ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РАБОТАЮЩИХ НА БАШЕННЫХ КРАНАХ Малков С.В.
Малков Сергей Валентинович - аспирант, кафедра автоматизированных систем обработки информации и управления, Астраханский государственный технический университет, г. Астрахань
Аннотация: в статье анализируются проблемы аварийности и травматизма на современных производствах, обусловленные психологическим состоянием работников. Рассмотрены психические свойства и состояния работников. Рассмотрены вредоносные факторы и их влияние на рабочий процесс. Ключевые слова: башенные краны, аварийность в производстве, травматизм на строительных площадках.
УДК 331.225.3
Психология безопасности труда является неотъемлемой частью в структуре мероприятий по обеспечению безопасной деятельности человека. Проблемы аварийности и травматизма на современных производствах невозможно решать только инженерными методами. Статистика свидетельствует о том, что 60-90% случаев аварийности и травматизма имеют организационно-психологические причины. Пребывание людей в состоянии утомления или других психических состояний способствует появлению ситуаций, способствующих безопасности деятельности. Напряженность трудового процесса машиниста крана определяется из следующих параметров, которые отражены в таблице 1.
Таблица 1. Оценка факторов напряженности труда машиниста крана
Фактор напряженности труда Параметр фактора Класс условий труда
Длительность сосредоточенного наблюдения Находится в сосредоточении в течении всего рабочего процесса 3,1
Нагрузка на слуховой анализатор Разборчивость способов и сигналов от 50 до20%, имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 2м 3,1
Степень ответственности за результат собственной деятельности. Несет ответственность за функциональное качество основной работы. 3,1
Степень риска для собственной жизни Вероятна 3,2
Степень риска за безопасность других лиц Возможна 3,1
Монотонность труда Время активных действий 3,1
Монотонность производственной обстановки Постоянна 3,2
Наличие выраженного состояния напряженности, отраженное в таблице, в процессе трудовой деятельности крановщиков говорит о необходимости проведения психопрофилактической работы с ними с целью коррекции их состояния и повышения надежности их работы.
Для того чтобы определиться с особенностями психологического состояния работающих на башенных кранах, нужно выделить три основные группы психологических элементов: психические процессы, свойства и состояния, которые характерны для любого вида деятельности. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы (ощущения, восприятия, память и др.). Психические свойства (качества личности) - это свойства личности или ее существенные особенности (направленность, характер, темперамент).
Психические свойства проявляются в том, что каждый второй человек сталкивается со стрессом и плохим психологическим климатом на рабочем месте. Одни работники более восприимчивы к тем или иным рабочим ситуациям, другие менее. Психологическая обстановка на рабочем месте очень важна как для работника так и для работодателя. Легкий стресс и депрессия, удрученное психологическое состояние работника может перейти в настоящее заболевание, связанное с неврологией.
На психологический климат на рабочем месте влияют:
- неблагоприятное воздействие условий производства;
- повышенная тревожность;
- признаки депрессивных состояний;
- типичные астенические реакции.
О необходимости проведения с крановщиками такой корректирующей работы свидетельствуют и результаты обследования психологического самочувствия работников. У обследованных крановщиков в значительной степени обнаружены выраженные отступления от оптимального психологического самочувствия. Это следует рассматривать как следствие неблагоприятного воздействия условий производства, профессиональной деятельности на самочувствие работников. Более конкретный анализ показывает, что у 26% отмечается повышенная тревожность, у 30% - проявляются признаки депрессивных состояний, характеризующихся ослаблением тонуса и энергии, снижением фона настроения. Для 12% типичны астенические реакции, характеризующиеся понижением работоспособности и быстрой утомляемостью, эмоциональной неустойчивостью, нарушением внимания.
Эти психические состояния возникают в процессе трудовой деятельности, которые классифицируются по следующим группам:
1. Относительно устойчивые и длительные по времени состояния. Они определяют отношение человека к данному конкретному производству и конкретному виду труда. Эти состояния (удовлетворенности или неудовлетворенности работой, заинтересованности трудом или безразличия к нему т.п.) отражают общий психологический настрой коллектива [1].
2. Временные, ситуативные, быстропроходящие состояния возникают под влиянием разного рода неполадок в производственном процессе или во взаимоотношениях работающих [1].
3. Состояния, возникающие периодически в ходе трудовой деятельности. Таких состояний много. Например, пониженная готовность к работе, повышенная работоспособность, утомление, состояния, вызванные содержанием и характером работы (операции): скука, сонливость, апатия, повышенная активность и т.п. [1].
В работе крановщика присутствуют следующие виды напряжения: умеренное напряжение, повышенное напряжение, монотония, политония, физическое напряжение, эмоциональное напряжение, напряжение ожидания, мотивационное напряжение. Проявлениями напряжения являются:
1) физиологический дискомфорт, т.е. несоответствие условий обитания нормативным требованиям;
2) дефицит времени на обслуживание;
3) биологический страх;
4) повышенная трудность задачи;
5) повышенность ошибочных действий;
6) неуспех вследствие объективных обстоятельств;
7) дефицит информации для принятия решений;
8) недогрузка информации (сенсорная депривация);
9) перегрузка информации;
10) конфликтные условия.
Наиболее частным проявлением негативного психологического состояния является утомление - напряжение, связанное с временным снижением работоспособности, вызванным длительной работой.
Компонентами утомления являются:
1. Человек чувствует, что не в силах должным образом продолжать работу.
2. Расстройство внимания.
3. Продолжительная ручная работа может привести к ослаблению тактильной и кинестетической чувствительности.
4. Утомление сказывается в замедлении или беспорядочной торопливости движений, расстройстве их ритма, в ослаблении точности и координированности движений их деавтоматизации.
5. Дефекты памяти и мышления.
6. Ослабление воли.
7. Сонливость.
При рассмотрении влияния психических состояний на безопасность, труда необходимо иметь в виду состояние здоровья работника, в частности, функциональные изменения в организме, предрасположенность к несчастным случаям. К числу этих факторов относятся также неправильная организация труда (недостатки в режиме труда и отдыха, наличие отвлекающих воздействий), наличие производственных вредностей, недостатки в организации питания, плохие жилищные условия и т.д. К числу социально-психологических условий, приводящих к временному снижению уровня психофизиологических параметров и нарушению дисциплины, относятся неблагоприятные отношения в коллективе, наличие конфликтных ситуаций, стиль работы руководителя.
Среди вредных факторов, характерных для кранов, шум выделяется как постоянно действующий фактор высокой интенсивности, длительное воздействие которого приводит к повышенной утомляемости, потере слуха, снижению производительности труда. При длительном воздействии он вызывает хроническое профессиональное заболевание — вибрационную болезнь.
Причины возникновения опасных ситуаций и производственных травм, связанных с человеческим фактором, можно расположить по следующим уровням:
- уровень индивидуума (врожденные или приобретенные временно или постоянно психические и физиологические характеристики организма);
- уровень ближней среды (условия труда, нарушение коллегиальных отношений, неудовлетворительный инструктаж по безопасности труда, жилищные и материальные заботы и т.д.);
- уровень общества (недостаточная информированность о профессиональных рисках и последствиях от них, изъяны в стратегии организации безопасного труда в отрасли или регионе и т.д.).
Замечено, что травматизм имеет два пика: у молодых работников и у лиц, имеющих стаж более 10 - 5 лет.
Второй пик травматизма намечается у лиц, имеющих трудовой стаж более 10 - 15 лет. Это объясняется следующими обстоятельствами. Во-первых, снижением психических и физиологических функций, связанных с процессом старения, влияющим на четкость и точность выполнения работ (осложнение в приеме информации, уменьшение сопротивляемости действию побочных факторов, нарушающих выполнение работ, ухудшение памяти, закрепление старых привычек,
87
понижение точности движений и т.д.). Во-вторых, пренебрежительным отношением к правилам безопасности в результате адаптации к опасности.
Таким образом, обобщая методы снижения опасности, нежелательных последствий, обусловленных психологическими факторами риска, можно их объединить их в следующие группы:
1. проведение профилактических и охранных мероприятий;
2. эргономическая оптимизация оборудования, рабочего места, информационной нагрузки в соответствии с психологическими возможностями людей;
3. профотбор и отсев профессионально непригодных лиц для тех или иных профессий;
4. устранение ^соответствия структуры деятельности психофизиологическому состоянию человека (профилактика зрительных и психоэмоциональных перенапряжений; профилактика переутомлений; профилактика монотонии);
5. повышение профессиональной компетентности и опыта;
6. психологическая тренировка и овладение аутотренингом и другими методами саморегуляции;
7. повышение ответственности, дисциплинированности, готовности выполнять требования безопасности труда.
Список литературы
1. Психология в проблеме безопасности, 2014. № 9. [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://lib4all.ru/base/B3329/B3329Part12-55.php/ (дата обращения:
10.06.2017).
ПОВЫШЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ПОДРОСТКА
В КОЛЛЕКТИВЕ КАК УСЛОВИЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Туманова И.В.
Туманова Ингрид Владимировна - магистрант, психолого-педагогический факультет, Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ
Аннотация: в статье рассматривается социальный статус подростка как условие преодоления общения не только в коллективе, но и в учебной деятельности. Выделены статусные группы учащихся и рекомендации для создания комфортной обстановки.
Ключевые слова: социальный статус, подросток, коллектив, межличностное взаимодействие, общение.
Одна из проблем взаимоотношений людей заключается в общении, которое проявляется на каждом этапе развития, но в особенности подростковом и определение социального статуса в коллективе. В процессе взросления подростки чаще сближаются по интересам, но при этом отдаляются от родителей. Осознание своего «Я» и его статуса напрямую зависит от межличностного общения, что в свою очередь зависит от наличия свободы и ответственности.
По мнению, А.Ф. Лазурского понятие «отношения» является системообразующим фактором структуры личности. Очевидно, что отношения со сверстниками строятся равноправнее, чем с родителями. Общение приносит пользу в удовлетворении его
88