Н.А. КОХАНИК, докторант кафедры декоративно-прикладного искусства и технической графики, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дизайна Орловского государственного университета Тел.: (0862) 74-09-58 (раб.), 8-906-569-73-05;[email protected]
ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА
В статье дан обзор основных подходов к организации образовательного процесса на художественно-графическом факультете на современном этапе. Рассматривается становление педагогической культуры будущего учителя изобразительного искусства как синтеза общечеловеческой и профессиональной культуры. Анализируются различные взгляды педагогов на проблему соотношения образования и культуры, выделяются общие положения решения проблемы. Культурологический подход показан как совокупность методологических приемов, анализирующих социальные сферы жизни через призму культурологических понятий.
Ключевые слова: профессиональные умения, художественное образование, культурология образования, культурологический подход, социокультурная компетентность, учитель изобразительного искусства.
В настоящее время в связи с вхождением России в мировое образовательное пространство возникает необходимость поиска инновационных стратегией развития высшего педагогического образования. Более высокие требования предъявляются не только к профессиональным качествам, но и к личности, уровню культуры учителя, в том числе учителя изобразительного искусства. В современной школе происходят существенные изменения в социокультурном контексте изучения изобразительного искусства: разработаны стандарты нового поколения, образовательные программы и учебно-методические комплекты. Современный учитель изобразительного искусства должен быть творческой, разносторонне развитой личностью.
На художественно-графическом факультете Орловского государственного университета в рамках данного направления осуществляется подготовка бакалавра художе -ственного образования. Как отмечается в Государственном образовательном стандарте, выпускник по направлению 540700 Художественное образование в соответствии с уровнем своей квалификации подготовлен для работы в образовательных учреждениях различного типа и готов осуществлять научно-исследовательскую, преподавательскую, коррекционно-развивающую и культурно-просветительскую деятельность.
В процессе обучения на факультете основное внимание уделяется развитию личности студента как субъекта профессиональной культуры, единству знаний, нравственности, духовности, творческому потенциалу. Тем не менее остро встают вопросы подготовки учителя, способного решать не только узкопрофессиональные задачи в рамках одного школьного предмета, но и освоения тех аспектов культуры, которые обеспечивали бы способность личности к самопознанию, самосовершенствованию, творческому росту на основе принципов культуросообразности, гуманизации и профессионализации.
© Н.А. Коханик
—---------------—=-------------------------------------------—
Среди современных подходов к организации образовательных процессов высших учебных заведений можно выделить следующие: личностно ориентированный подход (Е .В. Бондаревская, Э.Ф. Зеер, Л.М. Митина, Н.Л. Селиванова, В.В. Сериков, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская и др.); компетентностный подход (И.М. Агибова, Т.И. Анохина, М.Е. Бершадский, В.А. Болотов, Е.В. Бондарева, П.П. Борисов, Т.В. Гериш, В.В. Гузеев, А.А. Дахин, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, О.Е. Лебедев, А.В. Хуторской и др) ); деятельностный подход, опирающийся на работы Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и развитый в трудах Б.Ц. Бадмаева, В.В. Давыдова, И.И. Ильясова, З.А. Ре-шетовой, Н. Ф. Талызиной, Л. М. Фридмана, Д. Б. Эльконина и др.; культурологический подход (Г.И. Гайсина, И.Ф. Исаев, А.К. Колесова, З.И. Рав-кин, Е.Н. Шиянов и др.).
Сегодня весьма актуален культурологический подход, основные предпосылки которого относятся к эпохе Просвещения и встречаются в педагогических воззрениях Дж. Локка (1632-1704), К.А. Гельвеция (1715-1771), Ф.А.В. Дистервега (1790-1866). Дистервег ввел в основу построения педагогического процесса принципы культуросооб-разности и самодеятельности, т.е. активности ребенка в процессе обучения, целью которого является овладение культурой. Он считал, что воспитание должно считаться не только с природой ребенка, но и с уровнем культуры данного времени и страны, в которой он живет. В области художе -ственного образования это было существенным шагом вперед и означало признание за ребенком права на самостоятельное художественное выражение в рисунке, а также понимание ценности детского творчества как части культуры.
Принципы культуросообразности и гуманизма получили свое продолжение в трудах П.П. Блонского, К.Н. Вентцеля, С.И. Гессена, А.В. Луначарского, В.П. Острогорского, М.М. Рубинштейна, Л.Н. Толстого, К. Д. Ушинского и других педа-гогов-мыслителей. С.И. Гессен [3] отмечает, что образование есть социокультурный механизм, обеспечивающий сохранение и передачу достижений культуры от поколения к поколению.
В настоящее время изучением различных аспектов культурологического подхода к образованию занимается ряд исследователей.
Доктор педагогических наук Г.И. Гайсина в
диссертации «Культурологический подход в теории и практике педагогического образования» отмечает: «со сменой образовательной парадигмы, переходом на личностно ориентированые технологии педагогического образования, нацеленные на развитие субъектности педагога, его профессионально-педагогической культуры и творческого стиля педагогической деятельности, высшая педагогическая школа выступает как институт расширенного воспроизводства и развития культуры» [2, с. 3], также она считает, что в педагогической науке обозначился концептуальный поворот в рус -ло идей культурологии образования, складывается парадигма воспитания с позиций культуры.
Эту же проблему поднимает Н.Б. Крылова в статье «Культурология образования». Автор рассматривает культурологический подход как «совокупность методологических приемов, обеспечивающих анализ любой сферы человеческой жизни и деятельности через призму системообразующих культурологических понятий, таких как культура, культурные образцы, нормы и ценности, уклад и образ жизни, личность и социум, культурная деятельность и интересы» [5, с. 65].
Т. Стерликова в статье «Социальное понимание культурологии» также отмечает важность использования культурологического подхода в процессе подготовки специалистов. К основным аспектам культуры применительно к профессиональной деятельности Т. Стерликова относит прежде всего духовные ценности; совокупность отношений людей между собой, к самим себе; продукты духовного труда в сфере языка, искусства, общественных наук; систему социальных норм и учреждений, духовные ценности. Причем под уровнем образованности и профессионализма автор понимает особое качество личности, которое характеризуется способностями решать задачи познавательной, ориентационной, коммуникативной и преобразовательной деятельности, опираясь на освоенный социальный опыт. «Способность применять культурологический подход к конкретной профессиональной деятельности в значительной мере влияет на черты и характеристики профессиональной культуры специалиста, структурным элементом которой является социокультурная компетентность» [8]. Важным понятием здесь является понятие профессиональной культуры специалиста, в нашем случае - учителя изобразительного искусства.
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
Педагогическое образование с позиции культурологического подхода представляет собой социокультурный феномен и направлено на становление педагогической культуры будущего учителя как синтеза общечеловеческой и профессиональной культуры.
Важным фактором становления профессиональной педагогической культуры является ее рассмотрение через фундаментальный и прикладной аспекты. Фундаментальный аспект предполагает определение следующих дефиниций, таких как онтология, гносеология профессиональной педагогической культуры; ее морфология, семантика, антропология, социология, историческая динамика.
Прикладной аспект дает представление о культурной политике, функциях культурных институтов, методах, технологиях прогнозирования, проектирования и регулирования социокультурных процессов, имеющих место в практике педагогики.
Социокультурная компетентность является составной частью профессиональной культуры специалиста и представляет собой «готовность и способность партнеров по коммуникации к ведению диалога на основе знаний собственной культуры и культуры партнера», - отмечает А.П. Садохин в статье «Межкультурная компетентность: понятие, структура, пути формирования» [7, с. 130]. Автор рассматривает субъект-объектный и субъект-субъектный способы общения. Социокультурная компетентность, пишет А.П. Садохин, предполагает «умение ориентироваться во времени и пространстве, понимание социального статуса партнера, умение использовать различные языковые нормы (формальный и неформальный стили, профессиональную лексику и т.д.), знание межкуль-турных различий поведенческих ритуалов... Отсутствие компетентных знаний как о своей, так о чужой культуре является источником конфликтов, кризисов, непонимания или недопонимания партнеров по коммуникации» [7, с. 130]. Большую роль автор отводит формированию межкультурной компетентно сти.
Доктор педагогических наук И.Ф. Исаев в своих научных трудах «Творческая самореализация учителя: культурологический подход»; «Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы» дает наиболее полное теоретико-методологическое обоснование формирования профессиональнопедагогической культуры с позиций культурологи-
ческого подхода. Автор выделяет следующие ком -поненты профессинально-педагогической культу -ры: структурные (аксиологический, технологический, личностно-творческий) и функциональные (гносеологический, гуманистический, коммуникативный, обучающий, воспитательный, нормативный и информационный) [4].
Рассматривая вопросы формирования профессионально-педагогической культуры, Г.И. Гайсина отмечает, что «профессиональная подготовка учителя представляет собой культуротворческий образовательный процесс, в котором студент и преподаватель реализуют себя как субъекты культуры, а содержание образования строится в соответствии с содержанием педагогической культуры, применяются личностно ориентированные образовательные технологии, используются культурные критерии оценки уровня готовности учителя к профессионально-педагогической деятельности» [2, с. 110]. Формирование педагогической культуры представляет собой «развертывание субъектности в движении от первичного освоения и репродуктивно-творческого усвоения норм и требований педагогической культуры к нахождению личностных смыслов ее ценностей, внутреннему их принятию и трансляции в актах творческой самореализации» [2, с. 150]. Понятие субъектности является одним из важных составляющих в развитии профессионально-педагогической культуры. Выделяют следующие уровни развития субъектности будущего педагога: адаптивный; репродуктивный; репродуктивно-творческий; творческий.
Будущий учитель может овладеть профессионально-педагогической культурой через активные процессы ее усвоения, развивая в себе ее черты через акты педагогического творчества, что немаловажно для художника-педагога.
Одной из важных составляющих образовательного процесса при подготовке учителя изобразительного искусства являются общепрофессиональные дисциплины, к которым относятся технологии и методики обучения живописи, рисунку, композиции, декоративно-прикладному искусству; истории и теории художественного образования. В частности, особое внимание уделяется изучению развития отечественной и зарубежной художе -ственно-педагогической мысли и художественнообразовательной практики в контексте развития культуры и искусства.
С позиции культурологического подхода изучение истории художественного образования знакомит студентов с педагогическими системами разных эпох; ценностными ориентациями, свойственными той или иной социокультурной модели; взаимосвязями основных направлений художественного образования: народного, религиозного, светского. Историко-педагогические знания позволят решать актуальные проблемы образования в области искусства. Важная роль принадлежит работе студентов в ходе различных видов практик (музейной, учебно-творческой, педагогической). Студенты изучают педагогические традиции, инновационную, актуальную педагогическую культуру, обеспечивая преемственность профессионально-педагогических знаний. Тем самым осуществляются культурные функции педагогического образования как социокультурного феномена. К культурным функциям относят: гуманитарную; культуротрансляционную и культуротворческую. И если первые две функции, присущие личностно ориентированному обучению, реализуются в современном об-
разовательном процессе, то культуротворческая функция еще недостаточно освоена. Именно культуротворческая функция предполагает создание культурно-образовательного пространства для осуществления творческой самореализации личности будущего педагога-художника.
Таким образом, процесс подготовки учителя изобразительного искусства на художественнографическом факультете с использованием культурологического подхода имеет важное социальное и практическое значение. Применение лич-ностно ориентированных образовательных технологий, построение образовательного процесса в соответствии с содержанием педагогической культуры учителя изобразительного искусства, овладение ценностями педагогической культуры на уровне личностного смысла позволят развить творческие способности, гуманитарное мышление и гуманистическую позицию будущего учителя, способного проектировать культурно-образовательное пространство для саморазвития личности ученика.
Библиографический список
1. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход [Текст] / А. А. Вербицкий. - М.: Высшая школа, 1991. - 207 с.
2. Гайсина Г.И. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования [Текст]: Дис. ... д-ра пед. наук / Г.И. Гайсина. - Москва, 2002. - 366 с.
3. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев [Текст] / С.И. Гессен. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 448 с.
4. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы [Текст] / И.Ф. Исаев.- М.; Белгород: МпГУ, БГПИ, 1993. - 219 с.
5. Крылова Н.Б. Культурология образования [Текст] / Н.Б. Крылова // Народное образование. - 2000. - №. - С. 65.
6. Сборник нормативных документов. Искусство / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. [Текст] Учебно-методическая комплексная документация. - М.: Дрофа, 2004. - 63 с.
7. Садохин А.П. Межкультурная компетентность //Журнал социологии и социальной антропологии. - Том Х, 2007 [Электронный ресурс]: [сайт]. Режим доступа: http://www.jourssa.rU/2007/1/GaSadohin.pdf, свободный. Загл. с экрана
8. Стерликова Т. Социальное понимание культурологии //Аналитическая культурология. - № 1(16). - 2010 [Электронный ресурс]: [сайт]. Режим доступа: http://www.analiculturolog.ru/journal/newjournal.html., свободный. Загл. с экрана
]\.Л. коилмк
INCREASE OF VOCATIONAL TRAINING OF THE TEACHER OF THE FINE ARTS IN THE CONTEXT OF CULTUROLOGICAL
In the article the review of the basic approaches to the organisation of educational process at the art-graphic faculty at the present stage is given. Formation of pedagogical culture of the future teacher of the fine arts is considered as synthesis of universal and professional culture. Methods, forms and means of increase of professional culture are offered, practical recommendations about carrying out of employment on the basis of culturological and active approaches are made.
Key words: professional abilities, an art education, formation cultural science, the culturological approach, the teacher of the fine arts.