Научная статья на тему 'Повышение точности измерения массы нефтепродукта в магистральном нефтепродуктопроводе'

Повышение точности измерения массы нефтепродукта в магистральном нефтепродуктопроводе Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
873
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ИЗМЕРЕНИЙ / МЕТОД ИЗМЕРЕНИЙ / ПОГРЕШНОСТЬ ИЗМЕРЕНИЯ / МАГИСТРАЛЬНЫЙ НЕФТЕПРОДУКТОПРОВОД / MEASURE PROCEDURE / MEASURING INACCURACY / MAIN OIL-PRODUCTS PIPELINE

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Уметбаев Ф. С., Фролов Ю. А., Севницкий С. А.

В статье проведен анализ существующего метода измерения массы нефтепродукта в магистральном нефтепродуктопроводе, используемого при составлении оперативной отчетности и проведения инвентаризации. Проведены исследования влияния физического состояния нефтепродукта на точность определения его массы. Предложен алгоритм и метод учета массы нефтепродуктов в магистральном нефтепродуктопроводе, позволяющий повысить точность измерения путем учета значений интегральной плотности, температуры и давления на каждом участке трубопровода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Уметбаев Ф. С., Фролов Ю. А., Севницкий С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACCURACY OF OIL PRODUCT MASS MEASURING IN MAIN OIL-PRODUCT PIPELINES

This article describes the analysis of existing measuring method of oil product mass in the main oil-product pipelines used in preparing immediate reporting and making inventory. Researches of theeffects of the oil-product physical state on the accuracy of its mass determination are also revealed in the article.In addition, there is also a proposal for the method of measuring oil product mass in main oil-product pipelines allowed to improve measure accuracy by means of values of integrated density, temperature and pressure at each pipeline section.

Текст научной работы на тему «Повышение точности измерения массы нефтепродукта в магистральном нефтепродуктопроводе»

УДК 681.5:620.113

ПОВЫШЕНИЕ ТОЧНОСТИ ИЗМЕРЕНИЯ МАССЫ НЕФТЕПРОДУКТА В МАГИСТРАЛЬНОМ НЕФТЕПРОДУКТОПРОВОДЕ

© Ф. С. Уметбаев1*, Ю. А. Фролов2, С. А. Севницкий1

1 Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Республике Башкортостан Россия, Республика Башкортостан, 450006 г. Уфа, бул. Ибрагимова, 55/59.

Тел.: +7 (347) 276 17 03; факс: +7 (347) 276 72 97.

E-mail: fan2006@ mail. ru

2 Уфимский государственный нефтяной технический университет Россия, Республика Башкортостан, 450062 г. Уфа, ул. Космонавтов 1.

Тел.: +7 (347) 242 03 70; факс: +7 (347) 243 14 19.

E-mail: [email protected]

В статье проведен анализ существующего метода измерения массы нефтепродукта в магистральном нефтепродуктопроводе, используемого при составлении оперативной отчетности и проведения инвентаризации. Проведены исследования влияния физического состояния нефтепродукта на точность определения его массы. Предложен алгоритм и метод учета массы нефтепродуктов в магистральном нефтепродуктопроводе, позволяющий повысить точность измерения путем учета значений интегральной плотности, температуры и давления на каждом участке трубопровода.

Ключевые слова: методика измерений, магистральный нефтепродуктопровод.

C увеличением автотранспортных средств, и ростом потребления нефтепродуктов в его реализации участвуют поставщики различных компаний. В цепи движения нефтепродуктов от производителя к потребителю (рис. 1) может насчитываться до десятка различных компаний (НПЗ, нефтебаза, товарно-сырьевая биржа, АЗС, и т.п.). Важная роль в процессе передачи прав собственности приобретают измерения количества и качества нефтепродуктов, которые проводятся, в том числе, при их хранении, транспортировании и отпуске.

Одним из основных видов транспорта нефтепродуктов является трубопроводный транспорт, так как он надежен, характеризуется меньшим экологическим воздействием на окружающую среду, независим от климатических условий, в большинстве случаев экономичен и обеспечивает высокую ритмичность поставок нефтепродуктов потребителям. Кроме того он существенно разгружает железнодорожный транспорт для перевозок других важных грузов.

В настоящее время по нефтепродуктопроводам страны осуществляется доставка потребителям около трети производимых бензинов и дизельных топлив [1]. С каждым годом нефтепродуктопроводный транспорт увеличивает свою протяженность [2].

Точное и достоверное определение массы нефтепродуктов, находящейся в линейной части магистральных нефтепродуктопроводов (МНПП), имеет большое значение при сведении оперативного баланса, а так же оформлении исполнительных балансов движения нефтепродуктов при их транспортировке и при проведении инвентаризации.

метод измерений, погрешность измерения,

Согласно МИ 3275-2010 [3], устанавливающего основные положения и порядок организации метрологического обеспечения учета массы нефтепродуктов в системе магистральных нефтепродук-топроводов ОАО АНК «Транснефтепродукт», оперативный баланс движения нефтепродуктов при их транспортировке проводят по состоянию на 24 часа московского времени каждый день. Исполнительный баланс и инвентаризацию проводят по состоянию на 24 часа московского времени последнего числа каждого отчетного месяца.

Массу нефтепродуктов определяют как произведение объема нефтепродукта в трубопроводе и его плотности, приведенных к стандартным условиям или как произведение объема нефтепродукта в трубопроводе и его плотности, приведенной к условиям измерений объема.

Описанный алгоритм расчета массы нефтепродукта в МИ3275-2010 (рис. 2) в линейной части МНПП, не учитывает следующие внешние факторы, влияющие на точность измерения:

- изменение плотности и температуры закачиваемой в МНПП партии нефтепродукта;

- распределение температуры нефтепродукта по длине трубопровода;

- вязкость нефтепродукта при расчете коэффициента заполнения (степень заполнения) для самотечных участков;

- объем образованной смеси в зоне контакта разных нефтепродуктов при последовательной перекачке в зависимости от продвижения (от начального к конечному пункту) с учетом «Цветного графика»;

- режим работы МНПП.

* автор, ответственный за переписку

Объекты слива/ налива, перевалки нефтепродуктов

Транспорт

]

Экспорт-импорт Потребитель^ АЗС)

Рис. 1. Логическая схема движения нефтепродуктов.

Поэтому разработка методики, учитывающая вышеперечисленные влияющие факторы является перспективой.

С целью решения поставленной задачи были проведены исследования влияния физического состояния нефтепродукта на точность определения его массы. Поскольку точность определения массы нефтепродукта напрямую зависит от точности определения его объема, плотности, температуры и давления, была проведена оценка влияния погрешности измерения температуры и давления на погрешность определения плотности и объема нефтепродуктов (рис. 3-6). Исследования проводились для бензинов, дизельного и реактивного топлива.

Для оценки влияния погрешности измерения температуры и давления на плотность нефтепродукта использовалась формула рекомендованная Р50.2.076-2010 [4]:

ptP _

-15)[1+0.8 • pjt_ - 15Щ,

(1 - уЛ

где г - температура, °С; Р - избыточное давление, МПа; рР - плотность при температуре г и избыточном давлении Р, кг/м3; р15 - плотность при температуре 15 °С и избыточном давлении Р = 0 кг/м3; р15 - коэффициент объемного расширения при г = 15 °С, °С-1; у, - коэффициент сжимаемости при температуре г, МПа-1;

в

_ К0 + К1Р15

Р215

где К0, К1 и К2 - коэффициенты определяемые по табл. 1 [4].

(

yt _ 10 3exp

-1.6208 + 2.1592 • 10 t + 870.96 • 103 4.209 • 103t

+

Р15 Р15 .

Оценка влияния погрешности измерения температуры и давления на объем нефтепродукта в МНПП проводилась по формуле

V2

где Угр - вместимость участка трубопровода по градуировочной таблице, составленной по МИ 28012003 [5]; К, - коэффициент, учитывающий влияние температуры стенки трубы на вместимость трубопровода, рассчитывают по формуле К, = 1+3а(гср - 20),

где а - коэффициент линейного расширения материала стенки трубы, град-1, а = 1.2-10-5; Кр - коэффициент, учитывающий влияние давления нефтепродукта внутри трубопровода на его вместимость, рассчитывают по формуле

Р —

К р =1 +^,

' Е д

где Е - модуль упругости материала стенки, МПа, Е=2.06-105 МПа; — в - внутренний диаметр участка, мм; Кро - поправочный коэффициент на сжимаемость нефтепродукта рассчитывают по формуле

_

1

1 - уР

і сі

где у - коэффициент сжимаемости нефтепродукта, определенный по Р50.2.076-2010 [4] с использованием среднего значения температуры; Рср - среднее избыточное давление на участке трубопровода, МПа; К - коэффициент, учитывающий влияние температуры на объем продукта, определенный для средней температуры, рассчитывают по формуле К = ехр{ - в2о(г - 20)[1 + 0.8в20(г - 20)]}, где в20 - коэффициент объемного расширения при температуре 20 °С, °С-1, вычисленный по формуле

в20 = в15 +12.8в15 .

Определение массы нефтепродукта в линейной части МНПП

1. Определение средней температуры н/п в МНПП

2. Определение средней плотности н/п в МНПП

3 Определение среднего давления н/п в МНПП

4 Определение поправочных коэффициентов

Рис. 2. Алгоритм расчета массы нефтепродукта в линейной части МНПП согласно МИ 3275-2010 [3].

+

u

&

я

h

o

о

X

h

©

4 X

05 = = « П « A X О -2 H o О X

э

a>

a

-

о

СІ

Отклонение температуры, °С Рис. 3. График зависимости погрешности определения плотности от отклонения номинального значения температуры для бензинов (1), м3; для дизельного топлива (2), м3; для реактивного топлива (3), м3.

-

&

Я

н

о

О

X

н

о

1=5

X

05

5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5

Л

X

о

А

Н

о

о

X

э

a>

л

и

о

и

Отклонение избыточного давления, МПа

Рис. 4. График зависимости погрешности определения плотности от отклонения номинального значения избыточного давления для бензинов (1), м3; для дизельного топлива (2), м3; для реактивного топлива (3), м3.

о

и

о

Я

л

£

н

5

сс

н

о

зЯ

Я я

2 £ а? ю

с! °

я

о

-2

н

о

0

я

1

а>

Л

и

о

а

Отклонение температуры, °С

Рис. 5. График зависимости погрешности определения объема (приведенного к 20 °С) от отклонения номинального значения температуры для бензинов (1), м3; для дизельного топлива (2), м3; для реактивного топлива (3), м3.

о

и

о

я

-2

£

н

я

сс

н

о

зЯ

а>

Е5

Я

я

я

Ч

а>

Е5

а>

Л

Я

о

-2

н

о

О

я

э

а>

Л

и

о

и

Отклонение избыточного давления, МПа

Рис. 6. График зависимости погрешности определения объема (приведенного к 20 °С) от отклонения номинального значения избыточного давления для бензинов (1), м3; для дизельного топлива (2), м3; для реактивного топлива (3), м3.

Таблица 1

Коэффициенты К0, К1 и К2

Наименование группы Диапазон плотности при 15 °С, кг/м3 К0 К1 К2

Нефть

Бензины

Топлива, занимающие по плотности промежуточное место между бензинами и керосинами

Топлива для реактивных двигателей, керосины для реак-Группы тивных двигателей, авиацион-

нефтепро- ное реактивное топливо ДЖЕТ

дуктов А, керосины

Дизельные топлива, печные топлива, мазуты Смазочные масла нефтяного происхождения, полученные из дистиллятных масляных фракций с температурой кипения выше 370 °С

б11.2<р15<11б3.8

б11.2<р15<770.9

770.9<р15<788.0

788.0<р15<838.7 838.7<р15<11б3.9 801.3<р15<1163.9

613.9723

34б.4228

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0.0000

0.43884

2690.7440 0.00000

594.5418

186.9696

0.0000

0.0000

0.4862

0.6278

0.0000

0.0000

-0.0033762

0.0000

0.0000

0.0000

Примечания

1 Нефтепродукты разделены на группы, имеющие внутри подгруппы, в указанном в таблице диапазоне плотности, аналогичные характеристики зависимости между коэффициентом объемного расширения р15 и плотностью нефтепродукта р15. Наименование групп носит условный характер.

2 Рекомендуется при расчетах плотности нефтепродуктов, выпускаемых отечественными производителями, применять значения коэффициентов К0, К и К2, уточненные по результатам экспериментальных и теоретических работ и утвержденные в установленном порядке.

3 Если значение плотности нефтепродукта р15 попадает в диапазон плотности, соответствующей другой группе нефтепродуктов, то при расчете плотности конкретного нефтепродукта, в связи с условным наименованием групп, следует применять значения коэффициентов К0, К и К2, той подгруппы нефтепродуктов, которой соответствует его плотность р15. Так, например бензин с плотностью р15 более 770.9 кг/м3 следует относить к подгруппе «топлива, занимающие по плотности промежуточное место между бензинами и керосинами» и расчет плотности проводить по коэффициентам, соответствующим данной подгруппе.

Проведенные исследования позволили определить, что влияние погрешности измерения давления значительно меньше, чем влияние погрешности измерения температуры при определении плотности и фактического объема нефтепродукта находящегося в МНПП. В тоже время существующая методика регламентирует при расчете массы нефтепродукта в МНПП разбивать трубопровод на расчетные участки таким образом, чтобы разность давлений между конечной и начальной точками участка не превышала 0.3 МПа, без учета температуры продукта, что является грубейшей методической ошибкой. На практике же, расчет осуществляется для всего трубопровода по средним значениям давления и температуры. Поскольку значения температуры и давления нефтепродукта различны в разных сечениях трубопровода по всей его протяженности, то для повышения точности определения массы нефтепродукта необходимо учитывать их действительные значения в каждом сечении трубопровода для внесения поправок.

Проведенные расчеты показали, что для получения пренебрежимо малой погрешности при разработке методики необходимо учесть следующее:

- расчетные участки по давлению необходимо выбирать таким образом, чтобы разность давлений между конечной и начальной точками участка не превышала 0.2 МПа для бензинов и 0.3 МПа для дизельных и реактивных топлив;

- расчетные участки по температуре необходимо выбирать таким образом, чтобы разность температур между конечной и начальной точками участка не превышала 0.4 °С.

Новизна и практическая ценность предлагаемого метода расчета (рис. 7) заключается в определении и учете значений интегральной плотности, температуры и давления на каждом участке трубопровода.

Изменение температуры нефтепродукта по длине МНПП описывается формулой Шухова, по которой точность расчета напрямую зависит от точности определения температуры окружающей среды трубопровода. Поскольку в процессе работы грунт вокруг трубопровода прогревается, то использование в расчетах значений средней температуры грунта, приведенных в климатологических справочниках, внесет существенную дополнительную погрешность.

Расчет средней температуры окружающей среды выполняется методом последовательных при-

ближений. Для выполнения расчета необходимо наличие измерительной системы (рис. 8). Данный расчет производится для трубопровода, работающего не менее 6 часов. Для определения средней температуры необходимы почасовые значения температуры продукта Тн (°С), закачиваемого в трубопровод на головной станции, температуры продукта Тк, по-

ступившего в конечный пункт, и температуры продукта Т(х), измеренной на участке 4/п^2 <х<1/3Ь

(где L - протяженность всего трубопровода; й -внутренний диаметр трубопровода; V - суточный объем закачиваемого нефтепродукта).

Определение массы нефтепродукта в линейной части МНПП

і

Для трубопроводов по которым ведется перекачка

1. Определение средней температуры окружающего грунта на последние 24 часа его работы ___________________

1.2 Определение объема незаполненного участка МНПП

2. Опре деление количества рассматриваемых участков, N

2.1 Определение средней температуры на рассматриваемом участке

2.2 Определение среднего давления на рассматриваемом участке

2.3 Определение поправочных коэффициентов на рассматриваемом участке

2.4 Определение объема н/п на рассматриваемом участке

2.6.2 Определение ^ массы н/п на

самотечном участке

2.7 Определение массы н/п на рассматриваемом участке

2.Определение средней температуры н/п в МНПП

3.Опре деление количества рассматриваемых участков, N

3.1 Определение среднего давления на рассматриваемом участке

Т.

3.2 Определение поправочных коэффициентов на рассматриваемом участке

Т.

3.3 Определение объема н/п на рассматриваемом участке

3.4 Определение плотности н/п на рассматриваемом участке

Т.

3.5 Определение массы н/п на рассматриваемом участке______

Рис. 7. Алгоритм расчета массы нефтепродукта в линейной части МНПП.

Рис. 8. Структурная схема ИИС предназначенной для составления оперативного баланса, а так же оформления исполнительных балансов движения нефтепродуктов при их транспортировке и при проведении инвентаризации.

Для температур Т„;, Тга- и Т(х){ находится их среднеарифметическое значение температур, и по формуле

I Т -Т T(x)Cp < Т(х) = I

^Т нср Т 0 у

(Тнср - Т0) + Т0 ,

методом итерации находится среднее значение температуры окружающего грунта трубопровод.

Расчет нужно проводить до выполнения следующего условия

Т(х)-Г(х)ср < ±0.2°С.

Учитывая значение определенной температуры окружающей среды и значение температуры нефтепродукта в начальном и конечном пункте, определяем протяженность трубопровода (участка), разность температур между конечной и начальной точками которого, не превышает 0.4 °С по формуле

х = 1Т^ I.

1п IИ*

IТ н - Т0

Проверка адекватности предлагаемой методики и алгоритма проводилась на Уфимском ПО ОАО «Уралтранснефтепродукт». В качестве примера приведены результаты расчетов для трубопровода «Салават-Уфа» (рис. 9-10).

Данный трубопровод с точки зрения проведения учетных операций, является сложным. Специфика данного трубопровода заключается в том, что разница температур закачиваемого нефтепродукта на начальном и конечных пунктах (ЛПДС «Салават» и ЛПДС «Черкассы») трубопровода протяженностью 174 км может достигать 25 °С. Кроме того режим работы носит периодический характер, остановки могут быть до 3-х суток. Все это приводит к ряду сложностей при сведении оперативного баланса, а так же при проведении инвентаризации.

Анализ проведенных расчетов показал, что с увеличением разности температур между головной станцией и конечным пунктом, увеличивается методическая составляющая погрешности измерения массы нефтепродукта. Это связано с тем, что в расчетах используется среднеарифметическое значение температуры для всей протяженности трубопровода. Так же видно, что при разности температур не более 5 °С между головной станцией и конечным пунктом методическая составляющая погрешности не превышает 0.1%. Учитывая правило пренебрежимо малой погрешности и для упрощения расчетов предложено рассчитывать среднею температуру нефтепродукта по формуле Т + 2Тк

Т’ _ Н_____.

ср

з

27800 27700 27600 27500 ^ 27400 27300 27200 27100 27000

0.5 0.8 2.5 2.5 2.6 3.3 5 5.9 5.9 11.8 12.2 13.6 24.9 25.9

АТ, °С

Рис. 9. График зависимости массы нефтепродукта в МНПП от разности температур между начальным и конечным пунктом.

1(») - определение массы нефтепродукта в МНПП по МИ 3275-2010, т; 2(•*) - определение массы нефтепродукта в МНПП

по предлагаемой методике, т.

АТ, °С

Рис. 10. График зависимости погрешности измерения массы от разности температур между начальным и конечным пунктом.

Применение разработанной методики позволяет повысить точность измерения с доверительной вероятностью 0.95 на 0.1-0.6 % в зависимости от разности температур между начальным и конечным пунктом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Новоселов В. Ф., Ярыгин Е. Н., Козачук В. Ф. и др. Последовательная перекачка нефтепродуктов по разветвленным трубопроводам. М.: Недра, 1994. 112 с.

2. Абдулаев А. А. Контроль в процессах транспорта и хранения нефтепродуктов / А. А. Абдулаев, В. В. Бланк, В. А. Юфин. М.: Недра, 1990. 263 с.

МИ 3275-2010 Государственная система обеспечения единства измерений. Метрологическое обеспечение учета нефтепродуктов при их транспортировке по системе магистральных нефтепродуктопроводов. Основные положения. Р.50.2.076-2010 Государственная система обеспечения единства измерений. Плотность нефти и нефтепродуктов. Методы расчета. Программа и таблицы приведения.

МИ 2801-2003 Государственная система обеспечения единства измерений. Вместимость магистральных нефте-продуктопроводов. Методика выполнения измерений геометрическим методом.

3.

4.

5.

Поступила в редакцию 15.02.2012 г. После доработки - 28.02.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.