Медицинская реабилитация не может быть эффективной, если не рассматривать ее в совокупности с другими видами реабилитации. По представленной таблице видно, что все виды реабилитации тесно связаны между собой, и врач, так или иначе, участвует в каждом вопросе. Одной из важнейших задач является улучшение качества жизни.
Вышесказанное диктует необходимость работы в следующих направлениях:
1. Медико-экономическая стандартизация диспансеризации онкологических пациентов;
2. Разработка и внедрение комплексной программы реабилитации пациенток с РШМ, в которую необходимо включать современные методы диагностики и терапии папилломовирусной инфекции;
3. Поиск и совершенствование путей специфической профилактики и терапии папилломовирус-ной инфекции.
Литература
1. Бохман Я.В. Руководство по онкогинекологии. - СПб: ООО Изд-во «Фолиант», 2002. - C. 195-229.
2. Козаченко В.П. Рак шейки матки // Современная онкология. - 2000. - Т. 2.- №2. - C. 40-44.
3. Полякова В.А. Онкогинекология. - М.: Медицинская книга, 2001. - 150 с.
4. Ульрих Е.А. Качество жизни больных раком шейки матки I, II стадий после радикальных методов лечения // Вопросы онкологии. - 2007. - Т.53. -№5. - С. 717-721.
5. Чиссов В.И. Состояние онкологической помощи населению России в 2006 году. - М., 2007. - 178 с.
ПОВЫШЕНИЕ РЕЛЕВАНТНОСТИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ОНКОЛОГИИ (ОПЫТ КАФЕДРЫ ХИРУРГИИ И ОНКОЛОГИИ С КУРСАМИ ОНКОЛОГИИ И ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ ИПО)
Ш.Х. Ганцев, И.Р. Рахматуллина, О.Н. Липатов, А.М. Ханов, К.Ш. Ганцев, Т.В. Ахметова, М.А. Мустафин, В.В. Ручкин, Р.Т. Аюпов, Н.Г. Валиева, Ш.М. Хуснутдинов, Л.Н. Кудряшова, Р.З. Султанов, Ф.Ш. Зайнуллин, А.В. Султанбаев, Р.М. Мустаев
Башкирский государственный медицинский университет, Республиканский клинический онкологический диспансер (г.Уфа)
На кафедре хирургии и онкологии с курсами онкологии и патологической анатомии ИПО более десяти лет разрабатываются средства и инструменты для реализации следующих направлений повышения уровня профессиональной подготовки специалистов и релевантности высшего профессионального образования:
1. Повышение профессиональной подготовки на этапе высшего профессионального образования (выпускников) за счет созданных образовательных ресурсов - образовательных, контролирующих, тренинговых и иных средств; высококачественных учебников, учебных пособий (курсов лекций, практикумов, атласов, глоссариев и др.) в классическом и электронном вариантах изданий;
2. Повышение и поддержание уровня профессиональной подготовки на послевузовском этапе образования;
3. Методическое и организационное обеспечение постоянно действующей системы повышения квалификации специалистов: дистанционное образование, телемедицина и др.
Для обеспечения современного уровня додип-ломной подготовки по онкологии сотрудниками кафедры издан первый отечественный электронный
обучающе-контролирующий комплекс «Онкология» (изд. 2003 года), учебник «Онкология» под ред. Ш.Х. Ганцева (изд. 2004г. и 2006 г.), «Руководство к практическим занятиям по онкологии» под ред. Ш.Х. Ганцева (изд. 2007 года) и «Атлас по онкологии» под ред. М.И. Давыдова и Ш.Х. Ганцева (изд.2008 года).
Электронный обучающе-контролирующий комплекс «Онкология» (e-learning «ONCOLOGY») состоит из модуля электронного учебника «Онкология» для студентов образовательных учреждений высшего профессионального (медицинского) образования (по специальностям 060101 «Лечебное дело», 060103 «Педиатрия»), адаптированного к традиционным системам обучения, и модуля приложений к учебнику. Приложениями являются электронные формы практикума по онкологии, атласа, тренажера, тестов, а также пособия для врачей общей практики.
Электронный обучающе-контролирующий комплекс «Онкология» (e-learning «ONCOLOGY») - первый подобного рода комплекс в Российской Федерации, в котором реализована концепция электронного образования в рамках государственных образовательных стандартов медицинских специальностей (додип-ломного, послевузовского и дополнительного профессионального образования).
60
РАЗНОЕ
КрйяТ|и1ияЯ1Хип1пВий1и1днКВиЯвия
В проекте e-learning «ONCOLOGY» реализована концепция непрерывного высшего профессионального (медицинского) образования в рамках государственных образовательных стандартов медицинских специальностей (додипломного, послевузовского и дополнительного профессионального образования). Реализованы новые принципы и методы обучения для додипломной подготовки специалиста, при которых увеличение объема приобретаемых знаний происходит не путем увеличения трудозатрат и времени обучения, а за счет улучшения качества оказываемых образовательных услуг. Разработаны и внедрены в образовательный процесс новые информационные технологии, прогрессивные формы организации образовательного процесса и активные методы обучения, а также учебно-методические материалы, соответствующие современному мировому уровню, повышающие качество, эффективность, непрерывность и релевантность образовательного процесса.
Созданный электронный обучающий комплекс «Онкология» позволяет обеспечить релевантность и непрерывность высшего профессионального образования, обеспечивает единое образовательное пространство, академическую мобильность обучающихся, обеспечивает развитие инновационности высших профессиональных образовательных учреждений. Внедрение его на территории Российской Федерации позволило повысить качество подготовки специалистов в высших профессиональных образовательных учреждениях медицинского профиля, реализовать мультидисциплинарный подход в образовании, стандартизировать подходы к обучению. Применение контролирующих и тренинговых программ комплекса согласно принципам Международной Федерации медицинского образования повышает качество и эффективность образовательного процесса. Работа получила признание на уровне решений Проблемной учебно-методической комиссии Департамента фармацевтической деятельности, обеспечения благополучия человека, науки и образования Министерства здравоохранения и социального развития по онкологии в 2005 и 2006 гг., внедрена на территории Российской Федерации в образовательных учреждениях высшего профессионального и последипломного образования. В 2009 году Российская академия естествознания удостоила электронный обучающе-конт-ролирующий комплекс «Онкология» Национальным сертификатом качества №00116 от 13.05.2009 «Лучший информационный проект - 2009».
Для додипломной подготовки специалистов в 2004 году издан учебник «Онкология», который был переиздан в 2006 году и рекомендован учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебника для студентов медицинских вузов. В соответствии с учебной программой учебник состоит из двух частей. Часть первая, «Общая онкология», содержит сведения об истории, современных проблемах онкологии, организации онкологической помощи, патогенезе клинических симптомов, методах диагностики злокачественных новообразований, принципах лечения злокачественных новообразова-
ний и деонтологии в онкологии. Часть вторая «Частная онкология» содержит современные данные об основных нозологических формах злокачественных новообразований, отраженных в соответствующих главах - рак кожи, меланома, опухоли головы и шеи, предраковые заболевания и рак молочной железы, рак легкого, рак пищевода, рак желудка, рак ободочной кишки, рак прямой кишки, рак печени, рак поджелудочной железы, опухоли костей и мягких тканей, лимфогранулематоз. В 2009 году Российская академия естествознания признала учебник «Онкология» лучшим учебно-методическим изданием в отрасли на выставке «Золотой фонд отечественной науки».
В настоящее время в издательстве ГЭОТАР готовится к изданию учебник «Онкология» под ред. М.И. Давыдова и Ш.Х. Ганцева, в подготовке которого принимали участие руководители ведущих научных школ Российской Федерации.
«Руководство к практическим занятиям по онкологии» издано в 2007 году и рекомендовано учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов. Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями практической подготовки студентов старших курсов медицинских вузов, иллюстрировано значительным количеством авторских фотографий и рисунков, которые наглядно демонстрируют ряд практических навыков. В руководстве имеется раздел частной онкологии, где освещены статистические данные, вопросы диагностики и лечения злокачественных новообразований. Руководство к практическим занятиям предназначено для студентов 4-6 курсов медицинских вузов, клинических ординаторов, аспирантов. В 2009 году «Руководство к практическим занятиям по онкологии» удостоено диплома лауреата конкурса учебно-методических изданий в отрасли на выставке «Золотой фонд отечественной науки» Российской академии естествознания.
Для додипломной подготовки по онкологии также предназначен «Атлас по онкологии» под редакцией М.И. Давыдова и Ш.Х. Ганцева, изданный в 2008 году. Издание рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов. В атласе приведены краткие сведения и многочисленные иллюстрации, позволяющие получить наглядное представление о методах диагностики и лечения злокачественных новообразований, а также статистические показатели, характеризующие онкологическую заболеваемость и смертность в динамике. Материалом для иллюстраций послужили, в основном, собственные клинические наблюдения авторов. Ряд рисунков, посвященных хирургическим операциям, выполнен авторами на основе компьютерных технологий и графических программ. Иллюстрационный материал, представленный в атласе, способствует углублению знаний по онкологии, полученных на лекциях, практических занятиях, из учебников. В 2008 году «Атлас по онкологии» был признан лучшим учебным изданием в номинации «Атлас» на конкурсе, проведенном в рамках Конгресса
«Российский медицинский форум-2008», посвященного 250-летию ММА им. И.М.Сеченова. Российская академия естествознания в 2009 г. признала учебное пособие «Атлас по онкологии» лучшим учебно-методическим изданием в отрасли на выставке «Золотой фонд отечественной науки».
Последипломное образование предусматривает различные формы подготовки специалистов - от первичной специализации, совершенствования, стажировок до проведения симпозиумов, школ, научно-практических конференций. Для достижения максимального результата последипломной подготовки в Башкирском государственном медицинском университете создан курс последипломной подготовки специалистов по онкологии и патологической анатомии. Впервые с 2009 учебного года на кафедре хирургии и онкологии с курсами ИПО проводится обучение в интернатуре по онкологии, подготовку по онкологии проходят 6 интернов. Для последипломной подготовки специалиста предусмотрена двухгодичная клиническая ординатура и аспирантура по онкологии.
Мастер-классы, которые проводятся с приглашением ведущих специалистов по различным профилям, также способствуют повышению профессиональной подготовки онкологов. Ежегодно проводится научная сессия Ассоциации онкологов Башкортостана с изданием сборника трудов и докладами ведущих специалистов по ключевым проблемам онкологии. В серии «Библиотека практического врача» под ред. Ш.Х. Ганцева (издательство ГЭОТАР) подготовлены к изданию пособия для врачей «Заболевания шейки матки», «Рак желудка», «Рак ободочной и прямой кишки», «Амбулаторная онкология», «Рак молочной железы» и др., предназначенные для повышения уровня профессиональной подготовки онкологов.
Таким образом, в Башкирском государственном медицинском университете создана стройная система непрерывного, мультидисциплинарного, качественного и эффективного преподавания онкологии в системе высшего профессионального и последипломного образования, обеспечивающая релевантность подготовки специалистов.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РИСКА РАКА МОЛОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ НА ОСНОВЕ ГЕНЕТИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ
Г.Ф. Зиннатуллина, М.А. Бермишева, В.А. Кононова, А.Р. Фарахтдинова, Э.К. Хуснутдинова
Башкирский государственный медицинский университет, Уфимский научный центр РАН (г.Уфа)
Рак молочной железы (РМЖ) является самой распространенной онкологической патологией среди женского населения, и все же за последнее десятилетие отмечается неуклонный рост заболеваемости РМЖ. Риск возникновения РМЖ в течение жизни определяется в среднем 10-20% и повышается в семьях высокого риска [Claus at al. 1991; Eeles et al. 1994].
Гены-супрессоры опухолевого роста BRCA1 и BRCA2 - два основных гена, вовлеченных в развитие РМЖ. Лишь небольшой процент случаев возникновения РМЖ можно объяснить наличием мутаций в данных генах. Протеины, кодируемые генами BRCA1 и BRCA2 - компоненты общего сигнального пути, контролирующего целостность генома, апоптоз, дифферен-цировку клеток и нормальный ответ клетки на двуце-почечные повреждения ДНК вследствие воздействия ионизирующего излучения. Передача информации после активации сигнального пути осуществляется посредством множества участников, среди которых белковые продукты таких генов как ATM, TP53, RAD50, MRE11, CHEK2, MDC1, RNF8, NBN и др. Нарушение функции одного из них является ключевым звеном в этиологии злокачественных новообразований.
Нибрин (продукт гена NBN) является одним из центральных участников ответа клетки на дву-
цепочечные повреждения ДНК. ATM зависимое фосфорилирование (активация протеина) NBN происходит по нескольким сайтам после воздействия повреждающего агента. Как следствие - NBN совместно с RAD50 и MRE11 (как часть MRN- комплекса, формирующегося в местах двуцепочечных разрывов ДНК) накапливается в радиационно-ин-дуцированных центрах, рекрутируя в свою очередь BRCA1 /2 и других участников данного сигнального пути. Мутации в гене NBN являются причиной нарушения ответа клетки на повреждения ДНК, что приводит к хромосомной нестабильности и дисре-гуляции клеточного цикла. Зародышевые мутации NBN гена в гомозиготном состоянии ответственны за возникновение синдрома Ниймеген (НБС), главным образом, встречающегося в славянских популяциях.
Синдром Ниймеген - это редкое аутосомно-рецессивное заболевание, для которого характерны задержка роста, иммунодефицит и предрасположенность к развитию злокачественных новообразований. На сегодняшний день установлено, что около 90% пациентов НБС славянского происхождения являются гомозиготными носителями мутации c.657del5 в гене NBN. Частота встречаемости данной