УДК 681.5:620.113
ПОВЫШЕНИЕ ТОЧНОСТИ ИЗМЕРЕНИЯ МАССЫ НЕФТЕПРОДУКТА В МАГИСТРАЛЬНОМ НЕФТЕПРОДУКТОПРОВОДЕ
© Ф. С. Уметбаев1*, Ю. А. Фролов2, С. А. Севницкий1
1 Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Республике Башкортостан Россия, Республика Башкортостан, 450006 г. Уфа, бул. Ибрагимова, 55/59.
Тел.: +7 (347) 276 17 03; факс: +7 (347) 276 72 97.
E-mail: fan2006@ mail. ru
2 Уфимский государственный нефтяной технический университет Россия, Республика Башкортостан, 450062 г. Уфа, ул. Космонавтов 1.
Тел.: +7 (347) 242 03 70; факс: +7 (347) 243 14 19.
E-mail: [email protected]
В статье проведен анализ существующего метода измерения массы нефтепродукта в магистральном нефтепродуктопроводе, используемого при составлении оперативной отчетности и проведения инвентаризации. Проведены исследования влияния физического состояния нефтепродукта на точность определения его массы. Предложен алгоритм и метод учета массы нефтепродуктов в магистральном нефтепродуктопроводе, позволяющий повысить точность измерения путем учета значений интегральной плотности, температуры и давления на каждом участке трубопровода.
Ключевые слова: методика измерений, магистральный нефтепродуктопровод.
C увеличением автотранспортных средств, и ростом потребления нефтепродуктов в его реализации участвуют поставщики различных компаний. В цепи движения нефтепродуктов от производителя к потребителю (рис. 1) может насчитываться до десятка различных компаний (НПЗ, нефтебаза, товарно-сырьевая биржа, АЗС, и т.п.). Важная роль в процессе передачи прав собственности приобретают измерения количества и качества нефтепродуктов, которые проводятся, в том числе, при их хранении, транспортировании и отпуске.
Одним из основных видов транспорта нефтепродуктов является трубопроводный транспорт, так как он надежен, характеризуется меньшим экологическим воздействием на окружающую среду, независим от климатических условий, в большинстве случаев экономичен и обеспечивает высокую ритмичность поставок нефтепродуктов потребителям. Кроме того он существенно разгружает железнодорожный транспорт для перевозок других важных грузов.
В настоящее время по нефтепродуктопроводам страны осуществляется доставка потребителям около трети производимых бензинов и дизельных топлив [1]. С каждым годом нефтепродуктопроводный транспорт увеличивает свою протяженность [2].
Точное и достоверное определение массы нефтепродуктов, находящейся в линейной части магистральных нефтепродуктопроводов (МНПП), имеет большое значение при сведении оперативного баланса, а так же оформлении исполнительных балансов движения нефтепродуктов при их транспортировке и при проведении инвентаризации.
метод измерений, погрешность измерения,
Согласно МИ 3275-2010 [3], устанавливающего основные положения и порядок организации метрологического обеспечения учета массы нефтепродуктов в системе магистральных нефтепродук-топроводов ОАО АНК «Транснефтепродукт», оперативный баланс движения нефтепродуктов при их транспортировке проводят по состоянию на 24 часа московского времени каждый день. Исполнительный баланс и инвентаризацию проводят по состоянию на 24 часа московского времени последнего числа каждого отчетного месяца.
Массу нефтепродуктов определяют как произведение объема нефтепродукта в трубопроводе и его плотности, приведенных к стандартным условиям или как произведение объема нефтепродукта в трубопроводе и его плотности, приведенной к условиям измерений объема.
Описанный алгоритм расчета массы нефтепродукта в МИ3275-2010 (рис. 2) в линейной части МНПП, не учитывает следующие внешние факторы, влияющие на точность измерения:
- изменение плотности и температуры закачиваемой в МНПП партии нефтепродукта;
- распределение температуры нефтепродукта по длине трубопровода;
- вязкость нефтепродукта при расчете коэффициента заполнения (степень заполнения) для самотечных участков;
- объем образованной смеси в зоне контакта разных нефтепродуктов при последовательной перекачке в зависимости от продвижения (от начального к конечному пункту) с учетом «Цветного графика»;
- режим работы МНПП.
* автор, ответственный за переписку
Объекты слива/ налива, перевалки нефтепродуктов
Транспорт
]
Экспорт-импорт Потребитель^ АЗС)
Рис. 1. Логическая схема движения нефтепродуктов.
Поэтому разработка методики, учитывающая вышеперечисленные влияющие факторы является перспективой.
С целью решения поставленной задачи были проведены исследования влияния физического состояния нефтепродукта на точность определения его массы. Поскольку точность определения массы нефтепродукта напрямую зависит от точности определения его объема, плотности, температуры и давления, была проведена оценка влияния погрешности измерения температуры и давления на погрешность определения плотности и объема нефтепродуктов (рис. 3-6). Исследования проводились для бензинов, дизельного и реактивного топлива.
Для оценки влияния погрешности измерения температуры и давления на плотность нефтепродукта использовалась формула рекомендованная Р50.2.076-2010 [4]:
ptP _
-15)[1+0.8 • pjt_ - 15Щ,
(1 - уЛ
где г - температура, °С; Р - избыточное давление, МПа; рР - плотность при температуре г и избыточном давлении Р, кг/м3; р15 - плотность при температуре 15 °С и избыточном давлении Р = 0 кг/м3; р15 - коэффициент объемного расширения при г = 15 °С, °С-1; у, - коэффициент сжимаемости при температуре г, МПа-1;
в
_ К0 + К1Р15
Р215
+К
где К0, К1 и К2 - коэффициенты определяемые по табл. 1 [4].
(
yt _ 10 3exp
-1.6208 + 2.1592 • 10 t + 870.96 • 103 4.209 • 103t
+
Р15 Р15 .
Оценка влияния погрешности измерения температуры и давления на объем нефтепродукта в МНПП проводилась по формуле
V2
где Угр - вместимость участка трубопровода по градуировочной таблице, составленной по МИ 28012003 [5]; К, - коэффициент, учитывающий влияние температуры стенки трубы на вместимость трубопровода, рассчитывают по формуле К, = 1+3а(гср - 20),
где а - коэффициент линейного расширения материала стенки трубы, град-1, а = 1.2-10-5; Кр - коэффициент, учитывающий влияние давления нефтепродукта внутри трубопровода на его вместимость, рассчитывают по формуле
Р —
К р =1 +^,
' Е д
где Е - модуль упругости материала стенки, МПа, Е=2.06-105 МПа; — в - внутренний диаметр участка, мм; Кро - поправочный коэффициент на сжимаемость нефтепродукта рассчитывают по формуле
_
1
1 - уР
і сі
где у - коэффициент сжимаемости нефтепродукта, определенный по Р50.2.076-2010 [4] с использованием среднего значения температуры; Рср - среднее избыточное давление на участке трубопровода, МПа; К - коэффициент, учитывающий влияние температуры на объем продукта, определенный для средней температуры, рассчитывают по формуле К = ехр{ - в2о(г - 20)[1 + 0.8в20(г - 20)]}, где в20 - коэффициент объемного расширения при температуре 20 °С, °С-1, вычисленный по формуле
в20 = в15 +12.8в15 .
Определение массы нефтепродукта в линейной части МНПП
1. Определение средней температуры н/п в МНПП
2. Определение средней плотности н/п в МНПП
3 Определение среднего давления н/п в МНПП
4 Определение поправочных коэффициентов
Рис. 2. Алгоритм расчета массы нефтепродукта в линейной части МНПП согласно МИ 3275-2010 [3].
+
u
&
я
h
o
о
X
h
©
4 X
05 = = « П « A X О -2 H o О X
э
a>
a
-
о
СІ
Отклонение температуры, °С Рис. 3. График зависимости погрешности определения плотности от отклонения номинального значения температуры для бензинов (1), м3; для дизельного топлива (2), м3; для реактивного топлива (3), м3.
-
&
Я
н
о
О
X
н
о
1=5
X
05
—
—
5
5
Л
X
о
А
Н
о
о
X
э
a>
л
и
о
и
Отклонение избыточного давления, МПа
Рис. 4. График зависимости погрешности определения плотности от отклонения номинального значения избыточного давления для бензинов (1), м3; для дизельного топлива (2), м3; для реактивного топлива (3), м3.
о
и
о
Я
л
£
н
5
сс
н
о
зЯ
Я я
2 £ а? ю
с! °
я
о
-2
н
о
0
я
1
а>
Л
и
о
а
Отклонение температуры, °С
Рис. 5. График зависимости погрешности определения объема (приведенного к 20 °С) от отклонения номинального значения температуры для бензинов (1), м3; для дизельного топлива (2), м3; для реактивного топлива (3), м3.
о
и
о
я
-2
£
н
я
сс
н
о
зЯ
а>
Е5
Я
я
я
Ч
а>
Е5
а>
Л
Я
о
-2
н
о
О
я
э
а>
Л
и
о
и
Отклонение избыточного давления, МПа
Рис. 6. График зависимости погрешности определения объема (приведенного к 20 °С) от отклонения номинального значения избыточного давления для бензинов (1), м3; для дизельного топлива (2), м3; для реактивного топлива (3), м3.
Таблица 1
Коэффициенты К0, К1 и К2
Наименование группы Диапазон плотности при 15 °С, кг/м3 К0 К1 К2
Нефть
Бензины
Топлива, занимающие по плотности промежуточное место между бензинами и керосинами
Топлива для реактивных двигателей, керосины для реак-Группы тивных двигателей, авиацион-
нефтепро- ное реактивное топливо ДЖЕТ
дуктов А, керосины
Дизельные топлива, печные топлива, мазуты Смазочные масла нефтяного происхождения, полученные из дистиллятных масляных фракций с температурой кипения выше 370 °С
б11.2<р15<11б3.8
б11.2<р15<770.9
770.9<р15<788.0
788.0<р15<838.7 838.7<р15<11б3.9 801.3<р15<1163.9
613.9723
34б.4228
0.0000
0.43884
2690.7440 0.00000
594.5418
186.9696
0.0000
0.0000
0.4862
0.6278
0.0000
0.0000
-0.0033762
0.0000
0.0000
0.0000
Примечания
1 Нефтепродукты разделены на группы, имеющие внутри подгруппы, в указанном в таблице диапазоне плотности, аналогичные характеристики зависимости между коэффициентом объемного расширения р15 и плотностью нефтепродукта р15. Наименование групп носит условный характер.
2 Рекомендуется при расчетах плотности нефтепродуктов, выпускаемых отечественными производителями, применять значения коэффициентов К0, К и К2, уточненные по результатам экспериментальных и теоретических работ и утвержденные в установленном порядке.
3 Если значение плотности нефтепродукта р15 попадает в диапазон плотности, соответствующей другой группе нефтепродуктов, то при расчете плотности конкретного нефтепродукта, в связи с условным наименованием групп, следует применять значения коэффициентов К0, К и К2, той подгруппы нефтепродуктов, которой соответствует его плотность р15. Так, например бензин с плотностью р15 более 770.9 кг/м3 следует относить к подгруппе «топлива, занимающие по плотности промежуточное место между бензинами и керосинами» и расчет плотности проводить по коэффициентам, соответствующим данной подгруппе.
Проведенные исследования позволили определить, что влияние погрешности измерения давления значительно меньше, чем влияние погрешности измерения температуры при определении плотности и фактического объема нефтепродукта находящегося в МНПП. В тоже время существующая методика регламентирует при расчете массы нефтепродукта в МНПП разбивать трубопровод на расчетные участки таким образом, чтобы разность давлений между конечной и начальной точками участка не превышала 0.3 МПа, без учета температуры продукта, что является грубейшей методической ошибкой. На практике же, расчет осуществляется для всего трубопровода по средним значениям давления и температуры. Поскольку значения температуры и давления нефтепродукта различны в разных сечениях трубопровода по всей его протяженности, то для повышения точности определения массы нефтепродукта необходимо учитывать их действительные значения в каждом сечении трубопровода для внесения поправок.
Проведенные расчеты показали, что для получения пренебрежимо малой погрешности при разработке методики необходимо учесть следующее:
- расчетные участки по давлению необходимо выбирать таким образом, чтобы разность давлений между конечной и начальной точками участка не превышала 0.2 МПа для бензинов и 0.3 МПа для дизельных и реактивных топлив;
- расчетные участки по температуре необходимо выбирать таким образом, чтобы разность температур между конечной и начальной точками участка не превышала 0.4 °С.
Новизна и практическая ценность предлагаемого метода расчета (рис. 7) заключается в определении и учете значений интегральной плотности, температуры и давления на каждом участке трубопровода.
Изменение температуры нефтепродукта по длине МНПП описывается формулой Шухова, по которой точность расчета напрямую зависит от точности определения температуры окружающей среды трубопровода. Поскольку в процессе работы грунт вокруг трубопровода прогревается, то использование в расчетах значений средней температуры грунта, приведенных в климатологических справочниках, внесет существенную дополнительную погрешность.
Расчет средней температуры окружающей среды выполняется методом последовательных при-
ближений. Для выполнения расчета необходимо наличие измерительной системы (рис. 8). Данный расчет производится для трубопровода, работающего не менее 6 часов. Для определения средней температуры необходимы почасовые значения температуры продукта Тн (°С), закачиваемого в трубопровод на головной станции, температуры продукта Тк, по-
ступившего в конечный пункт, и температуры продукта Т(х), измеренной на участке 4/п^2 <х<1/3Ь
(где L - протяженность всего трубопровода; й -внутренний диаметр трубопровода; V - суточный объем закачиваемого нефтепродукта).
Определение массы нефтепродукта в линейной части МНПП
і
Для трубопроводов по которым ведется перекачка
1. Определение средней температуры окружающего грунта на последние 24 часа его работы ___________________
1.2 Определение объема незаполненного участка МНПП
2. Опре деление количества рассматриваемых участков, N
2.1 Определение средней температуры на рассматриваемом участке
2.2 Определение среднего давления на рассматриваемом участке
2.3 Определение поправочных коэффициентов на рассматриваемом участке
2.4 Определение объема н/п на рассматриваемом участке
2.6.2 Определение ^ массы н/п на
самотечном участке
2.7 Определение массы н/п на рассматриваемом участке
2.Определение средней температуры н/п в МНПП
3.Опре деление количества рассматриваемых участков, N
3.1 Определение среднего давления на рассматриваемом участке
Т.
3.2 Определение поправочных коэффициентов на рассматриваемом участке
Т.
3.3 Определение объема н/п на рассматриваемом участке
3.4 Определение плотности н/п на рассматриваемом участке
Т.
3.5 Определение массы н/п на рассматриваемом участке______
Рис. 7. Алгоритм расчета массы нефтепродукта в линейной части МНПП.
Рис. 8. Структурная схема ИИС предназначенной для составления оперативного баланса, а так же оформления исполнительных балансов движения нефтепродуктов при их транспортировке и при проведении инвентаризации.
Для температур Т„;, Тга- и Т(х){ находится их среднеарифметическое значение температур, и по формуле
I Т -Т T(x)Cp < Т(х) = I
^Т нср Т 0 у
(Тнср - Т0) + Т0 ,
методом итерации находится среднее значение температуры окружающего грунта трубопровод.
Расчет нужно проводить до выполнения следующего условия
Т(х)-Г(х)ср < ±0.2°С.
Учитывая значение определенной температуры окружающей среды и значение температуры нефтепродукта в начальном и конечном пункте, определяем протяженность трубопровода (участка), разность температур между конечной и начальной точками которого, не превышает 0.4 °С по формуле
х = 1Т^ I.
1п IИ*
IТ н - Т0
Проверка адекватности предлагаемой методики и алгоритма проводилась на Уфимском ПО ОАО «Уралтранснефтепродукт». В качестве примера приведены результаты расчетов для трубопровода «Салават-Уфа» (рис. 9-10).
Данный трубопровод с точки зрения проведения учетных операций, является сложным. Специфика данного трубопровода заключается в том, что разница температур закачиваемого нефтепродукта на начальном и конечных пунктах (ЛПДС «Салават» и ЛПДС «Черкассы») трубопровода протяженностью 174 км может достигать 25 °С. Кроме того режим работы носит периодический характер, остановки могут быть до 3-х суток. Все это приводит к ряду сложностей при сведении оперативного баланса, а так же при проведении инвентаризации.
Анализ проведенных расчетов показал, что с увеличением разности температур между головной станцией и конечным пунктом, увеличивается методическая составляющая погрешности измерения массы нефтепродукта. Это связано с тем, что в расчетах используется среднеарифметическое значение температуры для всей протяженности трубопровода. Так же видно, что при разности температур не более 5 °С между головной станцией и конечным пунктом методическая составляющая погрешности не превышает 0.1%. Учитывая правило пренебрежимо малой погрешности и для упрощения расчетов предложено рассчитывать среднею температуру нефтепродукта по формуле Т + 2Тк
Т’ _ Н_____.
ср
з
27800 27700 27600 27500 ^ 27400 27300 27200 27100 27000
0.5 0.8 2.5 2.5 2.6 3.3 5 5.9 5.9 11.8 12.2 13.6 24.9 25.9
АТ, °С
Рис. 9. График зависимости массы нефтепродукта в МНПП от разности температур между начальным и конечным пунктом.
1(») - определение массы нефтепродукта в МНПП по МИ 3275-2010, т; 2(•*) - определение массы нефтепродукта в МНПП
по предлагаемой методике, т.
АТ, °С
Рис. 10. График зависимости погрешности измерения массы от разности температур между начальным и конечным пунктом.
Применение разработанной методики позволяет повысить точность измерения с доверительной вероятностью 0.95 на 0.1-0.6 % в зависимости от разности температур между начальным и конечным пунктом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Новоселов В. Ф., Ярыгин Е. Н., Козачук В. Ф. и др. Последовательная перекачка нефтепродуктов по разветвленным трубопроводам. М.: Недра, 1994. 112 с.
2. Абдулаев А. А. Контроль в процессах транспорта и хранения нефтепродуктов / А. А. Абдулаев, В. В. Бланк, В. А. Юфин. М.: Недра, 1990. 263 с.
МИ 3275-2010 Государственная система обеспечения единства измерений. Метрологическое обеспечение учета нефтепродуктов при их транспортировке по системе магистральных нефтепродуктопроводов. Основные положения. Р.50.2.076-2010 Государственная система обеспечения единства измерений. Плотность нефти и нефтепродуктов. Методы расчета. Программа и таблицы приведения.
МИ 2801-2003 Государственная система обеспечения единства измерений. Вместимость магистральных нефте-продуктопроводов. Методика выполнения измерений геометрическим методом.
3.
4.
5.
Поступила в редакцию 15.02.2012 г. После доработки - 28.02.2012 г.