Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ ИСКУССТВА ОРИГАМИ'

ПОВЫШЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ ИСКУССТВА ОРИГАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
Творческое развитие / творческие компетенции / оригами / дошкольный возраст / методические приемы / creative development / creative competencies / origami / preschool age / methodological techniques

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кадол Федор Владимирович, Кушнерова Элина Михайловна

Тема статьи затрагивает актуальные вопросы развития и совершенствования творческих способностей подрастающего поколения. Данная проблема занимает важное место в современных условиях изменчивости окружающего мира во всех его сферах: экономической, социальной, технической, научной, художественной, коммуникативной. Автор указал, что в этих условиях повышаются требования к активизации учебных занятий в государственных учреждениях образования, содействующих развитию качеств личности, необходимых в любой профессии, таких, как креативность, открытость новому опыту, умение находить оригинальные решения в нестандартных ситуациях, творческое отношение к действительности. Определен благоприятный период для развития творческих качеств личности – дошкольный возраст. Раскрыта необходимость занятий оригами в формировании творческих компетенций дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING THE CREATIVE COMPETENCE OF THE GROWING GENERATION THROUGH THE ART OF ORIGAMI

The topic of the article touches on topical issues of development and improvement of creative abilities of the younger generation. This problem occupies an important place in the modern conditions of the variability of the surrounding world in all its spheres: economic, social, technical, scientific, artistic, communicative. The author pointed out that in these conditions, the requirements for the intensification of training in state educational institutions are increasing, promoting the development of personality traits necessary in any profession, such as creativity, openness to new experience, the ability to find original solutions in unusual situations, and a creative attitude to reality. A favorable period for the development of creative personality traits is determined preschool age. The necessity of origami classes in the formation of creative competencies of preschoolers is revealed.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ ИСКУССТВА ОРИГАМИ»

УДК 373:371.381.2

DOI 10.24412/2409-3203-2021-25-197-201

ПОВЫШЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ ИСКУССТВА ОРИГАМИ

Кадол Федор Владимирович

доктор пед. наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики ГГУ имени Ф. Скорины Республика Беларусь, г. Гомель Кушнерова Элина Михайловна выпускница магистратуры ГГУ имени Ф. Скорины воспитатель ГУО «я/с № 82 г. Гомеля» Республика Беларусь, г. Гомель

Аннотация: Тема статьи затрагивает актуальные вопросы развития и совершенствования творческих способностей подрастающего поколения. Данная проблема занимает важное место в современных условиях изменчивости окружающего мира во всех его сферах: экономической, социальной, технической, научной, художественной, коммуникативной. Автор указал, что в этих условиях повышаются требования к активизации учебных занятий в государственных учреждениях образования, содействующих развитию качеств личности, необходимых в любой профессии, таких, как креативность, открытость новому опыту, умение находить оригинальные решения в нестандартных ситуациях, творческое отношение к действительности. Определен благоприятный период для развития творческих качеств личности - дошкольный возраст. Раскрыта необходимость занятий оригами в формировании творческих компетенций дошкольников.

Ключевые слова: Творческое развитие, творческие компетенции, оригами, дошкольный возраст, методические приемы.

INCREASING THE CREATIVE COMPETENCE OF THE GROWING GENERATION

THROUGH THE ART OF ORIGAMI

Kadol Fedor Vladimirovich

doctor ped. Sci., Professor, Head of the Department of Pedagogy Skorina State University Republic of Belarus, Gomel Kushnerova Elina Mikhailovna graduate of the MSU named after F. Skorina, educator of the GUO "I / s №. 82 of Gomel" Republic of Belarus, Gomel

Annotation: The topic of the article touches on topical issues of development and improvement of creative abilities of the younger generation. This problem occupies an important place in the modern conditions of the variability of the surrounding world in all its spheres: economic, social, technical, scientific, artistic, communicative. The author pointed out that in these conditions, the requirements for the intensification of training in state educational institutions are increasing, promoting the development of personality traits necessary in any profession, such as creativity, openness to new experience, the ability to find original solutions in unusual situations, and a creative attitude to reality. A favorable period for the development of creative personality traits is determined - preschool age. The necessity of origami classes in the formation of creative competencies of preschoolers is revealed.

197

Key words: creative development, creative competencies, origami, preschool age, methodological techniques.

Современное общество нуждается в людях с активной творческой жизненной позицией. Творческий человек всегда найдет выход из сложной жизненной ситуации, обнаружит креативное решение для реализации поставленной задачи. Культурное и научное развитие общества, завтрашний уровень его технической и духовной стороны зависит от того, насколько сегодняшний воспитанник сможет овладеть способами творческой самореализации. Поэтому формирование и развитие творческой личности, а также изучение возможностей развития творческих способностей, на разных этапах жизненного пути обучающихся является одной из актуальных проблем современного воспитания, конечным результатом всей образовательной системы.

Благоприятным периодом для развития творческих качеств личности является дошкольный возраст. Такие психические процессы как внимание, восприятие, память, мышление, воображение активно начинают формироваться уже с трехлетнего возраста. На основе симбиоза развития этих процессов формируются творческие способности. Творческий потенциал дошкольника может проявиться в будущем, только если поощрять и развивать его творческие проявления.

Ряд важных теоретических и методических положений содержат труды белорусских и российских ученых, в которых исследуются особенности развития творческой активности и творческих способностей детей дошкольного возраста в различных видах деятельности (Л.А. Антонова, Т.А. Васильева, Л.Г. Веселова, Е.И. Винокурова, Н. Г. Герасимова, Е.Е. Данилова, О.Г. Жукова, В. Г. Кухаронак, А.М. Матюшкин, В.П. Наумчик, Л.Н. Петрова, Е.Г. Скобельцина, Э.Г. Юдин, и др.).

В работах А.Н. Леонтьева, Д.Б. Богоявленской, В.В. Давыдова, А.Н. Лука установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и на занятиях по складыванию из бумаги, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность [1].

Поэтому целесообразно проведение занятий не только изобразительным искусством, но и самобытными видами изобразительного творчества. Одним из таких видов творчества является оригами. Искусство оригами не достаточно изучено и методически обосновано в современном педагогическом процессе. Вместе с тем необходимо отметить, что развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе занятий оригами в системном виде пока не исследовалось.

Анализ педагогической литературы показал, что круг работ, непосредственно затрагивающих проблему развития творческих способностей в процессе занятий оригами, сравнительно невелик. Данная проблематика затрагивалась исследователями на примере различных возрастных групп (С.Ю. Афонькина, С.В Соколовой, С.И Мусиенко, С.В. Опаричевой).

В этой связи актуальность статьи определяется противоречиями между высоким потенциалом занятий оригами в плане развития творческих способностей старших дошкольников и недооценкой этого потенциала на практике.

.Цель данной статьи - выявить образовательные ресурсы оригами в формировании творческой компетенции дошкольников.

За воображение и фантазию человека отвечает правое полушарие мозга, развитие которого происходит в симбиозе со стимуляцией левого, отвечающего за логическое мышление. Этот эффект в полной мере достигается в процессе занятий оригами. С помощью уникальной техники оригами возможно, помимо формирования основных

198

умственных способностей раскрыть творческий потенциал старшего дошкольника. Оригами является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором ребёнок видит не только продукт своего труда, но может его обследовать и видоизменить по мере необходимости. Этот вид творчества даёт ребёнку возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространстве объемных образов. Заключённый в фигурках оригами принцип метаморфозы, означающий, что из всего может получиться всё, принцип трансформации, указывающий на изменчивую природу вещей, раскрывает сущность конструктивного принципа оригами как внутренней идеи.

При осуществлении целостного подхода к проблеме развития творческих способностей посредством занятий оригами, был разработан ряд мероприятий. Обучение включает учебную, самостоятельную и совместную с воспитателем деятельность старших дошкольников. Разработан перспективный план, в котором определены время проведения занятий согласно учебному плану, задачи с акцентом на творческое развитие и тематика занятий в соответствие с возрастными особенностями.

Для стабилизации интереса к творчеству используются различные формы проведения занятий: игры-путешествия, занятия-рассказы, занятия-диалоги, занятия-загадки, занятия-драматизации, занятия-сюрпризы и др. Важным в организации занятий является единство познания и сопереживания, активизация всех мыслительных процессов, мелкой моторики пальцев рук, обеспечивающих изготовление воспитанниками идеальных поделок.

В качестве фактора, снимающего напряжение, стимулирующего деятельность детей на занятиях широко используется музыкальное сопровождение, это создаёт особый эмоциональный фон, открывает возможности для развития художественной культуры воспитанников[2].

Для воспитания у дошкольников значимости и полезности их труда используются продукты детского творчества в качестве подарков для родителей и младших воспитанников, сувениров к праздникам, оборудования и персонажей сказок для театрализованной деятельности, атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

Проводимая работа раскрывает творческий потенциал, обогащает внутренний мир, развивает интересы и способности каждого ребёнка, учитывая мир чувств, потребностей и эмоций воспитанников.

Познакомить детей с волшебным миром оригами помогут такие методические приемы как:

- «оригами-сказка» (рассказывание сказки с демонстрацией поделок в технике оригами; это вызовет у детей положительные эмоции и желание сло-жить самим поделки оригами)

- «волшебный квадрат» (складывание фигурки на глазах у детей; дети захотят стать настоящими волшебниками, складывая игрушку из простого квадрата без ножниц и клея)

- складывание по пооперационной карте (Рисунок 6)

- складывание по схеме складывания (Рисунок 5)

- создание различных игровых ситуаций

- использование «феноменального оригами» (действующие, летающие, плавающие модели оригами, забавы и фокусы)

- использование «оригами- трансформеров»

- «оригамные сказки» или «сторигами» (образно-логический метод для запоминания последовательности операций изготовления модели)

- «мастер сторигами» ( придумыванине своей «оригамной сказки»)

- «конструкторское бюро» (прием для закрепления умения «читать» схемы и выполнять действия по схемам, согласно условным обозначениям)

- «задания-ловушки» (педагогический работник намеренно при склады-вании фигурки совершает ошибку; приём направлен на развитие внимания и памяти)

- «когнитивная тренировка» (прием, способствующий развитию познавательных процессов, развивает умение находить нестандартные решения)

- «проблемная ситуация»

- «устное эссе» (презентация своей работы)

- «мастер оригами» (придумывание свой фигурки оригами)

- художественное слово

- дидактические игры

- иллюстрирование сказок

- использование поделок оригами в театрально-игровой деятельности

- составление аппликаций (чрезвычайно эффектный приёмом, который позволяет «оживлять» сложенные фигурки)

- «дорисовывание»

- оформление открыток, приглашений

- разрисовывание паттернов из развернутой бумаги

- игры, упражнения и опыты с бумагой

- самостоятельное изготовление бумаги

- самостоятельный выбор материала для творчества

- коллективные панно

- составление коллажей

- просмотр презентаций на мультимедийной установке

- «творческое складывание» (создание детьми новых моделей).

Одним из важных условий для успешного проведения занятий является творческая личность педагога. Перед тем, как начинать занятия воспитателю необходимо:

- познакомиться с историей оригами

- изучить международные условные знаки, принятые в оригами

- уметь четко пользоваться терминологией, принятой в оригами

- овладеть основными приемами складывания

- научиться складывать все базовые формы на память

- уметь чертить схемы складывания

- подготовить пооперационные карты (сделать самим)

- распечатать плакаты оригами по основным темам

- подготовить презентации по темам

- запастись бумагой разных видов

- найти необходимую литературу (сказки, стихи)

- сложить фигурки оригами по темам

- создать условия для творческой деятельности

- быть по возможности творческой личностью [3].

Одними из важнейших педагогических условий развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий оригами являются:

а) подбор материала для занятий с учетом возрастных особенностей воспитанников;

б) проведение занятий в игровой форме, с элементами исследовательской деятельности, способствующих развитию творческой активности дошкольников;

в) постоянное использование созданных дошкольниками продуктов (фигурок оригами) в изменении предметно-пространственной среды;

г) объединение учебной деятельности и дополнительного образования, на основе объединения целей, задач и содержания.

Для эффективного решения проблемы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий оригами целесообразно использовать работу с родителями.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста целесообразно осуществлять в виде единого системного, непрерывного процесса, то есть должен быть использован системный подход.

С целью оптимизации развития творческих способностей следует проводить работу с воспитанниками по трем направлениям: специально организованная деятельность, деятельность сверхбазового компонента (дополнительное образование), работа с родителями.

Результатом обучения оригами станет развитие творческого потенциала ребенка, а крайним результатом - формирование творческих компетенций дошкольников. Полученные знания и умения пригодятся детям во многих областях деятельности в будущем: педагогам, врачам и биологам, математикам и философам, конструкторам и технологам, архитекторам и дизайнерам.

Список используемых источников:

1. Формирование творческих способностей дошкольников [Электронный ресурс]. - 2015. - URL: http://diplomba.ru/work/99695. - Дата доступа: 17.11.2020.

2. Методологические аспекты развития творческих способностей на примере занятий оригами [Электронный ресурс]. - 2017. - URL: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/623837. - Дата доступа: 23.11.2020.

3. Кушнерова, Э.М. Оригами делаем сами / Э. Кушнерова // Пралеска. - 2019. -№ 12. - с. 8 - 15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.