Научная статья на тему 'К вопросу о влиянии противотурбулентных присадок на качество дизельных топлив'

К вопросу о влиянии противотурбулентных присадок на качество дизельных топлив Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
1056
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЕПРОДУКТОПРОВОД / ПРОТИВОТУРБУЛЕНТНАЯ ПРИСАДКА / ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО / FUEL OIL / MAIN OIL PIPELINES / ANTITURBULENT ADDITIVES

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Середа Сергей Владимирович, Голеницкий Андрей Иванович, Середа Александр Владимирович

Подтверждается эффективность применения противотурбулентных присадок при перекачке нефтепродуктов по магистральным нефтепродуктопроводам. Приведены результаты влияния противотурбулентной присадки Necadd-447 на основные показатели физико-химических и эксплуатационных свойств дизельных топлив. Сделаны выводы о возможности применения данной присадки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим технологиям , автор научной работы — Середа Сергей Владимирович, Голеницкий Андрей Иванович, Середа Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question on influence of antiturbulent additives on quality diesel combustible

Efficiency of application of antiturbulent additives proves to be true at swapping mineral oil on the main oil pipelines. Results of influence of antiturbulent additive Necadd-447 on the basic parameters of physical and chemical and operational properties diesel combustible are resulted. Are drawn conclusions on an opportunity of application of the given additive.

Текст научной работы на тему «К вопросу о влиянии противотурбулентных присадок на качество дизельных топлив»

УДК 665.7.038

К вопросу о влиянии противотурбулентных

присадок на качество дизельных топлив

с повышением требований к качеству дизельных топлив (ДТ), увеличивается выпуск ДТ экологического класса ЕВРО. Основным средством транспортировки топлива являются магистральные нефтепродуктопроводы (МНПП), следовательно, растёт потребность в увеличении объёмов перекачиваемого по трубопроводам нефтепродукта без потери его качества.

Для увеличения объёмов транспортировки светлых нефтепродуктов по трубопроводам применяются различные методы: лупингование старых и строительство новых линий, создание новых насосных станций и другие.

Наряду с этими методами в целях повышения производительности МНПП применяются различные полимерные добавки, снижающие турбулентность потока жидкости (эффект Томса) — противотурбулентные присадки (ПТП), которые вводятся непосредственно в перекачиваемый нефтепродукт.

Существует три основных вида агентов снижения гидравлического сопротивления, — волокна, полимеры и поверхностно-активные вещества (ПАВ) [1].

Смеси волокон с полимерами могут снижать сопротивление до 95%. С увеличением длины и уменьшением диаметра молекулы эффективность волокон возрастает. Волокна химически и механически устойчивы в водной среде, нечувствительны к материалу трубы и температуре. Однако у волокон есть существенный недостаток: их применение может вызвать заторы в трубопроводе из-за их высокой концентрации.

При применении полимеров снижение сопротивления зависит от нескольких факторов:

• концентрации полимера. Снижение сопротивления в потоке при фиксированной скорости увеличивается до достижения определённой величины — концентрации насыщения. Выше этой концентрации эффект уменьшается. Снижение сопротивления с ростом концентрации объясняется тем, что большее число молекул участвует в гашении микровихрей, а уменьшение — увеличением вязкости раствора;

• молекулярной массы полимера. С увеличением размеров молекулы полимера повышается его эффективность, однако как только размеры макромолекул превысят оптимальные, они начинают ощущать объемные затруднения из-за перекрывания их сфер влияния;

• конформации полимера. Линейные полимеры являются наиболее эффективными агентами снижения сопротивления;

• гидродинамических параметров потока. Необходимо наличие турбулентного течения [2].

Полимеры как агенты снижения сопротивления имеют серьёзный недостаток, — они постоянно деструктируют в области больших сдвиговых или растягивающих напряжений. Особенно чувствительны к деструкции высокомолекулярные полимеры, и скорость механической деструкции тем выше, чем больше молекулярная масса [3].

Преимуществом ПАВ перед полимерами является способность их наноструктур к самосборке после разрушения под дей-

С.В. СЕРЕДА, специалист отдела методологии товарно-транспортных операций ООО «НИИ ТНН» г. Москва

А.И. ГОЛЕНИЦКИЙ, к.т.н,

начальник

отдела трубопроводного транспорта

А.В. СЕРЕДА, к.т.н., доцент, зам. начальника отдела нефтяных и альтернативных топлив

ФАУ «25 ГосНИИхиммотологии Минобороны России»,

E-mail: gail972@yandex.ru

Подтверждается эффективность применения противотурбулентных присадок при перекачке нефтепродуктов по магистральным нефтепро-дуктопроводам. Приведены результаты влияния противотурбулентной присадки Necadd-447 на основные показатели физико-химических и эксплуатационных свойств дизельных топлив. Сделаны выводы о возможности применения данной присадки.

Ключевые слова: нефтепродукто-провод, противотурбулентная присадка, дизельное топливо.

Efficiency of application of antiturbulent additives proves to be true at swapping mineral oil on the main oil pipelines. Results of influence of antiturbulent additive Necadd-447 on the basic parameters of physical and chemical and operational properties diesel combustible are resulted. Are drawn conclusions on an opportunity of application of the given additive.

Keywords: main oil pipelines, antiturbulent additives, fuel oil.

транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья № 2 2013

ствием сдвига. При критической концентрации мицеллообразования (ККМ), ПАВ образуют мицеллы. Когда концентрация ПАВ равна или немного превышает ККМ, форма мицелл сферическая или эллипсоидальная. По мере увеличения концентрации и достижения ККМ II, мицеллы принимают несферическую форму и могут перестроиться в диски и далее сформировать длинные цилиндрические структуры, называемые стерж-необразными или червеобразными мицеллами. Вытянутая форма мицелл считается необходимым условием для снижения сопротивления. Силы, удерживающие молекулы ПАВ в мицеллах, гораздо слабее, чем первичные химические связи в молекулах. Но эти связи действуют даже после разрушения под действием сдвига, и происходит их самосборка.

Опыт применения противотурбулентных присадок на МНПП показал эффективность и эколо-гичность данной технологии при перекачке нефтепродуктов, позволил выделить их в качестве одного из приоритетных направлений развития в области транспортирования жидких углеводородов по трубопроводам.

В настоящее время ассортимент дизельных топлив в России насчитывает свыше 40 марок, выпускаемых по более 10 нормативным документам. Основными нормативными документами являются ГОСТ 305-82 «Топливо дизельное. Технические условия» и ГОСТ Р 52368-2005 «Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия», соответствующий требованиям европейского стандарта EN 590 [4,5].

Для повышения качества и соответствия требованиям нормативной документации, в состав ДТ вводят многофункциональные пакеты присадок, состоящие как правило из депрессорно-дисперегирующих промоторов воспламенения, противоизносных, антиокислительных, моющих и др. При составлении многофункциональных пакетов присадок необходимо учитывать их совместимость, поскольку различные ПАВ могут влиять на функциональные свойства друг друга.

Состав пакетов присадок ДТ сбалансирован и введение в них новых компонентов может привести к антогонизму и снижению уровня эксплуатационных свойств, поэтому добавление ПТП в ДТ вносит неопределенность влияния на уровень их физико-химических и эксплуатационных свойств.

С целью оценки влияния противотурбулент-ной присадки Necadd-447, которая используется на российском рынке, на основные показатели физико-химических и эксплуатационных свойств ДТ были проведены экспериментальные исследования образцов ДТ без противотурбулент-ной присадки и с ней в концентрациях 25, 50, 75 и 100 ррт. Она представляет собой суспензию полимера высшего а-олефина в среде растворителя. Полимерная цепь представляет собой продукт со-

полимеризации а-олефинов с числом углеродных атомов от 6 (гексен) до 12 (додецен).

В качестве образца дизельного топлива использовано ДТ ЕВРО по ГОСТ Р 52368-2005, класс 4, вид III, изготовленное путем смешения ДТ гид-роочищенного и фракции гидроочищенной для производства топлива для реактивных двигателей с добавлением противоизносной присадки ШТес 4140А и цетаноповышающей присадки КегоЬ^о1 ЕН^ Компонентный состав образца ДТ ЕВРО, класс 4, вид III, % мас.: Топливо дизельное гидроочищенное ...... 31,63

Фракция гидроочищенная для производства топлива для реактивных двигателей...... 68,37

Противоизносная присадка

ШТес 4140А....................................................0,035

Цетаноповышающая присадка

КегоЪпзо1 ЕНЫ ..........................................0,12

Цетаноповышающие присадки по своей химической природе — это алкилнитраты (тионитра-ты, изопропилнитраты, перекиси), которые применяются в концентрациях до 0,25%. Всемирной топливной хартией предполагается рост цетано-вого числа (ЦЧ) с 51, что необходимо для современных двигателей, до 55 в будущем.

Противоизносные присадки представляют собой сложные эфиры. Рабочие концентрации про-тивоизносных присадок в ДТ составляют от 0,002 до 0,04%.

Для оценки показателей физико-химических и эксплуатационных свойств ДТ были выбраны методы, входящие в ГОСТ Р 52368-2005 «Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия», ГОСТ 305-82 «Топливо дизельное. Технические условия».

В таблице и на рис. 1-3 приведены результаты оценки физико-химических и эксплуатационных свойств образцов ДТ с противотурбулентной присадкой и без неё. Изменение других показателей физико-химических свойств образцов ДТ не установлено.

Проведя экстраполяцию полученных данных по показателю «предельная температура фильтруемо-сти», получено, что при концентрации присадки Necadd-447 от 160 ррт и выше, качество ДТ ЕВРО не удовлетворяет требованиям ГОСТ Р 52368, что

3 460 1 440

V 420

-400

^ 380

360

340

320

300

Нор/ *а по ГО СТ5236 8-2005

■- 1- -

■ -к

0 20 40 60 80 100 120

Necadd-447, ppm

Рис. 1. Зависимость изменения смазывающей способности (скорректированного диаметра пятна износа при 60 °С) ДТ ЕВРО от концентрации присадки Necadd-447

транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья № 2 2013

Физико-химические свойства образцов ДТ ЕВРО, класс 4, вид III с противотурбулентной присадкой Necadd-447 и без неё

Показатели Норма Результат Метод испытания

по Техническому регламенту (класс 5) по ГОСТ Р 52368 ДТ ДТ + Necadd-447 (25 ppm) ДТ + Necadd-447 (50 ppm) ДТ + Necadd-447 (75 ppm) ДТ + Necadd-447 (100 ppm)

Предельная температура фильтруемости, °С Не выше минус 38 Не выше минус 44 Минус 51 Минус 51 Минус 49 Минус 48 Минус 47 ГОСТ 22254-92

Смазывающая способность, скорректированный диаметр пятна износа при 60°С, мкм Не более 460 Не более 460 345 360 348 352 364 ГОСТ Р ИСО 121562001

Коэффициент фильтруемо- сти Не более 3 (ГОСТ 305-82) 1,07 1,52 1,46 1,75 1,77 ГОСТ 19006-72

i > -44

о

h-"" -45

-46-

-47

-48

-49

-50-

-51 i

-52

Норма по ГО CT 305-82

5o

100

150 200

Necadd-447, ppm

Рис. 2. Зависимость изменения предельной температуры фильтруемости ДТ ЕВРО от концентрации присадки Necadd-447

í 3,5

U

о

м3

Ф

£2,5

I 2

-&■ 1,5

I 1

0,5

S о

Н орма по ГОСТ 3 05-82

■ _____ i" '

40

80 100 120 Necadd-447, ppm

Рис. 3. Зависимость изменения коэффициента фильтруемости ДТ ЕВРО от концентрации присадки Necadd-447

было подтверждено проведением дополнительного эксперимента.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, на основании результатов проведенных экспериментальных исследований можно сделать следующие выводы:

1. Наиболее склонными к изменению показателями физико-химических свойств дизельных топлив от концентрации присадки Necаdd-447, являются:

• предельная температура фильтруемости — с введением присадки Necadd-447 в концентрации до 100 ррт повышается от минус 51°С до минус

47°С, при концентрации присадки в топливе более 160 ppm данный показатель выходит за пределы установленных требований;

• коэффициент фильтруемости — при повышении концентрации присадки Necadd-447 с 25 до 100 ppm увеличивается на 70%, однако не превышает установленных требований ГОСТ Р 52368);

• смазывающая способность — при введении до 100 ppm присадки Neccad-447 изменяется незначительно (на 19 мкм) и находится в пределах установленной нормы.

2. В зависимости от условий перекачки ДТ ЕВРО по магистральному нефтепродуктопроводу (диаметр, длина трубопровода, состояние внутренней поверхности, перепад высот по длине трубопровода, время года и др.) противотурбулентная присадка Necadd-447 может вводиться в продукт в концентрациях от 0 до 160 ppm без потери его качества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. YiWang, Во Yu, Haifeng Shi. Снижение гидродинамического сопротивления и теплоперенос в присутствии добавок. Advances in Mechanical Engineering, volume 2011, ID 478749, P. 17.

2. Несын Г.В., Манжай В.Н., Сулейманова Ю.В., Станкевич B.C., Коновалов К.Б. Механизм действия, оценка эффективности и особенности получения полимерных антитурбулентных присадок для транспорта углеводородных жидкостей II Известия Томского политехнического университета. — 2006. — Т. 309, № 3. — С. 112-115.

3. Lee W.K. Turbulent drag reduction in polymeric solutions containing suspended fibers. 1974. — V. 20. — № 1. — P. 128-133.

4. ГОСТ 305-82. Топливо дизельное. Технические условия.

5. ГОСТ Р 52368-2005 Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия.

0

0

транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья № 2 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.