring the physical readiness of graduates of higher education institutions of air defense (Air and space defense) to fighting activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 91, No. 9, pp. 38-42.
6. Kondykov, A.V. and Severin, N.N. (2011), "Pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of preparation of supernumerary rescue formations", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 82, No. 12, pp. 143-146.
7. Pereverzeva, I.P. and Ryzhkina, L.A. (2010), "Pedagogical technology of the application of training complexes in the course of vocational training for experts of airfield fire-prevention service", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 66, No. 8, pp. 70-74.
8. Perehodko F.G. (2007), "Professional development of personal qualities in future officers MIA in the process of physical and combat training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 30, No. 8, pp. 76-78.
9. Rudenko, G.V. and Chistyakov, V.A. (2012), "Modeling characteristics of psychophysical readiness of the graduate - the mine rescuer", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 86, No. 4, pp. 110-113.
10. Titushina N.V. (2008), "Pedagogical technology of stage-by-stage professional development of the identity of the student of higher education institution oil and gas branch", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 35, No. 1, pp. 89-93.
11. Tyshchenko E.G. (2014), "Technique of increase of level of social stability of cadets of the public fire service of the Ministry of Emergency Situations of Russia at the initial stage of training by means of the accelerated movement and track and field athletics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 108, No. 2, pp. 177-181.
12. Chistyakov V.A., Rudenko G.V. (2012), "Factorial structure of psychophysical readiness of the graduate - the mine rescuer", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 87, No. 5, pp. 159-163.
Контактная информация: murena_59@ mail.ru
Статья поступила в редакцию 11.03.2014.
УДК 378
ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Анварбек Умаевич Умаев, доцент, Джамила Абдулкафаровна Салманова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Изолина Самадовна Исламбекова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала
Аннотация
В статье рассмотрена проблема профессиональной подготовки педагогов профессионального обучения с позиций компетентностного подхода, рассматриваются возможности тренинга как средства формирования компетентности педагога, обосновываются принцип тренингового обучения: концентрация внимания, оптимизации, конкретности, конструктивности, конфиденциальности, информированности и рефлективности, позволяющие эффективно вырабатывать поведенческие умения и навыки, необходимых для конкретных действий, где объектом тренинга выступает конкретный вид деятельности.
Ключевые слова: компетентностный подход, педагог профессионального обучения, профессиональная подготовка, тренинговое обучение, компетенции.