3. Suslova F.P., Sycha V.L., Shustina B.N. Sovremennaya sistema sportivnoj trenirovki. -M., 1995. 446 s.
4. Fateeva O.A., Fateev G.V. Programma po khokkeyu s myachom./O.A. Fateeva,
G.V. Fateev. -Irkutsk: Papirus, 2008.
Фоминых Александр Викторович - кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры и спорта Хакасского государственного университета имени
H.Ф.Катанова
Fominykh Aleksandr - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Physical Culture and Sports of the Khakas State University named after N.F. Katanov
УДК 796.012.114:796.814-055.25-053.5"465.12/.14
ПОВЫШЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ
САМБИСТОВ 12 - 14 ЛЕТ
Фоминых А.В.
Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан
INCREASING INDICATORS OF SPEED-POWER TRAINING OF YOUNG SAMBISTS 12 -
14 YEARS
Fominykh A.V.
Khakass State University N.F. Katanov, Abakan
В статье представлены материалы исследования развития скоростно-силовых способностей у самбистов во время учебно-тренировочного процесса на основе использования целевых заданий блочным способом и описаны результаты проведенных исследований.
Ключевые слова: скоростно-силовые способности, совершенствование технико-тактического мастерства, круговая тренировка, эффективность подготовки.
Materials of studying development are presented of speed-strength abilities of sambo wrestkers during the training process based on the use of target tasks in a block way and the results are described of the conducted studies.
Key words: speed-strength abilities, improvement of technical and tactical skills, circular technology, training effectiveness.
Актуальность. Важность скоростно-силовой подготовки для юных самбистов не вызывает сомнений, так как дальнейший рост уровня технико-тактического мастерства базируется на высоком потенциале его физической подготовленности. В исследованиях В.С. Дахновского, А.Д. Егизаряна, Ю.М. Закарьяева, В.Г. Ивлева, С.Д. Ионова и др. [1, с.62] указывается на то, что поднятие уровня общефизической и специальной скоростно-силовой подготовленности спортсменов происходит за счет средств самой
Тувинский государственный университет
борьбы, то есть, применяя большое количество разнообразных тренировочных заданий в процессе технико-тактической подготовки. Но, используя только эти средства подготовки нельзя, наверное, и невозможно целенаправленно развивать именно те физические качества, которые позволяют самбисту ускорить процесс освоения новых технических действий. В данном случае, если не применять концентрированной углубленной тренировки скоростно-силовой направленности, то в процессе совершенствования технико-тактического мастерства спортсменов не произойдет значительного повышения уровня развития скоростно-силовых качеств [3, с.37].
Гипотеза исследования: мы предположили, что использование целенаправленных средств скоростно-силовой подготовки блочным способом будет способствовать более эффективному совершенствованию специальных физических качеств юных самбистов 12 - 14 лет.
Свой эксперимент мы начали на подготовительном этапе, когда юные самбисты обеих групп готовились к новому сезону в условиях 8-недельного учебно-тренировочного сбора (июль-август) на базе детского спортивно-оздоровительного лагеря «Баланкуль» (Аскизского района). На этом этапе преследовалась основная цель - повышение уровня функциональной, скоростно-силовой подготовленности самбистов экспериментальной группы. Одной из рациональных форм организации спортивной подготовки являются круговые тренировки. Они дают возможность приблизить характер деятельности при выполнении подготовительных упражнений, к режимам работы, свойственным соревновательным упражнениям, создавая тем самым благоприятные условия для переноса тренированности.
Характеризуя круговую тренировку, применяющуюся на этапе базовой подготовки, хотелось бы отметить, что направленность используемых упражнений была идентичной. Известно, что эффект тренировочной нагрузки будет больше, если выше интенсивность и длительность. Отсюда следует, что при развитии скоростно-силовых качеств необходимо стремиться к повышению нагрузки до максимальной с одновременным увеличением длительности ее воздействия, ориентируясь на условия соревновательной деятельности. В связи с этим в круговой тренировке использовались только восемь станций (упражнений). Все эти упражнения моделируют соревновательные, они в какой-то мере и развивают те основные группы мышц, которые участвуют в выполнении большинства технических действий в борьбе самбо, с помощью этих комплексов упражнений круговой тренировки можно вывести спортсмена на новый двигательный режим, приближенный к условиям соревновательной деятельности.
Круговая тренировка выполнялась один раз в день и всегда только после разминки, которая включала в себя бег, общеразвивающие упражнения и акробатические упражнения. Такое построение тренировочного процесса имело место в дневной тренировке, а в вечерней предусматривалось только совершенствование технико-тактических действий.
Рассмотрим полученные результаты на разных этапах педагогического эксперимента. На начало экспериментальной работы группы не имели, достоверных
отличий, что говорит об их однородности по проявлению скоростно-силовых способностей на начало экспериментальной работы.
По завершению экспериментальной работы, проведя анализ, мы увидели, что во всех тестах за 9-ти месячный эксперимент нам удалось получить достоверные отличия между группами, что говорит о высокой эффективности использования экспериментальных средств блочным способом в тренировочном процессе экспериментальной группы.
Согласно полученным данным в результате тестирования, наибольший прирост получен у самбистов экспериментальной группы. В тесте «Прыжок в длину с места» абсолютный прирост составил 20,1 (см), что в процентах составляет 10,3%. В тесте «Время выполнения 10 подтягиваний» прирост составил - 21,07%. В тестовом задании «Челночный бег 3*10 м» прирост достиг 16% . В тестовом задании «Выполнения 10 бросков манекена» мы достигли прироста 7,71%. В тесте «Выполнение 30 подворотов» мы получили 3,11%. И в тесте «10 напрыгиваний на высоту 0,7 м мы достигли 13,9%.
В результате определения различий между группами нам удалось получить достоверные результаты во всех тестах при 5% значимости (Р), что позволяет утверждать об эффективности применения блоков концентрированной скоростно-силовой подготовки в тренировочном процессе, а это позволяет более существенно повысить показатели скоростно-силовой подготовленности юных самбистов 12 - 14 лет.
Библиографический список
1. Карелин А.А., Иванюженников Б.В., Нелюбин В.В. Модель высококвалифицированного борца. Монография. - Новосибирск, 2005.-272с.
2. Талыкин Г.П. Физическая и волевая подготовка студентов, занимающихся спортивной борьбой. - Воронеж, 2002.
3. Туманян Г.С. Спортивная борьба: теория, методика, организация тренировки. Учебное пособие. В 4-х кн. Кн. IV. Планирование и контроль. - М.: Советский спорт, 2000.
Bibliograficheskij spisok
1. Karelin A.A., Ivanyuzhennikov B.V., Nelyubin V.V. Model vysokokvalifitsirovannogo bortsa. Monografiya. - Novosibirsk, 2005.-272s.
2. Talykin G.P. Fizicheskaya i volevaya podgotovka studentov, zanimayuschikhsya sportivnoj borboj. - Voronezh, 2002.
3. Tumanyan G.S. Sportivnaya borba: teoriya, metodika, organizatsiya trenirovki. Uchebnoe posobie. V 4-kh kn. Kn. IV. Planirovanie i kontrol. - M.: Sovetskij sport, 2000.
Фоминых Александр Викторович - кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры и спорта Хакасского государственного университета имени Н.Ф. Катанова
Fominykh Aleksandr - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Physical Culture and Sports of the Khakas State University named after N.F. Katanov