Научная статья на тему 'Повышение социального статуса подростка в коллективе как условие преодоления межличностного взаимодействия на уроке английского языка'

Повышение социального статуса подростка в коллективе как условие преодоления межличностного взаимодействия на уроке английского языка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
461
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС / ПОДРОСТОК / КОЛЛЕКТИВ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОБЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Туманова Ингрид Владимировна

В статье рассматривается социальный статус подростка как условие преодоления общения не только в коллективе, но и в учебной деятельности. Выделены статусные группы учащихся и рекомендации для создания комфортной обстановки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение социального статуса подростка в коллективе как условие преодоления межличностного взаимодействия на уроке английского языка»

понижение точности движений и т.д.). Во-вторых, пренебрежительным отношением к правилам безопасности в результате адаптации к опасности.

Таким образом, обобщая методы снижения опасности, нежелательных последствий, обусловленных психологическими факторами риска, можно их объединить их в следующие группы:

1. проведение профилактических и охранных мероприятий;

2. эргономическая оптимизация оборудования, рабочего места, информационной нагрузки в соответствии с психологическими возможностями людей;

3. профотбор и отсев профессионально непригодных лиц для тех или иных профессий;

4. устранение несоотвЕтствия структуры деятельности психофизиологическому состоянию человека (профилактика зрительных и психоэмоциональных перенапряжений; профилактика переутомлений; профилактика монотонии);

5. повышение профессиональной компетентности и опыта;

6. психологическая тренировка и овладение аутотренингом и другими методами саморегуляции;

7. повышение ответственности, дисциплинированности, готовности выполнять требования безопасности труда.

Список литературы

1. Психология в проблеме безопасности, 2014. № 9. [Электронный ресурс]. Режим

доступа: http://lib4all.ru/base/B3329/B3329Part12-55.php/ (дата обращения:

10.06.2017).

ПОВЫШЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ПОДРОСТКА

В КОЛЛЕКТИВЕ КАК УСЛОВИЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Туманова И.В.

Туманова Ингрид Владимировна - магистрант, психолого-педагогический факультет, Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ

Аннотация: в статье рассматривается социальный статус подростка как условие преодоления общения не только в коллективе, но и в учебной деятельности. Выделены статусные группы учащихся и рекомендации для создания комфортной обстановки.

Ключевые слова: социальный статус, подросток, коллектив, межличностное взаимодействие, общение.

Одна из проблем взаимоотношений людей заключается в общении, которое проявляется на каждом этапе развития, но в особенности подростковом и определение социального статуса в коллективе. В процессе взросления подростки чаще сближаются по интересам, но при этом отдаляются от родителей. Осознание своего «Я» и его статуса напрямую зависит от межличностного общения, что в свою очередь зависит от наличия свободы и ответственности.

По мнению, А.Ф. Лазурского понятие «отношения» является системообразующим фактором структуры личности. Очевидно, что отношения со сверстниками строятся равноправнее, чем с родителями. Общение приносит пользу в удовлетворении его

88

интереса [1], поэтому со временем подросток перестаёт делиться информацией своей семье. Подходящий уровень межличностных отношений зависит от условий психологического климата в коллективе.

Целью нашего исследования было изучение социального статуса подростка в коллективе и зависимость статуса на успешность изучения иностранного языка. Базой нашего исследования послужила МАОУ средняя школа №35 г. Улан - Удэ. Респондентами выступили учащиеся 8 класса (13-14лет) в количестве 32 человек: 14 девочек и 18 мальчиков.

Для оценки межличностных отношений среди подростков в коллективе была проведена методика «Социометрия», которая разработана Дж. Морено. Целью методики является выявление «социометрических статусов» учащихся. Статус в психологии рассматривается, как положение, занимаемое индивидом в системе межличностных отношений, определяющих его обязанности, прав и привилегии [2]. Он предопределён такими факторами, как мнения группы о личности, успешность в своей сфере деятельности. По полученным данным можно сделать выводы об уровне сплочённости группы; их связи с лидерами; о взаимодействии лидеров между собой; соответствие выбранного актива группы реальном; наличие членов группы, которых группа не принимает, и изолированных [3].

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что в коллективе имеются следующие роли:

Таблица 1. Наличие социальных статусов в экспериментальном классе

Статусная группа Определение Кол-во человек Сред. оценка за тест по англ.

«Звезда» Они притягивают к себе других людей, «ведут» за собой; они позитивные, дружелюбные, с другими не конфликтуют, отзывчивые. 13% 3 из 5

«Предпочитаемые» С этими людьми хотят общаться, к ним тянутся другие, им комфортно с другими. 40% 2.4 из 5

«Пренебрегаемые» В коллективе у них мало друзей, чаще всего 1 друг 33% 2.4 из 5

«Непринятые» Часто незаметные для коллектива и их точка зрения не ставиться во внимание. 13% 1.5 из 5

Одним из показателей неблагополучия складывающихся отношений является коэффициент взаимности выборов. Он показывает, насколько взаимны симпатии в общности. Коэффициент взаимности (КВ) вычисляется по формуле:

_ Количество взаимных выборов КВ —

Общее число выборов В нашем случае КВ = (13:32) х 100% = 40,6%. Данный показатель свидетельствует о недостаточном количестве взаимных выборов.

Ко всей этой разобщенности в коллективе, согласно таблице 1, также постоянная смена учителя по английскому усугубляет учебную деятельность учащихся. При этом средняя оценка каждой группы ставит под сомнение их знания в английском языке и умении использовать на уроках говорения. При постоянном учителе ребята смогли бы раскрыться и иметь систематизированную программу обучения английского языка. «Чем выше авторитет, чем важнее для воспитанников науки, основы которых преподает учитель, тем справедливее кажутся его требования, замечания, тем весомее

89

каждое его слово. Для ребят идея неотделима от личности, - писала Н.К.Крупская. -То, что говорит любимый учитель, воспринимается совсем по-другому, чем то, что говорит презираемый или чуждый им человек [15, 265]. Только при правильных взаимоотношениях можно учить и воспитывать. Не устрашать, не льстить, а понять, подобрать особый ключ к каждому».

В результате следует дать рекомендации учителю по английскому для создания комфортной обстановки, которые помогут ребятам с низкими показаниями общения не только легче общаться со сверстниками, но и почувствовать поддержку при изучении иностранного языка.

1. Учитель должен одобрять спонтанность идей у ребят, не подавлять их самостоятельность и не перебивать, даже при неправильных ответах.

2. Учитель должен проявлять уважение и терпение к ответам учащихся, верить в их способности, доверять, не перебивать. По возможности создать некие ценности или традиции, при которых дети смогут чувствовать себя в кругу дружного коллектива. Например, праздновать день Благодарения (Thanksgiving Day) или Halloween.

3. Учитель должен знать, чем живут, и интересуются его дети. Объединить класс при помощи совместной работы, поручать «непринятым» задания и поощрять за проявленную инициативу. Использовать методы коррекции (тренинги Who is who, игры Hangman, творческие мастерские Draw the monster).

4. Учитель должен подходить к каждой проблеме деликатно, иметь чувство такта и юмора при конфликтах, нейтрализовать и не выделять виноватых при всех, а провести индивидуальную беседу.

Список литературы

1. Мухина В.С. Возрастная психология // учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2010.

295 с.

2. Челдышова Н.Б. Шпаргалка по социальной психологии. [Электронный ресурс].

Режим доступа: https://psyera.ru/2803/socialnyy-status/ (дата обращения:

03.10.2014).

3. Крупская Н.К. Педагогические сочинения // В 10 Т. М., 1959. Т. 3.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СМИ ОБ ИДЕАЛЬНОМ

ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ВОДИТЕЛЕЙ И ПЕШЕХОДОВ В РОССИИ

1 2 Чеснокова И.В. , Чесноков Д.В.

1Чеснокова Инга Васильевна - магистрант, кафедра психологии труда и психологического консультирования, Московский государственный педагогический университет; 2Чесноков Дмитрий Владимирович - студент, кафедра социальной общей и клинической психологии, Российский государственный социальный университет, г. Москва

Аннотация: в статье представлены результаты эмпирических исследований, теоретического анализа интернет-контента взаимодействия водителей и пешеходов в России. Раскрывается эксплуатация темы об идеальном взаимодействии водителей и пешеходов в качестве рекламы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.